Научная статья на тему 'Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого бизнеса'

Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
310
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / FINANCIAL AND CREDIT MECHANISM OF THE SMALL BUSINESS REGIONAL SUPPORT / МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ / MICROCREDIT / СИСТЕМА ГАРАНТИЙ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ / BANK CREDIT GUARANTEE SCHEME / ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД / GUARANTEE FUND / ЧАСТИЧНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / PARTIAL TAX REBATE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / STATE BACK UP OF SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Валерий Сергеевич, Тараруева Алиса Андреевна

В статье рассмотрены сущность и структура финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса. Проанализированы формы и методы региональной поддержки малого предпринимательства в г. Москве, определено место в этом механизме МДЦМП «Марьино». На основе проведенного анализа и изучения зарубежного опыта сформулированы направления совершенствования финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Credit System of Small Business Regional Support

In this article the authors contemplate the nature and structure of the financial and credit mechanism of the regional support of small business. The paper outlines forms and methods of the regional support of small business in Moscow and, in particular, the role of the Multifunctional Business Centre for Support of Small Entrepreneurship "Maryino" in this mechanism. Basing on the analysis undertaken and the studies of the foreign experience, the authors formulate directions of streamlining the current financial and credit mechanism of the small business regional support in Russia.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого бизнеса»

Совершенствование форм и методов хозяйствования: современные тенденции, перспективы и ретроспективы

В.С. Аксенов, А.А. Тараруева

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье рассмотрены сущность и структура финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса. Проанализированы формы и методы региональной поддержки малого предпринимательства в г. Москве, определено место в этом механизме МДЦМП «Марьино». На основе проведенного анализа и изучения зарубежного опыта сформулированы направления совершенствования финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса в России.

Ключевые слова: малый бизнес, финансово-кредитный механизм поддержки малого бизнеса, микрокредитование, система гарантий банковского кредитования, гарантийный фонд, частичное возмещение налоговых платежей, государственная поддержка малых предприятий.

Современный кризис обострил проблему роста малого предпринимательства в России. Являясь одним из приоритетных направлений дальнейшего развития хозяйственной жизни, малое предпринимательство не в полной мере соответствует возлагаемым на него ожиданиям. Так, общее число малых предприятий в России в 2,4 раза меньше, чем во Франции, в 7,7 раза - чем в Японии, в 23 раза меньше, чем в США. Доля малых предприятий в производстве ВВП в России в 5 раз ниже, чем в США и Японии, в 6 раз - чем в странах Европейского союза. На 1000 россиян приходится в 14 раз меньше малых предприятий, чем в США1. Одной из причин этого, по нашему мнению, является несовершенство действующего в стране финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, в том числе на региональном уровне.

Система поддержки малого бизнеса в России в своих основополагающих чертах сложилась к концу 1990-х гг., затем продолжала

© Аксенов В.С., Тараруева А.А., 2010

развиваться и совершенствоваться. В целом она представляет собой некое обеспечивающее начало и предполагает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, финансовых, информационных ресурсов, включение в реализацию государственного заказа, оказание им различной помощи и т. п.2

Одним из центральных элементов этой системы является финансово-кредитный механизм. В развитых странах существуют однотипные модели этого механизма. Они включают финансирование специальных программ, льготное кредитование, гарантии по кредитам, налоговые мероприятия, инвестиционную поддержку, помощь в виде участия в капитале.

Вместе с тем опыт развитых стран показывает, что прямое перенесение на российскую почву американской или германской модели невозможно. Каковы общие черты механизмов финансово-кредитной поддержки, которые, по нашему мнению, следует учитывать в отечественной практике?

Прежде всего это разработка нормативно-правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки малого предпринимательства.

Это выделение ассигнований на реализацию программ поддержки малых предприятий из бюджетов разных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, создание финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов, применение разнообразных форм и методов финансирования, поощрение кредитов и инвестиций в сферу малого предпринимательства путем государственных гарантий, страхования.

Это создание развитой системы учреждений по стимулированию развития малого бизнеса - союзы, ассоциации малого бизнеса, торгово-промышленные палаты.

Деятельность малых предприятий ориентирована прежде всего на местный рынок. Поэтому государственная поддержка особенно существенной должна быть на региональном уровне и осуществляться в тех же формах, что и на федеральном. Так, почти во всех регионах приняты нормативно-правовые документы, касающиеся поддержки малого предпринимательства, реализуются комплексные программы, функционируют региональные фонды и агентства поддержки малого бизнеса.

Развитая система государственной поддержки малого бизнеса создана в Москве. В состав этой системы входят Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, Комиссия правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства, Московский центр развития предпринимательства, Московское агентство по развитию предприни-

мательства, Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, Межведомственная комиссия по финансовой поддержке проектов малых предприятий, направленных на создание дополнительных рабочих мест.

Помимо названных органов в столице функционируют Московская лизинговая компания, Московский фонд подготовки кадров, Межрегиональный маркетинговый центр, НП «Национальное партнерство развития субконтрактации», Московский городской центр инноваций и высоких технологий, Московский центр деловой информации, Московская палата ремесел, Московский центр правовой защиты малого предпринимательства, Московская ассоциация предпринимателей.

Москва прочно удерживает позицию лидера по поддержке и развитию малого бизнеса. В Москве сосредоточено 214,5 тыс. (21%) малых предприятий Российской Федерации, на которых работают 2,6 млн человек - половина работающих в Москве. Их общая выручка за 2008 г. составила более 6 трлн руб., и налоговый бюджет города получил отчисления более 50 млрд руб.3.

Кроме того, каждый административный округ имеет центр развития предпринимательства, который содействует субъектам малого бизнеса, формирует внешнюю среду его функционирования, обеспечивает взаимодействие бизнеса и власти, проводит информационно-аналитическую работу.

В окружную инфраструктуру входят территориальные агентства по развитию предпринимательства, которые оказывают консультации, услуги информационного и практического характера, осуществляют юридическое сопровождение деятельности. Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства оказывают финансовую поддержку субъектам малого бизнеса, предоставляют им займы и ссуды, проводят экспертизу проектов, привлекают внебюджетные средства. Территориальные учетные центры способствуют внедрению механизма страхования для снижения финансовых рисков малого бизнеса, упрощенной системы бухгалтерского учета и налогообложения, качественной системы статистической отчетности.

Московские малые предприятия участвуют в государственных программах содействия предпринимательству и получают всестороннюю помощь. В настоящее время в городе реализуется принятая на 2007-2009 гг. Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Москве4, в которой в качестве приоритетных задач выделяются формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства, усиление рыночных позиций малого предпринимательства Москвы, а также

приоритетная поддержка малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере бытовых услуг, ремесленничестве и молодежной среде.

Комплексная программа поддержки предпринимательства разработана на основе положений и требований закона города Москвы5, нормативных актов РФ и г. Москвы, а также с учетом реальных потребностей малого бизнеса, в том числе в сфере финансов. Финансово-кредитный механизм поддержки субъектов малого бизнеса действует по следующим основным направлениям:

1. Поддержка начинающих предпринимателей. Начинающим предпринимателям в результате конкурса и на основании положительного решения экспертной комиссии безвозвратно предоставляются средства в размере до 1200 МРОТ на реализацию проекта. Денежные средства направляются на закупку оборудования, оснащение производства, что создает новые рабочие места, увеличивает производительность труда, объемы реализованной продукции, эффективность деятельности и налоговые выплаты в бюджеты разного уровня.

2. Компенсация подлежащих выплате процентов за пользование кредитом осуществляется на основе трехстороннего договора, который заключается между субъектом малого бизнеса, Департаментом поддержки и развития предпринимательства г. Москвы и коммерческим банком путем предоставления малому предпринимательству субсидии в размере от 3,25 до 9,75% кредита в счет погашения подлежащих выплате процентов за пользование кредитом. Предельный размер компенсации процентной ставки по кредитам не превышает 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату регистрации заявки. Благодаря такой помощи малые предприятия приобретают оборудование, расширяют ассортимент выпускаемых товаров и оказываемых населению услуг, осваивают новые виды продукции.

Бюджетный кредит предоставляется субъектам малого предпринимательства после проведения финансово-экономической экспертизы. Стоимость кредита составляет 0,25-0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на срок от 3 мес. до 5 лет. Средства предоставляются при наличии бизнес-плана и высоколиквидного обеспечения (банковских гарантий, ликвидных ценных бумаг, оборудования, помещения, запасов на складе и др.).

В Москве бюджетные кредиты предоставлены малым предприятиям, занимающимся производством аппаратуры квантовой терапии, созданием малых средств механизации для благоустройства и коммунально-дорожного обслуживания города, строительством

станций по переработке и сортировке крупногабаритного мусора, оснащением системой вентиляции 3-го транспортного кольца.

3. Размещение государственного заказа - это один из эффективных механизмов поддержки отечественных производителей, поскольку субъекты предпринимательства выступают в качестве главных субподрядчиков. Государственный заказ реализуется путем заключения договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для нужд города, причем квота для малого предпринимательства должна быть не менее 15% объема заказа.

Городской заказ в Москве размещается на выполнение работ по капитальному ремонту и эксплуатации жилищного фонда, содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленения и жилищно-коммунального хозяйства, приобретению оборудования для нужд социальной сферы.

Финансирование инновационных проектов направлено на широкое внедрение новых технологий и бизнес-идей. Малому предпринимательству на конкурсной основе предоставляются гранты в размере, не превышающем 2500 МРОТ.

4. Лизинг предполагает передачу субъектам малого бизнеса города технологического, торгового и грузового транспорта, дорожно-строительных машин и механизмов, чтобы модернизировать действующее производство, увеличить объем реализации и повысить качество выпускаемой продукции.

Таким образом, власти Москвы предлагают различные финансовые технологии, чтобы обеспечить малые предприятия необходимыми ресурсами, повысить их инвестиционную активность. Для расширения финансовых возможностей субъектов малого бизнеса на территории города, обеспечения доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков, увеличения объемов микрофинансирования, лизинговых операций, использования бюджетных средств, расширения практики льготного финансирования проектов малого предпринимательства 17 января 2006 г. был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

Затраты субъекта малого предпринимательства на получение поручительства Фонда на основании Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве», постановления Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские

(фермерские) хозяйства» могут быть компенсированы из бюджета Москвы в размере 90%.

Суть указанного вида финансовой поддержки заключается в том, что субъекту малого предпринимательства, зарегистрированному в г. Москве и включенному в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, получившему кредит под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, за счет средств бюджета города субсидируется (компенсируется) часть его затрат, связанных с получением поручительства Фонда в размере 90% произведенных затрат (уплаченного Фонду вознаграждения за предоставление поручительства). Компенсация указанных затрат осуществляется в денежной форме.

Во многом благодаря этому Фонд в течение 2006-2008 гг. смог выдать 1673 поручительства на сумму свыше 5,87 млрд руб., что позволило субъектам малого предпринимательства привлечь кредитные ресурсы в объеме более 12,2 млрд руб.6.

Одной из эффективных форм в структуре финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого предпринимательства в г. Москве является многофункциональный деловой центр (МДЦ) «Марьино». Строительство велось на бюджетные средства. Деловой центр - собственность города. При проектировании здания закладывалась не только коммерческая составляющая от использования площадей, но и обеспечение малых предприятий нежилыми помещениями. МДЦ «Марьино» - для малых предприятий, работающих в сфере инноваций и медицины.

Деятельность МДЦ направлена на оказание субъектам малого бизнеса качественных услуг на основе изучения их потребностей и задач. В данный момент на территории МДЦ работает более 60 малых предприятий, каждое численностью от 2 до 100 человек. Спектр деятельности очень широк: аудиторское бюро и кадровое агентство, фирмы, занимающиеся логистикой, издательской, образовательной и охранной деятельностью.

Основными формами поддержки являются льготные условия аренды помещений и оборудования, бухгалтерское сопровождение бизнеса, консультации, ведение и восстановление бухучета, помощь в организации, оформлении и проведении конференций, семинаров, выставок, презентаций, информационно-маркетинговая поддержка (организация ярмарок, выставок, центров по изучению внутреннего и внешнего рынка). В рамках программы «Офис на час» во временно оборудованных офисах предприниматели имеют возможность проводить встречи с партнерами, пользоваться вычислительной и оргтехникой, работать в сети Интернет, пользоваться услугами секретаря и рекламно-издательского центра МДЦ.

Вместе с тем многие эффективные формы региональной поддержки малого бизнеса, положительно зарекомендовавшие себя в странах с развитой рыночной экономикой, не нашли активного применения в России. Основными направлениями совершенствования финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса, по нашему мнению, являются внедрение механизма частичного возмещения налоговых платежей, активное развитие системы микрокредитования и гарантий, которые способны помочь предприятиям с ограниченной платежеспособностью.

Одним из важнейших инструментов регионального механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий может стать частичное возмещение налоговых платежей в бюджет. Функционирование данного инструмента финансово-кредитной поддержки состоит в том, что первоначально сумма налоговых платежей в бюджет предыдущего налогового периода каждого малого предприятия принимается за базисную. Уплачиваемые каждым малым предприятием в текущем году налоговые платежи сравниваются с уплаченными налоговыми платежами базисного года. При условии превышения суммы налоговых платежей текущего периода над суммой налоговых платежей базисного периода малое предприятие получает возможность возместить часть средств, равных разнице налоговых платежей в текущем периоде и налоговых платежей в базисном.

Другим перспективным инструментом регионального финансово-кредитного механизма является система микрокредитования. В отличие от стран третьего мира, где программы микрокредитования рассматриваются как инструмент борьбы с бедностью и в большей степени носят благотворительный характер, в России они были изначально ориентированы на малые предприятия. Отличительной чертой микрокредитования от других форм финансирования малого бизнеса является небольшой размер ссуды. Однако любая граница, в соответствии с которой кредит считается «микро», является произвольной, поскольку единого стандарта не существует. Микрокредитование представляет собой инструмент, позволяющий беспрепятственно развивать бизнес, получив доступ к источникам финансирования без наличия стартового капитала, кредитной истории и необходимого обеспечения.

Из многочисленных организационно-правовых форм организаций, предоставляющих услуги микрокредитования малому предпринимательству, в России можно выделить следующие группы: кредитные кооперативы всех типов, государственные региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которым, в соответствии с Федеральным законом

от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» дано право предоставлять субъектам малого бизнеса кредиты без получения банковской лицензии; частные фонды поддержки малого предпринимательства и международные микрофинансовые организации.

Опыт эффективного функционирования системы предоставления микрокредитов показал, что основными целями таких программ, реализуемых региональными фондами поддержки малого предпринимательства, являются:

- оказание финансовой поддержки в виде краткосрочных займов субъектам малого предпринимательства, большинство из которых не имеют доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков из-за отсутствия кредитной истории и соответствующего залога;

- оказание помощи малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в использовании заемных средств и наращивании кредитной истории, что делает их потенциальными клиентами коммерческих банков.

Микрокредитование как форма финансово-кредитной поддержки малых предприятий реализуется с учетом региональных и отраслевых особенностей территории, заключается в выделении из бюджета субъекта Федерации уполномоченной организации (органа исполнительной власти субъекта Федерации, ответственного за развитие и поддержку малого предпринимательства субъекта Федерации) бюджетных средств, направленных на субсидирование процентной ставки по кредитам организации, занимающейся микрокредитованием. Уполномоченная организация проводит конкурс среди организаций, занимающихся микрокредитованием, с целью субсидирования части процентной ставки (не более 50%). В свою очередь организация, предоставляющая микрокредиты, получив на общих основаниях банковский кредит, подает заявку на выделение бюджетных средств с целью частичного субсидирования процентной ставки по уже взятому кредиту. В случае удовлетворения заявки организация получает компенсацию по выплаченным процентам (не более 50%), что приводит к снижению процентной ставки для конечного заемщика.

Особое внимание следует уделить определению доступности микрокредитов для малых предприятий и условиям их предоставления.

Для получения микрокредита в организации, занимающейся микрокредитованием, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Размер процентов за определенный период времени не должен превышать прибыли от реализации продукции.

2. Размер чистой прибыли должен превышать долговые обязательства.

Микрокредитование позволит предпринимателям наработать кредитную историю, профинансировать проекты, на которые невозможно получить кредиты в банках, а предлагаемые критерии могут быть использованы при предоставлении микрокредитов малым предприятиям.

Существенное место в финансово-кредитном механизме поддержки малых предприятий на региональном уровне может занять система гарантий, расширяющая возможности банковского кредитования. Главным здесь является вопрос о гаранте - «держателе риска» по кредитам для малых предприятий. Опираясь на опыт стран с развитыми финансово-кредитными механизмами, можно выделить два основных варианта. Во-первых, гарантии по банковским кредитам малым предприятиям обеспечивает региональный фонд поддержки малого предпринимательства. Основным препятствием в этом случае является недостаточность финансовых ресурсов у таких фондов. Во-вторых, гарантии по кредитам обеспечивает государство через создание гарантийного фонда, если малые предприятия работают в социально значимых, приоритетных отраслях экономики или принимают участие в государственных заказах.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что гарантийные механизмы появились для расширения потоков капитала в реальный сектор экономики, особенно в сферу малого предпринимательства. Можно отметить следующие преимущества: уменьшается необходимость прямых бюджетных ассигнований для кредитования малых предприятий, оценку потенциального заемщика проводят либо финансовое учреждение и гарантийный фонд, либо само финансовое учреждение.

Кредиторам гарантируется, как правило, лишь часть выданной ими ссуды. В случае банкротства заемщика, не связанного с халатностью работников банка, кредитная гарантия компенсирует банку заранее согласованную часть его потерь.

Стабильность гарантийных фондов во многом зависит от государственной поддержки, в том числе на уровне региональных и муниципальных органов власти. Эта поддержка может выражаться как в прямой форме (участие в капитале гарантийного фонда, предоставление дотаций и субсидий для покрытия потерь), так и в использовании косвенных методов (льготного налогового режима). Наблюдается тенденция более активного участия государства на начальных этапах становления гарантийных фондов и его постепенного ограничения по мере развития и укрепления их финансовой и организационно-правовой базы.

Предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым малым предприятиям в коммерческих банках и иных кредитных организациях, значительно увеличивает количество проектов, получающих необходимую фиансово-кредитную поддержку. В связи с этим представляется целесообразным создание регионального института финансово-кредитной поддержка малого предпринимательства - гарантийного фонда. Фонд расширит доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления гарантий (поручительств) организациям, кредитующим малые предприятия; возместит потери по невозвращен-ным в установленный срок кредитам, компенсирует разницу в процентных ставках кредиторам.

Гарантийный фонд формируется за счет средств регионального и муниципального бюджетов (возможно софинансирование из федерального бюджета), средств территориальных коммерческих и некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии малого предпринимательства в регионе, а также взносов малых предприятий. Таким образом, средства фонда должны в будущем взаимно гарантировать заемную деятельность малых предприятий. При предоставлении гарантий учитываются приоритетность проектов малых предприятий для развития экономики области, их бюджетная и социальная эффективность.

Средства гарантийного фонда имеют строго целевое назначение. Они могут быть направлены на возмещение потерь по не возвращенным в установленный срок кредитам, на компенсацию разницы в процентных ставках кредитору (особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств) или на реализацию программ и проектов в области малого предпринимательства - целевую поддержку новых предприятий (выделяемые средства на начало деятельности «start up») и поддержку развития действующих предприятий.

Основным условием успешного функционирования гарантийных механизмов должно быть доверие кредитных организаций к гарантийному фонду. Потенциальные кредиторы должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности малого предприятия основная часть предоставленных средств будет возвращена. Поэтому при разработке гарантийного механизма по предоставляемым кредитам (займам) субъектам малого предпринимательства должно учитываться страхование риска невозврата выданных малым предприятиям кредитов.

Механизмы частичного возмещения налоговых платежей, микрокредитования и государственных гарантий представляют собой формы финансово-кредитной поддержки предприятий с ограниченной платежеспособностью.

Примечания

Котова Е.В. Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого предпринимательства: Монография. Ростов-на-Дону, 2007. С. 24. Нестеренко Ю.Н. Малый бизнес: Тенденции и ориентиры развития в современной России. М.: РГГУ, 2007. С. 42.

Статистические данные [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москва. [М., 2008]. URL: http://www.dmpmos.ru (дата обращения: 21.02.2009). Постановление правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.».

Закон города Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве» от 28 июня 1995 г. № 14. (в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 г., № 6, от 09.11.2001 г., № 65, от 29.05.2002 г., № 29, от 28.12.2005 г., № 2). Кредиты для малых предприятий под гарантию правительства Москвы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. [М., 2008]. URL: http://fs-credit.mbm.ru (дата обращения: 07.02.2009).

2

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.