Научная статья на тему 'Новые источники финансирования кинопроизводства'

Новые источники финансирования кинопроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИНОПРОИЗВОДСТВО / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЙ ВОЗВРАТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИНОПРОЕКТЫ / FILM PRODUCTION / SOURCES OF FINANCE / TAX REBATE / INTERNATIONAL FILM PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огурчиков Павел Константинович, Скобеев Николай Юрьевич

Проанализирован механизм возврата средств иностранным продюсерам на примере венгерской системы стимулирования зарубежных кинопроизводителей. Описан опыт предоставления налоговых льгот на кинопроизводство стран Евросоюза. Выявлены проблемы, ограничивающие развитие подобной практики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Огурчиков Павел Константинович, Скобеев Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SOURCES OF FINANCE FOR THE FILM PRODUCTION

The refund mechanism for foreign producers on the example of the Hungarian system of incentives for foreign filmmakers is analyzed. The experience of granting tax incentives for film production of the EU countries is described. The problems limiting development of similar practice in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «Новые источники финансирования кинопроизводства»

УДК 657

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КИНОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. Проанализирован механизм возврата средств иностранным продюсерам на примере венгерской системы стимулирования зарубежных кинопроизводителей. Описан опыт предоставления налоговых льгот на кинопроизводство стран Евросоюза. Выявлены проблемы, ограничивающие развитие подобной практики в России.

Ключевые слова: кинопроизводство, источники финансирования, налоговый возврат, международные кинопроекты.

NEW SOURCES OF FINANCE FOR THE FILM PRODUCTION

Annotation. The refund mechanism for foreign producers on the example of the Hungarian system of incentives for foreign filmmakers is analyzed. The experience of granting tax incentives for film production of the EU countries is described. The problems limiting development of similar practice in Russia are identified. Keywords: film production, sources of finance, tax rebate, international film projects.

Финансирование российской кинематографии осуществляется различными способами, с использованием нескольких источников денежных средств. Однако традиционной и определяющей является государственная поддержка через Министерство культуры и Фонд Кино. Вместе с тем, диверсификация источников финансирования является важным элементом финансовой модели национальной кинематографии.

Обратимся к опыту зарубежных стран. Международная практика показывает, что ряд государств использует механизмы стимулирования иностранных кинопроизводителей к осуществлению съемок на своей территории. Возможность применения подобных стимулов предполагает необходимость соблюдения следующих условий: наличие материально-технической базы для осуществления съемочных работ; подготовка квалифицированных специалистов второго состава со знанием иностранного (преимущественно английского) языка; наличие системы льгот для иностранных кинопроизводителей; «прозрачность» экономической системы в стране; выгодный курс национальной валюты по отношению к валюте иностранной съемочной группы.

Первой из европейских стран, которая смогла привлечь иностранных кинопроизводителей, стала Венгрия. Это ей удалось не столько за счет выгодного курса венгерского форинта по отношению к доллару или имеющейся инфраструктуры, сколько за счет системы льгот, привлекательной для продюсеров. Закон о кино, принятый в 2004 г., дает возможность иностранному продюсеру претендовать на возврат 20-25 % от всех затрат, понесенных на территории Венгрии при съемках художественных, документальных, короткометражных, анимационных, теле- фильмов, телесериалов с оригинальным сценарием (кроме «мыльных опер»), музыкальных клипов или при осуществлении постпродакшен. Продюсерам рекламных роликов, сериалов, реалити-шоу, фильмов, содержащих насилие, льготы не предоставляются [3].

Рассмотрим механизм возврата средств (или «налоговой льготы», как ее называют в официальных документах). Схематично он представлен на рисунке 1.

П.К. Огурчиков Н.Ю. Скобеев

Pavel Ogurchikov Nikolay Skobeev

© Огурчиков П.К., Скобеев Н.Ю., 2016

Рис. 1. Механизм возврата средств иностранным продюсерам в Венгрии

Первым шагом в рассматриваемой процедуре является заключение иностранным продюсером договора о предоставлении услуг (или договора о совместном производстве) с венгерской производственной кинокомпанией, зарегистрированной в Национальной администрации по кино. Эта организация является агентством, подотчетным Министерству образования и культуры Венгрии. После этого, минимум за 45 дней до начала съемочного процесса на территории Венгрии венгерский подрядчик подает все необходимые документы для регистрации проекта в Национальной администрации по кино и подает заявку на участие в системе предоставления налоговых льгот. В число документов, которые необходимо предоставить на данном этапе, входят: календарно-постановочный план съемок; документы, свидетельствующие о регистрации производственной компании в Венгрии и информация о компании; договор оказания услуг (или резюме его основных положений на венгерском языке); производственный бюджет, относящийся к данной заявке; официальное письмо, в котором продюсеры просят установить порядок получения возврата средств (ежемесячно, ежеквартально или по окончании производства проекта); заполненный культурный тест.

Следует пояснить, что культурный тест был введен в 2008 г., когда Венгрия, по требованию Евросоюза, была вынуждена приостановить предоставление льгот, чтобы доказать, что не отбирает проекты у других стран, входящих в Евросоюз. Культурный тест - своеобразное доказательство того, что Венгрия стала местом съемок не столько из-за предоставляемых льгот, сколько за счет «культурных» факторов проекта (венгерский оператор, виды Будапешта и т.п.). Общая сумма баллов, которую можно набрать при прохождении культурного теста, - 32; для получения льгот необходимы хотя бы 16 баллов [3].

Администрация рассматривает данные документы, а производственная компания заключает договор со спонсором (финансовый или корпоративный институт, уплачивающий налоги в Венгрии). После начала съемок в Национальную администрацию по кино отправляются отчеты о понесенных расходах и подтверждающие документы. Администрация проверяет документы в течение 30 дней, после чего принимает решение о предоставлении спонсору налогового сертификата, по получении которого спонсор в течение 1-2 недель выплачивает возврат средств либо продюсерской компании в

Венгрии, либо напрямую иностранному продюсеру. Не все понесенные затраты подлежат возврату, а только прямые производственные расходы, такие как заработная плата творческих и технических работников, аренда, стоимость материалов, стоимость переезда и проживания в Венгрии, финансовые расходы (страховка, отчисления completion bond) и т.п.

Следует отметить, что данная схема предполагает предоставление субсидий после завершения съемочного процесса, а не до его начала. Тем не менее, производственная компания может изменить эти условия в рамках договора со «спонсором» или венгерской производственной компанией (например, если последняя возьмет на себя риск первоначальных инвестиций с последующим возмещением средств государством). С 2008 г., кроме вышеперечисленных льгот, в Венгрии стали предоставлять возможность возмещения затрат, понесенных венгерским продюсером за пределами страны. Они достигают 20 % от четверти венгерского бюджета. Следует учитывать еще одно важное обстоятельство: в рамках Евросоюза страны-участницы освобождаются от уплаты НДС на территории другой страны [3].

Таблица 1

Пример расчета налогового возврата зарубежным кинопроизводителям в Венгрии

Общий бюджет проекта 90 млн долл. 20 млн долл. 110 млн долл.

Расходы в Венгрии 40 млн долл. 10 млн долл. 100 млн долл.

20 % 8 млн долл. 2 млн долл. 20 млн долл.

Расходы за пределами Венгрии 50 млн долл. 10 млн долл. 10 млн долл.

Расходы, которые могут быть приняты как база расчета налогового возврата 10 млн долл. 2,5 млн долл. 10 млн долл.

20 % 2 млн долл. 0.5 млн долл. 2 млн долл.

Сумма возврата 10 млн долл. 2,5 млн долл. 22 млн долл.

Система государственной поддержки в Венгрии доказала свою эффективность быстрыми и значимыми результатами. Уже через год после введения программы инвестиции только иностранных продюсеров в кинопроизводство на территории Венгрии составили 21 млн долл., в то время как ранее данная сумма равнялась нулю [3]. Решающим фактором для иностранных продюсеров при выборе Венгрии в качестве страны для проведения съемок является экономический фактор (стоимость рабочей силы и льготы). К числу факторов, привлекающих в Венгрию иностранных продюсеров, следует отнести хорошо развитую базу фильмопроизводства. Семь киностудий, рентал-хаусы, предоставляющие технику ARRI, Panavision и др. Для американских продюсеров приятным дополнением к вышеперечисленным условиям является отсутствие профсоюзов, их жесткой регламентации и штрафов за переработки при шестидневной рабочей неделе.

К имеющимся недостаткам в венгерском кинопроизводстве относится дефицит квалифицированного англоговорящего персонала. Многим американским продакшенам приходилось решать эту проблему за счет привоза в Венгрию американских специалистов, что в целом удорожало сметные расходы. Наем же местных специалистов тоже приводил к увеличению сметы за счет выхода за рамки установленных для проекта сроков, а, следовательно, и бюджета. Киностудия Mafilm пыталась решить эту проблему за счет обучающих программ для специалистов, с которыми они работают. И это дало положительные результаты.

Другой недостаток состоит в непрозрачности экономической системы Венгрии. Многие продюсеры опасаются, что возврата налогов не будет в связи с какими-либо непредсказуемыми экономическими или политическими изменениями в этой стране.

Аналогичные механизмы стимулирования иностранных кинопроизводителей используют и в ряде других европейских стран. Так, в Великобритании государство ежегодно предоставляет налоговые льготы кинопродюсерам в размере 10 млн фунтов стерлингов. Благодаря этой мере в государственный бюджет страны ежегодно поступает примерно 360 млн фунтов стерлингов. В других странах Евросоюза - Испании, Германии и Италии - иностранным кинокомпаниям, производящим съемки в стране, предоставляется налоговая льгота в размере 18 %, 20 % и 25 % соответственно. Стимулирующая программа съемок зарубежных проектов разработана в Латвии. Рижский фонд кино возвращает от 7 % до 15 %, потраченных на территории Риги средств, в зависимости от того, насколько привлекательно в фильме показана столица Латвии [4].

Важным фактором стимулирования интереса иностранных кинопроизводителей является популяризация и расширение знаний о стране и ее природных и архитектурных объектах. Как показывает опыт зарубежных стран, действенную роль в этом могут играть комиссии по вопросам кино, которые работают на национальном или региональном уровнях. Они могут являться государственными или некоммерческими организациями, финансирование которых осуществляется, как правило, из региональных бюджетов. Кинокомиссии создаются с целью формирования благоприятных условий для проведения киносъемок на территории регионов. В соответствии с этим в задачи кинокомиссий входит оказание необходимой организационной, финансовой и сервисной поддержки зарубежных съемочных групп. Опыт работы таких компаний свидетельствует о высокой эффективности их работы по популяризации регионов как мест проведения киносъемок и привлечению в регионы высокобюджетных кинопроектов. Это, в свою очередь, привело к увеличению объема инвестиций в регионы, увеличению числа рабочих мест, развитию кинопроизводственной и гостиничной инфраструктуры, повышению их туристического потенциала.

Возможно ли активное привлечение зарубежных кинопроизводителей для съемок их фильмов на территории России? С одной стороны, страна располагает разнообразными богатыми природными и архитектурными ландшафтами, что позволяет реализовывать любые творческие замыслы. С другой стороны, Россия остается малопривлекательной территорией для иностранных продюсеров. И на то есть причины: в стране отсутствует качественная кинопроизводственная инфраструктура; не хватает высококвалифицированного творческого, производственного и технического персонала; нет финансовых стимулов для зарубежных продюсеров; высокие цены на кинопроизводственные услуги, на размещение и проживание съемочных групп; малочисленность англоговорящего персонала; бюрократизм и волокита с оформлением документации, в частности, разрешений на проведение киносъемок [1]. Названные проблемы не позволяют использовать дополнительный ощутимый источник доходов от предоставления киноуслуг, а так же сдерживают возможности выхода российских кинопроизводителей на международные рынки.

Выводы

1. В настоящее время рядом европейских стран активно используется новый механизм финансирования кинопроизводства, основанный на применении налогового возврата. 2. Россия не является привлекательной территорией для иностранных кинопроизводителей в связи с отсутствием необходимых благоприятных условий для проведения киносъемок. 3. Необходима скорейшая ликвидация создавшегося отставания с тем, чтобы Россия стала полноценным участником международных кинопроектов. 4. С целью популяризации российских регионов в качестве мест проведения киносъемок для иностранных кинопроизводителей целесообразно сформировать кинокомиссии на федеральном и региональном уровнях.

Библиографический список

1. Огурчиков, П. К. Развитие форм финансирования киноиндустрии / П. К. Огурчиков // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 4. - С. 164-169.

2. Огурчиков, П. К. Совершенствование управления финансовыми ресурсами в производстве фильмов / П. К. Огурчиков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2012. - № 6. - С. 69-74.

3. Факторы непривлекательности киноплощадки России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://studbooks.net/566999/kulturologiya/faktory_neprivlekatelnosti_kinoploschadki_rossii (дата обращения : 17.09.2016).

4. Kozlov, V. Hungarian film industry looks abroad. International co-production hope for future of sector / V. Ko-zlov // The Hollywood Reporter. - 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.