Научная статья на тему 'Система рибейтов как фактор развития сферы кино и телевидения в регионах России'

Система рибейтов как фактор развития сферы кино и телевидения в регионах России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
866
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ / РИБЕЙТ / СУБСИДИИ / КИНОКОМИСИИ / КИНОИНФРАСТРУКТУРА / FISCAL INCENTIVES / REBATE / SUBSIDIES / FILM COMMISSIONS / FILM INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Булочников Павел Андреевич

Статья посвящена вопросам развития киноинфраструктуры субъектовРоссийской Федерации за счет внедрения и использования в них одного изнаиболее эффективных фискальных стимулов рибейтов. Раскрываютсяосновные преимущества системы рибейтов. Анализируется вклад рибейтов в экономику России, проводится сравнение с общемировым опытом. Исследуется практика внедрения региональных систем рибейтов на территории Российской Федерации. Проводится прогнозный анализ дальнейшей судьбы рибейтов: как региональных, так и международных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Булочников Павел Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REBATE SYSTEM AS A FACTOR IN THE CINEMA AND TELEVISION DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA

The ar ticle is devoted to the development of the film infrastructure of theconstituent entities of the Russian Federation through the introduction anduse of one of the most effective fiscal incentives rebates. The main advantagesof the rebate system are revealed. The contribution of rebates to the Russianeconomy is analyzed, a comparison is made with global experience. The practiceof introducing regional rebate systems on the territory of the Russian Federationis investigated. A predictive analysis of the future of rebates is carried out: bothregional and international.

Текст научной работы на тему «Система рибейтов как фактор развития сферы кино и телевидения в регионах России»

СИСТЕМА РИБЕЙТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

REBATE SYSTEM AS A FACTOR IN THE CINEMA

AND TELEVISION DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA

УДК 791.44 DOI: 10.25631/PEJ.2020.1.70.89

АЛЕКСЕЕВА Полина Александровна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, р[email protected]

ALEKSEEVA, Polina Aleksandrovna

Associate Professor at the Film and Television Producing Business Department, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, р[email protected]

БУЛОЧНИКОВ Павел Андреевич

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

BULOCHNIKOV, Pavel Andreevich

Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена вопросам развития киноинфраструктуры субъектов Российской Федерации за счет внедрения и использования в них одного из наиболее эффективных фискальных стимулов - рибейтов. Раскрываются основные преимущества системы рибейтов. Анализируется вклад рибейтов в экономику России, проводится сравнение с общемировым опытом. Исследуется практика внедрения региональных систем рибейтов на территории Российской Федерации. Проводится прогнозный анализ дальнейшей судьбы рибейтов: как региональных, так и международных.

Ключевые слова: фискальные стимулы, рибейт, субсидии, кинокомисии, киноинфраструктура.

© Алексеева П. А., Булочников П. А., 2020.

Abstract.

The article is devoted to the development of the film infrastructure of the constituent entities of the Russian Federation through the introduction and use of one of the most effective fiscal incentives - rebates. The main advantages of the rebate system are revealed. The contribution of rebates to the Russian economy is analyzed, a comparison is made with global experience. The practice of introducing regional rebate systems on the territory of the Russian Federation is investigated. A predictive analysis of the future of rebates is carried out: both regional and international.

Key words: fiscal incentives, rebate, subsidies, film commissions, film infrastructure.

В настоящее время при активной поддержке правительств во многих странах мира рынок кино увеличивает свои объемы, повышает производственные мощности и совершенствует как качество собственного контента, так и технологические аспекты его производства. Экономические показатели данных процессов позволяют утверждать, что киноиндустрия оказывает существенное влияние не только на культурное, но и на экономическое положение в странах мира, а в некоторых регионах и вовсе является решающим фактором экономического роста, в связи с чем приобретает ключевое значение для государств. В таких условиях развития кино- и телеиндустрии как самостоятельных отраслей экономики одним из важнейших и стратегически значимых компонентов становится развитие киноинфраструктуры в регионах страны. В работах таких авторов как А. Д. Евменов, П. А. Булочников и И. Ю. Благова [1; 2; 3; 4] подробно рассматривались вопросы развития экономической конкурентоспособности организаций Российской Федерации, развития экономики страны в условиях глобализации, развития сферы культуры в регионах страны.

Развитие киноинфраструктуры в регионах страны возможно, в первую очередь, путем внедрения в них так называемых фискальных стимулов. Некоммерческая межправительственная организация «Европейская аудиовизуальная обсерватория» выделяет

для зарубежной практики четыре основных вида фискальных стимулов в сфере кино и телевидения [5]:

1. Tax shelter (налоговые льготы) - система фискальных стимулов, которые предполагают освобождение от налогов прибыли несекторальных организаций, что повышает интерес потенциальных инвесторов кинопроизводства.

2. Cash rebate (денежные возвраты) - система, предполагающая получение продюсерами части потраченных в стране/регионе средств на кинопроизводство. При этом властями устанавливается минимальный порог таких затрат и часто вводятся условия культурного соответствия создаваемого продукта требованиям страны/ региона (так называемый «культурный тест»).

3. Tax credit (налоговые вычеты), которые продюсер получает по одному или нескольким видам налогов, действующих в стране/регионе, после окончания съемок и предоставления отчета о произведенных затратах с учетом выплаченных налогов. Также может сопровождаться установлением минимального порога и критериев культурного соответствия.

4. Льготы по отдельным косвенным налогам для кинопроизводителей (к примеру, в России национальные фильмы освобождены от уплаты НДС).

Наиболее эффективным и популярным фискальным стимулом во всем мире является система рибейтов, которая позволяет

одновременно развивать национальную кинематографию и увеличивать ее вклад в экономику страны. Рибейт (от англ. rebate -скидка) представляет собой систему возврата продюсеру фильма части потраченных при съемках средств на территории той или иной страны или ее области при выполнении им определенных условий, что позволяет сокращать производственные затраты на создание аудиовизуальной продукции.

Рибейты могут предоставляться как для внутреннего кинопроизводства, так и для международного. Принципиальная разница заключается в различной процентной ставке, которая возвращается кинопроизводителям.

Основными преимуществами рибейтов для регионов являются:

• обеспечение населения региона рабочими местами;

• развитие туристического бизнеса;

• реклама и создание положительного образа региона;

• улучшение киноинфраструктуры региона и, как следствие, повышение его привлекательности для кинопроизводства;

• приток в регион сторонних денежных средств.

Исходя из годового отчета Международной ассоциации кинокомиссий (Association of Film Commissioners International, AFCI) от сентября 2019 г. [6], стоимость аудиовизуальной индустрии Европейского Союза составляет порядка 97 млн евро, в ней заняты более одного миллиона человек, ежегодно она растет примерно на 2%. Культурные и креативные отрасли в совокупности обеспечивают 7,5% рабочей силы ЕС и генерируют около 5,3% от общей валовой добавленной стоимости. По данным Американской ассоциации кинокомпаний (Motion Picture Association of America, MPAA), американская кино- и телевизионная индустрия обеспечивает 2,6 млн рабочих мест и выплачивает порядка 177 млрд долл. США общей заработной платы. Кроме того, отмечается, что заработная плата в данной индустрии на 47% выше, чем в среднем по стране [7].

В России аналогичные показатели существенно ниже, однако представленные данные свидетельствуют о том, что киноиндустрия

способна повышать количество экономически активного населения страны, соответственно сокращая уровень безработицы, что является важным экономическим фактором развития государства.

Система рибейтов позволяет создавать в регионах необходимую базу, обеспечивающую население рабочими местами. Кроме того, главами регионов отмечается, что съемки фильмов положительно влияют на развитие туристического бизнеса. В мировой практике наиболее ярким примером положительного влияния производства аудиовизуального произведения на туризм в стране является Новая Зеландия, в которой в начале 2000-х гг. проходили съемки популярной франшизы «Властелин колец». Феномен, возникший вследствие этих съемок, получил название «Толкин-ту-ризм». После съемок трилогии «Властелин колец» создатели фильмов приняли решение оставить многочисленный реквизит в Новой Зеландии, власти которой на основе этого выстроили туристический бизнес: путешественники могут посетить реальные локации фильма, увидеть воочию сооружения, которые были представлены в фильме, и т. д. С 2000 по 2004 г. ежегодный поток туристов в Новую Зеландию увеличился на 40%, что в первую очередь связано именно с выходом на экраны фильмов трилогии «Властелин колец» [8]. Этот прирост туристов позволил сфере туризма стать вторым по величине источником доходов Новой Зеландии после экспорта молочных продуктов [9].

В Великобритании по состоянию на 2014 г. доходы от туристов «ядра» (туристы, для которых кинотуризм является главной причиной поездки) кинематографического туризма составляли порядка 200 млн евро [10]. По данным The Irish Times, в 2018 г. 350 тыс. поклонников культового сериала «Игра престолов» посетили места съемок в Северной Ирландии, принеся в экономику страны порядка 58 млн евро [11].

В отечественной практике можно выделить положительный приток туристов в город Брест после выхода фильма «Брестская крепость» - с 2010 по 2012 г. посещаемость Мемориального комплекса «Брестская кре-

пость-герой» выросла в 3,3 раза [12]. Также увеличился приток туристов в поселке Тери-берка Мурманской области, где проходили съемки фильма «Левиафан», в связи с чем была улучшена инфраструктура района - были построены четыре новые гостиницы.

Таким образом, развитие кинематографического туризма является важной экономической составляющей и для государства, и для регионов. Система рибейтов позволяет внести существенный вклад в данный процесс.

Первая система рибейтов в России возникла в 2016 г. в Приморском крае по личной инициативе губернатора Владимира Миклу-шевского. В 2017 г. была осуществлена более целенаправленная кампания по внедрению рибейтов в регионах, инициаторами которой стали Агентство стратегических инициатив и Ассоциация продюсеров кино и телевидения [13]. Так называемыми «пилотными» регионами, в которых вводились рибейты в рамках данной программы, названной «Кино России», стали Калининградская, Ульяновская, Самарская, Новгородская, Иркутская, Московская, Ростовская области, Карелия, Краснодарский край и Санкт-Петербург. При этом правительства каждого из вышеперечисленных субъектов самостоятельно устанавливали размер процента, общую сумму и другие условия под выдачу рибейтов.

За несколько лет работы рибейтов отмечается положительная динамика экономического роста регионов. Так, министр культуры и туризма Калининградской области отметил, что после выхода на Первом канале сериала «Желтый глаз тигра» резко возросло количество туристов в Калининграде. Сериал шел в эфире в сентябре и октябре, а в ноябре - не сезонном месяце - был отмечен существенный приток туристов в Калининград и Калининградскую область [14].

В 2017 г., в год введения рибейтов, пять кинокомпаний, которые снимали фильмы в Калининградской области и подали заявки на получение финансовых возвратов за съемку, получили субсидии на общую сумму 14,6 млн руб. В 2018 г. размер субсидий увеличился до 30 млн, по итогам 2019 г. - до 50 млн. Власти Калининградской области

возмещают 20% всех затрат, понесенных производителями кино на территории региона. Именно данный субъект Российской Федерации можно считать наиболее развитым в области рибейтов. Ежегодно количество фильмов, снимаемых в Калининградской области, увеличивается. Увеличивается и сумма субсидий - в первую очередь это связано с тем, что в Калининград приезжают крупнейшие кинокомпании России с более сложными и дорогими проектами. Рибейтами Калининградской области воспользовались продюсерские компании «Среда», «Гамма-продакшн», «РОК» и другие. За три года действия рибейтов в Калининградской области кинематографистами в данном регионе было потрачено порядка 500 млн руб. [15].

Самая большая на данный момент сумма рибейта среди действующих программ установлена в Ульяновской области - 30% возмещения потраченных средств на территории региона [16]. По итогам 2019 г. на производство трех проектов было субсидировано порядка 30 млн руб., что примерно в три раза превышает сумму за 2018 г.

Приморский край устанавливает процент рибейта в размере 15% и определяет приоритетные темы фильмов, среди которых [17]:

1. Образы, модели поведения и созидательная мотивация нашего современника - человека труда, военного, ученого.

2. Образы, модели поведения и созидательная мотивация в самореализации современной молодежи во взаимодействии со старшим поколением и традиционными ценностями.

3. Конструктивная активность гражданского общества в решении реальных злободневных проблем.

4. Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью, террором и экстремизмом.

5. Военная история России. Герои и события. Преемственность поколений, нравственных и исторических ценностей.

6. Первые в мире. Подвиги, открытия, свершения и приключения, изменившие мир.

7. Социально-психологическая тематика: нравственная мотивация в решении сложных жизненных ситуаций.

Приморский край стал первым регионом России, которые ввел и выплатил первый рибейт - он был выплачен в 2016 г. кинокомпании «Марс медиа» за фильм «На районе» с Данилой Козловским в главной роли.

Рибейт Новгородской области составляет 20%. Специалистами отмечается высокий потенциал системы рибейтов в Новгородской области, поскольку в ней имеются все условия для съемок картин различных жанров из-за транспортной доступности, удобного географического положения, разнообразия локаций. Самым ярким проектом стал мини-сериал «Рюриковичи» от кинокомпании «Star Media». Также в регион пришли такие компании, как «Гамма Продакшн» с сериалом «Морские дьяволы. Рубежи Родины», «Среда» с сериалом «Агентство три Б», студия «АВК» с фильмом «Спасти Ленинград» [18].

В мае 2019 г. было подписано соглашение о введении рибейтов в Псковской области, а в сентябре того же года прошло первое заседание конкурсной комиссии. Ввиду того, что данная программа в области введена совсем недавно, пока еще нет возможности говорить о субсидиях, выделяемых на возмещение затрат кинематографистов. Тем не менее уже сейчас на территории Псковской области проводятся съемки двух фильмов с расчетом на получение субсидий уже в 2020 г. - киностудия «Ленфильм» приступила к съемкам фильма «Учености плоды», которые проходят в усадьбе «Михайловское» Пушкиногородского района, а режиссер Алексей Учитель приступил к съемочному периоду фильма о лидере музыкальной группы «Кино» Викторе Цое. В годовом бюджете Псковской области на 2019 г. было заложено на систему рибейтов порядка 3 млн руб., однако в полной мере система начнет работать в 2020 г., а потому сумма субсидий вероятнее всего будет пересмотрена. Такая же ситуация складывается и в Республике Адыгея, которая также вступила в программу рибейтов в середине 2019 г. И в Псковской области, и в Республике Адыгея предполагаются 20%-е денежные возвраты [19].

В сентябре 2019 г. был введен рибейт в Пермском крае. Предполагается, что он

станет самым большим на территории Российской Федерации и составит 50%. Однако на данный момент система еще не запущена в полной мере - первое заседание комиссии должно состояться в декабре 2019 г. Претендуют на получение первого рибейта Пермского края продюсерская фирма Игоря Толсту-нова (ПРОФИТ) с фильмом «Два берега» и кинокомпания «Русское» с сериалом «Зулейха открывает глаза».

Несмотря на введенную программу «Кино России», предполагающую внедрение системы рибейтов в большем количестве регионов, многие субъекты Российской Федерации на данный момент ограничиваются только введением кинокомиссии - организации, занимающейся вопросами оптимизации съемочного процесса в конкретном регионе. Кинокомиссии предполагают создание в регионе необходимой базы, включающей в себя подбор локаций, актерскую базу, наличие компаний, сдающих в аренду оборудование, и т. д.

Кинокомиссии на данный момент существуют в 18 регионах страны и делятся на кинокомиссии, работающие с рибейтом, и на кинокомиссии, занимающиеся исключительно административно-организационной деятельностью. В таблице 1 представлены регионы, относящиеся к первому типу. Ко второму типу относятся следующие регионы: Москва, Астрахань, Тула, Крым, Карелия, Татарстан, Башкортостан, Архангельск, Сибирь.

Таким образом, система рибейтов на данный момент введена в девяти регионах страны, однако в Вологодской и Иркутской областях их деятельность не столь активна - данные о возвратах в этих регионах отсутствуют. В связи с этим министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в июне 2019 г. обратил особое внимание на важность введения рибейтов в регионах и призвал их руководителей активнее заняться данным вопросом [20]. С 2021 г. заработает система рибейтов в Республике Крым, где установлены возвратные субсидии в размере 20%. Обсуждается перспектива внедрения рибей-тов в Санкт-Петербурге, Карелии, Тульской, Сахалинской, Архангельской, Ярославской областях, а также в Москве и Московской об-

Таблица 1

Система рибейтов в России

№ Регион Процент Общая сумма выплат по рибейтам на год Компании Год

1 Приморский край 15% н/д «Марс медиа» «Водород» «СТВ» «Proline Film» «Good Story Media» «RadicalMedia» 2016

2 Калининградская область 20% 50 млн. «Гамма продакшн» «РОК» «Среда» «Профит» «КИТ» Продюсерская компания Валерия Тодоровского 2017

3 Ульяновская область 30% 20 млн.+15 млн. по грантовому конкурсу «Гамма продакшн» «Воронцово поле» «NRG Film» «Приор продакшн» «ХитФильм продакшн» «Про100 фильм» «Телемастер» 2017

4 Иркутская область 20% н/д н/д 2017

5 Новгородская область 20% 20 млн «StarMedia» «Гамма продакшн» «Среда» «АВК» 2018

6 Вологодская область 20% н/д н/д 2018

7 Псковская область 20% 3 млн н/д 2019

8 Республика Адыгея 20% н/д н/д 2019

9 Пермский край 50% н/д н/д 2019

ласти. В конце 2019 г. власти Москвы приняли постановление о введении экспериментального механизма, предполагающего выплаты грантов отечественным кинопроизводителям, проводящим съемки своих фильмов в узнаваемых локациях города.

Размер выплат для полнометражных игровых фильмов зависит от доли времени показа общественных пространств Москвы от хронометража фильма в целом: 10-19% - 3 млн руб.;

20-29% - 6 млн руб.; более 30% - 9 млн руб. Предполагается, что данная система позволит популяризировать Москву среди туристов, что приведет к росту количества рабочих мест в городе и увеличит доходы городского бюджета.

В ноябре 2019 г. премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал постановление о введении на территории России рибейтов для иностранных кинопро-

изводителей. Согласно данной реформе зарубежные кинокомпании и кинопродюсеры будут получать в качестве рибейтов от 30 до 40% (в зависимости от выполненных условий) средств, потраченных при съемках на территории Российской Федерации в качестве ри-бейта. Данное нововведение позволит России увеличить объем экспорта услуг в культурной сфере, привлечь иностранные инвестиции в российскую отрасль кино и телевидения, а также развить кооперацию между российскими и иностранными производителями аудиовизуального контента, о чем говорится непосредственно в самом тексте постановления.

Практически по всему миру система рибейтов для иностранных производителей уже

введена и активно работает. При этом стоит отметить, что каждая страна самостоятельно устанавливает процент, который будет возвращен кинопродюсерам, а также минимальный порог денежных средств, которые должны быть потрачены в данном регионе. В среднем процент рибейта составляет 25-30% от потраченных средств. Наивысший процент рибейта в мире установлен на Фиджи - 75%, в Европе - 35% у Румынии, Греции и Нидерландов (рибейт в Бельгии может достигать 42% при выполнении всех условий). Более подробная информация о системе рибейтов в европейских странах представлена в таблице 2.

Таким образом, рибейт, установленный в Российской Федерации, является одним из

Таблица 2

Система рибейтов в Европе

Страна Наименование Тип Процент, % Годовой бюджет, долл. США

Австрия FISA - Film Industry Support Austria Рибейт 25 8,2 млн

Бельгия Belgian Tax Shelter Tax shelter До 42 н/д

Великобритания Creative Sector Tax Reliefs Tax credit 25 н/д

Венгрия Hungarian Tax Rebate for Film Productions Рибейт 30 109 млн

Германия German Federal Film Fund Рибейт 20-25 137 млн

German Motion Picture Fund Рибейт 20 16,5 млн

Греция Greek Cash Rebate Рибейт 35 82 млн на 2018-22 гг.

Грузия Georgia Cash Rebate Рибейт 20 н/д

Исландия The 25% Reimbursement Рибейт 25 н/д

Ирландия Section 481 Tax credit 32 н/д

Испания Rebates for Investments in Film and Television Series Рибейт/ Tax credit 20 н/д

Италия Tax Credit for the Attraction of Film and Audiovisual Investments to Italy Tax credit 30 От 27,5 млн

Окончание таблицы 2

Страна Наименование Тип Процент, % Годовой бюджет, долл. США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кипр Cyprus Filming Scheme Рибейт 25-35 27,5

Латвия Latvian CoFinancing Fund Рибейт 20 8 млн

Литва Lithuanian Film Tax Incentive Tax shelter 30 55 млн

Македония Stimulating Investments for Film or Television Projects Рибейт 20 н/д

Мальта Malta Cash Rebate Рибейт 30 н/д

Нидерланды Netherlands Film Production Incentive Рибейт 35 21,2 млн

Норвегия Norwegian Incentive Scheme Рибейт 25 7,5 млн

Польша Financial Support for Audiovisual Production Рибейт 30 53 млн

Португалия Incentive for Film and Audiovisual Production Рибейт 25 13,2 млн

Румыния The Romanian State Aid Scheme to Support the Film Industry Рибейт 35 55 млн

Сербия Incentive for Investment in Audiovisual Production in Serbia Рибейт 25 8,4 млн

Словакия Cash Rebate Рибейт 20 н/д

Словения Promoting Investments in Audiovisual Production Рибейт 25 1,1 млн

Финляндия Production Incentive for Audiovisual Industry Рибейт 25 11 млн

Франция Tax Rebate for International Production (TRIP) Рибейт 30 н/д

Хорватия Rebate for Film and TV Production Рибейт 25 14,8 млн

Черногория Montenegro Cash Rebate Рибейт 25 н/д

Чехия Film Incentives (Czech Film Fund) Рибейт 20 34 млн

Швейцария Film Investment Refund Switzerland (PICS) Рибейт 20 6 млн

Эстония Film Estonia Support Scheme Рибейт 20-30 н/д

самых высоких в Европе, что, по мнению министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, может стать серьезным конкурентным преимуществом страны в борьбе за ведущих кинопроизводителей. В 2019 г. на рибейты было выделено 70 млн руб., в 2020 г. будет выделено уже 700 млн руб., а в 2021 и 2022 гг. сумма будет установлена в размере 1,5 млрд руб. [21].

Текст постановления гласит, что стандартная субсидия будет установлена в размере 30% от потраченных средств, при этом чтобы их получить, иностранные кинопроизводители должны потратить на территории России:

1. Для художественного фильма или сериала - не менее 15 млн руб.

2. Для документального фильма - не менее 3,7 млн руб.

3. Для анимационного фильма или сериала -не менее 5 млн руб.

Возмещение в 40% будет предоставляться при соблюдении следующих условий:

1. Граждане Российской Федерации составляют не менее 80% съемочной группы.

2. Расходы на производство фильма на территории России должны составлять не менее 75 млн руб.

3. Количество съемочных дней на территории России - не менее 19.

Можно констатировать, что благодаря введенным реформам Россия вступает в стадию большей интеграции в мировое кинопроизводство. Стоит также отметить, что система рибейтов зачастую предполагает заключение соглашения о копродукции между страной-производителем и страной, в которой прово-

дятся съемки. Так, например, съемки британо-американского фильма «Дюнкерк» проходили на территории Франции и Нидерландов, которые впоследствии также были включены в страны-производители.

Исходя из этого, можно предположить, что система рибейтов позволит России активнее участвовать в международной копродукции, которая также предполагает существенное развитие национальной кинематографии.

Стоит отметить, что развитие международной системы рибейтов невозможно без развития региональной системы - чем лучше будет отлажена и развита киноинфраструктура в регионах, чем больше регионов введет на своей территории систему рибейтов, тем больше шансов повысить привлекательность России как региона для иностранных производителей. Введенные реформы позволяют рассчитывать на следующие перспективы развития индустрии кино и телевидения в Российской Федерации: большая интеграция регионов в национальное кинопроизводство и, как следствие, децентрализация индустрии кино и телевидения; экономическое развитие регионов Российской Федерации за счет увеличения их доходов, благодаря дополнительным инвестициям и росту количества рабочих мест; развитие внутреннего и международного туризма; повышение престижа России как киностраны; участие России в международной копродукции; увеличение объема производства аудиовизуальной продукции; улучшение финансовой составляющей индустрии кино и телевидения России.

Список литературы

1. Евменов А. Д., Булочников П. А. Управление качеством процессов функционирования организаций как резерв повышения конкурентоспособности // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 40-48.

2. Барсуков Д. П., Скорчеллетти Д. С. Конкурентоспособность инновационного проекта: содержание, факторы, оценка // Российское предпринимательство. 2012. № 4 (102). С. 49-54.

3. Благова И. Ю. Конкурентоспособность экономики Российской Федерации в условиях глобализации: тенденции и перспективы ее развития // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 131-139.

4. Булочников П. А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 17-28.

5. The financial ecosystem of the European audiovisual production. European Audiovisual Observatory. 2017. URL: https://rm.coe.int/summary-workshop-2017-the-financial-ecosystem-of-the-european-audiovis/16807b3b98 (дата обращения: 21.12.2019).

6. Best Practice in Screen Sector Development. Association of Film Commissioners International. 2019. URL: https://d2pr6jkptl5mr9.cloudfront.net/afci/ media/2019/10/08224749/AFCI-Best-Practice-Study-2019-09-13-Final-Cover.pdf (дата обращения: 12.12.2019).

7. Theme report. A comprehensive analysis and survey of the theatrical and home entertainment market environment (THEME) for 2018. Motion Picture Association of America. 2018. URL: https://www.motionpictures.org/wp-content/uploads/2019/03/ MPAA-THEME-Report-2018.pdf (дата обращения: 13.12.2019).

8. USA Today. Cities both big and small are offering tours of film locations.URL: https:// usatoday30.usatoday.com/travel/destinations/2006-11-09-movie-tourism_x.htm (дата обращения: 23.12.2019).

9. Вести. Экономика. «Эффект хоббита» для экономики Новой Зеландии. URL: https://www.vestifinance.ru/ (дата обращения: 23.12.2019).

10. Quantifying Film and Television Tourism in England. Report for Creative England in association with VisitEngland by Olsberg. SPI. 4th March, 2015. 114 p. URL: https:// applications.creativeengland.co.uk/assets/public/resource/140.pdf (дата обращения: 23.12.2019).

11. Game of Thrones tourists spent €58m in North last year. The Irish Times. URL: https:// www.irishtimes.com/business/transport-and-tourism/game-of-thrones-tourists-spent-58m-in-north-last-year-1.3867605 (дата обращения: 22.12.2019).

12. Белова Е. Д. Кинематографический туризм в России // Вестник Московского университета. 2018. № 3. С. 96-99.

13. Десять российских регионов запускают программу рибейтов // Бюллетень кинопрокатчика. URL: http://www.kinometro.ru/news/show/name/10_regions_rebate_8999 (дата обращения: 15.12.2019).

14. Кино для провинции. Как программа рибейтов развивает российские регионы. ТАСС: Новости в России и мире. URL: https://tass.ru/ekonomika/6485696 (дата обращения: 15.12.2019).

15. Кинокомиссия Калининграда. URL: https://cinema39.ru/ (дата обращения: 13.12.2019).

16. Кинокомиссия Ульяновской области. URL: http://ulkul.ru/news/culture/ kinokomissiya-ulyanovskoy-oblasti.html (дата обращения: 15.12.2019).

17. Кинокомиссия Приморского края. URL: https://primoryefilm.ru/ (дата обращения: 14.12.2019).

18. Кинокомиссия Новгородской области. URL: http://kinokomissiya-no.ru/ (дата обращения: 14.12.2019).

19. Адыгея и Псковская область присоединяются к программе рибейтов // Бюллетень кинопрокатчика. URL: http://www.kinometro.ru/news/show/name/Adygeya_Pskov_ rebates_8713 (дата обращения: 15.12.2019).

20. Минкультуры призвало регионы активнее вводить систему рибейтов // Бюллетень кинопрокатчика. URL: http://www.kinometro.ru/news/show/name/rebates_must_ be_minkult_8577 (дата обращения: 20.12.2019).

21. Медведев одобрил систему рибейтов в России // Бюллетень кинопрокатчика. URL: http://www.kinometro.ru/news/show/name/medvedev_odobril_sistemu_ ribeitov0911 (дата обращения: 22.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.