УДК 330.3
DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10032
Курбанов ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ СРЕДЫ АПК Казбек РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО Керимович РАЗВИТИЯ*
Заведующий отдел
Аннотация: Цель работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов по формированию институциональной среды
г.Махачкала
темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции.
Ключевые слова: Ресурсный потенциал, эффективное использование, механизмы управления, АПК, регион, инновационное развитие.
Kurbanov K.K. Formation of institutional environment of aic region in the conditions of innovative
Abstract: The aim of the work is to study theoretical and practical issues on the formation of the institutional environment of the regional agro-industrial complex in the context of innovative development, accelerating the growth rate of agricultural production based on increasing the effective use of the resource potential and competitiveness of products.
Keywords: Resource potential, effective use, management mechanisms, agribusiness, region, innovative development.
Агропромышленный комплекс России представляет собой крупный социально-значимый сектор экономики. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится шестая часть ВВП страны, потребительский рынок более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья. Исследование тенденций развития АПК позволяет утверждать, что в рыночно-трансформационный период во всех сферах агропромышленного комплекса произошли существенные изменения. Ряд из них следует оценивать, как положительные, обеспечивающие адаптацию регионального АПК к рыночным условиям.
Главенствующим фактором, обеспечивающим дальнейшее развитие, агропромышленного производства является регулирование уровней накопления и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и форм хозяйствования, осуществляемое путем регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы для сельского хозяйства через дотации и компенсации агропроизводителям, субсидии, банковский кредит под низкий процент, льготное налогообложение, государственный заказ [4,5,6,7].
Приоритетными направлениями аграрной политики по поддержке регионального АПК должны стать:
- формирование нормативно-правовой базы в сфере стимулирования рыночной интеграции и кооперации сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий;
- формирование вертикально-интегрированной системы потребительской кооперации в области сбыта и переработки продукции;
- лизинг техники и животных;
- финансирование ветеринарной службы;
development
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-02-00374а).
- информационно-консультационное обслуживание;
- экспансия кредитно-финансовой системы;
- развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных и страховых кооперативов.
Эта система предполагает участие органов регионального (местного) самоуправления, в государственном регулировании и поддержке сельскохозяйственных производителей, путем мер поощрения развития инновационной деятельности, кооперации и интеграции с предприятиями смежных отраслей.
Представляется, что использование вышеприведенных действенных схем развития АПК региона посредством трансформации организационно-экономического механизма будет способствовать возрождению его производственного потенциала и восстановлению нормального воспроизводственного режима функционирования всей агропромышленной сферы региона [2,3,11,12].
В этих условиях целью стратегии инновационного развития АПК Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) является ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий [9,10].
Ускорение темпов экономического роста АПК СКФО намечается обеспечить за счет:
- улучшения рыночной сферы в АПК и облегчения доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов (земельных, финансовых, материально-технических, информационных);
- формирования экономически активных субъектов бизнеса в АПК, улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;
- создания условий для устойчивого развития сельских территорий;
- формирования инновационной среды;
- создания единой системы информационного обеспечения.
Несмотря на то, что основной задачей в рамках структурной нормализации воспроизводства в АПК является достижение оптимальной структуры трудового процесса, ориентированного на максимальное производство конечного продукта, обеспечивающего полное удовлетворение потребностей общества, немаловажным остается и всемерная экономия промежуточного продукта. Так, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции при уборке, транспортировке, переработке и хранении дает прибавку в ресурсах потребления 20-30%. При этом затраты, связанные с экономным использованием и сохранением сельскохозяйственной продукции, как правило, значительно меньше затрат на ее производство. По оценкам специалистов их окупаемость происходит в 2-3 раза быстрее по сравнению с капитальными, инвестиционными вложениями собственно в аграрную сферу.
Большая часть продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей попадает к конечному потребителю только после предварительной «доработки» перерабатывающими предприятиями. Концепция концентрации перерабатывающих и пищевых производств, объемов производимого ими конечного продукта складывается в рыночных условиях за счет поставок «местного» сырья.
Республика Дагестан (РД) как один из крупнейших регионов СКФО занимает особое место в обеспечении продовольственной безопасности страны. Аграрный сектор экономики является ключевой сферой народнохозяйственного комплекса республики, от развития которого в значительной степени зависит благосостояние подавляющей части населения. Объем производства продукции сельского хозяйства в 2016 году составил 112,5 млрд рублей. В структуре объема производства валовой продукции сельского хозяйства на долю сельхозорганизаций приходится 13,4 процента, на долю фермерских хозяйств - 13,2 процента и на хозяйства населения - 73,5 процента, то есть более 86 процентов приходится на малые формы хозяйствования [8,11].
Под влиянием природно-климатических условий на территории Дагестана сформировалась своеобразная структура сельскохозяйственных угодий, где на долю пастбищ и сенокосов приходится более 80,0%. Исторически это предопределило особенности сельского хозяйства, в структуре которого выделяются такие отрасли как овцеводство, виноградарство, садоводство, овощеводство. По уровню развития этих отраслей Дагестан среди других субъектов РФ занимает ведущее место, а по поголовью овец и по объему производства винограда - первое. Но самое главное заключается в том, что эти отрасли сельского хозяйства являются сырьевой базой для производства вина и виноматериалов, плодоовощных консервов, сухофруктов, шерстяной пряжи и овчины.
Аграрный сектор экономики РД является системообразующим, в значительной степени определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения республики. В его состав входят более 1000 сельскохозяйственных формирований различных организационно-правовых форм собственности, свыше 17 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 485 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 20 %. В нем занято до 30 % численности экономически активного населения и сконцентрировано более 12 % основных производственных фондов.
Республика Дагестан располагает значительным аграрным потенциалом. В республике сосредоточено 20,5 % российского поголовья овец и коз (1 место), 4,9 % поголовья КРС (3 место). Произведено 7,6 % овощей (1 место), около трети производимого в стране винограда (2 место), 4,11 % плодов (5 место), 25,7 % шерсти (1 место) [8,11].
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одной из ведущих отраслей в экономике республики по созданию валового продукта и величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан в общем объеме обрабатывающих производств составляет 25 процентов. На территории республики действует более 120 предприятий пищевой промышленности, находящихся в частной собственности.
В 2016 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по производству пищевых продуктов, включая напитки и табака, составил 14232,2 млн. рублей. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2016 г. составил по сравнению с 2015 г. - 105,7 %.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан в 2016 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличены объемы производства: плодоовощных консервов на 20,5 %; минеральной воды на 20,4 %; безалкогольных напитков на 7,8 %; сыра и творога на 1,3 %; макаронных изделий на 3,2 процента.
В натуральном выражении за 2016 год выработка мяса и субпродуктов 1 категории составило 6434,7 тонн; колбасных изделий - 1378,2 тонн; цельномолочной продукции -28256,0 тонн; масла сливочного - 470,0 тонн; сыра и продуктов сырных - 22871,6 тонн; сыра и творога - 5826,4 тонн; плодоовощных консервов - 29,9 муб; хлеба и хлебобулочных изделий - 209,5 тыс. тонн; кондитерских изделий - 18370,2 тонн; муки - 607,0 тонн; безалкогольных напитков - 16612,0 тыс. дал; минеральной воды - 131,5 млн. бут. 0,5л.
Производственные мощности действующих предприятий АПК РД и особенно технический уровень не позволяют осуществить их полную загрузку, увеличить выработку важнейших видов питания, и приводит к большим потерям сельскохозяйственного сырья. Всё это наряду с неразвитостью рыночной инфраструктуры, недостаточным притоком инвестиций значительно снижает конкурентоспособность продукции АПК региона [2,3,5,6].
Необходимо отметить, формирование современной инфраструктуры рынка (оптовых продовольственных рынков, товарно-сырьевых бирж, страховых компаний, специализированных банков, машинно-технологических станций, лизинговых служб, информационно-консультационных служб, коммуникационных сетей для передачи информации и рационального использования имеющегося потенциала) оказывает прямое воздействие на ход и результаты производственной деятельности, как отдельных звеньев,
так и АПК в целом.
В современных условиях рынка основные формы и направления развития интеграции и кооперации в агропромышленном комплексе СКФО должны быть направлены на формирование аграрного рынка региона, самообеспечение региона продовольствием, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для сельскохозяйственного производства, формирование эффективного производства агропромышленной продукции, обеспечивающего потребности населения в продуктах и перерабатывающих предприятий в сельскохозяйственном сырье.
Список источников:
1. Гасанов М.А. Производственная инфраструктура и эффективность АПК региона / М.А. Гасанов, К.К. Курбанов, А.З. Омаров // Экономика сельского хозяйства. 2009. № 6. -С. 57-66.
2. Дохолян С.В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального производства / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. - С. 135-159.
3. Дохолян, С.В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. - 2012. Т. 11. № 3 (11). - С. 121-130.
4. Курбанов К.К. Диспропорции в АПК Северо-Кавказского федерального округа и их влияние на экономику сельских территорий / К.К. Курбанов, В.З. Петросянц // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8 (46). - С. 107-112.
5. Курбанов К.К. Кластер как эффективная форма инновационного развития региона // в сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Махачкала, 28 апреля 2014 г. ФГБОУ ВПО «ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова». 2014. С. 77-80.
6. Курбанов К.К. Направления развития АПК республики Дагестан: политика стабилизации и экономического роста // в сборнике: Направления развития АПК на этапе стабилизации и подъема экономики. Материалы Круглого стола, проведенного в Институте социально-экономических исследований ДНЦ РАН. 2005. С. 5-14.
7. Курбанов К.К. Стратегия развития АПК СКФО в условиях модернизации и инновационных преобразований / Курбанов К.К., Юнусов М.А. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 12 (62). С. 36-42.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m_sraMi/26-30-l.htm
9. Петросянц В.З. Инновационный аспект развития АПК проблемного региона / В.З. Петросянц, А.А. Баширова, А.Д. Кидирниязова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). - С. 97-101.
10. Петросянц В.З. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 27. - С. 2-10.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.
12. Сагидов А.К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. с. 23-27.
13. International Cooperative Alliance (Международный кооперативный альянс) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ica.coop/al-ica
14. National Agricultural Cooperative Federation (NACF). Annual report. 1997.-Seoul, Korea, 1998.
World Council of Credit Unions (Всемирный Совет Кредитных Союзов) Электронный ресурс. Режим доступа: www.woccu.org