себя множество органов управления, а также студенческое самоуправление. В постоянно модернизирующемся обществе необходимо постоянно искать новые пути решения и создание новых служб в вузах. Расширение «поля» деятельности социальных служб должно быть связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся, а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере должно определяться предоставлением ему альтернатив.
Студенческое самоуправление - это единство общего и специфического. В определении студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном образовательном учреждении общие и частные элементы, его принципы и функции должны быть представлены в специфическом виде.
Таким образом, обеспечение успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в условиях личностноориентированного образовательного процесса, предполагающего такую организацию взаимодействия студентов и педагогов, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самостоятельности и реализации себя. Приоритетом этой педагогической системы является профессиональное развитие личности обучаемого. Цель такого образования заключается в становлении и развитии личности обучаемого, его познавательных способностей, формировании обобщенных знаний и способов учебнопрофессиональной деятельности на основе его
субъективного опыта. Это доказывает важность опоры в построении процесса адаптации к профессиональной деятельности на содержательный и процессуальный компоненты образовательного процесса.
Литература
1. Гальмук Н.А. Педагогические условия личностноориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - С.5-24.
2. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2007.
- № 2. - С. 38-41.
3. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития: сб. науч. статей СевКавГТУ Сер. «Гуманитарные науки». - № 5. -2007.
4. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.
- Л., 1974. - С.56-81.
5. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. - № 2. - 2007.
- С. 119-130.
6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий - М., 2003. -180 с.
7. Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель. - 2005. -№2. - С.11-12.
8. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эрганомика. - № 3.
- С. 47-49.
9. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. - иркутск, 2006. - С. 89103.
10. Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа
- вуз». - М.: Прогресс, 2003. -240 с.
Елгина Лариса Сергеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (Улан-Удэ).
Elgina Larisa Sergeevna - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude).
УДК 378. 147-322 И.Б. Буртонова
СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье говорится о совершенствовании самостоятельной работы студентов в условиях высшего профессионального образования. В качестве примера приведены исследования среди студентов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов.
I.B. Burtonova
THE sYsTEM of uNivERsiTY EDucATioN:
the improvement of independent work of students
In the article the improvement of independent work of students in the conditions of high vocational education is discussed. The researches among the students of social-psychological department of Buryat State University are given as an example.
Key words: independent work of the students.
Обучение в современной высшей школе - это новая развивающаяся форма организации учебной деятельности студентов в учебном процессе. Главной отличительной особенностью является то, что она (форма) ориентирована главным образом на самостоятельную работу обучающегося. Это обусловлено тем, что в современных экономических условиях все более очевидным становится необходимость овладения специалистами значительными знаниями в процессе самообразования.
Самостоятельная работа студентов по существу служит основой высшего образования. Ведь только те знания, к которым студент пришел самостоятельно, через собственный опыт, мысль и действие, становятся действительно прочным его достоянием. Именно поэтому высшая школа постепенно, но неуклонно переходит от «передачи студентам информации в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, к формированию у них опыта творческой деятельности.
особенность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, что в педагогической науке не сложилось устойчивого понимания ее сущности. Это связано с тем, что понятие «самостоятельная работа» многоаспектно и многогранно, т.к. представляет собой взаимодействие двух сторон - преподавателя и студента. Игнорирование задач и интересов одной из сторон влечет за собой несовершенство, поэтому самостоятельную работу следует определять как с точки зрения организационно-корректирующей деятельности преподавателя, так и беря за основу учебнопознавательную деятельность студента.
Анализируя материалы по данной проблеме. можно выделить некоторые аспекты проблемы организации самостоятельной работы студентов.
Позиции, определяющие содержание термина «самостоятельная работа»:
• самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский);
• система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис);
• основное средство подготовки студентов к самообразованию (С.И. Зиновьев, Т.Е. Климова, Т.Д. Марцинковская);
• средство управления со стороны педагога самостоятельной деятельностью обучающегося (П.И. Пидкасистый);
• средство повышения профессиональнопознавательной и учебно-познавательной активности студентов (И.Г. Копотюк, Э.М. Мамбетаку-нов);
• фактор развития самостоятельности как качества личности студента (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.И. Загвязинский, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин и др.);
• фактор развития личности будущего специалиста (А.В. Брушлинский, А.А. Телегин, Л.М. Фридман и др.).
оговоримся, что исключаем вопросы самостоятельной работы студентов, обучающихся дистанционно.
Перечислим основные принципы самостоятельной работы студентов:
1. Целеустремленность, сознательная активность в поисках более совершенных способов овладения знаниями, умением и навыками к самостоятельному творческому мышлению. Эти качества придают всей организации самостоятельной работы студентов глубоко воспитывающей характер, способствующий формированию у них научного мировоззрения, высоких моральнопсихологических качеств.
2. Системность и последовательность в работе. Отступление от этого принципа ведет к нарушению логической преемственности знаний. Следствием этого нарушения является отрывочность и бессвязный характер знаний, затрудняющий дальнейшее усвоение материала.
3. Сочетание высокой требовательности к студентам с заботой о них, повседневной помощью им. Проявляя заботу о студентах, создавая
условия, необходимые для самостоятельной работы, кафедры и факультеты должны предъявлять к ним и высокую требовательность, не допускать иждивенческих настроений, всемерно развивать у них активность и инициативу.
4. Индивидуальный подход к студентам. Этот принцип требует постоянной, тесной связи преподавателей и руководства факультетов со студентами, систематического изучения возможностей каждого студента с целью оказания конкретного влияния на его учебу, на планомерную организацию самостоятельной работы.
Планомерность в самостоятельной работе. Любая учебная дисциплина, преподаваемая в вузе, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных научно-теоретических положений. Овладеть этой системой невозможно без последовательной, повседневной и планомерной работы студента. При этом основное внимание уделяется умелому распределению времени по учебным дисциплинам, рациональному планированию и строгому самоконтролю. Жизненность планирования самостоятельной работы доказана практикой. Но планировать ее надо так же обоснованно, как обязательные учебные занятия. Поэтому исследование вопросов планирования самостоятельной работы студентов, установление критериев, определяющих ее объем и позволяющих проектировать бюджет времени студентов, следует считать важнейшей научно-методической задачей кафедр.
К основным элементам самостоятельной работы студентов следует отнести рациональную организацию обработки нормативных материалов научно-технической, экономической, правовой информации, включающих программу работы с текстом, методику чтения, факторы, влияющие на процесс чтения, правила быстрого чтения, повышение концентрации внимания. Не менее важным элементом самостоятельной работы является техника конспектирования, которая включает сокращение слов, словосочетаний, терминов, преобразование фразы, использование цвета и т.д. И наконец, внеаудиторное изучение и исследование проблем изучаемых наук (учебных дисциплин): участие в социологических и других исследованиях кафедры, факультета, в обсуждении различных вопросов на межвузовских студенческих
конференциях и конкурсах студенческих работ.
Такой рационально планируемый и твердо регламентированный труд студента не ограничивает его действительной свободы, инициативы и самостоятельности, а напротив, способствует укреплению у него внутренней дисциплины, основанной на глубоких его убеждениях, творческой самодеятельности.
Исследования показывают, что для всех вузов и всех курсов обучения общей нормы загрузки студентов не может быть. Каждое высшее учебное заведение определяет ее самостоятельно, с учетом конкретных условий, трудоемкости и сложности дисциплины. Не менее важную роль в организации самостоятельной работы студентов играет разработка форм ее контроля. Достаточно строгий и систематический контроль имеет организующее и дисциплинирующее значение, быстрее развивает интерес и прилежание к науке, способствует воспитанию чувства ответственности за выполнение своего долга.
На социально-психологическом факультете было проведено исследование организации самостоятельной работы студентов.
Целью данного исследования являлось определение отношения студентов к самостоятельной работе как виду учебной деятельности.
Нами была разработана анкета, состоящая из 9 вопросов различной направленности. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы ответы на них давали представление об отношении студентов к самостоятельной работе в целом, к различным видам и формам самостоятельной работы, к ее методическому обеспечению, а также к организации самостоятельной работы на факультете.
Анкетированием было охвачено 73 студента СПФ, из них 33 студента - 2 курс, 42 студента -4 курс, отделений «Психология» и «Социальная работа». Выбор студентов данных курсов был обусловлен возможностью сравнения отношения студентов старших и младших курсов к содержанию и организации самостоятельной работы на факультете.
На вопрос о том, в какой период в семестре студенты затрачивают больше времени на СРС, студенты ответили следующим образом (табл. 1)
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос о периоде в семестре, когда затрачивается больше времени на СРС
2 курс 4 курс
ст. % ст. %
і в течение семестра 17 51 її 2б
2 в середине семестра 14 42 2 4
3 в конце семестра 2 б 29 б9
80п
60
40
20
0
/
✓— ■
Z. S
—
□ в течение семестра
□ в середине
□ в конце
2 курс
4 курс
Ответы на вопрос о наиболее полезных, сложных и легких формах самостоятельной работы распределились следующим образом. Студенты 2 курса из предложенного списка выделили (табл. 2).
Таблица 2
Выбор студентами 2 курса разных форм СРС
как наиболее полезные как наиболее сложные как наиболее легкие
(располагаются в порядке убывания)
творческое задание написание статьи терминологический словарь
подготовка тренинга проектирование конспект
подготовка доклада, выступления сочинение (эссе) составление библиографического списка
реферат структурно-логические схемы кроссворд
написание статьи кроссворд структурно-логические схемы
Студенты 4 курса на аналогичный вопрос ответили следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Выбор студентами 4 курса разных форм СРС
как наиболее полезные как наиболее сложные как наиболее легкие
(располагаются в порядке убывания )
творческое задание написание статьи конспект
подготовка тренинга проектирование реферат
структурно-логические схемы сочинение (эссе) составление библиографического списка
терминологический словарь подготовка тренинга терминологический словарь
проектирование творческое задание подготовка доклада, выступления
Мнение студентов младших и старших курсов совпадают в определении наиболее легких форм самостоятельной работы - это конспекты и рефераты. Также в эту группу входят составление библиографического списка и терминологический словарь.
Сложными для студентов обоих курсов являются написание статьи, проектирование, сочинение. Интересно, что по этому вопросу мнение студентов совпадает полностью (по трем самым сложным формам СРС).
Анализируя ответы студентов, можно сделать следующие предположения. Самые распространенные у преподавателей формы СРС не вызывают трудности у студентов и рассматриваются ими как легкие. Возможно, это связано с тем, что методика организации работы над рефератом и подготовка студентов к конспектированию хорошо отработаны преподавателями, а также с тем, что подобные формы работы сейчас представлены и в школе.
Вызывает размышление и тот факт, что студенты называют наиболее трудными такие формы, как написание статьи и сочинение или эссе. Возможно, это вызвано все усиливающимися тенденциями применения тестирования, использования компьютерных технологий, готовых форм и шаблонов, сокращающих необходимость применять навыки письменной речи.
Проектирование вызывает трудности, поскольку оно объединяет в себе мыслительную деятельность по предвидению, предвосхищению будущего результата, по планированию и распределению деятельности, а также письменное оформление проекта, что тоже требует навыков письменной речи.
Рассмотрим мнение студентов о наиболее полезных формах СРС. К ним студенты СПФ отнесли следующие: творческое задание, подготовка тренинга. По нашему мнению, подобные формы самостоятельной работы вызывают интерес у студентов и выделяются как наиболее полезные, потому что связаны с практической деятельностью, они имитируют ситуации, встречающиеся в практике работы специалиста. Подобные задания требуют не только воспроизведения полученных знаний, но и применения их в условиях, максимально приближенных к реальности. Такие задания, как драматизации, ролевые игры, тренинги, требуют не только выполнения определенных действий, в соответствии с положениями теории по данной проблеме, но и творческого их выпол-
нения, нахождения новых, нестандартных подходов и решений задач.
Еще одним плюсом, на наш взгляд, является групповая форма выполнения подобных заданий. Совместная интеллектуальная работа в группе развивает у студента умение планировать ход решения проблемы, умение высказывать и обосновывать свое мнение, плодотворно спорить. Помимо той пользы, которую групповые формы работы приносят в процессе познания, большое значение такая работа играет и в социальном развитии личности студента. Совместная деятельность, взаимодействие, умение работать в команде, сотрудничать - вот некоторые социальные навыки и умения, которые формируются в процессе обучения.
Далее мнения студентов о полезных формах СРС разделяются. Так, второкурсники считают полезными подготовку доклада или выступления, написание реферата и статьи, в то время как студенты 4 курса полезными считают составление структурно-логических схем, составление терминологического словаря и проектирование. Такое разделение, вероятно, можно объяснить тем, что на младших курсах в основном дисциплины цикла ГСЭ и ЕН, не требующие специальных профессиональных терминов и понятий, а дисциплины предметной подготовки начинаются на старших курсах. В связи с этим проектирование как практико-ориентированное задание появляется вместе с дисциплинами циклов ОПД и ДПП.
Большинство студентов ответили, что они выполняют самостоятельную работу по требованию преподавателя. Только примерно 20% из опрошенных студентов на каждом курсе занимаются самостоятельно, потому что им интересно.
Обратим внимание на ответы студентов на вопрос № 6 о качествах преподавателя, влияющих на организацию СРС. Наибольшее количество раз студенты упоминали такое качество, как требовательность (84 и 71%), Следующим качеством по количеству упоминаний была организованность преподавателя (42%). Также были упомянуты строгость (23%), умение заинтересовать (27%), объективность (18%), настойчивость (15%). Были предложены такие качества, как компетентность, внимательность, конкретность, авторитетность, креативность и др.
Можно сделать предположение, что требовательности у преподавателей достаточно, для того организовать самостоятельную работу. Однако количество студентов, занимающихся по интере-
су, показывает, что необходимо заинтересовывать студентов, для этого продумывать организационное и методическое сопровождение СРС.
Мы объединили для анализа ответы на вопросы № 5 и 7.
Отвечая на вопрос № 5, респонденты определили роль СРС для студентов. По их мнению, самостоятельная работа учит самостоятельному мышлению (48 и 50%), развивает организован-
ность (42 и 16%), вырабатывает мыслительные способности (39 и 21%), дисциплинирует (30 и 19%). Высоко определяя роль СРС в процессе обучения, понимая ее значение для формирования профессионализма у студентов, не все обучающиеся добровольно выполняют самостоятельную работу, а также испытывают трудности при ее выполнении, особенно на младших курсах.
30
20
10
2 курс
4 курс
0
□ испытывают трудности
□ не испытывают трудности
Отвечая на вопрос № 7, студенты назвали причины, вызывающие трудности при выполнении заданий для самостоятельной работы: поиск или нехватка литературы, недостаток времени (короткие сроки для исполнения СР), разные требования к СРС и даже такую причину, как лень.
Большинство студентов 4 курса не испытывают трудности при выполнении самостоятельной работы. К четвертому году обучения накоплен определенный опыт выполнения СР, известны требования преподавателей, сформированы основные умения.
Студенты социально-психологического факультета в большинстве посещают библиотеку свыше 10 раз в год (81 и 57%), причем студенты старших курсов посещают библиотеку реже, чем студенты младших курсов.
В целом студенты на обоих курсах оценивают свой уровень готовности к СРС как средний (72% на 2 курсе и 69% на 4 курсе), при этом на 4 курсе только один студент из числа опрошенных оценил свой уровень готовности как низкий, а на 2 курсе 6 человек считают, что у них низкий уровень готовности для выполнения самостоятельной работы.
Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:
• обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;
• методически правильная организация ра-
боты студентов в аудитории и вне ее, правильное понимание студентами необходимости самостоятельной работы;
• обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
• контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Что касается первого условия, то в данном случае необходимо правильно составить учебный план не только в смысле последовательности изучения отдельных учебных дисциплин, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. К сожалению, здесь имеются всевозможные перекосы. В частности, распространена точка зрения на необходимость увеличения аудиторной работы, имеются случаи неправильного определения трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые, расчетно-графические работы, другие домашние задания студентов. Все это приводит к тому, что студент выполняет только какую-то часть работ, а в ряде случаев не делает ничего. Поэтому составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования. Ведь если не будет соответствующих условий контроля, студент дома больше работать не будет.
Реализуя второе условие, важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. В ходе выполнения заданий самостоятельной работы он должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, то есть самостоятельная работа постепенно должна превращаться в творческий процесс. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность пред-
мета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Если стимулировать интерес у студента, у него появится побудительный мотив к получению знания. Очевидно, что за таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя по курсам, гласность «рейтинга студентов» по выполняемым работам и т.п.).
Выполнение третьего условия обеспечивается изданием конспектов расширенных лекций, учебных пособий, выдачи раздаточного материала. Правильное использование таких конспектов позволяет, положим, в западных странах сократить объем читаемого материала в часах, превратив лекции в некоторую форму коллективных консультаций, когда студент приходит с подготовленными материалами и лекции превращаются в дискуссию преподаватель-студент по спорным или неясным вопросам. Следует рекомендовать переход на электронные издания, что сейчас уже частично реализуется.
Буртонова Ирина Бабасановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории социальной работы, заместитель декана социально-психологического факультета Бурятского государственного университета (Улан-Удэ).
Burtonova Irina Babasanovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of theory of social work, deputy dean of social-psychological department of Buryat State University (Ulan-Ude).
УДК 378.3 Д.В. Добрынина
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных методов в процесс обучения студентов вузов. В настоящее время ведется интенсивный поиск новых форм и методов преподавания, что позволяет говорить о переходе обучения от директивной модели к интерактивной, более продуктивной и ориентированной на личность обучаемого.
Ключевые слова: инновационные методы и формы обучения, директивная модель обучения, интерактивная модель обучения, кейс-стади, метод Insert, проблемное изложение.
D.v. Dobrynina
innovative methods in high educational establishments as a way of realization of interactive model of education
The article is devoted to the urgent problem of introduction of the innovative methods in the process of higher education. At present the new forms and methods of teaching are searched intensively. It will allow to speak about turning the education from the direct model of education to the interactive one, more productive and oriented on the trained personality.
Key words: innovative methods and forms of education, direct model of education, interactive model of education, case-study, Insert method, problem-solving interpretation.
В настоящее время в мире происходят серьез- зации вузовской модели образования, являются
ные изменения системы образования. Одним из процессы глобализации, затронувшие практиче-
факторов, обусловивших процессы реоргани- ски все аспекты современной жизни, и информа-