DOI 10.23859/1994-0637-2020-5-98-16 УДК 378
Сафарова Евгения Васильевна
Аспирант,
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (Ярославль, Россия) ORCID 0000-0001-7347-3755 E-mail: [email protected]
© Ca<|)a|)oi(a E. B., 2020
Safarova Evgenia Vasilievna
Postgraduate student, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia) ORCID 0000-0001-7347-3755 E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE PROBLEM OF DEVELOPING PRESCHOOLER'S KEY COMPETENCES IN THE PROCESS OF JOINT PICTORIAL ACTIVITY WITH PEERS
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития ключевых компетенций у дошкольника в процессе совместной изобразительной деятельности со сверстниками. Выполнен обзор принципов, представленных в нормативных документах; определена специфика продуктивных видов деятельности дошкольника. В контексте проблемы проведен анализ понятий «компетенция» и «компетентность», обозначены результаты констатирующего этапа эксперимента. Выделены ключевые компетенции, приобретаемые ребенком дошкольного возраста в процессе взаимодействия с ровесниками в условиях совместной изобразительной деятельности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, совместная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, взаимодействие педагога и ребенка
Abstract. The article considers the problem of developing key competences in a preschooler in the process of joint pictorial activity with peers. The author carried out a review of the principles in the regulatory documents and highlighted the specificity of the preschooler's productive activities. In the context of the problem, the concepts of "competence" and "competency" are analyzed; the results of the ascertaining stage of the experiment are indicated. The author identifies key competences acquired by a child of preschool age in the process of interaction with peers under the conditions of joint pictorial activity.
Keywords: competence, competency, joint pictorial activity with children of preschool age, teacher and child interaction
Благодарность. Статья подготовлена при поддержке гранта на реализацию научного проекта № 19-313-90021 Аспиранты «Формирование профессиональных компетенций у студентов в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста». Договор № 19-313-90021\19.
Введение
Основной ценностью современного образования является гармоничная личность, представляющая собой целостную развивающуюся систему, обязательным условием становления которой можно назвать формирование ключевых компетенций. По этой причине в педагогике все больше внимания уделяется реализации компетентностно-го подхода в образовании; его основная цель - формирование человека, способного в постоянно меняющихся условиях современной жизни действовать, ориентируясь на социально-нравственные ценности, брать на себя ответственность, применять полученные знания и опыт1.
Современное дошкольное образование направлено на развитие базисных качеств личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит процесс вхождения маленького человека в социальный мир взрослых. Это ключевой период в усвоении большого диапазона знаний и овладении широким спектром умений. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольных учреждениях выстраивается таким образом, чтобы воспитанник осваивал культурные, нравственные правила и закономерности общественной жизни, активно взаимодействовал с окружающими людьми, добивался поставленной цели, творчески подходил к решению проблемы. Данные положения отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования2. Документ базируется на следующих основных принципах:
1) поддержка разнообразия детства;
2) принцип индивидуализации;
3) личностно-развивающий;
4) гуманистический принцип.
Кратко рассмотрим содержание первых трех принципов.
Первый принцип раскрывает период детства как важный этап в развитии и становлении личности человека. Взрослый должен сопровождать ребенка на протяжении всех этапов детства, а также организовать условия, отвечающие детским интересам и потребностям.
Второй принцип основывается на учете характера индивидуальных различий воспитанников. Каждый ребенок имеет свои особенности развития, и в связи с этим должен разрабатываться индивидуальный образовательный и развивающий маршрут. Дети должны иметь возможность сами регулировать организацию взаимодействия со сверстниками, у них должен быть выбор вида деятельности и материалов для своей активности.
Третий принцип ориентирован на учет индивидуальных потребностей каждого ребенка, его личность, что обусловливает его интеллектуальное развитие и измене-
1 Зотова И. В., Штумпф Н. В. Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности // Наука, техника и образование. - 2018. - № 4 (45). - С. 79-82.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). -URL: http://sch2vo.ru/doc/Doshkol_obr/18_19/FGOSDO.pdf (дата обращения: 21.02.2020).
ния в поведении1. При этом взаимодействие педагога должно выстраиваться как с ребенком, так и с его родителями.
В рамках нашего исследования под взаимодействием мы понимаем целенаправленный процесс влияния друг на друга участников образовательной деятельности, результатом которого является развитие социально-психологических свойств лично-сти2. Педагогически грамотно организованное взаимодействие приводит к тому, что у детей происходят положительные изменения в поведении, интеллекте и личности. Основываясь на данном принципе, можно сделать вывод о том, что современная педагогика - это творческая и свободная наука, где главный акцент делается на уважении личности ребенка3.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений осуществляют непосредственную образовательную деятельность с детьми, опираясь на принципы, лежащие в основе организации совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками. Это отражено в большом количестве работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов: теоретические аспекты такой работы изложены в трудах В. В. Абра-менковой, В. Н. Белкиной, Д. Б. Годовиковой, Р. И. Деревянко, М. Г. Елагиной, Т. М. Землянухиной, Т. И. Комиссаренко, В. К. Котырло, М. И. Лисиной, Т. А. Марковой, М. И. Махамановой, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, Р. А. Смирновой. Некоторые особенности продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста отражены в исследованиях А. В. Бакушинского, И. Л. Ермакова, Р. Г. Казаковой, В. И. Киреенко, К. Н. Корнилова, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной. Учитывая особую значимость продуктивных видов деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, ученые, такие как А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков, Г. В. Лабунская, Б. С. Щербаков и другие, разносторонне рассматривали их содержание и организацию.
Основная часть
Рассмотрим более подробно специфику продуктивных видов деятельности, включающих в себя изобразительную и конструктивную деятельность. У ребенка дошкольного возраста в ходе продуктивной деятельности и детского творчества развивается мышление, воображение, внимание, память, углубляются зрительные представления о предметах, явлениях, ситуациях. Этот опыт реализуется в рисунках и конструкциях4. Продуктивные виды деятельности представляют собой важное сред-
1 Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» («ВеДе-До»). - Краснодар: ХОРС, 2015. - 273 с.
2 Сафарова Е. В. Взаимодействие как междисциплинарная научная категория: обзор подходов к пониманию сущности // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 10. -С. 170.
3 Белкина В. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях непрерывного педагогического образования. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. -208 с.
4 Белкина В. Н., Сафарова Е. В. Проблема подготовки студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного
ство всестороннего развития, отвечающее интересам и потребностям детей дошкольного возраста; обладают большими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Рисование способствует развитию креативного мышления, воображения, композиционных умений, учит сочетать цвета и оттенки. Лепка и аппликация формируют чувство формы. Конструирование помогает обучить ребенка комбинированию разнообразных объемов и форм; это обусловливает более высокий уровень конструктивного творчества. Все виды продуктивной деятельности при правильной организации направлены на физическое развитие ребенка, способствуют развитию моторной функции рук, что немаловажно для дальнейшего обучения письму в школе.
Продуктивная деятельность всех видов (характеризующихся взаимной связью) крайне важна для развития детей. Основным критерием подготовленности педагога к организации продуктивной деятельности (как индивидуальной, так и совместной) можно назвать набор компетенций, которыми должен обладать воспитатель или преподаватель. Выделим ключевые компетенции. Во-первых, способность взаимодействовать с обучающимися, признавая их достоинство, понимая и принимая каждого ребенка как самостоятельную личность. Во-вторых, умение грамотно формировать у детей навыки планирования своих действий, достижения поставленной цели; пробудить желание познавать новую информацию, а также содействовать развитию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, здорового и безопасного образа жизни. Планировать и организовывать развитие детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В-третьих, поощрение и стимулирование творческой активности ребенка, а именно включение в повседневный график жизни разнообразных видов изобразительной деятельности. При этом важно принимать во внимание грамотно организованную предметно-пространственную среду, способствующую развитию личности ребенка, а именно мышления, воображения и творческого потенциала. Главный принцип современного дошкольного образования заключается в сотрудничестве воспитателя с детьми в процессе общения. Работа должна проводиться не только в отношении ребенка, но и совместно с ним. Педагогу следует придерживаться личностно-ориентированной модели, не подгонять развитие личности, а предотвращать его торможение. Взаимодействие необходимо организовать как субъект-субъектные отношения между педагогом и ребенком, а также среди сверстников в группе1. Любое давление на детей влечет за собой протест и отказ выполнять какие-либо действия. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию у детей эмпатии, формированию коллективных навыков взаимодействия. Правильно организованное сотрудничество позволяет преодолеть страх неудачи у детей, повышает самооценку, развивает творческое воображение.
Анализ исследований педагогов-практиков (С. М. Зимина, Л. В. Свирской, И. Д. Фрумина) позволяет нам сделать вывод о том, что компетентность приобретается в ходе практической деятельности педагога.
образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 130-132.
1 Там же.
Остановимся более подробно на рассмотрении основной идеи нашей статьи: какие ключевые компетенции формируются у дошкольников в условиях совместной со сверстниками изобразительной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо-вания1 предусматривает перечень ключевых компетенций, формируемых на этапе раннего и дошкольного детства, а именно: компетенция активного взаимодействия, компетенция достижения поставленной цели, компетенция осведомленности, здоро-вьесберегающая компетенция, компетенция креативности.
Рассмотрим содержание каждой из них в контексте общих подходов к развитию дошкольника.
Суть компетенции активного взаимодействия состоит в том, что ребенок проявляет интерес к сверстникам и взрослому, способен принять на себя различные социальные роли. У него преобладает положительно-стабильное эмоциональное состояние, проявляется эмпатия, способность включаться в решение проблем сверстников. Дети могут подражать действию педагога, выражать свои эмоции, чувства, желания, строить планы, представлять результаты, используя при этом речь, мимику и жесты. Ребенок способен инициировать общение, задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения. В процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования воспитанники развивают свой кругозор, познают окружающую их действительность, пополняют словарный запас, получают пространственные представления. Формируются умения коммуницировать в группе сверстников, ребенок учится находить компромиссы в выборе материалов и в процессе распределения действий в ходе выполнения работы. Педагог побуждает детей к анализу, они в свою очередь высказывают суждения о работах сверстников, представляют свои работы.
Компетенция достижения поставленной цели означает, что ребенок способен самостоятельно планировать действия, подбирать средства и методы для достижения обозначенной цели. Процесс выполнения задания и результат вызывают у него положительные эмоции. Дети способны договариваться, осуществляя совместную изобразительную деятельность, могут прогнозировать результат и корректировать свои действия. Продуктивные виды детской деятельности благоприятно влияют на развитие всех психических процессов ребенка, а также позволяют сформировать целенаправленность, умения и навыки планирования своей деятельности, достижение результата, волевую регуляцию.
Обладая компетенцией осведомленности, ребенок демонстрирует потребность в общении со взрослым и сверстником, часто задает вопросы уточняющего характера, активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту. Продуктивная деятельность способствует развитию созидательной активности и инициативности при создании рисунка, поделки и аппликации, которые можно использовать самому, показать или подарить другим2.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). -URL: http://sch2vo.ru/doc/Doshkol_obr/18_19/FGOSDO.pdf (дата обращения: 21.02.2020).
2 Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (14-15 декабря 2017 года) / под редакцией А. В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: ЮФУ, 2017 - 720 с.
Здоровьесберегающая компетенция проявляется в процессе участия ребенка в подвижных играх. Он повторяет движения, проявляет активность в двигательной деятельности, соблюдая правила безопасного поведения. Имитация движений позволяет ребенку более точно изобразить героев в сюжетном рисовании, вылепить динамичного героя. Правила безопасного поведения помогают правильно использовать инструменты, предназначенные для изготовления продукта. В ходе изобразительной деятельности ребенок способен проявлять свои чувства и эмоции.
Компетенция креативности характеризуется тем, что ребенок самостоятельно придумывает сюжеты рисования, лепки и аппликации, использует игрушки-заменители, стремится самостоятельно развивать сюжет. Создавая и разрешая проблемные ситуации, инициирует общение со взрослыми и сверстниками.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что виды выделенных компетенций ребенка дошкольного возраста соответствуют основам человеческой деятельности. У всех детей они проявляются в разной степени. Если ребенок заинтересован деятельностью, то уровень проявления значительно возрастает, педагогу следует активизировать имеющиеся внутренние ресурсы и возможности каждого ребенка. Необходимость развития навыков совместной изобразительной деятельности обоснована и представлена в таких программах дошкольного образования, как «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, «Природа и художник» Т. А. Копцевой, «Красота. Радость. Творчество» Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. В. Зацепиной, «Гармония развития» Д. И. Воробьевой. Эти программы по художественно -эстетическому развитию являются парциальными. Кроме того, в комплексных программах «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «Радуга» Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой, Е. В. Соловьевой, С. Г. Якобсон, «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой помимо совместной изобразительной деятельности уделяется внимание обучению детей достижению запланированной цели, способам ее реализации и выбору подходящих материалов. Одним из компонентов программ является стимулирование способности к эмоциональному переживанию. В процессе совместной изобразительной деятельности воспитывается внимательность детей друг к другу; они должны видеть результат и проявлять свое отношение к деятельности. Программами предусмотрено освоение разных форм совместной изобразительной деятельности и сотрудничества, например, работа в парах, в подгруппах, фронтально. Анализируя программы, мы пришли к выводу, что все цели и задачи направлены на развитие интереса к сотрудничеству. Дети учатся совместно решать общую задачу, стремятся договориться для достижения общей цели. Воспитатель выступает в роли проводника детей в ходе освоения конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов1, выбора материалов и методов.
1 Везетиу Е. В., Вовк Е. В., Горбунова Н. В., Коник О. Г., Кот Т. А., Макаренко Ю. В., Осадчая И. В. Актуальные вопросы развития речи дошкольников и младших школьников. Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2019. - 204 с.
В процессе исследования было изучено перспективное и календарное планирование работы по организации изобразительной деятельности детей. В детских садах выполнены все условия для художественно-эстетического развития ребенка1, однако мы полагаем, что недостаточно внимания уделяется вариативности коллективного творчества. С целью выявления развития ключевых компетенций, приобретаемых ребенком дошкольного возраста в процессе взаимодействия в совместной изобразительной деятельности2, нами была использована диагностическая методика изобразительной деятельности дошкольников Т. С. Комаровой.
Анализ детских работ проводился по нескольким критериям. Прежде всего мы изучали темы, содержание, оригинальность. Далее обращали внимание на форму, строение и передачу пропорций предметов в изображении. Кроме того, рассматривали композицию, передачу движения и цвета, а также пытались оценить проявление творчества детей, самостоятельность замысла и стремление к его полному раскрытию.
Анализ детских работ по вышеназванным показателям носил качественный характер. Все оценки по каждому критерию суммировались, на основе набранных баллов мы дифференцировали результаты по уровню овладения навыками совместной изобразительной деятельности.
В рамках нашего исследования мы выделили ключевые компетенции, приобретаемые ребенком дошкольного возраста в процессе взаимодействия в совместной изобразительной деятельности (см. рисунок).
Первая - компетенция активного взаимодействия. Ребенок в процессе обучения посредством способов изображения (аппликации, лепки, конструирования) должен непосредственно взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослым. Вопросы взрослого переключают внимание воспитанника с действия на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Именно через общение ребенок учится давать название своим рисункам, постройкам, следовательно, продукты деятельности становятся средствами указания и сообщения. В ходе совместной деятельности ребенка со сверстниками он попадает в ситуацию равноправия партнеров, что позволяет развивать творческий потенциал без влияния авторитета взрослого на выбор изображения или материала использования. Взаимодействие ребенка со сверстниками во время продуктивных видов деятельности дает свободу в процессе достижения цели.
Вторая компетенция, развивающаяся в рамках изобразительной деятельности, -целеполагание. Участвуя в продуктивных видах деятельности, воспитанник должен уметь ставить цель, доводить ее до завершения и не менять в процессе реализации.
Третья компетенция связана с осведомленностью детей, именно она влияет на придумывание сюжета, персонажа и развитие творческой активности. Ребенку сложнее изобразить персонаж, с которым он не знаком. Нами был проведен эксперимент, в ходе которого детям предлагалось нарисовать несуществующее животное.
1 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Образовательная политика. - 2015. - № 2 (68). - С. 27-71.
2 Сафарова Е. В. Взаимодействие как междисциплинарная научная категория: обзор подходов к пониманию сущности // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 10. -С. 170-174.
В результате мы получили рисунки с изображением животных из реальной жизни. К ним дети дорисовывали большие лапы и головы.
Четвертая компетенция - здоровьсбережение. Непосредственно во время продуктивных видов деятельности педагог рассказывает, как сохранять здоровье, и знакомит ребенка с техникой безопасности. Одним из методов такого знакомства может служить метод моделирования и изображения ситуации.
Пятая компетенция - креативность. Основными направлениями в развитии креативности можно назвать развитие воображения и качеств мышления. Мышление дошкольников значительно отличается от мышления взрослых. Оно не ограничено догмами и стереотипами, свободно и независимо. Данные качества влияют на креативность, и эти особенности необходимо развивать. Дошкольное детство является фундаментом для развития творческого воображения и творческих способностей.
Ключевые компетенции ребенка дошкольного возраста
Совместная изобразительная деятельность
Критерии диагностики детей дошкольного возраста
Г \
Активное взаимодействие
Достижение поставленной цели
Осведомленность
Здоровьесбере жение
Креативность
Ч_)
Г \
Проявляет интерес к сверстникам и взрослым
Подражает действию педагогов
Подбирает средства и методы для достижения поставленной цели
Подбирает способы взаимодействия в совместной деятельности
Способен инициировать общение
Задает вопросы, активно использует и называет источники знаний
Соблюдает правила безопасного поведения
Придумывает сюжеты рисунков
Анализировали:
- содержание детских работ, темы, оригинальность и многообразие изображения;
- правильность передачи форм и пропорций предметов в изображении;
- композицию, передачу движения и цвета;
- активность;
- взаимодействие с детьми и взрослыми
V_)
Рисунок. Проявление ключевых компетенций ребенка дошкольного возраста Выводы
Мы изучаем совместную изобразительную деятельность детей, поскольку это одна из перспективных форм развивающего обучения, в процессе которой они активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, стремятся достичь ранее поставленной цели, расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас, учатся подбирать изобразительные материалы, узнают правила поведения, знакомятся с трудовыми действиями, учатся уважать чужой труд, соблюдают технику безопасности, создают самостоятельно продуманные сюжеты в рисовании, лепке, конструировании. Совместная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста является индикатором для проявления всех ключевых компетенций, приобретаемых ре-
бенком дошкольного возраста. От того, в какой степени реализовывались эти возможности, будет зависеть развитие творческого потенциала взрослого человека.
Литература
Абраменкова В. В. Социальная психология детства. - Москва: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. - Москва: Карапуз, 2009. - 303 с.
Бахмутский А. Е., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э., Лебедева Л. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Деятельность педагогических работников дошкольного образования в соответствии с профессиональным стандартом. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1997. - 196 с.
Белкина В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. - 206 с.
Белкина В. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях непрерывного педагогического образования. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. -208 с.
Белкина В. Н., Сафарова Е. В. Проблема подготовки студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 130-132.
Везетиу Е. В., Вовк Е. В., Горбунова Н. В., Коник О. Г., Кот Т. А., Макаренко Ю. В., Осад-чая И. В. Актуальные вопросы развития речи дошкольников и младших школьников. Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2019. - 204 с.
Волков Б. С. Психология развития человека. - Москва: Академический проект, 2004. -223 ^
Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
Зотова И. В., Штумпф Н. В. Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности // Наука, техника и образование. - 2018. - № 4 (45). - С. 79-82.
Кожанова О. В., Жукова И. А. Формирование личности ребенка в процессе социализации // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017. - С. 360-361.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. ФГОС. - Москва: Мозаика-Синтез, 2017. - 170 с.
Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»). -Краснодар: ХОРС, 2015. - 273 с.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье. - Москва: Педагогика, 1970. -47 с.
Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (14-15 декабря 2017 года) / под редакцией А. В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: ЮФУ, 2017 - 720 с.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Образовательная политика. - 2015. - № 2 (68). - С. 27-71.
Сафарова Е. В. Взаимодействие как междисциплинарная научная категория: обзор подходов к пониманию сущности // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 10. -С. 170-174.
Сафарова Е. В. Специфика продуктивных видов деятельности дошкольника // Проблемы современного детства: сборник научных трудов: в 2 ч. / под редакцией В. Н. Белкиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2018. - Ч. 2. - С. 366-372.
Свирская Л. В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям: почитаем и подумаем вместе. - Москва: АСТ, 2008. - 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). -URL: http://sch2vo.ru/doc/Doshkol_obr/18_19/FGOSDO.pdf (дата обращения: 21.02.2020).
Фрумин И. Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы первой Всероссийской конференции-семинара (Зеленоград, 29-31 октября 1995 г.) / под редакцией О. С. Газмана. -Москва: Инноватор, 1996. - С. 72.
References
Abramenkova V. V. Sotsial'naia psikhologiia detstva [Social psychology of childhood]. Moscow: PER SE, 2008. 431 p.
Bakushinskii A. V. Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie: opyt issledovaniia na materiale prostranstvennykh iskusstv [Artistic creativity and education: the experience in research of three dimensional art]. Moscow: Karapuz, 2009. 303 p.
Bakhmutskii A. E., Gladkaia I. V., Glubokova E. N., Kondrakova I. E., Lebedeva L. I., Pisareva S. A., Triapitsyna A. P. Deiatel'nost' pedagogicheskikh rabotnikov doshkol'nogo obra-zovaniia v sootvetstvii s professional'nym standartom [The activity of preschool education teachers in accordance with professional standard]. St Petersburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena, 1997. 196 p.
Belkina V. N. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty vzaimodeistviia detei so sverstnikami [Psychological and pedagogical aspects of interaction between children and their peers]. Iaroslavl': IaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014. 206 p.
Belkina V. N. Formirovanie professional'noi kompetentnosti studentov v usloviiakh nepreryv-nogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Developing professional competency in students in the context of lifelong pedagogical education]. Iaroslavl': IaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014. 208 p.
Belkina V. N., Safarova E. V. Problema podgotovki studentov k pedagogicheskomu reguliro-vaniiu vzaimodeistviia detei doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami [Problem of training students for pedagogical management of interaction between preschoolers and peers]. Formirovanie professio-nal'noi kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo profilia v usloviiakh nepreryvnogo obrazovaniia: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii [Developing professional competency in a preschool teacher in the context of lifelong learning: Proceedings of international research and practice virtual conference]. Yaroslavl: RIO IaGPU, 2016, pp. 130-132.
Vezetiu E. V., Vovk E. V., Gorbunova N. V., Konik O. G., Kot T. A., Makarenko Iu. V., Osadchaia I. V. Aktual'nye voprosy razvitiia rechi doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov. Vospitanie rechevogo etiketa u detei starshego doshkol'nogo vozrasta [Topical issues of preschoolers' and younger students' speech development. Education of speech ethics in children of senior preschool age]. Ialta: Gumanitarno-pedagogicheskaia akademiia (filial) Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia "Krymskii federal'nyi universitet imeni V. I. Ver-nadskogo", 2019. 204 p.
Volkov B. S. Psikhologiia razvitiia cheloveka [Psychology of human development]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2004. 223 p.
Zimniaia I. A. Pedagogicheskaia psikhologiia [Educational psychology]. Rostov-on-Don: Feniks, 1997. 480 p.
Zotova I. V., Shtumpf N. V. Formirovanie sotsial'no-kommunikativnoi kompetentnosti u detei starshego doshkol'nogo vozrasta v teatralizovannoi deiatel'nosti [Formation of social and communicative competence in older preschool children through theatrical activity]. Nauka, tekhnika i obra-zovanie [Science, technology and education], 2018, no. 4 (45), pp. 79-82.
Kozhanova O. V., Zhukova I. A. Formirovanie lichnosti rebenka v protsesse sotsializatsii [Shaping the personality of a child through socialization]. Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konfe-rentsiia "Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psikhologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsi-ia " [All-Russian research and practice conference "Personality in culture and education: psychological support, development, socialization"]. Rostov-on-Don: Iuzhnyi federal'nyi universitet, 2017, pp. 360-361.
Komarova T. S. Detskoe khudozhestvennoe tvorchestvo. FGOS [Children's art creativity. FSES]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2017. 170 p.
Korenblit S. S., Arushanova A. G., Rychagova E. S. Razvitie iazykovoi lichnosti doshkol'nika: teoriia, opyt. Programma i tekhnologiia "Veselyi den' doshkol'nika" ("VeDeDo") [Development of a preschooler's language personality: theory, experience. Program and technology "Cheerful day of a preschooler" ("VEDEDO")]. Krasnodar: KhORS, 2015. 273 p.
Labunskaia G. V. Khudozhestvennoe vospitanie detei v sem'e [Children's artistic education in the family]. Moscow: Pedagogika, 1970. 47 p.
Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psikhologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsiia: materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (14-15 dekabria 2017 goda) [Personality in culture and education: psychological assistance, development, socialization: Proceedings of the V All-Russian research and practice conference (14-15 December 2017); ed. by A. V. Cherna-ya]. Rostov-on-Don; Taganrog: IuFU, 2017. 720 p.
Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma doshkol'nogo obrazovaniia [Exemplary basic educational program of preschool education]. Obrazovatel'naia politika [Education policy], 2015, no. 2 (68), pp. 27-71.
Safarova E. V. Vzaimodeistvie kak mezhdistsiplinarnaia nauchnaia kategoriia: obzor podkhodov k ponimaniiu sushchnosti [Interaction as an interdisciplinary scientific category: a review of approaches to understand the essence]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2019, no. 10, pp. 170-174.
Safarova E. V. Spetsifika produktivnykh vidov deiatel'nosti doshkol'nika [The specificity of the preschooler's productive activities]. Problemy sovremennogo detstva: sbornik nauchnykh trudov: v 2 ch. [Problems of modern childhood: collection of scientific papers: in 2 parts; ed. by V. N. Belki-na]. Iaroslavl': IaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2018, part 2, pp. 366-372.
Svirskaia L. V. 76 retseptovpravil'nogo obshcheniia s vashim rebenkom. Podskazki roditeliam i vospitateliam: pochitaem i podumaem vmeste [76 recipes for correct communication with your child. Tips for parents and educators: let's read and think together]. Moscow: AST, 2008. 160 p.
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniia (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 17 oktiabria 2013 g. № 1155) [Federal state educational standard of preschool education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013, No. 1155)]. Available at: http://sch2vo.ru/doc/Doshkol_obr718_19/FGOSDO.pdf (accessed: 21.02.2020).
Frumin I. D. Pedagogicheskaia podderzhka: mezhdu pomoshch'iu i vyrashchivaniem [Pedagogical support: between help and raising children]. Vospitanie i pedagogicheskaia podderzhka detei v obrazovanii: materialy pervoi Vserossiiskoi konferentsii-seminara (Zelenograd, 29-31 oktiabria 1995 g.) [Training and pedagogical support for children in education: Proceedings of the I All-Russian conference-seminar (Zelenograd, 29-31 October 1995); ed. by O. S. Gazman]. Moscow: Innovator, 1996, pp. 72.
Примечание: работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора В. Н. Белкиной.
Для цитирования: Сафарова Е. В. Проблема развития ключевых компетенций у дошкольника в процессе совместной со сверстниками изобразительной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 5 (98). - С. 202-213. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-16
For citation: Safarova E. V. The problem of developing preschooler's key competences in the process of joint pictorial activity with peers. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 5 (98), pp. 202-213. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-16