Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
УДК 658.7:615.1
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
О. А. Кровец, Е. Ю. Титова Научный руководитель - А. В. Селиванов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В условиях быстроменяющейся внешней среды проблемы управления рисками и проектирования эффективных логистических систем становятся наиболее актуальными.
Ключевые слова: риск, логистический риск, методы снижения, страхование риска.
CLASSIFICATION OF LOGISTIC RISKS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE
O. A. Krovets, E. Yu. Titova Scientific supervisor - A. V. Selivanov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the rapidly changing external problems of risk management and design of efficient logistics systems are becoming more relevant.
Keywords: risk, logistics risk, methods of reduction, risk insurance.
В экономической литературе приведено множество определений понятия риска, но применительно к производственной сфере, по-нашему мнению, наиболее полно отображает следующее определение: "Риск - возможность потери части ресурсов и/или недополучения доходов по сравнению с уровнями и значениями, рассчитанными исходя из предпосылок о наиболее рациональном использовании ресурсов и принятого сценария развития рыночной конъюнктуры" [1].
Существует несколько факторов внешней среды, которые являются основными причинами появления риска. Определяются они обычно набором обстоятельств или возникающими ситуациями. Обстоятельства можно разделить на: неопределенности, противодействия, случайности. С ними необходимо работать, планировать и учится предвидеть, по возможности - снижать или полностью предотвращать.
Риски предлагается разделять на следующие категории:
- риски обусловленные появлением чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, военных действий,забастовок;
- риски коммерческие, включают в себя неготовность груза в срок, нарушение пунктов договора поставки, невыполнение финансовых обязательств сторон;
- риски технические, в случае отказа транспортного средства, неблагоприятных условий для транспортировки;
- риски экологические;
- риски хищений;
- риски, связанные с низкой квалификацией персонала [1].
Часто для снижения степени и уровня рисков, предлагаются следующие методы снижения логистических рисков: диверсификация; передача риска (уменьшение риска); лимитирование; страхование; устранение риска.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Диверсификация - рассматривается, как разделение инвестиций по разным финансовым инструментам, по различным объектам вложения средств. Диверсификация содействуетпониже-нию риска и снижению потерь финансовых ресурсов.
Передача риска (уменьшение риска) - первая (передающая) сторона передает второй (принимающей) стороне риск на основе заключения договора или контракта.
Лимитирование. Этот метод предполагает установлениемаксимальных сумм продаж, трат и расходов, кредита и т. п.
Страхование - разделение или передача рисков, возникающих у одного или нескольких субъектов.
Устранение риска - предполагает прекращение некоторых видов деятельности, связанных с риском.
Более подробно остановимся на таком методе минимизации риска, как страхование.
Страхование в логистике - это система защиты интересов участников процесса грузоперевозки - юридических и физических лиц. Транспортировка товаров относится к коммерческой логистике, состоящая из логистических операции, протекающие на предприятии и за её пределами.
В качестве объекта исследования выбрано объединение предприятий «ЕВРОПЛАСТ». Объединение предприятий «ЕВРОПЛАСТ» является одним из лидеров по производству ПЭТ-преформ и полимерных колпачков стандарта в России и странах СНГ. Доля компании на рынке -26%. Суммарно это составляет более 7 млрд. ПЭТ-преформ и полимерных колпачков ежегодно.
Каждое предприятие, работающее в сфере производства товаров, учитывает интересы и требования покупателя. На складе имеются запасы готовой продукции, которые нужно оптимально распределить до потребителя. За это отвечает распределительная логистика, включающая систему маркетинга, транспортировки и складирования. Основные функции заключаются в следующем: контроль товарных запасов, логистического сервиса и доставки, получение заявок на поставку и их обработка, рациональная отгрузка.
Главная операция после производственного периода - транспортная логистика, которая занимается доставкой: поиска оптимального маршрута из одной точки в другую, по доставке в кратчайшие сроки, с наименьшими затратами и вредом для самого товара. Движение продукции на грузовом транспорте по намеченной технологии доставки и включающая логистические операции, есть транспортировка [2].
Логистическая система дает огромное множество и разнообразие форм практической реализации, которая состоит из подсистем, представленных в таблице. Каждая эта подсистема имеет свой определенный риск, для которого используются определенные методы минимизации.
Рассмотрим более подробно страхование, как универсальный метод минимизации рисков и их последствий. Страхование рисков происходит по направлениям: управления процессом товародвижения; страхования - специализированными страховыми компаниями [3].
Есть организации, которые занимаются страхованием грузов не один год и организация «ЕВРОПЛАСТ» пользуется их услугами. Они зарекомендовали себя как ответственное лицо. Объектом страхования является груз.
В итоге, исследуя роль страхования логистических процессов можно сделать следующие выводы: это широкая сфера производственных процессов, которая в большей степени зависит от человеческого фактора [4].
Классификация рисков на стадии товародвижения
Наименование логистических подсистем Риск Методы минимизации
Закупки. Переплата за качество. Затратное производство. Функционально-ценовой анализ. Соблюдение бюджета. Оптимизация условий сделки.
Транспортировка. Неизбежность транспортных издержек. Срыв поставки. Кража товара. Оптимизация маршрута. Работа диспетчеров. Охрана. Имущественное страхование. Страхование ответственности.
Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
Хранение. Иммобилизация материальных ресурсов. Хищение имущества Управление запасами. Охрана. Противопожарные мероприятия. Имущественное страхование.
Материально-техническое снабжение. Несоответствие поставок. Некачественные ресурсы. Возникновения дефицита. Неликвиды и остаток запаса. Нормирование расхода. Входной контроль. Управление производственными запасами. Оперативные закупки. Поставки в срок.
Внутрипроизводственное движение материальных ресурсов. Несоблюдение ритма производства. Управление запасами в незавершенном производстве. Подготовка материалов к потреблению.
Организационная структура Недостаток квалифицированного персонала Создание временной матричной структуры
Также необходимо отметить, что развитие теории и практики управления логистическим риском невозможно без совершенствования логистических систем современных предприятий в целом, в частности в рамках цикла управления рисками и проектирования эффективных логистических систем и изменения организационной структуры промышленных предприятий.
Библиографические ссылки
1. Атапина, Н.В. Сравнительный анализ методов оценки рисков и подходов к организации
риск-менеджмента [Текст]/ Н.В. Атапина, В.Н. Кононов // Молодой учёный. Ежемесячный науч-
ный журнал. 2013 -№5(52).
2. Машков, Д.М. Совершенствование механизма управления рисками промышленного предприятия [Текст]: дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. -М., 2015.
3. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле [Текст]: учебное пособие (при-
ложение ! к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов.- Palmarium Academic Publishing,
Deutschland / Германия.- 2015.- 795с.
4. Федорова, Т. А. Основы страховой деятельности [Текст]: Учебник/ Отв. ред. проф. Т. А
Федорова. - М.: Издательство БЕК, 2014. - 786 с.
© Кровец О. А., Титова Е. Ю., 2017