Решетневские чтения. 2015
(CIT: 414-498) // Future innovations in science, education, manufacturing and transport - 2014 : International proceedings of the SWorld. Issue (37), vol. 17. Management and marketing (sat. registered to and citation database RSCI). Odessa : Izd-vo Kuprienko S. V., 2014. Pp. 31-35.
4. Selivanov A. V., Vashlayev I. I. The planning automated-checked balance control of material resources in the logistics systems enterprises. Bulletin Of The Siberian State Aerospace University, 2013. Vol. 1(14). Pp. 211-217.
5. Selivanov A. V., Kolga P. V. Methodology outline integrated managementing processes of the logistics system industrial enterprises // Logistic systems and
processes in today's economic conditions: materials International correspondence scientific-practical conference (1-15 November 2013) : collection of articles / Ministry of education of the Republic of Belarus [and others]. Minsk : National library of Belarus, 2013. Pp. 147-156.
6. Selivanov V. A. Improvement of the system of organization of technological processes in the quarries and management based on network diagrams // Mining journal. 2013. № 4. P. 23-25.
© Селиванов А. В., Бурменко А. Д., 2015
УДК 338.246
УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
А. П. Сурник, М. К. Швецова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается технология удаленного выпуска как одного из существенных факторов деятельности таможенных органов. Уделено внимание положительным и отрицательным сторонам применения данной информационной технологии в таможенных органах.
Ключевые слова: удаленный выпуск товаров, таможенное декларирование, информационные технологии. THE REMOTE PRODUCTION OF GOODS: PROS AND CONS A. P. Surnik, M. K. Shvetsovа
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article discusses the technology of remote production as one of the essential factors of the customs authorities. It pays attention to the positive and negative sides of the application of this information technology in customs.
Keywords: remote release of goods, customs Declaration, information technology.
Внедрение информационных технологий в государственных органах положительно сказывается на развитии экономики. Таможенная служба не является исключением. Таможенная служба Российской Федерации в течение последних десяти лет активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность.
Технология удаленного выпуска товаров является перспективным направлением таможенной политики Российской Федерации наряду с электронным декларированием. Технология удаленного выпуска товаров подразумевает оформление внутренним таможенным органом электронной декларации на товары и транспортные средства, находящиеся на внешнем складе временного хранения в приграничной зоне, с осуществлением контроля транспорта, товаров и сопроводительной доку-
ментации, а на внутреннем посту проверяются сведения, заявленные в электронной декларации.
Основой для применения данной информационной технологии является решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа». Настоящая Инструкция предоставляет использование таможенной декларации в виде электронного документа в соответствии со статьями 180 и 183 Таможенного кодекса Таможенного союза [2].
Основными преимуществами применения технологии удаленного выпуска являются:
- осуществление таможенного декларирования товаров без привязки предприятий к таможенным постам и месту нахождения товара;
Логискики и управление цепями поставок^на предприятии
- оптимизация транспортной логистики и сокращение финансовых затрат участников ВЭД;
- сокращение времени совершения таможенных операций;
- возможность получения бумажной копии таможенной декларации с отметками о выпуске товаров в удобном таможенном органе, находящемся в месте декларирования или в месте нахождения товаров.
Кроме удобства для участников внешнеэкономической деятельности такая технология способствует гармонизации таможенного оформления в сложившихся условиях непропорционального распределения материальных, технических и кадровых ресурсов между центром и районами вблизи границы.
Процедура от пересечения границы до выпуска товара в свободное обращение должна состоять из контроля документации по прибытии товаров на склад временного хранения, выдачи подтверждающих документов о прибытии транспортного средства, окончании таможенного транзита, подачи электронной таможенной декларации, проверки документации, сверки данных в сопроводительных документах, проверки условного выпуска, списания таможенных платежей, выпуска товаров.
Таким образом, можно сказать, что внедряемая Федеральной таможенной службой по всей стране процедура электронного декларирования и привела к возможности использования технологии удаленного выпуска товаров.
Технология удаленного выпуска товаров осуществляется декларантом и таможенным органом с совершением следующих действий. В соответствии с установленными сроками до пересечения грузом границы РФ, декларант в электронном виде подает предварительную декларацию на товары, после ее проверки уполномоченное должностное лицо уведомляет декларанта об окончании ее проверки. Представитель перевозчика предоставляет сведения о предварительно поданной электронной декларации во внешний таможенный орган, по прибытии туда груза, основываясь на этих сведениях, уполномоченное должностное лицо таможенного органа запрашивает копию электронной декларации. Далее проверяется наличие размещенных на складе временного хранения товаров, после чего во внутренний таможенный орган отправляется информация о размещении на складе временного хранения товаров, в результате проверки информации, заявленной в электронной декларации, с информацией, содержащейся в транспортных и коммерческих документах [1]. Когда должностным лицом внутреннего таможенного органа получена информация о размещении товаров на складе временного хранения, он информирует об этом декларанта, который производит действия по завершению декларирования товаров по их выпуску. Внутренний таможенный орган должен проверить все документы и информацию, полученную от внешнего таможенного органа, при отсутствии риска (рисков) в следующие сроки:
- не более 30 минут рабочего времени - при декларировании от 1 до 10 наименований товаров;
- не более 1 часа рабочего времени - при декларировании от 11 до 50 наименований товаров;
- не более 2 часов рабочего времени - при декларировании от 51 до 100 наименований товаров;
- не более 4 часов рабочего времени - при декларировании от 101 и более наименований товаров [4].
Использование технологии удаленного выпуска участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными представителями позволяет разгрузить транспортную инфраструктуру и оптимизировать логистические связи между отправителем и получателем груза, поскольку таможенное оформление происходит во внутреннем таможенном органе, а товары и транспортные средства - на складах временного хранения.
К минусам можно отнести: необходимость получения электронной цифровой подписи (срок действия 1 год) (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи», в ред. от 10 июля 2012 г.) [3], технические проблемы передачи данных, ручной ввод данных в электронные документы. Также большая часть разрешительных документов по-прежнему выдается другими ведомствами и министерствами на бумаге. Таможенные органы обязаны эти документы проверять. Проблемы, относящиеся к техническим, - это сбои и ошибки в программном обеспечении, неадаптированная система управления рисками при электронном документообороте, предоставление документов на бумажных носителях, отсутствие общей базы с другими контролирующими организациями.
Таким образом, необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу использования электронной документации при взаимодействии между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и другими контролирующими органами. Использование удаленного выпуска товаров выявило и организационные недостатки, такие как недостаточность развития сети и пропускной способности приграничных складов временного хранения.
Для использования в дальнейшем технологии удаленного выпуска товаров необходимо расширить сферу применения электронного взаимодействия с перевозчиками, повысить пропускную способность и техническую оснащенность складов временного хранения.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010. 191 с.
2. Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа [Электронный ресурс] : решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=107754 (дата обращения: 10.10.2015).
3. Об электронной подписи [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 (с изм. и доп.). URL: http: //base. garant. ru/12184522/#ixzz3 aau9o GOP (дата обращения: 10.10.2015).
4. Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе
Решетнеескцие чтения. 2015
деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 22 апреля 2011 г. № 845. URL: http://www.alta.ru/show_orders.php?filename=11pr0845 (дата обращения: 10.10.2015).
References
1. Customs code of the Customs Union. Novosibirsk : Sib. Univ. izd-vo. 2010. 191 s.
2. The decision of the Customs Union Commission dated 08.12.2010 № 494 "About the Instruction about the procedure for provision and use of the customs Declaration in the form of an electronic document" [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107754 (date of visit: 10.10.2015).
3. Federal law of April 6, 2011 № 63-FZ "On electronic signature" [Electronic resource] (with changes and additions). URL: http://base.garant.ru/12184522/ #ixzz3aau9oGOP (date of visit: 10.10.2015).
4. Order of the FCS of Russia from April 22, 2011 № 845 "On approval of the Procedure of customs operations at the customs Declaration in electronic form, in the region of the customs authority other than the location of their Declaration" [Electronic resource]. URL: http://www.alta.ru/show_orders.php?filename=11pr0845 (date of visit: 10.10.2015).
© Сурник А. П., Швецова М. К., 2015
УДК 347.772
МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
А. П. Сурник, Е. А. Макарова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются основные аспекты и понятия международного таможенного сотрудничества, перспективы его развития. В настоящее время государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли.
Ключевые слова: международное таможенное сотрудничество, экономика, международный товарооборот.
THE PLACE OF RUSSIA IN INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION
A. P. Surnik, E. A. Makarova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article discusses the main aspects and concepts of international customs cooperation, the prospects for its development. States are pursuing to create the best conditions for the movement of goods, employees at international trade sphere.
Keywords: international customs cooperation, economics, international trade.
Международное таможенное сотрудничество - это одна из форм международных, межгосударственных отношений.
Необходимость международного таможенного сотрудничества вызвана следующими факторами:
- потребностью информационного взаимодействия между таможенными органами разных стран;
- сложностью национальных таможенных тарифов;
- различными таможенными формальностями.
Наличие перечисленных нерешенных факторов
будет препятствовать развитию международной торговли.
Кроме этого, международное таможенное сотрудничество вызвано многочисленными обязатель-
ствами, которые прописаны в различных соглашениях в области торгового обмена. Эти обязательства возникают при вступлении в такие международные организации, как Всемирная таможенная организация, Всемирная организация интеллектуальная собственность и др.
Международное таможенное сотрудничество осуществляется в следующих направлениях:
- борьба с контрабандой;
- обеспечение экономического, ветеринарного, фитосанитарного и других контролей.
В международном таможенном сотрудничестве Российской Федерации выделяют три направления:
- в рамках взаимодействия со странами СНГ;