УДК 373:371.311.3:394.2
Белялова М.И. студент
специальность «Дошкольное образование» научный руководитель: Асанова З.Р., к.пед.н.
старший преподаватель кафедра дошкольного образования и педагогики Крымский инженерно-педагогический университет
Россия, г. Симферополь ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация. В статье описывается актуальность работы дошкольного образовательного учреждения, направленной на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, определены критерии и показатели готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками, охарактеризованы уровни, описан диагностический комплекс для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: готовность к совместной деятельности, критерии и показатели готовности дошкольников к совместной деятельности, диагностический комплекс, уровни готовности дошкольников к совместной деятельности.
Belyalova M.I.
student of the specialty «Preschool education» Crimean Engineering and Pedagogical University
Simferopol, Russia Asanova Z.R. candidate ofpedagogical sciences assistant professor of the chair «Preschool education and pedagogy» Crimean Engineering and Pedagogical University
Simferopol, Russia
DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF A HEALTHY LIFESTYLE
OF PRESCHOOLERS
Annotation. The article describes the relevance of the preschool educational institution aimed at the formation of readiness for joint activities with peers, defined criteria and indicators of readiness ofpreschoolers for joint activities with peers, characterized by levels, described diagnostic complex for preschool children.
Key words: readiness for joint activities, criteria and indicators of readiness of preschoolers for joint activities, diagnostic complex, levels of readiness ofpreschoolers for joint activities.
Основной характеристикой социальной ситуации развития в дошкольном детстве становится выход за пределы ближайшего окружения и
развитие общения со сверстниками как новой сферы социальных контактов ребенка. Поступление в дошкольное образовательное учреждение и, как следствие, значительное расширение сферы контактов в этот период создает благоприятные условия для социально-коммуникативного развития ребенка, предполагающего освоение системы ценностных ориентаций, связанных с межличностной коммуникацией, развитие социального и эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков.
В современном дошкольном образовании проблема социально-коммуникативного развития занимает одно из центральных мест. Её актуальность обусловлена необходимостью формирования и развития у детей таких социально важных качеств и коммуникативных умений, которые позволяет ему в дальнейшем успешно функционировать в современном обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» выделена в числе приоритетных направлений развития и образования, определены её основные задачи. Одна из них -формирование готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками [6].
Совместная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который позволяет реализовать детям общую цель, на основе коммуникативного и операционального взаимодействия друг с другом. В психолого-педагогической литературе совместная деятельность рассматривается в качестве одного из важнейших факторов развития ребенка в дошкольном возрасте. Опыт межличностного взаимодействия с другими людьми, приобретаемый в этот период является фундаментом развития личности ребенка. Исследователи в области детской психологии отмечают вклад общения и совместной деятельности с ровесником в развитие различных сфер личности ребенка: этической, познавательной, самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.
Готовность личности к совместной деятельности не является изначально заданным образованием. Готовность как психолого-педагогическая категория представляет собой свойство, которое развивается в результате накопления жизненного опыта, основанного на формировании позитивного отношения к совместной деятельности, осознании мотивов и потребностей в ней, объективизации ее предмета и способов взаимодействия с ним [2; 118].
К числу важнейших факторов социально-коммуникативного развития детей относят социально-образовательную среду дошкольного образовательного учреждения [1]. Организация социально-образовательной среды, способствующей формированию готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками, предполагает создание педагогических условий взаимодействия ребёнка с другими детьми, организации в процессе их общения деятельности, в которой вырабатываются и закрепляются социально одобряемые модели
коммуникативного поведения. Таким образом, овладение детьми дошкольного возраста практикой совместной деятельности происходит последовательно, и решающую роль в этом процессе играет педагог.
Для оценки эффективности педагогических воздействий, направленных на формирование готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками, необходимо располагать результатами диагностики уровня сформированности данного свойства у детей. Возможность проведения такой диагностики предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [6].
Подготовительный этап диагностической работы предполагает решение исследователем двух задач:
1) определить критерии и показатели готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками;
2) подобрать диагностический материал.
На основании теоретических сведений об основных признаках совместной деятельности (Н.И. Шевандрин, Л.И. Уманский), генезисе совместной деятельности в дошкольном возрасте (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, A.A. Рояк, Р.Б. Стеркина, Р.К.Терещук, Е.О. Смирнова, М.П. Галигузова), а также исходя из психолого-педагогического понимания категории «готовность» (В.Ф. Жукова), определим критерии готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками и соответствующие им показатели.
1. Когнитивный критерий - включает представления детей о сверстнике как о возможном партнере совместной деятельности, а также обобщенные представления детей о совместной деятельности, то есть знание правил и способов её осуществления. Показателями данного критерия являются полнота/отсутствие представлений детей о сверстнике как о возможном партнере совместной деятельности, полнота/отсутствие знаний правил и способов осуществления совместной деятельности.
2. Эмоционально-ценностный критерий - наличие интереса к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности; показатель -наличие/отсутствие интереса к сверстнику.
3. Деятельностный критерий - проявление коммуникативных качеств (эмпатийность, доброжелательность, инициативность, открытость в общении, безконфликтность в аргументации своей позиции) и применение коммуникативных умений, необходимых для осуществления продуктивной совместной деятельности (организационные, перцептивные и оперативные); показатели - наличие/отсутствие в поведении проявлений необходимых для совместной деятельности коммуникативных качеств и умений.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены методики, которые могут успешно применяться для оценки готовности старших дошкольников к совместной деятельности со сверстниками по вышеуказанным критериям.
1. Методики, направленные на выявление представлений детей о сверстнике как возможном партнере совместной деятельности, правилах и способах сотрудничества методом диагностических ситуаций. С этой целью детям для решения могут быть предложены условные ситуации:
- «Листопад» - в данной методике диагностическим материалом является картинка с изображением группы детей, вместе убирающих осеннюю листву в парке;
- «Строим мост» - в этой ситуации акцент делается на уточнении умений детей вести деловой диалог в процессе взаимодействия;
- «Праздничная открытка» - содержание этой ситуации раскрывает представления детей о процессе парного сотрудничества на примере выполнения задания по аппликации;
- «Составим картинку» - данная ситуация предполагает, что каждый ребенок - участник деятельности выполняет свою работу индивидуально (составляет из разрозненных картинок половину целого изображения) и на завершающем этапе участники объединяют свои элементы в общую композицию.
При оценке ответов детей на вопросы, предложенные в описанных ситуациях, следует ориентироваться на следующие показатели:
1) адекватность представлений детей о правилах и способах сотрудничества, что значит соответствие содержания представлений существующим социальным нормам и их объем;
2) осознанность, то есть соответствие детских представлений о правилах и способах сотрудничества поставленным в содержании ситуаций задачам;
3) доказательность, или умение обосновать, аргументировать, соотносить определенную ситуацию сотрудничества и необходимость применения в ней того или иного правила.
2. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Цель - изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Исследование проводится в виде игры, для проведения которой детям, сидящим парами, предлагают рукавички, вырезанные из бумаги, и одинаковые наборы цветных карандашей. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям необходимо украсить рукавички так, чтобы получилась пара. Выполненные парами детей работы, а также результаты наблюдений за поведением детей в ходе выполнения задания позволяют исследователю получить следующую информацию:
- продуктивность совместной деятельности;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;
- взаимопомощь;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности.
3. Методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников», разработанная А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой. Цель - изучение коммуникативных качеств и умений личности ребенка.
Качественно-количественный анализ результатов данного диагностического комплекса позволяет распределить детей старшего дошкольного возраста по трем уровням готовности к совместной деятельности со сверстниками:
- низкий - ребенок знает, что со сверстником можно организовать совместную работу, имеет некоторые представления о правилах и способах сотрудничества в совместной деятельности, соответствующие существующим социальным нормам, но большая их часть является неосознанными, то есть не соответствует представленной ситуации, ребенок не может аргументированно обосновать необходимость применения того или иного правила определенной ситуации; интерес к сверстнику как к партнеру совместной деятельности практически отсутствует, эмоциональное отношение к совместной деятельности - нейтральное или отрицательное, важные для совместной деятельности коммуникативные качества и умения (эмпатийность, безконфликтность, инициативность, умение организовывать деятельность, понимать партнера, поддерживать общение) не проявляются, либо проявляются незначительно.
- средний - у ребенка сформированы представления о сверстнике как партнере совместной деятельности, об адекватных существующим нормам правилах и способах совместной деятельность, но необходимость применения части из них в той или иной ситуации обосновать, аргументировать не может, интерес к сверстникам избирателен, но, в целом, эмоциональное отношение к совместной деятельности - позитивное, в поведении ребенка в условиях совместной деятельности проявляются некоторые необходимые для её осуществления коммуникативные качества и умения;
- высокий - у ребенка сформированы полные представления о сверстнике как возможном партнере совместной деятельности, о способах и правилах сотрудничества в совместной деятельности, ребенок проявляет интерес к сверстникам как к партнерам совместной деятельности, имеет позитивное эмоциональное отношение к совместной деятельности со сверстниками, в поведении ребенка проявляются необходимые для осуществления совместной деятельности коммуникативные качества и умения.
Таким образом, представленный диагностический комплекс позволяет получить исчерпывающую информацию об уровне сформированности у старших дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками. Входящие в комплекс методики достаточно просты по процедурам проведения, обработки и интерпретации результатов и могут успешно использоваться как педагогами, так и психологами ДОУ.
Использованные источники:
1. Бурмистрова Е.В., Кульчейко О.В., Хохлова Е.А.. Социально-образовательная среда детского сада как фактор социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Педагогические науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada-kak-faktor-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
2. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - №6. - с. 117-118.
3. Лисина М.И.. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LQl-2021.htm#$p202.
4. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27082/.
5. Римашевская Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07. - СПБ., 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dslib. net/do shkoln-obrazovanie/razvitie-sotrudnichestva-starshih-doshkolnikov-so-sverstnikami-na-zanjatii.html.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
8. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка // Дошкольное воспитание, 1997. - № 11 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0011/1_0011-1.shtml.