Научная статья на тему 'Кино, интернет и детское фототворчество'

Кино, интернет и детское фототворчество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / ИНТЕРНЕТ / ФОТОГРАФИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ким В. А.

Современное детское фототворчество в России переживает сложный период своей истории. И если в советское время существовала развитая сеть школьных и внешкольных фотокружков, студий и любительских фотоклубов, то сейчас их количество в масштабах всей страны ощутимо упало. На каждый регион приходится не больше 1-2 детских фотостудий, прилично оснащенных современной цифровой фотоаппаратурой и несколько таких студий, которые еле-еле выживают без денег, без материальной базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кино, интернет и детское фототворчество»

Литература

Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб, 2007.

Гольденберг Б, Медиасервисы в широкополосных сетях: TriplePlay в России — миф или реальность // http:// www.provider.net.ru/article.38.php

Кириллова Н Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006.

Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Диссертация ... докт. пед. наук. М., 1989.

Worsnop, C. (1994). Screen Images: Ideas for Media Education.

КИНО, ИНТЕРНЕТ И ДЕТСКОЕ ФОТОТВОРЧЕСТВО

В.А.Ким,

кандидат технических наук Cinema, Internet and children creative photo works Dr. V. Kim

Abstract. Russian modern children creative photo works have a difficult period in its history. If the Soviet era there was extensive network of school and extracurricular amateur photo clubs, studios, but now their number across the country dropped significantly. Each region that accounts for no more than 1-2 children's photo studios, decently equipped with modern digital photographic equipment and some of these studios, which are barely surviving.

Key words: Russia, children creative photo works,amateur photo clubs, studios, media education, media competence, media content, media creation.

Современное детское фототворчество в России переживает сложный период своей истории. И если в советское время существовала развитая сеть школьных и внешкольных фотокружков, студий и любительских фотоклубов, то сейчас их количество в масштабах всей страны ощутимо упало. На каждый регион приходится не больше 1-2 детских фотостудий, прилично оснащенных современной цифровой фотоаппаратурой и несколько таких студий, которые еле-еле выживают без денег, без материальной базы и даже иногда, почти без детей.

Кардинально изменилось само отношение к фотографии как таковой. Ее имидж упал до уровня

бульварной продукции, в которой превалируют фотографии гламурные, рекламные, со сценами насилия, спекулятивные, порнографические и т.д. Говорить в таких условиях о художественной фотографии, пытаться завлечь в детские фотостудии детей не для коммерческой съемки, а для собственного творчества чрезвычайно тяжело.

Приходится идти навстречу детям, занимающимся в фотостудии: создавать им такие условия, в которых преобладали бы занятия в игровой форме, интересной для их возраста. Например, вместо разножанровой фотосъемки сосредоточиться на одном ее виде. Так как подавляющее число занимающих-

ся в фотостудии - девочки, то для них, конечно, более интересной является модельная съемка и компьютерная обработка собственных портретных фотографий, а не пейзажей, натюрмортов или репортажей. Можно предложить им раскрашивать модельные фотографии вручную или на компьютере, составлять из этих заготовок коллажные и фотомонтажные композиции.

Пленэрная фотосъемка на экскурсиях по городу или за городом проводится редко в силу наших климатических условий Сибири (моя фотостудия расположена в Кемерово) и сложности обеспечения безопасности жизни детей на таких мероприятиях. Так что большую часть учебного года дети проводят свои занятия в душных помещениях (хорошо еще, если в классе, а не в каком-нибудь темном чулане). Ввиду этих организационных проблем перед педагогом возникает задача, как сделать посещения детьми фотостудии по возможности более привлекательными и интересными.

Если все время на занятиях говорить только о фотографиях, о технологии их обработки, об особенностях павильонной фотосъемки, о готовящихся фотовыставках, то такое однообразие действий и обстановки быстро наскучит младшему школьнику и, тем более, подростку Можно, конечно, предложить им поиграть в настольные или компьютерные игры, провести беседу «по душам», но и такие способы разрядки в студии быстро детям надоедают.

Я в нашей студии фотоживописи пошел по пути регулярного показа на занятиях эпизодов из филь-

мов в качестве воспитательной и даже образовательной цели.

Ученики 3-х классов с удовольствием смотрят старые советские диафильмы, выпускавшиеся в свое время именно с воспитательной целью. Именно поэтому они хотя и выцвели, стали хрупкими и плохо различимыми из-за многочисленных царапин и грязных пятен, но своей воспитательной функции не потеряли до сих пор.

Ученики 4-5 классов любят смотреть американские и российские мультфильмы. Их просмотр уже несет в себе не только воспитательный, но и образовательный потенциал, так как эти мультфильмы сняты высокопрофессиональными режиссерами - аниматорами и художниками.

Фактически мультики являются хорошими и наглядными образцами цветовой и графической композиции - особенно фильмы сказочные. После просмотра мультиков дети более активно начинают фантазировать при раскрашивании черно-белых фотографий или при составлении коллажей и монтажей.

Подросткам, занимающимся в фотостудии 2-3 года, предлагается просмотр авторских художественных фильмов: приключенческих, фантастических или комедийных. Из этих фильмов следует отдавать предпочтение советским фильмам (так как современных российских «кот наплакал»), многие из которых являются образцами поэтического и метафорического кинематографа. Не буду перечислять всем известные имена учеников и последователей Сергея Эйзенштейна. Его теория цветного кино во многом остается актуальной и верной не толь-

ко для современного кинематографа, но и для современной цифровой (синтетической, как говорил С.Эйзенштейн) фотографии.

Лучшие фильмы советских кинорежиссеров сняты так, что их интересно смотреть как изобразительные полотна. Этого абсолютно нет в современных американских боевиках, заполонивших российский экран. И если в фильмах Тарковского или Параджанова есть сцены насилия, то все они уравновешены сценами красивыми с изобразительной точки зрения. Иными словами, лучшие кинорежиссеры старались создавать в своих фильмах бинарные оппозиции, в которых любовь противопоставляется насилию,добро -злу красота - мерзости... И, как правило, эта бинарная система была многоуровневой - в отличие, скажем, от американских боевиков, в которых превалирует одна система «свой-чужой» и изобразительной красоты нет вовсе или же она сведена к минимуму

Такие же бинарные оппозиции прослеживаются в лучших художественных фотографиях. Я не буду говорить о советской

документальной фотографии, которая вся построена на различных 4 противопоставлениях. Детям более понятен другой пример из цветной фотографии. Почему снимки закатов и восходов всегда поражают зрителей своей красотой? Именно потому что в них день противопоставляется ночи, алый цвет заходящего/восходящего солнца -голубизне дневного неба. Почему природный пейзаж становится интереснее, если на нем появляется нечто сделанное руками человека

(дом, церквушка, какое-то сооружение)? Все по той же причине противопоставления цивилизации природе или даже Богу. Именно этому следует учить современных детей, а не технологии обработки снимков в первую очередь.

Я, вообще, считаю, что в педагогической работе творческого характера нужно обязательно создавать бинарные оппозиционные системы, а не замыкаться на изучении одного предмета. Конечно, кино очень значительно отличается от художественной фотографии тем, что несет в себе сильный драматический заряд, который редко проявляется на любительских фотографиях. Но кино может стать для детей-фотолюбителей своеобразной путеводной звездой, большим Символом Искусства, на которые следует идти и ровняться. Ясно, что профессиональными работниками кинематографа большинство наших детей так и не станут в силу разных жизненных обстоятельств, но обращаться с фототехникой не как с игрушкой, а как со сложным инструментом познания окружающего мира (а это главное качество фотоаппарата!) они имеют все возможности в том случае, если будут плыть по морю визуальных искусств, а не крутиться на месте.

Именно через любовь к кино я пришел в любительскую фотографию не имея никаких шансов стать кинорежиссером или сценаристом (а очень хотел этого!) До сих пор с интересом смотрю те фильмы, которые не мог посмотреть в силу идеологических причин в советское время, а не глянцевые фотожурналы, забитые рекламой и коммерческой фотографией. Более того,

скажу откровенно: современная фотографическая мода меня мало интересует. Она слишком механистична и бездушна для этого.

Мне больше нравится работать с детьми, чем снимать бесконечные пейзажи и натюрморты, которые в большинстве своем будут лишь повторами известных сюжетов.

Итак, в детской фотостудии помимо коллекций интересных фотографий должна быть коллекция лучших мировых фильмов XX века. Но где их взять на практике? Если переписывать с телеэфира (как делаю я), то этот процесс может растянуться на годы ввиду того, что в эфирном телепоказе фильмы растворяются в потоке рекламы. Покупать диски с классическими фильмами по коммерческим ценам - дорого. Остается одна возможность - скачивать их из Интернета.

Лучшие фильмы прошлого века стали такой же классикой, как литературные или музыкальные шедевры. Все они несут в себе определенный религиозный заряд -даже те из них, которые сняты в духе «социалистического реализма». Ведь за этим весьма расплывчатым и условным понятием стоит. христианская православная культура, которая большевиками не была уничтожена (это невозможно было сделать за несколько десятилетий), а просто ушла в подсознание народа и оттуда весьма эффективно влияла на жизнь русских, да и нерусских людей в СССР, способствовав, в конце концов, краху коммунизма.

По моему убеждению, лучшим православным режиссером советского времени был Василий Шукшин - хотя сам он отрицал на словах это.

Но Шукшин родился в далекой от Москвы сибирской деревне, и поэтому коммунистическая идеология оказала на него гораздо меньшее влияние, чем на многих иных его коллег. Поэтому в фильмах и книгах Шукшина нет ни капли «социалистического реализма», а только чистая православная культура - аскетическая (в отличие от католической), но очень мудрая и добрая.

Что касается американских фильмов, то и за ними стоит религия - христианский протестантизм. Иными словами, стремление получить любовь Бога через уничтожение его противников и борьбу с ними. К сожалению для всей мировой цивилизации, число этих противников в культуре протестантизма не уменьшается, а растет в геометрической прогрессии. И если в фильмах Д.Гриффита добрые шерифы боролись всего лишь с контрабандистами, спекулирующими запрещенным алкоголем, то в современных американских боевиках эти «нехорошие люди» размножились прямо-таки до космических масштабов. Вспомним фильм «Аватар». Технология 30 наступает!

Так что самая большая проблема сегодняшнего дня в детской фотостудии уже не компьютер и цифровой фотоаппарат. Эту проблему я лично решил просто - позволил детям работать на своем компьютере-ноутбуке и со своим фотоаппаратом. Но покупать за свой счет телефонный модем для подключения Интернета и платить за его эксплуатацию каждый месяц приличную сумму педагогу дополнительного образования уже проблематично.

Интернет нужен в детской фотостудии не только для просмотра

фильмов. Так как большинство детей, которые приходят к нам на занятия - экстраверты, то им требуется не столько фотоаппарат или компьютер, сколько неформальное общение со своими сверстниками в студии или даже в стране. В этом я уже убедился.

Детей-интровертов в нашей фотостудии бывает очень мало. Не идут они заниматься художественной фотографией в силу разных причин. Чаще всего таких художественно одаренных школьников родители отводят в музыкальную или художественную школу считая, что там работают более квалифицированные педагоги, чем в домах творчества. Возможно, они и правы. Но возможно, глубоко ошибаются.

Даже если ребенок-интроверт пришел к нам в фотостудию, долго он заниматься и общаться с экстравертами не сможет. Я вспоминаю ученицу 4 класса Сашу Ж., которая лучше всех позировала на модельной фотосъемке, лучше всех рисовала и раскрашивала фотографии, но все это делала. молча!

Все мои попытки разговорить Сашу вывести ее на откровенный разговор окончились ничем. В конце концов ей стало неинтересно общаться с другими детьми, и она ушла из фотостудии, оставив нам на память о себе (как о теплом ветерке, промчавшимся над нашими головами) целую коллекцию интересных рисунков лошадей и кентавров (действительно, девочка-ветер!) и не менее интересных модельных снимков. Не хотелось бы расставаться с Сашей навсегда, но. завлечь ее обратно в студию при нашей примитивной материальной базе будет

очень трудно. Действительно, этой девочке проще будет заниматься в художественной школе.

Что касается детей-экстравертов, то им требуется Интернет для установления контактов с другими студиями, для посещения виртуальных фотовыставок и для обмена опытом в работе. У нашей студии фотоживописи есть свое лицо и свое художественное направление (раскраска фотографий, коллаж и монтаж), но кто об этом знает?! В лучшем случае - в двух или трех фотостудиях в Кемеровской области, да в одной за ее пределами. Естественно, этого очень мало.

Я пытался по своей личной инициативе проводить фотовыставки детских работ в г. Туапсе и в знаменитом детском центре «Орленок». Те, кто посмотрел эти выставки, оставили мне много хвалебных отзывов, в которых писали, что хотели бы тоже освоить технику импрессионистского раскрашивания фотографий. Но дальше этих отзывов наши творческие контакты с детьми из разных регионов страны не пошли.

Конечно, у нас в Кемерово проводятся областные и городские фотовыставки, но наши раскрашенные фотографии редко попадают на них, так как не укладываются в рамки тематических жанров. По этой же причине и награждаются такие работы тоже очень редко. Остается один выход - искать понимания нашего творчества в Интернете.

В заключении следует подчеркнуть, что увлечение детей фототворчеством - это не только их личное дело (как думают чиновники от педагогики). По моему мнению, это дело государственной важности.

Ведь фотография - это особый визуальный язык, на котором следует учиться говорить. Все идет к тому, что этот своеобразный язык станет главным на нашей планете в XXI веке. Возможно, он заменит универсальный английский язык для межнационального общения или же станет основой какого-то особого языка на-

подобие древнеегипетских иероглифов. Фантастика, скажете вы?! Как знать. Всё в нашем мире стремительно меняется: и климат, и сами люди, и мировая культура, которая все больше возвращается (на другом уровне, конечно) к своим истокам. В том числе и язык. О, если бы чиновники понимали это!

АНАЛИЗ ФИЛЬМОВ А. ТАРКОВСКОГО «КАТОК И СКРИПКА» И «ИВАНОВО ДЕТСТВО» НА ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО МЕДИАКЛУБА*

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

Analysis of Andrey Tarkovsky films «Steamroller and the Violin» and «Ivan's Childhood» in the students' media club

Dr. Elena Murukina

Abstract. This article gives the examples of media education aanalysis of Andrey Tarkovsky films «Steamroller and the Violin» and «Ivan's Childhood» in the students' media club.

Key words: Russia, Tarkovsky, films, analysis, media club, film education, media education, media competence, media content.

«Открытие первых фильм Тарковского было для меня чудом. Я вдруг очутился перед дверью в комнату, от которой я до сих пор не имел ключа, комнату, в которую только мечтал проникнуть. А он двигался там совершенно легко <...> кто-то уже смог выразить то, о чем я

всегда мечтал говорить, но не знал как». А. Тарковский открыл для кино особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как видение, жизни, как сновидение» (И. Бергман) В медиапедагогике различают ближайшую и конечную цель. «Ближайшая — помощь эстетическому

* Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.