Научная статья на тему 'Система совершенствования компетентности преподавателей физической культуры в вузах'

Система совершенствования компетентности преподавателей физической культуры в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВУЗ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONALISM / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаев Отабек Кудратович

В статье раскрываются теоретические основы профессиональной педагогической компетентности. Описывается система совершенствования педагогических компетенций у преподавателей физической культуры. В статье отображена структура профессиональной компетентности, представленная четырьмя компонентами, раскрывается тесная взаимосвязь всех компонентов. Дается описание приёмов и условий для эффективной организации системы совершенствования педагогического состава физкультурных кафедр, развития их как профессионалов. Также описаны ключевые компетенции, которые педагог, преподаватель физкультуры, должен сформировать у студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаев Отабек Кудратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF IMPROVING THE COMPETENCE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES

The article reveals the theoretical foundations of professional pedagogical competence. The system of improving pedagogical competencies among teachers of physical culture is described. The article displays the structure of professional competence, represented by four components, reveals the close relationship of all components. A description is given of the techniques and conditions for the effective organization of the system for improving the teaching staff of physical education departments and developing them as professionals. It also describes the key competencies that the pedagogical, physical education teacher should form among students in the learning process.

Текст научной работы на тему «Система совершенствования компетентности преподавателей физической культуры в вузах»

СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ Мусаев О.К. Email: Musaev666@scientifictext.ru

Мусаев Отабек Кудратович - старший преподаватель, афедра физической культуры, Навоийский государственный педагогический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются теоретические основы профессиональной педагогической компетентности. Описывается система совершенствования педагогических компетенций у преподавателей физической культуры. В статье отображена структура профессиональной компетентности, представленная четырьмя компонентами, раскрывается тесная взаимосвязь всех компонентов. Дается описание приёмов и условий для эффективной организации системы совершенствования педагогического состава физкультурных кафедр, развития их как профессионалов. Также описаны ключевые компетенции, которые педагог, преподаватель физкультуры, должен сформировать у студентов в процессе обучения. Ключевые слова: педагогическая компетентность, педагогическая компетентность, физическая культура, профессионализм, вуз.

SYSTEM OF IMPROVING THE COMPETENCE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES Musaev O.K.

Musaev Otabek Kudratovich - senior teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, NAVOIY STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the theoretical foundations of professional pedagogical competence. The system of improving pedagogical competencies among teachers ofphysical culture is described. The article displays the structure of professional competence, represented by four components, reveals the close relationship of all components. A description is given of the techniques and conditions for the effective organization of the system for improving the teaching staff of physical education departments and developing them as professionals. It also describes the key competencies that the pedagogical, physical education teacher should form among students in the learning process. Keywords: pedagogical competence, pedagogical competence, physical education, professionalism, university.

УДК: 378.147

Сегодня одной из важных задач в целостной системе образования являются формирование и развитие профессиональной компетенции преподавателей. Её актуальность связана с необходимостью разрешения противоречий, возникших между новыми требованиями, предъявляемыми к деятельности педагога как целостной личности, субъекта образовательного процесса, способного к профессионально -личностному самосовершенствованию, формированию и осуществлению гуманистически направленных педагогических систем и технологий и существующего реального уровня профессиональной компетентности преподавателя физической культуры и спорта с его готовностью решать образовательные задачи.

Качество образования сегодня во многом определяется компетентностью преподавателя и поэтому педагогические кадры должны стать основополагающей движущей силой в формировании конкурентоспособных специалистов. Однако сегодня состояние здоровья подавляющего числа учащейся молодежи обращает на

себя внимание специалистов в области физкультуры. Одной из сторон в укреплении здоровья, формировании физической выносливости молодежи выступают преподаватели физкультуры, призванные повысить эффективность физкультурно-оздоровительных программ, применить современные подходы в преподавании предмета, что напрямую зависит от уровня профессионализма преподавателей физической культуры, сформированности профессиональных компетенций.

Профессиональная педагогическая компетенция сегодня это результат целенаправленного воздействия в направлении развития педагогическо го профессионализма и самообразования [1]. Она определяется уровнем профессионального образования, опытом и личностными способностями человека, его стремлением к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. К основным элементам профессиональной компетентности преподавателя физкультуры относятся:

• Личностный, состоящий из профессионально-личностных качеств педагога, необходимых для осуществления преподавательской деятельности;

• Когнитивный, включающий общие и специальные профессиональные знания, обеспечивающие продуктивную педагогическую деятельность;

• Мотивационно-ценностный, объединяющий потребности, мотивы и интересы педагогической деятельности;

• Операционально-деятельностный, состоящий из профессионально -педагогических способностей и умений владения современными педагогическими технологиями.

Данные структурные компоненты тесно взаимосвязаны. Так, когнитивный и мотивационно-ценностный компоненты отвечают за способность овладения преподавателей профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками. Последний компонент влияет на развитие профессионально-личностных качеств, наиболее значимым из которых считается профессиональная рефлексия. Указанные компоненты проявляются в практической работе педагогов. Степень их сформированности показывает уровень развития профессиональной компетентности.

Требования к профессиональному уровню специалистов в области физической культуры непрерывно растут. Это явление обусловлено необходимостью осуществлять практическую и теоретическую физподготовку молодежи, основываясь на современных научных знаниях в области спорта, физиологии, педагогики, информационных технологий. Для эффективной профессиональной преподавательской деятельности в области физической культуры, необходимо обладать углубленными знаниями о физиологических и возрастных особенностях, рациональном питании, психологии, а также о применении различных методик для результативного проведения оздоровительных программ.

Также среди педагогических задач перед преподавателями физкультуры стоит развитие психических и личностных качеств молодых специалистов. Педагог, занимающийся физическим воспитанием молодежи, должен сформировать у студентов широкий спектр способностей:

1) Социальные (способность к сотрудничеству, решению конфликтов, нахождению взаимопонимания, социальная активность);

2) Мотивационные (формирование личностной потребности к высокому уровню здоровья и физической подготовленности, адаптивность);

3) Функциональные (способность к оперированию знаниями о закономерностях двигательной активности, теорией по истории физической культуры и спорта, усвоение терминологии)

У преподавателя, который участвует в современной системе непрерывного образования в области физической культуры и спорта присутствует проблема, сопряженная с обеспечением взаимосвязи предмета профессиональной деятельности с потребностью в непрерывном усовершенствовании педагогического мастерства.

Взаимосвязь может быть достигнута лишь с присутствием у педагога таких качеств самоорганизации, как инициативность, жажда активности, высокий уровень работоспособности, стремление к самосовершенствованию и внутренняя мотивация. Необходимы осознанный интерес к процессу обучения и воспитания студентов, стремление к поиску наиболее эффективных средств методов решения педагогических задач, основанных на изучении индивидуальных особенностях студентов, желание и стремление овладеть углубленными теоретическими знаниями, усвоение опыта педагогов -новаторов. В этих условиях рост профессионально-педагогической компетентности преподавателей физкультуры должен системно структурироваться и планироваться. Должна организовываться педагогическая поддержка и мотивация педагогов, мониторинг, анализ и коррекция их деятельности, информационная и методическая помощь в профессионально-личностном развитии и саморазвитии, обеспечивающая переход на новый уровень профессиональных компетенций.

Список литературы /References

1. Саломова М.З. Развитие методической компетентности преподавателя в процессе педагогической деятельности // Достижения науки и образования. 2018. № 5 (27). С. 71-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.