Научная статья на тему 'Итоги реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016 год'

Итоги реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016 год Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ / ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ / АСПЕКТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / YOUTH POLICY / YOUTH / SARATOV REGION / ISSUES / TRENDS / OF IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

В данной статье автор анализирует итоги практической реализации государственной молодежной политики в Саратовской области в 2016. Отдельное внимание уделяется анализу категориального аппарата, проблемных аспектов в сфере реализации молодежной политики на территории Саратовской области, а также определяются основные направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of implementation of the state youth policy in Saratov region in 2016

The author analyzes the results of implementation of the state youth policy in Saratov region in 2016. Categorical apparatus, issues of implementation of youth policy on the territory of Saratov region and main trends of its improvement are examined.

Текст научной работы на тему «Итоги реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016 год»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Итоги реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016 год

The results of implementation of the state youth policy in Saratov region in 2016

В данной статье автор анализирует итоги практической реализации государственной молодежной политики в Саратовской области в 2016. Отдельное внимание уделяется анализу категориального аппарата, проблемных аспектов в сфере реализации молодежной политики на территории Саратовской области, а также определяются основные направления ее совершенствования.

Ключевые слова и словосочетания: молодежная политика; молодежь; Саратовская область; проблемные аспекты; направления совершенствования.

The author analyzes the results of implementation of the state youth policy in Saratov region in 2016. Categorical apparatus, issues of implementation of youth policy on the territory of Saratov region and main trends of its improvement are examined.

Keywords.youth policy, youth, Saratov region, issues, trends of improvement.

Государственная молодежная политика и основной объект ее реализации - молодежь находятся в постоянном внимании ученых в области социально-гуманитарного знания. Особое внимание изучению категорий «молодежная политика» и «молодежь» уделяли: А.А. Зеленин [7], И.М. Ильинский [8], А.В. Кочетков [10], В.Т. Лисовский [11], В.А. Луков [6], П.А. Меркулов [12], О.А. Рожнов [13], Н.Л. Смакотина [16] и другие. Однако следует отметить, что общественные отношения, отношения между обществом и государством на современном этапе подвержены стремительному процессу модернизации, исключением в данном случае не является и государственная молодежная политика Российской Федерации. При этом, не смотря на достаточное количество научных исследований, посвященных государственной молодежной политике в целом, и молодежи, в частности, в подавляющем своем большинстве они направлены на исследование федеральной составляющей и лишь частично затрагивают особенности реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства в значительной степени актуализируют исследования практик реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Именно поэтому нами предпринята попытка анализа реализации молодежной политики в Саратовской области за 2016 год.

Прежде всего, представляется необходимым определиться с категориальным аппаратом в сфере

Самохвалов

Николай Александрович

Старший преподаватель кафедры правового обеспечения управления Балаковского филиала РАНХиГС

Nukolai A. Samokhvalov

Senior Lecturer at the Department of Legal Foundations of Public Administration of Balakovo branch of RANEPA

e-mail: [email protected]

УДК 323

государственной молодежной политики РФ. Так, во-первых, общепринятое и закрепленное на легальном уровне понятие молодежной политики нашло отражение в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с указанным нормативным правовым актом под государственной молодежной политикой понимается направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.

В свою очередь, под молодежью предлагается понимать социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).

Молодежная политика на территории Саратовской области осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством:

- распоряжением Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 г. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2];

- федеральным законом № 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [1];

- законом Саратовской области № 94-ЗСО от 09 октября 2006 г. «О молодежной политике в Саратовской области» [3] и другими.

Для достижения целей государственной молодежной политики Федеральным агентством по делам молодежи определены 16 основных стратегических направлений работы, которые реализуются министерством молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области на территории региона: Патриотизм; Общественные организации; Международное сотрудничество; Волонтёрство; Здоровый образ жизни; Инновационная деятельность и научно-техническое творчество; Предпринимательство; Медиа; Социальная защита; Самоуправление; Карьера; Толерантность; Творчество; Социальная адаптация; Молодые семьи; Кадры в сфере государственной молодежной политики [14, с. 70].

В Саратовской области количество молодых людей составляет около 20,3 % от общей численности населения - 525 539 человек в возрасте от 14 до 30 лет, из них: 51% - это мужчины (267363 человек), 49 % - женщины (258176 человек). Для сравнения, в 2015 г.- 504 841 человека [9]. Таким образом, следует констатировать, что за последние несколько лет в Саратовской области был зафиксирован прирост представителей молодого поколения.

На территории региона осуществляют свою работу 8 федеральных образовательных организаций высшего образования, в которых обучается 80,1 тыс. человек. Всего в 2016 году студентами образовательных организаций высшего и профессионального образования являлись 147 тыс. человек, что составило 26,1 % от общей численности молодежи Саратовской области [14, с. 167].

Этно-национальный состав молодежи повторяет общее многообразие народов, населяющих Саратовскую область. В Саратовской области функционируют 465 молодежных и детских общественных организаций и объединений, из них 32 организации являются зарегистрированными (по данным управления министерства юстиции РФ по Саратовской области на начало 2015 г.). В деятельности данных организаций и объединений задействовано 25,5 % молодых людей от общей численности молодёжи области (около 144 тыс. человек).

В 2016 году министерством молодежной политики, спорта и туризма области совместно с администрациями муниципальных районов, образовательными и молодежными общественными организациями области проведено более 16 тыс. мероприятий всероссийского, регионального и муниципального уровней различной направленности с охватом более 470 тыс. молодых людей (в 2015 г. -9100 мероприятий, охват 352 тыс. человек). Наиболее активными в реализации молодежной политики являются Энгельсский, Марксовский, Балаковский, Балашовский, Пугачевский муниципальные районы, ЗАТО «Светлый» и город Саратов.

Практическую работу, направленную на реализацию государственной молодежной политики в регионе, организует и координирует министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области. В структуре министерства данную работу осуществляют два отдела: отдел координации молодежных программ и отдел молодежных организаций.

Ключевыми показателями Подпрограммы 3 «Молодежная политика» государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» в 2016 году стали [5]:

1. Увеличение числа молодежных и детских общественных организаций и объединений, принимающих участие в реализации региональной молодежной политики с 463 в 2015 году до 472 в 2016 году.

2. Увеличение доли молодых людей, принимающих участие в массовых творческих, спортивных, научных и других мероприятиях, в общей численности молодежи области с 13,8 % в 2015 году до 14,6 % в 2016 году.

3. Увеличение доли молодых людей, включенных в проекты развития социальной компетентности, получивших социальные услуги (по различным направлениям сферы работы с детьми и молодежью), в общей численности молодежи области с 17,8 % в 2015 году до 18,6 % в 2016 году.

Отделы министерства в процессе выполнения функций, возложенных на них, тесно взаимодействуют с подведомственным министерству Государственным бюджетным учреждением «Региональный Центр комплексного социального обслуживания детей и молодёжи «Молодёжь плюс». В основе деятельности Центра лежит программно-проектный подход. Целью деятельности Регионального центра «Молодежь плюс» являются создание условий для поддержки и развития молодежных инициатив, личностного самоопределения и самореализации детей и молодежи, ведение профилактической работы, а также оказание практической консультативной помощи для молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые направления работы Центра:

- вовлечение молодежи региона в добровольческую деятельность;

- поддержка и развитие молодежных социально-значимых проектов и инициатив;

- профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде.

Специалисты Центра оказывают информационную, консультативную, методическую, психологическую помощь молодежи.

Центр имеет обособленные структурные подразделения, представленные филиалами в 14-ти муниципальных районах области (Аткарском, Аркадакском, Балашовском, Вольском, Калинниском, Лысогорском, Марксовском, Новоузенском, Озинковском, Петровском, Пугачевском, Ровенском, Ртищевском, Татищевском). Специалистами Центра на территории города Саратов и в районах области реализуется более 30-ти специализированных программ по работе с различными категориями молодежи [17].

За прошедший период министерством значительно усилена работа по взаимодействию с федеральными структурами в сфере молодежной политики. Проведены встречи с руководителем Федерального агентства по делам молодежи, руководителями ФГБУ «Роспатриотцентр», ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству».

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в Саратовской области создана эффективная региональная система реализации государственной молодежной политики.

Несмотря на все позитивные моменты в сфере реализации молодежной политики в Саратовской области наблюдается ряд проблем, которые необходимо разрешить для повышения эффективности проводимой политики:

- отсутствие профильного министерства, координирующего и отвечающего за эффективное практическое осуществление молодежной политики в Саратовской области;

- отсутствие логической взаимосвязи молодежной политики с другими сферами политики (экономической, социальной, кадровой), что приводит к ее изолированности;

- низкий уровень финансирования молодежной политики области;

- явно недостаточная информационная составляющая в сфере реализации молодежной политики (недостаточное освещение молодежных инициатив, проектов и инноваций в средствах массовой информации Саратовской области).

Для решения указанных нами проблемных аспектов сфере реализации молодежной политики в Саратовской области необходимо предпринять следующие меры:

- во-первых, создать Министерство молодежной политики Саратовской области, которое бы непосредственно отвечало за проведение эффективной молодежной политики на всей территории области;

- во-вторых, разработать Правительством Саратовской области и принять Саратовской областной Думой проект Концепции реализации молодежной политики на период 2018-2025 гг., в котором необходимо обосновать четкую взаимосвязь молодежной политики с экономической, социальной, кадровой и иных сфер политики;

- в-третьих, увеличить объем финансирования мероприятий молодежной политики, что позволит проводить более активную политику, направленную на популяризацию молодежной политики на территории Саратовской области и, тем самым, значительно повысить долю активной социально - политической молодежи;

- в-четвертых, считаем необходимым создать единый информационный интернет-портал при Министерстве молодежной политики, который отразил бы всю полноту информации о проектах, программах, конкурсах и грантах для молодежи, реализуемых Министерством, подробный перечень всех молодежных организаций Саратовской области, отражал победы и достижения молодого поколения и содержал бы другую актуальную информацию в сфере молодежной политики.

Таким образом, представляется очевидным, что только принятие обозначенных нами мер в совокупности с мерами, реализуемыми в сфере государственной молодежной политики органами власти Саратовской области, позволит повысить эффективность практической реализации молодежной политики на территории области.

Библиографический список

1. Федеральный закон N° 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503

2. Распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 г. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7185

3. Закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. № 94-ЗСО «О молодежной политике в Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2006. 17 октября.

4. Закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. № 94-ЗСО «О молодежной политике в Саратовской области» // Саратовская областная газета - 2006, 17 октября.

5. Постановление Правительства Саратовской области от 03 октября 2013 г. № 526-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» на 2014 - 2016 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. 2013. №40

6. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений/ под ред. В.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.

7. Зеленин А.А. Региональный молодежный парламент как механизм социального лифта в современной российской политике// Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 (50). С. 85-90

8. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.696 с.

9. Информация об основных результатах реализации молодежной политики в Саратовской области за 2016 год // http://www.srd.ru/documents/analytics/infomolpolit2016.pdf

10. Кочетков А.В. Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Закон и право. 2009. №. 7. С. 17-21.

11. Лисовский В. Т. Молодёжная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.-Тула, 1993. Ч. 2. - 318 с.

12. Меркулов П.А. Молодежная политика в Российской Федерации: государственные и общественные управленческие практики. Научная монография. Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2017.-160 с.

13. Рожнов О.А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. 2005. №3(21). С. 30-33.

14. Самохвалов Н.А. Цели, задачи и приоритеты государственной молодежной политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2017. - Т. 23. - № 4. - С. 68-75.

15. Самохвалов Н.А. Проблемные аспекты и перспективы развития молодежной политики в Саратовской области // Национальная Ассоциация Ученых. - 2015. - № 3-4 (8). - С. 165-167.

16. Смакотина H. Л. Молодежь в ситуации социальной нестабильности //Народонаселение. 2012. № 3. С.91-95.

17. Государственною бюджетное учреждение Саратовской области Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодёжь Плюс» - режим доступа к изд.: http://molodplus.ru /story/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.