Научная статья на тему 'СИСТЕМА СБЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЛКОТОВАРНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ'

СИСТЕМА СБЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЛКОТОВАРНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система сбыта / каналы сбыта / логистические центры / агрокластеры / интеграция / контрактация / sales system / distribution channels / logistics centers / agricultural clusters / integration / contracting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д С. Джаилов, А Ж. Бекбоева

Обоснованы основные элементы системы сбыта в условиях мелкотоварного производства. Проведена систематизация каналов сбыта продукции АПК. Система сбыта представлена в виде взаимосвязанных и взаимодополняемых каналов сбыта продукции АПК. Раскрыты роль и значение прямых и косвенных каналов сбыта. Выявлены тенденции концентрации сбытовой деятельности в лице единого интегратора (агрегатора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES SYSTEM IN THE CONDITIONS OF SMALL-COMMERCIAL AGRICULTURAL PRODUCTION IN KYRGYZSTAN

The main elements of the sales system in the conditions of small-scale production are substantiated. The distribution channels for agricultural products have been systematized. The sales system is presented in the form of interconnected, interdependent and complementary sales channels for agricultural products. The role and importance of direct and indirect sales channels are revealed. Trends in the concentration of sales activities represented by a single integrator (aggregator) have been identified.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СБЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЛКОТОВАРНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ»

СИСТЕМА СБЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЛКОТОВАРНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ

Д.С. Джаилов, д-р экон. наук, профессор, член-корреспондент А.Ж. Бекбоева, аспирант

Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-109-114

Аннотация. Обоснованы основные элементы системы сбыта в условиях мелкотоварного производства. Проведена систематизация каналов сбыта продукции АПК. Система сбыта представлена в виде взаимосвязанных и взаимодополняемых каналов сбыта продукции АПК. Раскрыты роль и значение прямых и косвенных каналов сбыта. Выявлены тенденции концентрации сбытовой деятельности в лице единого интегратора (агрега-тора).

Ключевые слова: система сбыта, каналы сбыта, логистические центры, агрокласте-ры, интеграция, контрактация.

В системе воспроизводства в сельском хозяйстве сбыт сельскохозяйственной продукции и продовольствия является завершающим звеном производственного цикла в АПК, в функции которого входит доведении продовольствия до потребителей и сельскохозяйственного сырья-до перерабатывающей отрасли. Функционирование экономики Кыргызстана в ЕАЭС, где обеспечена полная либерализация товародвижения в рамках интеграционного формирования, создает наиболее благоприятные для сбыта отечественной агро-продовольственной продукции. Несмотря на это, в рамках формирования единого агропродовольственного рынка в ЕАЭС, существуют различия в организации сбытовой деятельности государств-членов ЕАЭ, что существенным образом отражается на конфигурации единого рынка продовольствия и места национальных производителей. В условиях экономической интеграции экономики страны возникла необходимость трансформации системы сбыта сельскохозяйственной продукции и развития на селе организационных структур, эффективно осуществляющих сбытовую деятельность. В этом аспекте важным представляется изучение теоретических основ развития сбытовой системы в АПК Кыргызстана.

Современная система сбыта агропродо-вольственной продукции представляет

развитие взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняемых каналов сбыта: прямые каналы, торгово-посредническая деятельность, региональные логистические центры и кластерные агрегаторы в лице предприятий перерабатывающей промышленности. Прямые каналы обеспечивают непосредственную связь фермера и потребителя и в настоящее время этот канал сбыта широко представлен в сегменте реализации органической продукции. Торгово-посредническая деятельность, в силу ограниченности прямого доступа фермеров к рынкам сбыта, как разновидность каналов сбыта способствует сбыту продукции на региональных рынках и в местах сосредоточения основной массы потребителей. Сохранение тор-гово-посреднической деятельности в системе сбыта продукции АПК обусловлена неразвитостью кооперативной системы сбыта в республике, которая должна отражать интересы непосредственного сельхозтоваропроизводителя.

Логистические центры, в условиях мелкотоварного производства, способствуют формированию необходимых объёмов продукции АПК для сбыта на внутреннем и внешних рынках. Агрегаторы агрокла-стеров (перерабатывающие предприятия) способствуют глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, росту добавлен-

ных стоимостей и сбыту конкурентоспособности продукции АПК.

Таким образом, под сбытовой системой понимается совокупность технологически связанных каналов сбыта, которые прямо или косвенно участвуют в доведении аг-ропродовольственной производителя к конечному потребителю. Причём, система сбыта продукции АПК способствует координированию деятельности различных каналов сбыта продукции и представлена следующими ее составными частями.

Производители сельскохозяйственной продукции. Основную часть продукции сельского хозяйства (свыше 97,9%) производят мелкокрестьянский и сектор личных хозяйств населения. Сектор коллективных хозяйств (кооперативы) производят 2,3% продукции. Большинство мелких крестьянских хозяйств реализуют свою продукцию на местном рынке непосредственно потребителю (переработчику) или посреднику для последующей продажи. Крупные коллективные хозяйства имеют свои сбытовые службы, которые занимаются реализацией продукции как на местном, так и на оптовых или региональных рынках [1, с. 26].

Торгово-посреднические организации (перекупщики). В настоящее время они являются одним из основных звеньев между крестьянским (фермерскими) хозяйствами и потребителями продукции. Как правило, они являются монопольной структурой на местном рынке, закупают продукции фермеров с целью последующей ее продажи оптовым покупателям или на других рынках непосредственно потребителю. Как правило торгово-посреднические организации имеют ограниченный капитал, и как следствие могут работать с малым объемом продаваемой продукции.

Сбытовые кооперативы. Создаются мелкими фермерами для продажи продукции вторичным оптовикам, минуя мелких посредников. Их основной функцией является сбор продукции для продажи крупным продавцам, которые не тратят свое время на мелкие закупы у разрозненных производителей и перекупщиков. Данная

сфера системы сбыта слабо развита в республике.

Логистические центры. Несмотря на небольшие сроки логистические центры развиваются почти во всех регионах и даже сельских районах страны и практически выполняют функции оптовой торговли. В логистических центрах, имеющих современные хранилища, на контрактной основе с сельхозтоваропроизводителями и мелкими перекупщиками осуществляется прямая покупка соответствующей продукции для концентрации и формирования необходимых объёмов сельскохозяйственной продукции. Поскольку логистическим центрам приходится в основном иметь дело с сотнями и тысячами разбросанных по территории мелких крестьянских хозяйств, они обеспечены специализированными средствами для транспортировки сельскохозяйственной продукции. В логистических центрах производится первичная обработка, сортировка и хранение сельскохозяйственной продукции для обеспечения сезонных потребностей в продуктах питания. Посредством логистических центров обеспечивается сбыт продукции АПК розничной торговле, а также ее экспорт.

Перерабатывающие предприятия -агрегаторы агрокластеров. Поскольку в настоящее время в Кыргызской Республике начали переводить агропромышленный комплекс страны на кластерную основу, существенным элементом системы сбыта в АПК являются агрегаторы - перерабатывающие предприятия. В отличии от ранее существующих форм экономических взаимоотношений между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками в агро-кластерах действительно лидирующее положение имеют перерабатывающие предприятия- агрегаторы [2].

В агрокластерах достигается высокий уровень интеграции смежных отраслей по производству и сбыту продукции. Этому в большой степени способствует то, что правительство страны взяло курс на широкое развитие системы льготного кредитования перерабатывающих предприятий в республике. В данном аспекте агрегаторы имеют возможность на долгосрочной основе обеспечить устойчивое развитие соб-

ственной сырьевой база и увеличить производство готовой продукции для ее сбыта. Подобная форма способствует не только тому, что повышается удельный вес переработанной сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимости, но и тому, что агрегаторы также вовлечены в сбытовую систему. С учетом того, что развитие перерабатывающей промышленности в республике имеет приоритетное значение, государство оказывает всяческую поддержку инновационной модернизации подобных предприятий.

Розничные продавцы. Конечным элементом сбытовой системы продукции АПК является розничная торговля. Основная роль розничных продавцов - продажа продукции непосредственно конечным потребителям. Их функция заключается в приобретении продукции у сельхозтоваропроизводителей, перекупщиков, логистических центров и агрегаторов и реализация ее покупателям. В республике розничная торговля организована на базе крупных торговых центров, магазинов и ларьков и в зависимости от этого сбыт агропродоволь-ственной продукции подвергается значительной сегментации.

Как видно, с углублением рыночных отношений, система сбыта продукции АПК усложняется в направлении ограничения прямого доступа сельхозтоваропроизводителей непосредственно потребителям конечной продукции и развитии косвенных каналов сбыта. В этой связи система сбыта продукции АПК в зависимости от наличия посредников характеризи-руется значительной дифференциацией и многофункциональностью. В целом это в определенной мере приводит к росту посреднических, косвенных каналов в сбытовой системе. Происходит реструктуризация и разветвление косвенных каналов товаропродвижения по срокам доставки продукции к конечным потребителям.

В то же время каналы прямого доступа к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции не теряют своего значения. В мировой практике различают две формы прямых каналов сбыта в системе АПК: фермерские, осуществляющие прямой выход на рынки сбыта; вертикально интегри-

рованные системы по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции [3].

Фермерские каналы в настоящее время, как правило, играют существенную роль на местных (локальных) рынках. На этих рынках преобладает доля сбыта продукции мелких фермеров и личных хозяйств населения. В последующем, в связи с растущей конкуренцией на продовольственных рынках, будет расти потребность в осуществлении глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, доведении ее до необходимых стандартов и кондиций, что и обусловливает развитие вертикально-интегрированных систем сбыта. Вертикально интегрированные системы сбыта продукции АПК представляют функционирующих как единый организм иерархическую систему взаимосвязанных и интегрированных каналов сбыта продукции отрасли [4].

Вертикальная интеграция предполагает объединение управленческих функций участников сбыта, находящихся на разных его уровнях распределения. Необходимость развития вертикально интегрированных систем сбыта в АПК обусловлена потребностью в интеграции и координации всех уровней трансформации сельскохозяйственного сырья начиная от ее исходного состояния до выпуска конечной продукции. Интеграция различных уровней в системе производства, переработки и реализации продукции АПК сопровождается концентрацией сбытовой деятельности в лице единого интегратора (агрегато-

ра) [5].

В свою очередь вертикально интегрированные системы сбыта дифференцируются на два вида: полная интеграция (корпоративные ВМС) и контрактация (контрактные ВМС). В условиях полной интеграции все стадии производства конечной продукции АПК и ее сбыта в цепочке последовательного производства добавленных стоимостей находятся в едином владении и управлении. В основном полная интеграция в системе сбыта продукции АПК характерна для корпоративных структур в агробизнесе развитых стран мира. В определенной степени черты полной интегра-

ции также характерны для российских и отечественных крупных агрохолдингов.

Контрактация обусловливает существование обособленных предприятий в интеграционном формировании, где определенная последовательность производства и реализации продукции осуществляется на договорной основе. Контрактная ВМС в основном характерна для логистической и кластерной формы сбыта продукции АПК. Развитие указанных типов вертикально интегрированных систем сбыта приводит к полному устранению посредников и усиливает степень концентрации системы сбыта. В условиях полной интеграции и контрактации системы сбыта достигается «эффект масштаба», снижение сбытовых затрат на единицу продукции в зависимости от масштабов её производства.

В настоящее время сельхозтоваропроизводители в зависимости от номенклату-

0 канал 1 канал 2 канал

ры производимой продукции и ее объёма используют различные каналы сбыта своей продукции. Прямые каналы сбыта в основном характерны для локальных рынков на местном и районном уровне. Следует отметить, что в условиях преимущественно мелкотоварного производства в Кыргызстане основная часть продукции реализуется именно по прямому каналу сбыта. Также для определенных видов продукции, реализующейся на региональных рынках, сохраняется значение торгово-закупочных посредников. В условиях углубления экономической интеграции для сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств становится характерным растущая тенденция сбыта по косвенным каналам сбыта с определенными признаками контрактной и полной интеграции (рис.).

3 канал 4 канал

Сельскохозяйственные товаропроизводители - крестьянские (фермерские) хозяйства и личные хозяйства населения, сельхозкооперативы

V

V

Торговый посредник

\7

Оптовый покупатель

Перерабатывающие предприятия

Логистические центры

V

Сеть розничной торговли

о

Агрохолдинг:

Ферма

Первичная

переработка

Глубокая

переработка

Складские

помещения

Транспорт

Фирменные

магазины

Потребитель конечной продукции

Рис. Диверсификация каналов сбыта агропродовольственной продукции в Кыргызстане

На рисунке наглядно иллюстрируется пять различных канала доставки продукции от сельскохозяйственного производителя конечному покупателю-две прямых и три косвенных канала. Прямой канал сбыта продукции (нулевой канал) не имеет посредников, и продукция реализуется непосредственно потребителю. Данный канал в

основном свойственен при реализации некоторых видов растениеводческой продукции: основной части зерновых, овощей и фруктов, небольшой части мясомолочной продукции.

Первый канал характеризируется наличием между сельхозтоваропроизводителем и потребителем одного торгово-

закупочного посредника. По этому каналу в основном реализуется основная часть мясомолочной продукции, часть картофеля. Второму каналу сбыта продукции АПК характерно присутствие двух посредников: оптового покупателя и сети розничной торговли. Третий канал характеризируется присутствием трех посредников (перерабатывающие предприятия (кластерные аг-регаторы), логистические центры (оптовые покупатели), сеть розничной торговли.

В условиях углубления экономической интеграции степень интеграции системы сбыта продукции АПК имеет тенденцию к повышению, что выражается в формирование агрохолдингов в отдельных отраслях национального АПК. Особенно активизируется создание агрохолдингов в пищевой промышленности страны («Той-бос», «Риха» и др.) продукция которой поставляется на экспорт в страны ЕАЭС и третьи страны. Агрохолдинги занимают преимущественную позицию как на внутреннем, так и внешнем рынке, при реализации готовой разнообразной по ассортименту мясомолочной продукции.

Агрохолдинги имеют замкнутую и автономную систему производства и сбыта агропродовольственной продукции. В структуре агрохолдингов осуществляется в едином режиме управления производство сельскохозяйственной продукции, ее первичная и глубокая переработка, хранение продукции в современных складских по-

мещениях, транспортировка и реализация конечной продукции в сети фирменных магазинов. По существу, четвертый канал сбыта продукции АПК является разновидностью нулевого прямого канала. Но в отличии от нулевого канала сбыта, представляющая собой примитивную форму сбыта продукции на местных рынках, уровень четвертого канала сбыта способствует сбыту агропродовольственной продукции на внешние рынки.

В целом проведенная нами систематизация каналов сбыта продукции АПК в определенной степени соотносится со сложившимися мнениями, что основными каналами сбыта сельскохозяйственной продукции в Кыргызстане является розничная торговля, местные рынки, продажа через оптовые рынки и логистические центры и агрокластеры [6: 7].

Все каналы в системе сбыта агропродо-вольственной продукции по своей сути равнозначны и их присутствии на рынках обусловлены особенностями дистрибуции продукции. Несмотря на важность всех вышеуказанных каналов сбыта в связи развитием развития сети региональных и районных логистических центров, агро-кластеризации и углубления вертикальной интеграции в АПК, третий и четвертый каналы сбыта становятся важнейшими структурными элементами системы сбыта продукции как на внутреннем, так и особенно, на внешних рынках.

Библиографический список

1. Бекбоева, А.Ж. Научные основы организации сбытовой деятельности в условиях мелкокрестьянской структуры хозяйствования в Кыргызстане / А.Ж. Бекбоева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 2-1(108). - С. 24-29. - DOI 10.24412/24110450-2024-2-24-29. - EDN NXLGCG.

2. Концепция кластерной политики в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики на 2022-2031 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agro.gov.kg/ru.

3. Киреенко, Н.В. Система сбыта продукции АПК на основе маркетингового подхода: теория, методология, практика. В 2 ч. Ч. 1 / Н.В. Киреенко; под ред. В.Г. Гусакова. -Минск: ИСИ АПК НАН Беларуси, 2015. - 265 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rep.bsatu.by/handle/doc/10891.

4. Есимжанова, С.Р. Маркетинг в Казахстане: теория, методология, практика: монография. - Алматы: Аян-Эдет, 2001. - 288 с.

5. Казаирова, Г.Р. Интегрированные связи в АПК как единая экономическая система в технологическом цикле - производство-переработка // Проблемы агрорынка. - 2005. -№ 3. - С. 63-66.

6. Убайдуллаев, М.Б. К вопросам улучшения каналов сбыта продукций сельского хозяйства Кыргызстана в современных условиях / М.Б. Убайдуллаев // Вестник Ошского государственного университета: экономика. - 2022. - №1. - С. 44-53.

7. Джаилов, Д.С. Развитие и регулирование свеклосахарного производства в Кыргызской республике / Д.С. Джаилов, Э.К. Жумалиев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 4-1(98). - С. 122-126. - DOI 10.24412/2411-0450-2023-4-1-122-126. - EDN

SALES SYSTEM IN THE CONDITIONS OF SMALL-COMMERCIAL AGRICULTURAL PRODUCTION IN KYRGYZSTAN

D.S. Jailov, Doctor of Economic Sciences, Professor, Corresponding Member A.Zh. Bekboeva, Postgraduate Student National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The main elements of the sales system in the conditions of small-scale production are substantiated. The distribution channels for agricultural products have been systematized. The sales system is presented in the form of interconnected, interdependent and complementary sales channels for agricultural products. The role and importance of direct and indirect sales channels are revealed. Trends in the concentration of sales activities represented by a single integrator (aggregator) have been identified.

Keywords: sales system, distribution channels, logistics centers, agricultural clusters, integration, contracting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.