Научная статья на тему 'О визуальном воспитании школьников'

О визуальном воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
134
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ким В. А.

Как из обычных детей, без ярких художественных способностей, вырастают талантливые фотолюбители и профессионалы? Как правило, не без влияния кинематографа и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О визуальном воспитании школьников»

Дети, молодежь и медиа: социологический аспект О ВИЗУАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В.А.Ким кандидат технических наук

Как из обычных детей, без ярких художественных способностей, вырастают талантливые фотолюбители и профессионалы? Как правило, не без влияния кинематографа и литературы. Например, фотограф О.Дериглазов, в 80-е годы прошлого века бывший одним из самых известных фотографов России, на волне увлечения кинематографом закончил операторский факультет ВГИКа, но, увлекшись в студенческие годы авангардной фотографией, так и не стал кинооператором, а уехал в свой родной шахтерский город Прокопьевск, где занимался частной фотографической практикой и стал известен в фотографическом мире как фотохудожник в жанре обнаженной натуры и боди-арта.

Другой кузбасский фотограф, Н.Бахарев - всемирно известный и прославленный в настоящее время, - начинал в фотографии как самоучка и простой фотолюбитель, получивший практику салонного фотографа в службе быта. Фактически он не имел высшего фотографического образования, но зато увлекался в молодости фантастическими романами И.Ефремова. Естественно, творчество этого нестандартного и неформального писателя повлияло на умы многих молодых людей. И увлечение эротикой в творчестве Н.Бахарева было своеобразной формой противостояния тоталитарному советскому режиму, запрещавшему инакомыслие даже в таком «невинном» увлечении, как съемка обнаженной натуры...

В.Гулик, ставший ведущим фотопедагогом в Кузбассе, в свое время прошел через увлечение кинематографом А.Тарковского, изобразительным искусством и классической музыкой. Как и Н.Бахарев, он не получил специального фотообразования. Окончив Донецкий политехнический институт, В.Гулик как горный инженер оказался в Кемерове, работал в НИИ. Посещая городской фотоклуб «Томь», он познакомился со многими известными фотографами Кузбасса: Ю.Дьяконовым, Н.Каревым, Д.Коробейниковым... В конце концов увлечение художественной фотографией пересилило склонность к научным исследованиям и привело В.Гулика на областную станцию юных техников, где он проработал свыше 25 лет, участвуя вместе со своими воспитанниками в самых разных выставках -и российских, и международных, добиваясь на многих из них высоких наград.

Тоже самое автор этих строк может сказать и о себе. Не столько собственные фотографические способности, сколько общение с талантливыми фотографами и вообще творческими людьми, сделало из него - горного инженера по образованию и ученого - фотопедагогом, проработавшего в школе с детьми свыше 10 лет.

Как видно из данных примеров, не диплом делает из фотолюбителя художника и мастера, а влияние талантливых людей: писателей, кинорежиссеров, музыкантов, поэтов...

Сейчас отношение к литературе коренным образом изменилось. Мальчишки почти совсем перестали читать, девочки же почитывают бульварные романчики. Современный кинематограф, телевидение и видео вообще отбили у детей желание путешествовать и фотографировать. «Секс-мордобой-деньги» - вот главная «творческая» установка массовой культуры. Естественно, она совсем не настраивает молодого человека на желание видеть в окружающем мире что-то новое, красивое, необычное. А раз нет настроя - нет и желания запечатлеть эту красоту на бумаге, на фото- и видеопленке или с помощью цифровой матрицы...

Посмотрим, насколько широк кругозор и умение видеть в окружающем мире знаки и символы различных психологических установок у обычных школьников обычной кемеровской школы № 44.

Автор вместе с учителем русского языка и литературы Т.Г.Ким проанализировали 39 письменных сочинение учеников 8 классов (школьников 13-ти лет ), написанных на тему «Описание местности». На наш взгляд, это самая универсальная тема с семиотической точки зрения, так как в ней могут отражаться практически все психологические установки: внешние (религии, цивилизации, беды) и внутренние (язычества, природы, счастья). Все проверенные и проанализированные сочинения были разделены на несколько групп по своей тематике: 1) «поездка в интересный район города» - 9 сочинений; 2) «поездка в интересную местность» - 9 сочинений; 3) «поездка в деревню или на дачу» - 8 сочинений; 4) «поездка в интересный российский город» - 7; 5) «поездка в столичный город» - 2; 6) «поездка в другую страну» - 2; 7) «поездка в соседний город» - 1; 8) «двор своего дома» - 1 сочинение.

Из проанализированных данных следует, что 23,1% детей ограничены миром собственного города; столько же школьников считают интересной для себя природную местность Сибири; 20,5% школьников запомнили поездки в столичные города Москву и Санкт-Петербург и столько же - поездки в Украину; по 2,6% описали соседний город( малоинтересный ) и. хоккейную коробку во дворе своего дома. Сочинения 1-й группы, 4 - 8 групп подпадают под цивилизационную установку и составляют в сумме 56,4% от всех сочинений. Работы 2 и 3 групп в сумме имеют 43,5% и подпадают под природную и языческую установку. То есть детей, склонных видеть в окружающем мире знаки и символы технического и урбанического содержания, чуть больше половины. Но и вторая группа детей, выделяющая в мире в первую очередь красоту природы, животных, детей, также весьма многочисленна.

Но кто же из них в берется за фотоаппарат? Судя по данным сочинениям - никто. Всего в одной работе ученик, описывая поездку в Москву, упомянул фотосъемку «на память». Других «фотолюбителей» не нашлось! Таким образом, склонность 13-летних подростков к знаково-

символической (литературной или изобразительной ) деятельности

сведена до удручающего минимума. К счастью, это еще не значит, что у них нет визуальных способностей. Такие способности, судя по сочинениям, у школьников имеются в достаточной мере. Нет другого - визуального воспитания. Да и откуда ему у них взяться, если в большинстве российских школ нет ни фото- ни видеокружков или студий - лишь спортивные, туристические или танцевальные.

Самое интересное сочинение о поездке в Горную Шорию написала Мария А. Она описывает в нем шорский национальный музей «Тюльберский городок». Сочинение это - единственное из 39, в котором преобладают языческие знаки и символы, отражающие жизнь и быт коренного населения Кузбасса - сибирских тюрков( шорцев ). Сочинение весьма интересное со знаковой точки зрения и его можно поставить в число лучших в визуальном отношении. Из общего числа ключевых слов (25) более всего знаков язычества (ритуальное городище, курганы, тюльберы, жертвенник, обряд, шаман, жертвоприношение) - 7; символов (душа, лошадь, тот свет) - 3; всего - 40,0%. На втором месте знаки природы (лето, Томь, берег, зима, лед) - 5; символов - 0; всего - 20,0%. На третьем месте - знаки цивилизации (городок, башни, этаж, юрта ) - 4; символов - 0; всего - 16,0%. Столько же символов счастья (интересное, понравилось, привлекает, хотелось ); знаков - 0; всего -16,0%. И на последнем месте - символы религии (памятник старины, умерший ); знаков - 0; всего - 8,0%. С фотографической точки зрения это сочинение одно из самых привлекательных, так как в нем отражены разные знаки и символы, среди которых 76,0% относятся к внутренним (интровертным) психологическим установкам и лишь 24,0% - к внешним (экстравертным). По мнению автора, именно такое соотношение между установками создает интересное фотографическое произведение, так как внутренние установки находят гораздо больший отклик в душе (подсознании) человека. Но с другой стороны, человек - двойственное существо. Без внешних установок он просто не представляет свой духовный мир. Они тоже ему интересны и влияют на уровень интеллекта человека.

У Марии А. отношение знаков и символов внутренних установок к внешним составило самую большую величину - 3,2 раза. Возьмем это значение за эталон и посмотрим, каким оно является в лучших сочинениях другого типа.

У Кирилла В. в сочинении о поездке в интересный дальний город (Туапсе) отношение Интр./Экстр. составляет 2,6. Его можно отнести к сочинениям художественного (пейзажного) типа. Языческих знаков или символов в этом сочинении было 8,0% от общего количества ключевых слов: природных - 60,0%; счастья - 4,0%; цивилизации - 28,0%. У Ивана К. в сочинении о поездке в деревню знаки и символы распределились так: язычество - 13,0%; природа - 47,8%; счастье - 4,3%; цивилизация - 21,7%; религия - 4,3%; беда - 8,7%. Итого отношение Интр./Экстр. составило в данном сочинении 1.8. Его можно отнести к разряду жанровых картин в духе художника Поленова. Близко к нему по своему семиотическому типу

сочинение Екатерины С. об интересном районе города Кемерова: язычество -17,2%; природа - 27,6%; счастье - 13,8%; цивилизация - 37,9%; религия -3,4%; беда - 0%. Отношение Интр ./Экстр. равно 1.4. В целом сочинение можно отнести к разряду городского пейзажа.

Во всех этих сочинениях чувствуется психологическая напряженность, составляющая своеобразный колорит и оригинальность изложения. Однако при этом отмечается некая закономерность: чем больше знаков цивилизации в сочинении, тем все более поверхностным и описательным оно становится. Художественность изложения постепенно заменяется документальностью. Но особенно заметной эта тенденция оказалась в сочинениях, посвященных поездкам. в столичные города и в ближнее зарубежье.

У Андрея Р. в сочинении, посвященном поездке в Москву, семиотические показатели оказались такими: язычество - 10,7%; природа -7,1%; счастье - 14,3%; цивилизация - 50,0%; религия - 17,9%; беда - 0%. Отношение Интр./Экстр. равно. 0,5. Почти такими же оказались показатели знаков и символов в сочинении Сергея Н. о поездке в Украину: язычество - 0%; природа - 27,8%; счастье - 5,6%; цивилизация - 66,7%; религия - 11,1%; беда - 0%. Отношение Интр./Экстр. составило 0,4. В обоих сочинениях много описаний красивых зданий и храмов, но все они грешат холодной фотографичностью и отсутствием всякой напряженности в изложении. На первый взгляд это выглядит странным, так как дальние поездки, как правило, богаты самыми разнообразными впечатлениями, однако весь парадокс в том, что дети в большинстве случаев видят только то, что «запрограммировано» в их душах - технический прогресс и поверхностное понимание религии.

Еще более удручающими оказались два сочинения о поездке в ближний город и о дворе собственного дома. Так, в сочинении Константина Ч. о городе Мариинске (одном из старинных в Кузбассе ), знаков и символов язычества вообще не оказалось; природы - 12,5%; цивилизации - 62,5%; религии - 0%; беды - 25,0% ( ! ). Оно оставляет мрачное и безрадостное впечатление ( счастье - 0% ). Более «оригинальным» было сочинение Владимира Д., описавшим. хоккейную коробку: знаков цивилизации -87,5% , а символов счастья - 12,5% ( !!! ). «Счастье» подавило у автора все другие чувства. Отношение Интр./Экстр. в обоих сочинениях было

самым маленьким - всего . 0,1.

Таковы результаты семиотического анализа школьных сочинений. Из него видно, что подростки 13-ти лет в большинстве своем «запрограммированы» на техническую цивилизацию. Именно мир машин, механизмов и всяческой электроники привлекает в первую очередь детей. Но вместе с тем следует признать, что интерес к природе, истории и культуре у многих школьников все-таки не угас - не смотря на негативное влияние массовой культуры (неоязычества ). И именно из противоборства природно-языческой установки с цивилизационной возникает феномен интересного с визуальной точки зрения литературного или фотографического сочинения.

Из 39 проанализированных сочинений на тему «Описание местности» визуально талантливыми можно признать только 4( 10,3% ); это число, по нашему мнению, наиболее объективно оценивает состояние потенциального фотолюбительства в школе № 44 и во всем городе Кемерове тоже. Весьма возможно, что точно такие выводы можно сделать и по всей стране, так как засилье технической цивилизации с каждым годом растет и ширится. На смену «Сталкеру» Тарковского приходит «Дневной дозор» Бекмамбетова...

Кажется, компьютерные фотопрограммы могут все: и динозавров сотворить из «воздуха», и слона уменьшить до размеров мухи, и целые звездные войны на широком и даже объемном экране устроить. Но без человека все эти «войны» - ничто! Только человек своим живым присутствием, своими руками и своей головой может вдохнуть в компьютерного монстра душу. И самая сложная компьютерная анимация без ручной работы художника не обходится. И «части» динозавров приходится мастерить с помощью тряпок, материи и клея.

В компьютерном фототворчестве далеко не все определяется наличием дорогой цифровой фотокамеры. В этом автор убедился за годы работы в детской фотостудии. Дети семи-десяти лет обладают столь яркой фантазией и воображением, что и без компьютера могут так здорово раскрасить черно-белые фотографии, как взрослому профессионалу-фотографу и во сне не приснится! Поверьте знающему человеку!

С другой стороны, компьютер может помочь открыть взору человека скрытые при раскраске фотографий потенциальные возможности и решения в области цветотональной композиции. Ребенок при раскрашивании пользуется своей подсознательной интуицией, но и он не может с одного захода «сотворить чудо». А вот если соединить подсознание ребенка с «сознанием» компьютера, то в результате можно получить. гениальное решение!

Но и сами дети о своих художественных способностях часто не подозревают. Ведь их головы забиты всяким цивилизационным «хламом». Они, как и большинство взрослых, живут «с широко закрытыми глазами». Реагируют лишь на все большое, блестящее и гремящее. Не гремит -значит, не представляет никакого интереса. Вот вам и плоды цивилизационной установки!

Вот на этом интересе детей ко всему «гремящему и блестящему» их можно поймать и направить в нужное русло художественного творчества. В студию классической черно-белой фотографии подростки и старшие школьники не пойдут, так как посчитают это занятие недостойным их «интеллекта». Другое дело - студия цифровая, оснащенная и сканерами, и принтерами, и видеопроекторами для просмотра слайд-фильмов . Конечно, в такую студию дети придут, но вот чему учить их - это вопрос далеко не такой простой. Как пользоваться программой Photoshop - научить нетрудно. Гораздо труднее будет доказать детям, что эти чисто компьютерные решения стереотипны, примитивны и никакого отношения к настоящему художественному творчеству не имеют. Сумеете убедить их в этом -

заложите в ученике истинно творческую установку, направленную на преодоление стандартных, рутинных решений. Вот главная задача современного фотопедагога!

Вспомним жизнь и творчество выдающегося советского фотографа А.Родченко. Революционное время заставило его искать в своих фотографиях революционные решения. Так родился в искусстве фоторакурс. Необычные точки зрения в самых обыденных жизненных ситуациях. Многим такой взгляд на действительность «снизу вверх» казался чуть ли не клеветническим и аморальным, но время показало, что именно А.Родченко сделал самые интересные фотографии эпохи «построения социализма» - вместе со своими учениками (Игнатовичем, Шайхетом, Скурихиным и др.). Сейчас эти снимки считаются классикой и их можно увидеть в лучших музеях мира, но в годы их создания съемка в ракурсе считалась проявлением «левизны» в искусстве. Но дело было совсем не в этом! Конечно, интересные снимки можно делать и традиционным способом с помощью замкнутых композиций и прямой перспективы, но только тот, кто стремится отойти в искусстве от проверенных и исхоженных дорог, находит одну, но свою дорогу. Именно это самое важное в жизни: не петь с чужого голоса!

Визуальное образование детям, несомненно, необходимо. Но учить их нужно не столько приемам, сколько методологии видения: умению находить необычное в самом обычном. Не гнаться за новинками технического прогресса, а стараться преодолеть их механистичность. Сделать из компьютеров не джиннов, выполняющих все желания и прихоти людей, а помощников и друзей. Ведь человек, попадающий в зависимость к машине, в конце концов становится ее рабом и гибнет - если не физически, то духовно. Огромное количество автоаварий на наших дорогах происходит в том числе и потому, что в большинстве случаев за рулем находятся не повелители, а рабы машин, которые только делают вид, что управляют своим «железным конем», но на самом деле «конь» управляет ими. То же самое происходит и в фототворчестве. И дети, и взрослые в большинстве случаев видят через экран цифрового фотоаппарата не то, что хотят, а то, что «видит» на самом деле камера. И в этом вся беда современного фотолюбительства, которое никак не может подняться с колен преклонения перед чудесами технического прогресса. Уж лучше тогда совсем разбить камеру или выбросить ее из окна - что тоже не редко бывает в нашей странной и непредсказуемой жизни! А лучше всего отдать цифровую камеру ребенку и пусть он делает с ней все, что захочет. По крайней мере, снимки он сделает гораздо интереснее, чем мы с вами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.