Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРЕДСТАВЛЕННОСТИВ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВОКУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

К ВОПРОСУ О ПРЕДСТАВЛЕННОСТИВ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВОКУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / КОЛЛЕДЖИ / ИНСТИТУТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесконог Н.Ю., Савенок А.С., Чуева А.А.

Материалы статьи содержат результаты исследований, проводимых МПГУ в рамках государственного задания Министерства просвещения России по выполнению научно-исследовательской работы «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах».Основные категории анализа следующие: количество педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации; количество колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; количество институтов повышения квалификации педагогических кадров и/или работников образования; количество общеобразовательных организаций; количество образовательных организаций дополнительного образования; количество организаций отдыха и оздоровления детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесконог Н.Ю., Савенок А.С., Чуева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE REPRESENTATION IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION OF A SET OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS THAT PROVIDE TRAINING FOR TEACHING STAFF

The materials of the article contain the results of research conducted by the Moscow State Pedagogical University within the framework of the state task of the Ministry of Education of Russia for the implementation of the research work "All-Russian Interregional Study on the Representation of Pedagogical Education in 85 Regions".The main categories of analysis are as follows: the number of pedagogical universities subordinate to the Ministry of Education of the Russian Federation; number pedagogical colleges (including teacher training colleges); the number of training institutes for teaching staff and / or educators; the number of educational organizations; the number of educational institutions of additional education; number of children's recreation organizations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРЕДСТАВЛЕННОСТИВ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВОКУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 378

РО! 10.34823/332.2022.1.51747

Н.Ю. ЛЕСКОНОГ Доцент кафедры медиаобразования федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук

А.С. САВЕНОК Ассистент кафедры медиаобразования федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

А.А. ЧУЕВА

Ассистент кафедры медиаобразования федерального

бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

К вопросу о представленности в субъектах Российской Федерации совокупности образовательных организаций, обеспечивающих подготовку педагогических кадров

Материалы статьи содержат результаты исследований, проводимых МПГУ в рамках государственного задания Министерства просвещения России по выполнению научно-исследовательской работы «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах».

Основные категории анализа следующие: количество педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации; количество колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; количество институтов повышения квалификации педагогических кадров и/или работников образования; количество общеобразовательных организаций; количество образовательных организаций дополнительного образования; количество организаций отдыха и оздоровления детей

Ключевые слова: педагогическое образование, представленность педагогического образование, непрерывное педагогическое образование, педагогические вузы, колледжи, институты повышения квалификации, организации отдыха и оздоровления детей, общеобразовательные организации.

N.YU. LESKONOG Associate Professor of the Department of Media Education of the Federal Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow State Pedagogical University", Candidate of Pedagogical Sciences

A.S. SAVENOK Assistant of the Department of Media Education of the

Federal Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State University"

A.A. CHUEVA Assistant of the Department of Media Education of the

Federal Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State University"

On the issue of the representation in the constituent entities of the Russian Federation of a set of educational organizations that provide training for teaching staff

The materials of the article contain the results of research conducted by the Moscow State Pedagogical University within the framework of the state task of the Ministry of Education of Russia for the implementation of the research work "All-Russian Interregional Study on the Representation of Pedagogical Education in 85 Regions".

The main categories of analysis are as follows: the number of pedagogical universities subordinate to the Ministry of Education of the Russian Federation; number pedagogical colleges (including teacher training colleges); the number of training institutes for teaching staff and / or educators; the number of educational organizations; the number of educational institutions of additional education; number of children's recreation organizations.

Keyword: pedagogical education, representation of pedagogical education, continuous pedagogical education, pedagogical universities, colleges, institutes for advanced training, organization of recreation and recreation for children, general educational organizations.

Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение образовательного комплекса страны высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, отдыха и оздоровления детей.

Изучением проблемы представленности педагогического образования в регионах занимались многие отечественные исследователи. О возможностях региональных образовательных систем по подготовке педагогических кадров для решения задач модернизации российского образования было сказано в исследованиях Ю.Б. Дробо-тенко, А.Г. Заляловой и В.П., Засыпкина. Ведущей идеей исследования Дроботенко Юлии Борисовны «Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации»1 заключается в утверждении о том, что новое научное знание может быть найдено исходя из понимания изменений как сущностных характеристик процесса освоения традиционных и новых норм, образцов и правил профессионально-педагогической деятельности; ядром которого являются особенности ценностного принятия субъектами подготовки необходимости изменений, что в свою очередь, обусловливает успешность профессиональной подготовки студентов современного педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования. У Заляловой Анфисы Григорьевны «Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера»2 рассматривается с точки зрения возможности интегрировать образовательное пространство, оптимизировать общественно-государственное управление и координацию деятельности всех заинтересованных учреждений в рамках образовательного кластера. В диссертации Засыпкина Владислава Павловича «Модернизация педагогического образования: социологический анализ»3 выявлены

1 Ю.Б. Дроботенко. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Омск, 2016 г. 520 с. Режим доступа: https://omgpu.ru/sites/default/files/filefield_paths/dis-sertaciya_drobotenko_yu.b.pdf

2 А.Г. Залялова. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера // Диссертация и автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Казань, 2010 г. 223 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/regionalnaya-model-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-v-usloviyakh-obrazovatelnogo-klastera

3 В.П. Засыпкин. Модернизация педагогического образования: социологический анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Екатеринбург, 2010 г. 44 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bit-stream/10995/2876/2/urgu0780s.pdf

стратегические направления модернизации отечественного педагогического образования в содержательной и организационно-правовой сферах. Доказано, что ее результатом должна оказаться перестройка всей системы формирования педагогических кадров, главной задачей которой станет переход от подготовки «педагогов индустриальной эпохи» к подготовке «педагогов информационного общества». Обращено внимание на то, что новый облик педагогической профессии поможет поднять жизненно необходимые для неё престиж и ценность в современном российском обществе.

Подходами к определению показателей представленности педагогического образования занимались Т.Е. Исаева и С.В. Кудрявцева. Татьяна Евгеньевна Исаева в диссертации «Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе»1 рассматривала педагогическую культуру как культурно-исторический феномен, представляющий собой рефлексию педагогической практики, поэтому особенности исторически сложившегося образовательного процесса и соответствующей ему образовательной парадигмы отражаются в педагогической культуре в виде определенных нормативных требований педагогической деятельности и поведения субъектов образовательного процесса. Становление педагогической культуры и повышение ее качества есть процесс, имеющий глобальное значение, по мнению Т.Е. Исаевой. Светлана Васильевна Кудрявцева в своей работе «Взаимодействие субъектов образования как показатель эффективности педагогической системы»2 анализировала проблему педагогического взаимодействия в теории и практике образования и рассматривала мониторинг в качестве средства эффективного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

Научно-исследовательским коллективом специалистов МПГУ, в состав которого входят авторы статьи, представленность педагогического образования рассматривается с точки зрения порядка 15 показателей, исследуемых в рамках государственного задания Министерства просвещения России МПГУ по выполнению научно-иссле-

1 Т.Е. Исаева. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе// Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук - Ростов -на-Дону, 2О0з г. 250 с. Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2003/Isaeva_T_E_2003.pdf

2 С.В. Кудрявцева. Взаимодействие субъектов образования как показатель эффективности педагогической системы// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Самара, 2000 г. 227 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vzaimodejstvie-subektov-obrazovanija-kak-pokazatel-jeffektivnosti-pedagogicheskoj.html

довательской работы «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». В данной статье авторы анализируют первые два показателя: 1) наличие совокупности образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров в субъектах Российской Федерации и в федеральных округах, включая количество данных организаций; 2) представленность общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, организаций отдыха детей и их оздоровления субъектах Российской Федерации и в федеральных округах Российской Федерации, для которых необходимы педагогические кадры.

В ходе исследования была проанализирована совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров в субъектах Российской Федерации и в федеральных округах Российской Федерации. В совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров, в рамках исследования авторы включают образовательные организации высшего образования, которые готовят педагогические кадры в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», в том числе педагогические вузы, подведомственные Министерству просвещения России; колледжи, реализующие программы подготовки в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; институты повышения квалификации педагогических кадров и/или работников образования. Проанализирована представленность этих образовательных организаций и их количество во всех субъектах Российской Федерации и в федеральных округах Российской Федерации. Также в ходе выполнения научно-исследовательской работы проанализирована представленность и количество общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, организаций отдыха детей и их оздоровления субъектах Российской Федерации и в федеральных округах Российской Федерации, для которых необходимы педагогические кадры. Это дает возможность оценить возможности регионов, федеральных округов в удовлетворении своих потребностей в педагогических кадрах.

Для начала рассмотрим количество субъектов Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов Российской Федерации (в порядке возрастания):

1. Уральский федеральный округ - 6 субъектов Российской Федерации;

2. Северо-Кавказский федеральный округ - 7 субъектов Российской Федерации;

3. Южный федеральный округ - 8 субъектов Российской Федерации;

4. Сибирский федеральный округ - 10 субъектов Российской Федерации;

5. Северо-Западный федеральный округ - 11 субъектов Российской Федерации;

6. Дальневосточный федеральный округ - 11 субъектов Российской Федерации;

7. Приволжский федеральный округ - 14 субъектов Российской Федерации;

8. Центральный федеральный округ - 18 субъектов Российской Федерации.

Анализ федеральных округов на предмет представленности педагогического образования для удобства произведем в таком же порядке.

В Уральском федеральном округе (далее - УФО) расположены 4 педагогических вуза, находящиеся в ведении Министерства Просвещения Российской Федерации: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет, Шадринский государственный педагогический университет (последние 3 находятся в Свердловской области). Также в Уральском федеральном округе представлено 54 колледжа, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Большое количество, 12 штук, сосредоточено в Свердловской области, здесь же находятся 3 подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации университета. Наибольшее количество колледжей (16 колледжей) размещены в Челябинской области. В остальных субъектах Российской Федерации распределение равномерное. Общее количество школ в УФО составляет - 3425. Самое большое количество представлено в Свердловской области - 1135. В УФО тройка лидеров по количеству организаций дополнительного образования состоит из: Свердловская область - 372, Тюменская область -110, Челябинская область - 263. Общее количество по УФО - 1 010. Стоит обратить внимание на то, что в каждом субъекте федерального округа есть институты повышения квалификации, следовательно, потребности в повышении квалификации педагогических работников могут быть реализованы на уровне регионов в УФО. Количество стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления в УФО - 184. Санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного

действия - 11. Организации, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с дневным пребыванием -3041. Общее значение по этим трем показателям составляет - 3236. Лидирующую позицию по представленности организаций детского отдыха в УФО занимает Свердловская область. Согласно выше упомянутым данным можно сделать вывод, что Свердловская область является центральным звеном по подготовке педагогических кадров и дальнейшей профессиональной реализации и трудоустройства таких специалистов.

В Северо-Кавказском федеральном округе (далее - СКФО) 2 педагогических вуза, находящихся в ведении Министерства Просвещения Российской Федерации: Дагестанский государственный педагогический университет и Чеченский государственный педагогический университет, а также 33 колледжа, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Наибольшее количество представлено в Республике Дагестан, насчитывающей на своей территории 14 колледжей, также этот регион является рекордсменом в своем округе по количеству школ -1445 (общее количество школ в федеральном округе - 3433), по количеству организаций дополнительного образования - 268 (общее по округу - 777) и по количеству стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления (при общем количестве 78). 8 колледжей представлено в Республике Ингушетия, в остальных субъектах такие колледжи также представлены. Стоит обратить внимание на то, что в каждом субъекте федерального округа есть институты повышения квалификации, следовательно, потребности в повышении квалификации педагогических работников могут быть реализованы на уровне регионов. Можно сделать вывод, что в Республике Дагестан существует слаженная система непрерывного педагогического образования, все потребности в кадрах удовлетворены. То же самое можно сказать про весь Северо-Кавказский федеральный округ.

В Южном федеральном округе (далее - ЮФО) есть всего два педагогических университета, подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации. Первый находится в Краснодарском крае - Армавирский государственный педагогический университет, а второй в Волгоградской области - Волгоградский государственный социально-педагогический университет. В ЮФО расположены 30 колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Основной их массив находится в Ростовской области - 11 колледжей, и Краснодарском крае -

10 колледжей. В Республике Крым и городе Севастополе нет ни одного такого колледжа. Так же на этих территориях нет вузов, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации. Общее количество школ в ЮФО составляет - 4549. Наибольшее количество школ находится в Краснодарском крае - 1247 и в Ростовской области - 1 235. Наибольшее количество организаций дополнительного образования сосредоточены в тех же регионах: Краснодарский край - 423, Ростовская область - 296. Общее количество организаций дополнительного образования в ЮФО составляет 1 140. Касаемо организаций детского отдыха, ЮФО, как это не странно, имеет не самый большой количественный показатель по организациям детского отдыха - 3245. Также, в каждом субъекте федерального округа есть институты повышения квалификации. В целом, в ЮФО представлена вся совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров, но не во всех регионах. В Республике Крым и городе Севастополь эта система непрерывной подготовки не налажена, так как на этих территориях нет педагогических университетов, подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации, а также нет колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

В Сибирском Федеральном округе (далее - СФО) расположены 6 педагогических вузов, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, Алтайский государственный педагогический университет, Томский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Новосибирский государственный педагогический университет. Также в этом федеральном округе находится 61 колледж, реализующий программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».). Наибольшее количество находится в Омской области - 12, в Иркутской области насчитывается 10 колледжей, в Красноярском крае находятся 9 колледжей, в Новосибирской области - 8 колледжей. Почти во всех этих регионах есть педагогические вузы Министерства просвещения Российской Федерации. Исключение составляет Республика Тыва, на чьей территории не находится ни один колледж, реализующий программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Количество общеобразовательных организаций в СФО - 6 472. Красноярский край занимает лидирующую позицию по данному показателю - 1 053. В этом же регионе располагается

наибольшее количество организаций дополнительного образования количество - 257. Общее количество организаций детского отдыха в СФО составляет - 5142. Среди регионов лидирует по этим показателям Новосибирская область - 1010. В каждом субъекте СФО представлены институты повышения квалификации, следовательно, потребности в повышении квалификации педагогических работников могут быть реализованы на уровне регионов. Республика Тыва занимает последнее место по всем показателям. В СФО представлена вся совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров, но не во всех регионах. В Республике Тыва эта система непрерывной подготовки не налажена, так как на этих территориях нет педагогических университетов, подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации,

В Северо-Западном федеральном (далее - СЗФО) округе единственный вуз, находящийся под ведомством Министерства Просвещения Российской Федерации, расположен в Санкт-Петербурге. Это Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Федеральный округ включает в себя 24 колледжа, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», представленных во всех субъектах этого округа. Наибольшее количество находится в Мурманской области и Санкт-Петербурге, 5 и 4 педагогических колледжей (и колледжей, готовящих педагогические кадры) соответственно. Также в Санкт-Петербурге находится самое большое количество общеобразовательных организаций - 773 (общее количество общеобразовательных организаций в округе - 3284) и 155 организаций дополнительного образования (при общем количестве 2461). Число стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления - 95, основной регион по этому показателю - Ленинградская область, 72 организации, и Калининградская область - 14. В остальных регионах таких организаций либо нет совсем, либо в количестве 1-2 штуки. Санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия представлены в количестве 27 организаций. Почти все из них - 26, расположены в Санкт-Петербурге. Во всех субъектах округа есть институты повышения квалификации. На основе вышеупомянутого можно сделать вывод, что в Санкт-Петербурге, как в центре Северо-Западного федерального округа, представлена вся совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность педагогического образования, Остальные регионы отстают в этом плане. Очень отстает по всем показателям Ненецкий АО. Здесь нет педагогических вузов,

есть только один колледж, готовящий педагогические кадры. В Ненецком АО эта система непрерывной подготовки не налажена, так как на этих территориях нет педагогических университетов, подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации,

В Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО) находятся 2 университета, находящиеся в ведении Министерства Просвещения Российской Федерации - Благовещенский государственный педагогический университет в Амурской области и Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет в Хабаровском крае, а также 20 колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», в 10 субъектах. Единственный субъект региона, в котором нет педагогического колледжа - Сахалинская область. Самое большое количество колледжей сосредоточено в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия) - 5 и 4 соответственно. Остальные субъекты региона имеют в своем арсенале от одного до двух педагогических колледжей. Количество школ в округе - 3485. Распределение очень неравномерное. Самый большой показатель в Республике Саха (Якутия) -642. Минимальный показатель в Чукотском автономном округе - 42. Организаций дополнительного образования в регионе 886, лидер -Республика Саха (Якутия) - 186 организаций. Число стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления - 166, наибольшее количество в Забайкальском крае - 47, наименьшее в Чукотском автономном округе - 1. Санаторных оздоровительных организаций отдыха детей и их оздоровления - 14. По этому показателю также лидирует Забайкальский край - 6. Ни одной такой организации нет в Хабаровском крае, Еврейской АО, Сахалинской области, Чукотском АО, Камчатском крае. Организаций, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с дневным пребыванием - 2599. В каждом субъекте федерального округа есть институты повышения квалификации. Судя по показателям, можно сказать, что в Дальневосточном федеральном округе сложившая совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров, неравномерна. Передовые субъекты округа - Республика Саха (Якутия) Забайкальский край, Республика Бурятия. Слаженная система существует в Приморском крае и Амурской области. По мнению авторов, в этих регионах есть все элементы системы непрерывного педагогического образования.

В Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) представлено 10 педагогических вузов, находящихся в ведении Министерства Про-

свещения Российской Федерации: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Самарский государственный социально-педагогический университет», Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Оренбургский государственный педагогический университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Самарский государственный социально-педагогический университет. Также в округе функционируют 90 колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Стоит отметить, что во всех субъектах региона есть колледжи, реализующие программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Минимальное количество колледжей (для данного федерального округа) представлено в Чувашской Республике, здесь их насчитывается 2. Самое большое количество, 20 колледжей, сосредоточено в Самарской области. 11 колледжей находятся в Пермском крае, в обоих есть педагогические вузы Министерства Просвещения РФ. Это рекордсмены округа. Общее количество школ в федеральном округе - 10482. Это самый большой показатель по всей России. Наибольшее их количество расположено в Республике Башкортостан и Республике Татарстан, 1868 и 1638 соответственно. В Республике Башкортостан также находится самое большое количество организаций дополнительного образования - 323. Организаций, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с дневным пребыванием в округе - 7755, организаций детского отдыха - 542, что является абсолютными рекордами среди всех федеральных округов. В каждом субъекте федерального округа есть институты повышения квалификации. Анализируя представленные данные, можно утверждать, что в регионе сложилась совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров, а также совокупность образовательных и иных организаций, которые могут удовлетворить свои потребности в педагогических кадрах в рамках округа.

Центральный федеральный округ (далее - ЦФО) является самым крупным по количеству регионов и имеет на своей территории 6 педагогических университетов, находящихся в ведении Министерства Просвещения Российской Федерации: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семе-нова-Тян-Шанского, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет. В Воронежской области также находится подведомственный Министерству Просвещения Российской Федерации вуз, в Московской области такого вуза нет. Колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», на территории округа насчитывается 68. Наибольшее количество базируется в Воронежской и Московской областях, по 8 колледжей в каждом субъекте. Во всех субъектах федерального округа колледжей, реализующих программы подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», насчитывается в количестве - 68. Наибольшее количество базируется в Воронежской и Московской областях, по 8 колледжей в каждом субъекте представлены. Дефицита в таких организациях в регионе не наблюдается. Московская область лидирует по количеству общеобразовательных организаций - 1455. Затем следует Воронежская область - 787. Не отстает от Воронежской области город Москва - 766. Показатели организаций дополнительного образования коррелируются с показателями по школам. Лидирующие позиции занимают те же регионы: Московская область -368, город Москва - 175, Воронежская область - 167. По общему показателю ЦФО немного отстает от ПФО по количеству организаций дополнительного образования - 2 221. Общий показатель по организациям детского отдыха составляет - 6929. Лидирующую позицию по этому критерию среди других регионов занимает также Московская область. В каждом субъекте федерального округа есть институты повышения квалификации. Но в целом, можно утверждать, что в Центральном федеральном округе система непрерывного педагогического образования сложилась, представлены и совокупность образовательных организаций, обеспечивающих подготовку педагогических кадров и совокупность образовательных организаций, потребляющих вышеобозначенные педагогические кадры.

Количество общеобразовательных организаций

3425

9327 3433

^В 4549

10482 ^^^ 6 472

3485 3284

■ УФО ■ СКФО ■ ЮФО ■ СФО

■ СЗФО ■ ДФО ■ ПФО ■ ЦФО

Количество образовательных организаций дополнительного образования

1 010

2 221 ^^ —

■-W

1 140

1 509 886 837

■ УФО ■ СКФО ■ ЮФО ■ СФО

■ СЗФО ■ ДФО ■ ПФО ■ ЦФО

Колличество организаций детского отдыха

3236

>929 121 ч*

2583

2779

1216 3245

5142

■ УФО ■ СКФО ■ ЮФО ■ СФО

■ СЗФО ■ ДФО ■ ПФО ■ ЦФО

Таким образом, на первый взгляд, спрос удовлетворяет предложение, то есть проанализированная авторами статьи совокупность образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность подготовки педагогических кадров, удовлетворяет потребности реги-

онов в педагогах. Но это не в полной мере так. Анализ других показателей представленности педагогического образования в рамках исследования показывает, что все же высококвалифицированных педагогических кадров недостаточно для удовлетворения потребностей всех общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций отдыха детей и их оздоровления. Тем не менее, многие субъекты Российской Федерации обладают всеми возможностями, чтобы минимизировать существующие кадровые дефициты в образовании, в том числе и благодаря: формированию профессиональной готовности будущего педагога на довузовском этапе (например, выстраиванию системы педагогических классов); формированию профессиональной готовности будущего педагога на вузовском этапе (например, повышению профессиональной мотивации будущих педагогов через систему педагогических практик в общеобразовательных организациях, а также через летнюю педагогическую вожатскую практику); обеспечение современного послевузовского образования учителей, системы повышения квалификации (например, на базе современных педагогических технопарков).

Список использованных источников

1. Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова. Роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи: результаты// Статья в журнале Высшее образование сегодня. Учредители: Российский новый университет. - Москва, 2020 г., с. 64-70 Режим доступа: |1Йр8://мм^е!1Ьгагу.ш/йет.а8р?1С=44005237

2. Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России / Под редакцией Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой // Коллективная монография - Москва: МПГУ, 2019. - 160 с. Режим доступа: М1р://трди.8и^рсоп1еп1/ир!оаС8/2019/04/%00%91%00%В8%00%В1%0 0%ВВ%00%В8%00%ВЕ%01%82%00%В5%00%ВА%00%В0_%00%9Р %00%9Е%00%94%00%93%00%9Е%00%А2%00%9Е%00%92%00%9 А%00%90%00%92%00%9Е%00%96%00%90%00%А2%00%А1%00% 9А%00%98%00%А5%00%9А%00%90%00%94%00%А0%00%9Е%00 %92%00%90%00%90%00%91%00%90%00%97%00%95%00%9Е%0 0%91%00%А0%00%90%00%97%00%9Е%00%92%00%9%00%А2%0 0%95%00%9В%00%АС%00%90%00%АВ%00%А5%00%9Е%00%А0 %00%93%00%90%00%90%00%98%00%97%00%90%00%А6%00%9 8%00%9-

%00%92%00%АВ%00%А1%00%А8%00%95%00%93%00%9Е%00%9 Е%00%91%00%А0%00%90%00%97%00%9Е%00%92%00%90%00% 90%00%98%00%АР-%00%92-

%00%А0%00%9Е%00%А1 %00%А1 %00%98%00%98.рСГ

3. Ю.Б. Дроботенко. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Омск, 2016 г. 520 с. Режим доступа: https://omgpu.ru/sites/default/files/filefield_paths/dissertaciya_drobot enko_yu.b.pdf

4. А.Г. Залялова. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера // Диссертация и автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Казань, 2010 г. 223 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ regionalnaya-model-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-v-usloviyakh-obrazovatelnogo-klastera

5. В.П. Засыпкин. Модернизация педагогического образования: социологический анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Екатеринбург, 2010 г. 44 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2876/2/urgu0780s.pdf

6. Т.Е. Исаева. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе// Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук -Ростов -на-Дону, 2003 г. 250 с. Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_ 2003/Isaeva_T_E_2003.pdf

7. С.В. Кудрявцева. Взаимодействие субъектов образования как показатель эффективности педагогической системы// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Самара, 2000 г. 227 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vzaimo dejstvie-subektov-obrazovanija-kak-pokazatel-jeffektivnosti-pedagogicheskoj.html

8. Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова. Летняя педагогическая практика студентов в организациях отдыха и оздоровления детей (на примере опыта вожатской практики в МПГУ) // Педагогика и психология образования. -Москва 2020. № 2. С. 139-149. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=43834928

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.