Научная статья на тему 'Управление логистическими рисками при организации закупок товаров в зарубежных странах'

Управление логистическими рисками при организации закупок товаров в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ / ИНКОТЕРМС-2010 / RISK / FOREIGN TRADE ACTIVITY / INSURANCE / INCOTERMS-2010

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иконин Антон Александрович

В статье рассмотрены основные риски, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, их виды и суть, приведены способы их нивелирования. В качестве одного из способов минимизации рисков, возникающих при транспортировке грузов из зарубежных стран, рассмотрено страхование грузов, его виды и принципы использования. Описаны правила перехода ответственности за груз от поставщика к покупателю при международных перевозках на основании условий международных правил Инкотермс-2010, виды и суть этих принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC RISK MANAGEMENT IN ORGANIZING THE PROCUREMENT OF GOODS IN FOREIGN COUNTRIES

The article discusses the main risks arising in the conduct of foreign economic activity, their types and nature, are given ways to level them. As one of the ways to minimize the risks that arise when transporting goods from foreign countries, cargo insurance, its types and principles of use are considered. Describes the rules for the transfer of responsibility for the goods from the supplier to buyers in international transport under the terms of the international rules of Incoterms 2010, the types and essence of these principles.

Текст научной работы на тему «Управление логистическими рисками при организации закупок товаров в зарубежных странах»

4. Охотников И.В., Сибирко И.В. Системный подход как методологическая основа управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок // Логистика, 2014. № 1.

5. Павлова Е.И., Черпакова Е.В., Колыбелкина Е.В. Развитие логистического сервиса в международном бизнесе. // Транспортное дело России, 2019. № 2.

6. Википедия. Инкотермс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инкотремс (доступ свободный)/ (дата обращения: 20.06.2019).

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Иконин А.А. Email: [email protected]

Иконин Антон Александрович - студент магистратуры, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Институт международных транспортных коммуникаций Российский университет транспорта, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены основные риски, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, их виды и суть, приведены способы их нивелирования. В качестве одного из способов минимизации рисков, возникающих при транспортировке грузов из зарубежных стран, рассмотрено страхование грузов, его виды и принципы использования. Описаны правила перехода ответственности за груз от поставщика к покупателю при международных перевозках на основании условий международных правил Инкотермс-2010, виды и суть этих принципов.

Ключевые слова: риск, внешнеэкономическая деятельность, страхование, Инкотермс-2010.

LOGISTIC RISK MANAGEMENT IN ORGANIZING THE PROCUREMENT OF GOODS IN FOREIGN COUNTRIES

Ikonin A.A.

Ikonin Anton Aleksandrovich - Master Student, INTERNATIONAL TRANSPORT MANAGEMENT AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT DEPARTMENT, INSTITUTE OF INTERNATIONAL TRANSPORT COMMUNICATIONS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT, MOSCOW

Abstract: the article discusses the main risks arising in the conduct of foreign economic activity, their types and nature, are given ways to level them. As one of the ways to minimize the risks that arise when transporting goods from foreign countries, cargo insurance, its types and principles of use are considered. Describes the rules for the transfer of responsibility for the goods from the supplier to buyers in international transport under the terms of the international rules of Incoterms 2010, the types and essence of these principles.

Keywords: risk, foreign trade activity, insurance, Incoterms-2010.

УДК 339.562.4

Ведение внешнеторговой деятельности в большинстве случаев сопровождается определенными экономическими и организационными рисками. Импорт товаров и материалов, как и любая другая внешнеэкономическая деятельность предприятий, осуществляется сегодня в условиях ужесточения конкуренции, обострения политической и экономической обстановки, из-за чего имущественные интересы предприятий постоянно подвергаются рискам.

В настоящее время в российской экономической теории нет общепринятой классификации рисков, которые испытывают коммерческие предприятия, что объясняется многоаспектностью такого явления как риск. Различными авторами работ, посвященных вопросу возникающих при ведении коммерческой деятельности рисков, эти риски сгруппированы по-разному.

Импорт товаров имеет специфические риски, которые можно объединить в пять больших групп; данные группы рисков и их суть представлены в таблице 1.

Вид риска Суть риска

Риски взаимодействия с иностранными партнерами - обман (мошенничество) со стороны иностранных партнеров; - неясные, неточные, двусмысленные условия контракта; - разное понимание сторонами своих прав и обязательств; - ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств; - неточное оформление деловых отношений с иностранным партнером; - недостаточное установление правовых способов обеспечения обязательств.

Риски по контрактам - несоблюдение юридических требований к контрактам; - несоблюдение требований контролирующих органов Российской Федерации; - неиспользование разъяснений контролирующих органов Российской Федерации; - проблемные, лишние и двусмысленные условия контрактов; - финансовые последствия условий контрактов.

Риски по валютным операциям - отказ банковской организации от проведения валютной операции по контракту; - сложность идентификации валютной операции по контракту; - представление в банковскую организацию ненадлежащих документов; - крупные штрафы за валютные правонарушения.

Таможенные риски - отказ таможенного органа от принятия контракта для оформления грузовой таможенной декларации; - задержка таможенного оформления из-за неясности контракта; - корректировка таможенной стоимости товара с увеличением таможенных платежей; - наличие в контракте условий, вызывающих осложнения при таможенной очистке импортируемого товара (требование представлять указанные в контракте документы, пояснения и др.); - крупные штрафы за валютные и таможенные правонарушения.

Налоговые риски - непризнание расходов по контракту в целях налога на прибыль; - неправильное определение ставки НДС; - невозмещение, дополнительное начисление НДС.

В процессе заключения внешнеторговых контрактов на большую сумму, а также при кредитовании возникают валютные внешнеторговые риски, которые могут менять размеры платежей сторон, подписавших контракт. Подобные ситуации зачастую влекут за собой финансовые убытки для обоих участников соглашения [1].

В группу политических и трансферных рисков входит большое количество непредвиденных ситуаций, связанных с политической и общественной сферами жизни: финансовая несостоятельность страны; отсрочка исполнения договорных обязательств; изменения в законодательстве страны, влияющие на денежные переводы; закрытие банковских счетов и так далее. Для того чтобы обеспечить безопасность от внешнеторговых рисков, многие организации используют несколько способов, самыми распространёнными из которых являются:

• займы для оплаты незастрахованных государством предоставляемых услуг или перевозок продукции. В данном случае риски ложатся либо на банковскую организацию, выдавшую заем, либо на компанию, которая реализует товар;

• условные денежные обязательства, принимаемые банковской организацией по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств (аккредитивы) - как один из самых надёжных способов обезопасить предприятие от внешнеторговых рисков;

• оплата переводных векселей банковской организацией ещё до установленного момента расчёта за неё;

• еврокредит по внешнеторговым сделкам - привлечение средств с международного денежного рынка или рынка капитала и другие.

Транспортные риски, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, наиболее чётко и объёмно урегулированы международным и российским законодательствами, чем иные типы неблагоприятных ситуаций. Правила Инкотермс-2010 по международной транспортировке грузов, принятые Международной торговой палатой, следует считать основополагающими по вопросам, возникающим в процессе перевозок между странами, поскольку они дают возможность компаниям быстро и в полном объёме изучить права и обязанности участников внешнеэкономического контракта по транспортировкам, свою меру

ответственности и момент ее наступления при форс-мажорных обстоятельствах, возникающих при международной транспортировке товаров.

Контроль внешнеэкономических рисков включает проведение операций по исполнению решений, связанных с сокращением предполагаемых убытков и отрицательных последствий при возникновении непредвиденных обстоятельств. Сокращение убытков и минимизация неблагоприятных последствий - это разные способы, имеющие значительные отличия друг от друга. Последний означает или снижение предполагаемых затрат, или возможности появления негативных ситуаций.

Контроль над внешнеэкономическими рисками можно разделить на несколько этапов:

1. определение самой ситуации;

2. подробное изучение всех сложившихся обстоятельств;

3. группирование и выборка наиболее вероятных рисков;

4. определение способов минимизации последствий.

Изучение сложившихся обстоятельств представляет собой стадию, задача которой заключается в сборе важных данных о причинах и характеристиках внешнеэкономических рисков. По результатам собранных сведений можно выявить вероятность и масштабы предполагаемых убытков. В процессе изучения ситуации необходимо составить список дальнейшего воздействия отрицательных событий на деятельность организации, а также рационально отобразить функции исключения возможности появления затрат.

Финальная стадия контроля внешнеэкономических рисков - определение способов минимизации последствий. Оно даёт возможность снизить предполагаемые затраты предприятия при последующем ведении внешнеторговой деятельности. Каждый из типов риска предполагает несколько методов уменьшения вероятности его проявления. Чтобы определить оптимальный метод, важно грамотно провести анализ вероятности наступления отрицательных событий. Исходя из этого, действия организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в отношении внешнеторговых рисков могут проявляться в:

• ликвидации возможности возникновения отрицательных явлений (организации не проводят никаких операций, которые могли бы нести за собой риски);

• готовности к неблагоприятным событиям;

• минимизации рисков;

• возложении подобных ситуаций на контрагентов или сторонние фирмы.

Следует при этом отметить, что суть всего разнообразия рисков сводится к вероятности возникновения финансовых потерь при импорте продукции. В этом случае специалисты советуют использовать такие методы, как применение более надежных способов расчета, хеджирование и - наиболее дорогой, но при этом наиболее надежный - страхование.

В современной учебной литературе под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, страны, субъектов страны и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

К имущественному страхованию, которое является наиболее распространенным при ведении внешнеэкономической деятельности при импорте товаров, можно отнести следующие виды страхования: страхование импортируемых товаров; страхование транспортных средств, обеспечивающих перевозку товаров из-за рубежа; страхование имущества иностранных компаний и имущества, находящегося за границей. К видам страхования ответственности относят: страхование гражданской ответственности перевозчиков, страхование профессиональной ответственности таможенных брокеров, экспедиторов и других фирм-посредников при введении внешнеэкономической деятельности, страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов при совершении международных полетов, а так же страхование автогражданской ответственности.

Страхование перевозок классифицируют по видам транспорта: водному, авиационному, железнодорожному и автомобильному.

Правила транспортного страхования предусматривают следующие виды страхования:

- «с ответственностью за все риски»;

- «с ответственностью за частную аварию»;

- «с ограниченной ответственностью»;

- «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения».

Наиболее полным является страхование «с ответственностью за все риски», при котором возмещаются убытки от частичного повреждения, полной гибели всего или части груза, произошедшее вследствие любой из причин.

При страховании «с ответственностью за частную аварию» страховщик возмещает убытки, произошедшие не по любым, а лишь по определенным причинам, которые обговариваются на стадии заключения договора страхования. Например, это могут быть убытки от повреждений вследствие стихийного бедствия, крушения транспортных средств, вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара, убытки вследствие пропажи без вести транспортного средства, при повреждении или гибели груза при погрузо-разгрузочных работах и других.

Страхование «с ограниченной ответственностью» предусматривает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части груза, во всех случаях, за исключением повреждений всего или части груза, произошедшего вследствие пропажи, хищения, грабежа целых или части грузовых мест.

При страховании «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» страховщик возмещает убытки от полной гибели всего или части груза в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за частную аварию», то есть по конкретным причинам, перечисленным в договоре страхования.

Виды страхования и их стоимость зависят от условий транспортировки и перехода риска от покупателя к продавцу, обозначенных в контракте. Момент перехода риска потери или повреждения товара и распределения затрат между продавцом и покупателем определяются в соответствии с Международными правилами «Incoterms-2010», составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле.

Условия «Инкотермс-2010» разделены на несколько групп перехода ответственности за груз с продавца на покупателя. Требования группы «Е» возлагают на продавца только минимальные обязательства: продавец обязан лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте, в большинстве случаев на собственном производстве или складе продавца. Требования группы «F» предусматривают доставку товара продавцом для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя.

Требования группы «С» возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать транспортные расходы, обязательно должен быть указан после соответствующего «С»-термина. Требования группы «D» предполагают, что продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все расходы со всеми рисками по доставке товара до этого места.

Термины Инкотермс-2010 предусматривают различные типы транспортировки несколькими видами транспорта. Обязательства по страхованию грузов содержатся только при поставке грузов на двух условиях: CIF (Cost, Insurance, Freight - «стоимость, страхование и фрахт») и CIP (Cost, Insurance paid to... - «перевозка и страхование оплачены до...»). При поставке товаров на этих условиях продавец обязан застраховать груз в страховой компании. Выгодоприобретателем при поставках на этих условиях является покупатель. Страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными договором, передается покупателю.

Список литературы / References

1. Бирюкова О.Ю., Охотников И.В. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2017.

2. Гараедаги Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск: Гревцов Букс, 2010.

3. Охотников И.В., Сибирко И.В. Системный подход как методологическая основа управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок // Логистика, 2014. № 1.

4. Павлова Е.И. Влияние ФОРС-мажорных обстоятельств на своевременную международную логистику. М., 2016. В сборнике «Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2016)». Материалы Девятой международной конференции. ИПУ РАН, 3-5 октября 2016 года. Том II. С. 85-88.

5. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. пособие / С.Л. Соркин. Минск: Соврем. шк., 2006. 283 с.

6. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.