Научная статья на тему 'Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий'

Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1315
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / ВУЗ / UNIVERSITY / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / PEDAGOGICAL DESIGN / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / LMS / MOODLE / BLACKBOARD / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING MODEL / ВЕБ-ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EXCLUSIVELY DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE / ЭКСПЕРТИЗА ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ / ЭКСПЕРТ / EXPERT / WEB-BASED LEARNING / EXPERTISE OF E-COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюгова Виктория Николаевна

Статья посвящена проблеме обеспечения качества электронного обучения в вузе. Проблема качества рассматривается как задача, решение которой требует системного подхода. Разъясняется роль электронного курса как основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновывается необходимость учёта выбранной модели электронного обучения и требований педагогического дизайна на всех этапах жизненного цикла электронного курса от начала проектирования до внедрения в учебный процесс и последующей эксплуатации. Исследуется место и роль экспертизы электронных курсов как центрального компонента системы обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий. На основе анализа личного опыта автора в проведении экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ и других вузов Казани предлагается алгоритм проведения экспертизы и даются методические рекомендации для преподавателей вуза по разработке электронных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устюгова Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is devoted to the problem of ensuring the quality of e-learning at higher educational establishments. The solution of this problem requires a systematic approach. We prove that the main role in organizing e-learning is played by e-courses and, therefore, the chosen e-learning model and requirements of pedagogical design should be necessarily taken into account at all stages of the life cycle of an e-course (from projecting to using in the educational process). We consider the expertise of e-courses as a central component of the quality assurance system in a university, propose an algorithm for organizing the expertise of e-courses, and make certain methodological recommendations for university teachers in the development of e-courses. The paper summarizes results of the author's personal experience in examining e-courses, as well as in her teaching and methodical work at Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev KAI and other universities in Kazan, Russia.

Текст научной работы на тему «Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий»

Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Устюгова Виктория Николаевна ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.

Туполева,

ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631,0 vnustyugova@kai. ru,

Аннотация

Статья посвящена проблеме обеспечения качества электронного обучения в вузе. Проблема качества рассматривается как задача, решение которой требует системного подхода. Разъясняется роль электронного курса как основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновывается необходимость учёта выбранной модели электронного обучения и требований педагогического дизайна на всех этапах жизненного цикла электронного курса - от начала проектирования до внедрения в учебный процесс и последующей эксплуатации. Исследуется место и роль экспертизы электронных курсов как центрального компонента системы обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий. На основе анализа личного опыта автора в проведении экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ и других вузов Казани предлагается алгоритм проведения экспертизы и даются методические рекомендации для преподавателей вуза по разработке электронных курсов.

This paper is devoted to the problem of ensuring the quality of e-learning at higher educational establishments. The solution of this problem requires a systematic approach. We prove that the main role in organizing e-learning is played by e-courses and, therefore, the chosen e-learning model and requirements of pedagogical design should be necessarily taken into account at all stages of the life cycle of an e-course (from projecting to using in the educational process). We consider the expertise of e-courses as a central component of the quality assurance system in a university, propose an algorithm for organizing the expertise of e-courses, and make certain methodological recommendations for university teachers in the development of e-courses. The paper summarizes results of the author's personal experience in examining e-courses, as well as in her teaching and methodical work at Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI and other universities in Kazan, Russia.

Ключевые слова

образование, вуз, университет, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, педагогический дизайн, система управления обучением, Learning Management System, LMS, MOODLE, BlackBoard, модель обучения, веб-поддержка обучения, смешанное обучение, исключительно дистанционное обучение, электронный курс, качество обучения, экспертиза электронных курсов, эксперт

education, university, e-learning, distance learning technologies, pedagogical design, Learning Management System, LMS, BlackBoard, MOODLE, e-learning

model, web-based learning, blended learning, exclusively distance learning, e-course, expertise of e-courses, expert

Введение

Внедрение электронного обучения (далее - ЭО), современных дистанционных образовательных технологии (далее - ДОТ), открывая перед вузами огромные возможности для развития творческого потенциала преподавателей и студентов, вместе с тем, очень остро ставит проблему качества образования. Эта проблема требует комплексного решения. Обеспечение качества обучения с применением ЭО, ДОТ возможно лишь при организации в вузе системы контроля качества, центральной компонентой которой, по нашему мнению, должна стать процедура экспертизы электронных курсов, разработанных преподавателями вуза.

Экспертиза - это не только проверка электронного курса на предмет соответствия ряду требований, которые предъявляются к электронным курсам в данном вузе, не только оценка его по целому ряду критериев. Экспертизу, по мнению автора, можно рассматривать как одну из форм обучения преподавателей методологии электронного обучения, как одну из форм повышения квалификации, один из способов формирования у преподавателей необходимых компетенций электронного обучения.

В данной статье предлагается подход к обеспечению качества электронного обучения в вузе посредством процедуры проведения экспертизы электронных курсов. Сделанные в статье выводы основаны на результатах проведённого автором анализа научных публикаций и материалов научно-практических конференций по вопросам применения современных образовательных технологий, а также на собственном опыте автора в организации и проведении экспертизы электронных курсов, опыта методической и преподавательской работы в КНИТУ-КАИ и других вузах Казани.

Модель обучения как определяющий фактор в разработке электронного курса

Несмотря на растущую популярность электронного обучения - как в России, так и во всём мире - сегодня всё ещё существует серьёзная проблема, препятствующая эффективному внедрению новых образовательных технологий. Эта проблема связана с тем, что многие вузовские преподаватели всё ещё не владеют терминологией электронного обучения и не понимают сути изменений, происходящих в сфере образования, благодаря внедрению ЭО, ДОТ. Как результат, наблюдается скепсис, нежелание изучать новые образовательные технологии, неумение применять их в своей преподавательской деятельности.

Такая ситуация, по-видимому, обусловлена несколькими факторами. Это:

1) отсутствие общепринятых определений таких базовых понятий электронного обучения, как «электронный курс», «онлайн курс», «МООК (массовый открытый онлайн курс)», «онлайн обучение», «дистанционное обучение», «модель обучения с применением ЭО, ДОТ» и некоторые другие;

2) недостаточность нормативно-правового обеспечения применения ЭО, ДОТ в вузах - в частности, отсутствие документов, фиксирующих выбор модели применения ЭО, ДОТ и регламентирующих организацию системы

обеспечения качества электронных курсов, разрабатываемых преподавателями вуза и применяемых в рамках выбранной модели.

Напомним, что «Электронное обучение - это организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно -телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» ([1], п.1 ст.16). Основой организации электронного обучения является электронный курс, который не только содержит структурированные учебные материалы, но и обеспечивает реализацию образовательной траектории. В КНИТУ-КАИ используется следующее определение электронного курса:

Электронный курс - это электронный образовательный ресурс определённого вида, разработанный в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины, размещённый и используемый в системе управления обучением. Характерными особенностями электронных курсов являются:

• Использование технологии гипертекста.

• Интерактивность - различные формы обратной связи, реализуемой в процессе обучения, взаимодействие между обучаемым и преподавателем, взаимодействие между обучаемыми, взаимодействие между обучаемым и контентом, включая автоматизированный контроль знаний.

• Мультимедийность - использование видео, аудио, растровой и векторной 2D и 3D графики, анимаций, вебинаров, 3D-миров, объектов виртуальной реальности и прочее;

• Нелинейность, адаптивность, индивидуализация траекторий обучения.

• Модульная структура - под модулем электронного курса понимается тематически и методически завершённая структурная единица.

• Наличие метаданных (информации о дисциплине, содержании курса. авторах и целевой аудитории).

Требования к структуре и (частично) к контенту электронного курса определяются выбранной вузом моделью обучения. Именно модель обучения с применением ЭО, ДОТ «диктует» возможные варианты использования электронного курса.

На данный момент не существует единого подхода к классификации моделей обучения с применением ЭО, ДОТ (например, [2]) - выбор критерия классификации и модели (моделей) электронного обучения может сделать только вуз, при этом необходимо, чтобы сделанный выбор модели(ей) был зафиксирован в локальной нормативной базе университета. В Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева (далее - КНИТУ-КАИ) в качестве критерия, положенного в основу классификации моделей электронного обучения используется доля академической нагрузки, реализуемой с применением ЭО, ДОТ:

1) веб-поддержка традиционных форм обучения (до 30% академической нагрузки реализуется с применением ЭО, ДОТ);

2) смешанное обучение (30% - 70% академической нагрузки реализуется с применением ЭО, ДОТ);

3) исключительно дистанционное обучение (70% - 100% академической нагрузки реализуется с применением ЭО, ДОТ).

Модель «веб-поддержка» традиционного обучения является наиболее удобной в реализации, т.к. она не требует методического перепроектирования

учебного процесса. При смешанном и дистанционном обучении меняется вся структура учебного процесса, включая формы организации занятий, виды текущего, промежуточного и итогового контроля. В КНИТУ-КАИ при реализации основных образовательных программ (далее - ООП) применяется только веб-поддержка. В то же время, некоторые дополнительные образовательные программы (далее - ДОП) являются чисто дистанционными. (Вопрос о смешанном обучении находится пока в стадии рассмотрения.)

Важно понимать, что электронный курс должен обеспечивать реализацию предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) парадигмы обучения. Переход на ФГОС 3+ предполагает кардинальную смену образовательной парадигмы - знаниевая парадигма (которая отводит преподавателю роль источника информации, носителя знаний, рассказчика, толкователя контента) уступает место компетентностной (где основная функция преподавателя состоит в такой организации учебного процесса, которая позволила бы обучаемому самостоятельно добывать знания под управлением преподавателя). В соответствии с компетентностной парадигмой, часы, отводимые в учебных планах ООП на самостоятельную работу студента (далее - СРС), значительно превышают аудиторную нагрузку. Как следствие, возрастают требования к организации СРС. Это означает необходимость реструктуризации труда преподавателя:

• с одной стороны, уменьшается «голосовая» нагрузка, уменьшается объём материала, который преподаватель должен изложить студентам;

• с другой стороны, у преподавателя возникают новые функции: продумать содержание и форму организации СРС, подобрать источники информации (учебную литературу, открытые электронные ресурсы, онлайн-курсы и т.д.), обеспечить все три уровня коммуникации в процессе выполнения СРС («студент -учебный контент», «студент - преподаватель», «студент - студент»), организовать контроль СРС.

Организация контроля СРС позволяет осуществить индивидуализацию образовательной траектории обучаемых, что также соответствует новой (компетентностной) парадигме образования. Необходимость организации СРС определяет требования к электронным курсам, разрабатываемым преподавателями вуза и используемым в учебном процессе.

Как любое качественное изменение, переход на ФГОС 3+, в частности, перенесение основной академической нагрузки на СРС, требует системного подхода. Подобно тому, как нельзя лишь часть улиц в городе перевести на левостороннее движение (а на других, по-прежнему, оставить правостороннее), так нельзя лишь частично перейти от знаниевой парадигмы к компетентностной. Так, например, некоторые преподаватели при разработке Рабочих программ преподаваемых ими учебных дисциплин ориентируются на новые стандарты, а учат студентов «по старинке», как предполагает знаниевая парадигма.

Чтобы избежать противоречий, связанных с отсутствием системности при смене парадигмы образования, необходимо внести соответствующие изменения в ООП (что, в свою очередь, должно найти своё отражение в индивидуальных планах преподавателей): учебные часы, на которые уменьшена аудиторная нагрузка, должны быть перенесены на контроль самостоятельной работы студента. Если раньше СРС полностью «отдавалась на откуп» студентам, то теперь - это полноценный вид учебных занятий. Многие российские вузы (например, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Высшая школа экономики), осознавшие этот ключевой момент в изменении образовательной парадигмы, включают контролируемую СРС в нагрузку преподавателя; КНИТУ-КАИ также движется данном направлении. Модель «веб-поддержка традиционного обучения», на

наш взгляд, является оптимальной для организации и контроля СРС со стороны преподавателя вуза. Конкретная реализация этой модели (как и любой другой модели обучения) должна быть согласована с принципами педагогического дизайна.

Педагогический дизайн как необходимое условие обеспечения качества обучения

Необходимо отметить, что понятие «педагогический дизайн» не является специфичным для обучения с применением ЭО, ДОТ. Педагогический дизайн, как системный подход к построению учебного процесса, согласно которому содержание, методика и организация учебного процесса подчинены цели обучения, составляет неотъемлемую часть педагогической науки и практики (например, [3]). Однако в условиях электронного обучения роль педагогического дизайна существенно возрастает. Эффективное применение ЭО, ДОТ требует учёта принципов педагогического дизайна на всех этапах организации учебного процесса, включая проектирование электронного курса, его разработку, наполнение учебными материалами, внедрение в учебный процесс, методическое обеспечение обучения, адаптацию образовательных траекторий обучаемых, реализацию обратной связи в процессе обучения, предусматривающую использование всех видов коммуникации, контроль самостоятельной работы студентов [4].

Учёт требований педагогического дизайна составляет главный принцип разработки преподавателем Рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с ФГОС 3+. В свою очередь, в КНИТУ-КАИ строгое соответствие Рабочей программе является главным требованием разработки преподавателем электронного курса для обеспечения веб-поддержки преподаваемой им дисциплины. Соблюдение этого принципа является необходимым условием создания качественных электронных курсов и эффективного их использования в учебном процессе.

Отдел электронных технологий в образовании (далее - ЭТвО) КНИТУ-КАИ, созданный в феврале 2015 года, ведёт большую работу по обучению преподавателей вуза методологии электронного обучения, основанного на принципах педагогического дизайна. Эта работа ведётся по нескольким направлениям:

- в рамках (дистанционной) программы «Методология создания и использования электронных курсов» [5];

- в процессе проведения экспертизы электронных курсов, разработанных преподавателями КНИТУ-КАИ [6];

- путём проведения индивидуальных и групповых консультаций преподавателей.

- за счёт релевантных публикаций на Портале КНИТУ-КАИ [7] в рамках рубрики «Новости электронного обучения» (периодичность публикаций - раз в две недели) и на сайте Отдела ЭТвО [8] (рубрики: «Новости», «Новости е-Ьеагт^», «Технологии и образование», «Методическое проектирование электронных курсов» и другие).

Названные виды деятельности Отдела ЭТвО тесно взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - выработке у преподавателей КНИТУ-КАИ компетенций разработки электронных курсов на основе принципов педагогического дизайна. Основным локальным документом, способствующим достижению названной цели, в КНИТУ-КАИ является документ «Методические рекомендации по структурированию контента электронных курсов в поддержку учебного процесса» (далее - «Методические рекомендации...») [9] - он определяет то, что должен представлять собой электронный курс с методической точки зрения.

Методические рекомендации по структурированию контента электронных курсов, используемых для веб-поддержки обучения в КНИТУ-КАИ

Как было сказано выше, необходимым условием обеспечения качества обучения с применением ЭО, ДОТ является следование принципам педагогического дизайна - как при проектировании электронного курса, так и при непосредственном наполнении его учебными материалами, и при использовании в учебном процессе (в рамках выбранной модели электронного обучения). Конкретная реализация этих принципов в КНИТУ-КАИ сводится к ряду требований к структурированию материалов электронного курса и организации системы навигации по нему, изложенных в [9].

Разработку электронного курса следует начинать только при наличии Рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта по соответствующему направлению подготовки.

Непосредственной разработке электронного курса должен предшествовать этап проектирования, на котором определяются структура будущего электронного курса, система навигации по нему, формы занятий, виды и содержание СРС, средства текущего, промежуточного и итогового контроля, средства коммуникации студентов в процессе обучения - важно, чтобы структура электронного курса строго соответствовала структуре дисциплины, отражённой в Рабочей программе. Подробно об этапе проектирования электронного курса см. в [9].

Для упрощения освоения методических рекомендаций автором статьи был разработан специальный демонстрационный электронный курс в LMS Blackboard с возможными вариантами организации навигации. Кроме того, сотрудниками Отдела ЭТвО подготовлены методические рекомендацию по заполнению электронного курса.

Основными моментами здесь являются:

• Структура и навигация в электронном курсе должны соответствовать структуре дисциплины согласно Рабочей программе.

• Общие материалы, относящиеся ко всему курсу (Рабочая программа, методические рекомендации по изучению электронного курса списки литературы, включая Интернет-источники, перечень лабораторных работ и/или практических занятий (с указанием номеров тем, названий и количества часов), вопросы к зачету и/или экзамену, методические рекомендации по выполнению курсовой работы и т.д.) следует разместить в отдельном контейнере.

• Учебные материалы размещаются в контейнерах тем. Материалы каждой темы должны быть представлены в соответствии с видами учебной деятельности, предусмотренными Рабочей программой (лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) и отведёнными на них часами.

• Теоретические материалы могут быть представлены как лекции, тезисы к лекциям, презентации, ссылки на литературу (пособия, книги) с указанием страниц, относящегося к конкретной теме материала и т.д. При использовании заимствованных материалов необходимо указывать выходные данные.

• Каждый тематический блок должен иметь содержание темы (декларация того, что будет представлено в теме) и методические рекомендации по изучению темы (алгоритм того, что должен делать студент, чтобы изучить материалы темы и выполнить запланированные Рабочей программой практические и лабораторные работы). Именно методические рекомендации позволяют студенту понять, в чём заключается его самостоятельная работа.

• Названия лабораторных работ и практических занятий должны соответствовать названиям, указанным в Рабочей программе. Необходимо указывать также количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия.

• Порядок следования учебных материалов должен соответствовать образовательной траектории, представленной в Рабочей программе.

• Электронный курс должен содержать элементы, обеспечивающие текущий контроль знаний по дисциплине.

Выработка рекомендаций по структурированию преподавателями вуза контента электронных курсов - необходимое, но недостаточное условие обеспечения качества последних. Чтобы гарантировать высокий уровень качества электронных курсов, необходима обратная связь, т.е. некая процедура экспертизы электронных курсов.

Экспертиза электронных курсов как средство обеспечения качества электронного обучения в КНИТУ-КАИ

В КНИТУ-КАИ экспертизе электронных курсов уделяется большое внимание. Регламент проведения экспертизы и критерии оценки электронных курсов подробно прописаны в [10]. Этот документ содержит алгоритм процедуры проведения экспертизы и требования к электронному курсу (критерии экспертной оценки).

Процедура экспертизы является двухэтапной:

- первый (внутренний) этап экспертизы осуществляется на кафедре, где работает автор электронного курса; баллы по критериям оценки выставляет экспертная комиссия на кафедре;

- второй (внешний) этап осуществляется экспертом Отдела ЭТвО. Эксперт проверяет соответствие баллов установленным требованиям и реальному состоянию дел.

Весь документооборот экспертизы осуществляется через систему электронного документооборота КНИТУ-КАИ «Directum» - это обеспечивает своевременность и «прозрачность» всех этапов проведения экспертизы.

Критерии экспертной оценки электронного курса ([10], Приложение Б. «Образец экспертного заключения по электронному курсу») в КНИТУ-КАИ соответствуют требованиям, перечисленным в «Методических рекомендациях...» -таким образом, разрабатывая электронный курс с учётом названных требований, преподаватель практически гарантирует получение положительной экспертной оценки.

Другой важной особенностью организации экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ является её интегрированность с обучением преподавателей (авторов электронных курсов) методологическим принципам, изложенным в [9]. Согласно действующему «Положению об экспертизе.» [10], экспертная оценка не является бинарной величиной - процедура экспертизы может иметь три исхода:

- положительный - когда эксперт ОЭтВО устанавливает достаточно полную степень соответствия электронного курса установленным требованиям - в этом случае курс помещается в Каталог электронных курсов КНИТУ-КАИ [11], а оценочные баллы за курс идут «в зачёт» автору;

- отрицательный - когда эксперт ОЭТвО выявляет грубые нарушения требований к электронным курсам КНИТУ-КАИ - в этом случае задача на проведение экспертизы в «Directum» закрывается с отрицательной оценкой - однако это не является препятствием для использования электронного курса в учебном процессе, более того, - после переработки электронного курса автор может заново инициировать процедуру его экспертизы;

- промежуточный - когда эксперт ОЭТвО выявляет замечания к структуре и/или контенту электронного курса, но предоставляет автору возможность исправить эти замечания (не закрывая задачу на проведение экспертизы этого курса в системе

электронного документооборота «Directum»). Здесь ключевым моментом является то, как разъяснить автору суть допущенных им ошибок и способы их устранения, т.е. то, как научить автора электронного курса применять принципы педагогического дизайна.

Как показала практика, традиционные способы решения указанной выше проблемы, т.е. очная консультация, устное объяснение, письменное экспертное заключение с указанием допущенных недочётов и рекомендациями по их исправлению и т.д., оказались очень трудо- и время-затратными и малоэффективными. Намного результативнее оказалась методика, предложенная автором данной статьи -ведущим специалистом по учебно-методической работе и, одновременно, экспертом ОЭТвО. По итогам экспертизы эксперт записывает видеокомментарий - озвученный видеоролик, где показан представленный к экспертизе электронный курс, сопровождаемый замечаниями эксперта. Для создания таких специализированных видеоресурсов используется (условно бесплатное) программное обеспечение -Screencast-o-matic. Видео-заключение эксперта размещается на видеохостинге YouTube с правом «доступ по ссылке». Таким образом, автор электронного курса получает персональный учебный видеоресурс, позволяющий ему в краткие сроки исправить допущенные недочёты и получить положительное экспертное заключение.

Данная методика обучения преподавателей работе в электронной среде (апробированная автором ранее в Казанском федеральном университете [12]), позволила добиться хороших результатов относительно качества электронных курсов, разрабатываемых преподавателями КНИТУ-КАИ. Так, за неполных 2 года (ответственность за проведение второго этапа экспертизы возложена на специалистов Отдела ЭТвО приказом ректора КНИТУ-КАИ в мае 2016 года) экспертизу в ОЭТвО прошло 215 электронных курсов из 3700 созданных или находящихся в стадии разработки.

Подробнее об экспертизе электронных курсов как гаранте качества электронного обучения в КНИТУ-КАИ см. [6].

Заключение

В данной статье на основе результатов теоретических исследований и анализа опыта автора по внедрению электронного обучения в КНИТУ-КАИ и других вузах г. Казани сформулированы следующие принципы, использование которых составляет необходимое условие обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий:

- выбор модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий и фиксация её в локальной нормативной базе университета;

- учёт принципов педагогического дизайна при разработке Рабочей программы учебной дисциплины;

- соответствие структуры и контента электронного курса Рабочей программе дисциплины;

- адаптивность образовательной траектории, предполагающей обучение с использованием электронного курса в рамках выбранной модели, с учётом индивидуальных качеств обучаемых.

Литература

1. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2018 года.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.А. Шитова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - №4. - 2013 - С. 30-34.

3. А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн. М., 2003.— 32 с.

4. Педагогический дизайн. Материал рубрики «Терминология e-Learning» сайта Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ (дата обращения: 26.03.2018) [Интернет-ресурс]. URL:

https://kai.ru/documents/683568/1355301/Pedagogich Disign.pdf/1bc91b57-8d52-46b1-a700-5e51e9824e9c

5. Методология создания и использования электронных курсов: как повысить квалификацию в области электронных образовательных технологий -рекомендации экспертов. (от 20.10.2017) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=6971069 (дата обращения 21.03.2018).

6. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги (от

06.10.2017) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=6956462 (дата обращения 21.03.2018).

7. Портал КНИТУ-КАИ [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru (дата обращения

27.03.2018).

8. Сайт Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto (дата обращения 28.03.2018).

9. Методические рекомендации по структурированию контента электронных курсов в поддержку учебного процесса в КНИТУ-КАИ (от 17.07.2017) URLA https://bb.kai.ru:8443/bbcswebdav/pid-174962-dt-content-rid-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

432251 1/courses/demo2/ Metod recom 2017 July 17 signed.pdf

10. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017) [Для служебного пользования. Требуется авторизация в BlackBoard]. URL: https://bb.kai.ru:8443/bbcswebdav/pid-174995-dt-content-rid-

432261 1/courses/demo2/%D0%9F-7.1-

2017%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0

%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B 1%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%

D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B5%20%D1%8D%D0%BB%D0

%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85

%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%9A%D0%9

D%D0%98%D0%A2%D0%A3-%D0%9A%D0%90%D0%98.pdf

11. Каталог электронных курсов КНИТУ-КАИ (подраздел раздела «Методическое обеспечение учебного процесса»). [Интернет-ресурс]. URL:

https://pk.kai.ru/info/search umk.phtml (дата обращения: 28.03.2018).

12. В Департаменте развития образовательных ресурсов КФУ разработана новая методика обучения преподавателей работе в электронной образовательной среде. [Интернет-ресурс]. URL: https://kpfu.ru/news/v-departamente-razvitiya-obrazovatelnyh-resursov.html (дата обращения: 28.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.