Научная статья на тему 'Архитектура государственного управления'

Архитектура государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

Государственное управление это особая сфера политической и административной деятельности, которая появилась одновременно с возникновением государства. Соответственно, и история изучения этого института во всем мире достаточно продолжительна и восходит к трудам Платона и Аристотеля. Что касается отечественной науки государственного управления, то на протяжении длительного времени она была вплетена в русло российской и в советское время практически не развивалась.О том, как сегодня обстоят дела с этим важным и серьезным научным направлением в нашей стране, мы попросили рассказать ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь Марата Жилинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public administration architecture

In his interview the rector of the Academy of Management by the President of the Republic of Belarus Marat Zhilinskiy speaks about the Belarusian state administration science development.

Текст научной работы на тему «Архитектура государственного управления»

стать источником трансформаций в реальный сектор, формируя новые точки экономического роста.

Следует отметить высокую долю фактора «знание» в создании добавленной стоимости, которая в развитых странах оценивается в 60-80%. В соответствии с целевой программой научно-технической кооперации в ЕАЭС выделены четыре важнейших направления привлечения науки для реализации межгосударственной инновационной политики:

■ ликвидация многоукладного производства посредством сознательного разрушения цепей низкого технологического уклада;

■ избирательное развитие традиционных технологий с целью удовлетворения спроса на их продукцию, поскольку их расширенное воспроизводство ухудшает положение субъекта в международном разделении труда;

■ высокоизбирательное развитие производств посттрадиционного технологического уклада, ориентированных на накопление конкурентных преимуществ. Это создает возможности для эффективной интеграции компании в международное разделение труда и сокращение сферы неэквивалентного внешнеэкономического обмена.

■ создание инновационных производств, опережающее развитие базисных технологий высшего технологического уклада в областях, где страна является пионером в сопряженных сферах научных исследований, технологий, организации труда.

Таким образом, промышленный сектор государств ЕАЭС постепенно теряет конкурен-тоспособость. Доля импорта продукции падает, доля экспорта растет. Реализацию потенциала интеграции промышленного комплекса на общем пространстве обеспечит высокая динамика производства машин и оборудования, технологическое обновление реального сектора экономики. Технологии новых поколений в первую очередь должны быть ориентированы на освоение массового выпуска товаров глубокой переработки, вовлечение в хозяйственный оборот результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок, использование интеллектуальной собственности и осуществление инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках. Это определяет плавный переход от трудоемких технологий к капиталоемким, основанным на современных знаниях. СИ

See: http://innosfera.by/2015/07/industrial_cooperation Литература

1. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Проект. Электронный ресурс: www.eaeunion.org

2. Материалы Белорусского промышленного форума. Электронный ресурс: www.expoforum.by

ЙРХИ11КТУРА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государственное управление - это особая сфера политической и административной деятельности, которая появилась одновременно с возникновением государства. Соответственно, и история изучения этого института во всем мире достаточно продолжительна и восходит к трудам Платона и Аристотеля. Что касается отечественной науки государственного управления, то на протяжении длительного времени она была вплетена в русло российской и в советское время практически не развивалась. О том, как сегодня обстоят дела с этим важным и серьезным научным направлением в нашей стране, мы попросили рассказать ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь Марата ЖИЛИНСКОГО.

- С обретением суверенитета наша республика вступила в период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ государства и общества. В это время научные исследования в области государственного управления обрели актуальность, а существование управленческой науки стало объективной необходимостью. В настоящее время она ориентирована на проблемы стратегического управления, демократизацию и социальную защиту граждан, использование достижений научно-технического прогресса

и положительного международного опыта. Развитию данного научного направления способствуют исследования, проводимые кафедрами Академии управления, а также осуществляемые в НИИ теории и практики государственного управления. Так, в течение последних лет в НИИ ТПГУ велись научные работы, нацеленные на совершенствование системы государственного управления, разработку теоретических основ и методологии обучения кадров в этой сфере, оптимизацию деятельности государственных органов и системы формирования кадрового потенциала.

- С какими новыми теоретическими

и практическими проблемами сталкиваются управленцы?

- В современных условиях электронные средства массовой информации, Интернет и его сервисы становятся системообразующим фактором жизни общества. В этой связи важной и актуальной задачей является внедрение в практику управленческой деятельности современных информационных технологий, использование компьютерных систем и сетей, повышение уровня информатизации в сфере работы с гражданами и организациями, в том числе переход государственных органов к электронному документообороту. Совершенствование информационной культуры и компьютерной грамотности - это веление времени, непременное требование к современному руководителю. Еще одна насущная проблема, которая носит как теоретический, так

и прикладной характер, - анализ эффективности государственного управления, а также выработка критериев и способов оценки результативности работы госслужащих. Эта проблема также изучается научным коллективом Академии управления. В НИИ ТПГУ по заказу Администрации Президента Республики Беларусь выполняется научное исследование по теме «Совершенствование системы оценки деятельности государственных служащих в условиях модернизации государственного управления», одним из результатов которого станет разработка портала государственной кадровой политики -единой информационной среды, поддерживающей обратную связь между гражданами и чиновниками и позволяющей судить о качестве работы последних.

- Как взаимоувязаны в образовательном процессе Академии управления вопросы теории и практики госуправления,идеологии?

- Президент неоднократно указывал на укрепление кадрового состава государственного аппарата, на необходимость привлечения лучших профессионалов, знающих и понимающих вызовы современного мира. Образовательный процесс

в Академии управления направлен на реализацию государственной политики в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования персонала в сфере управления, на овладение нашими студентами теорией и практикой государственного управления, изучение государственной идеологии, экономики, права, совершенствование управленческих умений и навыков. Как показывает практика, традиционная схема обучения, при которой слушателям передаются готовые данные, оказывается малоэффективной, так как не всегда побуждает выявлять и анализировать проблемы, определять самостоятельно пути их разрешения. Поэтому наши преподаватели не просто транслируют собственные знания - они являются квалифицированными консультантами по решению сложных задач, а студенты и слушатели с их помощью сами ищут ответы на поставленные вопросы.

- Госуправление должны осуществлять люди, обладающие хорошими теоретическими знаниями, практическими навыками управленческой деятельности. Как справляется с этим научный

и преподавательский корпус академии?

- Как справедливо отметил Глава государства в своем выступлении на 42-м съезде Белорусского республиканского союза молодежи, сегодня во всем мире востребованы сильные, самостоятельные, целеустремленные люди. Они нужны везде - на производстве и в политике, в бизнесе и в науке, в образовании и государственном управлении. Это двигатель прогресса, от энергии и мощи которого зависит динамика развития общества. В последние годы интерес к современным достижениям в сфере государственного управления неуклонно растет, поскольку подготовка высокопрофессиональных руководителей становится настоятельным требованием времени. И мы стремимся соответствовать мировым стандартам, всем передовым достижениям в этой сфере. Образовательный процесс в Академии управления обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский состав из 242 человек, из них 23 доктора и 131 кандидат наук, при этом ученое звание профессора имеет 21 человек,

а доцента - 110. Всего в нашем вузе 63,5% работников имеют ученую степень. В республике сформировалась стройная система обучения государственных служащих, институциональную основу которой составляют Закон о государственной службе, Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления» и другие нормативные правовые документы. Для обеспечения должного профессионального уровня управленцев предусматривается прохождение курсов переподготовки при поступлении на государственную службу,

а также при назначении на руководящую должность, и повышение квалификации каждые три года.

- Какие подходы должны быть положены в основу подготовки специалиста-управленца?

- Сфера современного образования - «горячая точка» пересечения знаний, инновационных технологий, социального капитала, конкурентных преимуществ. Безусловно, мы должны соответствовать самым современным трендам развития мировой высшей школы, так как Академии управления принадлежит ведущая роль в реализации кадровой политики. Поскольку наш вуз ориентирован на подготовку высококвалифицированных специалистов в области государственного и местного управления, ставка сделана на тесное сотрудничество как с госорганами, так и со структурами бизнеса - имеется в виду практика государственно-частного партнерства. С учетом этих многосторонних факторов мы тщательно выстраиваем образовательный процесс. В нем принимают участие руководители министерств и ведомств, ведущие сотрудники предприятий и учреждений страны, известные белорусские ученые и государственные деятели, зарубежные специалисты. В результате подобного взаимодействия реализуется полный цикл обучения - формируется контингент слушателей, проводится мониторинг карьерного роста выпускников, создается база для перспективного кадрового резерва, принимается участие в формировании госзаказа. Мне представляется важным, что в Академии управления разработан ряд проектов нормативных документов, нацеленных на упорядочение работы с перспективным кадровым резервом, внедрение прогрессивных технологий в систему подготовки и отбора управленцев, создание механизмов выдвижения молодежи

на ключевые позиции в разных сферах социально-экономической жизни Беларуси.

Убежден, что достойное, качественное образование получают там, где заинтересованность, высокий уровень мотивации к профессиональному росту присущи как студентам и слушателям, так и преподавательскому составу.

- Готовы ли ваши выпускники к принятию самостоятельных решений?

- Вхождение в сферу управления любым процессом требует, на мой взгляд, наличия опыта, поэтому в нашем вузе большое внимание уделяется профориентационной работе. Необходимо, чтобы студенты, что называется, держали руку на пульсе современных общественно-экономических явлений, событий. Они проходят практику

в самых различных организациях - от парламента, государственных органов и предприятий до частных фирм. Слушатели факультета повышения

квалификации постоянно участвуют в выездных занятиях, в том числе и в регионах. Наш образовательный процесс основан на междисциплинарном подходе, активном использовании интерактивных форм обучения; студенты получают академические и прикладные знания и навыки из ряда смежных областей, участвуя в реальных кейсах, деловых играх, практических тренингах. Учебные практи-ко-ориентированные программы нацелены именно на овладение методами управления, на развитие таких умений, как самостоятельный поиск и принятие оптимального решения. Не могу не сказать о такой форме обучения, как проектные разработки слушателей Института государственной службы и студентов Института управленческих кадров. Они осуществляются в комплексных учебно-научных группах, и результатом общего взаимодействия являются дипломные работы, нацеленные на решение проблем конкретного предприятия, организации, региона - от сельсовета до района и области. Я очень верю в наших студентов, ценю их индивидуальные мнения, оценки самых разных насущных вопросов современности. Думаю, что лучшие из слушателей - инициативные, активно участвующие в общественно-политической жизни и Минска, и регионов - готовы ответить на современные вызовы, компетентны во многих актуальных сферах деятельности, нацелены на конструктивную работу на благо нашей страны. Убежден, что они станут эффективными управленцами.

- Какие новые интеллектуальные продукты может продемонстрировать Академия управления при Президенте Республики Беларусь?

- В нашем учреждении переосмыслен зарубежный образовательный опыт и адаптирован к отечественным условиям, в результате чего разработана модель управленческой компетентности и началось внедрение компетентностного подхода в практику обучения. Особо хочу отметить систему открытого образования - СОО, которая нацелена на непрерывную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и руководителей, занятых в сфере инновационной экономики. Эта система функционирует в нашем вузе несколько лет, она реализована в формате Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. В рамках данного нововведения управленческие кадры проходят профессиональное дистанционное обучение и повышение квалификации с помощью электронных учебно-методических комплексов. В целом СОО обеспечивает процесс самообразования, квалификационное тестирование для оценки уровня подготовки специалистов, информационную поддержку идеологической работы. Клиентский комплекс системы

внедрен более чем в 900 органах государственного управления, организациях, предприятиях, учреждениях образования республики. Следует сказать, что результаты проводимых в Академии управления научных исследований, а также различные учебно-методические материалы, подготовленные нашими сотрудниками, интегрируются в практику государственного строительства - о внедрении этих научных наработок имеется ряд свидетельств.

- В основу образовательного процесса

в системе подготовки государственных служащих положена многоуровневая модель непрерывного наращивания компетентности руководящих кадров и их резерва в течение всей служебной карьеры. Что она собой представляет?

- Данная многопрофильная, многомодульная модель означает, во-первых, обучение в Академии управления лиц, входящих в перспективный кадровый резерв; во-вторых, формирование пула руководителей всех уровней; в-третьих, поддержку самообразования управленческих кадров посредством традиционных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Так, модель профессиональной компетентности персонала в сфере управления описывается через систему способностей и соответствующую систему знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы опираться на них при подготовке и оценке уровня компетентности руководителей разного уровня. Система поддержки самообразования - это непрерывный многоэтапный процесс по освоению и развитию

у каждого конкретного управленца или специалиста отдельных компетенций. Определенный этап обучения связан с освоением какой-то одной из них по предлагаемой программе самообразования. Для нас важно выявить характер зависимости профессиональной компетентности руководящих кадров от эффективности освоения ими современных стратегий профессионального развития.

- Руководитель - архитектор кадрового потенциала вверенной ему организации. Что такое перспективный кадровый резерв, сформированный в Академии управления, и какую роль он играет в разработке и реализации долговременной стратегии развития страны?

- Перспективный кадровый резерв - это специально сформированная группа лиц в возрасте до 31 года, имеющих способности к управленческой деятельности, выраженные лидерские и организаторские качества. Отбирают таких людей индивидуально, посредством комплексной оценки их деловых и личностных характеристик через этапы выдвижения и отбора кандидатов. Такие группы создаются во всех органах государственного управления,

там же проводится и всесторонняя работа с ними. А организационно-методические функции действительно возложены на Академию управления - мы формируем и ведем единый перспективный кадровый резерв по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь. Организация работы с таким контингентом означает профессиональный рост отобранных лиц, развитие их лидерских качеств и креативных способностей. Мы также проводим с ними целевую многопрофильную учебу на специальных семинарах по программе, разработанной в Академии управления. Однако я хотел бы подчеркнуть, что составление списков резерва - это только первый шаг на пути подготовки эффективного руководителя. До выдвижения кандидатов на руководящие должности необходимо проводить систематическую, кропотливую работу по обучению, развитию профессионализма, оценке результатов их деятельности. Как показывает опыт, часть специалистов, находящихся в перспективном резерве, не способны стать по-настоящему хорошими управленцами. Однако я уверен, что среди тех, кто включен в него, есть значительное число ответственных, вдумчивых, стремящихся к непрерывному профессиональному росту, грамотных и креативных людей, которые принесут немало пользы нашей стране.

- Какие качества кадров управления потребуются в перспективе и как эти качества могут быть развиты при ограниченных ресурсах?

- В первую очередь я отметил бы практический и социальный интеллект управленческого звена. Интеллектуальные и организаторские качества - это общая основа развития компетентного руководителя. Нам нужны люди, способные мыслить критически и логично; умеющие формировать векторы целей, быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач; люди с высокой мотивацией и сильной волей, работоспособные, настойчивые, инициативные, ориентированные на разностороннее сотрудничество. Также очень важна взаимная согласованность, кооперация всех эшелонов власти в целом. Я убежден, что на фоне интенсивного развития информационного общества, с учетом многообразных рисков и вызовов именно нацеленность на постоянное совершенствование, личная ответственность и креативность чиновника, государственного менеджера будут -

по умолчанию! - способствовать его персональному росту как руководителя и развитию всего управленческого корпуса Беларуси. СИ

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.