О реализации общих принципов кибернетики в инновационном развитии инженерного вуза
Кашина Ольга Андреевна, начальник Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, доцент, кандидат физико-математических наук, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.
Туполева,
ул. Четаева, 18а, г.Казань, 421001, (8432) 311631, oakashina@kai. ru
Аннотация
В статье рассматривается проявление общих законов кибернетики, как науки об управлении, в инновационном менеджменте вуза, в частности, в сфере организации системы электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Теоретической основой исследования являются основные принципы кибернетики и общей теории систем, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные автором за время работы в КНИТУ-КАИ (2015-2017 гг.) и других вузах Казани.
In this paper we study the manifestation of general principles of cybernetics in innovative university management, in particular, in organizing e-learning system on the basis of distance education technologies. The theoretical basis of the research is formed by basic principles of cybernetics and the general system theory. The empirical basis of the work is formed by results of the personal professional experience gained by the author during her work at Kazan National Technical University named after A.N. Tupolev (KNITU-KAI) and Kazan (Volga Region) Federal University (Russia).
Ключевые слова
образование, вуз, университет, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, кибернетика, системный подход, принцип внешнего дополнения, закон необходимого разнообразия, принцип эмерджентности, принцип выбора решения
education, university, e-learning, distance learning technologies, cybernetics, general system theory, system approach, principle of external complement, the law of necessary diversity, the principle of emergence, the decision-choice principle
Введение
Возникшее в древней Греции понятие «кибернетика», обозначавшее искусство управления кораблём, в середине XX века формируется в универсальную науку об управлении сложными динамическими системами и процессами. Под системами кибернетика понимает объекты любой природы, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать её для управления и регулирования. Фундаментальные принципы кибернетики, сформулированные в 1948
году американским учёным, математиком и философом Норбертом Винером (англ.: Norbert Wiener) [1], оказались одинаково применимыми во всех организованных системах - технических, биологических и социальных. Это объясняется единством сущности управления как информационного процесса. Игнорирование объективной основы управления системой любой природы неизбежно приводит к снижению эффективности управления. В частности, если речь идёт об управлении общественным институтом или организацией, то здесь игнорирование общих принципов кибернетики приводит к волюнтаризму и, как следствие, к необоснованным решениям и недостижимым планам, к напрасной трате рабочего времени и сил.
Данная работа посвящена вопросам применения общих кибернетических принципов в управлении инновационным развитием вуза, в частности, в сфере внедрения электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Общие принципы кибернетики в управлении инновациями
Проблема разработки научно обоснованной стратегии внедрения ЭО, ДОТ в образовательную деятельность университета очень сложна и многопланова; специфика вуза лишь усложняет эту проблему. (Специфика КНИТУ-КАИ - это, в первую очередь, инженерная направленность обучения, устоявшиеся университетские традиции, большое число возрастных преподавателей.) В [2] мы сделали попытку обосновать необходимость системного подхода, как одного из фундаментальных принципов кибернетики, к принятию управленческих решений относительно инновационного развития инженерного вуза, включая внедрение ЭО, ДОТ. В данной публикации мы продолжаем наше исследование, рассматривая реализацию других общих кибернетических принципов, в том числе принципа внешнего дополнения и принципа необходимого разнообразия, в управлении инновациями в вузе, связанными с внедрением современных образовательных технологий, и анализируем возможные последствия игнорирования этих законов.
«Чёрный ящик» и принцип внешнего дополнения
Впервые сформулированный британским кибернетиком Стаффордом Биром (англ.: Anthony Stafford Beer), принцип внешнего дополнения гласит: «....любая система управления нуждается в «чёрном ящике» - определённых резервах, с помощью которых компенсируются неучтенные воздействия внешней и внутренней среды» [3].
Действительно, при планировании любой деятельности невозможно предусмотреть все обстоятельства, все объективные и субъективные факторы, влияющие на достижение цели. (Как хорошо известно, именно игнорирование принципа внешнего дополнения при составлении планов развития народного хозяйства СССР привело к дефициту одних видов продукции и перепроизводству других).
Планировать интеллектуальную деятельность, нормировать показатели труда преподавателя вуза очень трудно. Типичной ошибкой планирования является необоснованность устанавливаемых показателей. Особенно трудно бывает обосновать необходимость получения тех или иных конкретных значений характеристик интеллектуального труда. В частности, вряд ли имеет смысл устанавливать в вузе конкретные числовые значения таких показателей использования ЭО, ДОТ как количество электронных курсов, разработанных преподавателями и/или включённых
в Каталог электронных курсов университета, количество использованных МООК (массовых открытых онлайн курсов), количество образовательных программ, использующих ЭО, ДОТ, количество времени, проводимого студентами в системе управления обучением в течение учебного года и т.д. Эти показатели могут носить лишь оценочный характер. Попытки жёстко регламентировать установленные (административным решением) показатели внедрения ЭО, ДОТ обречены на провал -тем более, если отсутствует система мер, стимулирующих их достижение. Здесь мы должны обратиться ещё к одному фундаментальному закону кибернетики, известному как
Закон необходимого разнообразия
Сформулированный английским кибернетиком и психиатром, пионером в исследовании сложных систем Уильямом Россом Эшби (англ.: William Ross Ashby) Закон необходимого разнообразия заключается в том, что разнообразие сложной системы требует определённого уровня разнообразия от управляющей подсистемы [4]. Недостаточный уровень разнообразия последней неизбежно приводит к снижению эффективности управления. (Народная мудрость формулирует этот принцип намного проще - «не мытьём, так катаньем».)
Применительно к управлению инновациями, в частности, к сфере электронного обучения, Закон необходимого разнообразия проявляется в сочетании широкого спектра воздействий на профессорско-преподавательский состав вуза (определённый набор «пряников» и «кнутов»), направленных на достижение желаемых результатов. Так, если говорить об опыте КНИТУ-КАИ, к основным воздействиям здесь можно отнести:
• систему проведения экспертизы электронных курсов, разработанных преподавателями вуза [5], результаты которой влияют на рейтинговые показатели преподавателя;
• конкурс «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ», победители которого получают денежные премии (см., например, [6], раздел «Самое приятное событие года» и [7]);
• организованную систему повышения квалификации ППС КНИТУ-КАИ по вопросам методологии создания и использования электронных курсов [8].
Однако, на наш взгляд, разнообразие перечисленных мер, направленных на стимулирование преподавателей КНИТУ-КАИ к разработке собственных электронных курсов и использованию их в обучении, к внедрению МООК в учебный процесс, всё ещё остаётся недостаточным. Дело в том, что существующая система рейтинговых показателей не учитывает целый ряд показателей деятельности преподавателя, связанных с внедрением ЭО, ДОТ. Это, в частности:
• активность преподавателя в собственном электронном курсе, количество обучаемых студентов, интенсивность обучения с применением ЭО, ДОТ;
• поддержка и обновление авторского электронного курса;
• востребованность электронного курса среди других преподавателей;
• активность преподавателей в «чужом» электронном курсе;
• обеспеченность самостоятельной работы студентов средствами, предусмотренными в авторских электронных курсах и МООК;
• контроль самостоятельной работы студентов с использованием электронного обучения.
В сложившейся ситуации в более выгодных условиях оказываются те преподаватели, которые сами не разрабатывают собственные электронные курсы, а пользуются результатами чужого труда. При этом за использование чужих курсов преподаватели ежегодно получают баллы, учитываемые в рейтинговых показателях. В то же время, авторы курсов не получают никаких бонусов за то, что их курсами пользуются другие. Это лишает авторов электронных курсов всяких стимулов к созданию электронных курсов и проведению их экспертизы.
Здесь нужно отметить ещё один важный момент: электронный курс - это не хранилище файлов, а, в первую очередь, выстроенная (автором) образовательная траектория, продуманная методология обучения, где каждый элемент используется в соответствии с авторским замыслом. Зачисление на электронный курс неограниченного числа обучающихся (осуществляемое по настоянию руководства некоторых учебных подразделений вуза) препятствует реализации принятой в КНИТУ-КАИ модели электронного обучения: веб-поддержки традиционного (очного) обучения. Большое заблуждение - отождествлять электронные курсы для веб-поддержки очного обучения с МООКами. Основные различия между ними сведены в следующей таблице:
Таблица 1
Различия между МООК и электронными курсами для веб-поддержки очного
обучения в вузе
МООК Электронные курсы для веб-поддержки очного обучения
Методологический аспект Изначально проектируются для обучения неограниченного числа слушателей без участия преподавателя (или при минимальном его участии). Контрольные мероприятия в МООК (в основном, это -тесты) осуществляются в автоматическом режиме или на основе взаимопроверки слушателей. Проектируются для поддержки обучения (организации самостоятельной работы) студентов согласно рабочим программам учебных дисциплин при непосредственном контроле со стороны преподавателя. Контрольные мероприятия осуществляются преподавателем. Структура и содержание курса, а также образовательная траектория адаптируются преподавателем в процессе обучения студентов.
Финансовый аспект Автор МООК получает финансовое вознаграждение либо в процессе (по факту) создания МООК, либо как авторские отчисления от стоимости сертификатов, выданных слушателям. Финансовое вознаграждение зависит от набранных автором баллов, учитываемых в рейтинговых показателях (120 баллов - единовременно, за прохождение экспертизы, 20 баллов - ежегодно, за факт использования чужого курса).
Как видно из таблицы, электронный курс, используемый в поддержку обучения, сильно «завязан» на автора. «Бесхозный» электронный курс быстро превращается в бесполезное скопище материалов, что, в конечном счёте, снижает качество обучения. Эта проблема может быть решена созданием необходимого
количества копий электронных курсов для использования другими преподавателями с обязательным начислением баллов - как авторам электронных курсов, так и их «пользователям».
Таким образом, необходимо искать новые формы стимулирования ППС университета к созданию и использованию электронных курсов, к поиску и внедрению МООК в поддержку учебного процесса, необходимо развивать систему оценки труда преподавателя, делать её более гибкой, адаптируемой под современные реалии и специфику вуза.
Рассматривая основополагающую роль кибернетических принципов в создании эффективной системы управления инновациями в вузе, нельзя не остановиться на так называемом «втором законе Эшби» [4], имеющем также название
Принцип эмерджентности
Суть этого принципа довольно очевидна из его названия: в английском языке глагол «to emerge» означает «возникать, появляться». Речь идёт о том, что как только разрозненные объекты формируют систему, у последней возникают новые свойства, отсутствующие у её компонент. (Хрестоматийный пример: вещество каучук известно своей эластичностью, в то время как отдельные молекулы каучука эластичностью не обладают.) Если говорить о проявлении принципа эмерджентности в социальных системах, то здесь наблюдается возможное несовпадение локальных целей (то есть частных целей отдельных элементов системы) с глобальной (общей) целью системы. Общеизвестно, что группа людей не всегда представляет собой слаженный коллектив; более того, производительность группы может быть даже ниже суммарной производительности членов этой группы.
Таким образом, для достижения глобальных результатов необходимо принимать решения и осуществлять меры по совершенствованию системы, используя как аналитические, так и синтетические методы. Иными словами, реализация принципа эмерджентности в управлении требует системного подхода на всех его уровнях - от разработки стратегии до мониторинга развития и адаптации управляющих воздействий. Обоснованию первостепенной важности системного подхода в инновационном менеджменте вуза посвящена работа [2].
Требование системности управления неразрывно связано ещё с одним фундаментальным законом кибернетики, носящим название.
Принцип выбора решения
Суть этого принципа состоит в том, что выбор решения должен осуществляться из нескольких вариантов. Там, где принятие решения осуществляется на анализе одного варианта, управление неизбежно имеет субъективный характер (наглядный пример - безальтернативные выборы на руководящие должности, имевшие место в СССР). Привлечение коллективного разума для разработки различных вариантов возможных решений в каждой конкретной ситуации даёт больше шансов для принятия оптимального решения.
Применительно к вопросу о внедрении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вузе, реализация принципа выбора решения означает необходимость мониторинга мнения профессорско-преподавательского состава по конкретным проблемам в этой области и путям их решения, а также анализ результатов мониторинга и учёт получаемых данных при выработке проектов соответствующих локальных нормативных документов.
Обращаясь к опыту КНИТУ-КАИ, следует отметить, что для названных целей здесь широко используется методика анкетирования [9], результаты анкетирования публикуются на Портале КНИТУ-КАИ в рамках рубрики «Новости электронного обучения».
Мы перечислили здесь основные кибернетические принципы, «преломив» их применение через «призму» электронного обучения в вузе на примере КНИТУ-КАИ. Мы намерены продолжить исследования в этой области. Мы открыты для конструктивной дискуссии по данной тематике . Наши контакты вы найдёте в [10]. Ждём Ваших вопросов и предложений по проблематике создания эффективной системы электронного обучения в вузе.
Заключение
В данной статье обосновывается необходимость учёта общих кибернетических принципов управления в инновационном менеджменте вуза, в частности, при принятии практических решений в сфере создания эффективной системы электронного обучения.
Литература
1. N. Wiener. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. Paris, (Hermann & Cie) & Camb. Mass. (MIT Press), 1948.
2. Ившина Г.В., Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Системный подход в инновационном развитии вуза: опыт внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 414 -423. [Интернет- ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850668
3. ИСтэффорд Бир. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965 -
391с.
4. У.Р. Эшби. Введение в кибернетику, М.: Иностранная литература, 1959 - 432 с.
5. Устюгова В.Н. Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 439 - 447. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850671
6. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ - итоги года и новые задачи (15.01.2018) // Материал рубрики «Новости электронного обучения КНИТУ-КАИ» [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/news/new?id=9476524
7. Поздравляем победителей Конкурса на звание «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ в 2016-17 учебном году» (по итогам осеннего семестра) (30.05.2017). [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/news/new?id=6102807
8. Методология создания и использования электронных курсов. Как повысить квалификацию в области электронных образовательных технологий? (25.10.2017). [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/news/new?id=6975622
9. Сайт Отдела электронных технологий в образовании. Раздел «Анкетирование»). [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/anketirovanie.
10. Сайт Отдела электронных технологий в образовании. Раздел «Контакты»). [Интернет-ресурс]. URL: https://kai. ru/web/eto/kontakty 1