Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Сергей Алексеевич, Савенкова Елена Викторовна

На примере конкретного региона в рамках реализации проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах» проанализирована проблема обеспеченности педагогическими кадрами региональной системы образования. Приводится анализ актуального состояния востребованности в педагогических кадрах в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), выделяются основные проблемы, решение которых позволит решить вопросы обеспечения региона педагогическими кадрами. В исследовании использованы нормативные акты и официальные отчеты, статистические данные, результаты мониторингов, проводимых органами власти в соответствии с законодательством об образовании. В статье выявлены проблемы, стоящие перед регионом при насыщении рынка труда квалифицированными педагогическими работниками. Делается вывод о проблемах и перспективах кадровой обеспеченности образовательных организаций СЗФО. Вопросы кадровой обеспеченности систем образования регионов важно решать, учитывая их специфику, опираясь на опыт региона, обеспечивая равное развитие всех территорий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохов Сергей Алексеевич, Савенкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE STAFFING THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT)

The article considers the problem of pedagogical staffing in the regional education system on the example of a particular region within the framework of the project “Federal interregional study on the representation of pedagogical education in 85 regions". The article also analyzes the current state of demand for pedagogical staff in the Northwestern Federal District, identifies the main problems which will help solve the issues of providing the region with pedagogical staff. The study uses normative acts and official reports, statistical data, the results of monitoring conducted by the authorities in accordance with the education legislation. The article reveals the problems faced by the region in saturating the labor market with qualified teaching staff. The conclusion is made about the problems and prospects of staffing of educational organizations of the North-West Federal District. It is important to solve the issues of staffing of educational systems in the regions, taking into account their specificity, based on the experience of the region, ensuring equal development of all territories of the region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

УДК 378 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-25-36

ББК 74.409

ОСНОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

(на примере Северо-Западного федерального округа)

I С.А. Горохов, Е.В. Савенкова

Аннотация. На примере конкретного региона в рамках реализации проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах» проанализирована проблема обеспеченности педагогическими кадрами региональной системы образования. Приводится анализ актуального состояния востребованности в педагогических кадрах в СевероЗападном федеральном округе (СЗФО), выделяются основные проблемы, решение которых позволит решить вопросы обеспечения региона педагогическими кадрами. В исследовании использованы нормативные акты и официальные отчеты, статистические данные, результаты мониторингов, проводимых органами власти в соответствии с законодательством об образовании. В статье выявлены проблемы, стоящие перед регионом при насыщении рынка труда квалифицированными педагогическими работниками. Делается вывод о проблемах и перспективах кадровой обеспеченности образовательных организаций СЗФО. Вопросы кадровой обеспеченности систем образования регионов важно решать, учитывая их специфику, опираясь на опыт региона, обеспечивая равное развитие всех территорий региона.

Ключевые слова: Северо-Западный федеральный округ, кадровая обеспеченность, педагогическое образование, педагог, образование, инновации, подготовка педагогов.

Для цитирования: Горохов С.А., Савенкова Е.В. Основные проблемы и перспективы кадровой обеспеченности системы образования региона (на примере Северо-Западного федерального округа) // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Часть 1. С. 25-36. DOI: 10.31862/20739613-2021-4-25-36

25

BASIC PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE STAFFING THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM (On the Example of the North-West Federal District)

I S.A. Gorokhov, E.V. Savenkova

Abstract. The article considers the problem of pedagogical staffing in the regional education system on the example of a particular region within the framework of the project "Federal interregional study on the representation of pedagogical education in 85 regions". The article also analyzes the current state of demand for pedagogical staff

© Горохов С.А., Савенкова Е.В., 2021

l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Iin the Northwestern Federal District, identifies the main problems which will help solve the issues of providing the region with pedagogical staff. The study uses normative acts and official reports, statistical data, the results of monitoring conducted by the authorities in accordance with the education legislation. The article reveals the problems faced by the region in saturating the labor market with qualified teaching staff. The conclusion is made about the problems and prospects of staffing of educational organizations of the North-West Federal District. It is important to solve the issues of staffing of educational systems in the regions, taking into account their specificity, based on the experience of the region, ensuring equal development of all territories of the region.

Keywords: North-Western Federal District, staffing, pedagogical education, teacher, education, innovations, teacher training.

Cite as: Gorokhov S.A., Savenkova E.V. Basic Problems and Prospects for the Staffing the Regional Education System (On the Example of the North-West Federal District). Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 4, part 1, pp. 25-36. DOI: 10.31862/20739613-2021-4-25-36

Развитие государства во многом зависит от состояния и развития национальной системы образования, представляющей собой способ организации образования данного государства [1], и реализующей цели единства интересов личности и государства при реализации права на образование и взаимоотношение между ними в условиях правовой государственности, объединяющей региональные системы образования. Региональная образовательная 26 система представляет комплекс взаимосвязанных элементов, связанных с образовательным пространством региона, имеет нормативный статус и институциональную организацию. При этом следует учесть, что для определения эффективного функционирования системы образования необходимо учитывать развитие рынка труда, это будет способствовать более конструктивному решению государственных задач в сфере образования.

В современных условиях в связи с социально-экономическими переменами в жизни общества, модернизацией профессионального пространства педагогической деятельности увеличивается потребность в подготовке педагогических кадров. Российское образование реагирует на данный

вызов, и, как указывал Президент Российской Федерации в послании к Федеральному собранию, в «.. .классах формируется будущее России.», а на встрече с учителями и студентами педагогических вузов он отмечал, что «как бы высокопарно это ни звучало, но мы все время говорим, что будущее страны, будущее России зависит от молодежи, а качество молодежи, уровень подготовки молодежи зависит от школьного учителя. Так что в значительной степени от вас зависит и будущее страны» [2]. Решением данного вопроса должно быть обеспечение квалици-рованными педагогическими кадрами с учетом региональных особенностей [3].

Как отмечено в докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования, увеличение численности детей в образовательных организациях сопровождается ростом численности педагогических работников. Однако при повышении количества педагогов в дошкольном, общем образовании, преподавателей и мастеров производственного обучения наблюдается снижение количества профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку по

направлению 44.00.00 «Педагогическое образование». Данные обстоятельства нашли отражение в докладе в вопросах прогнозирования развития системы образования и описания перспективных задач, стоящих перед ней на среднесрочный период с учетом вызовов и тенденций. В документе проведен расчет увеличения численности педагогических работников с учетом увеличения численности обучающихся, сделаны выводы о дополнительной потребности в педагогических кадрах в сегментах общего, среднего, профессионального и высшего образования и снижения потребности в педагогах дошкольного образования в ближайшей перспективе [4], что говорит о повышении внимания к кадровой обеспеченности образовательных организаций.

Кадровая обеспеченность понимается нами как один из ресурсов, характеризующийся наличием и составом персонала и отражающим уровень соответствия между востребованным на рынке труда в конкретный момент времени качественным и количественным трудовым потенциалом и деятельностью организации (М.А. Копылова, В.Г. Новиков).

Анализ актуального состояния кадровой обеспеченности был проведен на примере Северо-Западного федерального округа с опорой на материалы Федеральной службы государственной статистики, данные исследований ученых, аналитических отчетов региональных подразделений СЗФО, данные доклада Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования.

Северо-Западный федеральный округ (далее — СЗФО) находится на 5 месте по численности в Российской Федерации, большая часть населения которого сосредоточена в г. Санкт-Петербург. СЗФО

обладает развитым машиностроительным комплексом, станкостроением, машиностроением, судостроением и др. В г. Санкт-Петербург сосредоточена большая часть населения округа, сконцентрирована культурная, политическая, экономическая жизнь региона [5].

В округе наблюдается снижение доли трудоспособного населения, которая по данным Росстата составила 7% (с 2005 по 2017 год), причинами которого в первую очередь стала естественная убыль населения, снижение коэффициента рождаемости. Развитие кадрового потенциала региона определяется стратегическими целями СЗФО, национальными целями развития РФ, отраженными в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года, одним из аспектов реализации которых является создание условий для качественной подготовки кадров.

Данные обстоятельства указывают на повышение требований к системе образования, увеличение потребности в эффективных педагогических кадрах, необходимых для развития региона. 27

Анализ кадровой обеспеченности системы образования СЗФО мы проведем, опираясь на следующие показатели:

• количество вакансий специалистов в образовательных организациях;

• количество бюджетных мест по педагогическому образованию в регионе в целях восполнения дефицитов в педагогических кадрах;

• научная и инновационная активность персонала организаций.

Обеспечение подготовки кадров для различных видов профессиональной деятельности опирается на потребности работодателей в работниках. В регионах России в 2020 году по данным Федеральной службы государственной статистики

28

за 2019 год работодателями СЗФО в сведениях органам службы занятости населения была указана потребность в работниках в количестве 141 960 человек, что свидетельствует об уменьшении численности трудоспособного населения региона как в сельской местности, так и в городской. При этом выделяются Республика Коми, Мурманская область и Санкт-Петербург, в которых сохраняется высокий уровень трудоспособного возраста на уровне 60%, что подтверждает востребованность в подготовке работников для региона и необходимость развития системы образования региона на всех уровнях [6].

Исследование развития образовательных региональных подсистем СЗФО в период с 2005 года по 2018 год показало, что во всех субъектах СЗФО произошло сокращение числа образовательных организаций [5], которое связано в первую очередь с сокращением численности обучающихся. На сокращение также повлияли оптимизация образовательных организаций и изменение их штатной структуры.

В СЗФО функционирует 3002 образовательных организации среднего

400 350 300 250 200 150 100 50 0

^ ^ ^

образования, наибольшее число из которых в Санкт-Петербурге (709) и наименьшее в Ненецком округе (26). Данные, полученные из открытых источников об обеспеченности педагогическими кадрами образовательных организаций, показывают, что в среднем на одного педагога приходится 13 школьников. А количество учителей на образовательную организацию находится в пределах от 24 до 62. Потребность в педагогических кадрах по субъектам СЗФО показывает, что во всех субъектах СЗФО повышенный спрос на педагогические вакансии. При этом следует отметить, что в Ненецком автономном округе, имеющем всего 26 организаций среднего образования при среднем количестве по округу (229,3), потребность в педагогических кадрах незначительна.

Анализ количества вакансий педагогических кадров в Северо-Западном ФО проведем, опираясь на данные Росстата (см. рис. 1).

Агентство констатирует, что численность учителей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

I

^ ^ / ^ / /

^ «я ^

(? л? .

^ А*'

^ ¿Г # ,о<?

# / с/

II число свободных вакансий

Рис. 1. Педагогические вакансии в субъектах СЗФО

по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования с 2005 по 2019 год, уменьшилась со 124,5 тыс. человек до 93,4 тыс. человек.

Проведение сравнительного анализа педагогических вакансий с уровнем заработной платы педагогов позволяет сделать следующие выводы:

• наименьшая потребность в педагогах в Ненецком автономном округе при наибольшей средней заработной плате 85862 руб.;

• наибольшая востребованность педагогических кадров в Вологодской области при средней заработной плате 40039 руб., что меньше средней по округу (49408 руб.);

• в Псковской области при наименьшей заработной плате по округу

наблюдается средний уровень востребованности в педагогических вакансиях.

При этом следует отметить, что количество обучающихся на одного педагога по всем субъектам, кроме Ненецкого автономного округа (10 школьников), в среднем одинаково: 13 школьников на одного педагога.

Наибольшее количество педагогических вакансий в Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Череповце.

Численность преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, претерпела следующие изменения (см. табл.).

Как показано в таблице, количество преподавателей осталось практически на

Таблица

Численность преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (на начало учебного года) [6]

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Преподаватели Мастера производственного обучения

2016/ 2017 2017/ 2018 2018/ 2019 2019/ 2020 2016/ 2017 2017/ 2018 2018/ 2019 2019/ 2020

Северо-Западный федеральный округ 2115 2123 2168 2183 2065 1875 1748 1621

Республика Карелия 132 108 96 84 103 83 79 43

Республика Коми 206 250 226 225 258 180 130 112

Архангельская область 306 321 318 306 331 308 260 247

в том числе:

Ненецкий автономный округ 9 8 14 18 14 12 6 4

Архангельская область без автономного округа 297 313 304 288 317 296 254 243

Вологодская область 214 188 195 224 156 159 124 130

Калининградская область 129 89 80 115 57 52 42 40

Ленинградская область 179 174 157 147 141 141 130 125

Мурманская область 136 163 164 147 93 93 74 77

Новгородская область 80 62 88 103 105 89 88 85

Псковская область 71 55 64 78 93 62 69 67

г. Санкт-Петербург 662 713 780 754 728 708 752 695

29

30

прежнем уровне с небольшим увеличением (+68 человек), а количество мастеров производственного обучения сократилось существенно (на 444 человека).

Сократилась и численность профессорско-преподавательского состава. По данным на 2015/2016 учебный год с 2010/2011 учебного года сокращение численности ППС составило 20%. По данным на 2019 год в расчете на 1000 студентов численность профессорско-преподавательского состава составила 66 человек, что выше среднего показателя по РФ, составившего 56 человек.

Снижение количества обучающихся наблюдается при обучении бакалавров, специалистов и магистров в СЗФО [7], что показано на рис. 2. При этом отметим, что количество обучающихся в образовательных организациях высшего образования (в расчете на 10000 человек населения) является показателем доступности высшего образования.

Снижение численности студентов высших учебных заведений при среднем показателе по региону (300 тыс. чел.) выше среднероссийского (277 тыс. на 10 тыс. чел.), также должно учитывать неоднородность распределения, т. к. во всех субъектах региона четко прослеживаются достаточно низкие показатели по сравнению со средним по РФ, кроме показателя по г. Санкт-Петербург, в котором

отмечается существенное превышение данного показателя — 561 тыс. чел., в то время как численность студентов на 10 тыс. населения в субъектах региона гораздо ниже (см. рис. 3).

При этом 93,6% студентов региона обучаются в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Т.И. Яськова, анализируя состояние научно-образовательной системы СЗФО, отмечает, что, несмотря на высокое количество вузов в расчете на численность постоянного населения столицы региона (1 на 95 тыс. человек), большое количество образовательных организаций высшего образования сосредоточены в г. Санкт-Петербург, и, исследуя более подробно данный аспект по территориям СЗФО, она утверждает, что без учета центра региона данный показатель существенно снижается и становится ниже среднего по РФ, а в Ненецком АО вообще нет вузов. Существенно отличаются по региону показатели доступности высшего образования. С учетом Санкт-Петербурга показатель выше среднего по РФ, а при региональном распределении данные по Российской Федерации оказываются гораздо ниже средних значений [8].

Исследование инновационной деятельности в СЗФО с 2009 по 2018 год в рамках сопоставительного оценочного

Рис. 2. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения [7]

Рис. 3. Численность студентов в субъектах СЗФО в тыс. чел.

анализа инновационной деятельности в регионах СЗФО показало, что существует крайняя неоднородность распределения ресурсного обеспечения и результатов инновационной деятельности.

Проведенное исследования ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ «Инновационное развитие Российской Федерации» по СевероЗападному ФО на 2019 год показало, что при уровне научной и инновационной активности организаций при среднем по стране (9,1), в СЗФО — 10,1. Следует отметить, что в г. Санкт-Петербург функционирует более половины организаций, осуществляющих научные исследования и разработки. Также и численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в 2019 году по СЗФО округу составила 91 422 человека (по г. Санкт-Петербург — 75 228 человек). Численность исследователей, имеющих ученую степень, — 46 446 человек (2019 год), что ниже среднероссийского показателя по доле исследователей со степенью от общего количества исследователей: 25,6% по СЗФО при среднем по РФ 28,7% [7]. В Северо-Западном ФО выделяемая доля затрат на научные исследования и

разработки является достаточно существенной, при этом опять же Санкт-Петербург получает большую долю от вложений в научные разработки и инновации, что, по нашему мнению, оказывает положительное влияние на развитие инновационной деятельности в СЗФО.

По статистическим данным за 2019 год организациями и предприятиями СЗФО отгрузка инновационных товаров, работ, услуг выросла с 9,8% до 12,2% за пять лет. Разработано 14,8% передовых производственных технологий (доля субъекта от разработанных в РФ), подано 15,8% патентных заявок на изобретения от общего объема поданных заявок в РФ. Коэффициент изобретательской активности, представляющий число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в РФ на 10 тыс. человек населения, на 2019 год составил 2,64. Данный коэффициент гораздо выше среднего по РФ, составляющего 1,59 числа патентных заявок на изобретения, поданных в РФ.

Регион обладает большим инновационным потенциалом, что подтверждают результаты исследований, отмечающих

повышение инновационном активности населения в СЗФО с 2015 года на 61,8%.

Отмечается снижение численности исследователей с учеными степенями, организаций, ведущих подготовку аспирантов и др. показателей, характеризующих научную и инновационную сферы деятельности.

На территории Северо-Западного ФО действуют 277 диссертационных советов (по данным за 2019 год), большее количество которых в Санкт-Петербурге. Защитой диссертации при выпуске из аспирантуры к 2019 году окончило на 63% меньше аспирантов по сравнению с 2015 годом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, данный анализ подтверждает потребность региона в педагогических кадрах и осуществлении подготовки по направлению подготовки 44.00.00 «Педагогическое образование».

Педагогическое образование в СЗФО осуществляется как профильным вузом (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена), так и непрофильными вузами, среди которых распределяются выделенные бюд-32 жетные места.

Наибольшее количество бюджетных мест для подготовки педагогов по нескольким направлениям подготовки — 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», 44.04.01 «Педагогическое образование», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» — выделено Ленинградскому государственному университету имени А.С. Пушкина. Немного меньше выделено Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого. И на третьем месте по распределению бюджетных мест находится Балтийский федеральный университет имени И. Канта, реализующий подготовку по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», 44.04.01 «Педагогическое образование».

Наиболее высокая потребность региона в педагогических кадрах в общем образовании на сегодняшний день представлена на рис. 4.

350 -

200 - 150 - 100 - 50

Русскийи Иностранный Математика Информатика Учительфизики Учительлогопед литература язык

Рис. 4. Количество вакансий педагогических кадров в СЗФО

Заключение

Сегодня не оставляет сомнений тот факт, что новые вызовы, стоящие перед российским образованием, требуют повышения внимания к подготовке педагогических кадров. Следует отметить, что обеспеченность педагогическими кадрами региона является актуальной проблемой, требующей рассмотрения возможности повышения качества педагогического образования в вузах, обеспечивающих данную подготовку.

Проведенное нами исследование показало, что при подготовке педагогических кадров в СЗФО важно привлекать молодежь в вузы по направлению педагогического образования, привлекать студентов к проектной деятельности и научной-практической работе в соответствии с заказом на образовательные услуги и др. В СЗФО всего один профильный вуз, осуществляющий подготовку по образовательным программа по УГСН 44.00.00, что, конечно же, недостаточно для активно развивающегося региона.

Профильные педагогические вузы оказываются в более невыгодной ситуации по сравнению с непедагогическими университетами, которые обладают и более развитой образовательной инфраструктурой, и более успешным коммерческим набором. На данный момент КЦП по УГСН 44.00.00 распределяется между и профильными, и непрофильными вузами. Надо отметить, что непрофильные (классические и технические) вузы реализуют программы и по другим УГСН, в то время как деятельность педагогических университетов привязана к реализации образовательных программ только по УГСН 44.00.00. Исходя из этого, непрофильные вузы получают большее преимущество, которое в ближайшее время негативно отразится на педагогических университетах в РФ.

Необходимо пересмотреть сложившееся положение дел в сторону развития профильного педагогического образования как по выделению КЦП профильным педагогическим вузам, так и по развитию материально-технической базы. Для развития педагогического образования также необходимо создание различных площадок, кванториумов, фокус-центров, что даст возможность подготавливать специалистов-педагогов высокой квалификации, направленных на решение задач, стоящих в сфере развития, образования и воспитания перед Российской Федерацией.

В СЗФО сохраняется необходимость подготовки специалистов для региона с учетом «комплексного развития всех сфер регионального хозяйства». СЗФО останется одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития РФ, что отмечено в разработанном Минэкономразвития России «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», направленном на реализацию инновационного сценария с учетом особенностей регио- 33 нов. В прогнозе предложены основные направления социально-экономического развития СЗФО [9]. Перспективные направления поддерживают тенденцию развития региона с выделением инвестиций, производства продукции в г. Санкт-Петербург, Калининградской и Ленинградской областях. При этом в целях минимизации диспропорций в развитии субъектов региона предполагается расширение интеграции экономики округа, повышение уровня жизни населения и вложение инвестиций в менее развитые субъекты СЗФО. Следовательно, возрастает потребность в ППС вузов, реализующих педагогическое образование для подготовки преподавателей, мастеров

производственного обучения и др.; совершенствовании системы профессиональной переподготовки и повышении квалификации педагогов как на региональном уровне, так и при реализации сетевого взаимодействия с другими регионами страны.

Наличие вакантных должностей в образовательных организациях общего среднего образования также говорит о высокой потребности СЗФО в квалифицированных педагогических кадрах. Анализ профиля образовательных программ, реализуемых региональными вузами по педагогическому направлению подготовки, позволяет сделать вывод о том, что не все востребованные образовательные программы реализуются в СЗФО. Так, в регионе нет выделенных бюджетных мест по подготовке учителя физики при высокой потребности в педагогах по данной специализации (4 место по востребованности среди педагогических вакансий в образовательных организациях региона). Также даже при наличии выделенных бюджетных мест по образовательным программам по на-34 правлению подготовки 44.00.00 «Педагогическое образование» по уровням бакалавриат и магистратура в вузах региона, прослеживается высокая потребность в педагогических кадрах, что позволяет сделать выводы о необходимости повышения внимания к трудоустройству выпускников. Так, потребность в учителях-логопедах в СЗФО стоит на 6 месте среди всех вакантных должностей, при этом подготовка по данной специализации в СЗФО ведется как в профильном вузе, так и в трех непрофильных образовательных организациях высшего образования. По нашему мнению, одним из решений данной проблемы является заключение договоров

на целевой основе между органами управления образованием, абитуриентом и образовательной организацией высшего образования.

Приведенные результаты исследования не могут претендовать на исчерпывающий характер, однако сделанные выводы позволяют выделить перспективы развития педагогического образования в СЗФО:

• развитие системы непрерывного образования педагогических кадров с использованием регионального опыта педагогических кадров и во взаимодействии с федеральными центрами;

• увеличение доли бюджетных мест в аспирантуре по педагогическому направлению в целях управления познавательным интересом диссертантов;

• повышение привлекательности профессии педагога в регионе, наличие системы мер социальной поддержки педагогов, акцентируя внимание на молодых (начинающих) педагогах;

• создание системы социального партнерства организаций педагогического образования при привлечении работодателей;

• сбалансированность региональной системы подготовки педагогических кадров и привлечение востребованных кадров в регион.

При этом реализация в регионе образовательной политики, направленной на систематическое изучение перспектив кадровых потребностей региональной системы образования, проведение мер по повышению статуса педагогической профессии позволят иметь высокие показатели в конкурсах программ профессиональной подготовки педагогов и доле выпускников региональных вузов по направлению педагогическое образование, трудоустроившихся в региональную систему образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кожанова, М.Б. Национальная система образования как основа осуществления регионально-этнического подхода в воспитании молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2005. № 2 (46). С. 104-108. URL: file:///C:/Users/saven/ Downloads/TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

2. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Встреча с учителями и студентами педагогических вузов 05.10.2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64159 (дата обращения: 20.08.2021).

3. Бочкина, Н.В. Регионализация образования в России // Вестник «Образование и культура Северо-Запада России». СПб., 1996. С. 9-15.

4. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. URL: http://government. ru/news/39866/ (дата обращения: 20.08.2021).

5. Ерохина, Е.В., Гагарина, Г.Ю. Особенности развития цифровой экономики в Северо-Западном федеральном округе: проблемы и перспективы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2019. № 3 (105). С. 49-68. URL: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2019-3-49-68 (дата обращения: 20.08.2021).

6. Федеральная служба государственной статистики Регионы России. Социально-экономические показатели - 2020 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 20.08.2021).

7. Инновационное развитие Российской Федерации в 2019 году. Северо-Западный федеральный округ, 2020. URL: https://www.miiris.ru/digest/analitika_SevZapFO.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

8. Яськова, Т.И. Современное состояние научно-образовательной системы СЗФО в контексте развития человеческого капитала // Балтийский регион — регион сотрудничества. Регионы в условиях глобальных изменений: материалы IV международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Михайлова. Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2020. Т. 4. Ч. 1. С. 245-253.

9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://old.economy.gov.ru/ 35

minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 22.08.2021).

REFERENCES

1. Kozhanova, M.B. Nacionalnaya sistema obrazovaniya kak osnova osushchestvleniya regionalno-etnicheskogo podhoda v vospitanii molodezhi [The National Education System as the Basis for the Implementation of the Regional-Ethnic Approach in the Education Of Youth], Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo socialnogo universiteta = Scientific Notes of the Russian State Social University], 2005, No. 2 (46), pp. 104-108. Available at: file:///C:/Users/saven/Downloads/ TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf (accessed: 20.08.2021). (in Russ.)

2. Oficialnye setevye resursy Prezidenta Rossii. Vstrecha s uchitelyami i studentami pedagogicheskih vuzov 05.10.2020 g. [Official Network Resources of the President of Russia. Meeting with Teachers and Students of Pedagogical Universities 05.10.2020]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/64159 (accessed: 20.08.2021). (in Russ.)

3. Bochkina, N.V. Regionalizatsiya obrazovaniya v Rossii [Regionalization of Education in Russia], Vestnik "Obrazovanie i kultura Severo-Zapada Rossii" = Bulletin "Education and Culture of the North-West of Russia", Saint-Petersburg, 1996, pp. 9-15. (in Russ.)

4. Doklad Pravitelstva Rossijskoj Federacii Federalnomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya [Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the Implementation of State Policy in the Field of Education]. Available at: http://government.ru/news/39866/ (accessed: 20.08.2021). (in Russ.)

5. Yerokhina, Ye.V., Gagarina, G.Yu. Osobennosti razvitiya cifrovoj ekonomiki v Severo-Zapadnom federalnom okruge: problemy i perspektivy [Features of the Development of the Digital Economy in the North-Western Federal District: Problems and Prospects], Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics, 2019, No. 3 (105), pp. 49-68. Available at: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2019-3-49-68 (accessed: 20.08.2021). (in Russ.)

6. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki Regiony Rossii. Socialno-ekonomicheskie pokazateli - 2020 [Federal State Statistics Service Regions of Russia. Socio-Economic Indicators -2020]. Available at: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (accessed: 20.08.2021). (in Russ.)

7. Innovacionnoe razvitie Rossijskoj Federacii v 2019 godu. Severo-Zapadnyj federalnyj okrug, 2020 [Innovative Development of the Russian Federation in 2019. North-Western Federal District]. Available at: https://www.miiris.ru/digest/analitika_SevZapFO.pdf (accessed: 20.08.2021). (in Russ.)

8. Yaskova, T.I. Sovremennoe sostoyanie nauchno-obrazovatelnoj sistemy SZFO v kontekste razvitiya chelovecheskogo kapitala [The Current State of the Scientific and Educational System of the North-Western Federal District in the Context of Human Capital Development]. In: Baltiyskiy region — region sotrudnichestva. Regiony v usloviyah globalnyh izmenenij [The Baltic Region is a Region of Cooperation. Regions in the Context of Global Changes: materials of the IV International Scientific and Practical Conference], ed. by A.A. Mikhailov. Kaliningrad: Baltijskij federalnyj universitet im. I. Kanta, 2020. Vol. 4, part 1, pp. 245-253. (in Russ.)

9. Prognoz dolgosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) [Forecast of Long-Term Socio-Economic

36 Development of the Russian Federation for the Period Up to 2030 (Developed by the Ministry of Economic Development of Russia)]. Available at: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (accessed: 22.08.2021). (in Russ.)

Горохов Сергей Алексеевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Московский педагогический государственный университет, sa.gorokhov@mpgu.su Sergey A. Gorokhov, PhD in Philosophy, Associate Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University, sa.gorokhov@mpgu.su

Савенкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, ev.savenkova@mpgu.su Elena V. Savenkova, PhD in Education, Associate Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow Pedagogical State University, ev.savenkova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 30.09.2021. Принята к публикации 30.10.2021 The paper was submitted 30.09.2021. Accepted for publication 30.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.