Научная статья на тему 'Стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований'

Стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК / СКФО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / A STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE AIC / NCFD / MODERNIZATION / INNOVATIVE TRANSFORMATIONS / PRODUCTION POTENTIAL / REGION / IMPORT SUBSTITUTION / AGRARIAN LEGISLATION / COMPETITIVENESS / RURAL TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Казбек Керимович, Юнусов Махач Абдулвагабович

В статье даны содержательные выводы о технологических ограничениях, экономическом поведении, производственном потенциале отраслей агропромышленного комплекса, которые могут стать основой для формирования механизмов и направлений политики модернизации аграрного производства. Решение задач по преобразованию агропромышленного комплекса в регионах СКФО в высокотехнологичную и конкурентоспособную отрасль национальной экономики обеспечит рост производительности труда и максимизацию доходности предприятий АПК, повысит качество сельскохозяйственной продукции, позволит создать новые рабочие места, развивать сельские территории и вследствие этого повысить уровень благосостояния населения региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Казбек Керимович, Юнусов Махач Абдулвагабович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE NCFD IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION AND INNOVATIVE TRANSFORMATIONS

TThe manuscript lists a complex analysis of dynamics of development of agrarian production in the regions of the NCFD. 'The potential of regions of the NCFD in import substitution is kept current for a number of types of agricultural products. Strategic areas of focus are found for the development of the AIC of the NCFD in the conditions of modernization and innovative transformations. The key positions of modernization of the agrarian production in the NCFD are determined. Measures to form an effective system of state support to implement innovative processes and industrialization in the rural area are suggested. The manuscript gives thoughtful conclusions about technological limitations, economic behaviour, production potential of industries of the agro-industrial complex that may become the foundations to form mechanisms and areas of focus of policy of modernization of agrarian production. Solving tasks of transformation of the agro-industrial complex in the regions of the NCFD into high tech and competitive industry of the national economy will provide for growth of labor productivity and maximization of profits of enterprises of the AIC, improve the quality of agricultural products, allow to create new jobs, develop rural areas, and, as a result, improve the prosperity of population of the region as a whole.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований»

КУРБАНОВ К.К., ЮНУСОВ М.А.

стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований

КУРБАНОВ К.К.,ЮНУСОВ М.А.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК СКФО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ1

Аннотация. В статье даны содержательные выводы о технологических ограничениях, экономическом поведении, производственном потенциале отраслей агропромышленного комплекса, которые могут стать основой для формирования механизмов и направлений политики модернизации аграрного производства. Решение задач по преобразованию агропромышленного комплекса в регионах СКФО в высокотехнологичную и конкурентоспособную отрасль национальной экономики обеспечит рост производительности труда и максимизацию доходности предприятий АПК, повысит качество сельскохозяйственной продукции, позволит создать новые рабочие места, развивать сельские территории и вследствие этого повысить уровень благосостояния населения региона в целом.

Ключевые слова: стратегия развития АПК, СКФО, модернизация, инновационные преобразования, производственный потенциал, регион, импортозамещение, аграрное законодательство, конкурентоспособность, сельские территории.

KURBANOV К.К.,UNUSOV М.А.

THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE NCFD IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION AND INNOVATIVE TRANSFORMATIONS

Abstract. The manuscript lists a complex analysis of dynamics of development of agrarian production in the regions of the NCFD. The potential of regions of the NCFD in import substitution is kept current for a number of types of agricultural products. Strategic areas of focus are found for the development of the AIC of the NCFD in the conditions of modernization and innovative transformations. The key positions of modernization of the agrarian production in the NCFD are determined. Measures to form an effective system of state support to implement innovative processes and industrialization in the rural area are suggested.

The manuscript gives thoughtful conclusions about technological limitations, economic behaviour, production potential of industries of the agro-industrial complex that may become the foundations to form mechanisms and areas of focus of policy of modernization of agrarian production. Solving tasks of transformation of the agro-industrial complex in the regions of the NCFD into high tech and competitive industry of the national economy will provide for growth of labor productivity and maximization of profits of enterprises of the AIC, improve the quality of agricultural products, allow to create new jobs, develop rural areas, and, as a result, improve the prosperity of population of the region as a whole.

Keywords: a strategy of development of the AIC, the NCFD, modernization, innovative transformations, production potential, a region, import substitution, agrarian legislation, competitiveness, rural territories

Северо-Кавказский федеральный округ занимает важное место в экономике страны и обеспечении защиты ее стратегических интересов. Экономическое развитие СКФО обусловлено высокой долей аграрного сектора в отраслевой специализации его экономики. Так, если основная часть ВВП в экономике России формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль (28,8% против 6,0 в 2014 году), то для СКФО характерна существенно иная пропорция (19,0% против 15,1). Сегодня надежды динамичного развития регионов СКФО связаны с эффективным развитием агропромышленного производства, реализацией стратегии России по обеспечению своей продовольственной независимости и безопасности.

Наличие большого количества экономически свободного населения с исторически сложившимися трудовыми навыками увеличивают возможности возрождения и развития сельскохозяйственного производства этого региона. Так, на 1 января 2015 года численность постоянного населения СКФО составила 9,7 млн человек, из них более половины — сельское население [19].

В 2014 году в регионах СКФО было произведено 174,3 млрд руб. продукции сельского хозяйства. Это 7% от общероссийского производства в данной отрасли и 6-е место среди восьми федеральных округов страны. При этом в стоимостном выражении преобладает производство

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-02-00094а).

сферы растениеводства (96,9 млрд руб. — 7% и 5-е место) над сферой животноводства (77,4 млрд руб. — 7% и 6-е место). В 2014 году в Ставропольском крае было произведено сельскохозяйственной продукции на 76415 млн руб. (6-е место в России); в Республике Дагестан — 40306 млн руб. (22-е место); в Кабардино-Балкарской Республике — 19459 млн руб. (41-е место); в Республике Северная Осетия — Алания — 12397 млн руб. (53-е место); в Карачаево-Черкесской Республике — 12397 млн руб. (55-е место); в Чеченской Республике — 8547 млн руб. (64-е место), в Республике Ингушетия — 2978 млн руб. (76-е место).

Несмотря на то что все субъекты СКФО имеют ярко выраженное сельскохозяйственное производство (доля вклада в ВРП СКФО более чем в два раза превышает показатель вклада сельского хозяйства в ВРП РФ), регионы Северо-Кавказского федерального округа постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов. И это вызывает необходимость поиска путей устойчивого развития социально-экономических систем округа [8, 9, 10].

Динамика развития сельского хозяйства регионов СКФО свидетельствует о росте значения данной отрасли в структуре регионального хозяйственного комплекса и роли округа в целом в системе национального разделения труда. Среднедушевые объемы продукции сельского хозяйства превышают значения Российской Федерации в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках, Республике Северная Осетия — Алания и в Ставропольском крае.

Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Экономическое развитие СКФО обусловлено высокой долей аграрного сектора в отраслевой специализации. Регионы СКФО отличаются благоприятными природно-климатическими условиями. СКФО — лидер среди других южных регионов в овцеводстве, а также традиционный центр племенного коневодства. Наличие пастбищ, благоприятные условия для развития кормовой базы обеспечивают высокую продуктивность в СКФО основных направлений животноводства.

Северо-Кавказский федеральный округ играет важную роль в обеспечении страны продовольствием. Особо актуален потенциал регионов СКФО в импортозамещении по ряду видов сельскохозяйственной продукции — это овощи, мясо и молоко. В Северо-Кавказском федеральном округе ежегодно производится более 10% зерновых и зернобобовых культур страны (около 9 млн тонн, из которых 8 млн тонн обеспечивает Ставрополье), более 11% пшеницы, 5% сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, 15% овощей. В условиях импортозамещения тепличное овощеводство является одним из магистральных направлений развития агропромышленного комплекса страны.

В СКФО удельный вес продукции животноводства составляет 47,5% от производимой в регионе продукции сельского хозяйства. Среди федеральных округов России по объемам производства скота и птицы он занимает шестое место, молока — пятое, яиц — седьмое, шерсти — первое, меда — шестое. С учетом особенностей природно-климатических условий регионов Северо-Кавказского федерального округа перспективным является мясное скотоводство.

Учитывая аграрную ориентацию регионов СКФО, необходимо создавать и модернизировать крупные сельскохозяйственные предприятия, интегрируя в них новые формы хозяйствования, включая товарные ЛПХ, а также развивать сельскую потребительскую, сбытовую и кредитную кооперацию. Это позволит наряду с ростом объемов производства сельскохозяйственной продукции существенно увеличить число рабочих мест.

Агропромышленный комплекс имеет традиционно важное значение для СевероКавказского федерального округа, обусловленное географическими и климатическими условиями, национальными обычаями народов отдельных регионов, характером развития производительных сил проживающего населения. Вклад сектора в валовой региональный продукт СКФО в 2015 году составил 18%, из которых 15% приходится на сельское хозяйство и 3% — на пищевую промышленность. В Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике вклад агропромышленного комплекса в валовой региональный продукт федерального округа достигает 26%. Агропромышленный комплекс обеспечивает рабочими местами 24% населения, занятого в экономике СКФО. В некоторых субъектах Российской Федерации,

КУРБАНОВ К.К., ЮНУСОВ М.А.

стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований

входящих в указанный федеральный округ, налоговые отчисления агропромышленного комплекса составляют основу налоговых поступлений в бюджеты. По данным за 2014 год, доля агропромышленного комплекса в налоговых поступлениях Кабардино-Балкарской Республики составляет 37,4%, в Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае продукция агропромышленного комплекса формирует более одной третьей поступлений от внешней торговли [8, 9, 10, 11, 13].

За годы реформ в России существенно сократились инвестиции в АПК, что, конечно же, отразилось на его материально-технической базе. Сократилось количество тракторов и комбайнов в сельскохозяйственных организациях страны. Произошла так называемая техническая деградация производства. Состояние машинно-тракторного парка сельхозпредприятий в плачевном состоянии, темпы его пополнения существенно уступают темпам списания устаревшей техники.

Научно-технический прогресс является единственной реальной основой эффективных социально-экономических преобразований как на макро-, так и на микроуровне, подтверждающихся на мировом опыте. Однако в России недооценивают научную и внедренческую сферу АПК, что, к сожалению, приводит к полному застою развития науки и техники; теряется авторитет аграрной науки, невостребованность производимой научно-технической продукции; существенно замедляется темп научно-технического прогресса в отраслях АПК [5, 17]. В этой ситуации необходима бюджетная поддержка сельского хозяйства. Из опыта развитых стран, в которых сложилась эффективная многоканальная система господдержки, и ее уровень значительно выше, чем в нашей стране. Размер бюджетной поддержки определяют два фактора — потребность в ней аграрного сектора и возможность экономики страны. Поддержка развития сельскохозяйственного производства — объективная потребность в целях устойчивого функционирования АПК.

Особое внимание необходимо уделять именно экономическому аспекту модернизации экономики СКФО и ее аграрного сектора, решению ряда принципиальных задач [14, 15]:

- определение приоритетов модернизации в аграрном производстве;

- развитие рыночной и социальной инфраструктуры села;

- формирование эффективной системы государственной поддержки для осуществления инновационных процессов и индустриализации в селе;

- создание экономических условий для сельхозтоваропроизводителей и аграрного бизнеса;

- переход к инновационной модели экономического роста аграрного производства;

- формирование качественно новой технико-технологической базы, отвечающей современным требованиям по энергоэффективности;

- научное, кадровое и информационное обеспечение агропроизводства;

- решение земельных проблем;

- всесторонний учет при освоении инноваций требований охраны окружающей среды;

- совершенствование аграрного законодательства.

Для определения ключевых позиций модернизации аграрного производства необходимо воспользоваться комплексной методологией граничного анализа эффективности и производительности, а именно [14, 15]:

- оценить уровень технико-технологического развития производственной базы отраслей сельского хозяйства;

- определить вклад различных направлений осуществления инновационно-инвестиционной деятельности в технологическое развитие отрасли в целом;

- идентифицировать более эффективные «граничные» технологии производства продукции растениеводства и животноводства;

- определить оптимальные производственные структуры;

- оценить поведенческие характеристики (ценовые эластичности предложения аграрной продукции и спроса на ресурсы) у сельскохозяйственных производителей.

Содержательные выводы о технологических ограничениях, экономическом поведении, производственном потенциале отраслей аграрно-промышленного комплекса станут основой для формирования механизмов и направлений политики модернизации аграрного производ-

ства, которая позволит обеспечить страну продовольствием в нужном объеме, максимально использовать производственный потенциал отрасли и тем самым повысить конкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

Для осуществления долговременной стратегии перевода аграрного сектора экономики на инновационный путь развития необходимо изменить роль и отношение государства к современной аграрной науке, применению новейших разработок на практике и инновационному развитию села — ключевого на данный момент элемента российского сельского хозяйства.

Новый курс государственной политики сельское хозяйство обрело благодаря тому, что продовольственной комплекс вошел в число национальных проектов. Свидетельств тому масса: разработка и осуществление приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и 2013-2020 годы», параметры, определенные в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Почти всегда государству принадлежит ключевая роль в финансовом обеспечении инновационной деятельности — основе развития экономики. Государство само выступает крупным, а в ряде стран основным инвестором в новые знания и технологии. В настоящее время доля государства в суммарных расходах на исследования и разработки в Европейском союзе — 33%, США — 28%, Китае — 25%, Бразилии — 50%, Индии — 75% [4].

Решение производственных и социальных проблем модернизации аграрной сферы экономики потребует многократного повышения доли расходов на эти цели в бюджетах всех уровней (по расчетам, на эти цели необходимо выделять селу до 10% от расходной части федерального бюджета вместо нынешних 2%). Иначе аграрное производство может столкнуться с длительной стагнацией и новым витком структурной деградации.

Первым реальным шагом по дальнейшему развитию аграрного сектора экономики должно стать введение госзаказа на необходимую сельскохозяйственную продукцию для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и для фермеров.

За счет использования внутрипроизводственных резервов можно достичь определенного увеличения масштабов производства, некоторого снижения его издержек, но без обновления технического оборудования, технологии и производственных процессов, интеллектуальных ресурсов перехода на инновационный путь в современном глобальном мире нельзя обеспечить социально-экономическое развитие ни государства, ни хозяйствующих субъектов.

На начальном этапе из-за высокой стоимости аграрных технологий возможна модификация только отдельных элементов (агроприемов). Отталкиваясь от работ академиков В. Полтарови-ча и А. Алтухова, можно сделать вывод о том, что на данном этапе инновационного развития России нет смысла заимствовать самые новые, передовые (а значит, и самые дорогие) технологии, так как, переориентируясь на самое новое, нам придется переделывать слишком многое сверх того, что мы пытаемся заимствовать.

На аграрном технологическом рынке может быть успешен только тот, кто изначально ориентируется на глобального потребителя. Поскольку технологический бизнес обладает мобильностью (способностью перемещаться в ту среду, где создаются лучшие условия), то он всегда по определению глобален. Закономерно, что ограниченное число крупных корпораций фактически контролируют рынок сельскохозяйственной техники, сбыт минеральных удобрений и химических средств защиты растений, биотехнологий, а в последнее время и продуктов питания. Завоевать позиции в этом узком кругу комиссионеров, продуцентов и дистрибьюторов можно лишь в том случае, если потребительские свойства товаров нового контрагента будут не ниже, чем уже представленные на рынках или превосходят их по соотношению «цена-качество».

Необходимы дальнейшее совершенствование форм и инструментов государственной поддержки, разработка новых финансовых механизмов, позволяющих облегчить коммерциализацию научных знаний, программы выделения грантов на проведение начальных исследований по проектам, расширение создания целевых венчурных фондов, вкладывающих средства в компании на стартовом этапе. Безусловным приоритетом остается кадровое обеспечение хо-

КУРБАНОВ К.К., ЮнУСОВ М.А.

стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований

зяйствующих субъектов, подготовка нового поколения высококлассных специалистов и профессионалов.

Стабильное экономическое развитие государства во многом обусловлено тем, насколько развит институт собственности. Именно право собственности считается доминантой инновационного процесса в частности и экономического развития в общем. Однако наличие собственности в отрыве от других факторов не в состоянии обеспечить высокий уровень экономической активности, поскольку бизнес-структуры и государство воспринимают рынок не с одинаковых позиций, что увеличивает неопределенность и риски. Собственность является лишь своеобразной точкой отсчета в организации стабильной инновационной деятельности, одним из условий ее экономической эффективности. Для собственности существует свое понятие эффективности, предопределяемое многими параметрами. Единственным более или менее выраженным воздействием собственности на экономическое развитие является возникновение продуктивных стимулов экономической деятельности, генерации новых идей, без которых невозможно получение наукоемкой продукции или технологии.

Для аграрной сферы дополнительную сложность создает возникшее за годы осуществления аграрной реформы разграничение собственности на землю и землепользование. Неопределенность арендных отношений, присущая многим хозяйствующим субъектам, становится препятствием для инновационной деятельности, связанной с основным средством агропроизвод-ства — землей. Арендаторы обычно готовы на эксперименты, нововведения, инновации, связанные с семенным материалом, средствами защиты, основанием новых технологий, но не на инвестиции в повышение почвенного плодородия (мелиорация, полезащитные лесонасаждения и т. п.). Также необходимо создать условия для консолидации земель у эффективных собственников на основе урегулирования размера платы собственников земельных долей при передаче долей в аренду. Поэтому переход на инновационный этап развития аграрного сектора экономики во многом связан с совершенствованием законодательства, в частности, упрощением процедуры межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков.

Отечественное аграрное законодательство необходимо совершенствовать таким образом, чтобы оно смогло обеспечить успешное выполнение следующих задач:

- обеспечение правовой и материальной защиты интересов инвесторов;

- стимулирование освоения нововведений хозяйствующими субъектами;

- законы должны быть адекватны перспективным планам, носить инновационный характер, то есть быть рассчитаны на модернизацию.

Решение задач по преобразованию агропромышленного комплекса в регионах СКФО в высокотехнологичную и конкурентоспособную отрасль национальной экономики обеспечит рост производительности труда и максимизацию доходности предприятий АПК, повысит качество сельскохозяйственной продукции, позволит создать новые рабочие места, развивать сельские территории и вследствие этого повысить уровень благосостояния населения региона в целом.

Литература

1. Аристер Н. И., Нечаев В. И., Бирман В. Ф., Санду И. С., Бершицкий Ю. И., Кравченко Н. П., Михай-лушкин П. В., Половинкин П. Д., Прохорова В. В. Организация инновационной деятельности в аграрном производстве: учебник для студентов вузов / под ред. В. И. Нечаева. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. — 402 с.

2. Дохолян С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. — 2012. — Т. 11. № 3 (11). — С. 121-130.

3. Дружинин А. Г., Ионов Ч. Х., Экба А. Г. Проблемы структурно-воспроизводственной сбалансированности АПК Ставропольского края // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. — 2000. — № 3.

4. Инновации на бумаге //Прямые инвестиции. — 2009. — № 6.

5. Костяев А. Стратегическое управление региональными АПК / А. Костяев, Г. Никонова // АПК: экономика, управление. — 2000. — № 9. — С. 17-21.

6. Курбанов К. К. Агропроизводство Республики Дагестан / К. К. Курбанов // Экономика сельского хозяйства России, М.— № 10. — 2007. — С. 39.

7. Курбанов К. К. Системная организация эффективной деятельности регионального АПК / К. К. Курбанов, В. З. Петросянц, И. М. Абдуллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2017. — № 1. — С. 51-55.

8. Курбанов К. К. Агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа: тенденции и перспективы развития / К. К. Курбанов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 93-99.

9. Курбанов К. К. Диспропорции в АПК Северо-Кавказского федерального округа и их влияние на экономику сельских территорий / К. К. Курбанов, В. З. Петросянц // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 8. — С. 50-57.

10. Курбанов К. К. Ключевые проблемы и модернизация агропромышленного комплекса СКФО / К. К. Курбанов, В. З. Петросянц// Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 3. — С. 124-129.

11. Курбанов К. К. Отраслевая структура и специализация АПК Дагестана / К. К. Курбанов // Экономика сельского хозяйства России. — № 6. — М., 2008. — С. 76-80.

12. Курбанов К. К. Территориально-отраслевая структура и формирование трудового потенциала села /Курбанов К. К., Юнусов М. А. //Апробация. — 2014. — № 7. — С. 69-70.

13. Липина С. А. Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК, М.: ЛКИ.— 2008.

14. Михайлушкин П. В. Модернизация аграрного производства России: инновационный аспект [Текст] / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников //Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 129-134.

15. Михайлушкин П. В., Нолтарыхина Г. Б. Модернизация — основа реализации инновационных процессов в АПК: монография. Краснодар: Просвещение-Юг. — 2012.— 213 с.

16. Нечаев. В.И., Кравченко Н.П., Попок Л. И. Модернизация аграрного производства: проблемы и решения. Экономика сельского хозяйства России. — 2010. — № 9. — С. 24-32.

17. Петриков А. Эффективно использовать научный потенциал АПК // Экономика сельского хозяйства России. — 2009. — № 8.

18. Петросянц В. З. Концептуальные основы стратегии регионального развития / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян//Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 3. — С. 40-50.

19. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www://gks.ru, свободный. — Загл. с экрана.

20. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р).

21. Хаштаров Б. Л. Инновационный путь развития сельского хозяйства Северо-Кавказского федерального округа [Текст] / Б. Л. Хаштаров // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IIмеждунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме.— 2013. — С. 134-136.

References:

1. Magomedov R. M., Ха1. Arister N. I., Nechaev V. I., Birman V. F., Sandu I. S., Berlicki, Y. I., Kravchenko N. P., Mikhailushkin P. V., Polovinkin P. D., Prokhorov V. V. Organization of innovative activities in agricultural production: textbook for students / under the editorship of V. I. Nechaev. — Krasnodar: Education-South, 2012. — 402 p.

2. Dokholyan, S. V. System approach to the formation of the concept of the agro-food complex / Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z. // problems of development of agribusiness in the region. — 2012. — T. 11. No. 3 (11). — P. 121-130.

3. Druzhinin A. G., Ion C. H., EKB A. G. Problems of structural-reproductive balance of agriculture of the Stavropol territory //Izv. universities. North.-Kavko. region. Societies. science. — 2000. — No. 3.

4. Innovation on paper // Direct investments. — 2009. — No. 6.

5. Kostyaev A. Strategic management of regional agriculture / A. kostyaev, G. Nikonova // APK: economy, management. — 2000. — No. 9. — P. 17-21.

6. Kurbanov K. K. Agricultural production in the Republic of Dagestan / by K. K. Kurbanov // Economics of agriculture of Russia, M.— No. 10. — 2007. — P.39.

7. Kurbanov K. K. System-performance management of regional agriculture / K. K. Kurbanov, Petrosyants V. Z., Abdullaev, I. M. // Regional problems of transformation of the economy. — 2017. — No. 1. — P. 51-55.

8. Kurbanov K. K. agro-industrial complex of the North Caucasus Federal district: trends and prospects / K. K. Kurbanov // Regional problems of transformation of the economy. — 2012. — No. 3. — P. 93-99.

9. Kurbanov K. K., Disparities in agriculture in the North Caucasus Federal district and their influence on the economy of rural areas / K. K. Kurbanov, Petrosyants V. Z. // Regional problems of transformation of the economy. — 2014. — No. 8. — P.50-57.

10. Kurbanov K. K. Key issues and modernization of agroindustrial complex of the North Caucasus Federal district / by K. K. Kurbanov, Petrosyants V. Z.// Regional problems of transformation of the economy. — 2013. — No. 3. — Pp. 124 to 129.

11. Kurbanov K. K. Industry structure and specialization of agriculture in Dagestan / by K. K. Kurbanov // Economics of agriculture of Russia. — No. 6. — M., 2008. — Pp. 76-80.

12. Kurbanov K. K. Territorial structure and the formation of labor potential of the village / Kurbanov K. K., Yunusov, M. A. // Testing. — 2014. — No. 7. — S. 69-70.

13. Lipina S. A. Republic Of The North Caucasus. Priorities of development of agriculture, Moscow: LKI.— 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mikhailushkin P. V. Modernization of agricultural production in Russia: the innovative aspect [Text] / P. V. Mikhailushkin, A. A. Barannikov // Young scientist. — 2012. — No. 8. — Pp. 129-134.

15. Mikhailushkin P. V., G. B. Natarajan Modernization — the basis of implementation of innovative processes in agroindustrial complex: monograph. Krasnodar: Prosveschenie-Yug. — 2012.— 213 S.

16. Nechayev. V. I., Kravchenko N. P. Popok L. I. Modernisation of agricultural production: problems and solutions. Economics of agriculture of Russia. — 2010. — No. 9. — P. 24-32.

17. Petrikov A. Effective use of scientific potential of agroindustrial complex // Economics of agriculture of Russia. — 2009. — No. 8.

КУРБАНОВ К.К., ЮНУСОВ М.А.

стратегия развития апк скфо в условиях модернизации и инновационных преобразований

18. Petrosyants V. Z. Conceptual principles of strategy of regional development / Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V.// Regional problems of transformation of the economy. — 2011. — No. 3. — S. 40-50.

19. The website of the Federal state statistics service [Electronic resource]. — Mode of access: www://gks.EN, free. — Tit. screen.

20. Strategy for socio-economic development of the North Caucasus Federal district up to 2025 (approved by decree of the Government of the Russian Federation from September 6, 2010 No. 1485-R).

21. Hosterov B. L. Innovative way of development of agriculture of Severo-the Caucasian Federal district [Text] / B. L. Hosterov // Problems and prospects of economy and management: materials of the II Intern. scientific. Conf. (Saint Petersburg, June 2013). — SPb.: Reputation.— 2013. — Pp. 134-136. Alimbekov Hz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.