Научная статья на тему 'Классификация логистических рисков промышленного предприятия'

Классификация логистических рисков промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РИСК / МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ / СТРАХОВАНИЕ РИСКА / RISK / LOGISTICS RISK / METHODS OF REDUCTION / RISK INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кровец О. А., Титова Е. Ю.

В условиях быстроменяющейся внешней среды проблемы управления рисками и проектирования эффективных логистических систем становятся наиболее актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF LOGISTIC RISKS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

In the rapidly changing external problems of risk management and design of efficient logistics systems are becoming more relevant.

Текст научной работы на тему «Классификация логистических рисков промышленного предприятия»

Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 658.7:615.1

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

О. А. Кровец, Е. Ю. Титова Научный руководитель - А. В. Селиванов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

В условиях быстроменяющейся внешней среды проблемы управления рисками и проектирования эффективных логистических систем становятся наиболее актуальными.

Ключевые слова: риск, логистический риск, методы снижения, страхование риска.

CLASSIFICATION OF LOGISTIC RISKS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

O. A. Krovets, E. Yu. Titova Scientific supervisor - A. V. Selivanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In the rapidly changing external problems of risk management and design of efficient logistics systems are becoming more relevant.

Keywords: risk, logistics risk, methods of reduction, risk insurance.

В экономической литературе приведено множество определений понятия риска, но применительно к производственной сфере, по-нашему мнению, наиболее полно отображает следующее определение: "Риск - возможность потери части ресурсов и/или недополучения доходов по сравнению с уровнями и значениями, рассчитанными исходя из предпосылок о наиболее рациональном использовании ресурсов и принятого сценария развития рыночной конъюнктуры" [1].

Существует несколько факторов внешней среды, которые являются основными причинами появления риска. Определяются они обычно набором обстоятельств или возникающими ситуациями. Обстоятельства можно разделить на: неопределенности, противодействия, случайности. С ними необходимо работать, планировать и учится предвидеть, по возможности - снижать или полностью предотвращать.

Риски предлагается разделять на следующие категории:

- риски обусловленные появлением чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, военных действий,забастовок;

- риски коммерческие, включают в себя неготовность груза в срок, нарушение пунктов договора поставки, невыполнение финансовых обязательств сторон;

- риски технические, в случае отказа транспортного средства, неблагоприятных условий для транспортировки;

- риски экологические;

- риски хищений;

- риски, связанные с низкой квалификацией персонала [1].

Часто для снижения степени и уровня рисков, предлагаются следующие методы снижения логистических рисков: диверсификация; передача риска (уменьшение риска); лимитирование; страхование; устранение риска.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Диверсификация - рассматривается, как разделение инвестиций по разным финансовым инструментам, по различным объектам вложения средств. Диверсификация содействуетпониже-нию риска и снижению потерь финансовых ресурсов.

Передача риска (уменьшение риска) - первая (передающая) сторона передает второй (принимающей) стороне риск на основе заключения договора или контракта.

Лимитирование. Этот метод предполагает установлениемаксимальных сумм продаж, трат и расходов, кредита и т. п.

Страхование - разделение или передача рисков, возникающих у одного или нескольких субъектов.

Устранение риска - предполагает прекращение некоторых видов деятельности, связанных с риском.

Более подробно остановимся на таком методе минимизации риска, как страхование.

Страхование в логистике - это система защиты интересов участников процесса грузоперевозки - юридических и физических лиц. Транспортировка товаров относится к коммерческой логистике, состоящая из логистических операции, протекающие на предприятии и за её пределами.

В качестве объекта исследования выбрано объединение предприятий «ЕВРОПЛАСТ». Объединение предприятий «ЕВРОПЛАСТ» является одним из лидеров по производству ПЭТ-преформ и полимерных колпачков стандарта в России и странах СНГ. Доля компании на рынке -26%. Суммарно это составляет более 7 млрд. ПЭТ-преформ и полимерных колпачков ежегодно.

Каждое предприятие, работающее в сфере производства товаров, учитывает интересы и требования покупателя. На складе имеются запасы готовой продукции, которые нужно оптимально распределить до потребителя. За это отвечает распределительная логистика, включающая систему маркетинга, транспортировки и складирования. Основные функции заключаются в следующем: контроль товарных запасов, логистического сервиса и доставки, получение заявок на поставку и их обработка, рациональная отгрузка.

Главная операция после производственного периода - транспортная логистика, которая занимается доставкой: поиска оптимального маршрута из одной точки в другую, по доставке в кратчайшие сроки, с наименьшими затратами и вредом для самого товара. Движение продукции на грузовом транспорте по намеченной технологии доставки и включающая логистические операции, есть транспортировка [2].

Логистическая система дает огромное множество и разнообразие форм практической реализации, которая состоит из подсистем, представленных в таблице. Каждая эта подсистема имеет свой определенный риск, для которого используются определенные методы минимизации.

Рассмотрим более подробно страхование, как универсальный метод минимизации рисков и их последствий. Страхование рисков происходит по направлениям: управления процессом товародвижения; страхования - специализированными страховыми компаниями [3].

Есть организации, которые занимаются страхованием грузов не один год и организация «ЕВРОПЛАСТ» пользуется их услугами. Они зарекомендовали себя как ответственное лицо. Объектом страхования является груз.

В итоге, исследуя роль страхования логистических процессов можно сделать следующие выводы: это широкая сфера производственных процессов, которая в большей степени зависит от человеческого фактора [4].

Классификация рисков на стадии товародвижения

Наименование логистических подсистем Риск Методы минимизации

Закупки. Переплата за качество. Затратное производство. Функционально-ценовой анализ. Соблюдение бюджета. Оптимизация условий сделки.

Транспортировка. Неизбежность транспортных издержек. Срыв поставки. Кража товара. Оптимизация маршрута. Работа диспетчеров. Охрана. Имущественное страхование. Страхование ответственности.

Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

Хранение. Иммобилизация материальных ресурсов. Хищение имущества Управление запасами. Охрана. Противопожарные мероприятия. Имущественное страхование.

Материально-техническое снабжение. Несоответствие поставок. Некачественные ресурсы. Возникновения дефицита. Неликвиды и остаток запаса. Нормирование расхода. Входной контроль. Управление производственными запасами. Оперативные закупки. Поставки в срок.

Внутрипроизводственное движение материальных ресурсов. Несоблюдение ритма производства. Управление запасами в незавершенном производстве. Подготовка материалов к потреблению.

Организационная структура Недостаток квалифицированного персонала Создание временной матричной структуры

Также необходимо отметить, что развитие теории и практики управления логистическим риском невозможно без совершенствования логистических систем современных предприятий в целом, в частности в рамках цикла управления рисками и проектирования эффективных логистических систем и изменения организационной структуры промышленных предприятий.

Библиографические ссылки

1. Атапина, Н.В. Сравнительный анализ методов оценки рисков и подходов к организации

риск-менеджмента [Текст]/ Н.В. Атапина, В.Н. Кононов // Молодой учёный. Ежемесячный науч-

ный журнал. 2013 -№5(52).

2. Машков, Д.М. Совершенствование механизма управления рисками промышленного предприятия [Текст]: дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. -М., 2015.

3. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле [Текст]: учебное пособие (при-

ложение ! к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов.- Palmarium Academic Publishing,

Deutschland / Германия.- 2015.- 795с.

4. Федорова, Т. А. Основы страховой деятельности [Текст]: Учебник/ Отв. ред. проф. Т. А

Федорова. - М.: Издательство БЕК, 2014. - 786 с.

© Кровец О. А., Титова Е. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.