Научная статья на тему 'Организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общей и специальной (коррекционной) системе'

Организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общей и специальной (коррекционной) системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3342
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ / TRAINING / EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / CORRECTION / DEVELOPMENT VIOLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова В. В.

Рассматриваются традиционные и инновационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Излагается позиция автора по вопросу обеспечения необходимых условий организации учебного процесса при разнообразных его формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL FORMS OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE GENERAL AND SPECIAL (CORRECTIONAL) SYSTEM

This article is about traditional and innovative forms of education of children with disabilities. The author explains us his opinion about providing necessary conditions for the educational process in its various forms.

Текст научной работы на тему «Организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общей и специальной (коррекционной) системе»

тации студентов туристского вуза. Рассмотренные нами педагогические условия имеют в совокупности все признаки комплекса, и мы можем говорить о комплексе педагогических условий формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 1-2-е изд. Казань: Центр иннова-

ционных технологий, 2000.

2. Дуранов И.М., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996.

3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.

4. Найн А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1995. № 5. С. 44-49.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) СИСТЕМЕ

В.В. ВОРОНКОВА, доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой дефектологии ГОУ Педагогическая академия последипломного образования Московской области, г. Москва 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.03 - Коррекционная педагогика

Voronkova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются традиционные и инновационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Излагается позиция автора по вопросу обеспечения необходимых условий организации учебного процесса при разнообразных его формах.

Ключевые слова: обучение, воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, нарушение развития.

THE ORGANIZATIONAL FORMS OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE GENERAL AND SPECIAL (CORRECTIONAL) SYSTEM

V.V. VORONKOVA, doctor of pedagogical sciences, professor manager of chair of defect ology of Pedagogic public educational institution academy postdegree formation of the Moscow region, Moscow

Annotation. This article is about traditional and innovative forms of education of children with disabilities. The author explains us his opinion about providing necessary conditions for the educational process in its various forms.

Keywords: training, education, children with disabilities, correction, development violation.

В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусмотрено широкое разнообразие организационных форм обучения:

♦ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I—VIII видов;

♦ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты I—VIII видов;

♦ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей I—VIII видов;

♦ коррекционные классы VII—VIII видов в общеобразовательных школах;

♦ обучение на дому;

♦ интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в среде нормально развивающихся сверстников.

Постоянно возникают, проходят апробацию новые формы обучения, такие как:

♦ дистанционное,

школа надомного обучения,

♦ обучение надомников малыми группами с частичным пребыванием в условиях школы и др.

Некоторые организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются традиционными в общей системе специального образования, прошедшими длительную апробацию и зарекомендовавшими себя как наиболее оптимальные и эффективные для решения вопроса обучения, воспитания, трудовой подготовки таких детей к самостоятельной жизни, т.е. интеграции в современный социум. Другие формы обучения, вызванные новыми экономическими условиями, а также техническими достижениями, нашедшими применение в области образования, требуют экспериментальной проверки, особенно в отношении вопроса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Медицинский принцип «не навреди» непосредственно касается этой категории обучающихся.

Обусловлено это тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют физические и (или) психические недостатки, которые ведут к изменениям в развитии. Изменения или нарушения развития являются следствиями этих недостатков и проявляются своеобразно при каждом недостатке. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью. Особую категорию детей составляют дети со сложными или комплексными нарушениями развития. К ним относятся дети, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения (например, гиперактивные, аутичные и др.), с сочетанием двух сенсорных нарушений (глухие и слепые), сенсорных нарушений и умственной отсталости, с выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной степенью умственной отсталости) и др.

Можно сказать, что процесс формирования у одних детей сенсорного опыта, у других речевого, умственного и физического развития, у всех коррекции вторичных отклонений психофизического развития, становления личности в целом, которые имеют свои особенности, не позволяют им получать знания в общеобразовательной (массовой) школе наряду с их здоровыми сверстниками. Для их обучения требуется применение специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебных мероприятий, специальных для каждой категории технических средств по исправлению недостатков развития. Правильно организованная система, содержание, методы и условия обучения и воспитания, являются важными средствами, направленными на коррекцию и компенсацию недостатков их развития.

Говоря об общем образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать, что среди них встречаются дети, которые могут учиться в общеобразовательных (массовых) школах в соот-

ветствии с требованиями ФГОС при оказании им индивидуальной коррекционной помощи, другие только при создании специальных образовательных условий. Для большинства детей с ОВЗ условия обучения в общеобразовательных (массовых) школах являются неприемлемыми, для некоторых невозможными.

В условиях специального (коррекционного) обучения некоторые дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата имеют возможность получить не только полное среднее образование, но и в дальнейшем высшее. Другим доступно только основное образование, третьи, особенно при наличии умственной отсталости, могут овладеть знаниями в весьма ограниченном объеме. Умственно отсталые дети, вследствие поражения ЦНС, не могут овладеть объемом даже начального общего образования. Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости могут получить общеобразовательную подготовку в объеме, соответствующем их интеллектуальным возможностям, позволяющим им достаточно успешно адаптироваться в современном социуме. Кроме того, они могут иметь определенные достижения в других сферах продуктивной деятельности и получить трудовую подготовку на элементарном профессиональном уровне. Дети с умеренной степенью умственной отсталости способны овладеть лишь первоначальными навыками чтения, письма и счета, простейшими профессионально-трудовыми навыками, а также гигиеническими и элементарно бытовыми.

Говоря о разных организационных формах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, следует иметь в виду, что каждая из перечисленных форм имеет право на существование. Вопрос касается того, при какой форме действительно обеспечивается образование таких разных по своим возможностям и потребностям категорий детей.

В общеобразовательной (массовой) школе обучаются дети с некоторыми речевыми нарушениями (как правило, с ФФН). У одних из них речевые нарушения были преодолены в дошкольном возрасте, у других они продолжают проявляться и в процессе обучения, причем количество таких детей не уменьшается, а увеличивается. Но и те, и другие остаются в зоне риска по успешности обучения, особенно в овладении чтением и русским языком, поэтому требуют постоянной логопедической коррекции и индивидуального подхода со стороны учителя. Индивидуального подхода требуют также дети с задержкой психического развития, некоторые из которых также обучаются в общеобразовательной школе. Но это не особая организационная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а общепринятая, которая всегда существовала. В настоящее время вопрос стоит о другой организационной форме обучения, которая рассматривается как интегрированная и/или инклюзивная, при которой предполагается включе-

ние детей с ОВЗ в совместное с нормально развивающимися сверстниками обучение.

В соответствии с международными документами, инклюзивное образование рассматривается достаточно широко в плане, например, нарушения прав личности по половым, национальным, расовым и другим признакам, при которых ущемляются права женщин, детей, национальных меньшинств и т.д., в том числе и детей с ОВЗ на получение образования. В основном, ставится вопрос об обязательном начальном образовании для всех. Как мы знаем, у нас вопрос о нарушении прав личности на получение образования рассматривается только по отношению к детям с ОВЗ, которые по разным, в том числе и медицинским показаниям, не могут обучаться в среде нормально развивающихся сверстников. Они получают такое же образование в специальных (коррекционных), но так же общеобразовательных школах. Главным образом вопрос поднимают родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, родители детей с синдромом Дауна. Как ни парадоксально, к этому призывают наши иностранные коллеги, которые раньше приезжали перенимать наш отечественный опыт обучения этих детей, а также не специалисты, но решающие многие вопросы, в том числе и в области образования.

Несомненно, некоторые из детей даже с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, вполне могут учиться в общеобразовательной (массовой) школе, но это не инклюзивное образование. Другое дело, если дети с ОВЗ могут овладеть программой общеобразовательной (массовой) школы в соответствии с ФГОС, но при создании специальных условий, им необходимо предоставлять эти условия, т.е. безбарьерную среду. Такую организационную форму обучения, несомненно, можно рассматривать как инклюзивное образование. То обучение, которое сейчас предоставляют детям с ОВЗ некоторые общеобразовательные (массовые) школы, особенно в отношении детей, чьи интеллектуальные возможности не позволяют им овладеть программой общего образования, можно назвать «псевдоинклюзией». Школы, которые берутся обучать детей с ОВЗ, если для этого есть основания, например в сельской местности, в которой нет коррекционной школы, должны лицензироваться на получение этого права, т.е. в них должны создаваться соответствующие условия получения образования каждой из перечисленных категорий. Родители детей с ОВЗ должны знать, что кроме прав, у них еще есть и обязанности предоставлять своим детям образование, соответствующее их возможностям.

Рассмотрим, какие образовательные условия необходимы для всех категорий детей с ОВЗ, развитие которых своеобразно и специфично по сравнению с нормально развивающимися детьми. На начало школьного обуче-

ния все категории детей с ОВЗ имеют ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, разной степени выраженности недостатки в развитии моторики, низкую познавательную активность, замедленное восприятие. Имеющиеся недостатки в развитии речи своеобразно проявляются у детей разных категорий. Отклонения в развитии личности характеризуются повышенной зависимостью от окружающих.

При всей специфичности и своеобразии развития детей с ограниченными возможностями здоровья задачи их обучения аналогичны подобным задачам в общей школе. Общность цели, стоящей перед общеобразовательной и специальной (коррекционной) школой заключается в необходимости обеспечения обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с общепринятыми нормами поведения; подготовки к труду и самостоятельной жизни в обществе одних, а другим — обеспечение достаточного жизненного уровня и развития в пределах их возможностей и потребностей. В общеобразовательной (массовой) школе эти задачи решаются в согласовании с общественными запросами, способностями, интересами, творческим потенциалом детей. Для достижения же тех же результатов детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы совершенно особые средства, условия осуществления равных гарантированных прав. Кроме того, должны учитываться и возможности реальной личности.

Индивидуализированные условия, без которых невозможно или затруднено обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья, в каких бы организационных формах оно не осуществлялось, включают наличие:

научно обоснованных, экспериментально проверенных образовательных программ;

нового или скорректированного содержания учебных предметов;

специфических методов и приемов обучения; технических средств; доступной среды жизнедеятельности; специально подготовленных педагогов; медицинских, социальных и иных услуг.

Экспериментальные исследования и богатый опыт дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дает основание утверждать, что он является наиболее эффективным для обучения тех детей, которые по своим возможностям не могут овладеть программой в соответствии с ФГОС. Другие формы обучения должны быть экспериментально обоснованы и апробированы. Нельзя не учитывать, что некоторые формы обучения являются недопустимыми для всех детей, как с выраженными отклонениями в развитии, так и для их нормально развивающихся сверстников. Никакие экономические трудности не могут служить основанием для ухудшения состояния образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.