о
m <
о О
о <
о
со
А. Н. Морозевич A. N. Morozevich
Система совместной подготовки управленческих кадров для единого экономического пространства
The System of Joint Management Training for the Common Economic Space
Морозевич Анатолий Николаевич Morozevich Anatoliy Nikolaevich
Академия управления при Президенте Республики Academy of Public Administration under the Aegis
Беларусь (Минск) of the President of the Republic of Belarus (Minsk)
Ректор Rector
Доктор технических наук, профессор Doctor of Science (Technical Sciences), Professor
[email protected] [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
партнерские отношения, интеграционные процессы, общие базы знаний, сетевые и си-нергетические эффекты, управленческие кадры, национальные системы подготовки кадров, образовательная среда, межстрановый менеджмент
KEY WORDS
partnerships, integration processes, General knowledge base, networking and synergies, administrative personnel, national training systems, educational environment, interstate management
РЕФЕРАТ
Данная статья представляет собой оригинальный авторский проект, в котором интеграционные возможности в рамках Единого экономического пространства рассматриваются в контексте управленческого образования. В публикации актуализируются задачи подготовки специалистов, нацеленных на обеспечение эффективного взаимодействия государственных и предпринимательских структур «тройки». Предлагаются подходы к созданию системы совместной подготовки управленческих кадров государств — членов Единого экономического пространства для госаппарата, реальной экономики и социальной сферы. Формируются гипотеза, стратегическая и тактическая цели проекта, предлагаются организационная форма и варианты образовательных программ.
ABSTRACT
This article is an original author's project, in which integration opportunities within the framework of the Common Economic Space are considered in the context of management education. Objectives of professional training aimed at ensuring effective interaction between state and business structures of the «Troika» are updated in the publication. The approaches to creation of a system of joint management training of the member States of the Common Economic Space for civil servants, the real economy and the social sphere are represented in the article.A hypothesis, strategic and tactical objectives of the project are formed and organizational forms of educational programs and options are proposed.
Сегодня мировое сообщество в своем богатств, а скорее наоборот, приводит большинстве уже осознало: соперниче- к отрицательным результатам. ство за рынки сбыта, основанное на Ни у кого не вызывает сомнений тот силовых методах расширения зон эко- факт, что партнерские отношения спо-номического влияния, не только не спо- собны обеспечить экономический подъ-собствует наращиванию национальных ем и на глобальном уровне, и в рамках
каждого конкретного государства как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.
Понимание необходимости углубления межхозяйственных и межгосударственных связей безусловно существует и на постсоветском пространстве. Первые ощутимые шаги в этом направлении были сделаны в процессе построения Союзного государства России и Беларуси.
В настоящее время мы уже работаем на просторах Единого экономического пространства (ЕЭП), а в перспективе начнем сотрудничать и в рамках Евразийского союза.
Целью создания ЕЭП, и это хорошо известно, является развитие интеграционных процессов в социальной, экономической и гуманитарной сферах. Оно призвано обеспечить:
• свободное движение товаров, работ, услуг, а также капитала и рабочей силы;
• проведение согласованной макроэкономической политики;
• гармонизацию и унификацию национальных законодательств в области финансово-кредитной, налоговой, инвестиционной, конкурентной и антимонопольной политики.
ЕЭП должно содействовать росту экономической активности, локомотивом которой является предпринимательство. Особенность подходов к организации инфраструктуры предпринимательства на общем рынке ЕЭП заключается в преимущественном обеспечении функционирования сетевой модели экономики как наиболее конкурентоспособной в условиях глобализации. Построение такой модели взаимодействия предпринимательских и государственных структур «тройки» основано на объединении общих ресурсов для снижения расходов сети, создании общих баз знаний, обмене наиболее привлекательными рыночными компетенциями, максимизации общих доходов за счет возникновения сетевых синергетических эффектов.
Наша задача — усилить конкурентоспособность экономик трех стран на мировом рынке.
В то же время необходимо быть реалистами и понимать, что любое инте-
грационное сообщество, в том числе ^ Единое экономическое пространство, — ^ это сложная система взаимодействую- т щих национальных экономик. т
Поэтому реализация потенциала ЕЭП £ для стран-участниц предполагает непро- о стой поиск баланса преимуществ и рисков членства в этой организации. о Минимизацию рисков обеспечивают ° согласованные действия компетентных ^ управленческих кадров. Вместе с тем ^ приходится констатировать, что специ- со алистов, умеющих совместно плодотвор- из но работать, пока недостаточно. Ярким < примером тому может служить ситуация, ^ сложившаяся в связи с принятием мо- ^ дельного закона о конкуренции в Едином о экономическом пространстве: 25 апреля с= 2013 г. в Минске прошла IV конференция, ^ посвященная этой теме, а единства в ^ оценке проекта закона все еще нет. ^ Подчеркну, что необходимы специали- ш сты, обладающие соответствующими знаниями и навыками. Они должны глубоко владеть информацией об условиях экономической деятельности в странах-партнерах, четко представлять их структуру управления и обладать сведениями о реализуемых в них актуальных проектах.
Сегодня проблемы кадрового дефицита решаются силами сформированных национальных систем подготовки кадров, где секторы подготовки национальных управленческих элит возглавляют Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее по тексту — академии). Однако специалистов, способных отстаивать наднациональные интересы каждой из стран — участниц ЕЭП, в явном виде не готовит никто.
Полагая, что в решении задачи объединения опыта, интеллектуальных, производственных и ресурсных возможностей сторон в тех областях, где совместная деятельность позволит достичь наибольшего синергетического эффекта, заинтересованы все страны-партнеры, Академия управления при Президенте Республики Беларусь предлагает проект
ш создания системы совместной подготов-^ ки управленческих кадров государств — т членов Единого экономического про-т странства для госаппарата, реальной £ экономики и социальной сферы.
0 Стратегической целью проекта являла ется создание мобильной интеграционен ной центростремительной образова-° тельной среды, насыщенной широким ^ спектром образовательных продуктов и ^ форм обучения с их постоянным попол-т нением и обновлением.
из Тактическая цель проекта — создать < кадровую и методическую основу для х углубления экономической интеграции х стран ЕЭП с консолидированными зао тратами и максимальной выгодой для с стран-участниц.
1 Научная гипотеза проекта триедина. 5 1. Недостаток преподавателей — стра-^ новедов экспертного уровня можно ш устранить совместными усилиями академий трех стран — участниц ЕЭП.
2. Выездные занятия, проводимые на базовых предприятиях трех стран, ускорят процесс накопления слушателями практико-ориентированных знаний.
3. Совместное обучение представителей Беларуси, Казахстана и России в группах, сформированных в результате конкурсного отбора на паритетных началах, обеспечит эффективное взаимное проникновение интересов и ресурсных возможностей проектных решений по укреплению ЕЭП на всех уровнях его организационной структуры, включая предпринимательство. Прототипом программы является Сетевой университет СНГ.
В отличие от него наш проект направлен не столько на повышение мобильности кадров, сколько на подготовку кадрового потенциала управленцев, эффективно реализующих на местах политику экономического роста своего государства в условиях максимального использования преимуществ интеграции.
Программы Сетевого университета СНГ направлены на подготовку унифицированных специалистов по типовым для государств — членов СНГ специальностям (естественно-научным, техническим, гуманитарным) и являются по сути вариантным решением Болонского
процесса. Предлагаемая же программа предусматривает наличие уникальной для каждого государства вузовской компоненты, содержащей страновую специфику экономической и управленческой деятельности.
Другими словами, Сетевой университет СНГ предоставляет гражданам возможность пройти идентичный курс в любом из вузов-партнеров. В предлагаемом проекте целью является последовательное обучение смешанной группы во всех странах «тройки» по уникальным программам для достижения качественно нового уровня образования.
Организационная форма — консорциум академий государств — членов ЕЭП. Данная структура является открытой для приема иных заинтересованнных сторон любой организационной формы.
Полагаем, что с учетом неполной гармонизации законодательств наиболее эффективным на начальном этапе реализации проекта станет создание образовательных программ по франчайзинго-вому принципу. В таком случае структура и порядок утверждения образовательной программы определяются действующим законодательством страны-разработчика. И это не препятствует участию в ее реализации всех вузов-партнеров государств — членов ЕЭП.
Спектр вариантов межгосударственных образовательных программ в пределах основного и дополнительного образования чрезвычайно широк.
Запуск образовательных программ по подготовке специалистов по межстрано-вому менеджменту осуществляется параллельно-последовательно во времени. На первом этапе предлагается готовить представителей государственных органов и организаций стран ЕЭП, занимающихся международными проектами.
В результате среди представителей структур государственной власти трех государств будет сформирована квалифицированная группа специалистов в данной области. Они будут знать основную нормативную базу трех государств, механизмы государственного управления, особенности условий хозяйствования.
Эти базовые идеи уже поддержаны представителями трех академий. В на-
стоящее время идет согласование порядка разработки программ и механизмов их реализации.
Как вариант, образовательная программа может создаваться проект-командой, сформированной на базе одной из академий из числа работников одной, двух или трех академий.
Программы класса (магистерская или переподготовки) могут включать обязательный блок и компоненту учреждения высшего образования, предусматривающую изучение страновой специфики.
Обязательный блок при этом может содержать, например, управленческие дисциплины, в том числе бизнес-управление, финансовый менеджмент, налоги и налоговое регулирование, нормативную базу ЕЭП.
Реализация дисциплин обязательного блока закрепляется за академией — разработчиком программы (иное — по до-говренности).
Компонента учреждения высшего образования (вариантное решение) включает, например:
• анализ специфики социально-экономических процессов государств — членов Единого экономического пространства;
• риски + законодательная база бизнес-среды в государствах + инвестиционное проектирование;
• анализ положительного опыта в торгово-экономической, инновационной и инвестиционной сферах, изучение конкретных бизнес- и инновационных проектов в каждом из государств;
• стажировки на предприятиях и в организациях, организованные каждым вузом-партнером.
Реализация дисциплин компоненты учреждения высшего образования распределяется между вузами-партнерами.
Финансирование проекта. На начальном этапе реализации проект может финансироваться из бюджета ЕЭП. Предусматриваются средства на разработку образовательной программы, оплату труда преподавателей, обеспечение мобильности преподавателей и обучающихся (проезд, проживание и т. п.).
Защита магистерской диссертации или дипломного проекта может осущест-
вляться в межгосударственной комиссии, ^ сформированной с учетом предложений ^ заказчика. По результатам защиты каж- т дому выпускнику выдается диплом госу- со дарственного образца страны — разра- £ ботчика программы, сертификаты могут о выдаваться каждым государством — членом ЕЭП. о Подчеркну, что помимо получения ° знаний участники образовательной про- ^ граммы приобретают и дополнительные ^ преимущества: со
• происходит постоянный обмен опы- из том между специалистами-практика- < ми трех стран; ^
• приобретаются навыки выработки со- ^ вместных решений и продвижения о интересов своей страны в странах- с= участницах; ^
• нарабатываются база возможных про- ^ ектов и контактная сеть; ^
• обеспечивается динамичный трансфер ш преподавательского опыта и формируется интеграционная образовательная среда;
• приобретается опыт реализации интеграционных проектов.
Однако реализация такой процедуры, безусловно, требует дополнительных усилий по гармонизации наших законодательств. Выдача совместного диплома невозможна без решения вопросов взаимного признания результатов обучения в государствах — членах ЕЭП и наличия единых центров управления программами.
В случае успешного развития проекта полагаем целесообразным рассмотреть возможность создания наднационального квалификационного органа, обладающего правом выдачи межгосударственного диплома.
Проект является открытым. Высказанные предложения призваны, с нашей точки зрения, способствовать сотрудничеству в торгово-экономической, инвестиционной и инновационной сферах государств — членов Единого экономического пространства, наполнению отношений данного пространства конкретными проектами, расширению образовательного пространства, установлению контактов между представителями трех государств.