Научная статья на тему 'Система управления библиотечным делом на региональном уровне'

Система управления библиотечным делом на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
848
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления библиотечным делом на региональном уровне»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ

УРОВНЕ

Аналогично органам федерального уровня государственной подсистемы управления библиотечным делом выстраивается подсистема управления в субъектах Российской Федерации.

Анализ основополагающих нормативно-правовых актов, действующих в области управления библиотечным делом Основ законодательства Российской Федерации о культуре1 и Федерального закона «О библиотечном деле»2, позволяет обозначить те определяющие функции, которые реализуют региональные органы управления библиотечным делом.

Так, в соответствии со ст. 39 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела относятся:

- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

- организация и поддержка библиотечных учреждений.

Не даёт полной картины управленческой деятельности органов управления в рассматриваемой сфере и анализ ст. 15 Федерального закона «О библиотечном деле», которая предусматривает в качестве функций, реализуемых указанными органами:

- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных библиотек;

- реализация прав граждан на библиотечное обслуживание.

Больше проясняет суть существующего положения вещей изучение компетенционных актов и практики работы региональных органов управления библиотечным делом. В частности ознакомление с содержанием Положения о Министерстве культуры Саратовской области показывает, что данный орган государственного управления субъекта Федерации в своей деятельности взаимодействует с другими областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и обеспечивает проведение государственной политики в области библиотечного дела. При этом следует отметить, что решения, которые принимает Министерство по вопросам государственной политики в области библиотечного дела являются обязательными для исполнения другими областными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Саратовской области.

В ведении Саратовского Министерства культуры находятся государственные библиотечные учреждения и организации, учредителями которых является Саратовская область.

Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счёт средств, предусмотренных в бюджете Саратовской области на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществлении библиотечной деятельности, передаётся Министерству в оперативное управление.

Контроль за деятельностью Министерства по культуре осуществляет Правительство Саратовской области, которому Министерство представляет ежегодный отчёт, а также бухгалтерскую и статистическую отчётность в установленном порядке и в определённые сроки. Ревизию деятельности Министерства осуществляют уполномоченные Правительством Саратовской области органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.

Организация и регламентирование таких направлений работы аппарата Министерства, как

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

2 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

3 См. Положение о Министерстве культуры Саратовской области. Утверждено Правительством Саратовской области от 24 марта 2006 г. № 84-П.

формирование ежегодного календарного плана мероприятий в области библиотечного дела Министерства, разработка и формирование областных государственных целевых библиотечных программ Саратовской области, организация и проведение конкурсов на выполнение государственного заказа, разработка генеральных схем развития библиотечных учреждений области, осуществляется в соответствии с отдельными методическими рекомендациями, регламентами и инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

В целях выяснения соответствия реально выполняемых управленческих функций Саратовским Министерством культуры по руководству библиотечным делом установленных в компетенционном акте - Положении об указанном органе1 , нами был проведён функциональный анализ его деятельности.

Изучив функциональное содержание деятельности Министерства культуры Саратовской области, можно отметить следующее.

Министерство культуры Саратовской области - многофункциональный орган. Оно разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам культуры и её составной части - библиотечного дела. Обеспечивает их реализацию после принятия.

Совместно с заинтересованными областными органами исполнительной власти, общественными объединениями, другими юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм. Министерство обеспечивает сохранение и развитие библиотечных учреждений.

Министерство участвует в разработке и проведении мероприятий по социальным гарантиям и защите библиотечных работников; способствует развитию и внедрению научных исследований в области библиотечного дела; внедряет новые виды услуг, оказываемых библиотечными учреждениями и организациями; содействует созданию и организации деятельности негосударственных библиотек; выполняет функции государственного заказчика по региональным программам развития библиотечного дела; координирует взаимодействие государственной и муниципальной подсистем управления библиотеками.

Министерство разрабатывает предложения по совершенствованию системы правового обеспечения библиотечного дела и иных регламентирующих актов; использует Саратовский государственный университет как организационно-методической центр по обобщению и распространению передового опыта работы, проведению библиотечных мероприятий, повышению квалификации специалистов.

Министерство координирует создание профессиональных библиотечных клубов и общественных объединений. В поле зрения Министерства находятся вопросы строительства библиотек, координации планов строительства библиотечных учреждений на территории Саратовской области. Министерство осуществляет в пределах своей компетенции и в установленном порядке подбор, распределение и расстановку кадров этих учреждений, организует работу по повышению квалификации специалистов по библиотечному делу.

В своей деятельности Министерство культуры взаимодействует с федеральными органами управления развитием библиотечного дела в Российской Федерации: Министерством культуры и массовых коммуникаций, Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

При Министерстве образована коллегия, утверждённая руководством Правительства Саратовской области, а также межведомственная комиссия, определяющая приоритетные направления развития библиотечного дела, вносящая предложения по распределению бюджетных ассигнований и т. д.

В вопросах управления развитием библиотечного дела в субъекте России (Саратовская область) Министерство действует в двух организационно-правовых направлениях. С одной стороны, оно тесно, на основе договорных соглашений о совместной деятельности, взаимодействует с муниципальными (городскими и районными) отделами культуры, областными и городскими библиотечными объединениями; с другой - совместно с коллегией

1 См. Положение о Министерстве культуры Саратовской области. Утверждено Правительством Саратовской области от 24 марта 2006 г. № 84-П.

проводит работу по совершенствованию деятельности вышеперечисленных организаций с органами государственного управления, активно участвует в современном и адекватном отражении явлений и процессов библиотечной деятельности области в средствах массовой информации, строит конструктивные обоюдополезные взаимоотношения с коммерческими организациями.

Министерство решает и целый ряд других вопросов, которые направлены на развитие и укрепление библиотек. Следует отметить, что решающее значение в развитии библиотечного дела в условиях рыночных отношений имел переход на стратегическое планирование в области культуры. Поэтому данному направлению уделяется отдельный раздел работы.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что реализуемые и нормативно установленные функции в целом совпадают, хотя необходимо отметить, что объёмная наполняемость этих функций в ряде случаев вызывает определённые возражения.

В решении реализации Министерством функции организации библиотечного дела представляется необходимым особое внимание уделить созданию организационных форм современного информационного обеспечения. Тем более примеры такой организации уже существуют в соседних регионах - Самарской и Волгоградской областях1. В этом аспекте Министерству необходимо разработать и реализовать специальную программу современного компьютерного обеспечения муниципальных библиотек.

Необходимо ввести в практику деятельности Министерства организацию региональных и муниципальных смотров-конкурсов на лучшую постановку библиотечного дела в образовательных учреждениях и в трудовых коллективах. При этом следует расширять шефство ведущих областных библиотек над школьными библиотеками, а также библиотеками интернатских учреждений, детских и молодежных объединений.

1 См.: Братановский С. Н. Государство и культура: проблемы взаимоотношений в условиях рынка. Саратов, 2006. С. 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.