Научная статья на тему 'Система тренировочной и соревновательной деятельности в женском студенческом мини-футболе'

Система тренировочной и соревновательной деятельности в женском студенческом мини-футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖЕНСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ МИНИ-ФУТБОЛ / SYSTEM / TRAINING PROCESS / COMPETITIVE ACTIVITY / FEMALE STUDENT'S FUTSAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Александр Викторович

Исследование проводилось на базе НИУ МГСУ. Целью исследования было выявить подход для определения оптимальной системы игры для конкретного контингента занимающихся женским студенческим мини-футболом. Результаты исследования апробированы в первенстве Московских спортивных студенческих играх и подтверждают правильность выбора педагогической модели и системы игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of training and competitive activity in female student's futsal

The study was conducted on the basis of NRU MGSU. The purpose of the study was to identify an approach to determine the optimal game system for a specific contingent of female student futsal. The results of the study have been tested in the championship of Moscow sports student games and confirm the correctness of the choice of the pedagogical model and the game system.

Текст научной работы на тему «Система тренировочной и соревновательной деятельности в женском студенческом мини-футболе»

микроциклах тренировки. Использование доступной платформы МС Excel может позволить частично автоматизировать процесс планирования беговой подготовки юных триатлонистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Триатлон: теория и практика тренировки : монография / Е.Н. Данилова, А.Н. Христофоров, Л.И. Вериго [и др.] ; Сиб. федер. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 2015. - 244 с.

2. Дубровная, И.Г. Программа спортивной подготовки по триатлону / И.Г. Дубровная, М.М. Горин. - Волгоград : [б.и.], 2017. - 75 с.

3. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко, Э.С. Озолин, Е.Я. Гридасова, А.В. Черкашин, И.А. Фатьянов, Е.В. Иконникова. - Москва : [б.и.], 2016. - 543 с.

4. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин, Г.Н. Королев, Г.Н. Семаева. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.

5. Легостаев, О. Ю. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «триатлон» / О.Ю. Легостаев, С.А. Костицына. - Чайковский : [б.и.], 2018. - 34 с.

6. Структура соревновательного результата у юных российских триатлетов / О.Б. Немцев, М.В. Певнева, Н.А. Немцева, А.М. Доронин, Ю.О. Кучеренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

7. Петров, Н.Ю. Планирование беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне / Н.Ю. Петров, И.А. Фатьянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 270-274.

REFERENCES

1. Danilova, E. N., Khristoforov, A. N. and Verigo L. I. [and others]. (2015), Triathlon: theory and practice of training, Siberian Federal Universitty, Krasnoyarsk.

2. Dubrovnaya, I.G. and Gorin, M.M. (2017), Triathlon Sport Training Program, Volgograd.

3. Zelichenok, V.B., Cherkashin, V.P., Mironenko, I.N., Ozolin, Eh.S., Gridasova, E.Ya., Cher-kashin, A.V., Fatyanov, I.A. and Ikonnikova, E.V. (2016), Guidelines for improving the long-term training of sports reserve in athletics, Moscow.

4. Ivochkin, V. V., Travin, Yu.G., Korolev, G.N. and Semaeva. G.N. (2004), Athletics: medium and long-distance running, walking: An exemplary sports training program for youth sports schools, specialized Olympic schools for children and teenagers, Soviet sport, Moscow.

5. Legostaev, O.Yu. and Kostitsyna, S.A. (2018), Additional pre-professional program for the sport t"riathlon,"Tchaikovsky.

6. Nemcev, O.B., Pevneva, M.V., Nemceva, N.A., Doronin, A.M. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "The structure of the competitive result of the young Russian triathletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 158-164.

7. Petrov, N.Y. and Fatyanov, I.A. (2019), "Planning of running training of young athletes specializing in triathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 270-274.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.04.2019

УДК 796.332.6

СИСТЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖЕНСКОМ СТУДЕНЧЕСКОМ МИНИ-ФУТБОЛЕ

Александр Викторович Попов, преподаватель, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва

Аннотация

Исследование проводилось на базе НИУ МГСУ Целью исследования было выявить подход для определения оптимальной системы игры для конкретного контингента занимающихся женским студенческим мини-футболом. Результаты исследования апробированы в первенстве Московских

спортивных студенческих играх и подтверждают правильность выбора педагогической модели и системы игры.

Ключевые слова: система, тренировочный процесс, соревновательная деятельность, женский студенческий мини-футбол.

SYSTEM OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY IN FEMALE STUDENT'S

FUTSAL

Alexander Viktorovich Popov, the teacher, Moscow State University of Civil Engineering (National research university)

Annotation

The study was conducted on the basis of NRU MGSU. The purpose of the study was to identify an approach to determine the optimal game system for a specific contingent of female student futsal. The results of the study have been tested in the championship of Moscow sports student games and confirm the correctness of the choice of the pedagogical model and the game system.

Keywords: system, training process, competitive activity, female student's futsal.

Исходя из полученных и проанализированных данных комплексного тестирования, товарищеских матчей, а также, исходя из графика соревнований Московских спортивных студенческих игр (МССИ), проводимых Московским региональным отделением Российского студенческого спортивного союза (МРО РССС), был спланирован двух годичный цикл подготовки женской студенческой команды НИУ МГСУ по мини-футболу. Главными задачами по итогам двух лет были:

- в течение первого года работы с командой найти оптимальную систему игры для конкретных студенток-футболисток;

- совершить качественный прирост результатов.

На протяжении подготовительного и соревновательного периодов наша команда проводила товарищеские матчи и принимала участие в официальном соревновании (МССИ). Учебно-тренировочный процесс и анализ проведённых игр служил инструментом для выбора схем и типа тактических действий, которые бы оптимально подходили для рационального решения соревновательных задач и достижения результата. Одной из главных задач было найти свой собственный стиль игры, при котором футболистки приносили бы максимальную пользу команде, проявляя свои сильные стороны и нивелируя пробелы в различных сторонах подготовленности. Другая же задача - сочетание в одной команде футболисток разного уровня подготовленности без потери эффективности и ухудшения результата решалась также в ходе игр подготовительного периода и товарищеских игр во время соревновательного периода, нами было опробовано несколько тактических схем ведения игры. Их эффективность, отражалась в официальных матчах, анализ которых, служил критерием выбора и корректировки различных систем игры.

Первый год работы с командой мы использовали для поиска оптимальной системы игры и рационального внедрения всех имеющихся футболисток в общие тактические построения для наиболее эффективного использования их сильных сторон. Для решения этих задач, мы приняли решение проводить максимально возможное количество товарищеских матчей. Все игры, включая игры официального соревнования, мы разделили на 5 отрезков по 5 игр (12 официальных, 13 товарищеских игр). На каждом из пяти отрезках мы использовали, заранее запланированную, модель игры, работая над ней в учебно-тренировочном процессе. Очень важно, что мы не пытались довести до автоматизма каждую из моделей, а хотели, используя их выявить наилучшее сочетания схем и типов тактических действий, которые бы наиболее раскрывали потенциал данных футболисток.

На первом отрезке мы использовали высокий прессинг, чтобы понять могут ли наши футболистки выполнять данные задачи.

Второй отрезок времени - персональная опека. Менее агрессивная модель, но тоже направленная на завладение инициативой и мячом.

На третьем отрезке времени мы переходим на чистый зонный тип защиты, используя схему 2-2. Наблюдая, что данный тип защиты наиболее рационален для нашей команды, мы скорректировали построения наших игроков, изменив конфигурацию в четвертом отрезке на 1-2-1, что дало некоторые результаты.

В ходе пятого мы использовали наиболее популярную в современном мини-футболе смешанную модель обороны, изначально понимая, что это сложная для реализации модель данными футболистками.

Содержание атакующих действий по пяти отрезкам мы распланировали следующим образом. В первом отрезке мы использовали схему нападения 2-2 - агрессивная схема, которая актуальна при высоком агрессивном прессинге. Второй отрезок времени нами был сделан упор на быстрые атаки, что отлично сочетается в модели с персональным типом защиты. Третий и четвертый отрезок мы использовали очень похожие схемы 1-2-1 и 3-1. В пятом отрезке мы попытались найти сочетание, которое бы давало результат, взяв наиболее эффективно работающие элементы предыдущих четырех периодов.

отрезок 1 ■ отрезок 2 ■ отрезок 3 ■ отрезок 4 ■ отрезок 5

эффективность противодействия эффективность противодействия эффективность игры на

позиционным атакам быстрым атакам стандартных положениях

Рисунок 1 - Процентное соотношение эффективности игры в защите

На рисунке 1 представлена диаграмма с процентным соотношением игры в защите на пяти отрезках с разными системами игры, исходя из проанализированных данных, мы видим, что общая эффективность составляет: 1 отрезок - 87%; 2 отрезок -69%; 3 отрезок - 92%; 4 отрезок - 94%; 5 отрезок - 80%.

ВЫВОДЫ

Полученные и апробированные в ходе исследования результаты свидетельствуют о правильности выбора подхода определения системы игры с конкретным контингентом занимающихся женским студенческим мини-футболом. Данный подход с применением пяти отрезков с разными системами игры оптимален для работы тренеров с женскими студенческими командами разного уровня. Тренировочный процесс с женской студенческой ко -манды необходимо планировать и строить исходя из уровня подготовленности и футбольного мастерства студенток-футболисток конкретной команды, учитывая тот факт, что основной костяк команды в среднем меняется каждые два года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные проблемы футбольных спортивных организаций в России / В. А. Тестоедов, Н.Ю. Мельникова, Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева // Олимпийский бюллетень № 18. - М. : Издательство "Человек", 2017. - С. 226-231.

2. Бондарь, С.И. Структура технико-тактической подготовленности футболисток с учетом выраженности и характер их функциональной подготовленности на различных этапах годичного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бондарь С.И. - Малаховка, 1992. - 24 с.

REFERENCES

1. Testoedov, V.A., Melnikova, N.Yu., Leontyeva, N.S. and Leontyeva, L.S. (2017), "Modern problems of football sports organizations in Russia", Olympic Bulletin No. 18, Man publishing house,

Moscow, pp. 226-231.

2. Bondar, S.I. (1992), The structure of the technical and tactical readiness of female football players, taking into account the severity and nature of their functional readiness at various stages of the annual cycle, dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2019

УДК 796.015.542:797.21

ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ У ПЛОВЦОВ

Леонид Алексеевич Попов, магистрант, Центр спорта и образования «Самбо-70», Москва, Виталий Николаевич Черемисинов, кандидат биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры спорта молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В работе апробирован без аппаратурный метод интервальной гипоксической тренировки с использованием произвольной задержки дыхания. Показан положительный эффект применения разработанной методики интервальной гипоксической тренировки, проявившийся в достоверном улучшении показателей в тестах, отражающих уровень функциональных возможностей и плавательных тестах.

Ключевые слова: интервальная гипоксическая тренировка, произвольная задержка дыхания, функциональные возможности.

EFFECT OF USING THE MODIFIED INTERVAL HYPOXIC TRAINING WHEN

WORKING WITH SWIMMERS

Leonid Alekseevich Popov, the master student, Center for Sport and Education "Sambo -70", Moscow,

Vitaly Nikolaevich Cheremisinov, the candidate of biological sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

The study tested the method of the interval hypoxic training with the use of arbitrary breath holding without the instrumental support. The positive effect of using the developed technique of the interval hy-poxic training, which manifested itself in significant improvement in performance in tests, reflecting the level of the functional abilities and swimming tests, is shown.

Keywords: interval hypoxic training, arbitrary breath holding, functionality.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день уровень результатов в спорте чрезвычайно высок. Однако сама природа спорта требует их дальнейшего повышения. Вместе с тем тренировочные нагрузки достигли таких величин, что дальнейшее их повышение и рост результатов за счёт увеличения нагрузок выглядит маловероятным [4]. Из-за этого возникает необходимость в разработке средств и методов дополнительного (не связанного с мышечной работой) воздействия на организм спортсмена для дальнейшего улучшения спортивных результатов [2].

Одним из таких эффективных воздействий является использование гипоксии [1, 3]. Существуют разные виды гипоксических воздействий, эффективность которых научно доказана: это тренировка в среднегорье, использование барокамер, тренировка в условиях дыхания газовыми смесями с пониженным содержанием кислорода, интервальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.