Раздел 5
ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УДК 339.101
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
В. В. Баранкова*, А. П. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Рассматривается понятие «кадровый потенциал таможенных органов», раскрываются его сущность и содержание, также исследуется система управления персоналом в таможенных органах как целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем. Указаны основные задачи кадрового потенциала таможенных органов. Отражена степень развития кадрового потенциала таможенных органов. Выражена сущность деятельности персонала. Продемонстрированы главные принципы управления кадровым потенциалом. На основе принципов сформулирована система методов, являющаяся важнейшим элементом системы кадрового потенциала. Представлены ведущие элементы кадрового потенциала таможенных органов. Отмечены основные недостатки функционирования кадрового потенциала.
Ключевые слова: кадровый потенциал таможенных органов, компетентность, квалификация должностных лиц таможенных органов, профессиональные знания, умения, навыки, система управления персоналом.
SYSTEM TALENT MANAGEMENT IN CUSTOMS BODIES
V. V. Barankova*, A. P. Surnik
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article discusses the concept of "human resources of customs authorities", reveals its essence and content, also studied human resource management system in the customs bodies as a complete system consisting of interconnected subsystems. Indicate the main problems of personnel potential of the customs authorities. Addressed by the degree of development of personnel potential of the customs authorities. They expressed the essence of the activities of the staff. Demonstrate the main principles of management of human resources. On the basis of the principles articulated system of methods, which is an essential element of human resource capacity of the system. Presents the key elements of human resource capacity of customs authorities. It noted the major shortcomings ofpersonnel potential offunctioning.
Keywords: human resources of customs bodies, competence, qualification of customs officials, professional knowledge, skills, human resources management system.
Общеизвестно, что рационально сформированная система управления кадровым потенциалом дает возможность достижения желаемых целей управления, к чему стремится любая организация. При этом достижения организации во многом зависят от персонала [1].
В состав любой организации в качестве ее элемента входит персонал. Достижения целей управления во многом зависят от самого персонала и системы его управления.
Кадровый потенциал таможенных органов - это совокупность уже имеющихся потенциальных интеллектуальных и творческих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков и индивидуального опыта, которые отражают специфику деятельности и направлены на решение задач, поставленных перед таможенной службой [2].
Система управления кадровым потенциалом состоит из объекта, субъекта, цели, функции, структуры [3].
Объект управления - это персонал, трудовой коллектив, которые поддаются управленческому влиянию со стороны субъектов управления. Субъектом управления в системе выступает персонал, который осуществляет руководство и реализует свои функции.
Цель состоит в том, чтобы система управления кадровым потенциалом организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей структурой таможенных органов.
В такой системе существует некий алгоритм, который зависит от целей, задач и функций кадрового потенциала. Система управления - это реализация функций управления. Функции, в свою очередь, зависят от задач, а задачи - от целей [4].
Подсистема выступает в роли функции системы управления кадровым потенциалом. Она отражает все приемы, методы и средства, необходимые для реализации управленческой функции, заложенной в подсистему [5].
Компетентность должностных лиц таможенных органов, их высокая квалификация обеспечивают возможность более эффективного и качественного процесса организации их профессиональной деятельности на всех иерархических уровнях управления [6].
Укрепление кадрового потенциала таможенных органов является стратегически важным и одним из основных направлений деятельности таможенной службы, взаимосвязанным с остальными сферами и существенно на них влияющим. Высококвалифицированный кадровый состав таможенных органов Российской Федерации обеспечивает успешное выполнение задач, нацеленных на предоставление качественных услуг в области таможенного дела [7]. Среди основных задач в этой сфере следует выделить:
- совершенствование подбора и расстановки кадрового персонала;
- обеспечение необходимого профессионального уровня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- создание условий и реализация возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов и иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных орга-
нов к совершению указанных преступлений, а также на обеспечение собственной безопасности таможенных органов [8].
Важнейшим показателем, отражающим степень развития кадрового потенциала таможенных органов, является система профессионального обучения. В этом аспекте наиболее значимым является создание условий профессиональной подготовки граждан, отвечающих текущим и перспективным социально-экономическим потребностям развития системы таможенной службы в целом. Наиболее важным при формировании системы профессионального развития является способ практической ориентации учебных планов и программ для специалистов таможенных органов. Чем выше качество подготовки специалистов для таможенных органов, тем выше и степень развития соответствующего кадрового потенциала [9].
Повышение качества подготовки специалистов для таможенных органов рассматривается во взаимосвязи с повышением эффективности использования соответствующего кадрового потенциала, что проявляется посредством управления рисками в таможенном деле [10].
Кроме этого, стоит отметить, что сущностью деятельности повышения качества подготовки кадрового потенциала являются принципы и методы управления кадровым потенциалом. Поэтому система кадрового потенциала опирается на принципы, соответствующие условиям, в которых осуществляется управление персоналом. Можно выделить основные принципы кадрового потенциала:
- сочетание единоначалия и коллегиальности;
- централизация и децентрализация;
- научная организация труда;
- контроль исполнения решений;
- стимуляция;
- обеспечение профессионального роста [11].
На базе принципов формируются методы, являющиеся важнейшим элементом системы кадрового потенциала. Методы кадрового потенциала основываются на законах, закономерностях, принципах и применяются с учетом состояния и условий функционирования системы кадрового потенциала. Основные методы управления кадровым потенциалом:
- деловая оценка персонала;
- найм, отбор и прием персонала;
- организация системы обучения персонала;
- технико-экономическое планирование;
- мотивация трудовой деятельности персонала;
- управление конфликтами, безопасностью персонала [12].
На основе сопоставления этих методов определяется количественная оценка деятельности сотрудников таможенных органов в области управления рисками. Это позволит определить такие перспективные направления улучшения кадровой работы таможенных органов, как определение вознаграждения за проделанную работу, ротацию кадров
Раздел 5. Экономика труда. управление персоналом
и служебное продвижение сотрудников в целях рационального управления развитием кадрового потенциала таможенных органов. Управление деятельностью таможенных органов в условиях риска базируется на опыте и интуиции руководителей [13].
Все это способствует повышению эффективности деятельности таможенных органов [14].
Кадровый потенциал таможенной службы включает в себя такие элементы, как:
- система профессиональных знаний;
- целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников на основе государственного заказа соответствующих органов;
- широкий спектр программ обучения в зависимости от базового образования, опыта работы и результатов аттестации госслужащих;
- многообразие форм обучения (с отрывом и без отрыва от работы, сочетание этих форм, блоч-но-модульный принцип);
- умения и навыки;
- психологическая характеристика [15].
При помощи этих элементов выявляются такие предрасположенности как способность выполнять самые простые операции рабочего процесса, так и принимать сложнейшие управленческие решения на самых высоких уровнях управления. Однако у этого перечня элементов есть некоторые недостатки:
- недостаточная точность результатов, которые могут быть основанием для принятия дальнейших решений;
- они не несут практической ценности и в значительной мере не учитываются при адаптационном процессе должностных лиц таможенных органов, а также не оказывают существенного влияния на последующее продвижение по карьерной лестнице;
- проявление политического влияния на механизмы формирования кадровой политики таможенных органов, что особенно проявляется в системе формирования управленческих кадров;
- на сегодняшний день на службу в таможенные органы не всегда принимаются должностные лица, обладающие в полной мере соответствующим набором психологических качеств, необходимых в профессиональной деятельности [16].
Таким образом, одним из основных стратегически важных и актуальных направлений совершенствования таможенной службы является формирование кадрового потенциала, который играет огромную роль в развитии и достижениях организации.
Библиографические ссылки
1. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. 3 с.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 25.11.2016).
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации : федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) [Электронный ресурс]. URL: https://e.mail.ru/attachment/14597849470000000979/0
; 1#27dbb5e 1cf53bd7ecf9f09faace0dbe6 (дата обращения: 29.03.2016).
4. Богданова Е. Л., Судоргин Н. И. Мониторинг кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации : монография ; РТА. М. : РИО РТА, 2014. 37 с.
5. Попова Д. А. Развитие научно-методического аппарата и разработка практических рекомендаций по адаптации должностных лиц к условиям профессиональной деятельности в целях. М. : Юрайт, 2014. 89 с.
6. Кречетников К. Г., Смолякова Ю. А. Управление кадровым потенциалом в интересах развития организации // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 8. С.147-152.
7. Абалкин Л. И. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика», Ин-т экон. РАН ; гл. ред. Л. И. Абалкин. М. : Экономика, 2012. С. 48-53.
8. Аминова Р. К. Таможенная служба России: современное состояние и перспективы развития // Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы ; ГОУВ-ПО «ДГТУ». Махачкала, 2015. С. 180-235.
9. Барамзин C. B. Управление качеством таможенной деятельности. М. : Книга и бизнес, 2014. 304 с.
10. Медведева М. В. Экономика таможенного дела : курс лекций. СПб., 2014. 60 с.
11. Амиралиев Б. Ш. Совершенствование кадровой службы в системе таможенных органов // Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы. ДГТУ, 2013. С. 76-92.
12. Богданова Е. Л. Мониторинг кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации. М. : РИО РТА, 2014. 350 с.
13. Большаков А. С. Менеджмент: учебное пособие. СПб. : Питер, 2012. 160 с.
14. Починок А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования // Общество и экономика. 2013. № 7-8. С. 5-24.
15. Старикова О. Г. Основы таможенного дела : учебник. СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. 408 с.
16. Баранкова В. В., Сурник А. П. Понятие и содержание кадрового потенциала таможенных органов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы XII Междунар. науч.-практ.
конф., посвящ. Дню космонавтики. Красноярск, 2016. С. 761-762.
References
1. Decree of the RF Government of December 28, 2012 № 2575-r [On the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020]. 3 p.
2. Federal Law of July 27, 2004 № 79-FZ [On the Russian Federation, the state civil service]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_48601 (accessed: 25.11.2016).
3. Federal Law of 21.07.1997 № 114-FZ (ed. Of 12.22.2014) [On service in the Russian Federation customs authorities]. Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_56420 (accessed: 25.11.2016).
4. Bogdanova E. [NI Sudorgin Monitoring human resource capacity of the customs service of the Russian Federation]. Moscow, RIO PTA., 2014, 37 p.
5. Popov D. [Development of scientific and methodological apparatus, and to develop practical recommendations on the adaptation of officers to the conditions of professional work in order]. Moscow, Yurayt., 2014, 89 p.
6. Krechetnikov K., Smolyakova J. A. [Human resource management in the interests of the organization // Economy and Management: analysis of trends and prospects for development]. Moscow, Yurayt., 2013, Vol. 8, p. 147-152.
7. Abalkin L., [Economic Encyclopedia / Nauchn.-ed. board of the publishing house Economy, Institute
of ehkon. Russian Academy of Sciences; Ch. Ed. L. I. Abalkin]. Moscow, Economics Publishing House.,
2012, p. 48-53.
8. Aminova R. [The Customs Service of Russia: current state and development prospects. Sat.: The organization of customs business in the Russian Federation: problems and prospects / edited]. Moscow, DSTU., 2015, p. 180-235.
9. Baramzin C. [Quality management of customs activities]. Moscow, Book and Business., 2014. 304 p.
10. Medvedev M., [Economics of customs: a course of lectures]. St.-Petersburg, Yurayt, 2014. 60 p.
11. Amiraliev B. [Improvement of personnel service in the system of customs authorities. Sat .: The organization of customs business in the Russian Federation: problems and prospects]. Dagestan State Technical University., 2013. P. 76-92.
12. Bogdanova E. [Monitoring human resource capacity of the customs service of the Russian Federation]. Moscow, RIO PTA, 2014. 350 p.
13. Bolshakov A. [Management / Tutorial]. - St. Petersburg, Publishing house Peter., 2012. 160 p.
14. Pochinok A. [On labor potential of Russia, the prospects for its preservation, development and improvement of use]. Society and Economy, Vol. 7-8,
2013, p. 5-24.
15. Starikova O. [Basics of customs]. St. Petersburg, Sideshow., 2014. 408 p.
16. Barankova V., Surnik A. [The concept and content of human resource capacity of customs authorities]. Krasnoyarsk, 2016. P. 761-762.
© EapaHKOBa B. B., CypHHK A. n., 2016
Для цитирования: Баранкова В. В., Сурник А. П. Система управления кадровым потенциалом в таможенных органах // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 4. С. 57-60.
For citations: Barankova V. V., Surnik A. P. System talent management in customs bodies // Social and economic systems management. 2016. № 4. Р. 57-60. (In Russ., abstr. in Engl.)