УДК 373.2
Бибич А.Ю. воспитатель
МБДОУ ЦРР Детский сад № 6 «Березка» г. Красный Сулин, Ростовская область
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-ГО ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
Аннотация: В статье рассматривается теоретический аспект проблемы формирования готовности к совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного художественного творчества, представлены результаты оценки готовности к совместным видам деятельности, описаны методы и приемы работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дети шестого года жизни, совместная деятельность, коллективное художественное творчество.
Bibich A.Y.
teacher Kindergarten N 6 «Berezka», the city of Krasny Sulin, Rostov region
SYSTEM OF WORK ON FORMING READINESS FOR JOINT ACTIVITIES OF CHILDREN OF THE 6TH AGE IN THE PROCESS OF COLLECTIVE ARTISTIC CREATIVITY
Abstract: The article examines the theoretical aspect of the problem of forming readiness for joint activities of older preschool children in the process of collective artistic creativity, presents the results of assessing readiness for joint activities, describes methods and techniques of working with children in a preschool educational organization.
Keywords: children of the sixth year of life, joint activities, collective artistic creativity.
Современные подходы к дошкольному образованию (введение ФОП ДО, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, расширение спектра дополнительных образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, обновления содержания и технологий дошкольного образования, внесение изменений в развивающую среду и др.), подчеркивают важность процесса формирования готовности к совместной деятельности у дошкольников.
Анализ исследований известных ученых (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Казакова, А.А. Грибовская, И.А. Лыкова и др.) показывает, что у старших
дошкольников наблюдается значительный интерес к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, окружающим миром. В работах Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина подчёркивается, что первое самостоятельное взаимодействие со сверстниками начинается у детей в дошкольном возрасте, когда они начинают посещать детский сад. Благодаря тому, что дети проводят много времени вместе, они начинают образовывать свои собственные группы, которые основаны на взаимной симпатии и интересах. Вместе им приходится решать различные задачи и распределять роли в играх и других активностях. Важность умения работать в команде, сотрудничать, конкурировать и взаимодействовать с другими детьми оказывает значительное влияние на социализацию ребенка в будущем.
В настоящее время многие дети испытывают трудности в осуществлении совместной деятельности и общении со сверстниками. Они часто проявляют не внимание к другим людям, их поступкам и желаниям. Это обусловлено недостаточным пониманием правил сотрудничества и отсутствием опыта в эффективных стратегиях поведения в интерактивных ситуациях (Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Л.И. Новикова и др.).
У современных детей часто возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. По словам, А. Горяниной, М.И. Лисиной, это связано со следующими проблемами [3]:
- зависимость от гаджетов (дети дошкольного возраста много проводят времени за мониторами компьютеров, планшетов, и, как следствие -ухудшение навыков общения в реальной жизни);
- перегруженность расписания ребенка (большое количество дополнительных занятий - сокращение времени на общение с друзьями, отсутствие времени на игровые виды деятельности);
- неумение разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе (отсутствие стратегии предотвращение конфликтов - недопонимание среди сверстников, не желание уступать, выслушивать другую точку зрения);
- недостаток внимания (дети могут быть слишком фокусированы на себе и своих потребностях, не обращают должного внимания на эмоции и потребности других людей);
-отсутствие навыков социального взаимодействия (неопытность в общении, дети не имеют достаточного опыта работы в команде и совместных проектах, что затрудняет успешное общение со сверстниками).
Очевидно, что сотрудничество со сверстниками играет ключевую роль в развитии дошкольника, помогает совершенствованию социальных навыков, развивает навыки общения, дети учатся вместе решать проблемы, у них формируются коммуникативные навыки и творческое мышление. Сотрудничество со сверстниками также способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе и умению работать в коллективе. Дети учатся адаптироваться к разным обстоятельствам, находить компромиссы и пути решения, учитывать интересы всех участников группы. Сотрудничество
со сверстниками играет важную роль в подготовке детей к будущей школьной деятельности.
Одной из целей, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 №1155) является стимулирование готовности детей к совместной деятельности со сверстниками, развитие способности к взаимодействию с самими собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром что подчеркивает актуальность проводимого нами исследования. [4]
Проблемам совместной деятельности посвящены исследования Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.И. Уманского и др. Самая подробная теория деятельности изложена в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Малер, Е.А. Стребелевой и др. Проблема вовлечения дошкольников в совместную деятельность со сверстниками исследовалась в рамках организации разнообразных видов детской деятельности (Т.М. Годовикова, Т.И. Зубкова, Т.А. Репина). Вопросами совместной деятельности детей в музыкальном творчестве занимались H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская; в творческой деятельности- Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина; игровой - Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др. Авторы в своих исследованиях подчеркивают, что коллективное творчество позволяет участникам проявить свои таланты и способности, способствует укреплению позитивных взаимоотношений между детьми, способствует формированию дружеских связей и коллективного духа в детской группе. В процессе совместной творческой деятельности дети общаются между собой, учатся находить общий язык и договариваться, чтобы добиться результатов, развивают навыки работы в коллективе, понимая, что успех достигается благодаря усилиям каждого участника. Дети учатся делиться ответственностью за общие дела и за результаты своей работы. Кроме этого, коллективная творческая деятельность позволяет детям узнавать друг о друге больше (интересы, способности, характеры, особенности, потребности, ценности и др.) [1; 2].
Анализ исследований позволил нам сформулировать цель исследования: организация педагогических условий, стимулирующих формирование готовности к совместной деятельности у детей 6-го года жизни. В ходе констатирующего этапа эксперимента были определены критерии оценки готовности к совместной деятельности у детей 6 -го года жизни (мотивационно-когнитивный, эмоционально-ценностный,
деятельностно-практический), подобраны диагностические методики оценки. Количественный анализ результатов эксперимента позволил сделать следующие выводы: высокий уровень готовности к совместной деятельности выявлен у 25% процентов дошкольников, средний - 50% испытуемых, низкий у 25% детей экспериментальной группы. В ходе формирующего этап эксперимента были подобраны игровые методы и приемы, способствующие развитию навыков сотрудничества дошкольников в совместных видах
деятельности, интереса дошкольника к сверстнику по общению, сплочению детского коллектива; разработан перспективный план по формированию готовности к совместной деятельности детей 6-го жизни в процессе коллективного художественного творчества на учебный год. Количественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать следующие выводы: высокий уровень готовности к совместной деятельности выявлен у 65% процентов дошкольников, средний - 35% испытуемых, низкий у 0% детей экспериментальной группы. Качественный анализ показ, наличие у дошкольников экспериментальной группы представлений о совместной деятельности, вариантах поведения в разных видах деятельности; представлений о сверстнике как партнере по совместным видам деятельности; интерес к сверстникам по совместным видам деятельности; желания сотрудничать; владение навыками ведения диалога; согласовывания действий в процессе взаимодействия, бесконфликтности в процессе совместных видов деятельности.
Использованные источники:
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: /Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с
3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А.Г - М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (режим доступа 09.10.2024).