Научная статья на тему 'Система управления логистическим рисками промышленного предприятия'

Система управления логистическим рисками промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКА / INDUSTRIAL ENTERPRISE / RISK MANAGEMENT / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE ASSESSMENT / RISK MINIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Е.Ю.

В современных условиях хозяйствования промышленные предприятия приходят к необходимости совершенствования и тщательного планирования системы управления риском. Детальный анализ и оценка рисков могут послужить основой эффектного механизма по их предотвращению и минимизации последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SYSTEM OF LOGISTIC RISKS ON INDUSTRIAL COMPANY

In modern conditions of management, industrial companies need to improve and carefully plan the risk management system. Detailed analysis and risk assessment can serve as the basis for an effective mechanism for preventing and minimizing the risk.

Текст научной работы на тему «Система управления логистическим рисками промышленного предприятия»

Секция «Актуальньш проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 658.7:615.1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМ РИСКАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Е. Ю. Титова Научный руководитель - А. В. Селиванов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: elenatitova2@yandex.ru

В современных условиях хозяйствования промышленные предприятия приходят к необходимости совершенствования и тщательного планирования системы управления риском. Детальный анализ и оценка рисков могут послужить основой эффектного механизма по их предотвращению и минимизации последствий.

Ключевые слова: промышленное предприятие, управление риском, качественная и количественная оценка, минимизация риска.

MANAGEMENT SYSTEM OF LOGISTIC RISKS ON INDUSTRIAL COMPANY

E. Yu. Titova Scientific supervisor - A. V. Selivanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: elenatitova2@yandex.ru

In modern conditions of management, industrial companies need to improve and carefully plan the risk management system. Detailed analysis and risk assessment can serve as the basis for an effective mechanism for preventing and minimizing the risk.

Keywords: industrial enterprise, risk management, qualitative and quantitative assessment, risk minimization.

Мнения большинства ученых сходятся на том, что для эффективного управления риском необходимы глубокие преобразования в функционировании логистических систем. Основным методом по снижению влияния негативных проявлений риска, является создание комплексной системы «управления риском», включающей несколько этапов и видов деятельности:

1. Определение или идентификация риска. Включает выявление основных видов источников, предварительную оценку возможного ущерба. На данном этапе рассматриваются наиболее часто возникающие явления, связанные с выполнением ключевых функции производства, таких как сам процесс производства, маркировки, транспортировки, хранения, документирования, распределения и расчетов. Идентифицировать риски до их появления могут эксперты, посредством выделения влияющих на величину риска факторов. К таким рискам можно отнести: упаковку товара и его внешний вид, вид транспорта, сроки транспортировки, время транспортировки, сложность транспортных путей и т.д. [1].

Благодаря идентификации риска на данном этапе, становится возможным получить количественную и качественную оценку риска, вероятности его наступления, уровня для разработки мероприятий организационно-технического характера способствующий предотвращению и последующей минимизации риска, регулированием убытков.Для промышленных предприятий процесс идентификации начинается с определения рисков по следующим логистическим подсис-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

темам: закупки, транспортировка, хранение, материально-техническое снабжение, организационная структура.

Более подробно рассмотрим транспортную подсистему. Промышленные предприятия часто пользуются услугами сторонних транспортных компаний (ТК). Пользуясь услугами аутсорсинга, можно столкнуться с риском задержки сроков поставки, потери товара в пути, а также его порчи во время перевозки или перегрузки. Во избежание вышесказанных последствий необходимо пользоваться услугами страхования товара от повреждения, утери и порчи. Так, например, при составлении рациональных маршрутов учитывают не только расположение пунктов погрузки и разгрузки в районе перевозки, но и вид перевозимых грузов, вид транспорта, применяемого для перевозки, сменность работы, удаленность автотранспортных предприятий [2]. Условия, по которым осуществляется выбор ТК следующие: географические; стоимость и сроки доставки груза; оптимизация по срокам, ставкам и сервису; забор груза по времени; ежедневные отправки по любым направлениям; внутритарный пересчет груза; круглосуточное отслеживание находящегося в пути груза; возможность сдачи и получения грузов в выходные дни; приостановка исполнения услуги доставки, изменения в направлении движения, возврат груза; наличие официальной государственной регистрации; наличие лицензии на осуществление транспортных услуг, в соответствии с законодательством РФ; опыт работы в сфере грузоперевозок; наличие стандартного договора, возможность составления дополнительных соглашений; наличие полиса страхования транспортной компании; наличие официального сайта; регулярность выполнения рейсов и другие. Каждое из перечисленных условий, первого этапа, необходимо учитывать и оценивать логистические и иные риски.

Классификация методов управления логистическими рисками на промышленном предприятии

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

2. Условия поставки. На данном этапе рассматривается несколько аспектов деятельности. Выбор условий контракта. Здесь изучаются условия, влияющие на формирование цены товара по базисным условиям поставки, т.к. косвенно за этим может скрывать риск неполучения прибыли. В данном случае единственным методом защиты выступает четкое изучение структуры цены контракта. Форс-мажорные обстоятельства. Самые трудно оценимые и практически непредотвратимые риски. Расторжение контракта. Корректно и едино фиксируются условия расторжения договора, а также выплаты неустойки, возмещения убытков, штрафов и т.д.

3. Выбор партнера. Также способствует снижению риска в логистической система, связанного с недопониманием условий и обстоятельств его деятельности.

4. Определение ущерба и оценка рисков. Для оценки рисков обычно применяются несколько ключевых подходов и методов: на основе статистических данных, в процессе изучения статистики потерь с определением частоты проявления установленных уровней потерь; на основе логических рассуждений или путем изучения прошлых ситуаций и их прогнозирования, и перенесения на будущие ситуации; расчетно-аналитические, использующие построение кривой распределения вероятностей потерь; экспертные - на основе информации и оценок, подготовленных экспертами [3].

Наиболее часто применимые методы управления логистическими рисками, на основе рекомендуемого набора оценок, представлены на рисунке, что в итоге позволяет выбирать наиболее рациональные из них и обеспечить минимизацию отрицательных последствий от негативных проявлений риска на показатели работы промышленного предприятия.

Библиографические ссылки

1. Яхнеева, И.В. Организация управления рисками в цепях поставок/ в кн. Экономическая

система XXI века: новые подходы к управлению предприятиями, отраслями, комплексами/ [А. В.

Бурков и др.]: под ред. А. В. Буркова. - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2014. - 186 с.

2. Сергеев, В.И., Эльяшевич, И.П. Логистика снабжения. - Москва: Рид Групп, 2013. 416 с.

3. BCI. 5th Annual Survey Supply Chain Resilience. Business Continuity Institute (BCI), Zurich

Insurance Group, Chartered Institute of Purchasing and Supply (CIPS), 2014 -31 a

© Титова Е. Ю.,2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.