Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ'

СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордовец В.А., Угольникова О.Д., Кошелева Т.Н.

В статье исследуется проблема управления человеческими ресурсами при модернизации системы образования в цифровой экономике. Выявлены риски снижения профессиональных компетенций в процессе трудовой деятельности в условиях смены технологического уклада. Снижение риска недостаточности профессиональных компетенций в процессе трудовой деятельности предложено развивать через ряд новых моделей. Предложенные модели подразумевают индивидуализированную систему повышения профессиональных компетенций через внедрение цифровых платформ в реальные производственные процессы, формирование новых знаний и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мордовец В.А., Угольникова О.Д., Кошелева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PROFESSIONAL RETRAINING SYSTEM AS A FACTOR OF MINIMIZING THE RISKS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

The article deals with the problem of human resource management in the context of modernization of the education system in the digital economy. The risks of reducing professional competencies in the process of work in a changing technological order are identified. It is proposed to develop a reduction in the risk of insufficiency of professional competencies in the process of work using a number of new models. The proposed models imply an individualized system for improving professional competencies through the introduction of digital platforms into real production processes, the formation of new knowledge and competencies.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

УДК 338

СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

В.А. Мордовец1, О.Д. Угольникова2, Т.Н. Кошелева3

1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Россия, 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.44, Лит.А 2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

3Санкт-Петербургский государственный университет гражданской, Россия, 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

В статье исследуется проблема управления человеческими ресурсами при модернизации системы образования в цифровой экономике. Выявлены риски снижения профессиональных компетенций в процессе трудовой деятельности в условиях смены технологического уклада. Снижение риска недостаточности профессиональных компетенций в процессе трудовой деятельности предложено развивать через ряд новых моделей. Предложенные модели подразумевают индивидуализированную систему повышения профессиональных компетенций через внедрение цифровых платформ в реальные производственные процессы, формирование новых знаний и компетенций.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, модернизация системы образования, кадровое обеспечение, производственные процессы, профессиональные компетенции, цифровые платформы

DIGITAL PROFESSIONAL RETRAINING SYSTEM AS A FACTOR OF MINIMIZING THE RISKS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

V. A. Mordovets, O. D. Ugolnikova, T. N. Kosheleva

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (UMTE), Russia, 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskii pr., 44A, St. Petersburg state economic University (UNECON), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21 St. Petersburg State University of Civil Aviation, Russia, 196210, Saint-Petersburg, Pilotov str., 38 The article deals with the problem of human resource management in the context of modernization of the education system in the digital economy. The risks of reducing professional competencies in the process of work in a changing technological order are identified. It is proposed to develop a reduction in the risk of insufficiency of professional competencies in the process of work using a number of new models. The proposed models imply an individualized system for improving professional competencies through the introduction of digital platforms into real production processes, the formation of new knowledge and competencies.

Keywords: human resources, modernization of the education system, staffing, production processes, professional competencies, digital platforms.

Введение удовлетворения, способности к саморазвитию.

Образовательные системы отражают Состояние, в котором оказалась Россия и особенности общества, в котором они дей- остальной мир, можно охарактеризовать как ствуют, и в ходе своего развития неизбежно пре- трансформацию, сущностью которой является терпевают изменения. Современные условия переход от индустриального общества к инфор-требуют от них структурной гибкости, ориента- мационному. В это время образование характе-ции на запросы общества, потребности рынка ризуется противоречиями, не позволяющими в образовательных услуг и мобильности для их

1Мордовец Виталий Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедры Экономика и управление социально-экономическими системами, тел.: +7 921 584-58-98, e-mail: v.mordovets@spbacu.ru;

2Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры Безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тел.: +7 906 253-59-49, e-mail: olga_ugolnikova@mail.ru;

3Кошелева Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры №2 «Социально-экономических дисциплин и сервиса, тел.: +7 812 560-65-63, e-mail: toozool@mail.ru.

полной мере решать стоящие перед ним стратегические задачи, эффективность решений во многом зависит от системы управления человеческими ресурсами образовательной сферы В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования отмечается, что увеличение количества детей в образовательных учреждениях сопровождается увеличением численности педагогических кадров. Однако, наряду с увеличением численности педагогов дошкольного и общего образования, учителей и мастеров производственного обучения, в 44.00.00 «Педагогическое образование» уменьшается численность педагогических кадров, осуществляющих обучение. Это нашло отражение в отчете о прогнозировании развития системы образования и перспективных задачах в среднесрочной перспективе.

Материалы и методы

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых: Т.И. Яськова анализирует состояние научно-образовательной системы СЗФО [12]; Кожанова М.Б. делает упор на национальную систему образования, как основу осуществления регионально-этнического подхода в воспитании молодежи [8], Ерохина Е.В., Гагарина Г.Ю. рассматривают особенности, проблемы и перспективы развития цифровой экономики в Северо-Западном федеральном округе [3].

К проблемам управления человеческими ресурсами относятся проблема нехватки кадров, финансирования, постоянных переводов преподавателей, недостаточной квалификации управленческого персонала, неудовлетворенность микроклиматом в коллективе и несоответствие структуры управления потребностям организации [10]. В современных условиях в связи с социально-экономическими изменениями в жизни общества, модернизацией профессионального пространства педагогической деятельности возрастает потребность в подготовке педагогических кадров [7].

Обсуждение

Кадровое обеспечение понимается нами как один из ресурсов, характеризующийся наличием и составом кадров, отражающий уровень соответствия между качественным и количественным трудовым потенциалом, востребованным на рынке труда в конкретный момент времени, и деятельностью организации.

В ходе исследования проведен анализ кадрового обеспечения системы образования Северо-Западного ФО (СЗФО) на основе материалов Федеральной службы государственной статистики, данных аналитических отчетов региональных подразделений Северо-Западного ФО, доклада Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования, а также научных публикаций. Укажем наиболее существенные выводы.

Во всех субъектах СЗФО снизилось количества организаций образования, что связано с уменьшением количества поступающих студентов (период 2005-2018 гг.), фактором снижения стала оптимизация образовательных организаций и изменение их штатной структуры. Потребность в преподавательских кадрах по предметам СЗФО показывает, что во всех субъектах СЗФО наблюдается повышенный спрос на преподавательские вакансии. Проанализируем количество вакансий педагогических кадров в СЗФО на основе данных Росстата (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Педагогические вакансии в субъектах СЗФО

Сравнительный анализ преподавательских вакансий с уровнем заработной платы учителей привел к выводам:

- самая низкая потребность в учителях в НАО при самой высокой средней заработной плате 85 862 руб.;

- наибольший спрос на педагогические кадры в Вологодской области со средней заработной платой 40 039 руб., что ниже средней (49 408 руб.);

- в Псковской области зарплаты самые низкие в округе, востребованность педагогических вакансий средняя.

Уменьшение количества студентов наблюдается в бакалавриате, магистратуре СЗФО, как показано на Рисунке 2. Количество студентов в вузах (на 10 тыс. населения) является показателем доступности высшего образования.

Система цифровой профессиональной переподготовки как фактор минимизации рисков ...

только один профильный вуз, который готовит образовательные программы по УГСН 44.00.00, что недостаточно для активно развивающегося в социально-экономическом плане региона.

Рисунок 2 - Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 тыс. чел. населения

Т.И. Яськова отмечает, что, несмотря на высокое количество вузов в Санкт-Петербурге, этот показатель снижается и становится ниже среднего по России [12]. Показатели доступности высшего образования существенно различаются по регионам (Рисунок 3). С учетом Санкт-Петербурга показатель выше среднего по РФ [2].

Рисунок 3 - Численность студентов в субъектах СЗФО в тыс. чел.

Исследование, проведенное ФГБУ НИИ РИНКЦЭ «Инновационное развитие Российской Федерации» в СЗФО за 2019 г., показало, что при уровне научно-инновационной активности организаций в среднем по стране (9,1), в СЗФО он 10,1. В Санкт-Петербурге находится более половины организаций, осуществляющих исследования и разработки. Численность персонала НИОКР в 2019 г. в СЗФО составила 91 422 чел. (в Санкт-Петербурге 75 228 чел.). Численность ученых со степенью составляет 46 446 чел. (2019 г.), что ниже среднероссийского показателя по доле ученых со степенью в общей численности исследователей: 25,6% по СЗФО, при среднем по РФ 28,7% [4]

Педагогическое образование в СЗФО осуществляется как профильным вузом (РГПУ им. А.И. Герцена), так и непрофильными вузами, между которыми распределяются бюджетные места. Наиболее высокий спрос на педагогические кадры в системе общего образования показан на Рисунке 4.

Обеспеченность региона педагогическими кадрами является актуальным вопросом, требующим обдумывания путей повышения качества педагогического образования в вузах, предлагающих это образование. В СЗФО есть

Рисунок 4 - Количество вакансий педагогических кадров в СЗФО

Специализированные педагогические вузы находятся в невыгодном положении по сравнению с непедагогическими вузами, которые имеют более развитую учебную инфраструктуру, лучший коммерческий набор. В настоящее время КЦП по УГСН 44.00.00 делится на профильные и нецентральные вузы. Следует отметить, что нецентральные вузы (классические и технические) реализуют программы по другим УГСН, в то время как деятельность педагогических вузов связана с реализацией образовательных программ только по УГСН 44.00.00. На этом основании большее преимущество имеют нецентральные вузы, что в ближайшем будущем негативно скажется на педагогических вузах РФ.

Необходимо пересмотреть направления развития специального педагогического образования, как в части присуждения КЦП профильным педагогическим вузам, так и в развитии материально-технической базы. Для развития подготовки преподавателей необходимо создание различных площадок, фокус-центров, которые позволят готовить высококвалифицированных педагогов, решающих задачи развития и воспитания.

Совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников необходимо осуществлять через сетевые взаимодействия с другими регионами страны. Наличие вакансий в образовательных учреждениях общего среднего образования свидетельствует о востребованности квалифицированных педагогических кадров в СЗФО. При выделении бюджетных мест по образовательным программам по направлению подготовки 44.00.00 «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратуры в вузах региона существует большая

потребность в преподавательских кадрах, что приводит к выводу об особом внимании трудоустройству выпускников.

Представленные результаты не могут претендовать на полноту, но выводы позволяют указать перспективы развития педагогического образования в СЗФО:

- развитие системы непрерывного повышения квалификации ППС с использованием регионального опыта ППС и во взаимодействии с федеральными центрами;

- увеличение доли бюджетных мест в аспирантуре по педагогическому направлению с целью управления интеллектуальным интересом докторантов;

- повышение привлекательности профессии учителя в регионе, наличие системы мер социальной поддержки учителей с ориентацией на молодых (перспективных) учителей;

- создание системы социального партнерства педагогических организаций с привлечением работодателей;

- сбалансированность региональной системы подготовки педагогических кадров и привлечение необходимых кадров в регион.

Таким образом, промежуточные результаты исследования демонстрируют наличие на сегодняшний момент перспектив развития педагогического образования в СЗФО, но не могут повлиять на риски снижения профессиональных компетенций у сотрудников, выпускников колледжей и ВУЗов, опытных сотрудников ввиду резких изменений на рынке труда, обострения угроз, нарушающих равновесие на рынке труда в регионе.

Выводы

В сентябре 2022 г. стартует программа «Профессионалитет», направленная на преодоление риска снижения профессиональных компетенций у выпускников. Она основана на модели объединения интересов колледжей и бизнеса, предполагает реализацию корпоративных и коммерческих целей образовательных организаций [5]. Для реализации необходимо внести изменения в действующее законодательство, так как колледжи должны принимать заказы на образовательные услуги от производственных компаний, последние должны будут представить бизнес-план и утвердить его в региональных органах власти. Это вызывает трудности ввиду отсутствия квалификации и свободных сотрудников в реальном секторе экономики. Колледжи-заводы будут не только воспроизводить бизнес-процессы, но помогать учащимся вырабатывать компетенции, создавать полноценные рабочие места для студентов в процессе

их обучения. Такая модель предъявляет новые требования к колледжу не только как к образовательной организации, но и участнику реального бизнеса, поскольку вступают в действие законы экономики и конкуренции. Предполагается ввести новый уровень образования под названием «Профессионалитет», который приведет к сокращению сроков обучения в колледжах до двух лет по рабочим специальностям и до трех — по более технологичным и сложным профессиям. К обучению могут приступить около 150 тыс. студентов. Такой же уровень образования можно распространить на обучающихся и выпускников ВУЗов, при подключении в процесс промышленных предприятий, институтов развития, иных исследовательских площадок, при поддержке предпринимательских структур, например, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.

Другим направлением снижения риска нехватки профессиональных компетенций является модель человеко-ориентированной системы высшего и профессионального образования. Она подразумевает индивидуализированную систему повышения профессиональных компетенций по мере проникновения в производственную сферу новых цифровых платформ. Правительство [6] планирует сформировать систему из мер поддержки в виде возможности оплачивать организациям временные работы для сотрудников, частичного субсидирования процесса переобучения работников. Предприятия в период формирования логистических цепочек профпереподготовки для сотрудников смогут включиться в предложенные государственными органами мероприятия стимулирования занятости и принять участие в организации программ повышения квалификации и переобучения ([2, с. 138-142; [9], с. 70-72).

Авторы рассмотрели отдельную группу на рынке труда, представляющих значительную часть потенциально занятых, группу риска снижения профессиональных компетенций. Это сотрудники предпенсионного и пенсионного возраста, сотрудники с ограниченными возможностями. Предлагается рассмотреть обеспечение образования в рамках социально активных групп населения: а) пенсионного возраста и б) людей социально активных, но получивших профессиональные заболевания и желающие адаптироваться на рынке труда в новых условиях ограниченных возможностей своего здоровья, способных и желающих включиться в сферу новых профессиональных возможностей. Уровень социальной безопасности в сфере новых условий для трудоустройства низок, и практически все трудоспособные специалисты находятся

Система цифровой профессиональной переподготовки как фактор минимизации рисков

в зоне риска невозможности трудоустроится, поменять профессию или специальность в случае попадания в такие условия.

По аналогии с «Системой «2+2+2», которая зародилась в американских вузах в 1940-х годах, когда правительство возложило на университеты две задачи: 1) обучение узким навыкам и 2) формирование общего мировоззрения, чтобы в будущем студенты могли приспособиться к меняющимся рынкам - к новым кризисам. По этой системе в настоящее время работают около 10% американских вузов и 25% используют ее на отдельных направлениях [12].

Заключение

Авторы предлагают разработать «Систему цифровой профпереподготовки социальных групп населения» - систему переподготовки в государственных структурах по трудоустройству (биржах труда) совместно с университетами для специалистов, приближающихся к пенсионному возрасту, в которой этапами подготовки будут выступать этапы:

1. Получение базовых знаний по новым профессиональным компетенциям в рамках университетов.

2. Практическое овладение цифровыми компетенциями новой специальности в специализированных подразделениях (оборудованных под будущие рабочие места).

3. Освоение узко специализированных рабочих навыков непосредственно на будущих рабочих местах с наставниками - тьюторами.

К каждой группе переобучающихся за счет государственно-частного партнёрства (университетов, работодателей и государственной службы занятости) может прикрепляться профессионально подготовленные дистанционно работающие наставники - проводники в виртуальный мир новой специализации на основе формирования индивидуальных образовательных траекторий для каждой группы переобучающихся, цифровой платформы взаимодействия с преподавателями университета, с будущими коллегами в условиях частично-дистанционной занятости (как наиболее приемлемой для сотрудников с ограничениями по здоровью и возрастных и потенциально менее здоровых сотрудников).

Предлагается рассмотреть возможность дистанционного сопровождения сотрудников с ограничениями по здоровью и возрастных переобучающихся не только в период функционирования «Системы цифровой профпереподготовки социальных групп населения», но и в период адаптации на рабочих местах на длительный период (например, на период испытательного

срока). Далее можно предложить программы консультаций через систему абонементного обслуживания, которая может включать более частое по сравнению с другими сотрудниками повышение квалификации (например, раз в год).

В заключение укажем, что реализация образовательной политики, направленная на системное изучение перспектив кадрового обеспечения, принятие мер по повышению статуса педагогической профессии позволит добиться снижения рисков недостаточности профессиональных компетенций в процессе трудовой деятельности. Этот результат выступит этапом решения проблемы по управлению человеческими ресурсами в системе образования.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта №20-510-00002.

Литература

12. Бочкина Н.В. Регионализация образования в России // Вестник «Образование и культура Северо-Запада России». СПб., 1996. - 267 с.

13. Далингер Я. М. Направления инфраструктурного обеспечения образовательных технологий на цифровой основе / Я. М. Далингер, М. Н. Майор, Т. Н. Кошелева // В книге: Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2020 "Национальные проекты и профессорское сообщество". Москва, 2021. С. 138142.

14. Ерохина, Е.В., Гагарина, Г.Ю. Особенности развития цифровой экономики в Северо-Западном федеральном округе: проблемы и перспективы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2019. № 3 (105). С. 49-68. URL: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2019-3-49-68 (Дата обращения: 17.02.2022).

15. Инновационное развитие Российской Федерации в 2019 году. Северо-Западный федеральный округ, 2020. URL: https://www.miiris.ru/digest/analitika_Sev-ZapFO.pdf (Дата обращения: 17.02.2022).

16. Информационный портал «Skillbox.ru» - [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://skill-box.ru/media/education/v-rossii-planiruyut-razvivat-model-kolledzheyzavodov/ - дата обращения 20.03.2022.

17. Информационный портал «Interfax.ru» - [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://www.interfax.ru/russia/829807 - дата обращения 20.03.2022.

18. Информационный портал «Trends.rbc.ru» - [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://trends.rbc.ru/trends/education/623468069a7947c f14ef9c9d - дата обращения 20.03.2022.

19. Кожанова, М.Б. Национальная система образования как основа осуществления регионально-этниче-

ского подхода в воспитании молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2005. № 2 (46). С. 104-108.

20. Кошелева Т.Н. Направления восстановления малых и средних предпринимательских структур и обеспечения занятости / Т.Н. Кошелева //В сборнике: Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 70-72.

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 2074-р «Стратегия социально -экономического развития Северо-Западного Федерального округа».

22. Федеральная служба государственной статистики Регионы России. Социально-экономические показатели - 2020 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (Дата обращения: 17.02.2022).

23. Яськова, Т.И. Современное состояние научно-образовательной системы СЗФО в контексте развития человеческого капитала // Балтийский регион — регион сотрудничества. Регионы в условиях глобальных изменений: материалы IV международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Михайлова. Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2020. Т. 4. Ч. 1. - 487 с.

УДК 338.46;332.143

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Б. Беляева1, В.А. Тучков2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, лит. А

В настоящее время исключительное внимание приковывает к себе Российская Арктика, которой отводится большая роль в создании ВВП страны. В этом контексте очевидно, что развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры является важным условием повышения уровня и качества жизни населения арктического региона и полярных городов.

Статья посвящена сравнению социальной инфраструктуры арктических городов Северной Европы (СЕ) и Российской Федерации и изучению зарубежного опыта.

Ключевые слова: объекты социальной инфраструктуры, сеть опорных населенных пунктов, Арктическая зона РФ (АЗРФ) и Северной Европы.

SOCIAL INFRASTRUCTURE OF ARCTIC CITIES OF NORTHERN EUROPE AND THE

RUSSIAN FEDERATION

N.B.Belyaeva , V.A.Tuchkov St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A

At present, the Russian Arctic is receiving exceptional attention and is playing a major role in the country's GDP. In this context, it is obvious that the development and effective functioning of social infrastructure facilities is an important condition for improving the standard of living and quality of life for the population of the Arctic region and the polar cities. The article is devoted to the comparison of the social infrastructure of Arctic cities of Northern Europe and the Russian Federation and the study of foreign experience.

Keywords: objects of social infrastructure, network of support settlements, Arctic zone of the Russian Federation and Northern Europe

Экономическое использование ресурсов Арктики невозможно без решения социальных вопросов. Обновляются стратегии социально-экономического развития арктической зоны РФ. Появились серьезные разработки сети опорных населенных мест, концепции будущего полярных моногородов. В сети опорных населенных

пунктов особо выделены города, призванные быть драйверами экономического развития, выполнять социально-культурные функции и обладать соответствующей социальной инфраструктурой.

1Беляева Надежда Борисовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, тел.: +7 905 289-49-61, e-mail: belaeva77@mail.ru;

2Тучков Владислав Аркадьевич - ассистент кафедры региональной экономики и природопользования, тел.: +7 905 286-35-43, e-mail: vtuchkov-88@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.