Научная статья на тему 'Система реализации коррекционно-развивающего процесса в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ'

Система реализации коррекционно-развивающего процесса в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместное обучение / специальное сопровождение обучающихся / дополнительные общеобразовательные программы / collaborative learning / special support for students / additional general educational programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Марина Николаевна

В статье рассматривается организация системы обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах, создание специальных условий для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшкова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF CORRECTIVE AND DEVELOPING PROCESS IN SPEECH THERAPY OF FISABLED STUDENTS

The article considers the organization of the system of training and education of primary schoolchildren with special educational needs and the creation of special conditions for successful development of the additional education programs

Текст научной работы на тему «Система реализации коррекционно-развивающего процесса в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ»

УДК 376.1

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Горшкова Марина Николаевна.

г. Новосибирск, МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением литературы и математики, учитель-логопед, manikgor@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается организация системы обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах, создание специальных условий для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Ключевые слова: совместное обучение, специальное сопровождение обучающихся, дополнительные общеобразовательные программы.

THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF CORRECTIVE AND DEVELOPING PROCESS IN SPEECH THERAPY OF FISABLED STUDENTS

Gorshkova Marina Nikolaevna.

Novosibirsk, SCHOOL № 182 with in-depth study of literature and mathematics, teacher-speech therapist, manikgor@mail.ru.

Abstract. The article considers the organization of the system of training and education of primary schoolchildren with special educational needs and the creation of special conditions for successful development of the additional education programs.

Key words: collaborative learning, special support for students, additional general educational programs.

Особое место в современном отечественном образовательном процессе отводится обеспечению условий для предоставления всем обучающимся доступного и качественного образования, гарантирующего право обучающихся на осуществление равных образовательных возможностей.

В настоящее время увеличивается количество детей с ОВЗ, поступающих в общеобразовательные учреждения. «В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%» [2]. Создание специальных условий обучения гарантирует доступность школьного образования для обучающихся с ОВЗ.

Сегодня массовые школы в нашей стране нацелены на обеспечение успешной социализации детей с ОВЗ. Количество таких детей не уменьшается год от года. «По данным анализа состояния системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в Новосибирской области создано 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в которых обучается 3547 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, из них 59% - в школах-

интернатах, обучается инклюзивно в общеобразовательных организациях 3621 человек» [4].

Модернизация российского образования позволит за шесть лет 70% детей с ограниченными возможностями здоровья обучать по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий [3].

Благодаря модернизации современного образования, дети с ОВЗ получили доступ к совместному обучению со сверстниками. Так, на примере одной из школ города Новосибирска на начало этого учебного года 12 обучающихся с ОВЗ с нормой интеллекта, ближе к возрастной норме. Как видно из таблицы 1 составило: слабослышащие и позднооглохшие - 1/7%; нарушения речи - 6/38%; нарушения опорно-двигательного аппарата - 1/7%; задержка психического развития - 4/27%.

Как показано на рисунке 1, эти обучающиеся имеют потенциальные возможности для усвоения общеобразовательной программы.

Существует и другая группа обучающихся с ограниченными особенностями здоровья, к ним относятся дети с задержкой психического характера. Так, на примере одной из школ города Новосибирска на начало этого учебного года 3 обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития, умственной отсталостью. Как видно из таблицы 1 это учащиеся: с нарушением речи - 1/7%; задержка психического развития - 1/7%; умственная отсталость - 1/7%. Как видно из рисунка 2, это дети с низким уровнем обучаемости, у них отмечается незрелость нервной системы, отклонения в интеллектуальной сфере.

Таблица 1

Данные количества обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах

(в %)

Обучающиеся с нормой интеллекта, ближе к возрастной норме Обучающиеся с задержкой психического развития, умственной отсталостью

Класс Слабослыша щие и юзднооглохш ие, (чел/%) Нарушен ия речи, (чел/%) Нарушения опорно-двигательно го аппарата, (чел/%) Задержка психическо го развития, (чел/%) Нарушен ия речи, (чел/%) Задержка психическог о развития, (чел/%) Умственн ая отсталост ь, (чел/%)

1 4/26%

2 1/7%

3 1/6% 2/13% 1/7%

4 1/6% 1/7% 1/7% 1/7%

5 1/7%

8 1/7%

Итого 1/7% 6/38% 1/7% 4/27% 1/7% 1/7% 1/7%

В настоящее время общеобразовательные школы обеспечивают не только общеразвивающее, но и коррекционно-развивающее обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С появлением интегрированного обучения и воспитания роль специального сопровождения учителя и воспитателя многократно возросла, а также поменялись и методы обучения и воспитания. Теперь обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных школах ведётся всем педагогическим коллективом: учителями-предметниками и классным руководителем, педагогом-психологом и учителем-логопедом.

В общеобразовательной школе уделяется особое внимание организации психолого-педагогической, коррекционно-логопедической и социально-психологической помощи школьникам.

Как видно из рисунка 2, интегрированное обучение ребенка с ОВЗ ведется по определенной системе и последовательности работы всех специалистов. Для создания единого образовательного пространства в школах создаются специальные условия и по адаптированным образовательным программам обучения и воспитания на каждого ребенка с ОВЗ, организовано совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

В процессе обучения и воспитания обучающиеся с ОВЗ включены в систему коррекционных мероприятий. Отклонения в интеллектуальной сфере у детей приводят к трудностям обучения из-за незрелости их нервной системы. При индивидуальном подходе всех специалистов комплексной психокоррекции, коррекционно-логопедической помощи и поддержке в обучении эти отклонения корректируются.

Как показано на рисунке 3, таким детям требуются специалисты сопровождения: учителя-дефектологи, специальные психологи, специалисты ЛФК, педагоги-воспитатели, без помощи которых невозможна интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рис. 1. Характерные особенности детей с задержкой психического и

физического развития

Нарушение представлений о своем теле

г

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Л

V

Нарушение ориентации в пространстве и времени

Недостаточный самоконтроль

• гиперактивность (включая

речевую),

• моторная неловкость,

• апраксия,

• зрительно - моторная

дискоординация,

нарушение латерализации

истощаемое внимание, неспособность сосредоточиться, трудность привлечения внимания, застреваемость, персеверации, слабое развитие долговременной памяти (слухового и зрительного внимания и памяти), нарушения восприятия, нарушения вербально - логического мышления,

эмоциональная неустойчивость

Рис. 2. Характерные особенности детей с ограниченными возможностями

здоровья

Рис. 3. Специалисты, обеспечивающие педагогическое сопровождение и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья

Совместная координированная работа и взаимодействие учреждений образования, педагогов, специалистов психолого-медицинско-педагогической помощи, учреждений социальной помощи и социального обслуживания населения, увеличивает качество и доступность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, одним из условий мер социальной поддержки детей с ОВЗ становится создание психолого-педагогической службой процесса активного взаимодействия участников образовательных отношений для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением работы становится помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ - психолого-педагогическая и информационно-просветительская.

В современном обществе стремительно растёт и обновляется объём информационных ресурсов, новые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуются через специальные образовательные условия, которые создает общеобразовательное учреждение.

Национальные проекты способствуют максимальному обеспечению одинаковых образовательных возможностей для всех обучающихся общеобразовательных учреждений, чему содействует использование новых дистанционных технологий, которые способствуют непрерывному дистанционному обучению с использованием современных технических средств, что обеспечивает доступ к образовательным ресурсам детям с ограниченными возможностями здоровья. Вся работа в общеобразовательных организациях по обучению детей с ОВЗ ведется по адаптированным образовательным программам.

Модернизация современного образования предусматривает систему непрерывного дистанционного обучения с использованием современных ИКТ-технологий, что обеспечивает доступ к образовательным ресурсам детям с ограниченными возможностями здоровья.

Примером использования современных информационно-

коммуникационных технологий в интегрированном обучении может служить учащаяся школы № 182 г. Новосибирска, Инна Р., 16 лет, диагноз дизартрия, обусловленная ДЦП, обучаемая на дому, включенная в программу дистанционного обучения детей инвалидов Новосибирской области.

Таким детям очень сложно приспособиться к школьным требованиям и участию в работе класса. У некоторых учащихся уровень умственного развития отстает от возрастной нормы сверстников и им бывает гораздо сложнее осваивать учебную программу. Заведомо трудные задания не стимулируют ребенка с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей работе. Использование на уроке для такого ребенка более эмоциональных, интересных заданий, изменения вида работы стимулируют интерес к учебному процессу.

Как правило, детям с ограниченными особенностями здоровья на уроках сложно подчиняться дисциплинарным требованиям. Им свойственны трудности переключения внимания, застреваемость на каком-то одном задании, этим учащимся на уроках постоянно нужна помощь учителя.

Например, Никита И., учащийся IV класса школы № 182 г. Новосибирска, в классе испытывает трудности при написании под диктовку логопедического

диктанта одновременно со своими сверстниками, не успевает за общим темпом, его почерк неряшливый. Мальчика приходится приглашать в логопедический кабинет, где учащийся пишет медленнее и сосредоточеннее, повторяя вслух несколько раз одну и ту же фразу в нужном для него темпе. С включением в занятия психомоторных упражнений у школьника стали появляться первые успехи на письме, он стал более усидчивым, менее нервозным.

Зачастую учителю приходится во время урока не только обучать всех детей, но и корректировать поведение, нарушенное учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям нужно особое стимулирование учебного процесса. К концу урока они быстро утомляются, не сосредоточены, часто не могут выполнить сложное задание, становятся отвлекаемыми. Такие дети с трудом контролируют свою активность и поведение, в целом не обладают способностью к самоконтролю.

К примеру, Степе А., учащемуся I класса школы № 182 г. Новосибирска, очень сложно справляться с заданиями учителя. На уроке он часто отвлекается, поворачивается к соседу, много говорит, не справляется с заданиями учителя; не успевая за одноклассниками, начинает кидать ручки, карандаши и отказывается работать дальше. В логопедическом кабинете тоже заниматься не хочет, но в то же время у учителя-логопеда при индивидуальном подходе к нему этот ребенок выполняет те же задания: выписывает «крючки», элементы букв, дифференцирует их по оптическому сходству, соотносит их, сравнивает вверх - вниз, вправо -влево и т. д. После включения в структуру занятия нейропсихологических упражнений на развитие I, II и III блоков мозга постепенно, не сразу учащийся стал работать в группе, появился интерес к занятиям.

Таким образом, в настоящее время перед всем педагогическим сообществом ставится стратегический заказ общества и государства об интегрированном обучении детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в интегрированном обучении в общеобразовательной школе в среде сверстников. Осуществляя работу по охвату дополнительным образованием 70% детей с ограниченными возможностями здоровья обучая по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Библиографический список:

1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.

2. Малофеев Н.Н. и др. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс]. - URL: https://alldef. ru/ru/articles/almanah- 13/edinaj a-koncepcij a- specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 17.10.2019).

3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 17.10.2019).

4. Одинокова Н.А. К вопросу о проблеме включения детей с комплексными нарушениями в среду здоровых сверстников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 59-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.