СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЕ
Аналогично органам федерального уровня государственной подсистемы управления библиотечным делом выстраивается подсистема управления в субъектах Российской Федерации.
Анализ основополагающих нормативно-правовых актов, действующих в области управления библиотечным делом Основ законодательства Российской Федерации о культуре1 и Федерального закона «О библиотечном деле»2, позволяет обозначить те определяющие функции, которые реализуют региональные органы управления библиотечным делом.
Так, в соответствии со ст. 39 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела относятся:
- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;
- организация и поддержка библиотечных учреждений.
Не даёт полной картины управленческой деятельности органов управления в рассматриваемой сфере и анализ ст. 15 Федерального закона «О библиотечном деле», которая предусматривает в качестве функций, реализуемых указанными органами:
- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных библиотек;
- реализация прав граждан на библиотечное обслуживание.
Больше проясняет суть существующего положения вещей изучение компетенционных актов и практики работы региональных органов управления библиотечным делом. В частности ознакомление с содержанием Положения о Министерстве культуры Саратовской области показывает, что данный орган государственного управления субъекта Федерации в своей деятельности взаимодействует с другими областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и обеспечивает проведение государственной политики в области библиотечного дела. При этом следует отметить, что решения, которые принимает Министерство по вопросам государственной политики в области библиотечного дела являются обязательными для исполнения другими областными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Саратовской области.
В ведении Саратовского Министерства культуры находятся государственные библиотечные учреждения и организации, учредителями которых является Саратовская область.
Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счёт средств, предусмотренных в бюджете Саратовской области на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществлении библиотечной деятельности, передаётся Министерству в оперативное управление.
Контроль за деятельностью Министерства по культуре осуществляет Правительство Саратовской области, которому Министерство представляет ежегодный отчёт, а также бухгалтерскую и статистическую отчётность в установленном порядке и в определённые сроки. Ревизию деятельности Министерства осуществляют уполномоченные Правительством Саратовской области органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.
Организация и регламентирование таких направлений работы аппарата Министерства, как
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
2 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
3 См. Положение о Министерстве культуры Саратовской области. Утверждено Правительством Саратовской области от 24 марта 2006 г. № 84-П.
формирование ежегодного календарного плана мероприятий в области библиотечного дела Министерства, разработка и формирование областных государственных целевых библиотечных программ Саратовской области, организация и проведение конкурсов на выполнение государственного заказа, разработка генеральных схем развития библиотечных учреждений области, осуществляется в соответствии с отдельными методическими рекомендациями, регламентами и инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
В целях выяснения соответствия реально выполняемых управленческих функций Саратовским Министерством культуры по руководству библиотечным делом установленных в компетенционном акте - Положении об указанном органе1 , нами был проведён функциональный анализ его деятельности.
Изучив функциональное содержание деятельности Министерства культуры Саратовской области, можно отметить следующее.
Министерство культуры Саратовской области - многофункциональный орган. Оно разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам культуры и её составной части - библиотечного дела. Обеспечивает их реализацию после принятия.
Совместно с заинтересованными областными органами исполнительной власти, общественными объединениями, другими юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм. Министерство обеспечивает сохранение и развитие библиотечных учреждений.
Министерство участвует в разработке и проведении мероприятий по социальным гарантиям и защите библиотечных работников; способствует развитию и внедрению научных исследований в области библиотечного дела; внедряет новые виды услуг, оказываемых библиотечными учреждениями и организациями; содействует созданию и организации деятельности негосударственных библиотек; выполняет функции государственного заказчика по региональным программам развития библиотечного дела; координирует взаимодействие государственной и муниципальной подсистем управления библиотеками.
Министерство разрабатывает предложения по совершенствованию системы правового обеспечения библиотечного дела и иных регламентирующих актов; использует Саратовский государственный университет как организационно-методической центр по обобщению и распространению передового опыта работы, проведению библиотечных мероприятий, повышению квалификации специалистов.
Министерство координирует создание профессиональных библиотечных клубов и общественных объединений. В поле зрения Министерства находятся вопросы строительства библиотек, координации планов строительства библиотечных учреждений на территории Саратовской области. Министерство осуществляет в пределах своей компетенции и в установленном порядке подбор, распределение и расстановку кадров этих учреждений, организует работу по повышению квалификации специалистов по библиотечному делу.
В своей деятельности Министерство культуры взаимодействует с федеральными органами управления развитием библиотечного дела в Российской Федерации: Министерством культуры и массовых коммуникаций, Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
При Министерстве образована коллегия, утверждённая руководством Правительства Саратовской области, а также межведомственная комиссия, определяющая приоритетные направления развития библиотечного дела, вносящая предложения по распределению бюджетных ассигнований и т. д.
В вопросах управления развитием библиотечного дела в субъекте России (Саратовская область) Министерство действует в двух организационно-правовых направлениях. С одной стороны, оно тесно, на основе договорных соглашений о совместной деятельности, взаимодействует с муниципальными (городскими и районными) отделами культуры, областными и городскими библиотечными объединениями; с другой - совместно с коллегией
1 См. Положение о Министерстве культуры Саратовской области. Утверждено Правительством Саратовской области от 24 марта 2006 г. № 84-П.
проводит работу по совершенствованию деятельности вышеперечисленных организаций с органами государственного управления, активно участвует в современном и адекватном отражении явлений и процессов библиотечной деятельности области в средствах массовой информации, строит конструктивные обоюдополезные взаимоотношения с коммерческими организациями.
Министерство решает и целый ряд других вопросов, которые направлены на развитие и укрепление библиотек. Следует отметить, что решающее значение в развитии библиотечного дела в условиях рыночных отношений имел переход на стратегическое планирование в области культуры. Поэтому данному направлению уделяется отдельный раздел работы.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что реализуемые и нормативно установленные функции в целом совпадают, хотя необходимо отметить, что объёмная наполняемость этих функций в ряде случаев вызывает определённые возражения.
В решении реализации Министерством функции организации библиотечного дела представляется необходимым особое внимание уделить созданию организационных форм современного информационного обеспечения. Тем более примеры такой организации уже существуют в соседних регионах - Самарской и Волгоградской областях1. В этом аспекте Министерству необходимо разработать и реализовать специальную программу современного компьютерного обеспечения муниципальных библиотек.
Необходимо ввести в практику деятельности Министерства организацию региональных и муниципальных смотров-конкурсов на лучшую постановку библиотечного дела в образовательных учреждениях и в трудовых коллективах. При этом следует расширять шефство ведущих областных библиотек над школьными библиотеками, а также библиотеками интернатских учреждений, детских и молодежных объединений.
1 См.: Братановский С. Н. Государство и культура: проблемы взаимоотношений в условиях рынка. Саратов, 2006. С. 194.