Научная статья на тему 'Система стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации'

Система стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1678
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / STRATEGIC PLANNING / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPALITY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / FORECASTING / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голованова Светлана Петровна, Петрова Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы социально-экономического развития процессов в муниципальном образовании, состоящие из 6 этапов, взаимодействующие с федеральной и региональной системой управления. В результате исследования выявляются причины неэффективного планирования и прогнозирования деятельности органов МСУ, влияющие на конечные годовые результаты развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голованова Светлана Петровна, Петрова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers theoretical and methodological issues of socio-economic development processes in the municipality, consisting of 6 stages, interacting with Federal and regional management system. The study identifies the causes of ineffective planning and forecasting activities of local governments affecting the final annual results of development

Текст научной работы на тему «Система стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации»

УДК 33.054.22

Голованова Светлана Петровна, старший преподаватель факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: economica@kursksu.ru

Петрова Татьяна Николаевна, студентка направления ГМУ Курского государственного университета

e-mail: kovaleva.tatjana09@mail.ru

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы социально-экономического развития процессов в муниципальном образовании, состоящие из 6 этапов, взаимодействующие с федеральной и региональной системой управления. В результате исследования выявляются причины неэффективного планирования и прогнозирования деятельности органов МСУ, влияющие на конечные годовые результаты развития.

Ключевые слова: стратегическое планирование, местное самоуправление, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, прогнозирование, стратегия.

Golovanova Svetlana Petrovna, senior lecturer of faculty of Economy and management of the Kursk state University e-mail: economica@kursksu.ru

Petrova Tatiana Nikolaevna, student of the 4th course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: kovaleva.tatjana09@mail.ru

THE SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: the article considers theoretical and methodological issues of socioeconomic development processes in the municipality, consisting of 6 stages, interacting with Federal and regional management system. The study identifies the causes of ineffective planning and forecasting activities of local governments affecting the final annual results of development.

Keywords: strategic planning, local government, municipality, socioeconomic development, forecasting, strategy.

Проведённое исследование является актуальным, подкрепляя это отражением в огромном количестве написанных научных работ как зарубежными, так и российскими авторами, таких как И. Ансофф, П. Друкер,

М. Портер, Г. Минцберг, Горбова О. Ю., Кистрина Э. И., Спиридонова О. В., Сёмкина О. С. и т. д.

Развитие территорий напрямую зависит от инструментов, с помощью которых осуществляется создание и реализация долгосрочных планов муниципального образования [1]. Одним из главных предполагаемых инструментов является стратегическое планирование социально-экономического развития, имеющее множество интерпретаций в научной литературе (табл. 1).

Таблица 1. Отражение понятия «стратегическое планирование» в научных работах_

Автор Интерпретация

Конюхова Е. Д. это регулярный процесс, с помощью которого местные сообщества вырабатывают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, отталкиваясь из местных ресурсов

Стасишина Р. А. это деятельность по разработке стратегии и ее конкретизация в виде стратегического плана (документа).

Мясникова Т. А. суть в создании или изменении субъекта развития (местного сообщества) в классическом смысле - как носителя идей, интересов, целей, способного к самостоятельным действиям.

Авдеева Т. Т. один из главных инструментов, влияющих на экономическое развитие и конкурентоспособность территории

«Комплексное развитие муниципального образования понимается каксогласованные действия субъектов муниципально-правовых отношений(населения, органов местного самоуправления, органов государственнойвласти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций) в различных сферах жизни муниципального образования, направленные надостижение определенного уровня развития социально-культурной иэкономической сфер на территории муниципального образования с цельюудовлетворения коллективных потребностей, публичных интересов, улучшениякачества жизни всех слоев населения муниципального образования» [4, с. 2-3].

Социально-экономическое развитие муниципального образования состоит из несколько этапов, совокупность который даёт более точный результат.

Этап 1. Постановка основной цели развития. Цель может отличаться в зависимости от направления развития МО, территориального расположения, потенциала возможностей и т.д. Цели подразделяются на стратегические, тактические, оперативные и приоритетные.

Этап 2. Выбор методов анализа существующей ситуации.К методам стратегического планирования на разных стадиях разработки стратегического плана относится PEST - анализ, SLEPT, STEEPV,SWOT,SNW, VMOST, GAP -анализ, модели BCG, Ансоффа, Мак Кинси и т.д. [2, с.81-82].

Этап 3. Разработка и создание стратегии развития. Стратегия - базовый документ планирования, способствующий созданию целостной системы, улучшающий взаимодействие органов управления и качества жизни населения.

Этап 4. Прогнозирование на долгосрочный и среднесрочный период вариантов развития. Присутствие прогноза в стратегическом планировании даёт возможность проследить не только возможные изменения как положительные, так и отрицательные, но и позволяет, проведя определённые анализы, такие как корреляционно-регрессионный анализ, выявить взаимосвязь между показателями, влияющими на комфортную среду жизнедеятельности населения.

Этап 5. Разработка муниципальных программ, не противоречащих государственным программам развития субъекта РФ и основанных на использовании определённых методик и инструментов.

Этап 6. Реализация стратегических планов. Наличие грамотно сформированной стратегии развития не гарантирует положительных изменений, а тем более решения существующих проблем. Социально-экономическое улучшение положения формируется исключительно из направлений, которые либо полностью уже реализованы, либо реализуются, находясь в системе с остальными муниципальными программами. Данный этап развития контролирует не только органы местного самоуправления, но и Правительство РФ, создающая все условия как для обязательного, законодательно закреплённого (федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании»), планирования, так и для осуществления запланированных действий.

Система управления, в которую входит муниципальное управление, включает так же федеральную и региональную систему, взаимосвязь с которыми должна присутствовать на всех этапах планирования и прогнозирования конечных результатов, не исключая так же и реализацию стратегических целей и задач [5].

В результате исследования были выявлены причины неэффективного стратегического планирования на уровне МО:

- недостаточно открытое информационное пространство, условие неопределённости;

- точные числовые оценки заменяются качественными характеристиками ситуации;

- методы управления не в полной мере разработаны;

- недостаточное инвестирование;

- малая эффективность кадров МСУ [7, с. 32].

Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование[6]. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством были направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти

при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально-экономические процессы на территориях.

Следует отметить возможности противоречивости инструментов социально-экономического развития пространственных систем. Например, А. Г. Гранберг отмечал, что стремления регионов к экономической эффективности и социальной справедливости могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Поэтому стремление к полному выравниванию социально-экономической ситуации в регионах не может быть целью государственной политики, поскольку может привести к снижению темпов экономического развития страны, и как будет показано далее, невозможно в связи со стохастичностью характеристик развития.

Таким образом, по итогам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что формирование механизма стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования являетсяважным компонентом обеспечения устойчивости его развития. В тоже время разработка и реализация данного механизма должно происходить с учетом основополагающих принципов, которые способствуют обеспечению его эффективности. При этом при реализации механизма стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования важно соблюсти алгоритм этапности или последовательности, что позволит обеспечить эффективность принимаемых управленческих решений на муниципальном уровне.

Список источников:

1. Гавриков Ф.А. Управление городом Курском // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 4 (11). - С. 29-31.

2. Горбова О. Ю., Кистрина Э. И., Кузнецова О. И., Локтеева Г. Е. Разработка механизма вовлечённости населения в процесс стратегического планирования муниципального образования // Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. - 2016. - С. 78-83

3. Конюхова Е. Д. Механизмы стратегического управления развитием муниципального образования// Дельта науки. - 2017. - №1. - С. 15-17

4. Ковалёва Т. Н., Мутылина К. О. Основные положения программы комплексного развития муниципального образования «город Курск» на 20162035 годы//Политика, экономика и инновации. - 2016. - №8 (10). - С. 1-4

5. Пясецкая Е.Н. Местное сообщество как ресурс стратегического планирования развития муниципального образования //Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 6 (8). - С. 3.

6. Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы в России: институциональные эффекты и ловушки // Россия и современный мир. -2012. -№ 1 (74). - С. 79-90.

7. Спиридонова О. В. Составляющие качества государственного и муници-пального управления в России//Дельта науки. - 2017. - №1. - С. 31-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.