Научная статья на тему 'Подходы к эффективному управлению дебиторской задолженностью судоходных компаний'

Подходы к эффективному управлению дебиторской задолженностью судоходных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1115
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / КОЭФФИЦИЕНТ / RECEIVABLES / ENTERPRISE / CURRENT ASSETS / COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храпова Е. В., Кычанов Б. И.

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления дебиторской задолженностью с учетом специфики функционирования предприятий внутреннего водного транспорта. Проанализированы динамика и состав дебиторской задолженности на предприятиях внутреннего водного транспорта. Определены методические подходы к определению экономически целесообразного размера дебиторской задолженности. Даны рекомендации менеджерам при разработке кредитной политики. Обоснована необходимость расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности. Показана целесообразность использования в управление оборотными активами финансовых моделей, которые более глубоко позволяют понять взаимосвязь экономических показателей и одновременно определяют факторы улучшения экономической системы. Также помимо финансовых моделей предлагается другой тип моделирования имитационные модели, которые позволяют определить оптимальный объем продаж в кредит. Немаловажным в управлении дебиторской задолженностью будет выделение в составе финансового отдела специалиста, основной функцией которого является работа с дебиторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO EFFECTIVE MANAGEMENT OF RECEIVABLES OF SHIPPING COMPANIES

In article topical issues of management of receivables taking into account specifics of functioning of the enterprises of the inland water transport are considered. Dynamics and structure of receivables at the enterprises of the inland water transport are analysed. Methodical approaches to determination of economically expedient size of receivables are defined. Recommendations to managers are made when developing credit policy. Need of calculation of coefficient of turnover of receivables is proved. Expediency of use in management of current assets of financial models which allow to understand interrelation of economic indicators more deeply is shown and at the same time define factors of improvement of economic system. Also besides financial models other type of modeling imitating models which allow to determine optimum sales volume on credit is offered. In management of receivables allocation as a part of finance department of the expert which main function is work with debtors will be important.

Текст научной работы на тему «Подходы к эффективному управлению дебиторской задолженностью судоходных компаний»

УДК 338.1

ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ

Храпова Е.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУВО «Омский государственный технический

университет», e-mail: [email protected],

Кычанов Б.И., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономик» Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления дебиторской задолженностью с учетом специфики функционирования предприятий внутреннего водного транспорта. Проанализированы динамика и состав дебиторской задолженности на предприятиях внутреннего водного транспорта. Определены методические подходы к определению экономически целесообразного размера дебиторской задолженности. Даны рекомендации менеджерам при разработке кредитной политики. Обоснована необходимость расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности. Показана целесообразность использования в управление оборотными активами финансовых моделей, которые более глубоко позволяют понять взаимосвязь экономических показателей и одновременно определяют факторы улучшения экономической системы. Также помимо финансовых моделей предлагается другой тип моделирования - имитационные модели, которые позволяют определить оптимальный объем продаж в кредит. Немаловажным в управлении дебиторской задолженностью будет выделение в составе финансового отдела специалиста, основной функцией которого является работа с дебиторами.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, предприятие, оборотные активы, коэффициент.

APPROACHES TO EFFECTIVE MANAGEMENT OF RECEIVABLES OF SHIPPING

COMPANIES

Khrapova E., associate professor, associate professor of the Economy and management chair, FSEIHE «Omsk state technical university»,

e-mail: [email protected],

Kychanov B., Ph.D., associate professor, Economics chair, Omsk institute of the water transport FSEI HE «Omsk state technical university»,

e-mail: [email protected]

In article topical issues of management of receivables taking into account specifics offunctioning of the enterprises of the inland water transport are considered. Dynamics and structure of receivables at the enterprises of the inland water transport are analysed. Methodical approaches to determination of economically expedient size of receivables are defined. Recommendations to managers are made when developing credit policy. Need of calculation of coefficient of turnover of receivables is proved. Expediency of use in management of current assets of financial models which allow to understand interrelation of economic indicators more deeply is shown and at the same time define factors of improvement of economic system. Also besides financial models other type of modeling - imitating models which allow to determine optimum sales volume on credit is offered. In management of receivables allocation as a part of finance department of the expert which main function is work with debtors will be important.

Keywords: receivables, enterprise, current assets, coefficient.

Важным фактором финансовой устойчивости предприятий и повышения результативности их работы является эффективное управление дебиторской задолженностью. В условиях рыночной экономики и конкуренции поставщики товаров и услуг, в том числе транспортных, объективно заинтересованы в увеличении количества покупателей и потребителей услуг. И с этой целью используют такой метод привлечения дополнительного числа клиентов как продажа товаров и оказание услуг в кредит (отсрочка платежа).

Дебиторская задолженность объективный процесс деятельности предприятия, который возникает в следующих случаях:

- отсрочка платежа поставщиком для покупателя товара (услуг), то есть предоставление коммерческого кредита;

-задолженность покупателя за товары (услуги), срок оплаты которых уже истёк;

- долг по расчётам с бюджетом при переплате налогов и других платежей в бюджет;

- задолженность по расчётам с подотчётными лицами, с персоналом, по полученным векселям;

-суммы полученной от поставщиков некачественной продукции;

-растраты и хищения, а также другие случаи задолженности предприятию [1,2,3].

Доля дебиторской задолженности в процентах к выручке в паро-

ходствах внутреннего водного транспорта (ВВТ) в 2015г. колебалась

в следующих размерах:

ОАО «Иртышское пароходство»......................... 12,6

ОАО «Обь - Иртышское пароходство»...................25,4

ОАО «Северное пароходство».............................28,5

ОАО «Енисейское пароходство»........................ 29,2

ОАО «Ленское пароходство»................................39,2

ОАО «Волжское пароходство»............................71,7

Как видно доля дебиторской задолженности по отношению к выручке по пароходствам существенно колеблется от 12,6 % в Иртышском до 71,7% в Волжском пароходстве. Объясняется это особенностями условий хозяйственной деятельности отдельных па-роходств, выбранным типом их кредитной политики и успешностью работы по управлению дебиторской задолженностью.

Представляет интерес динамика дебиторской задолженности в процентах к выручке, представленная в таблице 1.

Таким образом, в относительно благополучном для экономики 2012г. доля дебиторской задолженности в выручке была значительно выше, чем в годы начавшегося экономического кризиса 2013-2014 гг. Это связано с определённым недоверием в эти годы продавцов товаров и услуг к финансовому состоянию покупателей этих услуг.

В структуре дебиторской задолженности судоходных компаний основную долю от 36,2 % до 85,8 % занимают расчёты с покупа-

Таблица 1. Динамика удельного веса ДЗ в выручке судоходных компаний в 2012-2015 гг.

Пароходства 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Иртышское 20,5 13,4 11,0 12,6

Обь-Иртышское 48,0 44,9 25,0 25,4

Енисейское 29,5 7,0 10,3 29,2

Ленское 80,2 64,8 32,4 39,2

Волжское 56,0 14,0 16,6 71,7

Северное 26,3 4,5 20,7 28,5

Среднее значение по пароходствам 43,4 32,9 26,1 29,9

52 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2017 |

Таблица 2

Структура дебиторской задолженности судоходных компаний в 2014г.

Состав дебиторской задолженности Иртышское пароходство Ленское пароходство Енисейское Северное

Абс. В Абс. В Абс. В Абс. т В

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб % ыс. руб. %

Дебиторская задолженность всего В том числе расчёты: 113344 100,0 1221437 100,0 371019 100,0 157467 100,0

с поставщиками и подрядчиками 7187 6,3 289548 23,7 17976 4,8 5142 4,8

с покупателями и заказчиками 97208 85,8 746505 61,0 134555 36,2 141946 90,1

по налогам и сборам 92 0,1 7575 0,6 - - - -

по социальному страхованию - - 1039 0,1 - - - -

с подотчётными лицами - - 10391 0,8 - - - -

персоналом по выданным авансам и прочим операциям 2023 1,8 40095 1,5 19288 5,1 - -

с разными дебиторами 6934 6,0 126284 10 199200 53,7 10379 6,6

телями и заказчиками. О структуре дебиторской задолженности в 2014г. дают представление данные таблицы 2.

В публикуемых бухгалтерских балансах акционерных обществ не все компании выделяют дебиторскую задолженность по срокам погашения. Между тем по этому признаку выделяют дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты (краткосрочная дебиторская задолженность) и более 12 месяцев после отчётной даты (долгосрочная дебиторская задолженность). По отчётам тех судоходных компаний, которые выделяют эти два вида задолженности видно, что подавляющую часть в пароходствах составляет краткосрочная задолженность. Так в 2015г. в Обь-Иртышском пароходстве 93,2% составила краткосрочная дебиторская задолженность, в Енисейском пароходстве её доля составляла 55,5%, в Северном - 92,3% всей дебиторской задолженности.

При разработке кредитной политики менеджеры компании должны уяснить и регламентировать следующие вопросы.

1. Сроки отсрочки платежа. Должны быть сделаны расчёты экономических последствий разных вариантов. Увеличение срока кредита, как правило приводит к росту числа потенциальных покупателей товаров и услуг, но вызывает рост расходов предприятия, связанный с привлечением дополнительных кредитов, инфляцией и т.п.

2. Определяются возможности формирования системы скидок, её эффективность при разных вариантах: а) предоплата; б) оплата в течение 10 дней; в) оплата в течение месяца и т.д. Методика расчёта эффективности использования ценовых скидок рассматривается ниже.

3. Устанавливаются методические подходы к оценке кредитоспособности и надёжности покупателей. При оценке платёжеспособности и кредитоспособности покупателей, когда это возможно надо использовать финансовую отчётность, определить допустимые границы финансовых коэффициентов, использовать данные агентств кредитных историй и т.п.

4. Определяются показатели для контроля за состоянием дебиторской задолженности и критерии критического состояния по разным покупателям, анализируется оборачиваемость дебиторской задолженности в динамике.

5. Определяется порядок формирования и использования Резерва по сомнительным долгам (РСД). За рубежом, в частности в США многие компании устанавливают этот резерв в определённом проценте от дебиторской задолженности (например от 0,5 % до 6,0%). В

Российской Федерации формирование РСД определено в Налоговом кодексе РФ и учитывает срок возникновения задолженности.

6. Устанавливаются функции и задачи служб и отдельных специалистов для эффективного управления дебиторской задолженностью и система их стимулирования за успешное выполнение этих функций и сокращение дебиторской задолженности.

В экономической литературе предлагаются разные критерии для оценки дебиторской задолженности. Так В.В. Ковалёв предлагает использовать для анализа и контроля дебиторской задолженности «коэффициент погашения дебиторской задолженности», который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчёты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчёты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Размер этого показателя исчисляется в зависимости от содержания договоров, преобладающих на конкретном предприятие. Так, если типичный договор предполагает оплату в течение 2-х недель с момента отгрузки товара (выполнения транспортных услуг), то критическое значение этого коэффициента равно 1/26 (0,0385). При рассчитанном значении коэффициента больше 1/26 , аналитик должен делать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами [2]. При этом подходе, исходя из количества недель в год 52, при преобладающих договорах с отсрочкой платежа 4 недели этот коэффициент составит 2/26 (0,0769), при отсрочке платежа на 1,5 месяца - 6/52 (0,1154) и т.д. Если использовать такой критерий, то положение с управлением дебиторской задолженностью на предприятиях ВВТ выглядит следующим образом (таблица 3). В таблице 3 наличие проблем с дебиторами отмечается знаком минус, отсутствие проблем - знаком плюс.

Как видно относительно благополучное положение с дебиторской задолженностью может быть у Иртышского пароходства при условии средней отсрочки платежа 2 месяца и более, у Енисейского пароходства - 3,0 месяца и более. У остальных судоходных компаний положение с погашением дебиторской задолженности неблагополучное и выходит за пределы погашения в 3 месяца.

Для контроля за состоянием дебиторской задолженности и успешностью управления рассчитывают коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Коб.), как отношение выручки к средней величине дебиторской задолженности. О динамике оборачиваемости дебиторской задолженности в судоходных компаниях дают представление данные таблицы 4.

На основе представленных данных можно сделать ряд выводов.

Таблица 3 Оценка уровня погашения дебиторской задолженности на предприятиях ВВТ на 01.2016 г.

Пароходства Доля ДЗ по отношению к выручке от операционной деятельности Варианты оплаты, предусмотренные в договорах и соответствующие им коэффициенты погашения задолженности

В течение 2-х недель (0,038) В течение 1мес. (0,0769) В течение 1,5 мес. (0,1154) В течение 2-х месс. (0,1538) В течение 2,5 мес. (0,1923) В течение 3-х месс. (0,2652)

Иртышское 0,1448 - - - + + +

Енисейское 0,2625 - - - - -

Обь-Иртышское 0,2752 - - - - - + -

Северное 0,2968 - - - - - -

Вложское 0,5497 - - - - - -

Северное 0,2968 - - - - -

Ленское 0,4689 - - - - -

Таблица 4 Динамика коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в пароходствах в 2013-2015 гг.

Годы Пароходства Среднее значение Коб.

Енисейское Иртышское Северное Обь-Иртышское Ленское Волжское

2013 13,9 6,54 11,64 1,81 1,80 5,5 6,86

2014 11,64 8,02 7,56 3,87 2,39 6,75 6,69

2015 9,89 8,96 4,43 4,32 3,04 2,29 5,48

Таблица 5 Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности по пароходствам в 2013-2015гг.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, год. Пароходства Среднее значение

Иртышское Обь- Иртышское Енисейское Ленское Волжское Северное

2013 г. 0,696 0,275 0,611 0,721 1,989 2,282 1,095

2014 г. 0,935 0,417 0,794 0,663 2,401 1,33 1,110

2015 г. 0,933 0,525 0,286 0,833 0,541 0,546 0,621

Во -первых, оборачиваемость дебиторской задолженности существенно разнится по пароходствам с размахом вариации в 2015г. от 2,29 (Волжское пароходство) до 8,96 (Иртышское пароходство). Связано это с разнообразием условий хозяйствования компаний и что не менее важно с эффективностью работы по управлению дебиторской задолженностью в отдельных пароходствах. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что хотя по некоторым компаниям наблюдается рост Коб. в целом по пароходствам оборачиваемость дебиторской задолженности за последние 3 годы снижается с 6,86 в 2013г. до 6,69 в 2014г. и до 5,48 в 2015г., что свидетельствует об ухудшении работы по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, имеется явная связь оборачиваемости дебиторской задолженности с долей ее в выручке. Например в 2014г. наблюдается такая зависимость: при доле дебиторской задолженности в выручке 10,9-11,0 % (Енисейское и Иртышское пароходства) Коб. составляет свыше 8,0; при доле дебиторской задолженности 16,6-20,8 % (Волжское и Северное пароходства) Коб. имеет величину 6,75-7,56; при доле дебиторской задолженности 25,1-32,5% (Обь-Иртышское и Ленское пароходства) Коб. составляет 2,39-3,87.

Дебиторская задолженность как часть активов предприятия требует источников финансирования. Среди этих источников важное место занимает кредиторская задолженность: часть дебиторской задолженности покрывается кредиторской задолженностью самого предприятия. По вопросу финансирования дебиторской задолженности за счёт кредиторской существуют разные мнения. Нередко высказываются взгляды, что нет смысла сопоставлять дебиторскую и кредиторскую задолженность, так как кредиторскую задолженность надо платить, независимо от того, рассчитались или нет с предприятием его дебиторы [2,с.529]. Практика показывает, что анализ и сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности необходимы, особенно при оценке денежных потоков предприятия. При нехватке денежных средств принимают меры по левостороннему и правостороннему регулированию баланса: а) уменьшают все статьи актива баланса кроме статьи денежные средства; б) увеличивают статьи пассива, в том числе оттягивают сроки расчёта с кредиторами. Таким образом, кредиторская задолженность рассматривается как один из существенных элементов финансирования дебиторской задолженности.

Проанализируем соотношение дебиторской и кредиторской задолженности на предприятиях внутреннего водного транспорта (таблица 5).

Как видно из таблицы 5 в наибольшей мере использовали в 2015г. кредиторскую задолженность для покрытия дебиторской задолженности в Иртышском и Ленском пароходствах (коэффициент

покрытия приближается к единице), в Обь-Иртышском, Волжском и Северном пароходствах за счёт кредиторской задолженности покрывали примерно половину дебиторской задолженности, в наименьшей мере кредиторскую задолженность как источник финансирования дебиторской задолженности использовали в Енисейском пароходстве.

В среднем по пароходствам наблюдается за 3 года снижение доли кредиторской задолженности в финансировании дебиторской задолженности, что можно объяснить относительно более медленным ростом кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской задолженностью. За 2013-2016 гг. рост дебиторской задолженности по исследуемым пароходствам составил 24,2 %, а кредиторской задолженности только 13,1 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из действенных методов снижения дебиторской задолженности является использование системы ценовых скидок для покупателей, которые приобретают услуги на основе предоплаты или оплачивают их в короткие сроки. Рассмотрим методологию расчёта эффективности ценовых скидок.

Пример. Средняя задолженность дебиторов предприятия 1000 ед., средний срок оплаты 3 мес. Предлагается ввести скидку 5% при оплате услуг в месячный срок. Как показал предварительный анализ, половина покупателей воспользуются этой скидкой. Месячная инфляция - 1 %, плата за банковский кредит - 24 % годовых.

Расчёт эффективности ценовой скидки:

1. Снижение потерь от инфляции: 500 ,0 * 1,0%* 2 мес./100 = 10,0 ед.

2. Снижение потерь от выплат по банковскому кредиту: 500,0 *0,24/12*2 мес. = 20,0 ед.

3. Потери от скидки: 500,0*0,05 = 25 ед.

4. Экономический эффект: 10,0+20,0-25,0 = 5 ед.

В данном случае использование скидки в размере 5 % выгодно для предприятия. Если использование ценовой скидки позволит организации увеличить выпуск продукции (объём оказываемых услуг), то необходимо учесть ещё эффект от экономии на условно-постоянных расходах.

Есть и другие методики, предполагающие в частности расчёт ежедневных потерь от инфляции и выплаты процентов по кредиту на 1000 руб. дебиторской задолженности [2].

В управлении оборотными активами, в том числе и дебиторской задолженностью целесообразно использовать финансовые модели. Финансовые модели позволяют более глубоко понять взаимосвязь

Таблица 6 Выбор оптимального варианта размера дебиторской задолженности для максимизации прибыли

Показатели Варианты

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Выручка, млн. руб. 100,0 105,0 110,25 115,76 121,55 127,62 134,0 140,71

2. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. (с.1 * 0,8) 80,0 84,0 88,2 92,61 97,24 102,09 107,2 112,56

3. Доля ДЗ в выручке. % 20,0 22,0 24,2 26,62 29,28 32,21 35,43 38,93

4. Сумма ДЗ. млн. руб. ( с.1 * с.3) 20,0 23,1 26,68 30,80 35,58 41,10 47,47 54,77

5. Стоимость кредита, % 20,0 20,5 21,0 21,5 22,0 22,5 23,0 23,5

6. Сумма платы за кредит (с.4 * с.5) 4,0 4,73 5,60 6,62 7,83 9,06 10,91 12,87

7. Прибыль, млн. руб.

(с.1-с.2-с.6) 16,0 16,27 16,45 16,53 16,48 16,40 15,90 15,28

экономических показателей и одновременно определяют факторы улучшения состояния экономической системы. Как уже отмечалось, весьма важным для любого предприятия является показатель оборачиваемости дебиторской задолженности (Кдз), определяемый как отношение выручки к среднему размеру дебиторской задолженности. Построим одну из возможных моделей этого показателя [4].

ДЗ ОС Кз дз

где Кзо - коэффициент загрузки оборотных средств;

Кф - коэффициент финансирования оборотных средств за счет кредиторской задолженности;

Ккд - коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.

Первое соотношение (Вр/ОС) означает, что на оборачиваемость дебиторской задолженности влияет общая оборачиваемость оборотных средств.

Второе соотношение (ОС/Кз) означает, что увеличение финансирования оборотных средств за счет кредиторской задолженности положительно влияет на оборачиваемость дебиторской задолженности.

Третье соотношение (Кз/ДЗ) показывает, что увеличение кредиторской задолженности по отношению к дебиторской задолженности является фактором ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Это влияние опосредственно: если с предприятием рассчитываются вовремя, ему нет надобности приобретать материалы или оплачивать услуги в кредит, а если расчеты не своевременны предприятие вынуждено увеличивать кредиторскую задолженность и одновременно снижается оборачиваемость дебиторской задолженности. Третий показатель фиксирует связь дебиторской и кредиторской задолженности.

Другой тип моделирования - имитационные модели, которые позволяют определить оптимальный объём продаж в кредит. Мето-

дология такого моделирования представлена в таблице 6. В модели предполагается, что увеличение доли продаж в кредит в выручке на 10% приводит росту продаж на 5%.

Как видно наиболее выгодным для предприятия будет 4-й вариант при уровне дебиторской задолженности 26-2 7% к выручке, все остальные варианты дают меньшую прибыль.

Целесообразно выделить в составе финансового отдела специалиста, основной функцией которого является работа с дебиторами. Для такого специалиста основным показателем премирования должно стать сокращение дебиторской задолженности. Как показывает опыт некоторых омских машиностроительных предприятий премирование специалистов, работающих с дебиторами, за каждый процент сокращения дебиторской задолженности позволяет снизить такую задолженность на 10-15%.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью в судоходных компаниях представляет сложную комплексную систему, включающую выбор типа кредитной политики предприятия с учётом внешних и внутренних факторов производства, определение оптимального размера дебиторской задолженности с целью максимизации прибыли, системы ценовых скидок, выбор эффективных методов воздействия на дебиторов и возможностей продажи дебиторской задолженности (факторинг), определение оптимального уровня соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

Литература:

1. Брэйли, Р., Майерс, С. Принципы корпоративных финансов. - М: Олимп-Биснес, 2004.

2. Ковалёв, В. В. Введение в финансовый менеджмент. М: Финансы и статистика,1999, 768 с.

3. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент. М. : Эксмо, 2012, 768с.

4. Храпова, Е. В. Методы финансового менеджмента в планировании и анализе деятельности судоходных компаний: монография. Омск: ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ», 2016, 140 с.

ТЯАШРОЯТ ВиБ^ББ Ш Я^БТА | №2 2017 | 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.