ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
УДК: 338.43 КУРБАНОВ КАЗБЕК КЕРИМОВИЧ
к.э.н., заведующий отделом ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
ЮНУСОВА ПАТИМАТСУЛЕЙМАНОВНА
к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК1
Аннотация. Цель работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов по формированию институциональной среды регионального АПК в условиях инновационного развития, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий, структурной нормализации воспроизводства в АПК. Методологией проведения работы послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области формирования организационно-экономического механизма развития агропромышленного комплекса, организационно-экономических отношений в сферах производства сельскохозяйственной продукции, переработки, финансово-кредитного обслуживания, реализации продукции. Исследование построено на принципах системного подхода, при обосновании теоретико-методических положений и выводов использованы общенаучные логические приемы и методы исследования. Результаты работы. Результаты исследований показывают, что структурно-инновационные преобразования как основа развития регионального АПК посредством трансформации организационно -экономического механизма будет способствовать возрождению его производственного потенциала и восстановлению нормального воспроизводственного режима функционирования всей агропромышленной сферы региона. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами региональной власти при разработке комплексных программ регионального развития и формирования новой институциональной среды регионального АПК. Выводы. Неравновесное состояние современной российской экономики, несоответствие между спросом и предложением сельскохозяйственной продукции отражают вариативный характер развития экономической системы, требующей регулятивного участия со стороны государства. Подверженность хозяйствующего субъекта влиянию общеэкономических особенностей аграрной сферы способствует формированию как инструментов воздействия со стороны государства, так и выработке адаптивных моделей поведения, опирающихся на внутренние резервы хозяйствования. Одним из главных направлений формирования новой институциональной структуры агропромышленного комплекса СКФО должно стать развитие кооперации как наиболее рациональной системы организационно-экономических отношений в сферах производства сельскохозяйственной продукции, переработки, финансово-кредитного обслуживания, реализации продукции, а также как наиболее приемлемый путь формирования земельных и производственных отношений и организованного рынка.
Ключевые слова: институциональная среда, структура, региональный АПК, аграрная сфера, инновационное развитие, интеграция, кредитная кооперация.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-02-00374а)
KURBANO V KAZBEK KERIMOVICH
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
YUNUSOVA PATIMATSULEYMANOVNA
Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
STRUCTURAL-INNOVATIVE TRANSFORMATIONS AS THE BASIS FOR FORMING A NEW INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FOR THE REGIONAL AIC
Abstract. The goal of the study is in researching theoretical and practical issues of forming an institutional environment for the regional AIC in the conditions of innovative development, accelerating the speed of growth of volumes of agricultural products based on improving the effectiveness of using the resource potential and the competitiveness of products, solving social problems of agricultural territories, structural normalization of reproduction in the AIC. The methodology of completing the study were the major works of domestic and foreign scientists-economists in the area of forming an organizational-economic mechanism of development of the agro-industrial complex, organizational-economic relations in the areas of production of agricultural products, processing, financial-credit services, selling products. The study is built upon the principles of a systemic approach; when substantiating the theoretical-methodic provisions and conclusions we have used the general scientific logical approaches and methods of research. The results of the study. The results of studies show that structural-innovative transformations as a foundation of development of the regional AIC through transforming the organizational-economic mechanism will contribute to the revival of its production potential and restoring the normal reproductive mode of functioning of the whole agro-industrial field of the region. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by the regional governmental authorities when developing complex programs of regional development and forming a new institutional environment for the regional AIC. The conclusions. The unbalanced state of Russian economy, the mismatch between supply and demand of agricultural products reflect the variable character of development of the economic system requiring regulatory participation from the state. The fact that economic entities are affected by general economic characteristics of the agrarian sphere contributes to the formation of both instruments of impact from the state, and to the development of adaptive models of behaviour relying on the internal reserves of economic management. One of the main areas of focus of forming a new institutional structure of the agro-industrial complex of the NCFD has to be the development of cooperation as the most rational system of organizational-economic relations in the fields of production of agricultural products, processing, financial-credit services, selling products; as the most suitable way of forming land and manufacturing relations and an organized market.
Keywords. An institutional environment, a structure, the regional AIC, the agrarian field, innovative development, integration, credit cooperation.
Введение. АПК представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Деятельность всех отраслей агропромышленного комплекса направлена на достижение единой обобщающей цели - производства конкурентоспособных высококачественных продуктов питания и адресное доведение их до конечных потребителей, а также бесперебойное обеспечение перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем.
Наложение принципов общеэкономического анализа воспроизводственных процессов на агросферу показывает, что содержание воспроизводственного подхода сводится к учету составных элементов сельскохозяйственного производства (производительные силы, производ-
ственные отношения), стадий процесса воспроизводства (собственно производство, распределение, обмен, потребление), непрерывности и устойчивости процесса производства.
За годы реформ кризис в аграрной сфере оказался более глубоким, чем во многих других отраслях российской экономики. Это обусловлено тем, что естественные условия сельского хозяйства ставят его в неравное положение с другими отраслями, ибо ему присущи сезонность производства, замедленный оборот капитала, диспаритет цен, рассредоточенность на большой территории, неспособность самостоятельно противостоять отраслям-монополистам.
Однако, как показывает анализ статистической отчетности, сегодня агропромышленный комплекс России представляет собой крупный социально значимый сектор экономики. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится шестая часть ВВП страны, потребительский рынок более чем на 70 % формируется за счет продовольствия и товаров, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья. Исследование тенденций развития АПК Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) позволяет утверждать, что в рыночно-трансформационный период во всех сферах агропромышленного комплекса произошли существенные изменения. Ряд из них следует оценивать как положительные, обеспечивающие адаптацию регионального АПК к рыночным условиям.
Методы исследования. Главенствующим фактором, обеспечивающим дальнейшее развитие агропромышленного производства в СКФО, является регулирование уровней накопления и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и форм хозяйствования, осуществляемое путем регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы для сельского хозяйства через дотации и компенсации агропроизводителям, субсидии, банковский кредит под низкий процент, льготное налогообложение, государственный заказ, закупки в федеральный и региональный продовольственные фонды [5, 6, 7, 8].
Наряду с прямой государственной финансовой поддержкой сельхозтоваропроизводители нуждаются в открытом доступе к кредитным ресурсам. Альтернативным вариантом формирования системы кредитования аграрных производителей должно стать развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных и страховых кооперативов. В связи с этим крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства представляют для кредитной кооперации особый интерес и как потенциальные заемщики, сглаживающие сезонность сельскохозяйственного производства, и как потенциальные сберегатели, круглогодично пополняющие ресурсы кредитования в кооперативе. Примерный механизм кредитования сельхозпроизводителей через систему сельских кредитных кооперативов представлен на рис. 1.
Рис. 1. Механизм создания системы кредитования сельхозтоваропроизводителей.
Приоритетными направлениями аграрной политики по поддержке регионального АПК должны стать:
- формирование нормативно-правовой базы в сфере стимулирования рыночной интеграции и кооперации сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий;
- формирование вертикально-интегрированной системы потребительской кооперации в области сбыта и переработки продукции;
- лизинг техники и животных;
- финансирование ветеринарной службы;
- информационно-консультационное обслуживание;
- экспансия кредитно-финансовой системы;
- развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных и страховых кооперативов (см. рис. 2).
Органы местного самоуправления
О к
ж б 3 д
ж
ет
н а р е
гио о
н
р о в н
Федеральный бюджет
Бюджет субъекта Федерации
Муниципальный бюджет
Величина трансфертов из вышестоящего в нижестоящие бюджеты зависит от выполнения показателей социально-экономического развития сельских территорий
Федеральные
законы развития АПК
Отраслевые органы исполнительной власти
Дотации
Организация закупок
Сбыт продукции
Совершенствование механизма государственной поддержки
Совершенствование земельных отношений
Условия: организационные, экономические, финансовые, правовые, социальные
Повышение эффективности производства
Региональные
законы развития АПК
Развитие рыночной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции отношений
Создание информационно-консультационной службы и научного обеспечения
Развитие ресурсного потенциала
Рис. 2. Система мер государственной поддержки развития АПК регионального уровня.
Эта система предполагает участие органов регионального (местного) самоуправления в государственном регулировании и поддержке сельскохозяйственных производителей путем мер поощрения развития инновационной деятельности, кооперации и интеграции с предприятиями смежных отраслей.
Представляется, что использование вышеприведенных действенных схем развития АПК региона посредством трансформации организационно-экономического механизма будет спо-
собствовать возрождению его производственного потенциала и восстановлению нормального воспроизводственного режима функционирования всей агропромышленной сферы региона [2, 3, 11, 12].
В этих условиях целью стратегии инновационного развития АПК СКФО является ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий [15, 16, 17].
Ускорение темпов экономического роста АПК СКФО намечается обеспечить за счет:
- улучшения рыночной сферы в АПК и облегчения доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов (земельных, финансовых, материально-технических, информационных);
- формирования экономически активных субъектов бизнеса в АПК, улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;
- создания условий для устойчивого развития сельских территорий;
- формирования инновационной среды;
- создания единой системы информационного обеспечения.
Выполнение поставленных задач по ускоренному и динамичному развитию АПК региона предусматривается осуществить по следующим направлениям:
1. Устойчивое развитие сельских территорий:
- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений.
2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства на региональном уровне:
- поддержание почвенного плодородия;
- создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.
3. Развитие животноводства:
- развитие молочного животноводства;
- развитие мясного скотоводства;
- развитие птицеводства;
- развитие овцеводства и козоводства;
- развитие пчеловодства;
- поддержка племенного животноводства.
4. Развитие растениеводства:
- поддержка элитного семеноводства;
- производство зерна;
- производство картофеля и овощей;
- закладка многолетних насаждений;
- развитие кормопроизводства.
5. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственной потребительской кооперации.
6. Научное обеспечение агропромышленного комплекса региона:
- развитие научных исследований;
- проведение семинаров;
- разработка проектов по строительству объектов сельскохозяйственного назначения.
7. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства региона:
- повышение доступности кредитов;
- повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
- техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
- снижение рисков в сельском хозяйстве.
Несмотря на то, что основной задачей в рамках структурной нормализации воспроизводства в АПК является достижение оптимальной структуры трудового процесса, ориентированного на максимальное производство конечного продукта, обеспечивающего полное удовлетворение потребностей общества, немаловажным остается и всемерная экономия промежуточного продукта. Так, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции при уборке, транспортировке, переработке и хранении дает прибавку в ресурсах потребления 20-30 %. При этом затраты, связанные с экономным использованием и сохранением сельскохозяйственной продукции, как правило, значительно меньше затрат на ее производство. По оценкам специалистов, их окупаемость происходит в 2-3 раза быстрее по сравнению с капитальными, инвестиционными вложениями собственно в аграрную сферу.
Большая часть продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей попадает к конечному потребителю только после предварительной «доработки» перерабатывающими предприятиями. Концепция концентрации перерабатывающих и пищевых производств, объемов производимого ими конечного продукта складывается в рыночных условиях за счет поставок «местного» сырья.
Сегодня Республика Дагестан как один из крупнейших регионов СКФО занимает особое место в обеспечении продовольственной безопасности страны. Аграрный сектор экономики является ключевой сферой народнохозяйственного комплекса республики, от развития которого в значительной степени зависит благосостояние подавляющей части населения. Объем производства продукции сельского хозяйства в 2016 году составил 112,5 млрд рублей. В структуре объема производства валовой продукции сельского хозяйства на долю сельхозорга-низаций приходится 13,4 процента, на долю фермерских хозяйств - 13,2 процента и на долю хозяйства населения - 73,5 процента, то есть более 86 процентов приходится на малые формы хозяйствования [1, 10, 13].
Таблица
Сравнительные данные СКФО и РД по объемам производства сельхозпродукции*
по СКФО по РД в % кСКФО
2014 2015 2014 2015 2014 2015
Численность населения, тыс. чел. 9659 9718 2990,4 3015,7 30,96 31,03
Численность сельского населения, тыс. чел. 4916,5 4945,8 1642,2 1657,4 33,40 33,51
Производство продукции с/х в факт. действ. ценах, млн руб. 341516,8 408624,7 87914,7 99541,4 25,74 24,36
Поголовье КРС, тыс. голов 2316,2 2299,3 992,2 1007,9 42,84 43,83
коров 1145,8 1139,1 474 483,6 41,37 42,45
овец и коз 9680,5 9719,1 5140,6 5306,3 53,10 54,60
Производство мяса на убой в ж. м., тыс. тонн 869,7 914,4 212,6 220,6 24,45 24,12
Производство молока, тыс. тонн 2725,8 2754,6 791,9 820,2 29,05 29,77
Производство яиц, млн шт. 1431,3 1423,9 218 230 15,23 16,15
Валовый сбор зерновых, тыс. тонн 11012,3 11448,4 311,7 341,0 2,83 2,98
подсолнечника, тыс. тонн 457,0 446,8 9,6 8,4 2,15 1,88
картофеля, тыс. тонн 1375,3 1473,7 359,5 382,3 26,14 25,94
овощей, тыс. тонн 2226,1 2368,6 1293,8 1352,0 58,12 57,08
плодов, тыс. тонн 308,2 349,1 108,1 128,0 35,07 36,67
винограда, тыс. тонн 189,1 194,6 137,2 147,6 72,56 75,85
Площадь сельхозугодий, тыс. га 11172,7 11168,2 3253,4 3254,3 29,12 29,14
Площадь пашни, тыс. га 5482,2 5468,1 483,6 484,0 8,82 8,85
*[1, 10].
Под влиянием природно-климатических условий на территории Дагестана сформировалась своеобразная структура сельскохозяйственных угодий, где на долю пастбищ и сенокосов приходится более 80,0 %. Исторически это предопределило особенности сельского хозяйства, в структуре которого выделяются такие отрасли, как овцеводство, виноградарство, садоводство, овощеводство. По уровню развития этих отраслей Дагестан среди других субъектов РФ занимает ведущее место, а по поголовью овец и по объему производства винограда - первое. Но самое главное заключается в том, что эти отрасли сельского хозяйства являются сырьевой базой для производства вина и виноматериалов, плодоовощных консервов, сухофруктов, шерстяной пряжи и овчины.
Аграрный сектор экономики является системообразующим, в значительной степени определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения республики. В его состав входят более 1000 сельскохозяйственных формирований различных организационно-правовых форм собственности, свыше 17 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 485 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 20 %. В нем занято до 30 % численности экономически активного населения и сконцентрировано более 12 % основных производственных фондов.
Республика Дагестан располагает значительным аграрным потенциалом. В республике сосредоточено 20,5 % российского поголовья овец и коз (1-е место), 4,9 % поголовья КРС (3-е место). Произведено 7,6 % овощей (1-е место), около трети производимого в стране винограда (2-е место), 4,11 % плодов (5-е место), 25,7 % шерсти (1-е место) [10, 13].
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одной из ведущих отраслей в экономике республики по созданию валового продукта и величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан в общем объеме обрабатывающих производств составляет 25 процентов. На территории республики действует более 120 предприятий пищевой промышленности, находящихся в частной собственности.
В 2016 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по производству пищевых продуктов, включая напитки и табака, составил 14232,2 млн рублей. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2016 году составил по сравнению с 2015 годом - 105,7 %.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличены объемы производства: плодоовощных консервов - на 20,5 %, минеральной воды - на 20,4 %, безалкогольных напитков - на 7,8 %, сыра и творога - на 1,3 %, макаронных изделий - на 3,2 процента.
В натуральном выражении за 2016 год выработка мяса и субпродуктов 1-й категории составило 6434,7 тонн; колбасных изделий - 1378,2 тонн; цельномолочной продукции -28256,0 тонн; масла сливочного - 470,0 тонн; сыра и продуктов сырных - 22871,6 тонн; сыра и творога - 5826,4 тонн; плодоовощных консервов - 29,9 муб; хлеба и хлебобулочных изделий - 209,5 тыс. тонн; кондитерских изделий - 18370,2 тонн; муки - 607,0 тонн; безалкогольных напитков - 16612,0 тыс. дал; минеральной воды - 131,5 млн бут. 0,5 л.
Производственные мощности действующих предприятий, и особенно технический уровень, не позволяют осуществить их полную загрузку, увеличить выработку важнейших видов питания, что приводит к большим потерям сельскохозяйственного сырья. Все это наряду с неразвитостью рыночной инфраструктуры, недостаточным притоком инвестиций значительно снижает конкурентоспособность продукции АПК региона [5, 9].
Результаты. Кооперацией должно быть охвачено большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых наряду с основным сельскохозяйственным производством расширится несельскохозяйственная деятельность. Перспективным является соединение технологически связанных производств и рынка в интегрированные системы на базе разных или единой форм собственности. В результате кооперативные организации займут значительный удельный вес и станут стержнем структуры АПК. В целом в аграрном секторе следует создавать условия для эффективного сочетания малого, среднего и крупного сельскохозяйственного производства, их экономического взаимодействия.
Необходимо отметить, что формирование современной инфраструктуры рынка (оптовых продовольственных рынков, товарно-сырьевых бирж, страховых компаний, специализированных банков, машинно-технологических станций, лизинговых служб, информационно -консультационных служб, коммуникационных сетей для передачи информации и рационального использования имеющегося потенциала) оказывает прямое воздействие на ход и результаты производственной деятельности как отдельных звеньев, так и АПК в целом.
Выводы. В современных условиях рынка основные формы и направления развития интеграции и кооперации в агропромышленном комплексе СКФО должны быть направлены на формирование аграрного рынка региона; самообеспечение региона продовольствием; повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для сельскохозяйственного производства; формирование эффективного производства агропромышленной продукции, обеспечивающего потребности населения в продуктах и перерабатывающих предприятий в сельскохозяйственном сырье.
Литература
1. Буклет «Показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2016 год». - Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД. - Махачкала. - 2017.
2. Гасанов М. А. Производственная инфраструктура и эффективность АПК региона / М. А. Гасанов, К. К. Курбанов, А. З. Омаров // Экономика сельского хозяйства. - 2009. - № 6. - С. 57-66.
3. Дохолян С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального производства / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 4. - С. 135-159.
4. Дохолян С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. - 2012. - Т. 11. - № 3 (11). -С. 121-130.
5. Курбанов К. К. Диспропорции в АПК Северо-Кавказского федерального округа и их влияние на экономику сельских территорий / К. К. Курбанов, В. З. Петросянц //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 8 (46). - С. 107-112.
6. Курбанов К. К. Кластер как эффективная форма инновационного развития региона // В сборнике: «Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики». - Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Махачкала, 28 апреля 2014 г. - ФГБОУ ВПО «ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова». - 2014. - С. 77-80.
7. Курбанов К. К. Направления развития АПК Республики Дагестан: политика стабилизации и экономического роста //В сборнике: Направления развития АПК на этапе стабилизации и подъема экономики. Материалы круглого стола, проведенного в Институте социально-экономических исследований ДНЦ РАН. - 2005. - С. 5-14.
8. Курбанов К. К. Стратегия развития АПК СКФО в условиях модернизации и инновационных преобразований /Курбанов К. К., Юнусов М. А. //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. -№ 12 (62). - С. 36-42.
9. Лысоченко А. А. Кооперация и интеграция в АПК на региональном уровне // Агропромышленная интеграция и ее роль в региональном АПК. Материалы региональной научно -практической конференции. ВНИИЭиН. - Ростов-на-Дону. - 2005.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m_sraMi/26-30-l.htm, свободный. - Загл. с экрана.
11. Петросянц В. З. Инновационный аспект развития АПК проблемного региона / В. З. Петросянц, А. А. Баширова, А. Д. Кидирниязова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - 6 (44). -С. 97-101.
12. Петросянц В. З. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян //Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 27. - С. 2-10.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. - 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. -1326 с.
14. Сагидов А. К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа //Вопросы структуризации экономики. - 2011. - № 2. - С. 23-27.
15. Юнусова П. С. Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 3 (37). - С. 170-173.
16. Юнусова П. С. Влияние дифференциации денежных доходов населения на уровень и качество потребления продуктов питания / Юнусова П. С., Ахмедова Ж. А. // Экономические науки. - 2008. -№ 42. - С. 312-316.
17. Юнусова П. С., Дохолян С. В., Ибаев Р. К., Исхаков Ф. Р. Продовольственный рынок региона: теория и практика. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010.
18. International Co-operative Alliance (Международный кооперативный альянс). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ica.coop/al-ica, свободный. - Загл. с экрана.
19. National Agricultural Cooperative Federation (NACF). Annual report. 1997.-Seoul, Korea, 1998.
20. World Council of Credit Unions (Всемирный Совет Кредитных Союзов). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.woccu.org, свободный. - Загл. с экрана.
References:
1. Booklet «Indicators of financial and economic activities of agricultural enterprises for 2016». Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Dagestan. Makhachkala. 2017.
2. Gasanov M. A. Industrial infrastructure and efficiency of the agro-industrial complex of the region / М. А. Gasanov, K. K. Kurbanov, A. Z. Omarov //Economics of Agriculture. 2009. No. 6. P. 57-66.
3. Doholyan S. V. Development of the resource potential of the agro-industrial complex in the regional production system / S. V. Doholian, Yu. D. Umavov // Regional problems of economic transformation. 2011. No. 4. P. 135-159.
4. Doholyan S. V. System approach to the development of the concept of agro-food complex development / S. V. Doholian, V. Z. Petrosyants // Problems of development of agro-industrial complex of the region. 2012. Vol. 11. No. 3 (11). P. 121-130.
5. Kurbanov K. K. Disproportions in the agrarian and industrial complex of the North Caucasus Federal District and their impact on the economy of rural areas / K. K. Kurbanov, V. Z. Petrosyants // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 8 (46). P. 107-112.
6. Kurbanov K. K. Cluster as an effective form of innovative development of the region // In the collection: Actual problems and prospects for the development of innovative economy Collected materials of the regional scientific and practical conference. Makhachkala, April 28, 2014 FGBOU HPE «DagAU of them. M. M. Dzhambulatova». 2014. P. 77-80.
7. Kurbanov K. K. Directions of development of the agro-industrial complex of the Republic of Dagestan: the policy of stabilization and economic growth // In the collection: Directions of development of agroindustrial complex in the stage of stabilization and recovery of the economy. Materials of the Round Table held at the Institute of Social and Economic Research of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2005. With. 5-14.
8. Kurbanov K. K. The strategy of the development of the AIC of the North Caucasus Federal District in the conditions of modernization and innovative transformations / Kurbanov KK, Yunusov MA // Regional problems of economic transformation. 2015. No. 12 (62). P. 36-42.
9. Lysochenko A. A. Cooperation and integration in the agro-industrial complex at the regional level //Agroin-dustrial integration and its role in the regional agroindustrial complex. Materials of the regional scientific-practical conference. VNIIEin. Rostov-on-Don. 2005.
10. Official website of the Federal State Statistics Service. [An electronic resource]. Access mode: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/m_sraMi/26-30-l.htm, free. Heading from the screen.
11. Petrosyants V. Z. Innovative aspect of the agro-industrial complex development in the problem region / V. Z. Petrosyants, A. A. Bashirova, A. D. Kidirniyazova // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 6 (44). P. 97-101.
12. Petrosyants V. Z. Forecast estimates and scenarios for regional development / V. Z. Petrosyants, S. V. Doholyan // Regional economy: theory and practice. 2011. No. 27. P. 2-10.
13. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016: Stat. Sat. /Rosstat. M., 2016. 1326p.
14. Sagidov A. K. The role of the state in the formation of an innovation-type economy // Issues of structuring the economy. 2011. No. 2. With. 23-27.
15. Yunusova P. S. Innovative development of the agroindustrial complex as a tool for mobilizing the resource potential // Regional problems of economic transformation. 2013. No. 3 (37). P. 170-173.
16. Yunusova P. S. Influence of differentiation of people's incomes on the level and quality offood consumption / Yunusova P. S., Akhmedova Zh. A. //Economic sciences. 2008. No. 42. P. 312-316.
17. Yunusova P. S., Doholyan S. V., Ibayev R. K., Iskhakov F. R. The food market of the region: theory and practice. Makhachkala: ISEI DSC RAS, 2010.
18. International Co-operative Alliance. [An electronic resource]. Access mode: http://www.ica.coop/al-ica, free. Heading from the screen.
19. National Agricultural Cooperative Federation (NACF). Annual re-port. 1997.-Seoul, Korea, 1998.
20. World Council of Credit Unions. [An electronic resource]. Access mode: www.woccu.org, free. Heading from the screen.