Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Горохов Сергей Алексеевич

В данной статье мы рассмотрим и постараемся проанализировать основные итоги, полученные в рамках проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». На основании этого выявим особенности и проблемы дефицита педагогических кадров на современном рынке труда на примере Дальневосточного федерального округа. Социально-экономический аспект заявленной проблемы является многосторонним, однако наиболее важным является противоречие между количеством имеющихся вакансий и необходимых рынку труда педагогических работников и ненадлежащим качеством подготовки специалистов. В целом оценки и выводы, содержащиеся в данной статье, позволяют глубже понять необходимость усиления регулятивного воздействия на рынок труда в целях устранения существующих диспропорций, связанных с дефицитом педагогических кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Горохов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STAFF IN THE LOCAL LABOR MARKET: PROBLEMS AND DEFICITS (USING THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT)

In this article, we will consider and analyze the main results obtained in the framework of the project „All-Russian interregional research on the representation of teacher education in 85 regions.” Based on this, we will identify the features and problems of the shortage of teaching staff in the modern labor market using the example of the Far Eastern Federal District. The socio-economic aspect of the stated problem is multifaceted, however, the most important is the discrepancy between the number of available vacancies and the teachers required in the labor market, and the inadequate quality of teacher training. In general, the assessments and conclusions contained in this article allow a deeper understanding of the need to strengthen the regulatory impact of the state on the labor market in order to eliminate the existing imbalances associated with the shortage of teaching staff.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

ПРОБЛЕМЫ ■ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ■ ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 378

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-136-146

ББК 74.409

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

О. П. Осипова, С. А. Горохов

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим и постараемся проанализировать основные итоги, полученные в рамках проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». На основании этого выявим особенности и проблемы дефицита педагогических кадров на современном рынке труда на примере Дальневосточного федерального округа. Социально-экономический аспект заявленной проблемы является многосторонним, однако наиболее важным является противоречие между количеством имеющихся вакансий и необходимых рынку труда педагогических работников и ненадлежащим качеством подготовки специалистов. В целом оценки и выводы, содержащиеся в данной статье, позволяют глубже понять необходимость усиления регулятивного воздействия на рынок труда в целях устранения существующих диспропорций, связанных с дефицитом педагогических кадров.

Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ, педагогические кадры, образование, бюджетная сфера, контрольные цифры приема, педагогическое образование, высшее образование.

TEACHING STAFF IN THE LOCAL LABOR MARKET: PROBLEMS AND DEFICITS (USING THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT)

O. P. Osipova, A. S. Gorokhov

Abstract. In this article, we will consider and analyze the main results obtained in the framework of the project „All-Russian interregional research on the representation of teacher education in 85 regions." Based on this, we will identify the features and problems of the shortage of teaching staff in the modern labor market using the example of the Far Eastern Federal District. The

© Осипова О. П., Горохов С. А., 2021

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

socio-economic aspect of the stated problem is multifaceted, however, the most important is the discrepancy between the number of available vacancies and the teachers required in the labor market, and the inadequate quality of teacher training. In general, the assessments and conclusions contained in this article allow a deeper understanding of the need to strengthen the regulatory impact of the state on the labor market in order to eliminate the existing imbalances associated with the shortage of teaching staff.

Keywords: Far Eastern Federal District, teaching staff, education, budgetary sphere, admission targets, pedagogical education, higher education.

В современных условиях постоянного развития, модернизации, а теперь еще и цифровизации образования актуальными задачами являются подготовка педагогических кадров, повышение мобильности институциональных образовательных систем высшего и дополнительного профессионального образования, способных оперативно реагировать на злободневные вызовы, в том числе связанные с исполнением мероприятий национального проекта «Образование».

Изменения в сфере подготовки педагогических кадров, по нашему мнению, ориентируются на расширение, изменение, дополнение и совершенствование уже имеющихся у педагогических работников компетенций - это относится, прежде всего, к системе подготовки педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки), а также на развитие, совершенствование и формирование новых профессиональных компетенций, получаемых в процессе обучения (бакалавриат, магистратура и др.). Данный тезис в полном объеме относится как к системе высшего образования, так и к системе среднего профессионального образования.

По мнению ученых и практиков, в самое ближайшее время наибольший акцент будет сделан на формирование, совершенствование и развитие именно таких компетенций у обучающихся педагогических вузов и слушателей системы дополнительного образования, которые смогут решить

проблему подготовки учителя-консультанта, учителя-проектировщика, учителя-исследователя, учителя для работы в условиях инклюзии, учителя для работы с одаренными детьми, педагогического дизайнера в области проектирования электронных образовательных ресурсов, менеджера образования в области электронного обучения и т. д. В данном направлении активно работают непрофильные вузы, реализующие программы по УГСН 44.00.00, профильные педагогические вузы и организации дополнительного профессионально-педагогического образования. Так, например, В. С. Басюк в ходе работы Общественного совета при Министерстве просвещения 22 октября 2020 г. отметил: «...сейчас один из ключевых приоритетов Министерства - выстроить единую систему подготовки учителей в рамках системы педагогического роста. Мы стремимся к тому, чтобы программы для молодых педагогов стали более практическими, прикладными.» [1].

Следовательно, самое серьезное значение в рамках решения данного вопроса приобретает актуальная подготовка педагогического работника (уровень среднего профессионального образования, уровень бакалавриата, магистратуры и аспирантуры), а также непрерывность и постоянность профессионально-личностного роста работника образования на основе интеграции различных форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки (в том числе с использованием электронного обучения в полном объеме). Примером такой интеграции может быть

образовательная программа «Менеджмент в образовании» (уровень магистратуры) и программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», реализуемые в Московском педагогическом государственном университете. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» (1116 часов) реализуется в полном объеме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ). За последние два года в рамках программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» проучено более 200 слушателей.

Как логичное следствие данного процесса, планируется значительное изменение и совершенствование процедуры оценки результатов работы педагогического работника: учителя, менеджера образования. Необходима иная оценка деятельности педагогического работника, что подтверждается высказыванием ученого-практика Е. Ямбурга: «.надо перевести содержание труда педагога с языка компетенций на язык обобщенных трудовых функций и трудовых действий.» [2].

В новой системе оценки труда педагога подразумевается некая «карьерная лестница», а именно: учитель, учитель-методист (тот, кто в полной мере владеет передовыми педагогическими технологиями, а именно может обобщать и транслировать свой инновационный педагогический опыт); учитель-наставник (тот, кто не только умеет и знает, как обобщать и транслировать свой инновационный педагогический опыт, но и может выступать в роли руководителя инновационного педагогического проекта) и др.

Исходя из своего практического опыта управления в образовании, приходится констатировать, что кажущаяся «легкость» оценки труда педагога, как правило, вызывает много вопросов и сложностей как у тех, кто будет оценивать, так и у тех, кого будут оценивать. Скорее всего, процесс оценки труда педагогического работника может быть эффективен только в том случае, если он (процесс) будет как можно более формализованной и независимой процедурой.

Исходя из описанного выше, мы можем попытаться сформулировать противоречия между определенным количеством имеющихся вакансий в образовании в отдельных регионах Российской Федерации как необходимых рынку труда педагогических работников и отсутствием претендентов на данные вакансии; между потребностью в квалифицированных педагогических кадрах и не всегда соответствующим качеством их подготовки: учителей, менеджеров образования. Исходя из этого, попытаемся обозначить основную проблему нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в рамках региона. Более подробно рассмотрим данную проблему на примере Дальневосточного федерального округа.

Приходится констатировать, что государство, педагогическое сообщество и бизнес понимают актуальность и значимость проблемы подготовки эффективных педагогических кадров.

Евгений Ямбург в своем выступлении на встрече с педагогическим сообществом отметил: «.нельзя требовать от учителей того, чему их не учили... У тех, кто готовит учительские кадры, то есть у педагогических вузов, есть время подготовить и привести в школы молодых, умелых, знающих, любящих детей, по-хорошему амбициозных педагогов. Появится критическая масса таких людей - начнет меняться и система.» [2].

6 марта 2021 г. состоялось рабочее совещание на уровне вице-премьера РФ «Кадры для будущего». Кроме рассмотрения важнейших вопросов о стратегии социально-экономического развития России, как составляющий рассматривался вопрос о подготовке кадров, в том числе и педагогических кадров на всех уровнях образования. По мнению А. В. Лубкова (МПГУ), «.мы решаем вопрос подготовки кадров системы профессионального и дополнительного образования. Считаю, что в создании среды и подготовке кадров для удаленной работы на перспективу необходимо участие всех вузов. Педагогическое же образование

должно не только создавать среду и прививать компетенции цифрового педагога, но и быть составляющей подготовки педагога-предметника и педагога дополнительного образования...» [3].

Кроме этого, на совещании рассмотрены вопросы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. «.В ходе совещаний утвердили программы дополнительного профессионального образования, по которым повышение квалификации к 2024 г. пройдут не менее 30% профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, готовящих студентов для приоритетных отраслей экономики, и не менее 70% преподавателей ИТ-направлений подготовки, а также утвердить списки рекомендуемых к тиражированию основных образовательных программ в 2021 г., перечень актуализируемых и разрабатываемых в 2021 г. профессиональных стандартов. Также вузы подписали соглашения о вступлении в консорциум Опорного образовательного центра Университета Иннополис. На сегодняшний день в консорциум вошли уже свыше 70 образовательных организаций...» [3].

Среди основных проблем дефицита педагогических работников на уровне региона В. Кресс назвал «.недостаточность профориентационной работы по формированию и развитию устойчивой мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности, а также наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих педагогов.» [4].

Для определения основных ресурсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в рамках Дальневосточного федерального округа обратимся, прежде всего, к статистическим данным, полученным при реализации проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах».

Несмотря на определенные успехи и достижения последних нескольких лет, общая социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке остается сложной. Правительством разработана и активно реализуется государственная программа по стабилизации ситуации на Дальнем Востоке России «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» [5]. Самая серьезная проблема, которая ставит под сомнение перспективы долгосрочного развития региона, заключается в масштабном оттоке населения с данных территорий Российской Федерации.

По представленным статистическим данным в различных источниках [6], в структуре основных возрастных групп доля трудоспособного населения продолжает оставаться доминирующей, но во всех субъектах ДФО происходит постепенное снижение удельного веса данных возрастов (в целом по округу за 2010-2018 г. произошло снижение на 6%) [7]. Поэтому на Дальнем Востоке остро стоит проблема обеспечения квалифицированными кадрами, в том числе и педагогическими кадрами. «.Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по данным выборочного обследования рабочей силы в 2019 г. составила 4,2 млн человек, или 64% от общей численности населения округа соответствующей возрастной группы.» [5].

«.Для системы образования Дальнего Востока характерны низкий уровень обеспеченности инфраструктурой и ее высокий износ. Доля школ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Если в Российской Федерации доля школ, требующих капитального ремонта, составляет 11,4 процента, то в Дальневосточном федеральном округе - 31,1%, в том числе в Амурской области - 17%, в Республике Бурятия -18,3%, в Сахалинской области - 34,2%, в Забайкальском крае - 35,7%, в Республике Саха (Якутия) - 34,1% и Магаданской области - 50%. Наблюдается значительное старение кадров в научной сфере. Доля

молодых исследователей (в возрасте до 39 лет) в общей численности исследователей составляет 34,7%...» [6].

Рассматривая сложившуюся ситуацию с организацией высшего образования по образовательным программам по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, приходится констатировать следующее (рис. 1).

На представленной диаграмме мы можем увидеть, что наибольшее количество мест для обучающихся, выделенных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставлено Северо-Восточному федеральному университету им. М. К. Аммосова: на очную форму обучения контрольные цифры приема (КЦП) - 430 мест, на заочную форму обучения - 182 места. Наиболее значительный объем КЦП в данном вузе был предоставлен на направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Дошкольное образование; Технология) -

34 и 65 мест соответственно на очную и заочную формы обучения.

В Забайкальском государственном университете контрольные цифры приема на очную форму составляют 336 мест, на заочную форму обучения - 261 место. Самое большое количество КЦП в данном вузе выделено на направление подготовки Педагогическое образование (Математика и информатика; информатика и физика; безопасность жизнедеятельности и география; технология и экономика; биология и химия; географическое образование; информатика и информационные технологии в образовании; математическое образование; биологическое образование), 119 и 68 мест на очную и заочную формы обучения соответственно.

Третье место по выделению. КЦП уверенно занимает Тихоокеанский государственный университет: 305 на очную форму обучения и 40 мест на заочную форму обучения. Наиболее количество КЦП выделено на направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Начальное образование. Сопровождение образования лиц с ОВЗ; Начальное

11А

336

ГТ

261

117 126

111 ™ on

66 Ш 40

1 (ВДЦ и 1 ПРИ ГВЦ 0 1

Слева направо:

■ БСУ

■ УфДФУ

■ ПГУ

■ КГУ

■ СВГУ

■ ВГУЭиС

■ ТГГ

■ ХГИК

■ АГУ

■ СВФУ

■ ЧГИФК

■ ЗГУ

Очная форма

Заочная форма

Рис. 1. Общее количество КЦП по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, выделенное непрофильным вузам (ДФО)

образование. Информатика), 45 и 20 мест на очную и заочную формы обучения соответственно.

Наименьшее количество КЦП по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки выделено Владивостокскому государственному университету экономики и сервиса 16 мест на очную форму обучения и Чурап-чинскому государственному институту физической культуры и спорта - 28 мест на очную форму обучения.

Таким образом, общее количество КЦП по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, выделенное непрофильным вузам (всего в отчете представлено 13 вузов), составляет 1777 мест на очную форму обучения и 601 место на заочную форму обучения.

Рассматривая статистические данные по профильным педагогическим вузам, мы можем констатировать следующую ситуацию (рис. 2).

На представленной диаграмме мы можем увидеть максимальные КЦП у Алтайского государственного педагогического университета, 518 и 220 мест на очную и

заочную формы обучения соответственно. Наибольшее количество мест выделено на направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Русский язык и Литература, 74 и 25 мест на очную и заочную формы обучения соответственно. Одно место, очная форма обучения, выделено на направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Математика и механика.

Наибольшее количество бюджетных мест в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете выделено на направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (История и Обществознание), 25 и 22 места на очную и заочную формы обучения соответственно.

Наибольшее количество бюджетных мест в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина выделено на направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Математика и Информатика), 15 и 30 мест на очную и заочную формы обучения соответственно.

Таким образом, общее количество КЦП по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00

Рис. 2. Общее количество КЦП по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, выделенное профильным вузам (ДФО)

1777

Непрофильные вузы Профильные вузы

■ Очная форма обучения ■ Заочная форма обучения

Рис. 3. Общее количество КЦП по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, выделенное вузам (ДФО)

Образование и педагогические науки, выделенное профильным вузам (всего представлено в отчете 3 вуза), составляет 1046 мест на очную форму обучения и 437 мест на заочную форму обучения (рис. 3).

Таким образом, мы можем констатировать, что общий объем контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, представленных в вузах Дальневосточного Федерального округа (профильные и непрофильные вузы), составляет 2823 места на 1038 мест на очную и заочную формы обучения соответственно.

Рассматривая и анализируя имеющиеся статистические данные по проблемам развития дошкольного образования в Дальневосточном федеральном округе (в нашей выборке отсутствуют данные по Приморскому краю и Амурской области), мы можем констатировать, что по состоянию на конец 2018 г. «...в ДФО в пяти субъектах из одиннадцати уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух

месяцев до трех лет ниже общероссийских значений доступности (83,58%), к ним относятся: Бурятия (54,27%), Саха (Якутия) (61,70%), Забайкальский край (58,36%), Амурская область (82,17%) и Еврейская автономная область (76,84%).» [6].

Общее количество дошкольников по представленным данным составляет 456 200 детей дошкольного возраста (по состоянию на конец 2020). На это количество дошкольников имеется 24 362 педагогических работника системы дошкольного образования. Представленные данные говорят о том, что численность воспитанников в расчете на одного педагогического работника составляет в ДФО 19 воспитанников.

По документам Министерства просвещения в плане мероприятий «Дорожной карты» «.в основных количественных характеристиках системы дошкольного образования показатель численности воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на одного педагогического работника в 2018 г. должен соответствовать 11,8 воспитанника на одного педагогического работника.» [6]. В то же время «.численность воспитанников в организациях дошкольного образования в расчете на

одного воспитателя в Российской Федерации составляла на конец 2018 г. 14,8 человек.» [6].

Рассматривая и анализируя имеющиеся статистические данные по состоянию школьного образования в Дальневосточном федеральном округе, мы можем констатировать следующее: общее количество детей школьного возраста по состоянию на конец 2020 г. составляет 897 749 обучающихся. Количество учреждений системы школьного образования в ДФО представлено 3 361 учреждением. Общее количество педагогических работников составляет 65 059. Представленные данные говорят о том, что численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника составляет в ДФО 14 обучающихся. Численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника в РФ в 2019 и 2020 гг. составляет в среднем 13 человек.

Рассматривая и анализируя данные по заявленным вакансиям педагогических работников, мы можем представить следующие обобщенные данные (рис. 4).

На представленной диаграмме мы видим общее количество вакансий педагогических работников в регионах ДФО. Наибольшее количество (469 вакансий) представлено

в Приморском крае. Наиболее часто встречающимися вакансиями являются: учитель (преподаватель) иностранного языка, учитель (преподаватель) математики, преподаватель (в начальной школе); учитель (преподаватель) физики, учитель русского языка и литературы, преподаватель (учитель) информатики.

Наибольшее количество вакансий представлено в г. Партизанск (26), г. Артем (38), г. Владивосток (108), г Уссурийск (22). Наиболее востребованными вакансиями в Республике Саха (Якутия) является вакансия учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (преподаватель) физики, учитель (преподаватель) русского языка и литературы, учитель (преподаватель) иностранного языка, учитель (преподаватель) химии. Наибольшее количество вакансий представлено в г. Ленск - 20 вакансий. Общее количество вакансий в ДФО составляет 1856.

Таким образом, подводя промежуточные итоги по вопросам обеспеченности ДФО квалифицированными педагогическими кадрами, мы можем выделить необходимые и достаточные организационно-педагогические условия эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

469

Слева направо: И Камчатский край И Магаданская область Забайкальский край

■ ЕАО

И Амурская область Якутия

Сахалинская область

■ ЧАО Хабаровский край Бурятия

Приморский край

Рис. 4. Количество вакансий в различных образовательных системах (ДФО) Наука и Школа / Science and School № 2'2021 143

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в рамках региона. Данные организационно-педагогические условия в полном объеме могут быть использованы в любом регионе Российской федерации, с учетом региональных особенностей:

• проведение ежегодного анализа кадровых потребностей системы образования региона не только в отраслевом разрезе, но и в разрезе муниципальных образований;

• формирование и корректировка плана приема абитуриентов (слушателей) в организации как высшего педагогического образования, среднего профессионального образования, так и в организации дополнительного профессионального образования;

• планирование так называемого «целевого приема» на направления подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат, магистратура, аспирантура);

• «.при педагогических вузах должны появиться базовые школы, где студенты смогут максимально подготовиться к педагогической деятельности.» (С. Кравцов) [8];

• максимальное приближение деятельности педагогического вуза к реальной жизни, к тем задачам и проблемам, которые имеются и решаются в школьном образовании. Практикоориентированность образовательных программ (бакалавриат, магистратура);

• усиление педагогической и методической составляющей при проектировании образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

• значительное усиление воспитательной, педагогической и методической компоненты при проектировании образовательных программ по направлению

подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат, магистратура, аспирантура);

• актуальное повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов: организация стажировки на базе ведущих общеобразовательных организаций Российской Федерации;

• создание комплексной системы профессионально-личностного развития педагогических работников всех уровней образования;

• «.усиление контроля над деятельностью организаций, оказывающих услуги повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.» (А. Лубков) [3];

• обновление профессиональных стандартов;

• «.усиление роли профориентацион-ной работы по формированию и развитию устойчивой мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности.» (В. Кресс) [4];

• «.увеличение роли ресурсного обеспечения подготовки педагогов. Программы педагогического профиля финансируются по низшей стоимостной группе и без учета различия в профилях подготовки (естественнонаучные, творческие и др.).» (Л. А. Трубина) [9];

• «.введение в непедагогические программы особого педагогического модуля, разработанного МП ГУ совместно с РАО и ведущими классическими университетами и утвержденного федеральным УМО.» (Л. А. Трубина) [9];

• уменьшение разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих педагогов (В. Кресс) [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. На заседании Общественного совета в Минпросвещения России обсудили подготовку педагогов и повышение престижа профессии учителя. URL: https://edu.gov.ru/press/3050/na-zasedanii-obschestvennogo-soveta-v-minprosvescheniya-rossii-obsudili-podgotovku-pedagogov-i-povyshenie-prestizha-professii-uchitelya/ (дата обращения: 18.03.2021).

2. Вектор развития. Е. Ямбург: «Нельзя требовать от учителей того, чему их не учили». URL: https://uspu.ru/projects/contemporary_school/vektor/yamburg/ (дата обращения: 18.03.2021).

3. Ректор МШ У принял участие в совещании с Дмитрием Чернышенко в Казани. URL: http:// mpgu.su/novosti/rektor-mpgu-prinjal-uchastie-v-soveshhanii-s-dmitriem-chernyshenko-v-kazani/ (дата обращения: 18.03.2021).

4. Кресс В. Система подготовки педагогических кадров должна отвечать вызовам времени. URL: http://council.gov.ru/events/news/109722/ (дата обращения: 18.03.2021).

5. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г и на перспективу до 2035 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74587526/ (дата обращения: 18.03.2021).

6. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2018 год. URL: https://open.edu.gov.ru/files/reports/otchet_mso_2018.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

7. Статистический анализ социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации: опыт, реалии, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Ставрополь, 7-8 апр. 2020 г. / Северо-Кавказстат, СКФУ, ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России. Ставрополь, 2020. 411 с.

8. Кравцов назвал логичной инициативу передать педагогические вузы в ведение Минпросвеще-ния. URL: https://tass.ru/obschestvo/8340281. (дата обращения: 18.03.2021).

9. Обсуждение стратегии развития педагогического образования. URL: http://mpgu.su/novosti/ obsuzhdenie-strategii-razvitija-pedagogicheskogo-obrazovanija/ (дата обращения: 18.03.2021).

REFERENCES

1. Na zasedanii Obshchestvennogo soveta v Minprosveshcheniya Rossii obsudili podgotovku pedagogov i povyshenie prestizha professii uchitelya. Available at: https://edu.gov.ru/press/3050/ na-zasedanii-obschestvennogo-soveta-v-minprosvescheniya-rossii-obsudili-podgotovku-pedagogov-i-povyshenie-prestizha-professii-uchitelya/ (accessed: 18.03.2021).

2. Vektor razvitiya. E. Yamburg: "Nelzya trebovat ot uchiteley togo, chemu ikh ne uchili". Available at: https://uspu.ru/projects/contemporary_school/vektor/yamburg/ (accessed: 18.03.2021).

3. Rektor MPGU prinyal uchastie v soveshchanii s Dmitriem Chernyshenko v Kazani. Available at: http://mpgu.su/novosti/rektor-mpgu-prinjal-uchastie-v-soveshhanii-s-dmitriem-chernyshenko-v-kazani/ (accessed: 18.03.2021).

4. Kress V. Sistema podgotovki pedagogicheskikh kadrov dolzhna otvechat vyzovam vremeni. Available at: http://council.gov.ru/events/news/109722/ (accessed: 18.03.2021).

5. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 24 sentyabrya 2020 g. № 2464-r Ob utverzhdenii Natsionalnoy programmy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Dalnego Vostoka na period do 2024 g. i na perspektivu do 2035 g. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74587526/ (accessed: 18.03.2021).

6. Itogovyy otchet o rezultatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2018 god. Available at: https://open.edu.gov.ru/files/reports/otchet_mso_2018.pdf (accessed: 18.03.2021).

7. Statisticheskiy analiz sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya federalnykh okrugov Rossiyskoy Federatsii: opyt, realii, perspektivy. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference, Stavropol, 7-8 Apr. 2020. Severo-Kavkazstat, SKFU, FGBOU VO StGMU Minzdrava Rossii. Stavropol, 2020. 411 p.

8. Kravtsov nazval logichnoy initsiativu peredat pedagogicheskie vuzy v vedenie Minprosveshcheniya. Available at: https://tass.ru/obschestvo/8340281 (accessed: 18.03.2021).

9. Obsuzhdenie strategii razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya. Available at: http://mpgu.su/ novosti/obsuzhdenie-strategii-razvitija-pedagogicheskogo-obrazovanija/ (accessed: 18.03.2021).

Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет

e-mail: op.osipova@mpgu.su

Osipova Olga P., ScD in Education, Professor, Management of Educational Systems Department named after T. I. Shamova, Moscow Pedagogical State University

e-mail: op.osipova@mpgu.su

Горохов Сергей Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: sa.gorokhov@mpgu.su

Gorokhov Sergey A., PhD in Philosophy, Associate Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: sa.gorokhov@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 26.03.2021 The article was received on 26.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.