Научная статья на тему 'Стратегия развития государственной молодёжной политики: региональный аспект'

Стратегия развития государственной молодёжной политики: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2131
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федин Сергей Александрович

Региональный фактор молодежной политики становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Вместе с тем, региональные аспекты формирования молодежной политики продолжают оставаться малоизученными. Обозначены основные слагаемые региональной политики в Саратовской области: правовые основы региональной государственной молодежной политики, структура деятельности органов по работе с молодёжью в регионе, политическое участие молодежи, воспитание гражданских и патриотических качеств молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития государственной молодёжной политики: региональный аспект»

УДК 316.42:65

С.А. Федин

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Региональный фактор молодежной политики становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Вместе с тем, региональные аспекты формирования молодежной политики продолжают оставаться малоизученными. Обозначены основные слагаемые региональной политики в Саратовской области: правовые основы региональной государственной молодежной политики, структура деятельности органов по работе с молодёжью в регионе, политическое участие молодежи, воспитание гражданских и патриотических качеств молодежи.

S.A. Fedin

THE STATE YOUTH POLICY DEVELOPMENT STRATEGY:

REGIONAL ASPECT

The regional factor of the youth policy is getting an essential social innovation, the key factor of regional development. At the same time, regional aspects of the youth policy formation keep remaining insufficiently known. The main components of Saratov regional policy are marked in the article. These are legal basics of the regional state youth policy, sphere of action of youth policy institutions of local governing, participation of young people in political life and upbringing their civil and patriotic qualities.

Проблемы молодежи в современных условиях приобретают исключительно важную значимость. Открытость современного российского общества, его радикальная модернизация диктуют необходимость выработки такой молодежной политики, которая ограничивала бы «утечку мозгов», открывала простор индивидуальному творчеству, расширяла возможности формирования прочного человеческого капитала в России.

Стратегия социально-экономического развития России требует включения в систему действий по реализации её приоритетных направлений всех социальных институтов общества. Прежде всего это относится к институту государственной молодёжной политики, ориентированного на привлечение молодёжи к развитию форм общественного самоуправления, обеспечению национальной безопасности и реализации национальных проектов.

В современных условиях молодежь все чаще рассматривается как важнейший стратегический ресурс страны. Именно в этой категории граждан фокусируются перспективы не только экономического роста, но и суверенитета, устойчивого развития страны, осуществления государственной внешней и региональной политики, развития духовно-нравственного потенциала. Инновационный путь развития российского общества также в значительной степени будет зависеть от молодежи. И, наконец, молодые люди -это родители в будущем. От того, как они будут относиться к своим обязанностям по

воспитанию детей, во многом будет зависеть качество человеческого капитала. Молодёжь станет основным трудовым ресурсом страны, её трудовая деятельность, в большей степени, чем её родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений.

Следовательно, молодежная политика современной России представляет собой важнейшее стратегическое направление общей политики государства. К сожалению, ее современное состояние не позволяет решить целый ряд молодежных проблем, не может способствовать эффективной социализации молодого поколения. Более того, продолжает сохраняться противоречие, при котором формирование содержания и направлений деятельности в молодежной среде происходит на общегосударственном уровне, а условия для воспитания, развития, самоорганизации молодежи создаются в основном в регионах.

Региональный фактор молодежной политики становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Вместе с тем, региональные аспекты формирования молодежной политики продолжают оставаться малоизученными. В этой связи нами предпринята попытка выявить проблемы и перспективы развития молодежной политики в Саратовской области. Основными слагаемые региональной политики являются: правовые основы региональной государственной молодежной политики, финансовое обеспечение, образование, здоровье, политическое участие молодежи, воспитание гражданских и патриотических качеств молодежи.

При обосновании специфики молодежной политики нужно исходить из следующего понимания молодежного социума. Молодежный социум не является саморазвивающейся системой, его жизнь обусловлена существующими социальноэкономическими и политическими условиями.

Молодежный социум включает в себя различные категории молодежи, которые имеют различные возрастные и профессиональные характеристики, а также различные ценностные установки и жизненные ориентиры. К ним относятся:

• школьная молодежь в возрасте до 18 лет;

• студенческая молодежь системы среднего профессионального образования;

• студенческая молодежь системы высшего образования;

• молодежь допризывного возраста;

• молодежь, уволенная с военной службы;

• работающая молодежь;

• семейная молодежь;

• этнические группы молодежи.

Субъектами правоотношений, возникающих в сфере молодёжной политики, являются:

• молодые граждане (молодежь);

• молодежные парламентские структуры;

• молодежные и детские общественные объединения;

• органы государственной власти области, реализующие молодежную политику;

• органы местного самоуправления;

• специализированные учреждения по работе с молодежью;

• иные юридические и физические лица, принимающие участие в реализации молодежной политики области.

Центральным императивом в формировании нормативной базы молодежной политики является Конституция РФ. Статьи 6,7, 13, 28, 29, 30, 31, 38, 43, 45 и 46 прямо или косвенно затрагивают права молодежи и являются определяющими в развитии нормативного обеспечения молодежной политики.

С точки зрения отраслевого подхода молодежная политика на территории Саратовской области осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ», Федеральным законом от 28 06.1995 г. 98-ФЗ (ред. от

22.08.2004 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», законами Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» от 09.10.2006 г. № 94-ЗСО, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Саратовской области» от 24.10.2001 г. 50-ЗСО (ред. от 21.12.2004 г.), а также областной целевой программой «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 годы, принятой постановлением Саратовской областной Думы от

14.12.2005 г. № 47-1911 и представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (ст.23) Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов «об осуществлении региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью» (п. 58).

Вышеуказанный Федеральный закон (ст.29) дополняет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава 3 «Вопросы местного значения», пунктами следующего содержания:

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (ст.14, ч.1, п.30);

- организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (ст.15, ч.1, п.27);

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (ст.16, ч.1, п.34).

Документом, регулирующим деятельность органов власти, учреждений, организаций, объединений молодежи является Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в редакции Закона Саратовской области от 29.12.2004 № 135-ЗСО. Настоящий Закон определяет общие принципы, содержание, меры и механизм осуществления государственной поддержки региональных (областных) молодежных и детских общественных объединений (далее - молодежные и детские объединения).

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области в сфере молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Систематизировать деятельность в сфере молодёжной политики в соответствии с существующей нормативной правовой базой позволяет Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее - Стратегия).

Принятие Стратегии стало на федеральном уровне первым шагом, за последнее десятилетие, в направлении признания молодёжи специфической социально-

демографической группой и понимания необходимости конкретной работы с ней. Поэтому хотелось бы остановиться подробнее на содержании указанного документа.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Она разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Настоящая стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

1) для вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития предусмотрены следующие проекты:

«Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»;

«Доброволец России»;

«Карьера»;

«Молодая семья России»;

2) с целью развития созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты: «Команда» и «Успех в твоих руках»;

3) для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

В рамках каждого проекта Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации.

Для привлечения исполнителей приоритетного направления, прежде всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы.

Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

Реализацией молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях занимаются отраслевые министерства: образования, культуры, здравоохранения и

социальной поддержки, физической культуры, спорта и туризма, а также областная комиссия по делам несовершеннолетних. В муниципалитетах реализацией молодежной политики занимаются соответствующие комитеты и управления. Всего деятельностью муниципальных органов по работе с молодежью охвачено более 200 тыс. человек.

Значимость молодежной государственной политики определяется тем, что молодое поколение составляет существенную часть граждан Саратовской области - 607,9 тысяч человек (22,9% от общей численности населения), из которых более 230 тысяч - сельская молодежь. Вместе с тем обозначилась тенденция снижения численности молодежи в Саратовской области, вызванная проблемами трансформации современного российского общества. Так, по состоянию на 1 января 2002 года численность молодежи области составляла более 640 тыс. человек, а уже на 1 января 2006 года - около 608 тысяч.

Согласно постановлению губернатора Саратовской области от 31 октября 2003 года № 310 «Об изменении структуры органов исполнительной власти Саратовской области», функции по реализации молодежной политики переданы министерству образования области. В настоящее время деятельность в сфере молодёжной политики координирует отдел молодёжной политики министерства образования области. Формирование приоритетов и направлений реализации региональной молодежной политики ведётся в Саратовской области с 1997 года. Именно с этого года началось создание системы государственной молодёжной политики. С 2000 года работа с молодёжью осуществляется на основе соответствующих программ.

Первая программа была рассчитана на 2000-2002 гг. Она имела целью разработку нормативно-правовой базы, выявление молодёжной проблематики, проведение мониторинга и разработку направлений деятельности в области государственной молодёжной политики. Кроме того, она предусматривает содействие формированию организационно-кадровой структуры органов по молодежной политике области и не требовала

финансирования.

Областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2003-2005 годы» продолжила развитие правовых, экономических, организационных и социальных условий для реализации региональной молодежной политики, разработку механизмов ряда направлений: гражданского становления, духовно-нравственного воспитания,

формирования здорового образа жизни и личностной самореализации молодежи в современных условиях.

Основными целями областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 годы являются: создание необходимых условий для

самореализации молодых людей, выбор ими своего жизненного пути, ответственное участие во всех сферах жизнедеятельности региона, эффективное функционирование системы патриотического воспитания молодых граждан области.

В целях оптимизации и устранения дублирования существующих областных программ в сфере молодежной политики реализация областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 годы осуществляется в рамках двух подпрограмм: «Социализация молодого поколения» и «Патриотическое воспитание детей и молодежи».

К числу наиболее крупных мероприятий, проведённых министерством образования в 2006 году и направленных на совершенствование форм работы с детьми и молодежью на местах, являются:

- областной конкурс на соискание молодежной премии имени П. А. Столыпина, в котором приняло участие более 150 молодых людей области, 6 из них удостоены премии;

- конкурс научных работ студентов высших учебных заведений «Студенческая наука», участниками которого стали более 250 студентов, победителями - 24 человека;

- областной конкурс программ и проектов молодежных и детских общественных объединений области - 5 общественных организаций получили финансовую поддержку в реализации проектов;

- областной турнир команд КВН, участие делегации Саратовской области в XVII Международном фестивале команд КВН в г. Сочи;

По итогам поездки 3 саратовские команды («Наши люди» Саратовского государственного социально-экономического университета, «Страничка юмора»

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, сборная команда Энгельсского муниципального образования «Территории Эн») вошли в 140 лучших команд страны и получили право играть в Приволжской лиге КВН.

Команда Саратовского государственного медицинского университета «Парадокс» вошла в 90 лучших команд России и в 2006 году стала участником игр Премьер-лиги команд КВН;

- областной фестиваль «Студенческая весна», который в 2006 году прошел под девизом «Твори добро» и объединил более 50 тысяч молодых людей области.

По итогам областного фестиваля министерством сформирована делегация Саратовской области, которая приняла участие в Х^ Всероссийском фестивале-финале программ «Российская студенческая весна-2006» в г. Волгограде.

По результатам конкурсных выступлений саратовские студенты получили 12 наград (5 исполнителей и 7 коллективов). По общему зачету Саратовская область впервые заняла 1-е место во Всероссийском фестивале-финале программ «Российская студенческая весна» (успех был закреплён победой на фестивале в 2007 году);

- V областной Молодежный форум, организованный на базе 5 муниципальных районов области (г. Аткарск, Красный Кут, Маркс, Энгельс, Петровск);

- областной конкурс учащихся, студентов и работающей молодежи, занятых на сельскохозяйственных работах в летний период «Урожай-2006», в котором ежегодно принимают участие более 10 тыс. молодых людей;

- областной конкурс Интернет-проектов в сфере профилактики наркозависимости, табакокурения, алкоголизации в молодежной среде, областной конкурс на лучшую антирекламу алкогольных, табачных изделий и наркотических средств и другие мероприятия.

В целях привлечения молодежи к участию в социально-экономическом развитии области постановлением губернатора области от 11 ноября 2005 года № 265 создан Молодежный совет Саратовской области, включающий представителей всех категорий молодежи.

На основании положения о Молодежном совете в его состав входят 3 палаты: палата представителей муниципальных образований области, палата представителей учащейся и работающей молодежи, палата представителей молодежных и детских общественных объединений области.

В настоящее время в составе Совета представлены 93 молодых человека из всех муниципальных районов области, 12 молодежных и детских общественных объединений, 31 учебного заведения, 10 предприятий области.

На уровне муниципальных образований области созданы и ведут активную работу Молодежные советы при главах муниципальных районов области. Активизации работы советов способствует ежегодно проводимый министерством образования области конкурс на лучшую работу Молодежных советов «Твори добро!».

В целях организации межведомственного взаимодействия в сфере реализации молодежной политики постановлением правительства Саратовской области от 22 ноября

2005 года № 396-П создана межведомственная комиссия по вопросам молодежной политики в Саратовской области.

На уровне муниципальных образований организационно-кадровая структура работы с молодёжью начала складываться с 1998 года. После ряда реорганизаций в связи

с изменениями федерального и регионального законодательства в настоящее время значительно сократилось число специалистов, работающих в данной сфере, а также распалась ранее выстроенная структура органов молодёжной политики.

В соответствии с областной структурой в 2004 году функции по реализации молодежной политики в 9 муниципальных образованиях области и 1 ЗАТО были переданы в органы управления образованием (Аркадакский, Федоровский, Базарно-Карабулакский, Балашовский, Ершовский, Новобурасский, Ровенский, Ртищевский, Самойловский районы, ЗАТО п. Светлый). Но в 23 муниципальных образованиях и 1 ЗАТО управление молодежной политикой оставалось в структуре органов по спорту и физической культуре (Александрово-Гайский, Балаковский, Балтайский, Духовницкий, Екатериновский, Калининский, Красноармейский, Краснокутский, Лысогорский, Марксовский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Петровский, Питерский, Пугачевский, Романовский, Саратовский, Советский, Татищевский, Турковский, Хвалынский районы, ЗАТО Шиханы).

В Аткарском, Вольском, Энгельсском районах и г. Саратове в структуре администраций существовали самостоятельные подразделения по молодежной политике.

В Воскресенском, Ивантеевском и Краснопартизанском районах специалисты по делам молодежи в административных структурах отсутствовали.

В связи с проведенными изменениями в структуре органов исполнительной власти области и местного самоуправления в настоящее время в 17 муниципальных районах области и г. Саратове функции по реализации молодежной политики переданы в органы управления образованием. В 11 муниципальных районах специалисты по молодежной политике остаются в структуре органов по физической культуре, спорту и туризму, в остальных районах специалисты по молодежной политике находятся в структуре органов иной направленности или непосредственно при администрации. В Саратовском и Перелюбском районах органов по работе с молодежью в структуре администраций нет.

В ряде муниципальных районов один специалист совмещает функции по молодежной политике с другими направлениями муниципальной деятельности (Аткарский, Краснопартизанский, Хвалынский, ЗАТО Шиханы и другие районы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает практика, совмещение должностных обязанностей не способствует качеству работы по реализации молодежной политики в муниципальных районах области. Понижение статуса приводит к тому, что опытные специалисты теряют в заработной плате и вынуждены искать более высокооплачиваемую работу, а также теряется возможность вести эффективное межведомственное взаимодействие.

На уровне муниципальных районов действуют нормативные документы, которые детализируют областную программу «Молодежь Саратовской области» применительно к условиям районов. Это - решения представительных органов власти, распоряжения, постановления глав администраций районов по вопросам работы с детьми и молодёжью, распорядительные документы отраслевых управлений и комитетов.

На 1.09.2006 года в 35 муниципальных районах области утверждены программы «Молодежь района» на период до 2008 года. В остальных муниципальных районах проекты программ «Молодежь района» на 2006-2008 годы находятся в стадии разработки или на согласовании в администрациях районов.

Как показывает сама жизнь в последние годы в стране, Приволжском Федеральном округе и конкретно в Саратовской области, в работе с молодежью стали просматриваться определенные позитивные сдвиги. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 9 февраля 2007 года выступили с обращением к Президенту РФ объявить 2008 год - Годом Молодежи (к сожалению, это предложение было отклонено и 2008 год планируется объявить Годом Семьи). По их мнению, это необходимо в связи с насущной потребностью в более четкой координации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере молодежной политики. Также депутаты просят создать на федеральном уровне самостоятельную

структуру управления для разработки и реализации государственных молодежных программ, координацией инициатив молодежных общественных организаций. Важным событием явилось объявление Полномочным Представителем Президента РФ в Приволжском Федеральном округе А.В. Коноваловым 2007 года - Годом Молодежи в ПФО. В Саратовской области в 2006 году был принят Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» от 09.10.2006 г. № 94-ЗСО. Однако, та же действительность свидетельствует о том, что в этом направлении предстоит решить немало сложных и актуальных проблем.

Прежде всего, на наш взгляд, необходим комплекс действий со стороны различных социальных институтов, управленческих мер по вопросам государственной молодежной политики. Представляется целесообразным сформировать новую, более продуманную правовую базу, регулирующую особенности отношений социальных институтов и молодых граждан в различных сферах. На первом этапе важно сформировать четкую и конкретную концепцию государственной молодежной политики России. Первое, что было бы чрезвычайно полезно, - это обсуждение на заседании Государственного совета Российской Федерации вопроса о концепции государственной молодежной политики в России. Второе: после принятия концепции необходимо разработать и принять

Федеральный закон о молодежи. Следующим шагом для реализации государственной молодежной политики в рамках обновления законодательства должна быть разработана и принята Правительством России долгосрочная (на 10 лет) федеральная программа «Молодежь России». Необходимо учитывать интересы государства в обеспечении экономики квалифицированными кадрами. Следовало бы выработать государственную политику в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного их обучения. Такой подход, безусловно активизировал бы работу в сфере молодежной политики и на региональном уровне. Практика реализации приоритетных национальных проектов демонстрирует возможность решения конкретных социальных вопросов, в том числе и молодежных.

Жизнь требует изменить сегодня подходы к реализации молодежной политики, изменить приоритеты, выстроить модели решения молодежных проблем. Безусловно, работа в этом направлении невозможна без выработки параметров эффективности оценки молодежной политики. 2007 год может стать годом реальных изменений в молодежной политике.

Выделяется ряд проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, снижающих эффективность работы с детьми и молодёжью:

- отсутствие глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики, логической скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);

- недостаточная разработанность нормативной правовой базы;

- отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;

- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения работы с детьми и молодёжью;

- отсутствие на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;

- отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сфере государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических, иных технологий работы с молодежью.

Устранению названных явлений и следовало бы, как нам представляется, подчинить деятельность в первую очередь государственных органов федерального, регионального и муниципальных уровней.

Среди важнейших задач формирования современной молодежной политики следует выделить: совершенствование нормативно-правовой базы, разработку молодежной политики на уровне регионов, выработку механизмов реализации молодежной политики, решение кадровых проблем управления процессами социализации, трудоустройства и образования молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2001. 1997. 39 с.

2. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» // Известия. 1991. 5 мая.

3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. в редакции Федерального закона 19.07.98 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30. Ст. 3608.

4. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28.06.98 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 25.03.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. Ст. 23, 29.

6. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» № 1075 от 16 сентября 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 924.

7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 5090-1 от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст. 903.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1760-р от 18 декабря

2006 года об утверждении «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

9. Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» № 94-ЗСО от 9 октября 2006 года.

10. Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 135-ЗСО от 29 декабря 2004 года.

11. Областная целевая программа «Молодежь Саратовской области на 2003-2005 годы». Саратов, 2002.

12. Областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 годы. Саратов, 2005.

13. Информационная справка «О положении молодёжи Саратовской области» / Министерство образования Саратовской области. Саратов, 2006.

Федин Сергей Александрович -

начальник отдела молодёжной политики министерства образования Саратовской области

Статья поступила в редакцию 18.04.07, принята к опубликованию 19.06.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.