Научная статья на тему 'Методические аспекты преподавания менеджмента для студентов вузов, специали зирующихся в области подготовки кадров для индустрии туризма'

Методические аспекты преподавания менеджмента для студентов вузов, специали зирующихся в области подготовки кадров для индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Н. А.

Освещаются вопросы преподавания менеджмента для студентов вузов, имеющих отделения по подготовке специалистов для индустрии туризма. Рассмотрены вопросы методического обеспечения учебного процесса в соответствии с требованиями Рособразования и предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism Management: Teaching Methods

The author examines the methods for teaching management for tourism industry, including curriculum development, ways to raise the levels of academic performance indicators based on the priorities of the Federal Agency for Education and the enterprises.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты преподавания менеджмента для студентов вузов, специали зирующихся в области подготовки кадров для индустрии туризма»

УДК 378.046.4

методические аспекты преподавания менеджмента для студентов вузов, специализирующихся в области подготовки кадров для индустрии туризма

Зайцева Н.А.,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой, zaitseva-itig@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПОРГУТиС

The author examines the methods for teaching management for tourism industry, including curriculum development, ways to raise the levels of academic performance indicators based on the priorities of the Federal Agency for Education and the enterprises.

Освещаются вопросы преподавания менеджмента для студентов вузов, имеющих отделения по подготовке специалистов для индустрии туризма. Рассмотрены вопросы методического обеспечения учебного процесса в соответствии с требованиями Рособразования и предприятий отрасли.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, методическое обеспечение преподавания дисциплин менеджмента.

Требования государственных образовательных стандартов к содержанию дисциплин менеджмента. В настоящее время подготовка специалистов в области туризма и гостиничного бизнеса осуществляется по следующим специальностям: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201 «Туризм», 080507 «Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятии (табл. 1).

Г осударственными образовательными

стандартами по этим специальностям предусмотрено изучение менеджмента, однако названия дисциплин и требования к содержанию дисциплин различаются. Квалификационные характеристики, описанные в государственных образовательных стандартах по данным специальностям различны, различны и квалификации выпускников.

Необходимость рассмотрения методических аспектов преподавания дисциплин ме-

неджмента сразу по всем четырем специальностям, несмотря на их существенные различия, объясняется, прежде всего, двумя причинами:

1) как показывает практика, выпускники вузов по указанным специальностям начинают работать в отрасли на одних и тех же позициях;

2) если в вузе есть более одной из указанных специальностей или все четыре, как в Институте туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО РГУТиС, то, как правило, читают лекции и ведут практические занятия по менеджменту у студентов, обучающихся по разным специальностям, одни и те же преподаватели.

Методическое обеспечение дисциплин менеджмента. В соответствии с требованиями Рособразования, в стандартный набор учебнометодического комплекса по каждой дисциплине должны входить: рабочая программа; конспект лекций; методические указания по

Таблица 1

Специальности, по которым готовят специалистов для индустрии туризма

Специальность, Квалификация

100201 Туризм Специалист по сервису и туризму

100103 Социально-культурный сервис и туризм Специалист по сервису и туризму

080502 Экономика и управление на предприятии Экономист-менеджер

080507 Менеджмент организации Менеджер

проведению семинарских занятий; методические указания для самостоятельной работы студентов; тесты; вопросы к экзамену (зачету); методические указания для преподавателей по проведению занятий; методические указания по курсовой работе (если она предусмотрена учебным планом). Дополнительно в комплект УМК могут входить практикумы по проведению семинарских занятий, авторские учебники. Частично или полностью УМК может быть оформлен в виде электронного УМК, который для защиты авторских прав может быть зарегистрирован в ФГУП НТЦ «Информрегистр»1.

Остановимся подробнее на содержании и возможностях использования методических указаний для самостоятельной работы студентов и электронных УМК при преподавании менеджмента в специализированном вузе.

Целесообразно разрабатывать методические указания по самостоятельной работе студентов (СРС) по принципу избыточности. В этом случае преподаватель самостоятельно, в зависимости от ряда факторов, в т.ч. от особенностей каждого студента, его способностей к аналитической или научной работе, выбирает те или иные задания для студентов.

В методических указаниях по СРС могут быть отражены четыре раздела:

1) группа СРС — самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к текущим аудиторным занятиям. Этот раздел содержит темы, вопросы для самопроверки, а также ссылки на конкретные страницы учебных пособий, учебников или конспекта лекций. Темы указываются в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

2) группа СРС — поисково-аналитическая работа, самые разные формы осуществления и представления студентом результатов своих исследований, к примеру, задание по написанию эссе (творческого задания) на тему «Менеджер в туризме».

Для этого студент самостоятельно, используя различные источники, в т.ч. Интернет, профессиональные журналы или с помощью преподавателя ищет информацию о каком-либо известном менеджере индустрии туризма.

Рекомендуется представить в методических указаниях примерный план творческого задания. Например, по теме «Менеджер в туризме»:

введение, основные этапы трудового пути менеджера, основные личностные черты менеджера, которому посвящено исследование, выводы.

3) группа СРС — научная работа. Можно предложить два варианта работ:

•подготовка сообщений и докладов к научной студенческой конференции;

•аналитический разбор научной публикации. В течение семестра преподаватель может давать задания по разбору научных статей, опубликованных в специализированных журналах. Рекомендуется указать примерный перечень журналов по менеджменту и по индустрии туризма.

4) группа СРС — стажировка (практический тренинг) в организациях и на предприятиях. Предполагается составление плана стажировки на предприятии. Целесообразно указать в методическом пособии основные направления (темы) стажировки: использование передовых методов управления на данном предприятии, организация и управление деятельностью основных служб (отделов) предприятия, организация деятельности линейных менеджеров данного предприятия и т.д.

Подробное описание всех разделов методических указаний по СРС способствует лучшему пониманию требований, предъявляемых преподавателем к тому или иному заданию.

Для того чтобы быть полезным студентам и преподавателям, электронный УМК должен в минимальной комплектации содержать рабочую программу, конспект лекций и тесты. Любой электронный УМК должен также содержать методические указания (инструкцию) по работе с ним.

Объем CD диска позволяет записать большой объем разнообразной информации, поэтому авторы электронного УМК могут на нем представить самый разнообразный материал: дополнительные статьи и различные публикации по темам дисциплины, презентации, подготовленные с использованием программы Power Point или различных мультимедийных программ (видео-лекции, видеоролики о конкретных гостиницах, турфирмах, фотографии различных объектов показа и т.д.). Использование наглядных материалов позволяет дать

Щапример, «Менеджмент в туризме и гостеприимстве: электронный учебно-методический комплекс». Эл. издание на CD Регистрационное свидетельство № 9507 Федерального депозитария электронных изданий, ФГУП НТЦ «Информрегистр» от 12 февраля 2007 г.

методические аспекты преподавания менеджмента для студентов вузов.

более широкое представление о предприятиях туриндустрии.

Использование тестов после каждой лекции на СD диске позволяет студентам проработать основные вопросы по каждой теме. Для этого могут быть использованы следующие принципы работы с тестами:

•при неправильном ответе на вопросы теста, программа автоматически открывает соответствующую тему, и студент еще раз ищет ответ на вопрос теста;

• невозможно перейти к тестам, например, по второй теме, не ответив правильно на все вопросы тестов по первой теме и т.д. Таким образом, любой студент, работающий с диском, сможет достаточно хорошо подготовиться к экзамену, независимо от формы его проведения (устно, письменно, по тестам на компьютере).

При разработке электронных УМК может быть предусмотрена возможность выбора студентами разного уровня сложности при работе с тестами в зависимости от ограничения во времени, доле правильных ответов при использовании одних и тех же вопросов, или же использовании разных по сложности вопросов тестов. Например, начальный уровень дает больше времени для ответа на вопросы тестов, при этом максимальная оценка, которая выставляется программой — «хорошо». Уровень специалиста и уровень менеджера предполагает необходимость более быстрых ответов на вопросы большей сложности.

Как показала практика использования электронных УМК, такие CD диски являются хорошим инструментом, обеспечивающим самостоятельную подготовку студентов к сдаче

экзаменов, и позволяют представить достаточно большой объем полезной информации по дисциплине, что невозможно сделать в рамках отведенных на дисциплину 34—51 часов за семестр.

особенности преподавания дисциплин менеджмента для будущих специалистов по туризму и менеджеров. Как уже было отмечено, теоретические основы менеджмента, которым обучают будущих специалистов по туризму, обширны и включают в себя вопросы, которые будущие менеджеры или экономисты-менеджеры изучают как отдельные дисциплины (табл. 2, с. 47).

Учитывая, что каждая из дисциплин, указанных в правом столбце табл. 2, изучается от 17 до 34 часов, объем знаний, полученных по дисциплинам менеджмента у будущих выпускников с квалификацией «менеджер» и «экономист-менеджер», гораздо выше, чем у будущих специалистов по туризму. Сами специальности предполагают, что первая из названных группа выпускников готовится к руководящей работе, а вторая — к работе специалистов. Государственные образовательные стандарты по экономическим специальностям предполагают изучение большого количества управленческих дисциплин — управленческие решения, инновационный менеджмент, антикризисное управление, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, организация и планирование на предприятии и другие.

Однако, как уже отмечалось, специфика туристского и гостиничного бизнеса такова, что выпускники, прошедшие подготовку и по первой, и по второй группам специальностей, приходят работать на одни и те же должности ис-

Таблица 2

Соотношение дидактических единиц государственного образовательного стандарта

по разным специальностям

Дидактические единицы государственного образовательного стандарта по специальностям «Туризм» и « Социальнокультурный сервис и туризм» Дисциплины, изучаемые по специальности «Экономика и управление на предприятии» и « Менеджмент организации»

Основы менеджмента Основы менеджмента

Понятия, сущность и функции менеджмента туризма Менеджмент с туризме и гостиничном бизнесе

Стратегическое и текущее планирование Стратегический менеджмент

Методы принятия решений Управленческие решения

Риск-менеджмент Управление риском

Создание системы мотивации труда Управление персоналом

Инновационная программа менеджера Управление инновациями

полнителей, реже специалистов, а еще реже — руководителей отделов (в случае, если за время учебы в институте уже работали в отрасли).

Таким образом, в рамках всего одной дисциплины «Менеджмент в социальнокультурном сервисе и туризме» (специальность «Социально-культурный сервис и туризм») или «Менеджмент в туризме» (специальность «Туризм») преподаватель по этим дисциплинам должен:

•дать большой объем информации по основам менеджмента и по специфическим особенностям системы управления в туризме и гостиничном бизнесе в нашей стране и за рубежом;

•обеспечить определенный уровень остаточных знаний студентов, соответствующий хотя бы минимальным требованиям, оценки степени соответствия базовой подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов, определяемым в результате самообследования, проводимого по тестам Росаккредагентства;

•способствовать приобретению студентами определенных навыков, чтобы после окончания вуза студенты могли «принимать участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социальнокультурного сервиса и туризма и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности, а также принимать управленческие решения в рамках компетенции; участвовать в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма, разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций», т.е. государственным образовательным стандартом по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» предусматривается довольно широкий перечень знаний и навыков выпускника вуза.

Однако сложно сформировать у студента необходимые навыки в рамках дисциплины, изучаемой обычно в течение одного семестра по два часа в неделю, без курсовой работы. Для сравнения: будущие менеджеры и экономисты-менеджеры обычно изучают две базовые дисциплины менеджмента: «Основы менеджмента» и «Менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе» по одному семестру (2—3 часа лекций в неделю), с курсовой работой по последней дисциплине.

Опыт преподавания дисциплин менеджмента у студентов, обучающихся по всем четырем специальностям, показывает, что повысить результативность обучения менеджменту будущих специалистов по социальнокультурному сервису и туризму можно следующим образом: используя активные методы и формы обучения студентов; привлекая для подготовки методических материалов, преподавания специалистов из индустрии туризма; предлагая дополнительные формы обучения студентов.

Активные формы обучения студентов предполагают использование в учебном процессе деловых ситуаций, кейсов, ролевых игр, способствующих приобретению студентами навыков решения тех или иных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в своей будущей деятельности. Активные формы обучения можно использовать во время семинарских занятий. На лекциях повысить результативность обучения можно, используя различные наглядные материалы, презентации, подготовленные с использованием возможностей программы Power Point, различные демонстрационные материалы.

Формы дополнительного обучения практическим навыкам менеджмента будущих специалистов по социально-культурному сервису и туризму могут быть различными: от клубов менеджеров (специалистов по туризму) или различных краткосрочных (8—16 часов) семинаров, организуемых вузом бесплатно для студентов или за дополнительную плату, до длительных программ, например, программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в индустрии туризма и гостеприимства», продолжительностью 500 часов, по завершении которого выдается диплом о профессиональной переподготовке. Однако эта программа предусмотрена для лиц, уже имеющих высшее образование, поэтому студентам целесообразно проходить обучение на последнем курсе и получать одновременно два диплома: о высшем образовании по туризму и профессиональной переподготовке по менеджменту.

Последние два направления повышения результативности обучения менеджменту будущих сотрудников индустрии туризма заслуживают более подробного рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.