ББК65
О.М. Алиев, К.К. Курбанов
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Проведен анализ современного состояния АПК Республики Дагестан, как объекта стратегического управления. На основе анализа решаемых в процессе стратегического управления задач и их взаимосвязей разработана структурная модель стратегического управления АПК региона, основными составляющими предложенной модели являются информационное обеспечение стратегического управления, выбор механизмов регулирования, разработка стратегической программы развития и обеспечение реализации стратегии.
Ключевые слова: Республика Дагестан, регион, агропромышленный комплекс, стратегическое управление, аграрная политика, прогнозирование.
Выполнение функций государственного управления агропромышленного комплекса (АПК) на уровне региона требует введения системы стратегического управления агропромышленным производством. Целью стратегического управления должно являться создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе. Для достижения целей и решения задач стратегического управления агропромышленным производством необходимо сформулировать основные мероприятия по совершенствованию систем государственного и хозяйственного управления на региональном уровне и уровне отдельных предприятий.
Кризис в аграрном секторе экономики оказался более глубоким, чем во многих других отраслях народного хозяйства. Удельный вес АПК в ВРП РД составляет более 40%. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов. В настоящее время, по данным Министерства сельского хозяйства Дагестана в АПК функционирует более 650 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Кроме того, в системе АПК функционируют более 43 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 400 тысяч личных подсобных хозяйств граждан [1]. Продолжает сохранять ведущие позиции в промышленности республики перерабатывающий сектор АПК. В настоящее время удельный вес пищевой отрасли в структуре промышленного производства РД составляет 32,7%, на долю товарных ресурсов приходится около 32,4 %, численности промышленного персонала -25 %.
Доля сельскохозяйственных предприятий в общереспубликанском производстве за годы реформ снизилась с 57,0 % в 1990 до 10,6 % в 2008 г., тогда как роль личных подворий и крестьянских (фермерских) хозяйств возросла соответственно с 43,0-77,4 % и 0-12,0 % (см. табл. 1). Основной причиной такого положения явилась политика, направленная на формирование мелкого товарного производства при необоснованном разрушении и разукрупнении функционировавших крупных колхозов и совхозов.
Таблица 1
Динамика роли категорий товаропроизводителей в валовом производстве сельскохозяйственной
продукции РД (в %)
1990 1995 2000 2006 2007 2008
Сельское хозяйство в целом 100 100 100 100 100 100
Сельскохозяйственные предприятия 57,0 23,9 17,1 9,2 7,8 10,6
Хозяйства населения 43,0 73,9 77,8 80,7 79,7 77,4
Фермерские хозяйства - 2,2 5,1 10,1 12,5 12,0
Растениеводство
Сельскохозяйственные предприятия 59,4 27,6 26,6 9,0 9,4 13,4
Хозяйства населения 40,6 71,0 66,8 80,3 77,8 72,9
1
Фермерские хозяйства - 1,4 6,6 10,5 12,8 13,7
Животноводство
Сельскохозяйственные предприятия 55,1 20,8 11,4 9,4 6,1 7,3
Хозяйства населения 44,9 76,3 84,4 81,0 82,0 82,3
Фермерские хозяйства - 2,9 4,2 9,6 11,9 10,4
Источник: статистический сборник «Сельское хозяйство Дагестана, 2009».
В настоящее время валовую продукцию сельского хозяйства в республике Дагестан формирует личное подворье. Государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия представлены ныне преимущественно животноводческими комплексами, птицефабриками и специализированными хозяйствами. Как правило, они имеют высокий производственный потенциал, значительные объемы производства, индустриальные технологии. Товарная продукция, производимая ими, прежде всего, идет на удовлетворение нужд государства.
Уровень развития отраслей характеризуется рядом количественных и качественных показателей основными, из которых являются темпы роста производства валовой продукции. Эти показатели (см. табл. 2) показывают что, в последние годы производство валовой продукции по большинству продуктов стабилизировалось. Из анализа динамики производства основных видов продукции сельского хозяйства в республике видно, что по большинству культур имеется значительный рост. Производство картофеля в 2008 году увеличилось по сравнению с 1995, в 2,2 раза и составило 348,6 тыс. тонн, овощей за этот период получено 832,2 тыс. тонн, что в 6 раз больше, имеют тенденции к росту производство винограда, молока, мяса, шерсти и яиц.
Таблица 2
Динамика производства основных видов продукции сельского хозяйства в Республике Дагестан
(в хозяйствах всех категорий), тыс. тонн
Показатели годы
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008
Зерно 289,3 232,1 340,7 350,4 335,6 268,2 219,9
Картофель 146,0 104,5 262,3 293,2 349,9 345,2 348,9
Овощи 134,6 310,0 685,2 715,5 818,1 830,9 832,2
Плоды 131,5 45,5 71,0 71,2 82,7 93,3 100,9
Виноград 75,4 58,1 83,1 88,7 99,7 118,4 118,7
Молоко 284,9 278,8 331,3 348,0 372,0 409,8 503,7
Мясо (ж.м.) 114,0 100,5 126,4 115,3 131,8 138,8 145,9
Шерсть (ф.в.) тонн 12168 8843 11711 13227 14393 15602 16500
Яйца, млн. шт. 179,3 245,4 282,3 274,9 305,4 215,7 196,1
Источник: Статистический сборник «Сельское хозяйство Дагестана, 2009».
По всем видам валовой продукции в натуральном выражении достигнут значительный рост. Исключение составляет зерно и плоды. Наиболее высокие результаты достигнуты по картофелю, овощам, винограду, молоку и шерсти. Снижение производства зерна и плодов произошло в основном из-за сокращения площадей.
Проведенный анализ АПК Республики Дагестан, как объекта стратегического управления, показал, что, несмотря на некоторую стабилизацию в последние годы, просматривается ухудшение положения социально-экономической обстановки на селе. На основе анализа внешней и внутренней среды выявлены основные стратегические проблемы развития сельскохозяйственного производства региона. К ним относятся: устойчивая тенденция сокращения объемов материально-технических, финансовых, трудовых ресурсов, снижение качественных характеристик ресурсов, нарушение технологических связей, разрыв отношений производителей с поставщиками, низкая конкурентоспособность продукции и предприятий; неэффективная ценовая политика предприятий; противоречие между рыночной внешней средой и производственной ориентацией предприятий.
Все это предопределяет необходимость перехода на новый курс в аграрной политике,
направленный на стабилизацию, ускоренное восстановление и развитие аграрной экономики. Этот курс должен опираться в основном на собственные ресурсы, свой исторический опыт и учитывать достижения передовой аграрной экономики. При этом необходимо оптимальное соотношение государственного регулирования сельскохозяйственного производства и рыночных рычагов управления, а также формирование инновационной политики и научно-технической модернизации агропромышленного производства.
Следует остановиться и на такой форме интеграции, как формирование крупными перерабатывающими предприятиями собственной сырьевой базы путем установления с территориально сопряженными с ними сельскохозяйственными предприятиями долгосрочных партнерских отношений. В качестве первоначальных инструментов развития подобного рода партнерства обычно применяются авансирование затрат под урожай текущего года, лизинг или сдача в аренду сельскохозяйственных машин и техники. На последующих стадиях сотрудничества перерабатывающие предприятия часто осуществляют контроль над частью капитала своих поставщиков сырья. При этом надо отметить, что имеющиеся трудности с приобретением юридическими лицами земельных паев сдерживают масштабные и долгосрочные инвестиции перерабатывающих структур в "сырьевой" сектор.
Достойный уровень жизни сельского населения Республики Дагестан может быть обеспечен только на базе эффективной организации функционирования регионального АПК и его подсистем через создание современной инфраструктуры рынка - оптовых продовольственных рынков, товарно-сырьевых бирж, страховых компаний, специализированных банков, машинно-техно-логических станций, лизинговых служб, информационно-консультационных служб, коммуникационных сетей для передачи информации и рационального использования имеющегося потенциала.
Требуют изменений подходы к социальному развитию села. Стратегически село следует рассматривать не только как агропроизводственную сферу, но как социально-территориальную подсистему, выполняющую широкий спектр народнохозяйственных функций (демографическую, культурную, рекреационную, природоохранную и др.).
Выполнение функций государственного управления АПК на уровне региона требует введения системы стратегического управления агропромышленным производством. Целью стратегического управления должно являться создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе. Для достижения целей и решения задач стратегического управления агропромышленным производством необходимо сформулировать основные мероприятия по совершенствованию систем государственного и хозяйственного управления на региональном уровне и уровне отдельных предприятий.
Высшим государственным органом управления АПК региона является Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, осуществляющее государственное управление и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
По нашему мнению, Министерство сельского хозяйства республики должно быть не столько органом управления текущими экономическими процессами или местом, где делят государственные субсидии АПК, сколько центром разработки стратегии аграрного развития региона. Это предполагает, что основным в его работе будет анализ условий и результатов хозяйственной деятельности предприятий АПК, функционирования аграрных рынков, ситуации в продовольственном хозяйстве Дагестана и России.
Оценка существующей системы управления в АПК Дагестана позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многие преобразования управленческих структур агропромышленного комплекса в течение последних 10 лет, адекватных изменений еще не достигнуто. Существующая в регионе система управления АПК ориентирована в основном на решение оперативных задач и не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке. В связи с этим целесообразно в структуре Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан выделить отдел стратегического управления, прогнозирования экономики, финансов и
инвестиций и разграничить всю совокупность мер по государственному регулированию на меры оперативного и стратегического воздействия.
В связи с вышеизложенным, предлагаем реформировать центральный аппарат Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан и выполнение стратегических задач поручить специальному подразделению, выделяемому по программно-целевому принципу. Оно должно располагать необходимыми финансовыми ресурсами (стратегический бюджет) и строить свою деятельность в соответствии с программами (проектами) развития [2].
В условиях ограниченных финансовых ресурсов в основу преобразований может быть положена стратегия поляризованного развития, суть которой заключается в том, что имеющиеся инвестиции концентрируются и направляются на формирование «центров роста». Основой данного типа стратегии является эффект мультипликатора от концентрации финансовых ресурсов на предприятиях, в отраслях и сферах деятельности АПК, в которых, в силу их специфики и наиболее благоприятных условий, он будет максимальным.
В качестве "центров роста" могут выступать: машинно-технологические станции; племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства, опытно-производственные хозяйства. В стратегическом отношении в качестве "центров роста" возможно также рассматривать предприятия перерабатывающей промышленности, воздействие на которые с помощью инвестиций позволит управлять становлением и развитием всей технологической цепью, обеспечивая мультипликативный эффект в АПК в целом. В дальнейшем они сами должны будут выступать источниками инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и сети по реализации продукции.
Государственная вертикаль управления при рыночных отношениях должна быть органической составной частью общей экономической деятельности, общей системой хозяйственного механизма. Только сочетание систем государственного и хозяйственного стратегического управления в хозяйственном механизме способно обеспечить стабильное и эффективное развитие аграрного производства.
Данные обстоятельства диктуют необходимость повышения эффективности процесса стратегического управления главным образом за счет его автоматизации. Основой автоматизированного управления АПК является его структурная модель.
На основе анализа решаемых в процессе стратегического управления задач и их взаимосвязей нами предлагается вариант модели стратегического управления АПК региона (см. рис). Предложенный вариант структурной модели стратегического управления АПК региона, адаптирован к рыночным условиям. Основными ее составляющими являются информационное обеспечение стратегического управления, выбор механизмов регулирования, разработка стратегической программы развития и обеспечение реализации стратегии. Используя представленную модель, региональные органы управления АПК могут формировать систему стратегического управления сельскохозяйственным производством на основе организации эффективного информационного взаимодействия предприятий регионального АПК, мотивации предпринимательской активности работников АПК с помощью экономических, организационных и иных рычагов воздействия, автоматизации процессов управления.
Первый этап данной модели составляет процедуру прогнозирования развития регионального АПК с учетом развития институциональных, финансово-кредитных, экологических и других основных направлений агропродо-вольственной политики Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу.
Основные направления агропродовольственной политики Российской Федерации до 2020 г.
Институциональная политика
Фина нсово-кредитная Э кологическая политика политика
Политика развития сельских территорий
1
Информационное обеспечение стратегии
Области возникновения информации База анализируемых данных
Макроэкономические показатели Межрегиональные связи Отраслевая информация ч Тенденции и прогнозы регионального развития Анализ ресурсного потенциала отраслей АПК Маркетинговые исследования
1
Организационно-экономический механизм регулирования Продовольственный рынок Ры нок ресурсов Ры нок земли Управление и контроль за реализацией стратегии Фиксация и анализ результатов Корректировка управленческих воздействий
1 Стратегическая программа 1 II
Нормативно-правовое обеспечение стратегического развития агропромышленного производства
Рис. Структурная модель стратегического управления АПК региона
Основой получения всех необходимых данных для прогнозирования является информационная база, состоящая из определенной совокупности массивов, включающих необходимую архивную, нормативную, плановую и оперативную информацию о состоянии производства на текущий момент времени.
Решения, принимаемые в управленческой системе, будут тем точнее и правильнее, чем более объемной и всесторонней будет информация, получаемая как из внешней среды, так и из самой системы.
В предлагаемой модели вся информация сформирована в блоках, соответствующих областям возникновения информации: макроэкономические показатели; информация о межрегиональных связях; информация по отраслям АПК: сельское хозяйство, переработка, производственная инфраструктура и транспорт.
В целях большого охвата информации по каждому разделу в блоке целесообразно отслеживать ограниченное число (не более 50-100) укрупненных показателей. Дальнейшая детализация возможна с учетом специфики конкретных исследований.
Информация блока макроэкономических показателей позволяет смоделировать и оценить макроэкономическую ситуацию в регионе, используя такие показатели, как объем производства, уровень цен, совокупная налоговая ставка, дефицит бюджета и другие; анализ их динамики; прогнозирование развития ситуации.
Блок "межрегиональные связи" необходим для аккумуляции информации по обмену продукции между агросистемами регионов. Эта информация может быть использована для увязки в единый баланс показателей производства и распределения продукции. Сюда же можно включить раздел, ориентированный на решение задач, связанных с оценкой эффекта от межрегиональных взаимодействий.
Информационный макет состояния отраслей характеризует экономический,
технический и организационный уровни производственного потенциала агросистемы региона по воспроизводственной технологической цепочке: сельскохозяйственное производство -закупки - промышленная переработка -хранение - транспортировка - реализация - потребление. Могут выделяться группы показателей, характеризующих, соответственно, наличие ресурсов, степень, условия и способы их взаимодействия, объемы и структуру производимой продукции и др.
На основе данного макета могут быть решены задачи: взаимоувязки сырьевых ресурсов и мощностей для их переработки на уровне сельского административного района и всего региона, прогноза развития региональных агропроизводственных систем.
Использование дополнительной информации о населении региона позволит провести комплексный анализ соответствия обеспечения населения продуктами питания и возможностей перерабатывающей промышленности региона в их удовлетворении, а также определить наиболее рациональные пути формирования потенциала агропромышленного производства региона.
Формирование базы анализируемых данных должно базироваться на использовании информационных технологий. В состав программного обеспечения необходимо вовлечь средства ввода информации и доступа к ней, информационного поиска, простейшей обработки (агрегирование, группировка, временной ряд и т. п.), визуализации результатов расчетов (таблицы, графики, картограммы). Следует предусмотреть средства преобразования информации с использованием статистических и экономико-математических моделей, выбор которых в дальнейшем будет расширяться, определяться тематикой исследований, доступностью соответствующей информации, разработанностью экономико-математического аппарата.
Перспективным и прогрессивным источником получения информации для стратегического управления являются информационные сети. Применение современных информационных технологий в управлении АПК предполагает наличие достоверной, своевременной и полной информации и принятие на ее основе обоснованных решений о вмешательстве (невмешательстве) органов (аппарата) управления в течение всего производственного, экономического и инновационного процессов в АПК.
Завершающим этапом модели стратегического управления АПК региона является реализация разработанной программы. Эффективность ее реализации оценивается путем фиксирования и анализа фактического хода производства, в результате сбора и обработки оперативных статистических данных по производству, затратам, реализации продукции, о финансовом положении предприятий.
На основании проведенного анализа выявляется необходимость в корректировке управляющих воздействий (см. рис.). При наличии существенных отклонений или не восприятии рекомендаций (а также отсутствии ожидаемой реакции на принятые законодательные акты и утвержденные целевые программы) следует выявлять их слабые места и, при необходимости, вносить изменения и дополнения в намеченные на прогнозируемый период стратегию, тактику проведения аграрной политики, механизмы реализации намеченных мероприятий.
Таким образом, взаимоувязка государственного и хозяйственного стратегического управления должна осуществляться на основе использования сельскохозяйственными предприятиями и иными субъектами рынка информации, прогнозов; участия в целевых программах и отдельных проектах; заключения договоров и контрактов, в том числе на поставку продукции в федеральный и региональный фонды. Центральным звеном представленной нами модели стратегического управления региональным АПК является стратегическая программа производства продукции, разрабатываемая на основе анализа существующих тенденций и прогноза развития экономики.
Библиографический список:
1. Информационный буклет Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан // ГУ "Информационно-консультационная служба при МСХ РД". Махачкала. 2010.
2. Курбанов К.К. Основные направления совершенствования системы стратегического управления региональным АПК / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы преобразования экономики". Махачкала, 2010 г. ИСЭИ ДНЦ РАН.
3. Петросянц В.З., Елисеева Е.М. Инвестиционная политика модернизации и инновационных преобразований региональной экономики / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы преобразования экономики". Махачкала, 2010 г. ИСЭИ ДНЦ РАН.
O.M. Aliev
Improvement organizing-management structure wholesale food market in region
Article is dedicated to methodical aspect of the improvement organization-management structure wholesale food market in region as one of the efficient forms of the advancement to product AIK from producers to consumer on base of the mutually beneficial economic relations.
Keywords: The region, agroprovisions complex, market infrastructure, organization, wholesale food market.
Алиев Осман Магомедзагидович (1977) кандидат экономических наук (2006), доцент с 2009 г. ДГУ закончил в 1999 г. Зав. кафедрой экономических дисциплин филиала в г. Кизляре ДГУ. Область научных интересов - региональная экономика, агропродовольственный комплекс, развитие оптовых продовольственных рынков в регионе. 1 монография, 35 публикаций.
Курбанов Казбек Керимович (1975) кандидат экономических наук с 2002 г., старший научный сотрудник с 2005 г. ДГСХА закончил в 1997 г. Старший научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН. Область научных интересов - региональная экономика, региональная аграрная политика, инновационные преобразования в аграрном секторе экономике, стратегическое управление региональным АПК. 1 монография, 65 публикаций.