Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярощук Анатолий Борисович, Архипов Максим Максимович

В статье рассмотрены социально-экономического развития регионов и государственная поддержка малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS AND STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES

The article discusses the socio-economic development of regions and state support for small business.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Ярощук Анатолий Борисович,

Д.э.н., профессор, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ОЧУ ВО «Московскаямеждународная академия»

Архипов Максим Максимович, Магистрант ОЧУ ВО «Московскаямеждународная академия»

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены социально-экономического развития регионов и государственная поддержка малого предпринимательства.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, малый и средний бизнес, государственный бюджет, инструменты государственной поддержки

Anatoly B. Yaroshchuk,

Doctor of Economics, professor associate Professor of Economics, management and marketing of the Moscow International Academy

Maxim M. Arkhipov, Master's degree student of the Moscow International Academy

THE SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS AND STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES

Abstract. The article discusses the socio-economic development of regions and state support for small business.

Keywords: socio-economic development, small and medium-sized businesses, state budget, instruments of state support

омплексное социально-экономическое развитие - это такая организация изменения состояния и развития, которая обеспечивает достижение запланированного уровня развития экономической и иных сфер функционирования территории поселения при минимальном ущербе для его ресурсно-природные сферы и максимальном удовлетворении потребностей граждан и государства на этой территории.

Управление комплексным развитием в социально-экономическом плане - это регулирование состояния территории поселения за счет взаимно согласованных проектов и программ его развития во всех сферах жизнедеятельности. Это управление требует увязки программ развития муниципального образования по таким критериям как: ресурсы, сроки, приоритеты развития, программы государственного и регионального развития муниципалитетов [1, стр. 84].

Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Муниципальные образования обладают свободой в отношении принятия решений по организации развития муниципалитетов. На данный процесс прямое влияние оказывает объем имеющихся у муниципального образования ресурсов и сложность решаемых задач. При этом в развитии муниципальных образований и управлении этим процессом все-таки можно выделить единые черты. Общей чертой развития всех муниципальных образований независимо от применяемой политики управления этим развитием является определенная цикличность.

В качестве главных факторов, влияющих на цикличность процесса управления, выступают следующие: во-первых, бюджетный процесс; во-вторых, срок полномочий органов муниципального управления; в-третьих, реализация крупных инвестиционных проектов; в-четвертых, традиционные особенности, характерные для определенной местности, и так далее [2, стр. 47].

Социально-экономическое развитие включает в себя исследование внутренней среды, а именно анализ характеристик ресурсов, способностей и выявления сильных и слабых сторон муниципального образования. Вопросы социально-экономического развития

муниципальных образований в современных условиях играют важную роль, а их решение требует эффективного и рационального подхода, что определено необходимостью совершенствования, не только системы управления, но и самой экономической модели развития территорий муниципальных образований.

На протяжении нескольких последних лет, можно заметить тенденцию повышения уровня правовой самостоятельности муниципальных образований, что определено проводимыми в России реформами органов местного самоуправление. Однако, социально -экономические проблемы, с которыми в последнее время сталкиваются органы местного самоуправления, не всегда посильно решить только на уровне местных органов власти. Разработка нормативных основ регулирования и программ развития муниципальных образований, должна приносить практический эффект, выраженный в повышении социального и экономического развития территории. Только в таком случае, будет достигнут положительный эффект деятельности и взаимодействия органов местного самоуправления с вышестоящими органами исполнительной власти [3, стр. 99].

В условиях изменчивости и неопределённости развития экономики страны возникает необходимость поиска новых решений для поддержания сбалансированного развития территориальных единиц Российской Федерации. При этом из-за недостаточности финансирования, роста муниципальных долгов, оттока инвестиций в большей степени нарушается устойчивость муниципальных образований. На основе этого органы власти муниципальных образований пытаются разработать новые модели экономического развития, которые зачастую являются лишь переписанными программами улучшения социально - экономических позиций муниципального образования [4, стр. 87].

Развитие экономической сферы является основой развития государственной экономики. Экономическая сфера муниципального образования призвана обеспечивать социальную стабильность граждан Российской Федерации.

На территории Российской Федерации выделяют различные типы муниципальных образований, к числу которых относятся городские поселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения. Выделение типов муниципальных образований обусловлено спецификой их размещения, заселения и назначения. Как правило,

выделение муниципальных образований обусловлено наличием совместных интересов проживающего на его территории населения. Территория муниципальных образований в первую очередь характеризуется географическими и хозяйственными факторами, оказывающими влияние на организацию муниципальных образований. Особенности географической организации муниципальных образований Географическая организация муниципальных образований находится под воздействием множества разнообразных факторов. Совместной интересы населения муниципального образования формируются под воздействием размеров территории и природных условий [5, стр. 70].

К примеру, огромный район на территории субъекта Российской Федерации может занимать несколько сотен километров, но при этом на его территории может быть расположено лишь несколько поселений, расстояния между которыми настолько большие, что не позволяют формироваться совместным интересам населения данных поселений. При этом компактно расположенные поселения могут быть тесно связаны друг с другом, что обуславливает наличие совместных интересов. В связи с этим при организации муниципальных образований с географической точки зрения учитываются такие факторы как территориальная близость поселений, наличие возможности совместного использования ресурсов, предоставляемых данной территорией [1, стр. 70].

Оценка экономической сферы муниципального образования представляет собой деятельность, направленную на использование специального инструментария в целях комплексного исследования состояния, явлений и процессов, протекающих в экономике муниципального образования, и формирование на этой основе предложений для экономических субъектов по ведению хозяйственной деятельности на данной территории [3, стр. 50].

Развитие экономики той или иной территории напрямую зависит от инвестиционной деятельности. Вложения направляются на восстановление инфраструктуры, ее развитие. Производственные мощности, научно-технический уровень, расширение территорий -все это зависит от количества инвестиций. Это часть экономической политики, которая может быть реализована на разных уровнях: муниципальном, региональном или федеральном. Частные вложения также оказывают влияние, инвесторы могут преследовать определенные цели или выполнять какие-либо конкретные задачи. Общие правила инвестиционной деятельности контролируются органами местного самоуправления [6, стр. 55].

Инструменты государственной поддержки малого предпринимательства - задача государственных организаций, занятых поддержкой малого бизнеса - адаптировать предприятия к нестабильному положению на рынке, мировому кризису и затовариванию продукцией. Властные структуры применяют четыре вида инструментов:

1. Финансовая поддержка - предоставление субсидий, кредитов на доступных условиях, обеспечение налоговыми льготами при соблюдении ряда условий. Такие инструменты уменьшают налоговую нагрузку на малый бизнес, снабжают предприятия финансовыми активами, облегчают новичкам выход на рынок. Популярный инструмент финансовой поддержки - УСН, система упрощенного налогообложения. Владелец предприятия оформляет меньше документов для контролирующих органов, величина платежей также снижается.

2. Предоставление коммерческой недвижимости - заключение договоров аренды на льготных условиях, создание инфраструктурных объектов, промышленных зон и бизнес-инкубаторов. Такие инструменты позволяют владельцам бизнеса расширять производственные (торговые) площади с минимальными затратами, получать выгодное местоположение. Популярный вариант -предоставление коммерческих площадей в муниципальных районах. Например, открытие кондитерской на первом этаже жилого дома.

3. Информационное обеспечение малых предприятий -разъяснение юридической информации, проведение семинаров и обучающих тренингов для руководителей. Такие инструменты повышают осведомленность владельцев малого бизнеса, обучают снижать налоговую нагрузку законным путем, эффективно управлять кадрами, своевременно внедрять новые технологии.

4. Предоставление субсидий на открытие бизнеса и развитие инновационных технологий. Инструменты мотивируют к открытию нового предприятия с минимальными затратами, компенсируют вложения инвесторов на первом этапе коммерческой деятельности.

В зависимости от экономической отрасли, особенностей предприятия и приоритетов властных структур, малый бизнес поддерживают на трех уровнях.

Федеральную поддержку оказывают министерства экономики, финансов, труда и социального развития, науки и технологий, а также комитет по развитию малого бизнеса в РФ. Государственные органы

проводят конкурсы на получение грантов, субсидий, налоговых льгот для отдельных предприятий [1, стр. 80].

Региональную поддержку проводят фонды и департаменты, поддерживающие малые предприятия в субъектах федерации. Такие властные структуры оказывают финансовую поддержку, консультируют новичков в сфере налоговой и бухгалтерской отчетности, привлекают бизнес к спонсорской деятельности.

Муниципальный уровень развития малого предпринимательства представлен местными фондами, выдающими кредиты на льготных условиях. Такие структуры позволяют бизнесу быстрее начать работу, получить первую прибыль и не закрыться в условиях высокой конкуренции.

Инструменты господдержки призваны решить две основные проблемы малого бизнеса: нехватку свободных денег для производства и потребность в стабильном сбыте готовой продукции. Правительство предоставляет льготные кредиты и субсидии, государственные заказы на товары и услуги.

Государственный бюджет на развитие малого бизнеса ограничен, а условия участия в тендерах (конкурс на получение государственного заказа) подходят не каждому предприятию. Поэтому развитию малого бизнеса способствуют некоммерческие организации (общественные фонды, исследовательские компании), банковские структуры, частные инвесторы, зарубежные компании.

Малый и средний бизнес вынужден подчиняться законам и останавливать свою деятельность, выплачивая арендные платежи и зарплаты сотрудникам. Все меры поддержки - снижение платежей в социальные фонды, отсрочка по уплате налогов и кредиты на зарплаты в пределах МРОТ - не дают ответа на главный вопрос: где взять деньги. Всё равно по кредитам и отсроченным налогам придётся расплачиваться.

Поддержка малого и среднего бизнеса является одним из важнейших факторов для успешного развития предприятий среднего бизнеса. Отметим, что именно финансовая помощь предприятий среднего бизнеса является главным показателем грамотно выстроенной экономики в стране, направленной на развитие производства [7, стр. 55].

Для бизнесменов финансовая поддержка является необходимой в связи с тем, что именно в начале своей деятельности предприятия сталкиваются с финансовыми проблемами, когда нужны самые основные вложения в основные средства и другие активы.

Для государства также является важным помощь предпринимателям, так как, создавая различные программы в поддержку бизнеса, они смогут объединить свои усилия на ведомственном уровне. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, присутствие в стране большого количества предприятий среднего бизнеса способствует устойчивому деловому климату, что является привлекательным для инвесторов. Рассматривая поддержку среднего бизнеса в России, отметим, что в настоящее время дела обстоят весьма неплохо. Власти каждого региона страны организуют различные меры, направленные на комплексную поддержку среднего бизнеса [8, стр. 25].

Для помощи предпринимателям государство ежегодно выделяет огромные суммы. Многие из них действуют уже на протяжении нескольких лет, но до сих пор не все бизнесмены знают, как ими воспользоваться.

Государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия:

Финансовое - программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.

Имущественное - предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).

Информационное - путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями.

Консультационное - поддержка малого предпринимательства подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций.

Образовательное - разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.

Помощь, предусматриваемую мерами государственной поддержки малого бизнеса в России, оказывают разные инстанции. К ним относятся:

1. Администрация города - предоставление необходимой информации.

2. ТПП (Торгово-промышленная палата) - бесплатное консультирование по вопросам права, развития компаний, маркетинга и др. Оказание помощи для участия малого и среднего бизнеса в выставках федерального и международного уровня.

3. Фонд поддержки предпринимательства - проведение профессиональной экспертизы бизнес-проектов, составленных предпринимателями. В случае их одобрения - выделение финансирования на развитие предприятия.

4. Бизнес-инкубаторы - создание эффективной инфраструктуры: предоставление площадей под офис, бизнес-консультации, рекламные проекты, содействие в привлечении инвестиций.

5. Венчурные и гарантийные фонды - финансовая помощь перспективным стартаперам и молодым бизнесменам, выделение грантов.

6. Центр занятости населения - поддержка безработных граждан, которые планируют открыть свое дело.

7. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса в Москве (фонд поддержки малого предпринимательства) - Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд) помогает малым и средним компаниям привлечь финансирование при нехватке обеспечения (залога). Фонд выступает Поручителем за субъекты МСП Москвы перед банками-партнерами и другими кредиторами.

Любая программа помощи бизнесменам ограничена сроками и выделенными на неё средствами [4, стр. 89].

Существуют фонды для поддержки малого бизнеса, как коммерческие, так и некоммерческие. Вот основные их виды:

- фонды поручительства и гарантии (помогают в получении льготных кредитов, предоставляют гарантии и поручительство);

- бизнес-инкубаторы (позволяют предприятиям среднего бизнеса работать и развиваться на своей территории);

- бизнес-школы (направлены на повышение квалификации руководителей и служащих);

- инвестиционные фонды (помогают реализовать инвестиционный проект, предоставляя инвестиции владельцам среднего бизнеса);

- венчурные фонды (дают возможность предприятиям инвестировать свободные средства в разные сферы экономики за счёт фонда).

Развитие предпринимательства в регионах России является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер по созданию благоприятного климата для развития частного предпринимательства в России. Были упрощены процедуры регистрации предприятий, уменьшено количество проверок со стороны

контролирующих органов, а также разработано несколько программ помощи начинающим предпринимателям. Еще одной серьезной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в регионах России, является сложность получения кредитов [8, стр. 105].

Большинство банков предпочитают работать с крупными корпорациями, выдача микрокредитов частным предпринимателям представляет для них небольшой интерес.

Развитие предпринимательства в регионах России связано, прежде всего, с посреднической деятельностью при торговле и предоставлением различных услуг. Как правило, частные предприниматели начинают свою деятельность с открытия магазина или небольшой мастерской. В настоящее время на территории России огромной популярностью пользуются автомобильные мастерские и автомойки, где многие россияне предпочитают обслуживать свой автомобиль.

К сожалению, развитие частного предпринимательства в регионах России практически не затронуло высокотехнологичные сферы. Если во многих странах мира небольшие частные компании занимаются разработкой различных технических новинок, то в настоящее время в нашей стране подобных компаний практически не существует. Несмотря на то, что в нашей стране есть множество людей, имеющих оригинальные технические идеи, найти финансирование для проведения конструкторской разработки или создания опытных образцов крайне сложно [9, стр. 30].

Правительство Российской Федерации разработало комплекс мер для помощи лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. В соответствии с действующими постановлениями Правительства, значительно упростился процесс регистрации компаний, снизилось количество проверок, а также появилась возможность получения грантов или льготных кредитов для развития предприятий.

Развитие предпринимательской деятельности в регионах России связано с созданием целого ряда сообществ, которые помогают как начинающим предпринимателям, так и крупным компаниям в развитии бизнеса и поиске надежных партнеров. Одной из основных проблем, с которой сталкивается предприниматель, является отсутствие дешевых кредитов, которые могут быть использованы для пополнения оборотных средств или модернизации оборудования на предприятиях, а также закупки необходимых технологий.

Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и

научной деятельности малых предприятий в интересах развития всех сфер российской экономики. В настоящее время существует много фондов содействия кредитованию малого бизнеса, которые работают в 2-х направлениях: во-первых, кредитуют банки, участвующие в программе микрофинансирования, и полученная сумма используется только в качестве микрокредитов. Второе направление заключается в привлечении малого бизнеса, ключевой момент заключается в том, что, если предприниматель берет микрокредит, фонд свободно может выступить его поручителем.

Так как именно он разрабатывает программу и ее условия, а также приглашает к содействию банки и другие кредитные учреждения [2, стр. 105].

Государство реализует различные программы, среди которых особое место занимают субсидии, предоставляемые безработным региональными службами занятости на открытие собственного дела, а также программы Минэкономразвития РФ по предоставлению грантов начинающим предпринимателям.

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. По оценкам экспертов, в нашей стране есть богатые возможности для реализации венчурных проектов. Прежде всего, венчурных инвесторов интересуют промышленная реструктуризация, новые технологии и малый бизнес. Предполагается, что именно эти секторы экономики станут объектами рисковых инвестиций [10, стр. 105].

В настоящее время развитием малого бизнеса и направлением частного предпринимательства на путь инвестиций на государственном уровне занялись уже более основательно.

Для активизации венчурной деятельности в России необходима разработка комплексного подхода, охватывающего законодательную область, макроэкономическое регулирование, институциональное развитие, процессы стандартизации.

Такойподходбудетспособствоватьразвитиювенчурнойдеятельности, повышению предпринимательской активности. Более того, активное развитие этих процессов как внутри страны, так и в международном масштабе послужит достижению важнейших государственных целей: оздоровлению инновационной сферы и ее соответствию мировому

уровню, усилению конкурентоспособности российской экономики путем выхода на мировые наукоемкие рынки.

Согласно статистическим данным, около 30% предприятий малого бизнеса прекращают свою деятельность уже после года работы. В основном причинами являются высокая конкуренция и нехватка средств. Решением данной проблемы может стать кредитование на выгодных условиях: под низкую процентную ставку и достаточно длительный срок выплаты.

Список использованных источников

1. Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России: учебник: [12+] / Т.Ю. Голубева, М.А. Афанасьев; Образовательное частное учреждение высшего образования «Еврейский университет». - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 171 с.: табл. - Режим доступа: по подписке. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500714 (дата обращения: 17.12.2021). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-44759963-8. - DOI 10.23681/500714. - Текст: электронный.

2. Прудников А.С., Комлев В.Н. Муниципальное право Российской Федерации [Текст] / под ред. А.С. Прудников, В.Н. Комлев. - М.: Московский университет МВД России, 2016. - 299 с.

3. Колесников В.А. Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления [Текст] / под ред. В.А. Колесников. - Ростов-на-Дону, 2016. - 299 с.

4. Амуржуев О.В. Экономика. - М., 2018. - 301 с

5. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом [Текст] / под общей ред. В.П. Иванова. - М.: Известия, 2018. - 307 с.

6. Основы теории государственного управления [Текст] / под ред. Ф. Шалехалова. - М.: Экономика, 2018. - 387 с.

7. Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.Ю. Цибульникова; Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР).

- Томск: Эль Контент, 2014. - 156 с. - Режим доступа: по подписке.

- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480460 (дата обращения: 18.12.2021). - Библиогр.: с. 150-151. - ISBN 978-5-43320161-3. - Текст: электронный.

8. Новикова И.В. Управление региональными проектами и программами:учебноепособие/И.В.Новикова,С.Б.Рудич;Министерство образования и науки РФ, Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2017. - 277 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub. ru/index.php?page=book&id=467124 (дата обращения: 18.12.2021). -Библиогр. в кн. - Текст: электронный.

9. Булатов А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2018. - 270 с.

10. Ноздрачева А.Ф. Государственная служба [Текст] / А.Ф. Ноздрачева. - М.: Юрайт, 2017. - 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.