Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования'

Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3704
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPLEX SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / MUNICIPAL FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голованова Светлана Петровна, Боровая Екатерина Олеговна

Для положительной тенденции развития всех сфер деятельности муниципального образования, необходима разработка стратегических планов или программ комплексного социально-экономического развития. Чтобы составление данных документов проходило грамотно, а так же обеспечивался контроль над реализацией и результатом, существует ряд нормативно-правовых документов по данной теме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голованова Светлана Петровна, Боровая Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE AND LEGAL BASIS OF INTEGRATED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

For a positive trend in the development of all areas of the municipal formation, it is necessary to develop strategic plans or programs for integrated socio-economic development. In order to compile these documents competently, as well as provide control over the implementation and result, there are a number of normative and legal documents on this topic

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования»

УДК 332.02

Голованова Светлана Петровна, старший преподаватель факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: economica@kursksu.ru

Боровая Екатерина Олеговна, студент 4 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: katerina_borovay@mail.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: для положительной тенденции развития всех сфер деятельности муниципального образования, необходима разработка стратегических планов или программ комплексного социально-экономического развития. Чтобы составление данных документов проходило грамотно, а так же обеспечивался контроль над реализацией и результатом, существует ряд нормативно-правовых документов по данной теме.

Ключевые слова: комплексное социально-экономическое развитие, нормативно-правовая база, муниципальное образование.

Golovanova Svetlana Petrovna, senior lecturer of faculty of Economy and management of the Kursk state University e-mail: economica@kursksu.ru

Borovaya Ekaterina Olegovna, student of the 4rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: katerina_borovay@mail.ru

NORMATIVE AND LEGAL BASIS OF INTEGRATED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

Annotation: For a positive trend in the development of all areas of the municipal formation, it is necessary to develop strategic plans or programs for integrated socio-economic development. In order to compile these documents competently, as well as provide control over the implementation and result, there are a number of normative and legal documents on this topic.

Key words: complex social and economic development, regulatory and legal framework, municipal formation.

Социально-экономическое развитие - это процесс, который необходимо прогнозировать, планировать, регулировать, контролировать, т. е. необходимо разрабатывать программу социально-экономического развития, обеспечивать и контролировать ее реализацию. Исходным условием для успешного решения этих задач является наличие соответствующей нормативно-правовой базы. По

своему содержанию нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс работы над программой социально-экономического развития от ее разработки до реализации, должны отвечать ряду требований[1].

В научных публикациях, к сожалению, крайне редко упоминаются проблемы нормативно-правового обеспечения государственного регулирования социально-экономического развития и тем более отсутствуют варианты разработок комплекса научных положений по этому вопросу, а эта проблема в данный момент очень актуальна.

Следствием такой ситуации являются: отсутствие унифицированных методик, бессистемность в работе над составлением программ, недостаточный контроль реализации принятых программ. Едва ли ни самым убедительным подтверждением существования указанного пробела является отсутствие единого общепринятого названия документа, в котором дано обоснование и изложено содержание программы социально-экономического развития территории страны, региона, муниципального образования. Важность единообразия в наименовании данного программного документа обусловлена тем, что название содержит ключевые слова, изначально определяющие направленность всего содержания документа.

28 июня 2014 г. в России был принят Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», направленный на внедрение в государственное и муниципальное управление принципов стратегического планирования [3]. Необходимость принятия данного закона диктовалась разрозненностью действий органов власти в решении общественно значимых проблем, отсутствием комплексности в развитии территориальных систем разных уровней, непрозрачностью в распределении бюджетных ресурсов и рядом других обстоятельств. Действующий с 1995 г. закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», не предлагая никакого механизма, как следует осуществлять составление прогнозов социально-экономического развития федеральных и региональных органов власти, как разрабатывать программы развития, увязанные по срокам и ресурсам и насколько вообще эта работа является обязательной [2].

Новый закон определяет стратегическое планирование как деятельность по определению целей, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности страны, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития всех ее территориальных уровней и обеспечение национальной безопасности Российского государства. Таким образом, деятельность в области стратегического планирования предполагается выстраивать в качестве целостной системы, включающей в себя взаимодействие территориальных, отраслевых и стратегических сфер государства.

Закон определил полномочия органов публичной власти в области стратегического планирования, ввел в действие законодательные принципы

организации системы стратегического планирования, уточнил задачи в области стратегического развития территорий.

Одной из ключевых особенностей данного закона стало включение в систему стратегического планирования муниципального уровня, который выступает одной из составных частей комплекса плановых документов.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие каких-либо законодательных предписаний в сфере разработки стратегических документов на муниципальном уровне, органы местного самоуправления, особенно в крупных городах, достаточно активно включились в разработку планов социально-экономического развития своих территорий [5]. Наличие такого документа позволяло главам крупных городов, с одной стороны, придать своим предвыборным обещаниям программную форму, а с другой — дать сигнал внешним инвесторам, в том числе и вышестоящим бюджетным уровням, о существовании четкой, социально обоснованной системы приоритетов, ресурсном потенциале, позволяющем привлечь на территорию дополнительные средства. К 2004 г. почти все крупные города России разработали либо стратегии, либо концепции социально-экономического развития территорий [6].

К сожалению, принятая редакция закона не во всем позволила рационализировать действия органов власти в области стратегического планирования. Во-первых, в документе среди участников системы стратегического планирования не просматриваются представители корпоративного сектора, благодаря которым преимущественно и должны быть реализованы главные установки стратегического плана. Во-вторых, в законе не прописан механизм, обеспечивающий порядок и способы увязки плановых документов разных уровней, что лишает его технологических способностей, обрекая усилия центров стратегического планирования исключительно на использование собственных инициатив. В-третьих, закон в полной мере так и не определяет сам статус стратегического документа, его место среди других инструментов управления.

В то же время следует признать важную роль законодательного оформления стратегического планирования для развития местного самоуправления в России [8]. Ведь закон позволяет рассматривать стратегию развития муниципальной территории как ключевой документ, наряду с уставом или бюджетом, содержание которого должно стать основой для перспективного развития территории на долгосрочный период.

Вместе с тем муниципалитеты сами повинны в том, что разработанные ими программные документы так и не получили статусную форму, выполняя подчас лишь роль политического орнамента в оформлении официального сайта администрации муниципального образования [4]. Многие подобные документы так и не стали реальным инструментом в реализации долгосрочной муниципальной политики, выступая лишь декларацией о намерениях органов власти в пределах очередного выборного цикла.

Однако предписанное законом № 172-ФЗ участие органов местного самоуправления в системе стратегического планирования России пока слабо согласовывается с соответствующим опытом ведущих государств. Во-первых,

остаточный принцип финансирования местного самоуправления в стране не позволяет большинству органов власти при формировании приоритетных целей ориентироваться на собственные источники. Разработка стратегического плана муниципального образования является скорее заявкой на привлечение дополнительных инвестиций, что требует от разработчиков не столько выявлять реальные потребности населения, живущего на данной территории, сколько ориентироваться на имеющиеся у поселения возможности привлечения внешних ресурсов. Во-вторых, принятая в соответствии с законом о контрактной системе процедура отбора подрядчика на разработку документа стратегического планирования по сути разделяет позиции органов власти, местного сообщества и подрядной организации в работе над документом. Подрядчик несет ответственность исключительно за текст документа; качество его можно определить только по мере реализации стратегии, расчет по которой уже произведен заказчиком. И поэтому администрация, не участвовавшая в работе над документом, никакой ответственности за возможный срыв в реализации стратегических целей не несет, поскольку всегда может сослаться на недоработки подрядчика. Следовательно, при такой системе разработки стратегических планов развития территории, теряется смысл стратегического планирования, заключающийся в конструировании особых связей между властью, бизнесом и общественными организациями, благодаря которым налаживается консолидация интересов различных социальных групп в решении долгосрочных стратегических задач. В-третьих, закон о стратегическом планировании никак не стимулирует бизнес-сообщества на участие в реализации планов и программ социально-экономического развития, тогда как у органов публичной власти недостаточно средств для достижения масштабных стратегических целей.

Поскольку органы местного самоуправления являются органами публичной власти, для них особенно важна легитимация (получение согласия местного сообщества) и легализация (принятие/утверждение в установленном порядке) документов планирования [7].

Подводя итоги вышесказанному, можно прийти к выводу, что на сегодняшний момент необходимо прийти хотя бы к единому общепринятому названию документа, отвечающему за комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Важность этого заключается в том, что название содержит ключевые слова, дающие определение направленности всего содержания документа, а так же повлечет за собой создание единого стандарта данного документа.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. -Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/186367:0 (дата обращения: 28.04.2017).

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70684666/paragraph/1:3 (дата обращения: 28.04.2017).

3. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (утратил силу) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. -Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/1518908/paragraph/80:7 (дата обращения: 28.04.2017).

4. Борщик Н.Д., Волобуев С.Н., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Эволюция систем управления городами Курского края в условиях постсоветскойсоциально-экономической трансформации // Экономические науки. - 2015. - № 127. - С. 42-46.

5. Гавриков Ф.А. Управление городом Курском // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 4 (11). - С. 29-31.

6. Запарин В.А. Анализ нормативной правовой базы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований / Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2010. №1-2. - с.63-69.

7. Слатинов В.Б. Административная реформа в России: промежуточные итоги // Образование и общество. - 2006.- № 1.- С. 10-16.

8. Ускова Т.В., Чекавинский А.Н. Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: достоинства и нерешенные вопросы (экспертная оценка)/ Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. - 2014. № 4(34). - С.63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.