Научная статья на тему 'Анализ форм и видов государственной поддержки кинопроизводства'

Анализ форм и видов государственной поддержки кинопроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИГРОВЫЕ / НЕИГРОВЫЕ / АНИМАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КИНОПРОИЗВОДСТВА / СТОИМОСТЬ ФИЛЬМА / КИНОПРОЕКТ / FORMS AND TYPES OF STATE SUPPORT / FICTION / NON-FICTION / ANIMATED FILMS / INSTITUTIONAL REGULATOR OF STATE SUPPORT FOR FILM PRODUCTION / THE COST OF THE FILM / FILM PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Костин Константин Борисович, Смирнов Константин Борисович,

Статья посвящена анализу размеров, классификационных форм и видов государственной финансовой поддержки создания различных типов игровых, неигровых и анимационных фильмов. Основное внимание в статье уделено анализу нормативной регламентации институциональными субъектами объемов государственной поддержки производства полнометражных социально значимых, авторских, детских фильмов, фильмов-дебютов. Обосновывается положение о том, что эффективное использование форм и видов государственной финансовой поддержки возможно на основе постоянного мониторинга результатов деятельности кинокомпаний, Фонда кино, Министерства культуры РФ. Определена последовательность создания оптимальных институциональных норм и форм государственной поддержки производителей всех типов кинофильмов. Раскрыта роль учебных заведений кинематографии в социально-экономическом развитии кинопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Костин Константин Борисович, Смирнов Константин Борисович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FORMS AND TYPES ANALYSIS FOR FILM PRODUCTION

The article is devoted to the analysis of sizes, classification forms and types of state financial support for the creation of various types of fiction, non-fiction and animated films. The article is focused on the analysis of the statutory regulation by institutional entities of the state support amount for the feature films production of social significance, independent films, children’s films, debut films. It is justified that the effective use of forms and types of State financial support is possible on the basis of constant monitoring of the results of film companies activities, the Film Foundation and the Ministry of Culture. The sequence of creation of optimal institutional norms and forms of state support for manufacturers of all types of films has been determined. The role of educational institutions of cinematography in the socio-economic development of filmmaking is revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ форм и видов государственной поддержки кинопроизводства»

АНАЛИЗ ФОРМ И ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КИНОПРОИЗВОДСТВА

STATE SUPPORT FORMS AND TYPES ANALYSIS FOR FILM PRODUCTION

УДК 336.027 DOI: 10.25631/PEJ.2019.3.24.31

КРОЛИВЕЦКИЙ Эдуард Николаевич

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, getman-greta@mail.ru

KROLIVETSKY, Eduard Nikolaevich

Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, getman-greta@mail.ru

КОСТИН Константин Борисович

профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, доцент, kost_kos@mail.ru

KOSTIN, Konstantin Borisovich

Professor at the Department of World Economy and International Economic Relations, Saint Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor, kost_kos@mail.ru

СМИРНОВ Константин Борисович

старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, smi-konstantin@list.ru

SMIRNOV, Konstantin Borisovich

Senior Lecturer at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, smi-konstantin@list.ru

Аннотация.

Статья посвящена анализу размеров, классификационных форм и видов государственной финансовой поддержки создания различных типов игровых, неигровых и анимационных фильмов. Основное внимание в статье уделено анализу нормативной регламентации институциональными субъектами объемов государственной поддержки производства полнометражных

© Кроливецкий Э. Н., Костин К. Б., Смирнов К. Б., 2019.

социально значимых, авторских, детских фильмов, фильмов-дебютов. Обосновывается положение о том, что эффективное использование форм и видов государственной финансовой поддержки возможно на основе постоянного мониторинга результатов деятельности кинокомпаний, Фонда кино, Министерства культуры РФ. Определена последовательность создания оптимальных институциональных норм и форм государственной поддержки производителей всех типов кинофильмов. Раскрыта роль учебных заведений кинематографии в социально-экономическом развитии кинопроизводства.

Ключевые слова: формы и виды государственной поддержки, игровые, неигровые, анимационные фильмы, институциональный регулятор государственной поддержки кинопроизводства, стоимость фильма, кинопроект.

Abstract.

The article is devoted to the analysis of sizes, classification forms and types of state financial support for the creation of various types of fiction, non-fiction and animated films. The article is focused on the analysis of the statutory regulation by institutional entities of the state support amount for the feature films production of social significance, independent films, children's films, debut films. It is justified that the effective use of forms and types of State financial support is possible on the basis of constant monitoring of the results of film companies activities, the Film Foundation and the Ministry of Culture. The sequence of creation of optimal institutional norms and forms of state support for manufacturers of all types of films has been determined. The role of educational institutions of cinematography in the socio-economic development of filmmaking is revealed.

Key words: forms and types of state support, fiction, non-fiction, animated films, institutional regulator of state support for film production, the cost of the film, film project.

Целесообразность проведения анализа объемов, форм и видов государственной поддержки производства различных по классификационным характеристикам типов национальных фильмов, получение и использование результатов анализа в практической деятельности и в средне-, долгосрочном социально-экономическом развитии кинопроизводителей обусловлены необходимостью:

• повышения уровня нормативного регулирования институциональными субъектами всех форм и видов предоставления государ-

ственной помощи созданию игровых, неигровых и анимационных фильмов;

• установления недостатков текущей системы государственной финансовой помощи создателям кинопродукции, их устранения посредством реализации комплексных мероприятий организационно-экономического и социального характера.

Для осуществления анализа объемов и классификационных форм и видов государственной поддержки создания различных типов фильмов авторами составлена таблица,

включившая полнометражные социально значимые, авторские и экспериментальные, детские фильмы, фильмы-дебюты. В таблицу включен также этап завершения производства полнометражного кинофильма.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что формы и виды государственной поддержки национальных фильмов в России в 2019 г. определяются рядом таких типов кинопродукции, как игровые, неигровые, анимационные фильмы, а также их качественными факторами: продолжительность фильма; стоимость производства кинокартины; фильм-дебют;

специфические характеристики каждого типа создаваемых кинофильмов.

Существенной трансформации подвергаются формы и виды государственной поддержки в зависимости от производства того или иного типа кинопродукции.

Так, например, у анимационных фильмов короткого метра, сериалов и циклов, фильмов-дебютов финансовые размеры государственной поддержки регламентируются их поминутной стоимостью. А у неигровых фильмов в расчет берется количество и дальность киноэкспедиций, количество кинохроники,

Таблица

Размеры, классификационные формы и виды государственной финансовой поддержки различных типов национальных фильмов в 2019 г.

Игровые фильмы Неигровые фильмы Анимационные фильмы

Полнометражные социально значимые (во-енно-историче-ские, сложно-постановочные) фильмы 70 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Неигровые ко-роткометраж-ные фильмы (20-45 минут) В зависимости от продолжительности от 1 млн руб. до 2,2 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Короткометражные 250 тыс. руб. за минуту (2/3 стоимости фильма)

Полнометражные авторские и экспериментальные фильмы 40 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Научно-популярные фильмы (39-44 мин) 3 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Сериалы и циклы (более двух фильмов) 200 тыс. руб. за минуту (2/3 стоимости фильма)

Фильмы-дебюты 25 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Фильмы-дебюты 1 млн руб. 2/3 стоимости фильма) Фильмы-дебюты 200 тыс. руб. за минуту (2/3 стоимости фильма)

Полнометражные детские фильмы 70 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Полнометражные фильмы 3 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Полнометражные фильмы 50 млн руб. (2/3 стоимости фильма)

Завершение производства полнометражного фильма 15 млн руб. Неигровые спецпроекты 2-8 млн руб. (2/3 стоимости фильма) Иные принципы государственной финансовой поддержки кинопроизводства не предусмотрены

Примечание: таблица составлена автором на основе данных [1; 2].

интенсивность использования анимации и реконструкции [2].

Формы и виды государственной поддержки в настоящее время дифференцированы не только по типам кинофильмов, но и по их классификационным видам.

Классификационному признаку «Полнометражный социально значимый фильм игрового типа» в действующей финансовой государственной поддержке соответствует размер средств 70 млн руб., что составляет две трети от стоимости одного игрового фильма. Неигровым типам короткометражных фильмов продолжительностью 20-45 минут объем государственной поддержки определяется, исходя из продолжительности показа, и составляет 1 и 2,2 млн руб. (две трети от бюджета фильма). Объем выделения государством финансовых средств на производство анимационных короткометражных кинокартин также устанавливается по нормативу времени показа этих социально значимых фильмов, равного 250 тыс. руб. за одну минуту, но не более 2/3 стоимости производства фильма.

Аналогичный подход нормативной дифференциации выделяемых объемов финансовой государственной поддержки применяется в настоящее время и в процессе создания полнометражных авторских и экспериментальных, полнометражных детских фильмов, фильмов-дебютов, завершения полнометражных кинокартин игрового, неигрового, анимационного типов. При этом размер государственных финансовых средств на создание их классификационных составляющих соответствует конкретному нормативному виду выделения размера государственной поддержки, исходя из их социальной значимости, времени показа и бюджета кинокартины.

В этой связи отметим то, что отсутствие для некоторых классификационных видов фильмов неигровых типов некоторых форм государственной поддержки (нормативы времени показа) с точки зрения необходимости соблюдения принципа разнообразия государственной поддержки является, по нашему мнению, недостатком, так как может

приводить к неполной транспарентности и снижению эффективности использования финансовых средств в рамках осуществляемой государственной поддержки. Так, на этапе планирования съемочного процесса возникают трудности обоснования - сколько конкретно киноэкспедиций за пределы региона нахождения киностудии необходимо осуществить и какой у них должен быть километраж, чтобы это удовлетворяло условиям той или иной формы и вида государственной поддержки. При этом каждый документальный фильм должен выступать реальным претендентом на установленный норматив финансирования государства.

Нормативное регламентирование кинопроизводства, как вид частичного финансирования, подразумевающего максимально возможное выделение средств в размере 2/3 от стоимости создаваемого фильма, в настоящее время выступает основной формой государственной поддержки. Такое уравнивание игрового, документального и анимационного типа кино, по нашему мнению, не может быть достаточно эффективным использованием государственных финансовых средств. В том случае, если государство считает определенные темы тех или иных типов фильмов социально значимыми или ключевыми для поддержки в 2019 г., то размер частичного финансирования таких тем целесообразно было бы поднять до 3/4 от стоимости фильма.

Нормативная регламентация государственной финансовой поддержки игровых, неигровых и анимационных типов фильмов действует с 18.03.2019 и представляет незначительно измененные нормы господдержки 2018 г. Так, согласно приказу Министерства культуры РФ от 22 февраля 2018 г. № 171 «Об основных принципах государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2018 году», а также приложению к приказу Минкультуры России от 22 февраля 2018 г. № 171, полнометражные детские фильмы могли получать не более 50 млн руб. (70 млн руб. в 2019 г.), неигровые научно-популярные фильмы длительностью показа 39-44 минут

могли получать не более 2,3 млн руб. (3 млн руб. в 2019 г.).

Осуществленные в 2019 г. в нормативном регулировании форм и видов государственной финансовой поддержки кинопроизводства, незначительные изменения, на наш взгляд, недостаточны. Эффективное использование всех форм и видов государственной поддержки создания национальных фильмов возможно только на основе постоянного мониторинга результатов деятельности кинокомпаний, Фонда кино и Министерства культуры РФ.

Размеры максимально допустимой государственной финансовой поддержки необходимо актуализировать в каждом из ее форм и видов в соответствии с действующими темпами инфляции, которая в 2019 г., по данным Росстата, составила 4,3% [3]. Важно с экономической точки зрения учитывать удорожание процесса кинопроизводства и осуществлять его финансовую поддержку в соответствии с указанными затратами на создание кинофильмов.

Министерству культуры РФ, как институциональному регулятору государственной поддержки, совместно с крупными участниками рынка, авторы считают целесообразным разработать нормативы затрат на аренду оборудования, на выездные съемки и киноэкспедиции, а также на изготовление декораций и иные ключевые статьи затрат в целях оптимизации финансово-ресурсной возможности государственной поддержки создания того или иного национального фильма, несущего данные затраты.

В соответствии с устанавливаемыми институциональными нормами государственной финансовой поддержки кинопроизводства должен осуществляться мониторинг изменения цен на услуги и коррекция приемлемых норм размеров финансирования кинопроизводства, включающего в свои статьи затрат перечисленные выше виды деятельности [4].

Последовательность создания оптимальных институциональных норм по видам и формам государственной финансовой поддержки для каждого из типов игровых, неигровых и ани-

мационных кинофильмов, по мнению авторов, должна включать в себя:

• анализ статистической информации о статьях затрат крупнейших отечественных национальных фильмов за последние 3-5 лет, позволяющий определить среднестатистическое распределение государственной финансовой поддержки игровых, неигровых и анимационных типов фильмов на показатели, которые в дальнейшем могут быть более детально изложены и использованы в процессе обоснования создаваемых норм по всем формам и видам государственной финансовой поддержки кинопроизводства;

• определение структурных долей осуществляемых статей расходов в общей стоимости фильма, а также основных фирм-поставщиков кинозрелищных услуг для кинопроизводителей;

• мониторинг рыночных цен и стоимостей изучаемых компаний-поставщиков услуг кинопоказа и следующий по его результатам расчет средних цен (по городам, регионам, стране в целом);

• установление с помощью математических, статистических, экспертных методов экономически целесообразные (оптимальные) размеры государственного финансирования и организационной помощи кинопроизводству;

• использование полученных результатов в формах и видах государственной финансовой поддержки создания фильмов на основе институциональной нормативной регламентации;

• расчет индекса ежегодного мониторинга и корректировка как количественных норм и объемов по всем формам и видам государственной поддержки, так и качественных показателей эффективности кинопроизводства в соответствии с экономическими, социальными, политическими и культурными изменениями в киноиндустрии.

В действующих объемах (размерах) предоставляемых форм и видов государственной финансовой поддержки игровых, неигровых и анимационных типов создаваемых фильмов (таблица) не указана возвратность выделяемых средств для кинопроизводства, что

является недостатком текущей системы государственной поддержки, поскольку численные параметры объемов и времени частичной или полной возвратности финансовых средств в средне-, долгосрочном периодах в целевом отношении ориентированы на оптимизацию размеров финансирования кинопроизводства, что, в свою очередь, создает возможность увеличивать объемы государственной поддержки, снижает результаты деятельности теневого сектора экономики кинопроизводства.

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется фильмам-дебютам, которые присутствуют в анализируемых формах и видах государственной поддержки кинопроизводства как 2018, так и 2019 г. в игровых, неигровых и анимационных типах кино. Рост указанного внимания к фильмам-дебютам, на наш взгляд, необходим, поскольку в рыночной экономике по сравнению с опытным начинающий кинематографист - режиссер, продюсер, оператор - в процессе кинопроизводства несет большие финансовые риски. Приток новых творческих и технических специалистов в отрасль кинематографии не должен обходиться без поддержки государства и требует с его стороны особого внимания [5]. Важно отметить и то, что в Федеральном законе от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» отсутствует четкое определение того, какой национальный фильм считается дебютом, а какой режиссер дебютантом [6].

В развитии кинематографической отрасли существенную роль играют учебные заведения, поскольку студенты учебных заведений киноиндустрии, обучающиеся на творческих и технических специальностях, готовятся войти в состав квалифицированных трудовых ресурсов. При этом в процессе обучения создаваемые типы студенческого кино являются свежим и нетрадиционным кинопроизводством, содействующим стратегической ориентации социально-экономического развития киноиндустрии. Поэтому дополнительное создание институциональных норм в рамках

частно-государственного партнерства содействия развитию студенческого кино должно зарекомендовать себя как в текущем, так и в перспективном периоде деятельности учебных заведений кинематографической отрасли [7].

В настоящее время действующей формой и видом государственной поддержки кинопроизводства следует выделять студенческое кино как отдельный подвид дебютного кино с использованием специальных форм и видов его государственной поддержки.

Наряду с этим, Министерство культуры РФ могло бы осуществлять такую форму государственной поддержки, как выделение средств для таких государственных кинематографических вузов и киношкол, как Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Всероссийский государственный институт кинематографии и прочие учебные заведения, где на основе питчингов, государственных комиссий и конкурсов студентам предоставляется возможность частичного финансирования их кинопроектов.

Вполне реально также создание сквозной системы оценки студенческих проектов, в которой на каждый кинопроект определяется возможность получения государственной поддержки сначала на уровне учебного заведения, потом в рамках региональных конкурсов, а также всероссийских конкурсов. Более того, вполне возможно развить данный кинопроект в будущем и проводить студенческие международные конкурсы и фестивали.

На институциональные субъекты регулирования норм для различных форм и видов финансовой поддержки кинопроизводства целесообразно возложение функции решения задачи создания площадки, способной активизировать практические навыки создания кинопроекта у студентов. В этом случае особо важные киноработы на социально значимые темы становятся объектом пристального внимания кинокритиков, кинопрессы, участников киноиндустрии. Поэтому будущим кинематографистам в среднесрочной перспективе будет проще преодолеть барьер вхождения в профессию и налаживать профессиональные

связи, что способствует социально-экономическому развитию киноотрасли, поднимает престиж государства в глазах молодежи.

Задача государства в процессе реализации данной формы финансовой поддержки заключается как в эффективном становлении какого-то одного конкретного, целевого кинопроекта, так и в создании системы стратегического планирования социально-экономического развития отрасли, где присутствует большой шанс взращивания целого ряда профессионалов-кинематографистов, в совершенстве владеющих техническими и творческими составляющими профессии, в том числе и за счет практического опыта [8; 9; 10].

Таким образом, результаты анализа размеров, действующих классификационных форм и видов государственной финансовой под-

держки различных типов создаваемых отечественных типов кинофильмов свидетельствуют о необходимости: соблюдения принципа разнообразия форм и видов государственной поддержки; транспарентности устанавливаемых институциональными субъектами норм и правил предоставления кинопроизводителям финансовой поддержки в зависимости от стоимости (бюджета), времени показа фильма; приведения в соответствие и оптимизация норм затрат на производство фильмов с учетом выделяемых объемов финансовых средств государственной поддержки создаваемых социально значимых фильмов; развития студенческого кино, создания сквозной системы оценки социальной и экономической эффективности студенческих кинопроектов, взращивания контингента молодых профессионалов кинопроизводства.

Список литературы

1. Приказ Министерства культуры от 22.02.2018 № 171 «Об основных принципах государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2018 г.» URL: http:// docs.cntd.ru/document/542619643 (дата обращения: 30.08.2019).

2. Приказ Министерства культуры РФ от 07.02.2019 № 120 «Об основных принципах государственной поддержки кинопроизводства в 2019 году». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/72090336/ 542619643 (дата обращения: 03.09.2019).

3. Федеральная служба государственной статистики. Об индексе потребительских цен в декабре 2018 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW.exe/ Stg/d04/1. htm. (дата обращения: 03.09.2019).

4. Колобова Е. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций кинопоказа: монография. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. 228 с.

5. Кроливецкий Э. Н., Смирнов К. Б. Факторы и комплексные меры влияния на повышение качества и эффективности кинопроизводства // Петербургский экономический журнал. 2018. № 2. С. 103-108.

6. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11454/ (дата обращения: 03.09.2019).

7. Смирнов К. Б., Еникеева Л. А. Реализация отечественных кинопроектов в рамках виртуального государственно-частного партнерства // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно-

практической конференции (3 декабря 2016 г., г. Челябинск). Уфа: РИО МЦИИ Омега Сайнс, 2016. С. 120-121.

8. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 271 с.

9. Формирование региональных механизмов реализации государственной культурной политики Российской Федарации в современных условиях: монография / Байков Е. А., Благова И. Ю. и др.; под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: СПбГИКиТ, 2017. 216 с.

10. Евменов А. Д., Попова М. И. Результативно-ориентированные методы управления творческими проектами в сфере культуры, искусства и кинематографии // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 6-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.