Система управления обучением как основа организации электронного обучения в вузе
Кашина Ольга Андреевна начальник Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, доцент, кандидат физико-математических наук, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.
Туполева,
ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631 oakashina@kai. га,
Устюгова Виктория Николаевна ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.
Туполева,
ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631 vnustyugova@kai. ru,
Архипов Руслан Евгеньевич ведущий инженер Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.
Туполева,
ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631 [email protected],
Шакиров Ирек Ильгамович ведущий инженер-программист Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.
Туполева,
ул. Четаева, 18а, г .Казань, 421001, (8432) 311631 iishakirov@kai. ru
Аннотация
В статье исследуется значение системы управления обучением как необходимого условия эффективной организации учебного процесса на основе принципа обратной связи. Обосновывается важность решения о выборе вузом конкретной системы управления обучением, приводятся критерии сравнения систем управления обучением. Анализируется опыт использования LMS BlackBoard и MOODLE в КНИТУ-КАИ. Теоретической основой исследования являются положения общей теории систем в приложении к стратегическому университетскому управлению, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные авторами за время работы в КНИТУ-КАИ (2015-2017 гг.) и других вузах Казани.
In this paper we consider the use of a Learning Management System (LMS) at a university as a necessary condition for the effective organization of the teaching process on the basis of the feedback principle. We demonstrate the importance of the proper choice of an LMS and propose criteria for comparing various LMS. The
theoretical basis of the study is the general system theory in application to strategic university management. The empirical basis of this work is formed by practical results obtained by the authors during their work at Kazan National Research Technical University (2015-2017) and other universities in Kazan, Russia, especially their experience of using LMS BlackBoard and MOODLE.
Ключевые слова
образование, вуз, университет, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, система управления обучением, Learning Management System, LMS, MOODLE, BlackBoard, модель обучения, веб-поддержка обучения, смешанное обучение, исключительно дистанционное обучение, интерактивность, коммуникация, качество обучения, электронный курс
education, university, e-learning, distance learning technologies, Learning Management System, LMS, MOODLE, BlackBoard, teaching model, web-based learning, blended learning, distance learning, interactivity, communication, quality of education, e-course
Введение
Несмотря на стремительное развитие современных дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ), общественное мнение относительно их применения в вузовском образовании остаётся неоднозначным. Среди преподавателей российских вузов довольно сильны предубеждения, связанные с недопониманием или неадекватным восприятием обучения с применением ДОТ как исключительно дистанционного обучения. Более того, нередко ставится «знак равенства» между последним и традиционным заочным обучением, т.е. обучением, осуществляемым студентом, в основном, самостоятельно, без участия преподавателя. При этом значительная часть вузовских преподавателей низводит роль систем управления обучением (англ.: Learning Management System, LMS), составляющих основу обучения с применением ЭО, ДОТ, до примитивного хранилища файлов. Напомним, что «Электронное обучение - это организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» ([1], п.1 ст.16). Таким образом, как следует из Закона, взаимодействие участников учебного процесса является неотъемлемым свойством электронного обучения.
В данной статье мы хотим показать, что электронное обучение, осуществляемое с применением ДОТ, не только не исключает обратной связи, как необходимого условия эффективной организации учебного процесса, но, напротив, предоставляет множество вариантов её организации. Центральное место здесь принадлежит использованию системы управления обучением, от правильного выбора и использования которой зависит качество электронного обучения в вузе.
Система управления обучением - основные понятия, связь с моделью электронного обучения в вузе
В отсутствие определения понятия «Система управления обучением», утверждённого государственным стандартом, будем использовать этот термин для обозначения информационных систем, обеспечивающих административную, техническую и методологическую поддержку процессов, связанных с электронным обучением. LMS представляет собой программное обеспечение для разработки электронных курсов, их размещения и непосредственного проведения электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, анализа активности студентов, выставления оценок и т.д. В настоящее время в мире существует множество LMS, например, В1аскВоаМ, MOODLE, ILIAS, Desire2Leam и т.д. Имея сходные общие функции, LMS довольно сильно различаются по ряду параметров, поэтому очень важен вопрос о выборе LMS вузом. При выборе LMS (одной или нескольких) необходимо учитывать множество факторов, в частности, -принятую в вузе модель электронного обучения (далее - ЭО).
Следует заметить, что в академическом сообществе не существует единого подхода к пониманию модели обучения с применением ДОТ. В [2] делается обзор подходов к классификации моделей, предлагаемых разными авторами. В [3] обосновывается необходимость выбора модели применения ДОТ, зафиксированного в локальной нормативной базе университета, как обязательного условия обеспечения высокого качества электронного обучения.
В данной статье мы будем придерживаться классификации моделей обучения с применением ДОТ, принятой в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева (далее - КНИТУ-КАИ). Критерий, положенный в основу этой классификации, - есть доля академической нагрузки, реализуемой с применением ЭО, ДОТ:
• веб-поддержка традиционных форм обучения (до 30% академической нагрузки реализуется с применением ЭО, ДОТ);
• смешанное обучение (30% - 70% академической нагрузки реализуется с применением ЭО, ДОТ);
• исключительно дистанционное обучение (70% - 100% академической нагрузки реализуется с применением ЭО, ДОТ).
В настоящее время электронное обучение в КНИТУ-КАИ в рамках основных образовательных программ (далее - ООП) осуществляется согласно первой модели (веб-поддержка), в рамках дополнительных образовательных программ (далее - ДОП) применяются первая и третья модели. (В перспективе - внедрение смешанного обучения в ООП, однако следует заметить, что этот процесс требует пересмотра всей локальной нормативной базы университета, создания соответствующей инфраструктуры, подготовки преподавателей и студентов.)
Веб-поддержка обучения (по ООП) реализуется, главным образом, для организации самостоятельной работы студентов с использованием электронных курсов. Дистанционное обучение (слушателей ДОП) реализуется посредством применения электронных курсов, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий за счёт применения принципа обратной связи.
Следует подчеркнуть, что именно организация обратной связи в процессе обучения - это то главное, что отличает любую современную LMS от хранилища файлов. Использование LMS не просто позволяет использовать обратную связь в процессе обучения, но именно предполагает её использование, предоставляя для этого соответствующие технологические возможности. Все функциональные инструменты LMS подразделяются на две группы:
• элементы, или средства обеспечения интерактивности и коммуникативности учебного процесса, использование которых предполагают тот или иной уровень взаимодействия («обучаемый -контент», «обучаемый - преподаватель» или «обучаемый - обучаемый») -к числу таких элементов LMS относятся, например, тесты, задания, Wiki, форумы, чаты, опросы, интерактивные объекты «лекция» и т.п.;
• ресурсы, или неинтерактивные объекты (файлы, гиперссылки, пояснения, ЫшЪстраницы и пр.).
Необходимо понимать, что в электронном обучении огромное значение имеет методология создания и использования в электронных курсах интерактивных элементов LMS, т.е. выстраивание образовательной траектории, её индивидуализация посредством соответствующего проектирования электронных курсов и их реализации в той или иной LMS. Здесь во главе угла должна находиться выбранная модель обучения с применением ДОТ.
Выбор системы управления обучением как условие эффективной организации электронного обучения
Помимо модели электронного обучения, при выборе LMS необходимо учитывать большое количество факторов, характеризующих
• функциональность системы (наличие функций, необходимых для организации обучения на основе реализации принципа обратной связи: наличие средств разработки контента, включая интерактивные элементы (средства контроля знаний обучаемых и средства коммуникации), наличие инструментов анализа активности обучаемых, средств управления курсами и т.д.);
• надёжность (удобство администрирования системы, простота редактирования контента, защита данных);
• стабильность (устойчивость работы системы относительно различных режимов функционирования, количества пользователей и их активности);
• дружественность интерфейса, удобство использования обучаемыми и преподавателями-авторами электронных курсов, доступность, наличие русской локализации продукта;
• модульность (возможность использования отдельных структурных единиц электронного курса (микромодулей, блоков учебного материала) в других курсах.
• мультимедийность (возможность использования в электронных курсах графических, аудио-, видео-ресурсов и т.д.);
• масштабируемость (отсутствие ограничений по количеству электронных курсов и количеству обучаемых, зарегистрированных в системе);
• кросс-платформенность (LMS не должна быть привязана к какой-либо операционной системе - как на стороне сервера, так и на клиентских компьютерах; для доступа к системе должны использоваться стандартные средства, от пользователей не должно требоваться установки каких-либо дополнительных программных средств);
• перспективность (LMS должна постоянно развиваться, должны регулярно появляться новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий и стандартов, реализующие новые функциональные возможности, сохраняя предыдущий функционал);
• возможность технической поддержки (полнота средств для поддержки работоспособности системы, стабильности её функционирования,
устранения ошибок и уязвимостей - как собственными техническими специалистами вуза, так и с привлечением специалистов из компании-разработчика);
• стоимость (здесь необходимо учитывать не только цену LMS, но и финансовые и трудовые затраты на её внедрение, на разработку и сопровождение электронных курсов, а также наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на обучаемых).
Подробный перечень требований к LMS, выполнение которых необходимо для эффективной организации электронного обучения в вузе (в соответствии с выбранной моделью обучения) см., например, в [4].
Обращаясь к опыту КНИТУ-КАИ, следует указать тот факт, что на момент создания в вузе (в феврале 2015 года) специального структурного подразделения для организации и координации работы по развитию электронного обучения - Отдела электронных технологий в образовании (далее Отдел ЭТвО) - сотрудниками которого являются авторы данной статьи, в университете уже использовалась LMS BlackBoard. Технической поддержкой системы занимался Департамент информационных технологий КНИТУ-КАИ, это же подразделение отвечало за обучение преподавателей созданию электронных курсов. Методологическая основа подготовки ППС фактически отсутствовала, что, по нашему мнению, стало серьёзным препятствием на пути эффективного развития электронного обучения в вузе.
Проведённый SWOT-анализ предложений систем управления обучением (подробнее о SWOT-анализе как инструменте комплексной оценки ситуации и стратегического планирования см., например, в [5]) показал преимущество другой LMS - MOODLE (англ.: Modular Object Oriented Distance Learning Environment, т.е. Модульная Объектно-Ориентированная Среда Дистанционного Обучения) ([6], [7]).
Помимо того, что LMS MOODLE распространяется бесплатно (в то время как за BlackBoard и отдельные модули к ней университеты платят немалые деньги), MOODLE имеет ряд преимуществ перед BlackBoard, связанных с тем, что эта система разработана с учётом методологии электронного обучения. К мнению сотрудников Отдела ЭТвО относительно преимуществ LMS MOODLE присоединился известный специалист по методическому проектированию электронных курсов из университета Огайо, США (Ohio University, Patton College of Education) Джеффри Кун (Jeffrey Kuhn), посетивший КНИТУ-КАИ в декабре 2017 года:
«... дело даже не только в том, что MOODLE и её обновления распространяются бесплатно,— дело в том, что MOODLE разработана с учетом требований педагогического дизайна, она имеет более дружественный интерфейс (как для преподавателя, так и для обучаемого), более удобна для выстраивания образовательной траектории и для обеспечения коммуникации между всеми участниками образовательного процесса». [8]
Немаловажно и то, что сотрудниками Отдела ЭТвО накоплен большой опыт практического использования MOODLE в преподавательской работе в вузах Казани. Более того, вопросы электронного обучения (в частности, различные аспекты разработки электронных курсов в LMS MOODLE) составляют сферу наших научных интересов, итоги проводимых нами исследований в этой области неоднократно докладывались на научно-практических конференциях и публиковались в различных изданиях (например, [9] - [15]).
Понимая, что переход с одной системы управления на другую - процесс очень сложный, длительный и трудозатратный, было принято решение о сохранении LMS BlackBord для поддержки программ ООП (веб-поддержки самостоятельной работы студентов) и о внедрении LMS MOODLE для реализации дополнительных образовательных программ, в том числе - реализуемых исключительно посредством применения дистанционных образовательных технологий. Все вопросы, связанные с
установкой, настройкой и сопровождением LMS MOODLE взяли на себя специалисты Отдела ЭТвО.
Необходимо иметь в виду, что использование LMS требует постоянной технической поддержки. Желательно, чтобы в организации был специалист (инженер), отвечающий за бесперебойную работу системы. В Отделе ЭТвО этим занимается И.И.Шакиров, один из соавторов данной статьи.
Отметим основные моменты, связанные с технической поддержкой LMS MOODLE:
• Для установки системы Департаментом информационных технологий КНИТУ-КАИ Отделу было выделено два виртуальных сервера с ОС Debian.
• Для повышения производительности система была установлена на два сервера: один из них используется для хранения файловой части системы, второй обслуживает базу данных.
• Для обновления системы и создания резервных копий нами были написаны отдельные скрипты, которые запускаются в автоматическом режиме в заранее указанное время.
• Для обеспечения бесперебойной работы системы были организованы разные уведомления для оповещения администраторов - это позволило в кратчайшие сроки решать возникающие в системе проблемы.
• Несмотря на масштабируемость системы, нельзя игнорировать закон перехода количества в качество: при увеличении числа пользователей и особенно - числа одновременных подключений (например, при массовом тестировании обучаемых) в LMS MOODLE возможны проблемы, связанные с характеристиками отказоустойчивости системы. Для их предупреждения необходимо организовать мониторинг ресурсов системы и, при необходимости, своевременно увеличивать ресурсы серверов и/или выполнить перенастройку системы. Заметим, что это возможно только при наличии у администратора постоянного доступа к серверам системы.
Почти сразу же, с момента создания Отдела ЭТвО (в феврале 2015 года) сотрудниками Отдела при участии директора НТБ КНИТУ-КАИ, советника ректора по вопросам электронного обучения Г.В.Ившиной была разработана дистанционная программа «Методология создания и использования электронных курсов» (72 часа), нацеленная на выработку у преподавателей КНИТУ-КАИ компетенций педагогического проектирования электронных курсов для их использования в рамках веб-поддержки обучения студентов университета по основным образовательным программам [16]. По состоянию на 19.03.2018 г. по этой программе обучено более 100 человек (в том числе - полный состав Набережночелнинского филиала университета); все обученные разработали собственные электронные курсы, часть которых уже прошла экспертизу в Отделе ЭТвО [17].
Таким образом, в настоящее время в университете успешно функционируют две системы управления обучением:
• BlackBoard (по состоянию на 19.03.2018 г. в ней создано около 3700 курсов, используемых для веб-поддержки традиционных форм обучения, причём 215 из них прошли экспертизу в Отделе ЭТвО);
• MOODLE (по состоянию на 19.03.2018 г. в ней в разной стадии разработки находится около 40 электронных курсов по 10 программам дополнительного образования).
Обе системы управления обучением активно используются в учебном процессе в рамках указанных выше моделей.
Заключение
В данной статье исследуется значение системы управления обучением как
необходимого условия эффективной организации учебного процесса на основе
принципа обратной связи. Обосновывается важность решения о выборе вузом
конкретной системы управления обучением, приводятся критерии сравнения LMS.
Анализируется опыт использования LMS BlackBoard и MOODLE в КНИТУ-КАИ.
Литература
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2018 года.
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов /М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 194 с. — Серия : Образовательный процесс.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.А. Шитова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - №4. - 2013 - С. 30-34.
4. Готская И.Б., Жучков В. М. Кораблев А.В. Выбор системы дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // «Ракурс». Статьи о дистанционном обучении [Сайт]. - URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13 (дата обращения 21.03.2018).
5. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е. А. Князева. - Казань : Унипресс, 2001. - 528 с.
6. Moodle Материал из Википедии. [Интернет-ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle (дата обращения 21.03.2018).
7. А.Х.Гильмутдинов, Р.А.Ибрагимов, И.В.Цивильский. Электронное образование на платформе MOODLE. Казань, КГУ, 2008 - 169 стр.
8. Университет Огайо и КАИ: общие задачи в сфере электронного обучения. (05.12.2017) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=7085924
9. Ившина Г.В. Дистанционные технологии обучения в открытом образовании: опыт Казанского Федерального Университета // Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.611-619.
10. Устюгова В.Н., Кашина О.А., Изучаем дистанционные технологии дистанционно: опыт КФУ в обучении преподавателей работе в LMS MOODLE // Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.1380-1389.
11. Р.А. Валитов, В.Н. Устюгова, «Технические вопросы и проблемы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения на базе Moodle» // Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №4. С. 342 — 367.
12. В.Н. Устюгова, Р.А. Валитов, «О процессе создания системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ТГГПУ)» // Образовательные технологии и общество, 2010, том 13, №2. С. 225-239.
13. 1В.Н. Устюгова. Работа студента в системе дистанционного обучения MOODLE. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Казань, ТГГПУ, 2011 г. - 59 с.
14. В.Н. Устюгова. Система дистанционного обучения MOODLE. Учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений. Казань, ТГГПУ, 2010. - 280 с.
15. В.Н. Устюгова. Практикум для изучения возможностей работы в системе дистанционного обучения Moodle. для преподавателей высших учебных заведений. Казань, ТГГПУ, 2010. - 280 с.
16. Методология создания и использования электронных курсов: как повысить квалификацию в области электронных образовательных технологий -рекомендации экспертов. (20.10.2017) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=6971069 (дата обращения 21.03.2018).
17. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги (06.10.2017) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=6956462 (дата обращения 21.03.2018).