Научная статья на тему 'Особенности управления дебиторской задолженностью как элементом актива'

Особенности управления дебиторской задолженностью как элементом актива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3320
790
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / АКТИВЫ / RECEIVABLES / MANAGEMENT / CREDIT POLICY / ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ронова Галина Николаевна, Попов Александр Сергеевич

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост финансовой стабильности, однако проблема дебиторской задолженности остается острой. Причины возникновения дебиторской задолженности в настоящее время объясняются не только факторами макроуровня, но и внутренними для каждого предприятия обстоятельствами. Дебиторская задолженность неизбежно возникает у большинства предприятий. Это связано с особенностями сбытовой деятельности. С одной стороны, отгружая продукцию покупателям в кредит, предприятие надеется увеличить объем реализации, привлечь постоянных клиентов. Эффективная кредитная политика может стать важнейшим конкурентным преимуществом. С другой стороны, многие контрагенты требуют предоплаты при поставке товаров, сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-коммерческой деятельности. Платежеспособность покупателей и соблюдение договорной дисциплины контрагентов определяет финансовую устойчивость любого предприятия, производящего и реализующего продукцию. Поэтому особое место в работе финансовых служб должно быть отведено учету и контролю за состоянием дебиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. Основные задачи управления дебиторской задолженностью включают в себя содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита, рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж, повышение конкурентоспособности предприятия с помощью отсрочки платежей, определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного резерва по сомнительным долгам, предоставление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF RECEIVABLES AS ASSET ELEMENT

Nowadays there is growth of financial stability in our country, however the problem of receivables remains acute. The reasons of emergence of receivables now are not only explained by factors of macrolevel, but also by circumstances, internal for each enterprise. Receivables inevitably arise at the majority of the enterprises. It connects with features of marketing activity. On the one hand, shipping production to buyers on credit, the enterprise hopes to increase realization volume, to attract regular customers. Effective credit policy can become the major competitive advantage. On the other hand, many contractors demand an advance payment by delivery of the goods, raw materials and materials necessary for implementation of production and commercial activity. Solvency of buyers and observance of contractual discipline of contractors defines financial stability of any enterprise making and selling products. Therefore the special place in work of financial services has to be allocated to the account and control of a condition of receivables. Management of receivables is a component of the general control system of current assets of the commercial organization. In relation to debt of customers (buyers) for delivery of goods, the rendered services or the performed works it is at the same time an element of marketing policy of the organization directed to maximizing volume of profit, establishment of mutually beneficial relations. The main objectives of management of receivables include assistance to growth of sales volume by granting the commercial credit, the profit markup caused by growth of sales volume, increase of competitiveness of the enterprise by means of a delay of payments, definition of degree of risk of insolvency of buyers, calculation of an expected reserve for doubtful debts, providing recommendations about work with the actual or potentially insolvent buyers. Both turnover, and profitability of current assets of the enterprise considerably depends on management of receivables.

Текст научной работы на тему «Особенности управления дебиторской задолженностью как элементом актива»

УДК 330.144 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-47-53

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КАК ЭЛЕМЕНТОМ АКТИВА

РОНОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ПОПОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост финансовой стабильности, однако проблема дебиторской задолженности остается острой. Причины возникновения дебиторской задолженности в настоящее время объясняются не только факторами макроуровня, но и внутренними для каждого предприятия обстоятельствами. Дебиторская задолженность неизбежно возникает у большинства предприятий. Это связано с особенностями сбытовой деятельности. С одной стороны, отгружая продукцию покупателям в кредит, предприятие надеется увеличить объем реализации, привлечь постоянных клиентов. Эффективная кредитная политика может стать важнейшим конкурентным преимуществом. С другой стороны, многие контрагенты требуют предоплаты при поставке товаров, сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-коммерческой деятельности. Платежеспособность покупателей и соблюдение договорной дисциплины контрагентов определяет финансовую устойчивость любого предприятия, производящего и реализующего продукцию. Поэтому особое место в работе финансовых служб должно быть отведено учету и контролю за состоянием дебиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. Основные задачи управления дебиторской задолженностью включают в себя содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита, рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж, повышение конкурентоспособности предприятия с помощью отсрочки платежей, определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного резерва по сомнительным долгам, предоставление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.

Ключевые слова дебиторская задолженность, управление, кредитная политика, активы

Дебиторская задолженность предполагает собой тип активов, определяющих:

- сумму долгов, причитающихся компании от юридических и физических лиц вследствие рабочих отношений;

- счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит либо оплатой в рассрочку.

В соответствии со стандартами бухгалтерского учета, дебиторская задолженность обусловливается равно как сумма, причитающаяся фирме или другому лицу с потребителей или дебиторов.

Дебиторскую задолженность возможно систематизировать согласно соответствующим типам:

- дебиторская задолженность за продукты, деятельность, обслуживание, период оплаты которых еще не настал;

- дебиторская задолженность за продукты, деятельность, обслуживание, неуплаченные в период оплаты;

- дебиторская задолженность согласно приобретенным векселям;

- дебиторская задолженность согласно с расплатой с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

- другие типы дебиторской задолженности (задолженность дочерних и подчиненных сооб-

G. N. RONOVA, A. S. POPOV

ществ; долг соучастников (учредителей) согласно вкладам в уставный капитал) [3].

Уровень дебиторской задолженности обусловливается многочисленными условиями: тип выпускаемых товаров, объем рынка, уровень интенсивности рынка этого продукта, установленная в компании концепция расчетов и т. д.

У многих компаний в единой сумме дебиторской задолженности доминируют или занимают наибольший максимальный (предельный) вес -расчеты за продукты (работы, обслуживание), т. е. счета к получению.

Размер дебиторской задолженности обусловливается многочисленными условиями.

Эти условия возможно поделить на внешние и внутренние.

К внешним условиям необходимо причислить:

- положение экономики в государстве - падение производства повышает масштабы дебиторской задолженности;

- единое положение расчетов в государстве -неплатежи конкретно приводят к увеличению дебиторской задолженности;

- результативность денежно-кредитной политики, так как ограничение эмиссии порождает так называемый «финансовый голод», что в результате усложняет расчеты между фирмами;

- степень инфляции в экономике, таким образом при высокой инфляции почти все компании не торопятся ликвидировать собственные обязательства, следуя принципу, чем позднее период уплаты долга, тем меньше его сумма;

- тип продукта - в случае если данный продукт сезонный, в таком случае угроза увеличения дебиторской задолженности справедливо определена;

- объем рынка и уровень его интенсивности, таким образом в случае незначительной доли рынка данного типа товаров натуральным образом появляются проблемы с его реализацией, и равно как результат увеличением дебиторских задолженностей [2].

Внутренние факторы:

- обдуманность кредитной политики компании обозначает экономически оправданное формирование сроков и обстоятельств предоставления кредитов, справедливое формулирование критериев кредитоспособности и платежеспособности покупателей, профессиональная комбинация предоставления бонусов при досрочной уплате ими счетов, подсчет иных рисков, которые обладают фактическим воздействием на увеличение дебиторской задолженности предприятия. Подобным способом, неверное формирование сроков и обстоятельств кредитования (предоставления

кредитов), непредъявление бонусов при ранней уплате покупателями, потребителями счетов, неучет иных рисков имеют все шансы послужить причиной к внезапному увеличению дебиторской задолженности;

- присутствие концепции контролирования за дебиторской задолженностью;

- высококлассные и деловые свойства маркетинга фирмы, занимающегося управлением дебиторской задолженностью компании;

- иные условия [4].

Внешние условия не находятся в зависимости от организации работы компании, и локализовать их воздействие менее допустимо или в единичных случаях почти нельзя.

Внутренние факторы полностью находятся в зависимости от мастерства финансового маркетинга фирмы и от владения им умением управлять дебиторской задолженностью.

Количественный размер дебиторской задолженности обусловливается 2-мя факторами:

1. Размером осуществления работ и услуг в кредит - общую выручку от реализации товаров и услуг необходимо поделить на 2 части:

- от реализации за наличные и уплаченные в период срока договора продукты и услуги;

- от реализации в кредит, в том числе и неуплаченные товары (деятельность и услуги).

Это разделение возможно осуществить согласно практическим сведениям за предшествующие этапы времени.

2. Средним интервалом периода между продажей товаров (работ и услуг) и фактическим получением выручки.

Возникновение дебиторской задолженности при концепции безденежных расчетов предполагает собой объективный цикл хозяйственной работы компании.

Дебиторская задолженность - серьезный элемент используемых денежных средств. Если одна компания продает продукты иному предприятию, совершенно не значит, то что цена реализованного продукта будет оплачена незамедлительно. Дебиторская задолженность появляется в случае, если услуга (или продукт) реализованы, а наличные средства еще не получены. Потребителям не предоставляется того или иного письменного доказательства задолженности за исключением подписи о приеме товара на товаросопроводительном акте.

Экономическая польза от дебиторской задолженности проявляется в том, что компания вследствие ее погашения рассчитывает заблаговременно или позднее приобрести денежные ресурсы либо их эквиваленты. В соответствии с этим де-

биторскую задолженность можно признать активом только лишь в том случае, если имеется возможность ее закрытия должником. В случае если такой вероятности нет, необходимую сумму дебиторской задолженности необходимо списать.

Дебиторская задолженность в своей сущности обладает 2-мя значительными особенностями:

- с одной стороны, для дебитора - она источник бесплатных средств;

- с другой стороны, для кредитора - это вероятность распространения его продукции на рынке.

Третий момент, который, как правило, не афишируется - это метод отлагательства налоговых платежей согласно схеме «обоюдных долгов» [5].

Наиболее часто встречаемым видом дебиторской задолженности считается задолженность потребителей и клиентов за отпущенные им продукты, использованные материалы, обслуживание, произведенное и неоплаченное в срок работы; избыток задолженности по ссудам, выданным организацией собственным сотрудникам, над кредитами, приобретенных для этих целей.

Дебиторская задолженность отвлекает ресурсы из оборота предприятия, усугубляя его финансовое положение. Уместное взимание дебиторской задолженности - важная цель бухгалтерии компании. Согласно истечению сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе внереализованных затрат.

В обстоятельствах напряженной нехватки оборотных средств, характерной для множества организаций, повышенные масштабы дебиторской задолженности понижают подвижность используемых активов, приводят к несостоятельному увеличению длительности экономического цикла.

Дебиторская задолженность разделяется на разные виды в связи с экономическим содержанием обязательств, от длительности (времени предоставления), по оперативности оплаты.

Виды дебиторской задолженности в соответствии с ее классификационными признаками представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды дебиторской задолженности в соответствии с ее классификационными признаками

Вся дебиторская задолженность разделяется на долгосрочную и текущую.

Долгосрочная дебиторская задолженность -совокупность дебиторской задолженности, не возникающая в процессе обычного операционного цикла и погашенная по истечении 12-ти месяцев от даты баланса.

Текущая дебиторская задолженность - совокупность дебиторской задолженности, возникающая в процессе обычного операционного цикла или погашенная в течение двенадцати месяцев от даты баланса.

Для отнесения дебиторской задолженности к долгосрочной либо текущей нужно принимать во

G. N. ЯОКОУА А. 8. РОРОУ

внимание период, оставшийся вплоть до закрытия задолженности от даты баланса. Приведем систематизацию дебиторской задолженности согласно срокам оплаты на рисунке 2.

Согласно характеру образования дебиторская задолженность разделяется на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности компании принадлежит та, что определена процессом выполнения производственного плана организации, а кроме того, действующими фор-

мами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары, отгруженные, период оплаты которых не настал). Неоправданной дебиторской задолженностью является та, что появилась вследствие нарушения расчетной и финансовой дисциплины, существующих недочетов в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, появления недостач и краж.

Рис. 2. Систематизация дебиторской задолженности согласно срокам оплаты

Также дебиторскую задолженность условно можно разделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность. Задолженность за отгруженные товары, работы, обслуживание, период оплаты которых не наступил, однако право собственности ранее уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен задаток за поставку товаров (осуществление работ, предоставление услуг) - это нормальная дебиторская задолженность. Задолженность за товары, ра-

боты, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность [1].

Просроченная дебиторская задолженность может разделяться на сомнительную и безнадежную.

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации, «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае

если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

По истечении времени исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в группу безнадежной задолженности (нереальной к взысканию).

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ, «безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».

Методы управления любой из этих групп абсолютно разные. Так как речь идет о задолженности клиентов, в таком случае принципиальную роль имеет их разделение на постоянных и разовых. Задержка платежей заказчиками может носить случайный характер, и в этом случае мероприятия по инкассации задолженности могут обойтись напоминанием о ней контрагенту, к остальной задолженности возможно использование целого комплекса мер.

В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими способности ее ликвидировать из-за экономических трудностей, нужен отбор взаимоприемлемых решений. В целом, часто используется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию обязана быть экономически успешной, т. е. издержки, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения размера продаж. В таком случае, если сама компания с целью финансового обеспечения собственной текущей деятельности, приобретения сырья и материалов использует краткосрочные ссуды банка, то, к примеру, воспользовавшись кредитами банка в среднем 40 дней, бессмысленно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Обычный период предоставления кредита покупателям обязан быть меньше среднего периода, на который организация приобретает ссуду в банке.

Большую роль имеет и отраслевая особенность: предприятия легкой и пищевой индустрии могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

Как предмет учета дебиторская задолженность по сроку платежа классифицируется на:

- отсроченную (период выполнения обязанностей согласно которой еще не наступил);

- просроченную (период выполнения обязанностей согласно которой уже наступил).

В зависимости от времени наступления платежа дебиторская задолженность разделяется на два типа:

- краткосрочная, платежи согласно которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она доминирует в общей сумме задолженности, так как отсрочка платежа на период времени свыше 1 года встречается не часто;

- долгосрочная, платежи согласно которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Это объединение имеет важную роль для множества экономических подсчетов. В частности, краткосрочная задолженность принадлежит к быстрореализуемым активам и в соответствии с этим берется в расчет при установлении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность принадлежит к медленнореализуемым активам. Разумеется, любую задолженность возможно реализовать по договору цессии (уступка права требования), и в данном случае ее можно будет поставить в один ряд с быстрореализуемыми или даже наиболее ликвидными средствами, однако в сумме, по сути, фактически получаемой выручки обычно не более половины.

С целью стимулирования покупателей массово используют скидки с цены реализации («сконто»), к примеру:

- скидка за предоплату в объеме 5 %;

- расчет согласно схеме «3/15 полная 30», т. е. при оплате продукции в течение пятнадцати дней с момента получения товара предоставляется скидка 3 %, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная цена товара, больше тридцати суток - взыскание в объеме, описанном в договоре.

В отношении просроченной задолженности нужен отбор взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа в конкретных обстоятельствах, расчеты векселями, в определенных вариантах возможен обмен, расчеты акциями заказчика и др.

Предоставление клиенту отсрочки платежа постоянно связано с риском. Если речь идет о постоянных клиентах, в таком случае риск небольшой. Но предоставление товарного кредита новому покупателю должно быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании надежной деловой историей,

G. N. ЯОКОУА, А. 8. РОРОУ

задатка, надежных векселей к погашению и т. д. Отсрочка платежа обязана совмещаться со стимулированием предоплаты системой скидок. К примеру, при полной единовременной предоплате предоставляются скидки 5 % со стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере половины стоимости отгруженной партии - скидки 4 % и т. д. Система стимулов способна сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за несоблюдение сроков оплаты. Но к постоянным клиентам применять штрафы нерационально.

При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию предусматривается его состоятельность, деловая репутация, опыт прошлых отношений.

Если у компании много заказчиков, в таком случае их возможно заранее объединить:

- надежные покупатели - им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими объеме и сроках;

- покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

- покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под соответствующее обеспечение;

- покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и по этой причине бессмысленно.

Дебиторская задолженность содержит долги подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых организаций при переплате налогов и иных обязательных платежей, вносимых в варианте аванса. Кроме того, она включает дебиторов по претензиям и спорным долгам. Дебиторская задолженность постоянно отвлекает ресурсы из оборота, мешает их результативному применению, результатом чего является тяжелое финансовое положение организации.

Основными макроэкономическими условиями возникновения дебиторской являются:

- определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;

- неудовлетворительная работа банковской системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- невысокое развитие или отсталость финансового рынка;

- пренебрежение законными моментами обязательств в договорной практике компаний [6].

Вместе с этим, нужно иметь в виду, что дебиторская задолженность имеет немаловажное значение в области предпринимательской деятельности, однако нужно уменьшать сроки ее взыскания. Так, своевременный надзор и анализ дадут возможность

своевременно обнаружить просроченную задолженность и незамедлительно осуществить меры по ее взысканию. Влияние на дебитора может быть жестким или мягким: можно сразу подать в суд, а можно поддержать контрагента, предложив ему наиболее доступные способы погашения обязательств.

Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления риском неплатежей. Следует непременно рассматривать меры поощрения, мотивирования сотрудников на достижение минимальных установленных показателей задолженности.

Литература

1. Дорожкина Н. И., Шепелев О. М. Разработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6. С. 39-46.

2. Любишкина А. А., Ронова Г. Н. Технология реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности: учеб. пособие. М., 2007.

3. Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9 (43). С. 131-137.

4. Ронова Г. Н., Попова С. Е., Слепунин В. Л. Финансовый анализ: учеб.-практ. пособие. М., 2007.

5. Ронова Г. Н., Ронова Л. А. Финансовый менеджмент. М.: ЕАОИ, 2008.

6. Сутягин В. Ю. Практические аспекты оценки стоимости капитала российских компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 36. С. 24-34.

7. Федорова А. Ю [и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: Коллективная монография. Тамбов, 2013.

8. Черкашнев Р. Ю., Пахомов Н. Н. Расчет и анализ коэффициентов и показателей обновления основных средств в ОАО «Пигмент» для построения механизма их обновления // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 11.

9. Чернышова О. Н., Федорова А. Ю. О мерах по укреплению финансовой устойчивости предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 251-258.

References

1. Dorozhkina N. I., Shepelev O. M. Razrabotka or-ganizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma formirovani-ya rezervov proektirovaniya protsessov povysheniya effek-tivnosti deyatel'nosti promyshlennogo predpriyatiya [Development of the organizational and economic mechanism of formation of reserves of design of processes of increase of efficiency of activity of the industrial enterprise] // Sotsi-al'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 5-6. S. 39-46.

2. Lyubishkina A. A., Ronova G. N. Tekhnologiya restrukturizatsii debitorskoj i kreditorskoj zadolzhennosti: ucheb. posobiye [Technology of restructuring of receivables and payables: study guide]. M., 2007.

3. Polunin L. V. Issledovaniye sistemy otsenki konkurentosposobnosti predpriyatij v innovatsionnoj re-gional'noj ekonomike [Research of system of an assessment of competitiveness of the enterprises in innovative regional economy] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleni-ya i protsessy. Tambov, 2012. № 9 (43). S. 131-137.

4. Ronova G. N., Popova S. E., Slepunin V. L. Fi-nansovyj analiz: ucheb.-prakt. posobiye [Financial analysis: study and practice guide]. M., 2007.

5. Ronova G. N., Ronova L. A. Finansovyj menedzhment [Financial management]. M.: EAOI, 2008.

6. Sutyagin V. Yu. Prakticheskiye aspekty otsenki stoimosti kapitala rossijskikh kompanij [Practical aspects of estimation of cost of the capital of the Russian companies] // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2013. № 36. S. 24-34.

7. Fedorova A. Yu [i dr.] Razvitiye finansovoj sistemy v usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: Kollektivnaya monografiya [Development of a financial system in the conditions of modernization of economy of Russia: Collective monograph]. Tambov, 2013.

8. Cherkashnev R. Yu., Pakhomov N. N. Raschet i analiz koeffitsiyentov i pokazatelej obnovleniya osnov-nykh sredstv v OAO «Pigment» dlya postroyeniya mek-hanizma ikh obnovleniya [Calculation and the analysis of coefficients and indicators of updating of fixed assets at the JSC «Pigment» for creation of the mechanism of their updating] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 11.

9. Chernyshova O. N., Fedorova A. Yu. O merakh po ukrepleniyu finansovoj ustojchivosti predpriyatiya [About measures for strengthening of financial stability of the enterprise] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 11. S. 251-258.

* * *

FEATURES OF MANAGEMENT OF RECEIVABLES AS ASSET ELEMENT

RONOVA G ALINA NIKOLAEVNA Plekhanov Russian Academy of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

POPOV ALEKSANDR SERGEEVICH Plekhanov Russian Academy of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Nowadays there is growth of financial stability in our country, however the problem of receivables remains acute. The reasons of emergence of receivables now are not only explained by factors of macrolevel, but also by circumstances, internal for each enterprise. Receivables inevitably arise at the majority of the enterprises. It connects with features of marketing activity. On the one hand, shipping production to buyers on credit, the enterprise hopes to increase realization volume, to attract regular customers. Effective credit policy can become the major competitive advantage. On the other hand, many contractors demand an advance payment by delivery of the goods, raw materials and materials necessary for implementation of production and commercial activity. Solvency of buyers and observance of contractual discipline of contractors defines financial stability of any enterprise making and selling products. Therefore the special place in work of financial services has to be allocated to the account and control of a condition of receivables. Management of receivables is a component of the general control system of current assets of the commercial organization. In relation to debt of customers (buyers) for delivery of goods, the rendered services or the performed works it is at the same time an element of marketing policy of the organization directed to maximizing volume of profit, establishment of mutually beneficial relations. The main objectives of management of receivables include assistance to growth of sales volume by granting the commercial credit, the profit markup caused by growth of sales volume, increase of competitiveness of the enterprise by means of a delay of payments, definition of degree of risk of insolvency of buyers, calculation of an expected reserve for doubtful debts, providing recommendations about work with the actual or potentially insolvent buyers. Both turnover, and profitability of current assets of the enterprise considerably depends on management of receivables.

Key words: receivables, management, credit policy, assets

G. N. RONOVA, A. S. POPOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.