Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ментов, т. е.: 1) количества и степени вредности спускаемых сточных вол; 2) методов их очистки, 3) близости населенных 'пунктов, 4) предварительного изучения водоемоз и 5) наличия санитарного и санитарно-технического персонала, ведущего эксплоатацию очистных сооружений.

Все эги выводы сообщены ин-том на Всесоюзной конференции по водному хозяйству, созванной Госпланом СССР в Москве 20—26.1.1932.

СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ 1

А. В. Мольков (Москва) ,

(Поступила в редакцию 14.11.1932)

Дело воспитания подрастающих .поколений является боевым участком фронта социалистической стройки в реконструктивный период и останавливает на себе сосредоточенное внимание партии, правительства и общественности.

Реконструкция народного хозяйства как в городе, так и деревне при невиданном в истории человечества количественном охвате и темпах развития .производительных сил страны содержит в себе такие качественные сдвиги, которые в корне ломают характер общественных отношений, меняют лицо города и деревни, стирая различие между ними, преобразуют характер труда в направлении уничтожения противоречий между его формами («физический» и «умственный» труд капиталистического общества). Миллионы трудящихся становятся обладателями научных знаний, овладевая ими для творческого труда, новые социалистические формы .последнего переводят труд из подневольного «трудного» и зазорного в «лело чести, дело славы, доблести и геройства», заменяя стимул голода стимулом порыва и энтузиазма массового строительства.

Все эти количественные и качественные сдвиги коренным образом изменили и процессы формирования нового общественного человека, процессы воспитания. Последнее (по Марксу) подготовляет человека к участию в производстве, позволяя овладеть силами природы; это есть процесс формирования человека в таком направлении, чтобы он приобрел искусство, опытность в определенной отрасли труда, С|гал обладателем развитой при этом специфической рабочгй силы.

На различных этапах развития общественных отношений процесс воспитания по характеру и содержанию своему изменялся по мере развития произзп-дительных сил, обусловленных ими производственных отношений и по мере развития классовой борьбы. Изменявшиеся цели воспитания вели за сабой изменение характера и содержания работы массовой школы — главного орудия идейного порабощения масс в докапиталистическую и капиталистическую эпоху .1 наоборот ставшего при диктатуре пролетариата орудием организованного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слон трудящихся маос в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм [программа ВКП(б)].

Задача формирования кадров нового труда, притом кадров, обладающих качествами здоровья и жизнерадостности (как это отчетливо выражено т. Сталиным в словах «вырастить рабочих здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту») конечно оказалась совершенно непосильной школе дореволюционной, во всем приспособленной к диаметрально противоположным задачам капиталистического общества.

Произошел не только колоссальный количественный рост школы (с 1924 до 1931 гг. число учащихся в начальной и средней школе возросло с 7,8 до 20 миллионов), но коренная ломка самой системы воспитания; последняя конечно че могла происходить безболезненно: слишком велика была резистенция старых классовых устоев, пропитывающих прежнюю школу, слйшком низок уровень образовательной, политической и педагогической подготовленности работников массовой школы, перед которыми неожиданно стали во весь рост необъятные и часто казавшиеся непонятными для них новые задачи.

Руководящая творческая мысль строителей новой школы довольно долго находилась в состоянии Исканий — реального оформления тех принципов коммунистического воспитания, которые были указаны Марксом в его знаменитой триаде и развернуты Энгельсом .и Лениным, особенно в отношении принципом политехнизма. Эти искания, как это вскрыто дискуссией на педагогическом фронте и подытожено в речи наркома Бубнова на съезде по производственному обу-

1 Печатается в порядке обсуждения.

чению и в постановлении ЦК ВКП(б) от 5. !1Х. 1931 г., сопровождались появлением-течений и уклонов как вяфаво (протаскивание под флагом «советизации» старых систем и устоев буржуазной школы), так и «левых», договаривающихся до принципа отмирания школы как орудия воспитания в коммунистическом обществе.

Но реконструктивный период, как уже сказано выше, выдвинул проблему воспитания на передовую линию, придав ей значение важнейшего участка социалистической стройки.

Проблема кадров для быстро развивавшихся основных отраслей промышленности и столь же быстро преобразующегося сельского хозяйства на 4-м завершающем году пятилетки, когда уже завершен фундамент социалистической экономики, не есть только проблема перераспределения рабсилы и ее количественного роста в промышленности. Это проблема быстрого и резкого изменения ее качественной стороны в направлении обеспечения квалифицированной рабсилой тех новых, готовых к пуску в ход предприятий — металлургии, машиностроения, химии, сельскохозяйственных и других, которые обеспечивают экономическую и боевую мощь страны. Одновременно это есть проблема фактического освобождения для участия в социалистическом производстве женщин, которую все еще сковывают и связывают по рукам и ногам условия старого быта, в том числе условия домашнего воспитания детей. Вот почему общественное воспитание становится в центре внимания партии как факт соцстроительства.

На путях развития дела народного образования или, иначе говоря, формирования кадров социалистического труда две исторических даты отмечаются как определяющие ее судьбы и дальнейший поступательный ход. это: а) постановление XVI с'езда партии о всеобуче, которое и привело к колоссальному количественному росту числа дётей, вовлеченных в орбиту общественного воспитания; б) уже указанное постановление ЦК ВКП(б), которое предрешает качественное развитие и структурное оформление этого воспитания.

Роль медицины в системе воопитания менялась в связи с историческим ходом развития общественных отношений и ростом научных знаний. В дореволюционное время врач не только не имел «социального заказа» подойти к оздоровлению педпроцесса, охватывающего детей трудящихся, но сурово изолировался "т него правящей бюрократией. В лучшем случае он изредка являлся офоомле-лием внешне-средовых моментов.

В бурный (Период преобразования школы, после Октября, организующие силы как педагогические, так и врачебные 'переключили всю силу своего внимания и своего воздействия на самого ребенка, оставляя далеко на заднем плане проблему оформления окружающей среды.

Это была своего рода «ответная реакция» освобожденной школы, почувствовавшей, что в затхлые подвалы, где она томилась, пролетарская революция широко открыла двери и окна для езета и воздуха. Захваченные широтой и новизной новых перспектив и заданий передовые педагоги и стоящие близко к школе врачи проявили негативизм ко всему наследию старого как отжившему и вредному. «Новой школе не нужны старые условные формы материального окружения и быта» — так можно охарактеризовать новое отношение к этому вопросу. Не годится прежняя структура помещений, «е нужна школьная парта, не играет роли прежняя система внешне-средовых факторов, не исключая и учебных пособий. Наряду с этой негативной программой — другой положительной, творческой программы но оформлению внешней среды выдвинуто не было. Все внимание было обращено на оформление «педологического подхода» к ребенку, как бы изолированному от внешней среды. Вместе с идеологическим остракизмом старого школьно-санитарного врача была выброшена за борт и система тех оздоровительных мероприятий, которые относились к задачам организации внешней материальной среды как фактора здорового воспитания.

В этом факте сказалось .неверие в быстрое преодоление пролетариатом и идущим за ним крестьянством разрухи и материальных трудностей периодов гражданской войны :и восстановительного периода, продолжавшегося очень короткое время. И вот когда в конце этого периода и в начале реконструктивного страна приступила к широкому школьному строительству, врачебная мысль оказалась к этому неподготовленной и могла оперировать только старым багажом дореволюционного опыта и устаревших руководств и Напс1ЬисЬ'ов.

Интересно, что в то время как врачи ОЗД отошли от задач школьной санитарии, педагоги в лице своей профорганизации подняли голос за оздоровление школы .под углом зрения профессиональной вредности их труда; и в то время как центральный орган руководства делом охраны детей и подростков уклонялся от создания научно-методического центра в лице «школьно-гигиени-

мсской лаборатории», клиника профболезней Наркомздрава опубликовала свое исследование «Профвредности и профпатология педагогов», в которой можно было найти интереснейшие страницы, характеризовавшие школу того времени, как «вредное производство», вызывавшее у его работников специфические профессиональные заболевания. Теснота помещений, спертый воздух, пыль, резкие колебания температуры, шум, общая нервозная обстановка, плохое оборудование, неправильное питание и т. д. и т. п. —все это в сгущенных красках получило отображение не только в субъективных жалобах учителей, но и в инструментально-проверенных данных исследования, нарисовавшего нездоровую обстановку внутришкольного труда. И еще более интересно, что о массовом ребенке, который растет, развивается и трудится в тех же условиях, речи здесь не идет. Как будто на учителя действует другой воздух, другой шум, другая пыль, чем ■на детский коллектив, живущий и работающий в одной с ним комнате. И если школа непосредственно после революции приветствовала проникание врачебно-ледологической теории и практики ^о все частности педагогического процесса, то советская педагогика и сама с течением времени оформляется педагогически, т. к. проведение в жизнь идеи педологизации педагогических процессов, связанное с активизацией педагога, не могло не разбудить дремлющих сил, не вызвать движения педологической мысли в собственной профессиональонй среде педагогов и реформы педагогического профобразования на педологических основах. Это вызвало потребность размежевания задачи врача и педагога в системе воспитания на базе координирования их действий на общей работе.

Размежевание было тем более неизбежно, что одностороннее отвлечение врачебных сил на органическую работу в области педагогического процесса не только отвлекало их, как показано выше, от общепрофилактических задач в области детского здравоохранения, но не отвечало и задачам лечебно-профилак-тического обслуживания детей и подростков, так как врач ОЗД оказался оторванным от процесса диспансеризации. Последний, как известно, вылился в -форму комплексного осмотра детей в детских профилактических амбулаториях (ДПА), сеть которых начала развертываться в крупных центрах И1 промышленных районах.

По своей идее ДПА должны были стать опорными пунктами, объединяющими и направляющими всю работу врачей ОЗД, дополняя их компетенцию в области специальных задач — врачебного и санитарного обслуживания детских масс. Кроме того, проводя систематический осмотр детей, ДПА должны были этим путем не только вооружить врача ОЗД знанием о состоянии здоровья ребенка, но вооружить его и средствами оздоровления, т. е. возможностью удовлетворения выяснившихся потребностей в лечебной, профилактической и социальной помощи.

На самом деле, уже в момент возрождения сети ДПА нужно было предвидеть, что принятый ими метод работы, структура и организационные формы не отвечали прежде всего чисто количественным задачам своевременного, систематического и исчерпывающего охвата оздоровительными мероприятиями массового детства и подоостничества. Этому с одной стороны препятствовала малая пропускная способность ДПА вследствие грандиозности принятой системы механического «пропускания» каждого ребенка, через целый ряд специальных кабинетов, независимо от того, имеются к тому прямые показания или нет; с другой стороны препятствовал и полный недоучет того факта, что массовые оздоровительные мероприятия не могут ограничиваться лечебно-профилактическим обслуживанием отдельных детей, выделенных в разного рода вспомогательные учреждения (санатории, диэтстоловые. оздоровительные площадки и т. д.), которых, кстати сказать, нигде в достаточном количестве развернуть не было возможности, а должны охватывать и самые детские коллективы путем оздоровления и пед. процесса и материальной среды, иметь характер подлинных предупредительных мероприятий. Сюда относится школьное благоустройство, школьное •строительство, и более того — реальный учет детских интересов при планировании и осуществлении мероприятий коммунального строительства и благоустройства. Работа ДПА при всей ее количественной незначительности в качественном отношении получила уклон в сторону удовлетворения собственно лечебных нужд, т. к. стать объектом их фактического обслуживания, понимая под последним не обследование только, а помещение в оздоровительное учреждение, мог только тот ребенок, который получил уже выраженное заболевание как результат неблагоприятных условий. Для обоснования широких подлинных предупредительных мероприятий, которые уменьшили бы количество этих клиентов «лечебно-профилактической помощи» в системе ДПА, не оказалось ни сил, нн компетенции, ни даже правильного понимания дела. В системе большинства из

развернувшихся в РСФСР 75 ДПА почти нигде не оказалось специальных кабинетов школьной санитарии и благоустройства, и линия строительства детучре-ждений прошла мимо них. Немудрено поэтому, что нахлынувшая волна строительства в реконструктивный период застала всю систему ОЗД и П в беспомощном, можно сказать, растерянном состоянии. Это получило свое практическое отражение в том факте, что школьное строительство, на которое стали отпускаться большие средства, пошло без достаточно компетентного санитарного и врачебно-педологического руководства даже в таких центрах, как Москва и Ленинград. У этого дела не оказалось своего руководителя и защитника: санитарные врачи стояли в стороне и не могли помочь, так как не знали педагогического процесса; врачи ОЗД, руководящиеся формулой «старый школьно-санитарный врач нам не нужен», ,ке изучали, не знали санитарного дела и не интересовались им. Характерных случаев можно было бы привести много. Вот один мз них: при посещении в 1929 г. одной из грандиозных новостроек нам пришлось констатировать, что планирование грандиозного строительства воспитательно-образовательных учреждений (.начиная от детских садов, кончая втузом) — ни в какой мере не заинтересовало ни местное ДПА, имевшую в своем составе 9 человек, ии организацию врачей ОЗД и П, насчитывавшую в своих рядах около 15 человек. Апология малых дел в момент, когда развертываются захватывающие перспективы переустройства всей жизни, увенчала здание неправильной системы, приведшей врачебную теорию и практику к отрыву от прямых практических задач. Неудивительно, что уже на педологическом съезде, где проявилась борьба между «врачами-педологами» и «педагогами-педологами», было довольно ясно обнаружено и показано, что даже внутри школы, несмотря на наличие врачей ОЗД, школьно-санитарные нужды оказались недостаточно обслуженными, в особенности по линии борьбы с детскими инфекциями.

Не в лучшем положении оказалось детское питание, как это было вскрыто рядом компетентнейших исследований РКИ и Института социальной гигиены в Москве и в других промышленных центрах. Разнобой в системе снабжения, разнокалиберность пайка, антисанитарная постановка все это со стороны врачей ОЗД обнаружило полное невнимание к делу или полное неумение справляться с ним.

Потребовался специальный декрет Совнаркома (от 7/III 1931 г.), .который проводит линии разграничения в области педологической работы в школе, осуществляемой органами Наркомпроса и Наркомздрава. На последних возложена преимущественно функция оздоровления детского коллектива через систему диспансеризации и ответственность за санитарное состояние школы. Согласно этому декрету Наркомздрав РСФСР проводит врачебно-педологическую работу через систему диспансеризации, в направлении оздоровления труда и быта детей и подростков, борьбы с профессиональными вредностями и т. д. «Работа эта овеществляется в школах и детских профилактических учреждениях в следующих формах: обследование биологических особенностей детей и подростков, участие в обследовании производственной и культурно-бытовой среды, массовые оздоровительные мероприятия, проработка гигиенических норм режима труда и отдыха, отбор физически слабых детей, участие в обследованиях по комплектованию детских групп, участие в работе по профотбору и лрофконсультации и пр. Врачебно-шедологическая работа в школах Наркомпроса, осуществляемая но линии междуведомственного плана, руководится Наркомздравом».

А в постановлении Совнаркома от 17. VIII. 1931 г. прямо сказано: «Предложить Наркомздраву РСФСР: а) провести полную диспансеризацию школьников в рабочих районах, б) повысить ответственность школьных врачей за санитарный надзор в школах».

Мы видим таким образом, что забота о здоровье детской массы, об оздоровлении педпроцесса, об оздоровлении школы (санинспекция), являющаяся естественной функцией органов Народного комиссариата здравоохранения, директивно выдвигается на очередь, как подлежащая усилению и уточнению.

28. V. 1931 г. МКК ВКП (б) в ряду вопросов обслуживания вдобольничн >й помощью рабочего населения требует пересмотра системы ОЗД и П в!следующих главных направлениях: а) увязать это дело органически в диспансерном об'едине-нии; б) ввести институт школьных сестер; в) установить более четкую разграничительную линию между работой школьных работников и врачей; г) устранить разрыв с работой школьного врача и лечебной помощью детям и борьбой с детскими инфекциями; д) улучшить санитарное состояние школы; е) ввести в систему преподавания в школах гигиену, сделав ответственными педологов в борьбе за чистоту в школах и повышение санитарной культурности школьников.

.4 Гиг. и соц. здр., 1932, Ni 4-5 49

Декрет СНК от 15.'II. 1932 г. предлагает НКЗдраву: а) обеспечить выполнение требований школьного санитарного .надзора и усилить ответственность школьного врача за постановку оздоровительной работы среди учащихся и за вовлечение в эту работу педагогов, пионервожатых и родителей путем систематического инструктажа, консультации и усиления конкретного руководства этой работой ИКЗдрана и его местных органов; б) в соответствии с решением СНК РСФСР от 17. VIII. 1931 г. приступить к практическому осуществлению полной диспансеризации школьников в основных рабочих районах, а в остальных районах обеапе-чить систематический врачебный осмотр школьников; в) совместно с Нарком-просом, РОКК, СФК, ОДД, ОПТЭ и комсомолом немедленно приступить к развертыванию массовой оздоровительной работы среди детей и подростков, организовывать пребывание учащихся на воздухе во время перемен между уроками, привести в порядок школьную столовую, требовать от учащихся аккуратного выполнения элементарных требований гигиены.

Отставание и отрыв практики ОЗД и ОЗП от задач оздоровления детей и подростков в процессе развивающейся социалистической стройки, приведшие к ряду директивных указаний партийных и правительственных органов — требуют не каких-либо количественных исправлений и дополнений, а крутого перелома в постановке дела, в изменении системы ОЗД и ОЗП. Нужно дать четкие профили врачей ОЗД и ОЗП, а также других специалистов, долженствующих работать над оздоровлением детей и подростков, нужно внести четкость и ясность в самое понятие «диспансеризация», которая директивными органами ставится в основу оперативной деятельности по охране здоровья детей и подростков.

Под последней нужно понимать систему или комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение массово-оздоровительных, лечебно^рофилактических, лечебно-педагогических и социально-профилактических потребностей детского и подросткового коллектива в целом и каждого ребенка и подростка в отдельности в целях поднятия на большую высоту эфективности воспитательного процесса, подготовляющего кадры, которые вливаются в наше развертывающееся производство. Речь следовательно идет об исчерпывающих массовых мероприятиях, как сказано в постановлении Совнаркома — «полный охват школьников на важнейших участках», т. е. в рабочих районах.

В этом заключается классовый принцип, а не в том, чтобы компактный детский коллектив, детскую учебную группу, разбить на таких, которых надо v-чить и лечить лучше, а других хуже — к чему как раз ведет участковая установка диспансеризации. Классовой задаче пролетариата отвечает травильное формирование детского коллектива по классовому признаку и правильное обслуживание его по производственному принципу. Классовой задаче отвечает такое построение диспансеризационных мероприятий и действий, которые при наимень-ímft затратах- сил и средств дают наибольший количественный и качественный зфект в смысле подготовки «здоровых, жизнерадостных» кадров, способных обеспечить экономическую и боевую мощь страны.

Не в том дело, чтобы в порядке диопансеризации провести через 10-12 специальных кабинетов отобранные группы детей и из них выбрать более ярко выраженные случаи для помещения в санатории, а в том, чтобы наряду с санаторным и другим лечением заболевших найти способ предупреждения болезни, захватить ее развитие в самом начале, пока ребенок еще практически здоров, и удовлетворить его лечебно-профилактические нужды, не выводя его из системы образовательного учреждения. Для этого нужен систематический своевременный массовый достаточно компетентный осмотр детей, систематическое наблюдение за здоровьем всего коллектива, своевременное проведение лечебно-профилакти-ческих мер, т. е. предупреждающих развитие и распространение заболеваний («снижение заболеваемости»).

Для оздоровления коллектива необходимо систематическое проведение санминимума в детских учреждениях, хорошо налаженное наблюдение за появлением инфекций. Для этого нужно наконец добиться своевременного действенного компетентного участия в делах ОЗД и ОЗП санитарных органов республики — в помощь врачу ОЗД и ОЗП — и широкой помощи общественных сил.

Не в кабинете специалиста единого диспансера определяется направление ¡¡ результативность воспитательного процесса, а в кабинете врача, непосредственно связанного с организованной детской массой, работающего в толще ее, близко знающего ее нужды, интересы и особенности.

Декретированное Совнаркомом повышение ответственности школьного врача за санитарный надзор в школах одновременно с этим повышает его право и

удельный вес в -системе ¡и выдвигает его как ведущее звено по данному разделу работ диспансерного об'единения. В развитие этого постановления Наркомздра-вом по согласованию с Наркомпросом изданы «временное положение о школь» о-с а н и т а р н о й инспекции» (от 15. XII. 1931 г.) и циркулярное распоряжение о масссовых оздоровительных и врачебно-педагогических мероприятиях в школах и дошкольных учреждениях. Эти директивные документы весьма вооружают врачей, ведущих борьбу за оздоровление школы правами и возможностями действия. В этом отношении врачи ОЗД п ОЗП становятся в аналогичное положение с врачом на здравпункте предприятия, с той разницей, которая вытекает из особенностей детского коллектива и процессов его развития.

Существо дела требует, чтобы работа врачей ОЗД и ОЗП была поставлена в надлежащие условия в отношении их вооружения: а) специальными знаниями, б) вспомогательными силами, в) орудиями и средствами оздоровительного воздействия на коллектив. Характер, объем и способ удовлетворения этих условий вытекает из профилей врачей ОЗД и ОЗП.

Основные оперативные функции врача ОЗД (оставляя пока подростковую проблему, как особую, для освещения в .последующей части статьи) должны быть направлены по следующим линиям:

1. На основе всестороннего обследования санитарного состояния воспи'га-тательно-образовательного учреждения (политехнической школы, понимаемой в современном широком значении этого слова) с привлечением к сотрудничеству участкового санврача, а через него — и всех необходимых для-этого специалистов санстанции — организовать борьбу за осуществление всех необходимых оздоровительных и рационализаторских мероприятий на основе организации самодеятельности детей, школьных работников и общественности (борьб.1 за санминимум); производить через вспомогательный персонал (школьную сестру) текущий контроль за исполнением мероприятий по поддержанию чистоты и гигиенической дисциплины в школе. В этой деятельности руководствоваться положением о школьно-санитарной инспекции. (Пост. СНК от 15. II. 1931 г.).

2. На основе обследования состояния и здоровья детей и. их физического и психического развития путем периодических осмотров и собирания данных о семейно-бытовых условиях — организовать необходимую лечебную и профилактическую помощь через систему диспансерного объединения; непосредственный связующим звеном с последним должен являться участковый ¡педиатр,-устанавливающий систему связи со всеми диагностическими и лечебными средствами поликлиники диспансерного объединения. Эта деятельность является первоначальной отправной ступенью систематического наблюдения за здоровьем детей коллектива; второй ступенью является установление систематического специального наблюдения за отдельными детьми или группами, выделенными пр>: этих осмотрах на основании того или иного показания. Это систематическое длительное специальное наблюдение, сопровождающееся, как правило, удовлетворением лечебно-профилактических нужд индивидуума и семейно-бытовым патронажем, в нужных случаях поручается участковому педиатру по месту жительства ребенка. Если место жительства ребенка не совпадает с районом диспансерного объединения, в нужных случаях все материалы о нем сообщаются соответствующему диспансерному объединению по месту жительства для оказания необходимой помощи и углубленного длительного наблюдения.

3. На основе того же обследования врач ОЗД организует внутри массовой школы необходимые условия для образования групп детей, выделяемых по пр« знаку ослабленного здоровья, при содействии участкового педиатра (деферен-цированная школа).

4. На основе ознакомления с характером и особенностями процесса поли технического образования и воспитания, в тесном сотрудничестве с педагогои врач ОЗД проводит в жизнь все оздоровительные меры путем нормировки трудовых процессов, рационализации пауз, отдыха и т. д. Он оказывает помощь педагогам в деле комплектования групп, в деле ведения групп трудных в воспитательном отношении и в деле гигиенического оформления поведения детей и гигиенического перевоспитания родителей.

5. Особое внимание врача ОЗД и П в школе должно быть обращено на контроль за постановкой т. н. физической культуры, которую он должен перевести из системы формальных уроков физических упражнений в систему рационального физического воспитания, понимаемого в полноценном значении этих слов.

6. Врач ОЗД дает консультации детям, родителям и педагогам, обращающимся по собственной инициативе, путем установления регулярных консультаци-

онных часов; не беря на себя систематической лечебной помощи, он оказывает последнюю в неотложных и простых, случаях.

7. Врач ОЗД имеет задачей «подготовить систему мероприятий по приспособлению детских учреждений к условиям военного времени (вместе с участковым санврачом).

8. Заострить внимание на проведении совместно с участковым санврачом мероприятий по борьбе с детскими инфекциями в школе.

Всю эту сложную сумму работы врач ОЗД и П может провести систематически, рационально, гибко, применяясь к особенностям мест и времени при следующих условиях: а), если он будет, с одной стороны, разгружен от технических и неврачебных функций и, с другой, будет обеспечен плановой и организационно оформленной помощью специалистов; б) если систематическое наблюдение за здоровьем (диспансеризация) будет выведено из рамок формальных действий, не ведущих к практическим последствиям и загружающих специалистов поголовными осмотрами; осмотры эти должны происходить на основе показаний, которые должны устанавливаться для каждого отдельного ребенка врачом ОЗД или участковым педиатром. Так наз. «коллективный диагноз», показавший свою несостоятельность, должен быть отменен; система записей должна быть упрощена и рационализирована; от врача-специалиста должна требоваться не формальная отметка для заполнения графы журнала, а научно обоснованный диагноз по унифицированной номенклатуре, что сводит к единству сумму разрозненных симптоматйческих наблюдений и дает возможность использовать материалы для практических и научных целей.

Врач ОЗД в школе, обеспеченный систематической помощью специалистов через систему диспансерного объединения, перестает быть одиночкой-энциклопе'Ш-сгом-универсалистом, не способным обслужить ни лечебно^профилактических нужд детей, ни санитарных нужд школы и направляющим поэтому свое внимание преимущественно на педагогические исполнительные функции (комплектование групп, преподавание гигиены, половое воспитание и образование и т. д.), чем снимается ответственность за них с педагогов.

Врач ОЗД для осуществления изложенных выше функций, как основной дис-пансеризатор детского коллектива и первы'й сотрудник педагога, поднимающий на более высокую ступень деятельность последнего включением врачебной компетенции, — должен быть знаком с педиатрией и марксистскими основами педагогики. Его работу не может полноценно нести врач, не умеющий достаточно компетентно обследовать ребенка или подростка для решения вопроса о том, в каком специальном клиническом или лабораторном исследовании он нуждается, а также врач, не знакомый с основами педпроцесса, не могущий оказать содействия педагогу в налаживании политехнического образования и воспитания путем гигиенической его рационализации. По работе с подростками от врача требуется кроме того знание производства, к которому в школе ФЗУ подготовляется подросток.

Участковый же педиатр, работая в системе детского сектора поликлиники диспансерного объединения, также не должен работать в отрыве от производства; он представляет звено, связующее врача ОЗД, а через него и всю школу с поликлиникой, а через нее со всей сетью вспомогательных учреждений и учреждений больничной помощи. Он не может работать в отрыве от школы, находящейся в его участке, не зная ее. Тенденция дальнейшего развития направлена по лннш объединения функций врача ОЗД и участкового педиатра в одном лице. Если ребенок школы, расположенной в его участке, живет за пределами последнего, он входит в организованную связь с участковым педиатром по месту жительства, перепоручая ему обслуживание ребенка на дому и поликлиническое его лечение; в случае жительства за пределами района поликлиники ребенок со всеми данными передается в 1^жных случаях в диспансерное объединение по месту жительства.

Участковый санитарный врач также не может стоять в стороне от школы своего участка; он помогает врачу ОЗД и ОЗП изучить санитарное состояние школы, детучреждений, по отношению к которым он свои функции как организатора санитарного благополучия участка в целом осуществляет не изолированно, а в тесном сотрудничестве с врачом ОЗД. Его задача поставить на службу школе по мере надобности всех специалистов и все специальные кабинеты данной санитарной станции, проверять под углом зрения санитарных интересов детского коллектива все проводимые в жизнь оздоровительные мероприятия коммунального благоустройства (разбивка парков, бульваров, планировка, строительство населенна мест и т. п.). Его задача по борьбе с инфекциями сводится не только к ликвидации очагов, но и к активному предупреждению инфекций путем проведения в жм3>-^ профилактических мероприятий, а по отношению к детучреждению — к сод Л-ствию в этом деле врачу ОЗД и П.

Рационализация работы врачей ОЗД и ОЗП требует разгрузки их от канцелярских, узко формальных, неврачебных и технических функций, которые: а) могут быть переложены на вспомогательный персонал в лице школьных сестер; б) должны быть возложены на педагога как основного организатора детского поведения и в) «а административный персонал школы. При таких условиях в диспансерном объединении задачи ОЗД и П будут осуществляться не только обособленным сектором (или секцией), а всеми его звеньями, приводимыми в движение врачом ОЗД, который, работая в самом детучреждении, представит собой, как уже сказано выше, аналог здравпункта на предприятии, являясь основным звеном системы ОЗД и П.

Особый отдел (секция) и поликлиника диспансерного объединения получат при этом лишь специфически относящиеся к детскому и подростковому возрасту кабинеты. Неотъемлемой принадлежностью этого детского отдела диспансерного объединения являются Кабинеты: участковой педиатрии, психоневрологии с педологией (и логопедической работы), санации рта; кабинет контроля за физ. развитием и факультативные кабинеты: отоларингологии и офталмологии.

Таким образом к построению развития системы ОЗД и П, получающей свое осуществление пока лишь в крупных промцентрах, можно поставить следующие требования: нет школы без врача ОЗД. обставленного помощью сестры ОЗД и помощью специалистов. Нет школы без тесно связанного с «ей санитарного врача, разгружающего врача ОЗД и вместе с ним ответственного за ее санитарный минимум. Нет школы без участкового педиатра, через которого врач ОЗД связывается со всей системой поликлиники, осуществляющей задачу снижения заболеваемости детских коллективов.

Проведение классового принципа в деле ОЗД и П требует, чтобы в районах ведущих отраслей промышленности, группирующих фактически детей рабочих этой промышленности и подростков, подготовляемых к заполнению ее кадров, — все мероприятия ОЗД были подняты на более высокий уровень путем направления лучших сил, снижения показателей нагрузки, организации лучшего снабжения школ и диспансерных объединений.

Теперь о подростках. Ни в системе ОЗД и П, ни в плане работ научно-исследовательских институтов проблема подростков не получила того удельного веса, который ей по праву "принадлежит, имея в виду роль рабочего подростка в деле осуществления соцстроительства. Посмотрим, прежде всего, какова эта роль.

Рабочего подростка нужно рассматривать как один из отрядов социалистической стройки, притом не только будущего (как смена), но и сегодняшнего днл. Именно сегодня отряд этот не только учится, но и одновременно с этим несет на своих плечах значительную работу, внося в нее творческий социалистический порыв. Широкое вовлечение молодежи на важнейшие участки трудового фронта, где нужно ликвидировать прорыв, поднять энтузиазм, проявить рабочий трудовой штурм. — оказалось одним из наиболее эфективных приемов борьбы за темпы и за качество социалистической стройки. Новые формы социалистического труда подхватываются и проводятся в жизнь в первую голову пролетарским молодняком.

Возрастные особенности этой группы и та исключительная социальная значимость, которая вытекает из отмеченных выше форм ее участия в социалистическом труде, выдвигают ее на особо видное место в системе здравоохраненчески.ч мероприятий, требуют особого внимания и во многих случаях особых форм социального и медико-санитарного обслуживания. Это не требующее доказательства положение можно считать даже общепризнанным, поскольку имеется немало законодательных решений, ставящих подростковый труд под особое наблюдение. Но отвечает ли этому фактическое положение вещей? Заострено ли внимание ме-дико-санитарных органов и приведен ли в действие механизм специального обслуживания подростков?

.Пожалуй нужно сказать, что дело находится пока больше в области словесных определений, признаний и предназначений, фактически механизм обслуживания далеко еще не соответствует потребности и страдает большим внутренний несовершенством.

Резолюция совещания рабочей молодежи заводов и фабрик Москвы по докладу горздрава совместно с МЮОЦК ВЛКСМ от 7.ХП. 1931 г. между прочим констатирует недостаточность надзора за сан.-гиг. состоянием цехов, завода и фабрик, а постановление ЦК ВЛКСМ от 4.ХИ. 1931 г. подводит еще более определенные итоги и ставит ряд конкретных задач в направлении лучшего удовлетворения потребностей в области лечебного и профилактического обслуживания рабочего подростка. Совершенно не определилось еще место подростка и в диспансерном объединении, которое должно быть центральным штабом в деле медико-,

санитарного обслуживания подростка; имеются недостатки в организаций пита чия, недостатки в организации постановки дела лечения и т. д. Не выявились еще четко ведущее звено этого обслуживания, система его связей и взаимоотношений.

До сих нор сочетание слов ОЗД и П многих побуждало думать, что подростковая .проблема есть часть проблемы детства, ее определенный участок, стоящий на стыке с проблемой охраны условий труда взрослых, но обслуживаемый врачом единого профиля ОЗД и П, а в лечебном отношении подлежащий ведению педиатра. Практически это, конечно, не так. Врач-педиатр не в состоянии принять на свою ответственность оздоровление труда подростков, т. к. здесь он входит в такую .сферу, которая далеко отводит его от специально детских проблем в сторону вопросов оздоровления взрослых.

Несмотря на качественные различия, отмеченные выше, практически труд подростка на производстве не только смыкается, но на определенных участках сливаются с трудом взрослых, так что демаркационной линии, разделяющей эти две категории труда, практически не существует. Возрастная граница—18 лет— условна и жизненными ситуациями сломлена. Во всяком случае ни ДНА, ни Детский сектор, как таковой, ни в какой мере не обслуживали и не могут обслужить рабочей молодежи. Но и сектор взрослых не уделял ей подобающего действительного внимания. На стыке этих двух разделов диспансерной организации должен быть создан специальный аппарат, направляющий и приводящий в единую, систему все мероприятия по оздоровлению рабочего подростка; его мы предлагаем назвать секцией рабочего подростка в секторе ОЗД и П диспансерного объединения; как минимум, должен быть организован «кабинет рабочего подростка».

Схема диспансерного обслуживания подростка рисуется так: в организационном смысле подростковая группа в значительной своей части обладает той особенностью, что она организована в системе школ ФЗУ и др. примыкающих типах школ производственного обучения. Это особое качество позволяет сделать основным звеном медико-санитарного обслуживания тот аппарат, который находится (пока еще в неоформленном состоянии) в школе ФЗУ; его мы назвали бы «педо-лого-гигиеническим кабинетом школы ФЗУ» (можно назвать его «врачебно-педо-логическим кабинетом»), который является аналогом здравпункту на предприятии и должен быть с ним тесно, организационно связан.

В этом кабинете должны быть приведены в единство и в стройную систему задачи деятельности, осуществляемые в школе ФЗУ педологом ВСНХ и врачом ОЗП НКЗ. Линии диференцировки их функций, которые должны быть приведены в единую систему, определяются тем же постановлением Совнаркома от 7.111. 1931 г. об организации педологической работы в республике, которое было цитировано выше.

По линии оздоровления труда подростка на самом производстве «педолого-гигиенический кабинет» должен являться филиалом здравпункта и действовать по единому плану с последним, беря на себя специальные задачи, вытекающие из особенностей им обслуживаемых групп и из того положения, что врач ОЗП является основным диспансеризатором подростковых групп.

В диспансерном объединении, которое должно обслуживать подростковое население всеми своими аппаратами общего характера и наряду с этим, рядом специально для подростков организуемых мероприятий, — врач ОЗП непосредственно должен быть связан с указанным выше «кабинетом рабочего подростка», который территориально должен находиться в составе поликлиники диспансерного-объединения, а по функциям своим должен являться центральным аппаратом, сня-зующим, организующим, направляющим и приводящим в единую систему мероприятия всех частей диспансерного объединения, направленные на обслуживание подростка (в том числе и кабинетов по профориентации).

Во главе сектора детей и подростков в ДО должен стоять комсомолец, на правах помощника заведующего диспансерным объединением; во главе кабинета подростка, или секции подростка (состоящей из кабинетов рабочего подростка, профориентации, физкультуры, статистики) — врач ОЗП. В случае отсутствия отдельных кабинетов названного назначения—соответственные специалисты должны входить в состав кабинета рабочего подростка.

Объединяя и направляя работу всех педолого-гигиенических кабинетов школ ФЗУ, находящихся я районе действия диспансерного объединения, «кабинет рабочего подростка» активно организует комсомольскую общественность по линии образования бригад комсомольцев и молодежи, ответственных за проведение сани-тарно-оздоровительных работ, приблизительно в следующих организационных формах: а) в диспансерном об'единении существующий котиб подкрепляется двумя представителями ВЛКСМ и зав. кабинетом рабочего подростка; б) районный ком. ВЛКСМ выделяет ответственных исполнителей на здравпункты и в педо-

лого-гигиенические кабинеты ФЗУ, ШУМГТ, Стройуч, профконсультации по ОЗП на правах комиссии проверки исполнения; в) сектор ОЗП КОТИБ'а усиливается представителями ВЛКСМ от предприятии; г) вся общественность имеет связь через выделенное в Райздрав лицо с соответствующими органами ВЛКСМ и Наркомздрава.

В фабрично-заводских предприятиях, -не имеющих школ ФЗУ, но имеющих в составе рабсилы подростков в количестве 400 чел., в состав здравпункта вводится врач ОЗП, осуществляющий задачи, аналогичные с задачами врача ОЗП в педо-лого-гигиеническом кабинете школ ФЗУ. Остальные рабочие-подростки, разбросанные небольшими группами по предприятиям района, обслуживаются непосредственно врачом ОЗП «кабинета рабочего подростка» и диспансерного объединения.

Очерченная выше схема задач ОЗД и ОЗП была бы неполна и не кончена, если бы мы совсем не упомянули о таком звене этой системы, как научно-методическое руководство оперативной деятельностью массовых врачей ОЗД и ОЗП. Последнее должно осуществляться научно-исследовательскими институтами в центре и на местах.

Эта весьма сложная и ответственная тема требует изложения в особой статье.

ЗА ЧИСТОТУ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ В САНИТАР-НО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Я. Трахтман (Москва)

(Поступала в редакцию 7.11.1932)

Без непримиримой борьбы с буржуазными теориями на базе марксистско-ленинской теории—.невозможно добиться полной победы над классовыми врагами.

Сталин.

Борьба на два фронта за чистоту марксистско-ленинской методологии, борьба с классово-враждебными теориями широко развернулась во всех областях социалистического строительства. Успешно развертывая большевистское наступление по всему фронту, партия .под руководством ее ленинского ЦК добилась в третьем, решающем году пятилетки завершения фундамента социалистической экономики. Строящийся социализм в СССР одерживает одну за другой крупные исторические победы. Эти успехи .социалистического наступления не могли не вызвать яростного сопротивления остатков капиталистических элементов в нашей стране, полностью разбитых, но еще не уничтоженных.

Для этих остатков паразитических классов и их агентуры смертным приговором звучат слова о том, что «основной политической задачей второй пятилетки является окончательная ликвидация капиталистически* элементов и классов вообще, полное уничтожение причин, порождающих классовые различия и экотлоатацию и преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей»... (из резолюции по докладам тт. Молотова и Куйбышева на XVII партконференции). На различных этапах социалистического строительства классовая борьба принимала различные формы. Классовый враг, разбитый в открытом бою, разбитый в открытых выступлениях, меняет свою тактику, меняет свою личину и в завуалированной ферме «контрабандой» .пытается протащить свою идеологию и мероприятия, вытекающие из нее, в среду строителей социализма.

Санпросвет — «агитпроп советской медицины» — не стоит в стороне от классовой борьбы. Наоборот, борьба здесь должна протекать особенно остро, ибо при недостаточной большевистской бдительности проникновение в массовую работу враждебных рабочему классу влияний будет наиболее выгодно классовому врагу.

Каковы задачи санитарной агитации и пропаганды в СССР? Наиболее четкую формулировку задач санитарного просвещения дал 3. П. Соловьев по отношению к Красной армии: «Надо создать у красноармейца и военного моряка сознание, что санитарная грамотность есть не что иное, как лишнее оружие, которым диктатура пролетариата пробивает дорогу к коммунизму».

Отточено ли у нас это оружие? Направлено ли оно в ту сторону, куда требуют этого интересы социалистического строительства, интересы рабочега

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.