Научная статья на тему 'Система социальной реабилитации средствами фотолюбительского творчества'

Система социальной реабилитации средствами фотолюбительского творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Ф. Хилько

This article is devoted to the problems of the creation of the sistem of social rehabilitation juveniles and youth in process of photo-creative activity.IIere you can find the analysis of different forms, methods and stages of visual creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система социальной реабилитации средствами фотолюбительского творчества»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2000. N.4. С.66- 69.

© Омский государственный университет, 2000

УДК 5:77:7.077+77.04

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СРЕДСТВАМИ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Н.Ф.Хилько

Омский государственный университет, кафедра социально- культурной деятельности.

644099 Омск, ул. Красный путь, 36

Получена 4 сентября 2000 г.

This article is devoted to the problems of the creation of the sistem of social rehabilitation juveniles and youth in process of photo-creative activit.y.Ilere you can find the analysis of different forms, methods and stages of visual creativity.

Творчество любителей фотоискусства, если оно направлено на инновационность образов, может служить средством самоутверждения, создания реабилитационного пространства.. В атмосфере творческого подъема, вдохновенной нацеленности на индивидуализацию происходит акт нравственно осмысленного свершения.

Дли любителя важно: кто он, какой он. чем живет, что для него значимо. Отсюда выкристаллизовывается социально-реабилитационные факторы, помогающие испытывать состояние душевного подъема, снимать тревогу, напряженность, неопределенность и одновременно получать возможность выражать себя через самопознание своих особенностей. Это своеобразное возвращение " к самому себе" , своим истокам, поиск созвучных метафор и образных решений в снимках способствует активизации самореализационных ресурсов.

Фототворчество любителей в той же степени спонтанно, спорадично, в какой и управляемо режиссерски спроецированным замыслом, который направлен на игру самого себя. Последнее имеет неоценимое значение в воспитательном влиянии на детей, так как здесь особенно ярко разворачивается процесс поиска творческой доминанты.

Исследование интересов и '¡ворческих способностей школьников еще в 70-е годы достаточно убедительно доказало [1], что художественная фотография и кинематограф занимали значительное место в системе их ценностных ориентации. Различные формы фотолюбительег. ва (фотокружки, фотостудии, фотосалоны, индивидуальное авторское творчество) имели огромный

общественный резонанс, что представляло широкие возможности для социализации и уверенного продвижения вперед,. Спад массовости фотолюбительства. сменился элитаризацией подобного рода увлечений и расслоением любителей на тех, кто способен создавать лишь примитивные композиции, и владеющих механизмом образного обобщения даже в совершенно обыденных сюжетах .

Реабилитационые возможности фототворчества заключаются, во-первых, в ограничении художественнеого видения определенным кругом тем и сюжетов; во-вторых, в самом процессе творчества,который содержит в себе коммуникативный, эвристический и визуально-образный потенциалы.

Коммуникация в фотообразах немыслима без создания творческой среды, в результате чего возникают условия для активизации деятельности подростково-юношеских фотостудий. Первоначальной формой социальной реабилитации в фотолюбительской среде является семейное творчество. Где же, как не в семье, как справедливо пишет С.['.Пожарская [2], происходит приобщение к этому тончайшему из искусств. его пластике и композиции. Родители-фотографы могут существенно повлиять нл визуальное мышление своих детей, выбор тем и сюжетов в их произведениях.

и,и вилязовагь семейное фотолюбительство -значит создать такие условия, чтобы уровень снимков выходил за рамки альбома, позволяя им функционировать в более широкой сфере. Тематика снимков работает на систему реабилита-

Система социальной реабияитацгт средствами фотолюбительского творчества

67

ции, если она затрагивает те стороны психики и индивидуальные особенности подростков, которые способны быть преобразованными в сторону самореализации и творческого самоопределения. Это повышает престиж подростка в своем окружении и за его пределами, способствует самоизменению его личности, реализации потенциала, заложенного в визуально одаренных детях. Все это требует создания режима наибольшего творческого благоприятствования.

В реабилитационном пространстве немаловажным направлением деятельности, связанном с семьей, является выполнение заданий по программе "Ретро-фото", в которых дети получают возможность переосмыслить свои корни, создавая как бы "древо жизни" своей семьи и реставрируя в памяти прошлое. При этом школьники учатся быть достойными своих предков, понимать связь и преемственность поколений, возрождаются традиции фотолетописи. В процессе этих занятий к детям проникают идеалы доброты, нравственного очищения , стремления к творческому совершенству по следам добродетели.

Определенное значение имеет также возрастная и творческая преемственность различных направлений фотографического творчества. Развитие фотоязыка, стиля, совершенствование художественной технологии и манеры формирования визуального контекста позволяют управлять художественным сознанием и мышлением, активизируют видение и интуицию. Документа-лизм образов, с одной стороны, и эмоциональность восприятия, с другой, углубляют духовно-эс.теическую восприимчивость, делают подростков и юношество более чувствительными к разного рода нюансам бытия, а значит, повышают чувство ответственности, сознательности и уверенности в сознательном продвижении к успеху.

Индивидуализированные формы управления восприятием создают максимум предпосылок для проявлений творческого диапазона совершенствования художественной образности и соответствуют,ей технолог ии. Еще один важный в реабилитационном плане аспект - это качественная .результативность, что связано с умением спрессовывать опыт восприятия в визуальных коллекциях целостно, убедительно и ярко.

Мы видим, что юных фотохудожников всегда привлекал духовный мир человека, милосердие, отношение к вере и непреходящим ценностям, мир искусства и городская среда. Это наиболее важные темы, которые могут быть спроецированы на реабилитацию в фототворчестве. Вместе с тем по-прежнему впечатляющей остается тема "озорных" фотосюжетов, когда юному мастеру удается застигнуть врасплох необычайные мгно-

вения быстро текущей реальности, и это позволяет эстетизировать образную ткань визуального повествования.

Тема природы также может быть приемлемой для творческого самоосуществления, когда она показывается в изящных и хрупких формах и очертаниях, в реакции на неосторожное вмешательство человека. В лирико-юмористических и философских снимках просматривается стремление осмыслить глубинные духовные проявления окружающих людей, связав что каким-то образом с миром своих переживаний. Здесь характерны такие сюжеты, как "Преданность", "Мольба", "Загадка". Подобные фотосюжеты, как правило, социально заострены и предельно символизированы.

Освоение пейзажно-лирической тематики, темы детства, дружбы, любви, замысловатости предметного мира, необычных ухищрений и своеобразных фототрюков усиленно развивает фантазию и находчивость, повышает роль творческого воображения. Преобладание в авторских коллекциях развлекательно-юмористических сюжетов свидетельствует о проницательности восприятия, владении чувством "неординарности", "остраненности" видения, способствует подспудному накоплению невероятных впечатлений большой жизнеутверждающей силы.

Большим реабилитационным потенциалом обладают также темы: "Материнство", "Милосердие", "Память", "Творчество", "Школьные друзья". Повышение творческого интереса к ним серьезно сказывается на нравственном состоянии подростково-юношеских групп.

Исследования показывают, что подростки 90-х годов относят к числу непрестижных целый ряд творческих занятий, связанных с духовно-творческим выражением личности, включая литературное творчество, танцы, фото и техническое моделирование [3]. Несмотря на ориентацию педагогов на гуманизацию отношений в целом и в творческих коллективах в частности, среди молодежи очень распространяется прагматизм, ориентация на легкое отношение к жизни, стремление к личному благополучию как главной ценности жизни.

Монохудожественый подход к развитию фотолюбительского творчества едва ли может оказать влияние на доминирование ценностей массовой культуры, а проблема поверхностного восприятия окружающих явлений без их осмысления в процессе деятельности возникает там, где нет связи с духовно-эстетическим потенциалом и гуманистическим содержанием различных видов искусства. Этому способствует также явление доместикации кино-фото-видеодосуга. В нашей стране около 9 миллионов семей имеют лю-

68

Я. Ф.Хилъко

бительские фотокамеры, в то время как общественно организованное фотолюбительство объединяет немногим более 210 тысяч человек, что составляет около 2 процентов людей, занимающихся фотографией в свободное время.

Отчужденность от культуры, идеалов нравственности. красоты и созидания,дегуманизация сознания, девальвация нравственно-эстетических ценностей, бездуховность, вещизм, равнодушие к человеку и окружающему миру характерны сегодня для молодежной среды. Поэтому создание системы творчески организованного сообщества креативного роста и многосторонней поли-художественной коммуникации в аудиовизуальных формах отвечает задачам реабилитационной культурной политики и должно способствовать преодолению кризиса в культуре и духовно-нра.ветвеной сфере.

Одностороннее развитие , не способное духовно, социально и творчески возвысить подростков, не определяет пути их перспективного движения в личностно-ориентировашюм пространстве в рамках креативной парадигмы. Социальная реабилитация должна включать творческий потенциал микро- и макросреды с использованием многовариантных форм одаренности.

Первоначальной ступенью создания реабилитационного пространства в сфере фотолюбительства является система научно обоснованной разумной организации свободного времени подростков и юноршества, включающая создание новых организационных форм и выполняющая культурно-созидательные функции.

Визуальное творчество - особая область формирования культуры восприятия подростков. Вторая ступень реабилитационного пространства - это переход от отдельных символов-знаков, отражающих по существу ценностные ориентации школьников осуществляющими переход от овладения умениями схватить целостный образ и создать нерасчлененное единство композиционных элементов. Экзо)ика развлекательных и юмористических сюжетов способствует 3 ступени реабилитационного пространства. Здесь активно проявляет себя поисковая деятельнеость, способствующая формированию устойчивого досугового увлечения.

Обновление стиля и содержания деятельности помогает увидеть гуманистические отношения, наладить сотрудничество в масштабе высокой личностной значимости. Это нелегко, но дает большое душевное удовлетворение, а вместе с тем и навыки выживания в этом яростном и прекрасном мире, сотканном из противоречий.

Следующая ступень системы реабилитации -это созидание самого себя, своего образа в фотографии. Здесь важно поддержать в подростках,

юношах и девушках стремление видеть, чувствовать и слышать немного больше, чем другие, находить прекрасное в обыденном, не кривить душой и не лицемерить, не поддаваться лени, зазнайству и трусости.

Важно уметь слышать мотивы фотообразов, воспитывать к себе уважение к общечеловеческим ценностям: трудолюбию, милосердию, целомудрию, нравственному величию и до~ бротолюбшо через аутентичные фотообразы, и примечательно, что занятия фотографией становятся отправными точками для культурно-эстетического становления личности и формирования творческих черт.

Специальные занятия творческим фотографированием создают у человека более или менее стойкий душевный подъем, состояние вдохновения. душевной просветленности, что может предупреждать различные отклонения.

В визуальном творчестве наиболее важно поступать в соответствии со своей духовной индивидуальностью.

Однако самовыражение в фототворчестве, как известно, может носить и негативный характер по причинам, главной из которых является безнравственность содержания. Следует учитывать тот факт, что творческая коммуникация при фотосъемке и последующем экспонировании работ обладает большой силой воздействия па психику и личностные качества [4].

Будучи нарямую связанным со зрением, двигательной координацией, речыо и мышлением фотографическое творчество не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая зафиксировать модель представлений о мире. Эти средства являются важнейшим информационно-коммуникативным каналом [5].

Визуальная коммуникация в фотографии осознана и связана с выясннием того, что значимо, созвучно и выступает в самых многообразных формах. Это общение с природой, животными, близкими по духу людьми, способными создать своеобразную 'творческую ауру. Таким образом складывается система опосредованной, внеличностной коммуникации с литературой и искусством, которые могут визуализирооваться в фотообразах. В фотографии отражается среда семейно-родственного окружения. С помощью закрепленных ассоциаций можно как бы возвращаться в прошлое и выстраивать новые жизненные ценности в ином временном пространстве. При этом образуется новый контекст взаимосвязи прошлого и настоящего. Для этого требуется погружение в прошлое своей семьи, своего народа, страны, человечества и в то же время изучение истоков своего духа.

Система социальной реабилитации средствами фотолюбитслъского творчества

69

В основе культурной реабилитации с помощью фотографии лежит ее положительная информационная значимость, близость к природной энергетике художественных образов. Особое значение имеет коммуникативно-развивающая и информационная значимость, в результате которой создается визуальная среда жизнедеятельности. Следует обратить внимание также на. жизнеутверждающую тематику фотопроизведений, яркий и светлый колорит, гармоничное композиционное решение. Педагогический подтекст скрывается также в добродушии, величии, смелости, самоотверженности персонажей снимков. Все это должно способствовать преодолению прагматизма и духовно-нравственных диссонансов.

Фототворчество может оказывать противоде-виантное действие, повышать уровень развития и воспитания личностных качеств, саморегуляции, веры в свои возможности, помогать установлению комфортных отношений, гуманности и доверительности. Важно при этом вырабатывать положительную мотивацию и серьезное отношение к деятельности, тем самым повышая престиж фототворчества. Интерес к фотолюбительской деятельности, ее значимость зависят от эмоционального удовлетворения чувства достижения успеха [6], быстрого включения в активную позицию. Коррекция здесь проявляется в том, что предоставляется возможность реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить себя и быть оцененным другими; наконец, сформировать свою жизненную позицию.

Следует обратить внимание на полноценность восприятия и правильность понимания прекрасного в визуальных образах, выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений. Коррекционно-развивающий потенциал фототворчсства заключается в слиянии со всеми сторонами жизнедеятельности, координацией восприятия и художественно-образного мышления. Объединяя спонтанные творческие решения с целенаправленными художественными решениями, педагог тем самым регулирует отношение школьников к себе и другим, что и проявляется в фототворчестве. С помощью специальных творческих заданий и упражнений можно достичь перестройки могивационной сферы и самосознания, направленных на. прогнозирование креативных качеств личности, переоценку отрицательных свойств через их отражение в фотографии.

Мобилизуя внутренние силы школьника на выполнение художественных заданий, педагог раскрывает перед ним его возможности, умения и ставит перед необходимостью предстоящей работы лично для него. Создается определенная

стилевая установка, разрабатываются стадии уверенного продвижения в деятельности. Обязательным условием являются наличие значительного успеха уже в начале, стимулирование личного достоинства и защиты самолюбия, укрепление веры в непрерывный успех, поддержка в трудных ситуациях.

В процессе занятий фототворчеством постигаются общие принципы мастерства, вырабатываются коллективные ценности, приверженность определенному стилю, манере, композиционным приемам. Продвижение к образным достижениям сочетается с проведением блицтурниров, мастер-классов, бесед за круглым столом, творческих дискуссий. Здесь не только происходит выход творческих идей и обмен мнениями, но и появляется возможность демонстрировать свои результаты. В этих мероприятиях нет места эрзацам бездуховности и вещизма.

Совместный поиск жизнеутверждающей силы, оптимизма создает обстановку творческого подъема, вдохновенной нацеленности на выражение собственного духа. Созидание в фотообразах не просто самовыражение, но нравственно осмысленное действие, свершение, претендующее на истинное проявление творчества.

Публикация подготовлена при поддержке РГПФ (проект №00-06-00176а).

[1] Исследования художественных интересов школьников. М.: Просвещение, 1974.

[2] Пожарская С. Семейное творчество // Фотография. 1995. №1.

[3] Цымбаленко С., Щеглова С. Какие они -подростки 90-х // Воспитание школьников. 1996. №1.

[4] Бурно М. Психотерапия с помощью фотографии // Фотография. 1989. №1. С. 22-23.

[5] Хайкин Р. Лечить рисованием // Наука и жизнь. 1988. №1. С. 38-41.

[6] Гоиеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекциошюй педагогики. М.: Академия, 1999. С. 217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.