Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / МИНИМИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / DEBT MINIMIZATION / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / CREDIT POLICY / ИНКАССАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА / DISCOUNT POLICY / КОНТРАГЕНТЫ / КРЕДИТ / CREDIT / ЗАЛОГ / PLEDGE / ARCHIVAL POLICY / COUNTERPARTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарева З.В., Яковлева О.А.

В данной статье рассмотрена политика управления дебиторской задолженностью. Разработан комплекс решений для предоставления коммерческого кредита, сформирована система стандартных оценок покупателей и предложены меры по взысканию дебиторской задолженности.In this article, the accounts receivable management policy. A range of solutions for the provision of commercial loans, formed a system of standard of voters and to propose measures to collect accounts receivable.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1 2 © Чеботарева З.В. , Яковлева О.А.

1Кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения; 2студент магистратуры, институт экономики и финансов, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация

В данной статье рассмотрена политика управления дебиторской задолженностью. Разработан комплекс решений для предоставления коммерческого кредита, сформирована система стандартных оценок покупателей и предложены меры по взысканию дебиторской задолженности.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, рентабельность, прибыль, минимизация задолженности, кредитная политика, инкассационная политика, дисконтная политика, контрагенты, кредит, залог.

DEVELOPMENT OF MANAGEMENT POLICIES RECEIVABLES ON ENTERPRISES

OF RAILWAY TRANSPORT

Summary

In this article, the accounts receivable management policy. A range of solutions for the provision of commercial loans, formed a system of standard of voters and to propose measures to collect accounts receivable/

Keywords: accounts receivable, profitability, profit, debt minimization, credit policy, archival policy, discount policy, the counterparties, credit, pledge.

Возникновение и реализация дебиторской задолженности, если ей правильно не управлять, будет отрицательно сказываться на деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Следовательно, возникает необходимость предупреждения задолженности или управление ей.

Политика управления дебиторской задолженностью включает три компонента [6]:

1. Кредитную политику;

2. Инкассационную политику;

3. Дисконтную политику.

Кредитная политика предприятия это выработка комплекса решений для предоставления коммерческого кредита контрагентам. Алгоритм реализации кредитной политики представлен на рис. 1.

Исходя из представленной схемы, видно, что кредитная политика предприятия реализуется в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. На данном этапе определяются: цель, задачи, а также тип будущей кредитной политики.

При разработке кредитной политики предприятия железнодорожного транспорта достигают компромисса в соотношении уровня риска, возникающего в процессе предоставления коммерческого кредита потенциальным клиентам, и доходности, то есть уровня предполагаемой выручки, которую они получат в результате предоставления кредита своим контрагентам.

© Чеботарева З.В., Яковлева О.А., 2017 г.

Следует отметить, что соотношение «риск-доходность» закладывается в тип кредитной политики хозяйствующего субъекта. В теории и практике принято выделять три типа кредитной политики:

а) консервативный тип (риск неплатежа минимален, но при этом выручка предприятия также будет незначительной). Данный тип кредитной политики уменьшает кредитные риски, которые возникают при продажах на условиях отсрочки платежа, и установление жестких правил и процедур при продажах в кредит, а также минимальных сроков отсрочки платежа;

Рис. 1. Алгоритм реализации кредитной политики хозяйствующего субъекта

б) умеренный тип (риск неплатежа и выручка от реализации имеют средние значения). Следующий тип кредитной политики ориентирует предприятие на средний уровень отсрочки платежа;

в) агрессивный тип (выручка максимальна при наличии высокого уровня кредитного риска). Последний тип кредитной политики применяют компания/предприятия, которые стремятся увеличить объёмы продаж и тем самым максимизировать прибыль. Как правило, при реализации агрессивной политики при предоставления хозяйствующим субъектом отсрочки платежа значительно увеличивается размер дебиторской задолженности.

Таким образом, при выборе оптимальной кредитной политики предприятия железнодорожного транспорта сравнивают потенциальные выгоды от увеличения объёма продаж со стоимостью предоставления коммерческих кредитов (кредитных проверок, административных расходов) и риском возможной неуплаты [5].

2. Формирование системы стандартов оценки потенциальных покупателей, рис. 2.

а) совокупность характеристик, на основании которых

происходит оценка кредитоспособности клиенюв предприятия;

>-<

б) формирование и экспертиза информационной базы, на основании которой проводится оценка кредитоспособности потенциальных клиенюв предприятия;

В)

распределение покупателей по группам (категориям);

г) дифференциация кредитных условий в соответствии с

уровнем кредитоспособности покупателей.

V_;

Рис.2. Система стандартов оценки потенциальных покупателей

3. Определение условий кредитования. Предприятия железнодорожного транспорта, оказывая различные виды услуг на условиях отсрочки платежа, определяет следующие критерии кредитования:

а) максимальный размер дебиторской задолженности. Хозяйствующий субъект устанавливает для себя максимально допустимый размер дебиторской задолженности, не угрожающий его финансовому состоянию [2].

б) размер предоставляемого кредита. Этот показатель характеризует максимальную сумму задолженности, которая может возникнуть у конкретного покупателя перед кредитором. Предприятие устанавливает кредитный лимит в зависимости от длительности и характера взаимоотношений с контрагентом, его финансового состояния, типа кредитной политики, а также планируемого объёма оказанных услуг на условиях отсрочки платежа и иных факторов;

в) срок кредитования (кредитный период). Этот критерий устанавливает предельный период, на который компания-кредитор готова предоставить покупателю отсрочку платежа за реализованную продукцию или за оказанные услуги;

г) плату за кредит (стоимость предоставления кредита). При установлении цены кредита нужно руководствоваться рыночными условиями, а также затратами и стратегическими целями компании. Рассмотрим определение стоимости кредита:

- стоимость предоставления кредита определяется в зависимости от ценовой скидки, которая осуществляется при расчетов за приобретенную продукцию [2].

4. Оценка эффективности реализованной кредитной политики. По мере реализации кредитной политики достигаются определенные результаты. Оценив полученные результаты, можно говорить о её эффективности.

К подобным результатам (критериям оценки эффективности) относятся:

а) дополнительная прибыль, которую получает транспортное предприятие при изменении условий продаж и расчетов по отношению к дополнительным издержкам по финансированию возрастающей дебиторской задолженности и потерям.

Кредитная политика предприятий будет эффективной в том случае, если дополнительная операционная прибыль, которую получает хозяйствующий субъект от увеличения продажи продукции на условиях отсрочки платежа, превысит дополнительные издержки по обслуживанию текущей дебиторской задолженности и потери капитала, инвестированного в данный актив, в результате недобросовестности (неплатежеспособности) его контрагентов;

б) сокращение финансового цикла.

в) оптимизация сроков и величины дебиторской и кредиторской задолженности. Критерием эффективности кредитной политики также может служить неравенство, где средний срок погашения дебиторской задолженности меньше среднего срока погашения кредиторской задолженности.

При соблюдении данного неравенства в оборот предприятия железнодорожного транспорта привлекается объём финансовых ресурсов больший или равный тому объёму ресурсов, отвлекаемых из оборота. Это даёт возможность хозяйствующему субъекту избегать дополнительных платных источников финансирования, обусловленных предоставлением отсрочки платежа.

Каждая транспортная компания сталкивается с проблемой неплатежей, вследствие чего возникает просроченная дебиторская задолженность. Следовательно, важным элементом политики управления является своевременное инкассирование дебиторской задолженности.

Инкассационная политика предприятия железнодорожного транспорта представляет собой комплекс мероприятий, направленный на взыскание дебиторской задолженности установленный срок и в полном объеме. Взыскание дебиторской задолженности осуществляется разными способами (собственными «силами» предприятия в досудебном или судебном порядке). Следовательно, алгоритм реализации инкассационной политики примет вид, рис. 3.

Единственным исключением, когда не допускается зачёт требований [1]: если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применение срока исковой давности; и в иных случаях, предусмотренных договором или законом

Рассмотрим эффективность инкассационной политики более подробно.

Заключительным этапом реализации инкассационной политики компании является оценка её эффективности. Оценка эффективности данной политики производится на основании коэффициентов инкассации. Коэффициенты инкассации показывают долю поступлений средств от задолженности определенного срока в текущем периоде по отношению к объёму реализации в период возникновения задолженности [7].

Рис. 3. Алгоритм реализации инкассационной политики

Связующим звеном между кредитной и инкассационной политиками выступает дисконтная политика.

Под дисконтной политикой предприятия понимает политику предоставления скидок за авансовую оплату услуг/продукции или взимание штрафов за просрочку оплаты и досрочное погашение задолженности.

Чтобы заинтересовать покупателей в своевременном погашении задолженности за оказанные услиги, поставщику (продавцу) следует разработать систему льгот и скидок. В таком случае последовательность действий будет представлена следующим образом [3, 4]:

- Рассчитывается минимально допустимый процент от прибыли, при котором деятельность поставщика остаётся прибыльной. Минимально допустимый процент определяется как отношение годовой прибыли к годовому объёму продаж. Таким образом, он обозначит «нижнюю границу», которую нельзя переступать;

- Разница между минимально допустимым процентом и текущим процентом прибыли разбивается на сегменты. Используя данные сегменты, создается дифференцированная система скидок. Следовательно, наибольшие скидки будут предоставляться тем клиентам, которые платят в наиболее благоприятной для укрепления финансового положения компании- продавца форме.

Наравне со скидками компания-продавец по отношению к своим недобросовестным контрагентам может применять штрафные санкции. При этом система штрафных санкций должна предусматривать соответствующие штрафы, пени и неустойки.

Размеры штрафных санкций, которые устанавливает хозяйствующий субъект, должны полностью возмещать его финансовые потери [8].

Таким образом, кредитная, инкассационная и дисконтная политики компании являются основой политики управления дебиторской задолженностью. При разработке политики управления этим оборотным активом необходимо исходить из специфики образования и движения дебиторской задолженности, а также целей и задач, которые ставятся перед хозяйствующим субъектом.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 1994. - № 238-239

2. Батаев A.A. Финансово-экономический механизм управления дебиторской задолженностью на ремонтных предприятиях МО РФ Ярославского региона. Дис. к.э.н. - Ярославль: 2005. - 219 с.

3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006. - 768 с.

4. Малкин О.Ю. Управление задолженностью: стратегии взыскания долгов и защиты от кредиторов. — М.: Вершина, 2007. — 208 с.

5. Мицек С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2007. - 248 с.

6. Петров A.M. Управление дебиторской задолженностью организации // Аудитор. - 2002. - № 1. -с. 12-15

7. Слеепова В.А. Финансовая политика компании. - М.: Экономистъ, 2005. - 283 с.

8. Мамедов Г.С.О., Чеботарева З.В Влияние специфики автотранспортной отрасли на учет доходов и расходов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.