Научная статья на тему 'Эффективность системы прогнозирования кадровых потребностей экономики как инструмента содействия сбалансированности спроса и предложения на рынке труда'

Эффективность системы прогнозирования кадровых потребностей экономики как инструмента содействия сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА / METHODS OF FORECASTING DEMAND / COMPETENCE SYSTEMS / МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / MONITORING PROFESSIONAL GRADUATES / БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / BALANCE OF LABOR RESOURCES / СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Татьяна Геннадьевна, Минасян Артур Рубенович

Эффективность расходования бюджетных ресурсов на систему ВПО возрастает одновременно с увеличением востребованности выпускников на рынке труда и определяется не только трудоустройством молодых специалистов, но и выбором рабочего места по полученной специальности. В статье рассмотрена проблема согласования потребностей рынка труда и деятельности системы профессионального образования для ликвидации диспропорций в выпуске квалифицированных кадров и потребностей экономики. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, поскольку сегодня имеется ярко выраженное проявление несоответствия имеющегося предложения трудовых ресурсов потребностям предприятий и учреждений в кадрах, что свидетельствует о значительном дисбалансе структуры подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования с отраслевой и региональной потребностью экономики в кадрах. Решению поставленной проблемы диспропорции спроса и предложения на рынке труда могла бы помочь методика прогнозирования спроса на специалистов, позволяющая получить корректный прогноз потребности России в целом и отдельно взятых регионов в квалифицированных специалистах различного профиля и обеспечить базу для формирования заказа системе образования на подготовку таких специалистов. В статье предложены основные проблемы методики непрерывного мониторинга и прогнозирования спроса на специалистов и предложены возможные пути решения вопросов, препятствующих построению эффективной системы прогнозирования баланса трудовых ресурсов в отраслевом и профессиональноквалификационном разрезах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова Татьяна Геннадьевна, Минасян Артур Рубенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Staffing Needs: A Means for Forecasting a Balance of Supply and Demand in the Russian Labor Market

The article discusses economic staffing requirements, calling them a mechanism for forecasting the balance of supply and demand in labor markets such as that in the Russian Federation (RF). It says that the efficiency of budgetary allocations for high professional education (VPO) increases in direct proportion to the labor market's demand for graduates. In the critique's view, the latter depends not only on hiring young professionals, but also on the availability of suitable work in their specialty areas. The balance of the paper is devoted to the problems of reconciling the labor market needs with those of vocational education to eliminate disparities between skills and economic demands. The study states that at present there is a marked discrepancy between the available labor supply, and the requisites of enterprises and other hiring institutions. These reflect, according to the blueprint, a major imbalance between the output of training specialists by institutes of higher education, and industrial need at both regional and national levels. The document suggests that by addressing this imbalance the RF could better forecast its national and regional labor needs for qualified experts. Moreover, it would also give the RF a more accurate basis for establishing an educational system that would train such specialists. In conclusion, the commentary notes the key problems encountered in monitoring and predicting demand for professionals, and potential solutions to challenges that could arise in the industrial sector when faced with the risk of qualified professional labor cuts.

Текст научной работы на тему «Эффективность системы прогнозирования кадровых потребностей экономики как инструмента содействия сбалансированности спроса и предложения на рынке труда»

^ статье обозначить хотя бы основные ее составляю-

ш щие. За ее пределами остались такие вопросы, как

| экономика государственного менеджмента, эконо-

^ мическое образование и экономическое воспитание,

х этика и карьера, этика и ресурсы, этичная экономика

^ и экономическая этика, этика на потребительском

х рынке, этика управленческих уровней, цена неэтич-

х ного шага. Все они представляют огромный интерес

ш и требуют проведения глубоких исследований, ре-

т зультаты которых будут представлены на страницах

5 научных изданий.

1= <

^ Литература

к

^ 1. Внешняя торговля Республики Беларусь, 2012: Стат.

^ сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. Минск, 2012.

х 400 с.

к 2. Роббинз С. П. Основы организационного поведения.

^ 8-е изд. / Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2006.

о 448 с.

ш

к 3. Душенко К. В. Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент: 5500 цитат. 5-е изд. М.: Эксмо, 2008. 656 с.

4. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2008. 720 с.

5. Петрович М. В. Актуализация и институциональное решение проблем современного потребления // Экономика и держава. 2010. № 10. С. 38-44.

References

1. Vneshnyaya torgovlya Respubliki Belarus', 2012. Stat. sbornik [Foreign Trade of the Republic of Belarus, 2012. Statistical Collection]. Minsk, Nat. Statist. Comm. Republic of Belarus Publ., 2012. 400 p.

2. Robbins S. P. Fundamentals of Organizational Behavior. Scarborough, Prentice-Hall Canada, 2004. 448 p. (Russ. ed.: Robbinz S. P. Osnovy organizatsionnogo povedeniya. 8-e izd. Moscow, Vil'yams Publ., 2006. 448 p.).

3. Dushenko K. V. Mysli, aforizmy, tsitaty. Biznes, kar'era, menedzhment: 5500 tsitat [Thoughts, Aphorisms, Quotes. Business, Career, Management: 5500 Citations]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 656 p.

4. Lambin J.-J., Chumpitaz R., Schuiling I. Market-Driven Management: Strategic and Operational Marketing. London, Palgrave Macmillan Publ., 2007. (Russ. ed.: Lamben Zh.-Zh., Chumpitas R., Shuling I. Menedzhment, orientirovannyy na rynok. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 720 p.).

5. Petrovich M. V. Aktualizatsiya i institutsional'noe reshenie problem sovremennogo potrebitelya [Actualization and Institutional Solution to the Problems of the Modern Consumer]. Ekonomika i derzhava, 2010, no. 10, pp. 38-44.

Эффективность системы прогнозирования кадровых потребностей экономики как инструмента содействия сбалансированности спроса и предложения на рынке труда

Economic Staffing Needs: A Means for Forecasting a Balance of Supply and Demand in the Russian Labor Market

УДК 331.5

Максимова Татьяна Геннадьевна

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, доктор экономических наук, профессор 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50

Maksimova Tat'yana Gennad'evna

Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, 194021, Russian Federation

Эффективность расходования бюджетных ресурсов на систему ВПО возрастает одновременно с увеличением востребованности выпускников на рынке труда и определяется не только трудоустройством молодых специалистов, но и выбором рабочего места по полученной специальности.

В статье рассмотрена проблема согласования потребностей рынка труда и деятельности системы

Минасян Артур Рубенович

аспирант Санкт-Петербургского

государственного торгово-экономического

университета

194021, Санкт-Петербург,

ул. Новороссийская, д. 50

Minasyan Artur Rubenovich

Novorossiyskaya Str 50, St. Petersburg, 194021, Russian Federation

профессионального образования для ликвидации диспропорций в выпуске квалифицированных кадров и потребностей экономики.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, поскольку сегодня имеется ярко выраженное проявление несоответствия имеющегося предложения трудовых ресурсов потребностям предприятий и учреждений в кадрах, что свидетельствует о зна-

чительном дисбалансе структуры подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования с отраслевой и региональной потребностью экономики в кадрах.

Решению поставленной проблемы диспропорции спроса и предложения на рынке труда могла бы помочь методика прогнозирования спроса на специалистов, позволяющая получить корректный прогноз потребности России в целом и отдельно взятых регионов в квалифицированных специалистах различного профиля и обеспечить базу для формирования заказа системе образования на подготовку таких специалистов.

В статье предложены основные проблемы методики непрерывного мониторинга и прогнозирования спроса на специалистов и предложены возможные пути решения вопросов, препятствующих построению эффективной системы прогнозирования баланса трудовых ресурсов в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах.

The article discusses economic staffing requirements, calling them a mechanism for forecasting the balance of supply and demand in labor markets such as that in the Russian Federation (RF). It says that the efficiency of budgetary allocations for high professional education (VPO) increases in direct proportion to the labor market's demand for graduates. In the critique's view, the latter depends not only on hiring young professionals, but also on the availability of suitable work in their specialty areas. The balance of the paper is devoted to the problems of reconciling the labor market needs with those of vocational education to eliminate disparities between skills and economic demands. The study states that at present there is a marked discrepancy between the available labor supply, and the requisites of enterprises and other hiring institutions. These reflect, according to the blueprint, a major imbalance between the output of training specialists by institutes of higher education, and industrial need at both regional and national levels. The document suggests that by addressing this imbalance the RF could better forecast its national and regional labor needs for qualified experts. Moreover, it would also give the RF a more accurate basis for establishing an educational system that would train such specialists. In conclusion, the commentary notes the key problems encountered in monitoring and predicting demand for professionals, and potential solutions to challenges that could arise in the industrial sector when faced with the risk of qualified professional labor cuts.

Ключевые слова: методика прогнозирования спроса, система компетенций, мониторинг трудоустройства выпускников, баланс трудовых ресурсов

Keywords: methods of forecasting demand, competence systems, monitoring professional graduates, balance of labor resources

Своеобразным продуктом системы высшего профессионального образования (ВПО) является квалифици-

рованный специалист, на обучение которого затрачи- ^ ваются крупные финансовые средства. Эффективность щ расходования бюджетных ресурсов на систему ВПО | возрастает одновременно с увеличением востребо- ^ ванности выпускников на рынке труда и определяется □= не только трудоустройством молодых специалистов, 5 но и выбором рабочего места по полученной специ- х альности. Федеральная целевая программа развития х образования на 2011-2015 гг. ориентирует на то, что 5 показатель трудоустройства выпускников уже в тече- т ние первого года после выпуска должен составлять £ не менее 78% в 2012 г. и не менее 92% в 2015 г. > (с учетом выпускников, призванных в ряды Воору- 2 женных Сил Российской Федерации) [1]. ¡Е

Условно выпускников системы профессионального < образования после окончания обучения можно рас- 1= пределить по четырем основным каналам занятости: х трудоустройство на работу, продолжение обучения, х призыв в ряды Вооруженных Сил Российской Феде- о рации, отпуск по уходу за ребенком. Следовательно, н ту часть выпускников, которые не вошли ни в один из вышеперечисленных каналов занятости, можно считать нетрудоустроенными.

На рис. 1 представлена структура распределения выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования по каналам занятости и доля нетрудоустроенных выпускников в целом по Российской Федерации по данным мониторинга трудоустройства выпускников, осуществляемого региональными органами управления образованием по состоянию на декабрь 2011 г.

Из этих статистических данных можно сделать вывод, что более половины всех выпускников ОУ ВПО (63%) после окончания образовательных учреждений устраиваются на работу. Продолжают обучение порядка 14%, призываются в армию 13%, находятся в отпуске по уходу за ребенком не более 2%. Таким образом, не трудоустраивается после окончания ОУ ВПО по состоянию на декабрь 2011 г. не более 8% от общего выпуска ОУ ВПО.

В последние годы уделяется особое внимание вопросам трудоустройства и выбора работы в соответствии с учебной специальностью выпускниками вузов со стороны правительства Российской Федерации и президента. Органам управления образованием в соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 г. и Пр-1315 от 11 мая 2011 г. требуется разработка показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников учреждений профобразования. Кроме того, компе-

В отпуске по уходу за ребенком 2%

Не трудоустроились 8%

Продолжили обучение

_14%__

Призваны в ВС РФ 13%

Трудоустроились 63%

Рис. 1. Структура распределения выпускников ОУ ВПО по каналам занятости в целом по России, декабрь 2011 г.

тентным органам необходимо отслеживать данный показатель в течение не менее трех лет с момента выпуска специалиста, а также обеспечить разработку методик расчета, прогнозирования и контроля выполнения данного показателя.

Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынке труда является актуальной для всех субъектов Российской Федерации. При переходе экономики на прогрессивный путь развития возникают две проблемы:

• государство не имеет права безответственно растрачивать трудовые ресурсы, допуская их простой в воспроизводственном экономическом процессе;

• нельзя допускать малоэффективную профессиональную подготовку трудовых ресурсов, выражающуюся в формировании у специалистов компетенций, не соответствующих потребностям экономики.

Обе проблемы слишком дорого обходятся государству как в экономическом смысле, так и с точки зрения социальной ответственности и могут оказать крайне негативное воздействие на перспективы развития экономики страны.

Следует отметить, что сегодня имеется ярко выраженное проявление несоответствия имеющегося предложения трудовых ресурсов потребностям предприятий и учреждений в кадрах, что свидетельствует о значительном дисбалансе структуры подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования с отраслевой и региональной потребностью экономики в кадрах.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России сегодня порядка 50-70% выпускников российских вузов трудоустраиваются не по специальности. Многие из них практически сразу становятся клиентами службы занятости, увеличивая уровень и масштабы скрытой безработицы, которая сейчас, по некоторым данным, охватывает более четверти работоспособной молодежи [2].

В последние кризисные и посткризисные годы система высшего профессионального образования в России занимает лидирующую позицию по количеству подготовленных специалистов. Образовательные учреждения ВПО представлены на всей территории Российской Федерации и осуществляют обучение в разрезе 28 укрупненных групп специальностей/направлений подготовки (УГСН) (рис. 2).

При этом отмечается тенденция, когда большинство выпускников одних УГСН успешно находят работу после окончания учебного заведения или повышают свой образовательный уровень и продолжают обучение, а выпускники других УГСН испытывают определенные сложности с дальнейшим трудоустройством [3].

Анализ проблемы сбалансированности потребностей рынка труда в рабочей силе с возможностью ее подготовки в учреждениях системы профессионального образования указывает на качественную и количественную рассогласованность интересов бизнеса, вузов и выпускников на рынке труда.

С одной стороны, существует разрыв между набором компетенций выпускника, востребованных бизнесом, и предложением компетенций, которые формируются системой образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. С другой стороны, у многих студентов отсутствует четкое представление о своем будущем профессиональном развитии, цели достаточно абстрактны, зачастую не связаны с получаемой специальностью. В результате ситуация складывается следующая: бизнес нуждается в одних

компетенциях, вуз предлагает другие, а студент вообще слабо представляет свое будущее. Отсюда и проблемы, связанные с поиском работы молодыми специалистами, возникающие после окончания вуза: с одной стороны, дефицит рабочих мест на рынке труда, с другой — несоответствие профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым работодателями [4].

На диаграмме, приведенной на рис. 2, в разрезе УГСН представлены данные по Российской Федерации в целом о наиболее востребованных работодателями специальностях/направлениях подготовки (определены по показателю удельного веса трудоустройства выпускников) и данные о специальностях/ направлениях подготовки, наиболее популярных у абитуриентов (определены по показателю удельного веса числа принятых на I курс обучения) в 2011 г.

Как видно из рис. 2, востребованные у работодателей и популярные у абитуриентов УГСН не всегда совпадают. Наиболее востребованными с учетом доли трудоустроенных выпускников ОУ ВПО являются следующие УГСН: 120000 «Геодезия и землеустройство», 180000 «Морская техника», 100000 «Сфера обслуживания». Низкие показатели востребованности выпускников ОУ ВПО характерны для следующих УГСН: 060000 «Здравоохранение», 010000 «Физико-математические науки», 020000 «Естественные науки».

При этом большинство перечисленных УГСН одновременно являются наименее популярными у абитуриентов. Невостребованными являются специальности/направления подготовки в рамках следующих УГСН: 180000 «Морская техника», 120000 «Геодезия и землеустройство», 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов».

Среди УГСН, наиболее популярных у абитуриентов, можно выделить следующие: 080000 «Экономика и управление», 030000 «Гуманитарные науки», 050000 «Образование и педагогика». Именно по этим укрупненным группам специальностей/направлений подготовки ежегодно выделяется значительное количество бюджетных мест в государственных образовательных учреждениях системы ВПО.

Трудоустройство выпускников по учебной специальности означает их востребованность на рынке труда, т. е. корректность функционирования системы образования, которая готовит квалифицированных специалистов, уровень знаний которых соответствует требованиям современной экономики. В свою очередь, низкий уровень трудоустройства выпускников свидетельствует о негативных процессах, происходящих в обществе, о переизбытке на рынке труда специалистов одних профессий и нехватке других.

Решению такой проблемы диспропорции спроса и предложения на рынке труда могла бы помочь методика прогнозирования спроса на специалистов, позволяющая получить корректный прогноз потребности России в целом и отдельно взятых регионов в квалифицированных специалистах различного профиля и обеспечить базу для формирования заказа системе образования на подготовку таких специалистов. Для этого нужно не только иметь четкое представление о перспективных направлениях экономического развития страны, но и учитывать мнение крупного, среднего и малого бизнеса о перспективах использования кадровых ресурсов, о системе компетенций, приобретение которых необходимо будущим потенциальным специалистам. Важно и направление совместной работы — сближение образования с реальной экономи-

21

15 18"

1

9"

16

17"

7 2

8 10 11 20

25

13 22

6 12

23 19

14

24 5 4

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26

27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

0% 10% 20% 30% 80% 60% 40% 20% 0%

— Популярные УГСН (по структуре приема в ОУ) Востребованные УГСН (по доле трудоустроенных в общем выпуске)

> <

к

X

сг

О

1 — 060000 Здравоохраниние, 2 — 010000 Физико-математические науки, 3 — 020000 Естественные науки, 4 — 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 5 — 200000 Приборостроение и оптотехника, 6 — 280000 Безопасность жизнедеятельностии защита окружающей среды,7 — 110000 Сельскоеи рыбное хозяйство, 8 — 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, 9 — 230000 Информатика и вычислительная техника, 10 — 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка, 11 — 190000 Транспортные средства, 12 — 240000 Химическая техника и биотехнологии, 13 — 220000 Автоматика и управление, 14 — 160000 Авиационная и ракето-космическая техника, 15 — 030000 Гуманитарные науки, 16 — 040000 Социальные науки, 17 — 270000 Строительство и архитектура, 18 — 050000 Образование и педагогика, 19 — 260000 Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов, 20 — 070000 Культура и искусство, 21 — 080000 Экономика и управление, 22 — 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 23 — 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых, 24 — 090000 Информационная безопасность, 25 — 100000 Сфера обслуживания,26 — 180000 Морская техника,27 — 120000 Геодезияиземлеустройство

Рис. 2. УГСН в системе высшего профессионального образования, наиболее востребованные работодателем и наиболее популярные у абитуриентов, Российская Федерация (2011 г.)

кой. Необходимо заинтересовать бизнес-сообщество открыто декларировать свои кадровые потребности, принимать участие в создании единых образовательных стандартов, активнее предоставлять студентам места прохождения производственной практики.

В печати неоднократно звучали тезисы о необходимости выработки гибкого механизма взаимодействия администрации профессиональных учреждений с социальными партнерами и определении наиболее эффективной формы их сотрудничества. Для того чтобы партнерство «учебное учреждение — работодатель» было успешным, необходимы как взаимная заинтересованность партнеров, так и адекватная система взаимодействия, что предполагает необходимость объединения деятельности представителей образовательных учреждений и работодателей для максимального согласования и реализации интересов всех участников данного процесса.

В настоящее время в стране приняты серьезные меры по усилению взаимодействия государства и бизнеса в области подготовки кадров. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» расширяет полномочия работодателей в разработке и формировании:

• государственных образовательных стандартов;

• требований к дополнительным профессиональным образовательным программам;

• направлений подготовки (специальностей) профессионального образования.

Полагаем, что решению проблемы будет способствовать переход на двухуровневую систему обучения — бакалавр/магистр. Болонская система представляется

в данном аспекте достаточно гибким инструментом, обеспечивающим вариативность и поэтапность подготовки кадров в процессе формирования трудового потенциала.

Спрос на рынке труда динамичен и диктует жесткие критерии подготовки профессионалов в кратчайшие сроки. Качественного четырехлетнего образования может быть достаточно для дальнейшего трудоустройства на рынке труда. Выпускники-бакалавры имеют возможность с меньшими финансовыми и временными затратами скорректировать свою профессиональную квалификацию с учетом стремительно изменяющегося спроса на рынке труда. В отличие от специалиста, получившего классическое пятилетнее обучение, бакалавр имеет возможность более гибко спланировать свое дальнейшее образование, определив нужную специализацию в магистратуре. При внедрении схемы «четыре плюс два» представляется эффективным привлечение к обучению по специальным дисциплинам практиков со стороны работодателей, адаптировать учебную программу под профессиональные задачи, учитывать потребности конкретных предприятий региона.

Для непрерывного анализа востребованности специалистов по уровням образования, профессиям и квалификациям встает вопрос в создании национальной (региональной) системы мониторинга трудоустройства молодых специалистов.

К сожалению, в настоящее время проведение мониторинга востребованности затруднено отсутствием соответствующей статистической базы. Приказом Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2009 г. № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособра-зованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» утверждены представленные Федеральным агентством по образованию формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для сбора и обработки данных.

Показатели и периодичность их представления по указанным формам не отвечают в полной мере интересам образовательных учреждений, органов управления образованием, профессионального сообщества и не позволяют работать в направлении устранения дисбаланса между рынками труда и образовательных услуг.

С целью уменьшения указанных диспропорций, а также повышения эффективности работы учебных заведений необходима организация детального мониторинга востребованности (трудоустройства) выпускников учреждений профессионального образования (прежде всего высших и средних профессиональных учебных заведений).

Эффективным решением проблем в области прогнозирования кадровой потребности экономики может служить построение системы прогнозирования на основе формирования баланса трудовых ресурсов. В данной связи представляется значимым расширение компетенций федеральных органов государственной власти в области разработки прогноза баланса трудовых ресурсов. Соответствующие поправки в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» были подписаны главой государства в июле 2010 г. [5, с. 580].

Для эффективной реализации данных полномочий, обеспечения формирования единой общероссийской системы прогнозирования в сфере труда

целесообразно в порядке разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, который будет определен правительством Российской Федерации, предусмотреть участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создав тем самым единый взаимосвязанный массив данных, позволяющий отслеживать движение трудовых ресурсов внутри страны.

Помимо этого, необходимо решить ряд проблем, препятствующих построению эффективной системы прогнозирования баланса трудовых ресурсов в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах.

Во-первых, наиболее значительные трудности при построении прогнозов связаны с отсутствием полного представления о фактическом профессионально квалификационном составе занятых в экономике, о динамике его изменения за последнее время. Данные, предоставляемые Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, не позволяют в полной мере и с достаточной точностью осуществлять построение долгосрочных и полномасштабных прогнозов баланса трудовых ресурсов и расчетов потребностей в рабочей силе. До последнего времени проводимые исследования по занятости в профессионально-квалификационном разрезе носили выборочный характер и не проводились на регулярной основе. Сейчас существуют две федеральные формы статистического наблюдения, в состав которых входит распределение занятого населения по профессиональным группам. Однако наблюдения, согласно существующим формам, проводятся поочередно раз в два года и по различным учетным классификаторам.

В этой связи необходимо дополнить выборочные исследования по проблемам занятости с учетом профессионального состава занятых в организациях и дальнейшей постановкой данных исследований на постоянную основу. Важным также представляется внесение изменений в классификацию занятий, используемую при обработке первичных данных выборочных исследований, с целью постепенного перевода данных в единый классификатор профессий и занятий, что необходимо при прогнозировании потребностей экономики в кадрах для получения реальной картины состояния занятости на рынке труда.

Во-вторых, существует проблема получения информации от работодателей об уровне образования и профессиональном функционировании работающего у них персонала. Зачастую работодатели не сообщают в подразделения Федеральной службы по труду и занятости о движении рабочей силы на предприятиях, что препятствует получению реальной картины состояния рынка труда и принятию стабилизирующих мер в случае ухудшения ситуации. Особенно это проявилось в период недавнего финансово-экономического кризиса. Ужесточение ответственности работодателей по вопросу предоставления информации о возможных высвобождениях в организациях также способствовало бы оптимизации результатов при построении баланса трудовых ресурсов.

В-третьих, официальные документы, принимаемые органами государственной власти (различного рода концепции, стратегии, целевые программы), необходимо активнее использовать в качестве информационных ресурсов при построении единой системы взаимосвязанных прогнозов в профессионально-квалификационном разрезе. Подобные документы, особенно если в них закреплены увязанные по ре-

сурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятия, призваны не только определять стратегические направления развития страны, отдельных регионов, отраслей и предприятий, но и обеспечивать их реализацию.

Концепции, стратегии, целевые программы и даже выступления руководителей страны и регионов содержат управленческие решения, которые в перспективе могут повлиять на состояние рынка труда и занятости, а следовательно, такие документы могут быть основаниями для прогнозирования в сфере труда, в том числе для определения перспективной потребности экономики в трудовых ресурсах.

Использование нормативных правовых актов в качестве информационных ресурсов для прогнозирования спроса на рынке труда — достаточно масштабная задача. Ее решение предусматривает определение степени влияния на прогнозируемые показатели документов разного уровня: федерального, регионального и отраслевого, с учетом их взаимосвязи и последствий принятия подзаконных актов, оценки реалистичности исполнения соответствующих управленческих решений.

В-четвертых, новые требования к качеству подготовки специалистов обусловливают необходимость изменений в статистическом отображении процессов, происходящих как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников, для координации и ежегодного согласования со службой занятости объемов и профилей подготовки и переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда.

Необходима организация детального мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования с целью изучения соответствия профессионального образования и дальнейшей трудовой деятельности, что позволит принять меры для уменьшения профессиональной диспропорции, существующей на рынке труда, а также повысить эффективность работы учебных заведений, рассчитав отношение выпускаемых специалистов и потребность в них рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе.

Таким образом, построение баланса трудовых ресурсов и формирование прогноза потребности экономики в профессиональных кадрах связано не только с изменением сложившихся в России подходов к сфере труда, но и с отдельными изменениями в оценке деятельности сферы образования.

В целом организация на государственном уровне прогнозирования потребности экономики в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе путем решения указанных проблем потребует значительного времени, поскольку решение данной задачи связано не только с распределением ответственности между органами власти и проведением масштабных статистических исследований, но и отработкой избранных методик прогнозирования (в том числе и рассчитанных на долгосрочный период).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 219 от 29.03.2011 г. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов. Сейчас Министерством ведется подготовительная работа по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов. Первый прогноз баланса — на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. — появится в 2012 г. [6].

Мониторинг рынка труда позволит: <

образовательному учреждению: щ

• планировать подготовку и переподготовку выпуск- | ников по специальностям и направлениям подго- ^ товки в соответствии с прогнозами региональной □= кадровой потребности; 5

• правильно ориентироваться в выборе новых на- х правлений подготовки;

• вести подготовку перспективных дополнительных 5 образовательных программ; т

• повышать качество подготовки выпускников; £ Министерству экономического развития: >

• использовать прогнозы кадрового обеспечения стра- 2 ны и регионов при разработке целевых комплексных ¡Е программ и прогнозов социально-экономического < развития; 1= Министерству образования и науки: х

• разрабатывать региональные стратегии развития про- х фессионального образования, в том числе ДПО; о

• формировать обоснованный заказ на подготовку и н переподготовку кадров по специальностям, уровням профессионального образования и направлениям подготовки.

В целях совершенствования системы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования в средне- и долгосрочной перспективе требуется принятие комплекса мер, способствующих исключению негативных факторов, оказывающих влияние на низкий уровень трудоустройства выпускников системы профессионального образования и учитывающих потребности регионального рынка труда.

Итак, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Основными причинами низкого уровня трудоустройства выпускников являются следующие.

• Дисбаланс на рынке труда — превышение численности выпускников системы профессионального образования над дополнительной потребностью в кадрах в разрезе отдельных специальностей/направлений подготовки/профессий.

• Низкий уровень профессионального образования — несоответствие компетенций, сформированных у выпускников в процессе обучения, требованиям работодателей.

• Отсутствие у абитуриентов и их родителей достоверной информации о востребованных профессиях и специальностях не только в средне- и долгосрочной перспективе, но даже и на момент поступления.

• Социальные факторы — низкий уровень заработной платы, отсутствие социального пакета, несоответствие условий труда пожеланиям выпускника и др. Решения поставленных проблем могут быть найдены в результате принятия адекватных мер по ослаблению влияния перечисленных негативных факторов или их устранению со стороны органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования и учебных учреждений системы профессионального образования.

Можно выделить следующие пути решения обозначенных проблем.

В ситуации возникновения дисбаланса на рынке труда следует производить корректировку контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования в разрезе направлений подготовки и специальностей и по каждому уровню профессионального образования.

При возникновении несоответствия качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования требованиям работодателей целесо-

образно рассмотреть вопрос о необходимости проведения корректировки образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Анализ соответствия компетенций, сформированных у выпускников в период обучения, востребованным со стороны работодателей компетенциям следует проводить в разрезе специальностей и направлений подготовки.

В случае несоответствия по выпускникам отдельных учреждений профессионального образования необходимо вносить корректировки в вариативную часть образовательной программы конкретного образовательного учреждения. Если же будет выявлено несоответствие формируемых у выпускников компетенций требованиям работодателей одновременно в различных регионах Российской Федерации, то, очевидно, в этом случае требуются корректировка федеральных государственных образовательных стандартов и, уже на базе обновленных ФГОС, дальнейшее обновление образовательной программы по соответствующей учебной специальности.

При недостаточном и несвоевременном информировании выпускников об имеющихся вакансиях необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности предоставления информации населению о доступных вакансиях (организация встречи выпускников с работодателями — представителями отраслевых предприятий и организаций города/ региона; своевременное предоставление и обновление перечня вакансий для молодых специалистов в образовательном учреждении; поддержка социального партнерства работодателей и учреждений профессионального образования региона), которые позволят решать вопросы трудоустройства выпускников как в период обучения, так и по окончании вуза.

В ситуациях, когда условия работы, предлагаемые работодателями, не соответствуют пожеланиям выпускника (низкий уровень заработной платы, режим работы и др.), следует проводить дополнительные мероприятия по поддержке и адаптации молодых специалистов отдельных специальностей и направлений подготовки. Это могут быть программы, включающие предоставление временного жилья, льготного кредитования молодых специалистов, предоставление беспроцентных займов для приобретения жилья, доплаты стимулирующего характера в первые годы работы после окончания учреждения профессионального образования, в случае если выпускник трудоустроился по учебной специальности, а также иные мероприятия по поддержке молодых специалистов.

Использование во всех субъектах Российской Федерации настоящих рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования в части оказания влияния на ситуацию, связанную с низким уровнем трудоустройства выпускников ОУ ПО региона, возможно только при наличии данных комплексного мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, включая соответствие профессии/ должности на рабочем месте полученной выпускником учебной специальности.

Получение достоверных и своевременных данных о ситуации с трудоустройством выпускников как в целом, так и по учебной специальности позволит региональным органам исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, использовать информацию, основанную на реальном спросе на квалифицированные кадры в разрезе спе-

циальностей/направлений подготовки/профессий, и о востребованных компетенциях, выявленных по результатам опроса работодателей, также при разработке и реализации региональных программ модернизации системы профессионального образования.

В настоящее время в формах статистической отчетности есть показатели распределения выпускников по каналам занятости, но отсутствуют показатели, отражающие трудоустройство выпускников по полученным специальности/направлению подготовки (учебной специальности). В связи с этим возрастает актуальность формирования оперативных, достоверных и полных показателей трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в том числе по полученной специальности, которые бы позволили получить объективные и разносторонние оценки эффективности процесса трудоустройства в разрезе параметров результативности, оперативности и ресурсоемкости.

Успех перехода к инновационной модели развития экономики определяется тем, насколько гибкой и адаптивной окажется структура рынка труда, насколько эффективно он сможет удовлетворить запросы инновационных предприятий в кадрах требуемой квалификации.

Опережающее образование заявлено как механизм создания «новой экономики» в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [7].

Инновационное изменение парадигмы в отрасли актуализирует опережающую профессиональную подготовку кадров новой формации, в которой так нуждается сейчас и будет нуждаться в ближайшем будущем экономика региона. Суть ее — в формировании компетентных инновационно-ориентированных кадров, способных обеспечить эффективную работу производств на современном этапе и в будущем.

Литература

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы от 7 февраля 2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcpro.ru/the-concept-оМЬю. [Вход свободный].

2. Алексеева Е. Н. Методика оценки востребованности выпускников вуза на рынке труда через анализ их трудоустройства // Сборник докладов по материалам IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. С. 13-18.

3. Сигова С. В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 188 с.

4. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-32.

5. Гуртов В. А. Прогнозирование потребности высокотехнологичных секторов экономики в кадрах с высшим профессиональным образованием // Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / В. А. Гуртов, Л. М. Серова, И. С. Степусь. М.: ФИРО, 2010. Вып. 8.

6. О внесении изменений в положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Постановление Правительства от 29 марта 2011 г. № 219.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ вес^опв^^е-gicPlanning/concept/indexdocs. [Вход свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.]

References

1. The Federal Targeted Program for the Development of Education for 2011-2015 of 07.02.2011. Available at: http:// www.fcpro.ru/the-concept-of-the. (In Russ.).

2. Alekseeva E. N. Metodika otsenki vostrebovannosti vypusknikov vuza na rynke truda cherez analiz ikh trudoustroystva [Methodology to Evaluate the Demand for College Graduates in the Labor Market through the Analysis of their Employment]. Sb. dokl. po mater. 4Vseross. nauch.-prakt. Internet-konf. "Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh Rossii" [Coll. Pap. 4th All-Russ. Sci.-Pract. Internet-Conf. "Supply and Demand in the Labor Market and in the Education Market in the Regions of Russia]. Petrozavodsk, PetrSU Publ., 2007, pp. 13-18.

3. Sigova S. V. Vospolnenie kadrovogo defitsita na rynke truda Rossiyskoy Federatsii [Filling Staff Shortages in the Labor Market of the Russian Federation]. Petrozavodsk, PetrSU Publ., 2000, 188 p.

4. Zeer E. F., Symanyuk E. Kompetentnostnyy podkhod k modern-izatsii professional'nogo obrazovaniya [Competence-based

Approach to the Modernization of Professional Education]. <

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 1

2005, no. 4, pp. 23-32. 5

5. Gurtov V. A., Serova L. M., Stepus' I.S. Prognozirovanie potreb- * nosti vysokotekhnologichnykh sektorov ekonomiki v kadrakh lu s vysshim professional'nym obrazovaniem [Forecasting Needs 5 of High-tech Sectors of the Economy in Personnel with Higher 2 Professional Education]. Ekonomika vysshey shkoly: Analiti- x cheskie obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego x obrazovaniya [Economics of Higher School: Analytical Reviews ^ of Basic Directions of Higher Education Development], 2010, ^ no. 8. 80 p. <

6. RF Government Decree of March 29, 2011 № 219 "On ^ Amendments to the Regulations of the Ministry of Health ^ and Social Development of the Russian Federation" (In ^ Russ.). h-

7. The Concept of Long-term Socio

the Russian Federation for the period up to 2020 of Nov. 17, ¡^

2008. Available at: http://www.economy.gov.ru/minec/ x

activity/ sections/strategicPlanning/concept/indexdocs. (In ^

Russ.). Gl

Методика оценки качества обслуживания на предприятии общественного питания

Evaluating the Quality of Russia's Public Food Supply Systems

УДК 338.439

Окрепилова Ирина Геннадьевна

профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Okrepilova Irina Gennad'evna

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023, Russian Federation

Семенова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Semenova Tat'yana Vyacheslavovna

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023, Russian Federation

В настоящее время сфера общественного питания является одной из самых распространенных и прибыльных отраслей экономики. Успех предприятия общественного питания в условиях жесткой конкурентной среды во многом зависит от уровня качества обслуживания клиентов. В данной статье рассмотрена методика оценки качества обслуживания в таких предприятиях на примере ресторана с учетом всех видов оказываемых услуг. Методика представляет собой поэтапную последовательность действий, позволяющую рассчитать комплексный показатель качества обслуживания, выявить причины неудовлетворительного обслуживания и устранить их.

The article discusses Russia's public food-supply (PFS) systems — such as restaurants, catering services and hospitals — claiming that they are among the most popular and profitable sectors of the economy. The paper attributes their level of success in the highly competitive business sector to the satisfactory customer service they provide. In similar fashion to an earlier PFS critique by the same authors, the document considers, at this stage, methods of assessing the quality of service. For example, it cites a multi-stage sequential approach adopted by restaurants to calculate the complex quality-of-service index. This index seeks, inter alia, to identify

the causes of unsatisfactory service and to eliminate them whenever they occur.

Ключевые слова: предприятие общественного питания, качество обслуживания, классификация услуг, полный цикл обслуживания, комплексный показатель качества обслуживания

Keywords: public food supply service, quality of service, service classification, full cycle of service, complex quality-of-service index

Одним из основных условий формирования качества деятельности предприятий общественного питания (ОП) является качество реализации ими функции организации потребления, т. е. то, насколько грамотно выстроен и реализуется процесс полного цикла обслуживания. В зависимости от характера и особенностей деятельности самого предприятия, а также специфики отрасли, в которой оно работает, содержание, критерии и показатели качества, наполненность, структура реализуемых услуг могут существенно варьироваться. Поэтому целесообразно упомянуть об используемом понятийном аппарате применительно к интересующей нас сфере общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.