Научная статья на тему 'Эффективные управленческие кадры -основа государственного управления'

Эффективные управленческие кадры -основа государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / PUBLIC ADMINISTRATION / MANAGEMENT PERSONNEL / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / PROFESSIONAL COMPETENCES / THE REPUBLIC OF BYELORUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозевич Анатолий Николаевич

Статья посвящена проблемам подготовки высококвалифицированных кадров для органов государственного управления Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficient Management Personnel is the Base of Public Administration

The article is focused on the problems of qualified personnel training for public administration of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Эффективные управленческие кадры -основа государственного управления»

Сфера научных интересов: информационные технологии, управление в социальных системах, проблемы профессионализма управленческого персонала.

Подготовил 1 доктора и 7 кандидатов наук. Имеет 90 авторских свидетельств на изобретения. Автор многочисленных научных трудов.

Основные научные публикации:

• Морозевич А. Н., Железко Б. А. Теория и практика построения информационно-аналитических систем поддержки принятия решений: монография. Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1999. - 144 с.

• Морозевич А. Н. Государственное управление в белорусской модели развития // Государственная служба. 2010. № 4 (66). С. 76-80.

• Морозевич А. Н., Комличенко В. Н., Зеневич А. М. Модель взаимодействия субъектов сетевых образовательных клиент-серверных систем // Доклады БГУИР. 2006. № 1 (13). С. 68-75.

• Морозевич А. Н., Петрович М. В. Теория и практика компетентностного подхода в образовательной управленческой деятельности // Экономика и управление. 2010. № 12 (62). С. 109-118.

• Морозевич А. Н., Ткалич Т. А. Проблемы и перспективы развития учета в условиях функционирования корпоративных информационных систем // Бухгалтерский учет и анализ. 2001.

№ 2 (50). С. 29-40.

• Шрубенко А. Г., Морозевич А. Н. Философия государственного строительства // Проблемы управления. 2010. № 3 (36). С. 4-17.

• Hancharonak I., Marazevich A. From Weber to Web-tehnologies: Synergy between the Republic of Belarus and the Republic of Korea // Discover Korea in Public Administration. KIPA, 2011. P. 140-150.

Анатолий Николаевич МОРОЗЕВИЧ

РЕКТОР АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А. Н. Морозевич награжден нагрудным знаком «За добрасумленную працу».

А. Н. Морозевич работал главным ученым секретарем Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь (1998-2002 гг.). В 2003-2007 гг. возглавлял Главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

А. Н. Морозевич A. N. Morozevich

Эффективные управленческие кадры -основа государственного управления

Efficient Management Personnel is the Base of Public Administration

ключевые слова;

государственное управление, управленческие кадры, повышение квалификации, профессиональные компетенции, Республика Беларусь

Статья посвящена проблемам подготовки высококвалифицированных кадров для органов государственного управления Республики Беларусь.

Современные социально-экономические процессы являются свидетельством возникновения новых рыночных отношений в мировом хозяйстве, построенных на принципе саморегуляции. Все больше сторонников появляется у концепции стратегического инновационного менеджмента в экономических условиях России. Источником основного дохода становится интеллектуальный капитал. '

Все большую остроту приобретает проблема повышения эффективности менеджмента и, как следствие, уровня подготовки квалифицированных кадров. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, условием формирования конкурентных преимуществ, решения геополитических задач.

KET words:

public administration, management personnel, improvement of professional skills, professional competences, the Republic of Byelorussia

The article is focused on the problems of qualified personnel training for public administration of the Republic of Belarus.

В этой связи все больше приходит осознание, что конкуренция среди государств в инновационной сфере происходит в области «энергии знаний», «силы ума», профессиональных компетенций. Более того, вполне закономерен переход к инновационной экономике, когда доминирующим фактором в производстве становится наука, а в сфере

Источником основного дохода в современных условиях является интеллектуальный капитал. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, условием формирования конкурентных преимуществ, решения геополитических задач.

экономических отношении господствующая роль переходит, по утверждению специалистов, от связей рыночных к связям информационным, что является логическим продолжением и результатом инновационного развития.

Под воздействием глобализации изменяется теория и практика управления: по мнению экспертов, время административного управления прошло, наблюдается все больший отход от вертикальной модели.

Сегодня в большой степени проявляется тенденция управления на основе сотрудничества, партнерских отношений, что стимулирует проявление творческой инициативы, синергии. Меняются также суть и облик традиционной системы управления, хотя ее прогнозируемость, устойчивость и эффективность неизменно исключительно важны. Примечательно, что организация управления является ключевым элементом масштабного процесса создания единого электронного управленческого пространства.

Соответственно меняются требования и к государственному управлению: возрастает роль используемых в нем информационно-коммуникационных технологий; актуализируется его способность создавать долгосрочные устойчивые преимущества в социально-экономическом развитии; осуществляется оптимизация распределения задач между государством и обществом.

Другими словами, формируется новый взгляд на сферу управления, функции управленческой

18_

2 элиты, кадров управления в об-

¥

| ществе, их ценностные ориента-£ ции, социальные и духовно-5 нравственные факторы трудо-2 вой мотивации. Общепризнано, ? что процесс развития кадров уп-| равления должен с надлежащим ^ опережением реагировать на | изменения социально-экономи-“ ческой ситуации. Последствия | мирового финансово-экономи-^ ческого кризиса являются свидетельством того, что инертность мышления, в ряде случаев управленческое иждивенчество, функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность (к примеру, невладе-ние методикой системного анализа управленческих решений, а также управляемых объектов) не только отрицательно сказываются на результатах, но и являются факторами риска, могут привести к замедлению темпов развития государства. Очевидно, поэтому управленческое образование обретает первостепенное значение в государственной и общественной жизни и должно постоянно актуализироваться. То же относится к преподавательским, равно как и управленческим компетенциям (общепрофессиональным, информационным, коммуникативным).

В этой связи особую актуальность приобретают следующие вопросы: с какими новыми тео-

ретическими и практическими § проблемами столкнутся управ- | ленцы, какие качества кадров < управления потребуются в пер- | спективе и как эти качества мо- ° гут быть развиты при ограни- | ченных ресурсах? Как уже отме- £ чалось, сфера управленческой | деятельности должна иметь не е только глубокую профессио- § нальную специализацию, но § и инновационный, творческий, -1 поисковый характер. При этом, | как известно, новые информа- 2; ционные технологии значитель- 3 но быстрее входят в жизнь, не- I жели технологии обучения, про- Ш фессиональной подготовки кад- | ров, сам вектор развития обра- ^ зования изменился, отразив пе- | реход от системы ценностей «че- 2 ловек - средство» к системе | «человек - цель». Таким обра- ц зом, содержание каждого учеб- 2 ного курса должно сегодня со- § действовать утверждению гума- 2 нистических ценностей. <

Понятно, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров управления должны обеспечивать де-факто непрерывность образования, а образовательный процесс -учитывать индивидуальность слушателей и студентов, способствовать восприятию ими современных социально-экономических процессов, пробуждать желание эффективно работать, создавать новое в сфере управ-

ленческой деятельности, стимулировать стремление к высокому качеству предоставления государственных услуг в условиях быстрых изменений действительности. Эффективным государственным управленцем может стать лишь тот, кто поймет объективность непрерывных изменений среды и сохранит (или разовьет) способность воздействовать на них в нужном направлении.

Как готовить таких руководителей? Вопрос непростой. Тем не менее, в Республике Беларусь накоплен определенный опыт его решения.

Если говорить о проблемах становления системы профессиональной подготовки государственных служащих в Беларуси, необходимо отметить, что распад СССР повлек за собой тяжелые последствия для самостоятельного белорусского государства. Деформация структуры реального сектора, энергоемкое производство, отсутствие подготовленной к работе в системе рыночной экономики квалифицированной рабочей силы, профессиональных менеджеров привели к черте разрушения экономического и человеческого потенциала республики.

В сложившейся ситуации необходимо было выработать стратегический курс развития страны. И такое решение было

принято: не шоковая терапия, а социально ориентированное государство, государство для народа. В результате центр усилий и ответственности сместился в сторону государства. Отсюда возникли инертность, безответственность. «Придет барин - барин все рассудит», - принцип, ставший для многих лозунгом дня.

Для устранения такого перекоса нынешний год в Беларуси объявлен Годом предприимчивости, в этой связи IV Всебело-русским народным собранием определена главная задача -в течение ближайших пяти лет выйти на уровень жизни развитых стран мира.

Существует ряд трудностей на пути решения поставленной задачи: во-первых, в значительной степени проявляются последствия мирового экономического кризиса.

Во-вторых, недавно исполнилось 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Для республики это 25 лет многотрудной работы по устранению последствий аварии на ЧАЭС. Мало кто осознает, что 23%, или 48,8 тыс. кв. км, территории Республики Беларусь было заражено, что наша страна потратила на преодоление последствий Чернобыльской катастрофы более 235 млрд долларов США. Для нас это 30 бюджетов страны 1985 г. При этом международ-

но.

2 ная помощь составила порядка | 1% от указанной суммы.

£ В-третьих, в этом году испол-5 нится 70 лет с начала Великой Оте-

2 чественной войны. Что бы о ней ни говорили новоиспеченные ис-| торики, а Беларусь в этой войне ^ понесла огромные потери, в пер-11: вую очередь в человеческих жиз-“ нях - погиб каждый третий. «Вто-

I рая волна не родившихся» в этом ^ году уменьшила количество поступающих в вузы на 30-40%. Нас, по итогам переписи населения 2009 г., 9503,8 тыс. человек, до Великой Отечественной войны было 10 200 тыс. человек1.

В-четвертых, внешняя среда стала очень агрессивной по отношению к Республике Беларусь, что особенно проявилось после выборов Президента Беларуси в 2010 г. Именно этим обстоятельством во многом определяются возникшие в текущем году проблемы на валютном рынке республики. Но нельзя забывать и о своей ответственности, управленцам следует рассчитывать на свои силы.

В этих условиях при подготовке управленцев мы сделали ставку на тесное взаимодействие не только с органами государствен-

1 Статистический сборник «Население Республики Беларусь: его численность и состав» (Т. 2. Мн., 2010) [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь: официальный сайт. и^:Иир://Ье!в1а1^оу.Ьу/ (дата обращения:

24.05.2011).

ного управления, но и с бизнес-структурами (демонстрируя на практике государственно-частное партнерство) по каждому из двух основных направлений:

- совместное выстраивание образовательного процесса;

- научное, методическое и организационное сопровождение процесса подготовки современного руководителя.

В рамках первого направления мы совместно с органами государственной власти и нашими бизнес-партнерами реализуем полный цикл обучения - от формирования контингента слушателей до мониторинга карьерного роста выпускников. Это предусматривает создание перспективного кадрового резерва, организацию профориентационной работы, формирование госзаказа.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь организационно-методическая работа и ведение республиканского банка данных перспективного кадрового резерва возложена на Академию управления при Президенте Республики Беларусь [1]. Академией был разработан ряд проектов нормативных документов, направленных на упорядочение работы с перспективным кадровым резервом, внедрение прогрессивных технологий в систему его подготовки и отбора, создание механизмов выдвижения молодежи на ключевые по-

2\_

§ зиции в экономике и обществен-| ной жизни.

| Новым в профориентацион-| ной работе является закрепле-° ние кафедр академии за облас-| тями республики: таким образом РСТ будет осуществляться взаимо-

I действие с каждым городским е и районным исполнительным ко-§ митетом. Сегодня также рассма-§ тривается вопрос о создании

1 в областях республики попечи-| тельских советов из числа вы-

2 пускников Академии управле-§ ния, прежде всего руководителе лей предприятий, что позволит Ев им включиться в процессы про-| фориентационной работы вуза,

3 формирования и подготовки | перспективного кадрового ре-12 зерва2.

| Изменен и порядок зачисле-^ ния слушателей по государев ственному заказу - сегодня он § осуществляется по целевому на-5 бору и формируется совместно < с Администрацией Президента. Мощным инструментом отбора управленцев становится психодиагностика, различающая понятия «лидер» и «управленец».

2 См. подробнее: Морозевич А. Н. О работе Академии уп-

равления при Президенте Республики Беларусь с рес-

публиканскими и местными государственными органа-

ми по подготовке современного руководителя // О работе республиканских и местных государственных органов по выполнению требований Президента Республики Беларусь по реализации кадровой политики: материа-

лы семинара-совещания с руководителями республиканских и местных государственных органов (Минск,

7 октября 2009 г.). Мн., 2009. С. 26-36.

Образовательный процесс в системе подготовки государственных служащих претерпевает существенные изменения, в его основу положена многоуровневая модель непрерывного наращивания компетентности руководящих кадров и их резерва в течение всей служебной карьеры.

Данная модель предусматривает обучение лиц, входящих в перспективный кадровый резерв, формирование резервов руководящих кадров всех уровней, служит основой для системы поддержки самообразования кадров в сфере управления.

Учебный процесс поддерживается новыми учебными планами и программами, согласованными с заказчиками. Он стал более практико-ориентированным -существенно увеличилось количество выездных занятий в организациях (органах государственной власти и хозяйствующих субъектах), которые стали нашими инновационными площадками. Например, при изучении вопросов антикоррупционного обеспечения слушатели выезжают в суды, где рассматриваются соответствующие уголовные дела, и в места заключения.

Существенное внимание при подготовке управленцев уделяется идеологическому воспитанию. И в этом направлении нам удалось достичь определенных

22_

2 успехов. По итогам опроса, про-| веденного в 2010 г. молодежной £ профсоюзной группой «Студэнц-5 кая рада», наша Академия уп-

2 равления стала «самым студенів ческим вузом» г. Минска.

| Следует отметить, что в обрані зовательном процессе прини-| мают участие руководители ми-“ нистерств и ведомств, ученые,

о

£ ведущие преподаватели других ^ вузов, представители бизнеса, а также зарубежные специалисты, в том числе из Австрии, Германии, Швеции, Турции. Так, например, систематически проводятся лекции представителей посольств зарубежных стран, аккредитованных в Республике Беларусь.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь последовательно реализует ряд принципов, в числе которых можно выделить:

- тесное взаимодействие с государственными органами и бизнес-сообществом;

- интеграцию научных исследований с практикой государственного строительства;

- активное распространение результатов своей деятельности в профессиональном сообществе, в том числе регулярное проведение научных и научно-практических конференций, методических и исследовательских семинаров, подготовка и издание учебников и научных монографий, созда-

ние качественных профессиональных электронных ресурсов;

- инвестиции в кадровое развитие. Основная часть средств систематически направлялась и направляется на оплату труда и повышение квалификации преподавателей с целью привлечения лучших кадров. Академия управления обеспечивает оплату труда преподавателей на конкурентоспособном, по сравнению с другими вузами, уровне;

- интенсивное развитие инфраструктуры, включающее совершенствование внутреннего и внешнего контура дистанционного обучения, формирование современной библиотеки с бу-

23_

мажными и сетевыми ресурсами, широкое внедрение информационных технологий, развитие аудиторного фонда;

- информационную открытость и прозрачность по отношению к внешней среде и к собственному коллективу, включая внедрение технологий, пресекающих возможность коррупции, детальную регламентацию процедур организации образовательного процесса, прозрачное финансовое планирование и управление ресурсами с публичным обсуждением финансовых планов и отчетов, размещением широкого спектра информации, в том числе и финансовой, на сайте.

1. Морозевич А. Н., Шрубенко А. Г. Управленческое образование: новое качество, инновации, компетентность // Проблемы управления. 2009. № 3 (32). С. 7-23.

REFERENCES -------------------------------------------------------------------------------------------

1. Morozevich A. N., Shrubenko A. G. Upravlencheskoe obrazovanie: novoe kachestvo, innovatsii, kompetentnost // Problemy upravleniya. 2009. № 3 (32). S. 7-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.