ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОД В МОДЕЛИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ КОМАНД ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
УДК/UDC 796.333.088
Информация для связи с автором: gorodnichev@vlgafc.ru
Поступила в редакцию 13.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, профессор Е.Н. Чернышева1 Аспиранты И.С. Примак1 С.А. Смирнова1
Кандидат биологических наук, доцент О.А. Прянишникова1
1 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки
INNOVATIVE APPROACH IN MODELING OF MOTOR TRAINING OF WOMEN'S FUTSAL TEAMS
Ph.D., Professor E.N. Chernysheva1 Postgraduate students I.S. Primak1 S.A. Smirnova1
Associate professor, Ph.D. O.A. Pryanishnikova1
1 Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki
Аннотация
Спортивная тренировка женских сборных команд по мини-футболу представляет собой сложный комплекс целенаправленных и взаимосвязанных компонентов, необходимых для успешной игровой деятельности. В данном аспекте недостаточно обоснована исследовательская база в области оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата и его влияния на показатели двигательной подготовленности футболисток. В исследовании приняли участие 10 девушек 19-22 лет. Биопотенциалы исследуемых скелетных мышц футболисток регистрировали с помощью электромиографа в лаборатории нейрофизиологии. С целью изучения двигательной подготовленности использовались специфические критерии избранного вида спорта.
Цель исследования - моделирование двигательной подготовки женской сборной команды по мини-футболу на основе оценки функционального состояния нервно-мышечной системы.
В статье рассматривается возможность практического применения результатов проводимого исследования, что во многом определяет и эффективность подбора средств в тренировочном процессе студенческих команд по мини-футболу. Моделирование фрагментов соревновательной деятельности в условиях тренировочного процесса позволяет совершенствовать способности футболисток быстро воспринимать и адекватно оценивать сложившуюся игровую ситуацию, принимать решение в соответствии с обстановкой с учетом индивидуальных показателей функционального состояния нервно-мышечной системы и двигательной подготовленности. Совершенствование механизмов центрального регулирования движений девушек способствует успешному выполнению физических нагрузок в процессе спортивной деятельности.
Ключевые слова: функциональное состояние, двигательная подготовленность, нервно-мышечная система, биоэлектрическая активность мышц, мини-футбол.
Annotation
The specificity of play activity in women's futsal is caused by a high motor tension and stress, as during the game the neural processes of female athletes are in the constant state of high excitability and lability, concentrated attention and the ability to act quickly in tactical game situations and react in ever changing situations.
Sports training of women's futsal teams is a complex set of purposeful and interrelated components required for successful play activity. In this aspect by the research framework in the area of assessment of the functional state of the neuromuscular system and its impact on physical fitness characteristics of female football players is insufficiently substantiated. 10 women in the age of 1922 years were involved in the study. The biopotentials of the examined skeletal muscles of female football players were recorded using an electromyograph in the laboratory of neurophysiology.Motor fitness was studied using specific criteria of the chosen sport.
The purpose of the present research was to simulate motor training of women's futsal national team on the basis of an assessment of the functional state of the neuromuscular system.
The possibility of the practical application of the research findings was considered in the paper, which largely determined the efficiency of selected methods in the training process of student futsal teams. Simulation of situations of competitive activity in training conditions makes it possible to improve the abilities of female football players to quickly perceive and adequately assess the current game situation, to make a decision depending on the situation with regard to individual characteristics of the functional state of the neuromuscular system and motor fitness. Improvement of the mechanisms of central regulation of movements in girls contributes to the effective physical performance when doing sports.
Keywords: functional state, motor fitness, neuromuscular system, bioelectrical activity of muscles, futsal.
Введение. Специфика игровой деятельности в женском мини-футболе обуславливается высокой моторной и психологической напряженностью, так как в процессе игры нервные процессы спортсменок постоянно находятся в состоянии высокой возбудимости и лабильности, сконцентрированного внимания и способности быстро ориентироваться в тактических ситуациях игры и реагировать на фоне непрерывно изменяющейся ситуации [2].
В процессе игровой деятельности необходим постоянный контроль как за действиями партнеров и противников, так и за качеством выполнения собственных действий, траекторией движения мяча, необходимостью предвидения развития ситуаций и их применения в процессе принятия мгновенных решений относительно игровых задач. Все это требует от игрока достаточно высокого уровня развития функциональных возможностей, физической подготовленно-
сти и технико-тактического мастерства, обеспечивающих надежность и эффективность соревновательной деятельности [3]. Поэтому мы считаем, что результат игровой деятельности определяется такими взаимосвязанными показателями, как функциональное состояние нервно-мышечной системы, физическая и техническая подготовленность спортсменок.
Цель исследования - совершенствование двигательной подготовленности женской сборной команды по мини-футболу на основе результатов оценки функционального состояния мышц.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось с помощью инструментальных методов на базе НИИ ПСОФК Великолукской академии физической культуры и спорта в стандартизированных условиях лаборатории нейрофизиологии. Биопотенциалы исследуемых скелетных мышц футболисток регистрировали с помощью 16-канального электромиографа «MegaWin ME 6000» (Финляндия, 2008) [1]. Студентки-футболистки выполняли технические приемы: удары по мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма с расстояния 6 м (с разбега, с шага и с места). Во время выполнения технических действий регистрировалась электрическая активность 10 мышц нижней конечности.
С целью изучения двигательной подготовленности использовались специфические критерии оценки с учетом избранного вида спорта (мини-футбол). Зарегистрированные показатели статистически обработаны на основе пакетов программ Statistics 10.0 (Statsoft Inc, USA, 2010) с помощью Basic Statistics и непараметрических критериев Wilcoxon Matched Pairs Test, Mann-Whitney U Test, Kolmogorov-Smirnov Test.
Результаты исследования и их обсуждение. В игровой деятельности перед женскими сборными командами по мини-футболу постоянно стоит проблема выбора наиболее верного действия в любой создавшейся игровой ситуации. В связи с этим современный этап научного обоснования различных аспектов тренировки немыслим без технических средств диагностики функционального состояния нервно-мышечного
аппарата человека, которые позволяют ускорить процесс тестирования с использованием одновременно большого количества параметров, учитывающих специфику вида спорта [3].
В экспериментальных условиях установлено, что при выполнении двух типов технических действий, а в нашем случае ударов по мячу (с разбега, с места и с шага), мышцы нижних конечностей (с учетом двигательной подготовленности) у футболисток задействованы неодинаково, доказательство - их биоэлектрическая активность.
В ходе исследования нами изучались записи биоэлектрической активности мышц нижней конечности (свыше 100 мкВ) футболисток сборной команды вуза по мини-футболу при выполнении ударов средней частью подъема стопы и ее внутренней стороной стопы (табл. 1).
При анализе результатов исследования были выявлены существенные различия в работе разных групп мышц:
- при ударе по мячу с разбега внутренней стороной стопы наиболее высокая активность (в пределах 133,0-158,31 мкВ) была зарегистрирована в таких мышцах, как: передняя боль-шеберцовая мышца, медиальная головка икроножной мышцы, камбаловидная мышца, напрягатель широкой фасции бедра; несколько более низкая биоэлектрическая активность (108,0-118,42 мкВ) зафиксирована в медиальной головке 4 главой мышцы бедра, прямой головке 4-главой мышцы бедра и двуглавой мышце бедра. При ударе по мячу средней частью подъема стопы более высокие амплитудные значения ЭМГ (110,22-140,31 мкВ) зарегистрированы в камбаловид-ной мышце, медиальной головке икроножной мышцы голени, напрягателе широкой фасции бедра, медиальной головке 4-главой мышцы бедра. Меньшую активность проявляла прямая головка 4-главой мышцы бедра (102,42±15,75 мкВ) и двуглавая мышца бедра (104,61 ±21,61 мкВ). Суммарная электроактивность исследуемых мышц при ударе средней частью подъёма стопы была ниже на 98,0 мкВ, чем при ударе ее внутренней стороной;
- при ударе по мячу с шага внутренней стороной стопы и средней частью подъёма наиболее активными
Таблица 1. Показатели биоэлектрической активности мышц при выполнении технических приёмов студентками-футболисткам, M±SE, мкВ
(U
V-□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
га
V-
■ -О С
га
^
О (U ■С
Н
Мышцы Передняя больше-берцовая мышца Камбаловидная мышца Латеральная головка икроножной мышцы голени Медиальная головка икроножной мышцы голени латеральная головка 4-главой мышцы бедра Двуглавая мышца бедра Прямая головка 4-главой мышцы бедра Напря-гатель широкой фасции бедра Медиальная головка 4-главой мышцы бедра Большая ягодичная мышца
Удар по мячу с разбега
в.с.с. 133,50±16,87 136,17±28,64 82,25±19,9 133,0±20,28 91,06±20,07 108,0±36,2 110,83±24,99 158,31±34,1 118,42±20,02 94,22±32,9
с.ч.п. 84,75±23,37 139,81±24,66 77,64±11,53 132,3±22,19 86,86±17,55 104,61±21,61 102,42±15,75 140,31±36,05 121,64±14,80 77,42±20,2
S 53,24 70,5 41,58 55,91 49,77 76,54 53,89 92,79 46,07 70,36
V 53,21 51,15 51,65 42,35 55,89 71,73 50,17 62,48 38,47 80,83
T 1,69 0,09 0,20 0,02 0,15 0,08 0,28 0,36 0,12 0,43
Удар по мячу с шага
в.с.с. 136,14±24,57 110,22±20,22 74,19±19,85 141,78±47,73 70,64±23,55 82,70±26,3 92,92±24,09 121,11±43,33 84,11±18,89 71,00±24,1
с.ч.п 79,0±21,36 112,72±19,91 75,22±15,72 116,4±22,01 78,92±20,34 76,31±15,7 92,17±23,42 126,81±35,47 96,25±15,42 67,20±13,1
S 60,75 53,09 47,06 92,26 58,06 55,60 62,84 104,25 45,39 58,28
V 59,63 47,64 63,04 69,54 78,20 69,35 68,40 84,34 50,90 84,18
T 1,75 0,08 0,04 0,48 0,26 0,20 0,02 0,10 0,49 0,13
Удар по мячу с места
в.с.с. 147,22±28,07 98,50±13,14 62,28±16,52 124,5±25,10 66,75±17,96 77,64±24,2 101,7±24,88 110,06±28,10 89,69±18,46 81,0±30,13
с.ч.п. 102,28±24,79 171,47±57,82 73,75±16,03 163,0±42,77 91,92±24,66 91,81±24,4 107,56±29,63 140,03±37,66 112,61±23,92 142,86±63,14
S 69,92 93,88 43,06 89,79 56,38 64,39 72,81 87,01 56,07 116,14
V 57,28 62,26 63,85 61,35 71,08 76,52 68,80 69,36 55,33 137,61
T 1,20 1,23 0,49 0,77 0,82 0,41 0,15 0,638 0,75 0,88
Условные обозначения: в. с.с. - внутренняя сторона стопы; с. ч.п. - средняя часть подъема.
Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности студенток-футболисток
Экспериментальная группа
Этапы обследования
Показатели I II Прирост При- III IV Прирост Прирост, %
М±а М±а рост, % р М±а М±а 'о р
Физическая подготовленность
Бег на 6м,с 1,07±0,09 0,8±0,03 0,12 11,2 <0,05 1,01±0,09 0,86±0,09 0,15 15,3 <0,05
Бег на 30 м, с 5,12±0,26 4,79±0,2 0,33 6,4 <0,05 5,05±0,15 4,64±0,19 0,41 8,1 <0,05
Бег по зигзагу 2х30 м, с 14,0±0,71 13,32±0,69 0,68 4,9 <0,05 13,6±0,58 12,67±0,32 0,93 6,8 <0,05
Бег «елочка» 4х19 м, с 47,5±5,91 44,3±5,7 3,19 6,7 <0,05 46,5±6,22 43,36±5,7 3,14 6,7 <0,05
Бег 800 м, с 4,35±0,12 4,075±0,15 0,27 6,2 <0,05 4,16±0,13 3,9±0,16 0,2 4,8 <0,05
Прыжок в длину с места, см 186,0±16,1 199,25±13,4 13,25 6,6 <0,05 189,1±16,8 207,2±13,0 18,15 8,8 <0,05
Подъем туловища в сед за 1 мин, раз 50,88±4,0 57,88±4,08 3,63 6,1 <0,05 57,75±3,2 63±2,39 5,25 8,3 <0,05
Техническая подготовленность
Жонглирование мячом ногами, раз 23,5±10,7 29,6±10,07 6,12 20,7 <0,05 25,5±9,75 31,87±9,90 6,37 20,0 <0,05
Жонглирование (комплексное), раз 18,5±10,7 24±10,2 5,5 22,9 <0,05 20,63±9,56 25,87±9,61 5,74 20,3 <0,05
Бег на 30 м с ведением мяча, с 5,36±0,45 5,08±0,38 0,28 5,2 <0,05 5,22±0,41 4,86±0,24 0,36 6,9 <0,05
Бег 5x30 м, с ведением мяча, с 29,17±2,61 27,43±2,8 1,74 6,0 <0,05 28,21±2,71 26,95±2,97 1,26 4,5 <0,05
Ведение мяча по «восьмерке», с 18,4±1,62 17,38±1,4 1,02 5,5 <0,05 17,8±1,47 16,74±1,23 1,06 5,9 <0,05
Ведение мяча по штраф. площадке, с 21±2,13 20,1±2,16 0,9 4,3 <0,05 20,5±2,24 19,31±2,14 1,19 5,8 <0,05
Удар по мячу после обводки, с 7,86±0,39 7,30±0,33 0,55 7,0 <0,05 7,57±0,33 7,15±0,24 0,42 5,6 <0,05
были следующие мышцы: передняя большеберцовая (только при ударе в. с.с. - 136,14 мкВ), камбаловидная (110,22-112,72 мкВ), медиальная головка икроножной мышцы голени (141,78-116,4 мкВ), напрягатель широкой фасции бедра (121,11-126,81 мкВ);
- при ударе по мячу с места в. с.с. и с. ч.п. стопы наиболее активными были следующие мышцы: передняя большеберцовая (147,22-102,28 мкВ), камбаловидная (с. ч.п. -171,47 мкВ), медиальная головка икроножной мышцы голени (124,58-163,0 мкВ), напрягатель широкой фасции бедра (110,06 мкВ - 140,03 мкВ), медиальная головка 4-главой мышцы бедра (с. ч.п. - 112,61 мкВ) и менее активна прямая головка 4-главой мышцы бедра (101,7-107,56 мкВ).
Сопоставляя результаты исследования различных по технике ударов по мячу, можно отметить прирост амплитуды биоэлектрической активности всех мышечных групп нижних конечностей, но достоверно значимые различия наблюдались в передней большеберцовой, камбаловидной и медиальной головке икроножной мышцы голени, на которые, по нашему мнению, ложится основная нагрузка при осуществлении конкретного технического приёма. Проведенный педагогический эксперимент предусматривал построение учебно-тренировочного процесса по мини-футболу на основе полученных показателей функционального состояния нервно-мышечной системы девушек. Направленность проводимых занятий определялась индивидуальными особенностями, уровнем функционального состояния нервной системы и активностью мышц, физической и технической подготовленностью, определяемой посредством интегральной шкалы перспективности для футболисток: с высоким уровнем - общая физическая подготовка - 13,8 %; специальная физическая - 12,3 %; техническая - 19,2 %; тактическая - 16,2 %; игровая - 23,8 %; соревновательная - 11,5 %;
контрольные испытания - 3,1 %; со средним уровнем соответственно: 26,9; 18,5; 19,2; 6,9; 20,0 %; 4,6 и 3,8 %.
Подтверждением эффективности тренировочно-соревновательной деятельности являются такие взаимосвязанные показатели, как физическая и техническая подготовленность футболисток (табл. 2).
Обобщение полученных данных показывает, что регулярные занятия мини-футболом, построенные на основании оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата, способствуют изменению показателей физической подготовленности: повысились показатели скоростных способностей (6,4-15,3 %); координационных способностей (4,9-6,8 %), специальной выносливости (6,2-4,8 %) и силовых способностей (6,1-8,8 %) (р<0,05). Выявлена положительная динамика показателей технической подготовленности: при жонглировании мячом (20,0-22,9 %); в беге с ведением мяча, варьируя дистанции (4,5-6,9 %); при ведении мяча по восьмерке (4,3-5,9 %); при выполнении удара по мячу после обводки стоек (7,0-5,6 %) (р<0,05).
Вывод. Исследование биоэлектрической активности мышц нижних конечностей при выполнении технических приемов позволило установить ведущие мышцы (передняя большеберцовая мышца голени, камбаловидная мышца и медиальная головка икроножной мышцы голени). Моделирование фрагментов игровой деятельности в условиях учебно-тренировочного процесса позволяет совершенствовать двигательную подготовленность футболисток с учетом индивидуальных показателей функционального состояния нервно-мышечной аппарата.
Литература
1. Бучацкая И.Н. Динамика электрической активности мышц стрелков из лука в ходе многократно повторяющихся выстрелов / И.Н.
Бучацкая, Р.М. Городничев // Теория и практика физ. культуры.
- 2015. - № 1. - С. 32-36.
2. Гераськин А.А. Теоретические и методические аспекты изучения и совершенствования спортивно-игровой деятельности / А.А. Гераськин // Научные труды: ежегодник /А.А. Гараськин, И.Ф. Воронков, М. Иванова, И.А. Рогов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 10-13.
3. Меретукова А.Р. Влияние систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток /А.Р. Меретукова, А.В. Шаханова, Е.В. Кальная, О.Ф. Рюхина // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 11. - С. 15-17.
References
1. Buchatskaya, I.N. Dinamika elektricheskoy aktivnosti myshts strelkov iz luka v khode mnogokratno povtoryayushchikhsya vystrelov (Dynamics of electrical activity of muscles of archers during recurrent
shots) / I.N. Buchatskaya, R.M. Gorodnichev // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 1. - P. 32-36.
2. Geras'kin, A.A. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty izucheniya i sovershenstvovaniya sportivno-igrovoy deyatel'nosti (Theoretical and methodological aspects of the study and improvement of sports play activities) / A.A. Geras'kin // Nauchnye trudy: ezhegodnik (Scholarly works: Yearbok) /A.A. Geras'kin, I.F. Voronkov, M. Ivanova, I.A. Rogov. - Omsk: Izd-vo SibGUFK, 2010. - P. 10-13.
3. Meretukova, A.R. Vliyanie sistematicheskikh zanyatiy igrovymi vidami sporta na nejrofiziologicheskiy status devushek-studentok (Influence of systematic competitive sports training sessions on neurophysiological status of female students) /A.R. Meretukova, A.V. Shakhanova, E.V. Kal'naya, O.F. Ryukhina // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 11. - P. 15-17.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 30.03.2015 г.
В.В. Кравец1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Хода2 1 Информационно-технологический лицей № 24 г. Нерюнгри 2 Технический институт (филиал) «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»
в г. Нерюнгри
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников, теоретическая подготовка, спортивная подготовка, блоковая система подготовки.
Введение. Подготовка учащихся к различным этапам Всероссийской олимпиады - трудоемкий процесс, который должен быть системным и непрерывным [1, 2]. Всероссийская олимпиада школьников включает два этапа: теоретико-методический и практический (спортивный). В лицее подготовка к олимпиаде - это устойчивая традиция, благодаря которой на сегодняшний день есть позитивный результат.
Цель исследования - разработка методики блоковой системы подготовки школьников к участию во Всероссийской олимпиаде.
Результаты исследования и их обсуждение. Подготовка к олимпиаде начинается в конце учебного года. С точки зрения психологии обучающиеся, которые имеют прочную мотивацию на участие в олимпиаде в следующем учебном году, во время летних каникул будут готовиться к ней. Такая позиция, как показывает опыт, верна и прогрессивна. В начале учебного года проводится школьный этап олимпиады, идет комплексный отбор одаренных учащихся. На этом этапе в соревнованиях принимают участие все желающие школьники с 8-го по 11-й класс. И даже если учащиеся, которые будут защищать честь школы на муниципальном уровне, уже определены, нередко после проведения школьного этапа появляются дети, на которых необходимо обратить внимание и начать работать с ними.
Процесс подготовки зависит от многих факторов. Взаимодействие учителя физической культуры при подготовке предусматривает интерактивное сотрудничество: ученик-тренер (если ученик посещает спортивную секцию)-руководитель команды-родители-классный руководитель-администрация лицея. Благодаря комплексному взаимодействию перечисленных участников образовательного процесса можно запрограммировать необходимый индивидуальный результат
спортсмена. Позитивное взаимодействие всех участников облегчает задачу подготовки учащихся.
Подготовку к теоретическому туру необходимо специально организовывать: следует проводить лекционные занятия и контрольные срезы для выявления уровня знаний специальных терминов и процесса теоретической подготовки в целом. Системная и планомерная теоретическая подготовка позволяет участникам республиканского и федерального туров отвечать на сложные вопросы, используя логическое мышление и память.
Многофункциональность заключительного этапа олимпиады не позволяет выделить основной вид спорта, в связи с тем что перечень видов спорта меняется ежегодно за небольшим исключением и становится известен только после заседания судейской коллегии. Школьники должны получать разностороннюю спортивную подготовку, чтобы успешно выступить в испытаниях. Опыт работы показывает, что волейбол может дать более стабильный результат, чем баскетбол или футбол (к ним тоже надо готовиться). Комплексы гимнастики можно отработать до автоматизма, но при этом помнить, что набор и последовательность выполнения элементов в них постоянно меняются. Высокие баллы приносит учащемуся участие в легкоатлетических соревнованиях Всероссийской олимпиады.
Заключение. Блоковая система полностью отвечает требованиям подготовки по видам спорта и обеспечивает высокий результат. Создание методики блоковой системы позволит использовать опыт работы по данному направлению.
Литература
1. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе /Л.И. Лубышева.
- М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.
2. Лубышева Л. И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 10.
- С. 63-65.
Информация для связи с автором: lkhoda@yandex.ru