Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании регионального организационно-финансового механизма развития малого бизнеса'

К вопросу о совершенствовании регионального организационно-финансового механизма развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ САМОФИНАНСИРОВАНИЯ / КОММЕРЧЕСКИЙ ОБОРОТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ МАЛОГО БИЗНЕСА / КАПИТАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ / БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров А.А.

В статье рассматриваются меры, направленные на улучшение финансового механизма развития малого бизнеса. Особое внимание обращено на механизм стимулирования малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, на внедрение новых коммерческих инициатив, направленных на развитие источников собственных активов малого бизнеса. Указывается на необходимость пересмотра функций органов исполнительной власти региона. Рассмотрены лучшие практики финансирования малого бизнеса и анализ воздействия регионального регулирования на финансовый механизм развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании регионального организационно-финансового механизма развития малого бизнеса»

УДК 338.366.055.64:336

к вопросу о совершенствовании регионального организационно-финансового механизма развития малого бизнеса

А. А. МАЙОРОВ, аспирант кафедры экономической теории и управления E-mail: ale5009@ya.ru Оренбургский государственный аграрный университет

Под формами организации финансовых отношений исследователи, в том числе отечественные, предлагают понимать устанавливаемые государством и юридическими лицами разные виды фондов денежных средств, а также внешний порядок их организации, предусматривающий определенный механизм по аккумуляции, перераспределению и использованию финансовых ресурсов.

По мнению В. Д. Шопенко, в структуре финансово-организационного механизма необходимо выделять блоки: финансовые инструменты; финансовые методы; организационные меры; нормативно-правовое обеспечение; органы управления [5].

В целом ученые и экономисты, рассматривая различные способы организации финансовых отношений, приходят к выводу, что они устанавливаются государством для обеспечения благоприятных условий экономического развития малого бизнеса.

На практике функционирование финансового механизма и его реализация в малом бизнесе предполагают развитие инфраструктуры финансовой поддержки. При этом в настоящее время в России не выработано единой системной концепции по созданию оптимальной инфраструктуры поддержки малого бизнеса и обеспечению характера ее деятельности по причине того, что формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях начато сравнительно недавно, в 1990-х гг.

В российском масштабе и на уровне регионов в основном тиражируются апробированные, типовые схемы поддержки, созданные в ходе реализации федеральных программ государственной поддержки

В статье рассматриваются меры, направленные на улучшение финансового механизма развития малого бизнеса. Особое внимание обращено на механизм стимулирования малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, на внедрение новых коммерческих инициатив, направленных на развитие источников собственных активов малого бизнеса. Указывается на необходимость пересмотра функций органов исполнительной власти региона. Рассмотрены лучшие практики финансирования малого бизнеса и анализ воздействия регионального регулирования на финансовый механизм развития малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, финансовая политика, государственно-частное партнерство, финансовые инструменты, финансовая инфраструктура, механизм самофинансирования, коммерческий оборот нематериальных активов малого бизнеса, капитализация кредитно-финансовых механизмов, бюджетное стимулирование.

Общеизвестно, что взаимосвязанность государства и малого бизнеса способствует экономическому росту и стабилизации.

Финансово-экономический кризис 2008— 2009 гг. придал «импульс» развитию экономики всех регионов, отразился он и на деятельности малых предприятий Оренбуржья. Учитывая, что мы живем в многополярном мире, перед страной и ее регионами стоит задача по упрочнению многостороннего международного сотрудничества.

Посредством развития малого бизнеса необходимо привлечь в страну европейских клиентов и инвесторов, построить общее экономическое пространство.

66

финансы и кредит

малого и среднего предпринимательства и региональных программ, которые не исчерпывают всего спектра возможных видов финансовых технологий, что, в конечном счете, негативно влияет на условия реализации финансового механизма развития малого бизнеса.

Малый бизнес является одним из индикаторов надежности финансовой системы, устойчивости бизнеса, движения денежных потоков, а в ближайшей перспективе и трансграничного движения капитала. В этой связи меры, направленные на совершенствование финансового механизма развития малого бизнеса, позволят сохранить социальную стабильность на рынке труда, создать условия и стимулы для повышения эффективности, конкурентоспособности и активации малого бизнеса, использовать шансы на обновление и модернизацию, снизить излишнюю бюджетную нагрузку на государство, расширить стимулирование малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, внедрить новые коммерческие инициативы. Эти же меры, направленные на развитие источников собственных активов малого бизнеса, позволят увеличить финансовые инструменты, при которых повысится уровень налоговых платежей, увеличится объем финансовых ресурсов государства, модернизируются производственные базы вузов, произойдет вливание в науку дополнительных инвестиций, заработает потенциал малого бизнеса для создания новых рабочих мест.

По данным министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, начиная с 2000 г число малых предприятий в регионе увеличилось в 2 раза, их оборот вырос в 12 раз и в 2009 г составлял около 50 млрд руб.

За 2009-2010 гг. по сравнению с 2006-2008 гг. финансирование целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса выросло почти в 2 раза. В 2001 г. в Оренбургской области расходы на малый и средний бизнес составляли 1,7 млн руб., в 2010 — 186, 6 млн руб. За период с 2005 по 2009 г. в область было дополнительно привлечено более 520 млн руб. федеральных средств. Доля субъектов малого бизнеса в общем количестве организаций области в 2009 г. увеличилась и составила 39,8 %. На начало 2010 г. в области действовало 15,6 тыс. малых предприятий (из них 12,9 тыс. — это микропредприятия). Доля оборота малых предприятий (без учета микропредприятий) в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности превышала 12 %.

До 2008 г. все механизмы, инструменты, мероприятия государственной поддержки, разработанные на федеральном уровне, присутствовали и на региональном уровне. Финансовый кризис (2008—2009 гг.)

нарушил этот процесс. В 2009 г. объемы промышленного производства в области сократились на 8 % к докризисному периоду, инвестиции в основной капитал уменьшились на 23 %, снизился бюджет развития, повысилась стоимость кредитных ресурсов. Малый бизнес Оренбуржья вышел из кризиса с наименьшими потерями, но возникли проблемы, которые напрямую были связаны с сокращением кредитных программ, снижением темпов кредитования и прямыми отказами банков в выдаче кредитов. В результате снизились объемы производства, уменьшились заказы. Кризис подтвердил, что недостаточность финансовых ресурсов не позволяет сделать финансовый механизм развития малого бизнеса более эффективным.

По сведениям Главного управления Банка России по Оренбургской области, за 2009 г. на долю малого и среднего бизнеса в экономике области приходилось:

— 80 % от объема бытовых услуг, оказанных населению;

— 70 % от оборота розничной торговли;

—50 % от объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство»;

— 30 % от объема платных услуг, оказанных населению.

Финансовый механизм развития малого бизнеса имеет существенное значение для периода экономического роста в регионе, что предполагает необходимость поиска эффективных финансовых инструментов развития малого бизнеса в новом ракурсе. По мнению автора, совершенствование регионального финансового механизма развития малого бизнеса должно происходить за счет:

— инвестиционной привлекательности субъекта Федерации;

— расширения финансовой инфраструктуры, механизма самофинансирования и использования механизмов государственно-частного партнерства как составляющих финансового механизма развития малого бизнеса;

— включения в централизованный, коммерческий оборот нематериальных активов малого бизнеса и имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, предусматривающих получение дохода от их использования;

— развития системы патентов и венчурного капитала;

— эффективного финансового регулирования использования бюджетных средств и капитализации кредитно-финансовых механизмов, выделяемых на поддержку малого бизнеса;

— совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого бизнеса и его государственную поддержку;

— создания условий для снижения уровня административного давления на финансовую деятельность, упорядочения полномочий государственных, общественных, банковских и иных структур, обеспечивающих поддержку этого сектора экономики.

Перечень задач и мер, направленных на совершенствование регионального финансового механизма развития малого бизнеса, скорее всего, неполон, поскольку отражает только те из них, которые, в первую очередь, диктуются существующими условиями (см. рисунок). Однако их автор предлагает рассматривать как концептуальную модель, допускающую множественность решений, которые позволяют говорить о том, что модели совершенствования финансового механизма могут строиться одномоментно и разнонаправленно.

Автор предлагает реальные меры, направленные на повышение эффективности финансового механизма развития малого бизнеса и рассчитанные как на ближайший период, так и на долгосрочную перспективу (10—15 лет).

Реализация этих мер, сгруппированных автором в серию взаимосвязанных регулирующих функций, требует преобразований финансовой политики в вопросах административного, финансового, имущественного, правового, информационного, организационного и консультативного характера, ориентированных на развитие малого бизнеса.

В этих целях в ближайший период, на взгляд автора, необходимо устранить вмешательство органов исполнительной власти, местного самоуправления в экономическую деятельность в части избыточного регулирования отдельных предприятий и отраслей малого бизнеса.

Выполнение этой задачи предусматривает необходимость пересмотра функций органов исполнительной власти региона, а также определения полномочий структур и функций органов исполнительной власти в соответствии с перспективами экономического роста и Стратегией развития Оренбургской области на период до 2030 г. в их соотношении с механизмами реализации первоочередных, среднесрочных и долгосрочных задач развития малого бизнеса [4]. К этим задачам относятся:

— повышение темпов роста малого бизнеса;

— бюджетное стимулирование этапов развития малого бизнеса за счет льготного финансирования всех категорий субъектов малого бизнеса (микрозаймы, микрокредиты, прямое бюджетное субсидирова-

ние инновационного сегмента, развитие материально-технической инфраструктуры индивидуальных предпринимателей и микропредприятий);

— страхование залога и субсидий по обязательствам малого бизнеса по договорам кредитования, займов и лизинга основных средств, увеличение объемов целевых грантов микропредприятиям и начинающим предпринимателям;

— привлечение дополнительных финансовых ресурсов частных инвесторов и аккумулирование их вместе с бюджетными (федеральными, областными) средствами в венчурных, посевных фондах и прямых инвестициях для реализации деятельности малых инновационных предприятий на разных стадиях их реализации (на начальной и «посевной» стадиях — для поддержки исследовательских и конструкторских разработок, вплоть до создания первых образцов готовой продукции; на ранней стадии и на стадии старт-ап — для организации производства и продаж; на стадии «ранний рост»—для реализации проектов, направленных на расширение производства и рост капитализации малых предприятий);

— мониторинг лучших практик финансирования малого бизнеса и анализ воздействия регионального регулирования на финансовый механизм развития малого бизнеса.

Для полной реализации этих процессов в Оренбургской области необходимо:

— создать региональный венчурный фонд, консолидирующий средства, капитализация которого на начальном этапе возможна за счет взносов от прибыли развитого бизнеса, международных организаций, заинтересованных в реализации региональных приоритетных инновационных проектов, а также за счет регионального бюджета;

— сформировать дополнительную имущественную поддержку малому бизнесу при участии государственных средств посредством создания областного земельного залогового фонда. Для этого требуется осуществить завершение работ по межеванию земельных участков с их кадастровой оценкой и включением земли как средства привлечения инвестиций в залоговые операции с предоставлением в залог имущества этого фонда для обеспечения обязательств малого бизнеса;

— привлечь субъекты малого бизнеса на льготных условиях к долевому участию в возведении необходимых для развития бизнеса объектов. Необходимо поэтапное (на уровне города, района, поселения) создание для субъектов малого бизнеса целевых фондов свободных земельных участков, нежилых помещений, транспортных средств, оборудования.

Задачи регионального финансового механизма развития малого бизнеса

Создание условий роста МБ. Повышение финансового потенциала МБ. Внедрение современной рыночной среды Совершенствование нормативной базы. Консолидирование финансовых ресурсов. Оптимизация финансового механизма

Механизмы регулирования позволит:

- устранить избыточное регулирование МБ;

- детализировать административные регламенты;

- исключить лимитирование развития МБ;

- обеспечить исследование лучших практик финансовых взаимосвязей МБ;

- анализировать воздействия регионального регулирования на финансовый механизм;

- регулировать систему финансового контроля;

- обеспечивать институциональную поддержку

Механизмы регулирования:

финансовый;

административный;

имущественный;

правовой;

информационный;

организационный;

консультативный;

инновационный

Механизмы регулирования позволит:

- расширить имущественную поддержку МБ;

- привлекать МБ к долевому участию в строительстве инфраструктуры;

- расширить маркетинговую поддержку МБ;

- активизировать сертификацию продукции МБ по европейским потребительским стандартам;

- создать микрофинансовые институты во всех районах области

Механизмы регулирования позволит:

- консолидировать уровневые финансовые ресурсы;

- сформировать новую систему организации инвестиционной деятельности;

- разработать программу сотрудничества с государственными и региональными институтами развития;

- создать специализированный центр по поддержке и обороту нематериальных активов МБ;

- развивать конкурентные финансовые рынки;

- расширять фонды поддержки;

- создать областной залоговый земельный фонд;

- сформировать целевой фонд нежилых помещений, оборудования, земель и т.д.

Механизмы регулирования позволит:

- сформировать финансовые институты;

- обеспечить широкий спектр современных финансовых инструментов и банковских продуктов;

- привлечь ресурсы частных инвесторов;

- обеспечить малому бизнесу региональный государственный заказ и заказы более крупных предприятий, равенство участия в торгах и конкурсах, обеспечить частно-государственное партнерство;

- расширить привлечение инвестиций в залоговые операции;

- расширить субсидирование, льготное кредитование инновационной сферы МБ

Механизмы регулирования позволит:

- внедрить электронные торги и электронное ведение бизнеса;

- перевести расчетные операции в электронные расчетные инструменты;

- открыть для участников МБ информационный ресурс «Субконтрактация в поддержку МБ»;

- обеспечить действующим информационным ресурсам по поддержке МБ соответствие европейским стандартам с охватом всего банка знаний по проблемам организации и ведения малого бизнеса;

- выработать стратегию получения доходов от использования прав на интеллектуальную собственность МБ

Примечание: МБ — малый бизнес.

Комплекс мер, направленных на совершенствование регионального финансового механизма развития малого бизнеса

Необходимо льготное предоставление малому бизнесу в пользование и владение помещений, технологического оборудования, земельных участков;

— разработать для инвесторов условия институциональной поддержки (особый режим админис-

трирования реализуемых инвесторами проектов, правовое, информационное консультирование, выделение земельных участков и средств в обустройство территории, предоставление региональных гарантий и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оказывать содействие малому бизнесу в организации процессов международной сертификации продукции малого бизнеса в соответствии с европейскими потребительскими стандартами.

Посткризисная ситуация способствует совершенствованию на территории субъекта Федерации системы организации инвестиционной деятельности, предусматривающей переход от конкурсных отборов отдельных инвестиционных проектов к комплектованию банка инвестиционных проектов региона в рамках областных целевых программ развития предпринимательства.

Такой принцип позволит реализовать стратегические приоритеты развития региона, обеспечит комплексность, инновационную и социальную направленность инвестиционной деятельности, в том числе и малого бизнеса на период до 2015 г., в рамках Концепции программы поддержки научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2011—2015 гг. в объеме ожидаемых результатов (см. таблицу).

Повлиять на реализацию этих процессов возможно, используя рычаги по созданию региональной системы организации и контроля за исполнением (с помощью совершенствования стратегически-плановой координации деятельности органов власти, местного самоуправления, общественных организаций, финансовых институтов (всего их свыше семидесяти) реализации совместных мероприятий, обеспечивающих эффективность финансового механизма развития бизнеса, а также посредством превращения интеллектуальных продуктов малого бизнеса в нематериальный актив с последующим включением их в коммерческий оборот.

Субъект Федерации в лице исполнительных и законодательных органов власти как главный, единый, регулирующий и координирующий центр, воздействующий на совершенствование финансового механизма развития малого бизнеса, должен обеспечить систематическое обобщение положительного опыта этой работы с распространением его на территориях всех муниципальных образований области.

Для реализации на практике новых инструментов финансового механизма потребуется внедрить систему финансового стимулирования лучших практик регулирования финансовых отношений, обеспечить постоянное взаимодействие органов власти с населением по вопросам развития малого бизнеса.

Кроме того, в сфере финансового регулирования развития малого бизнеса необходимо сопроводить предоставление стандартов государственных услуг внедрением детализированных администра-

тивных регламентов, охватывающих все формы и виды федеральной и региональной государственной поддержки, приблизить бюджетные средства к начинающим и расширяющим свою деятельность субъектам малого бизнеса, сделать финансовую поддержку доступной и адресной.

В текущих условиях повышение роли субъекта Федерации в регулировании финансовых взаимоотношений в регионе обусловлено негативными последствиями мирового финансового кризиса и невысоким восстановительным ростом экономики. В этот период насущными задачами регулирования финансовых взаимосвязей является создание условий для совершенствования финансового механизма развития малого бизнеса за счет внедрения современной рыночной среды и оптимизации финансового механизма, расширяющего доступ субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам. Последнее предполагает создание на региональном уровне необходимых финансовых институтов, инструментов, технологий для развития финансовой инфраструктуры, обеспечивающей поддержку и развитие деятельности малого бизнеса, его интенсивный рост и повышение финансового потенциала. В настоящее время в процессе развития предприятий малого бизнеса и его финансовых составляющих есть слабые места, которые можно оценивать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, в области реализована областная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006—2010 гг.» с общим объемом финансирования в размере 70,92 млн руб. В настоящее время в Оренбуржье действует самый большой в России по площади (около 9 тыс. м2) бизнес-инкубатор с самой низкой арендной ставкой. Его площади расширяются, и совместно с Оренбургским государственным университетом создается технопарк. Для субъектов малого бизнеса это является базой для решения его насущных проблем. В г. Орске Оренбургской области на высоком уровне создан бизнес-инкубатор, имеющий значительные производственные площади. Однако федеральная поддержка по созданию подобных инкубаторов в других городах и районах области в настоящее время не используется. Выделяемые средства не осваиваются, начинающие предприятия не могут получить на местах всего спектра необходимых услуг, начиная от консультаций и заканчивая микрокредитованием малого бизнеса. Доля инновационной продукции в экономике области очень мала. Этот дисбаланс финансового механизма малого бизнеса предстоит устранить. Другой пример: во всем мире хорошо

Государственная поддержка инновационной деятельности в Оренбургской области на период с 2011 по 2015 г. согласно Концепции программы поддержки

научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2011—2015 гг. 3]

Мероприятие по поддержке Этапы научно-техни-ческой и инновационной деятельности Объем финансирования по годам, млн руб. Итого Ожидаемый результат

Предпосев Посев Старт Ранний рост и расширение Устойчивое развитие 2011г. 2012 г. 2013г. 2014 г. 2015 г.

Финансовая поддержка инновационной деятельности

Стипендии новаторам для повышения престижа и привлекательности научной деятельности и создания условий для закрепления молодежи в сфере науки, стимулирования научных исследований + 10,55 10,55 10,55 10,55 10,55 52,8 Создание и развитие системы поддержки творческой молодежи

Предоставление на конкурсной основе этапного гранта «Предпосев» для софинансирования исследований и прикладных разработок по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Оренбургской области (до 500тыс. руб.) + 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 50,0 Ежегодное предоставление на конкурсной основе грантов размером до 500тыс. руб. Общее количество предоставленных грантов — не менее 100 (по 20 грандов ежегодно)

Предоставление на конкурсной основе этапного гранта «Посев» для софинансирования исследований и прикладных разработок по приоритетным направлениям (до 1 500тыс. руб.) + 34,2 34,2 34,2 34,2 34,2 171,0 Ежегодное предоставление на конкурсной основе грантов до 1 500тыс. руб. Общее количество предоставленных грантов — не менее 350 (не менее 70 грандов ежегодно)

Предоставление на конкурсной основе этапного гранта «Старт» малым инновационным компаниям для софинансирования капитальных и текущих затрат (до 5 млн у б.) + 40,0 50,0 55,0 60,0 60,0 265,0 Ежегодное предоставление на конкурсной основе грантов размером до 5 млн руб. инновационным компаниям, успешно прошедшим предыдущие стадии финансирования и имеющим проекты коммерциализации разработок: в 2011 г. — не менее 8, в 2012г. — не менее 10, в 2013г. — не менее 11; в 2014г. — не менее 12, в 2015г. — не менее 12

Предоставление на конкурсной основе софинансирования затрат по проведению исследований в центрах коллективного пользования, расположенных за пределами области (по выбранным приоритетным направлениям) + + 1,0 2,0 2,5 3,0 3,5 12,0 Количество субъектов инновационной деятельности, получивших софинансирование для доступа к центрам коллективного пользования (не менее 100)

Предоставление на конкурсной основе компенсации части затрат на регистрацию юридического лица для последующего выхода компании на рынок венчурного финансирования + + 0,2 0,3 0,5 0,5 0,5 2,0 Ежегодное софинансирование регистрации инновационных предприятий: в 2011 г. — не менее 20, в 2012 — не менее 30, в 2013—2015гг. — не менее 50

Окончание таблицы

Мероприятие по поддержке Этапы научно-техни-ческой и инновационной деятельности Объем финансирования по годам, млн руб. Итого Ожидаемый результат

Предпосев Посев Старт Ранний рост и расширение Устойчивое развитие 2011г. 2012г. 2013г. 2014 г. 2015 г.

Предоставление на конкурсной основе компенсации части затрат на проведение маркетинговых исследований для юридических и физических лиц, вошедших в реестр приоритетных инновационных проектов Оренбургской области + + 0,5 1,0 2,0 3,0 3,0 9,5 Ежегодное софинансирование затрат на проведение маркетинговых исследований инновационных предприятий: в 2011 г. — не менее 20, в 2012 - не менее 30, в 2013-2015гг. — не менее 50

Предоставление на конкурсной основе софинан-сирования части затрат на патентно-лицензионные работы, сертификацию по международным стандартам качества, брендинг и защиту интеллектуальной собственности + + + + 1,0 2,0 2,0 3,0 3,0 11,0 Количество предприятий, участвующих ежегодно в конкурсе на софинансирование затрат на патентно-лицензионные работы, сертификацию по международным стандартам качества, брендинг и защиту интеллектуальной собственности по выставочной деятельности: в 2011г. — не менее 20, в 2012 г. — не менее 40, в 2013—2015гг. — не менее 60 (ежегодно)

Предоставление на конкурсной основе субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), предоставленными кредитными организациями субъектам инновационной деятельности на закупку (лизинг) основных средств в рамках реализации инновационного проекта, состоящего в реестре приоритетных инновационных проектов + + + + 0 5 10 10 10 35 Количество субъектов инновационной деятельности, получивших кредиты с компенсационными выплатами (не менее 50)

Финансирование расходов по организации работы экспертного совета по поддержке научно-технической и инновационной деятельности при МЭРППиТ + + + + + 0,2 0,5 0,5 0,5 0,5 2,2 Оплата командировочных расходов приглашенным экспертам (как российским, так и зарубежным) для участия в работе конкурсов инновационных проектов. (1—2 чел. в год)

Итого... 97,650 115,550 127,250 134,750 135,250 610,450

Всего по программе... 128,450 134,150 151,850 177,350 172,850 764,650

Примечание: МЭРППиТ — министерство экономического развития, промышленной политики и торговли.

работает механизм по субсидированию затрат на выставочно-ярмарочную деятельность. В Оренбургской области этот механизм малоэффективен. Причина — слабая информированность предпринимателей о мерах поддержки, которые оказывает им государство (возмещение до 50 % затрат (включая проезд и проживание) на участие в выставке). Такая же ситуация наблюдается и с затратами на сертификацию по международным стандартам.

В 2007 г. в Оренбургской области малым бизнесом было реально востребовано лишь 2—3 вида государственной помощи, сейчас же это число достигает 8—10 (всего их существует более 15). Однако не все субъекты малого бизнеса используют возможности финансовой поддержки. Например, правительство области имеет возможность субсидировать процентную ставку по кредитам малого бизнеса, ориентированного на экспорт, однако с 2008 г. те суммы, которые предусмотрены на эти цели бюджетом, полностью не «выбираются» из-за отсутствия спроса.

Правительство РФ начиная со II полугодия 2010 г. поощряет малый бизнес (производителей, экспортирующих свою промышленную продукцию) в сумме 2 млрд руб. в виде государственной помощи. Деньги на эти цели в виде субсидий из федерального бюджета планировалось перечислить в регионы. Прямая поддержка конкретно выражается в субсидировании затрат на участие в выставках за границей, финансировании работ по сертификации, регистрации и другим формам подтверждения соответствия продукции зарубежным стандартам, а также в субсидировании затрат на защиту изобретений, разработку товарного знака и стимулирование развития инноваций малого бизнеса. Опрос 16 представителей хозяйствующих субъектов малого бизнеса региона показал, что о программе им неизвестно, приоритетный порядок субсидирования не определен. Продукцию, которая будет пользоваться спросом за рубежом, в настоящее время производят лишь единичные субъекты малого бизнеса, которые, если программа будет развернута, будут испытывать организационные, формальные трудности в получении субсидий для перемещения своих выставочных стендов за рубеж.

Реальным элементом эффективного регионального финансового механизма представляется и соблюдение равенства участия субъектов малого бизнеса в торгах и конкурсах на получение государственного заказа. В рамках построения эффективного регионального финансового механизма необходимо создание инфраструктуры поддержки малых предприятий и предпринимателей по обеспечению функционирования системы регионального заказа путем

организации центров закупок продукции у малых предприятий, предоставления консультаций по взаимодействию с государственными заказчиками.

В посткризисный период формирование мер поддержки в системе государственного, муниципального заказов должно происходить на базе современных автоматизированных информационных систем, позволяющих располагать полной информацией обо всех субъектах малого бизнеса, пожелавших принять участие в системе государственного (муниципального) заказа.

Для этого на территории субъекта Федерации процесс закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо организовать через единую межрайонную (межрегиональную) базу данных государственного и муниципального заказа посредством электронных торгов, предполагающих создание электронной торговой площадки для проведения открытых аукционов на право заключения государственного или муниципального контракта. В регионах России такая практика уже начинает существовать, ее апробация проходит в Нижегородской области и регионах Сибири (г. Новосибирск) [3]. При этом элементом информационного портала электронных торгов является ярмарка предложений «Технические задания на государственный заказ», на котором субъекты малого и среднего бизнеса размещают предложения по продуктам, услугам и производимым ими товарам для формирования государственного (муниципального) заказа.

Хорошим помощником малому бизнесу на региональном информационном портале электронных торгов может стать самостоятельный раздел «Субконтрактация в поддержку малым предприятиям», на котором можно размещать пакеты заказов на субконтрактацию от крупных и средних предприятий. Это позволит субъектам малого бизнеса находить варианты сотрудничества с крупными предприятиями и исключить затраты на приобретение, установку и запуск дополнительных производственных линий, сложного оборудования, а также исключить затраты, связанные с циклами производства и реализации конечного продукта. При отсутствии в Оренбургской области Центра субконтрактации такая поддержка малому бизнесу могла бы иметь значительный экономический эффект и получить распространение на всей территории России как одна из форм поддержки малого бизнеса, не требующая значительных вложений.

Автор поддерживает мнение экспертов Ассоциации региональных банков России, высказывающих предложение о необходимости переноса мирового опыта на отечественные реалии. В час-

тности, эксперты ассоциации предлагают создать в России благоприятные правовые условия для увеличения сети дополнительных офисов банков посредством внесения изменений в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», установив допустимые сроки и процедуры регистрации филиалов банков, единые требования Банка России и органов исполнительной власти к оборудованию помещений офисов, а также оптимальные величины сборов, уплачиваемых за открытие филиалов кредитных организаций.

Кроме того, Ассоциация «Россия» предлагает

[1]:

— развивать мобильный банкинг;

— ввести основные понятия и установить требования к эмитентам электронных денег;

— закрепить права владельцев электронных денег;

— определить полномочия Банка России по регулированию данной сферы;

— предоставить коммерческим организациям право эмиссии электронных денег на основании соглашений с кредитными организациями на право распространять инструменты электронных денег кредитных организаций, принимать денежные средства от физических лиц по таким инструментам с переводом кредитным организациям;

— заключить агентские соглашения коммерческих банков с Почтой России.

Автор предлагает дополнить эти предложения усовершенствованной методикой расчетных операций и ввести в финансовый механизм малого бизнеса новые расчетные инструменты — электронные платежные системы, интернет-платежи, систему интернет-банкинга (связанный комплекс услуг, предоставляемый через Интернет и обусловленный наличием у субъекта малого бизнеса банковского счета, в который можно включить кредитование, субсидирование, микрофинансирование). Такие системы для Оренбургской области, территория которой весьма внушительна, будут крайне актуальны и востребованы.

Дальнейшее формирование и пополнение информационных ресурсов региональной властью в сети бесплатного информационного обслуживания (информационной системы) поддержки малого бизнеса, увязывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, объединяющей государственные, коммерческие и общественные организации, финансовые институты, фонды, страховые компании, банковские структуры и др., включенные в инфраструктуру поддержки бизнеса, позволят субъектам малого бизнеса вести поиск

финансовой поддержки инвесторов и партнеров в межрайонной, межрегиональной и международной торговле, генеральных подрядчиков (от федерального до местных органов власти), получать информацию о существующих и перспективных субконтрактных возможностях, о маркетинговых исследованиях в части изыскания государственных и частных заказов, о закупках и поставках и т. п.

Для малого бизнеса главным в настоящее время является возможность доступа как можно к большему количеству и виду качественной, доступной и эффективной поддержки для дальнейшего развития и воспроизводства продукции. При этом на государство возлагается решение задачи увеличения и совершенствования эффективных форм поддержки.

Совершенствование финансового механизма развития малого бизнеса должно происходить с учетом изменений государственной финансовой политики в условиях востребованности обществом инновационной деятельности, которая на данном этапе является ресурсом малого бизнеса.

В своей основе улучшение финансового механизма развития малого бизнеса предусматривает формирование жизнеспособного финансового механизма, обеспечивающего эффективное функционирование развития малого бизнеса за счет внедрения лучших, более доступных и эффективных финансовых продуктов по сравнению с существующими.

Сформулированные предложения, направленные на совершенствование финансовой системы малого бизнеса, в практической деятельности будут способствовать комплексному решению вопросов финансовой политики региона.

Список литературы

1. Ассоциация региональных банков России. URL: http: // www.asros.ru/.

2. Концепция программы поддержки научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2011—2015 годы / Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. URL: http://oreneconomy. ru/innovations/program.pdf.

3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области до 2020 года / Правительство Нижегородской области. URL: http://www.government.nnov. ru/?id=49857&template=print.

4. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 г.: постановление правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп.

5. Шопенко В. Д. Финансово-организационный механизм инновационного бизнеса // Финансы и кредит. 2004. № 5. С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.