Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE / ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / CURRENT ASSETS / ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / NON-CURRENT ASSETS / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / CREDIT POLICY / АГРЕССИВНЫЙ / AGGRESSIVE / КОНСЕРВАТИВНЫЙ И УМЕРЕННЫЙ ТИП КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ / CONSERVATIVE AND MODERATE TYPE OF CREDIT POLICY / КОНТРАГЕНТЫ / THECOUNTERPARTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарева З.В., Яковлева О.А.

В данной статье определено место управления дебиторской задолженностью в системы управления предприятием железнодорожного транспорта. Рассмотрены существующие подходы к решению проблемы, закрепления функций управления дебиторской задолженностью. Подробно рассмотрена классификация основных функций управления дебиторской задолженностью применительно к предприятиям железнодорожного транспорта. Разработаны рекомендации, которые помогут в процессе управления дебиторской задолженности выбрать необходимый перечень информации. Выявлены недостатки подходов к планированию результатов деятельности по управлению дебиторской задолженностью.This article defines the place of receivables control company in railway transport control system. The existing approaches to solving problems, fixing receivables management functions. Considered in detail the classification of the main functions of management of accounts receivable in relation to rail transport enterprises. The recommendations that will help in the process of receivables management to select the desired list of information. Disadvantages approaches to planning performance on receivables management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Чеботарева З.В.1, Яковлева О.А.2 ®

1Кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения; 2студент магистратуры, институт экономики и финансов.

Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация

В данной статье определено место управления дебиторской задолженностью в системы управления предприятием железнодорожного транспорта. Рассмотрены существующие подходы к решению проблемы, закрепления функций управления дебиторской задолженностью. Подробно рассмотрена классификация основных функций управления дебиторской задолженностью применительно к предприятиям железнодорожного транспорта. Разработаны рекомендации, которые помогут в процессе управления дебиторской задолженности выбрать необходимый перечень информации. Выявлены недостатки подходов к планированию результатов деятельности по управлению дебиторской задолженностью.

THE CONTROL SYSTEM OF ACCOUNTS RECEIVABLE IN THE COMPANY OF

RAILWAY TRANSPORT

Summary

This article defines the place of receivables control company in railway transport control system. The existing approaches to solving problems, fixing receivables management functions. Considered in detail the classification of the main functions of management of accounts receivable in relation to rail transport enterprises. The recommendations that will help in the process of receivables management to select the desired list of information. Disadvantages approaches to planning performance on receivables management.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, оборотные активы, внеоборотные активы, кредитная политика, агрессивный, консервативный и умеренный тип кредитной политики, контрагенты

Keywords: accounts receivable, current assets, non-current assets, credit policy, aggressive, conservative and moderate type of credit policy, thecounterparties

Система управления дебиторской задолженностью - это элемент системы управления транспортного предприятием, место которого представлено на рис. 1.

® Чеботарева З.В., Яковлева О.А., 2017 г.

Рис. 1. Место системы управления дебиторской задолженностью в системе управления

хозяйствующим субъектом

На основании представленной схемы видно, что система управления дебиторской задолженностью является элементом системы управления оборотными активами, та входит в состав системы управления активами, которая относится к системе управления финансовой деятельностью предприятия, входящей в систему управления хозяйствующим субъектом в целом. Рассмотрим ключевые элементы управления дебиторской задолженностью более подробно.

Объектом управления выступает дебиторская задолженность предприятия.

Определим субъект управления дебиторской задолженностью как совокупность сотрудников транспортного предприятия, осуществляющая целенаправленное функционирование объекта.

Известны некоторые подходы к решению проблемы, закрепления функций управления дебиторской задолженностью. А именно, предлагается распределить функции управления дебиторской задолженностью между несколькими подразделениями -финансовым и юридическим отделом, бухгалтерии, а также подразделением маркетинга [5]. С точки зрения отдельных экономистов финансовый отдел должен осуществлять организацию управлению дебиторской задолженностью на предприятиях при участии бухгалтерии [6]. Таким образом, целесообразно создать для каждого структурного подразделения свои основные должностные обязанности в сфере управления дебиторской задолженностью на предприятиях железнодорожного транспорта.

Поскольку в управлении предприятием большую роль играет субъективный элемент, именно факторы, которые контролируются самим предприятием железнодорожного транспорта, то необходим критерий принятия управленческих решений. И тогда оценка отрицательных и положительных результатов кредитной политики должна быть неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью [9]. Основными целями кредитной политики являются [1] (рис.2)

повышение конкурентоспособности положения

компании на рынке за счет предоставления наиболее

интересных условий товарного кредитования: V-------------------------------<

увеличение объемов продаж при минимизации дебиторской задолженности.

Рис.2. Цели кредитной политики

Управление дебиторской задолженностью предполагает, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. А ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция [8].

На наш взгляд, все вышеперечисленные подходы к определению цели управления дебиторской задолженностью нельзя считать в полной мере приемлемыми, так как они рассматривают цели управления дебиторской задолженностью в отрыве от главной цели управления финансовой деятельностью предприятия.

Представляется разумным и справедливым, что в широком смысле управление дебиторской задолженностью больше, чем просто допущение максимально возможной величины обязательств, предприятий с точки зрения уклонения от риска банкротства. Целью каждого транспортного предприятия является максимальное увеличение его прибыли с помощью экономических, производственных и юридических рычагов, а управление дебиторской задолженностью является одной из составных частей экономических рычагов»

[3].

Система управления дебиторской задолженностью реализует свою главную цель путем осуществления определенных функций:

1. Функции управления, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от организационно-правовой формы собственности и вида деятельности исследуемого предприятия (общие функции).

2. Специфические функции, которые характеризуют систему управления дебиторской задолженностью как специальную область управления предприятием.

Действующая классификация функций управления дебиторской задолженностью представлена на рис. 3[4].

Выделены следующие основные общие функции управления: разработка стратегии развития, учет, анализ, планирование, стимулирование, контроль [4].

Рис. 3. Функции управления дебиторской задолженностью

1. В процессе разработки стратегической политики по отношению к дебиторской задолженности предприятий железнодорожного транспорта, исходя из прогноза параметров внешней экономической среды и общей стратегии, формируется система целей и целевых показателей, на достижение которых должна быть направлена работа с дебиторской задолженностью в долгосрочной перспективе. Некоторыми экономистами выделены три типа кредитной политики предприятия в отношении покупателей [1,4]. В том случае, если приоритетной задачей на долгосрочную перспективу является захват новых рынков, расширение круга покупателей, увеличение объема оказания транспортных услуг, то должно быть принято решение о разработке агрессивной кредитной политики. Данный тип кредитной политики предусматривает мягкие условия предоставления покупателям товарных кредитов (невысокие процентные ставки, отсутствие пеней/штрафов за просрочку и большие сроки предоставления отсрочки). Если же ставится задача повысить финансовую устойчивость предприятия, то избирается кредитная политика консервативного типа. Она направлена на минимизацию возможных рисков, которые возникают при продаже на условиях отсрочки платежа, а также устанавливает жесткие процедуры и правила при продаже в кредит и задает минимальные сроки отсрочки платежа. Умеренный тип кредитной политики ориентируется на средний уровень кредитного риска при оказании услуг с отсрочкой платежа.

2. Учетная функция предполагает создание эффективных информационных систем, которые обеспечивают обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации данной функции должны быть сформированы внутренние и внешние источники получения информации, а также определены объемы и содержание информационных потребностей системы управления дебиторской задолженностью.

3. На основании анализа работ, посвященных управлению дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что вся требуемая для принятия управленческих решений информация может быть разбита на три группы. Определим их следующим образом.

- Внутренняя специализированная информация - информация оструктуре и динамике дебиторской задолженности предприятия.

- Внутренняя общеэкономическая информация - информация, отражающая деятельность предприятия, но не относящаяся к дебиторской задолженности.

- Внешняя информация - информация, относящаяся к внешней среде.

Перечень необходимой в процессе управления дебиторской задолженности информации крайне широк и зависит от решения конкретных задач. Если решается задача разработки конкретных параметров кредитной политики или оцениваются ее результаты, то необходимыми являются сведения, относимые к внешней информации, внутренней общеэкономической информации, сводные данные о состоянии и движении дебиторской задолженности, о расходах, связанных с обслуживанием дебиторской задолженности. В случае решения задачи анализа состояния и движения дебиторской задолженности, требуются сведения об общем размере дебиторской и кредиторской задолженности, о величине оборотных активов, о сумме просроченной задолженности, по распределению долгов по срокам возникновения, объему реализации [11].

4. Функция планирования управления дебиторской задолженностью проявляется в разработке системы текущих и перспективных планов по всем направлениям, связанным с образованием дебиторской задолженности, ее движением и погашением. Основой такого планирования является разработанная кредитная политика, которая требует конкретизации на каждом этапе. На практике распространена методика выбора оптимальных характеристик кредитной политики на основе построения прогнозного отчета о финансовом положении [2].

В основу положено использование льготной кредитной политики, которая выражается в удлинении периода кредита, смягчении требований кредитоспособности, предоставлении торговых скидок, которые приводят к увеличению объема реализации.

При проведении оценки различных подходов к планированию результатов деятельности по управлению дебиторской задолженностью, выделены особенности мнений [9]. По мнению одних экономистов необходимо ввести в расчет показатели, характеризующие вероятности ожидаемого изменения от введения новых кредитных условий выручки от реализации и издержек [10]. Необходимость использования вероятностного подхода определяется тем, что оценка изменений в объемах продаж и затратах, связанных со сменой кредитной политики, является крайне неопределенной. Недостатком приведенных методик является, на наш взгляд, то, что в них основное внимание уделяется показателю прибыли, в то время как не принимаются в расчет показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия и изменение денежного потока.

5. Имеется мнение, особо выражающее сущность стимулирующей функции [1]. Т. е. чтобы эффективно контролировать состояние и своевременное погашение дебиторской задолженности, необходимо наладить систему мотивации, добавить некие показатели, стимулирующие отдел продаж за соблюдение кредитной политики. Это может быть мотивация, бонусы за соблюдение порядка документооборота, за уменьшение сроков оборачиваемости дебиторской задолженности. Анализ рассмотренных позиций и мнений по управлению дебиторской задолженностью показывает, что вопросам стимулирования в них уделено недостаточно внимания. В основном, акцент сделан на наказании виновных, а не на поощрении за достижение запланированных показателей. В то время как для контроля целесообразно назначать в структурных подразделениях ответственных за работу с дебиторской задолженностью, которые будут нести ответственность за нее совместно с руководителем подразделения [6].

6. Контрольная функция системы управления связана с созданием системы внутреннего контроля на транспортном предприятии, определении перечня контрольных периодов и показателей. Элементами контроля должны быть все этапы работы с задолженностью: предупреждение возникновения просроченной дебиторской; контроль

состояния возникшей дебиторской и кредиторской задолженности; выполнение действий по взысканию дебиторской задолженности и погашению кредиторской задолженности [7].

Третьим ключевым элементом системы управления дебиторской задолженностью является механизм управления. Под механизмом управления оборотным активом будем понимать практическую реализацию управленческих функций посредством соответствующих методов и инструментов управления.

В зависимости от особенностей механизма управления следует выделить три основных типа управления на рис. 4.

1. Управление дебиторской задолженностью «собственными силами»

w

Данный 1ип управления подкодш тем хозяйствующим субъектам, у которых управленческие процедуры специфичны (нестандартны), то есть отражают особенности деятельности, осуществляемой данным хозяйствующим субъектом;

2. Управление дебиторской задолженностью через третьи лица

Реализуется в том случае, когда управлять дебиторской задолженностью «собственными силами» для предприятия по каким-либо объективным причинам: отсутствие соответствующего персонала, масштаб " деятельности и т.п. — становится неэффективно:

3. Нейтральный (умеренный) тип управления дебиторской задолженностью

данный 1ип управления предполагает реализацию определенных (нестандартных) управленческих процедур «собственными силами» предприятия, а оставшихся процедур - с помощью третьих лиц.

Рис. 4. Три типа управления дебиторской задолженностью

Таким образом, система управления дебиторской задолженностью является составной частью системы управления предприятием железнодорожного транспорта. Для эффективного управления дебиторской задолженности необходимо создать для каждого структурного подразделения свои основные должностные обязанности. Предприятие железнодорожного транспорта реализует механизм управления дебиторской задолженностью с учётом выбранного типа управления посредством внутренних и (или) внешних методов и инструментов управления. Выбор методов и инструментов управления зависит от эффективности их использования и поставленных задач.

Литература

1. Агеева А.И. Кредитная политика как инструмент управлениядебиторской задолженности // Финансовый менеджмент.- 2004. - № 6.- С. 22 - 33.

2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: ИПФРА-М, 2003.-240 с.

3. Батаев A.A. Финансово-экономический механизм управления дебиторской задолженностью на ремонтных предприятиях МО РФ Ярославского региона. Дис. к.э.н. - Ярославль: 2005. - 219 с.

4. Бланк И. А. Управление активами. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. - 720 с.

5. Бурцев В.В. Совершенствование контроля при планировании продажи работе с дебиторами организации // Современный бухучет. - 2004. - № 8. - С. 32-38.

6. Володина А.А. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / Под ред. А.А. Володина. - М.: ИПФРА-М,2001. - 504 с.

7. Ендовицкий Д.А., Купрюшкина О.М. Содержание и процедуры внутрихозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности // Аудитор. - 2003. - № 10. - С. 28 -38.

8. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2001. - 768 с.

9. Петров A.M. Управление дебиторской задолженностью организации // Аудитор. - 2002. - Хо 1. -С. 12 -15.

10. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Перспектива, 2002. - 656 с.

11. Чеботарева З.В., Мамедов Г.С.О. Влияние специфики автотранспортной отрасли на учет доходов и расходов. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.